- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса по биологии (11 класс)
Программа элективного курса по биологии (11 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Летовальцева С.Ю. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Дальнереченского городского округа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Заседание методического Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №5»
совета школы _________ Цымбал Т.Ю. _______ С.Ю. Летовальцева
(протокол № от _____ 2012 г.) « » сентября 2012 г. « » сентября 2012 г.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ
«Задачи и упражнения по общей биологии»
11 класс
на 2012 - 2013 учебный год
(общий курс - 34 часа, недельная нагрузка - 1 час).
Учитель: Летовальцева С.Ю.
2012 г.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС по биологии
«ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Задачи и упражнения по общей биологии» предназначена для учащихся 11 класса, расчитана на 34 часа.
Цель элективного курса:
- повысить уровень биологических знаний,
- расширить знания и умения в решении сложных задач,
-углубить знания о материальном мире и методах научного познания природы.
Задачи элективного курса:
- подготовка к Единому государственному экзамену по биологии;
- закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения у многих выпускников, участвующих в ЕГЭ по биологии;
- удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся вопросами общей биологии;
- формирование умений решать разнообразные задачи;
- формирование умений работать с текстом, рисунками, схемами;
- контроль уровня знаний по предмету;
- практическое применение полученных знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
Содержание курса:
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебного времени; составлен с учётом на основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 - 11 классы» авторов Захарова В.Б., Мамонтова С.Г., Сонина Н.И. (профильный уровень), материалах методических пособий для учителя для подготовки учащихся средней школы к Единому государственному экзамену.
Методы проведения занятий:
лекция,
беседа,
решение тестовых заданий,
решение задач,
зачёт с использованием заданий, аналогичных экзаменационной работе.
Ожидаемый результат.
В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие умения:
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации;
- развитие умений по решению типовых и тематических тестовых заданий различного уровня сложности;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название разделов, тем
Кол - во часов (всего)
Из них всего часов на:
теория
практика
Раздел №1: Основы экологии
1
Сообщества (биоценозы). Биогеоценозы. Структура.
2
0,5
1,5
2
Поток энергии и цепи питания.
2
0,5
1,5
3
Смена экосистем. Сукцессия.
1
0,5
0,5
Раздел №2: Наследственная информация и реализация её в клетке
1
ДНК
2
0,5
1,5
2
РНК.
2
0,5
1,5
3
Биосинтез белка.
2
0,5
1,5
Раздел №3: Основные закономерности явлений наследственности
1
Моногибридное скрещивание.
2
0,5
1,5
2
Дигибридное скрещивание.
3
1
2
3
Полигибридное скрещивание.
1
0,5
0,5
4
Неполное доминирование.
1
0,5
0,5
5
Наследование признаков, сцепленных с полом.
2
1
1
6
Множественный аллелизм и наследование групп крови.
2
0,5
1,5
7
Взаимодействие генов. Комплиментарное взаимодействие.
1,5
0,5
1
8
Эпистатическое взаимодействие генов.
1,5
0,5
1
9
Полимерное действие генов.
1,5
0,5
1
10
Плейотропное действие генов.
1,5
0,5
1
11
Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
2
0,5
1,5
12
Анализ родословных.
2
0,5
1,5
Раздел №4: Механизм эволюционного процесса.
1
Генетика популяций.
2
0,5
1,5
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Название разделов, тем
Сроки изучения учебного материала
Учащийся должен:
знать
уметь
Раздел №1: Основы экологии
1-2
Сообщества (биоценозы). Биогеоценозы. Структура.
1 - 2 недели сентября
Биоценоз, биогеоценоз, продуценты, консументы, редуценты.
Составлять экосистемы и описывать типы взаимодействия между её компонентами.
3-4
Поток энергии и цепи питания.
3 - 4 недели сентября
Цепи и сети питания, звенья пищевой цепи, правило 10 %.
Составлять пищевые цепи (сети); определять количество энергии на любом этапе пищевой цепи.
5
Смена экосистем. Сукцессия.
5 неделя сентября
Сукцессия, её этапы, причины.
Раздел №2: Наследственная информация и реализация её в клетке
6-7
ДНК
1 - 2 недели октября
Принцип комплиментарности, транскрипция, трансляция.
Строить ДНК по
и- РНК, белковой молекуле; вычислять содержание нуклеотидов цепи молекулы.
8-9
РНК.
3 - 4 недели октября
Строить РНК по ДНК, белковой молекуле; вычислять содержание нуклеотидов цепи молекулы.
10-11
Биосинтез белка.
5 неделя октября
Процесс образования пептидной связи
Строить молекулы белка по ДНК, и - РНК
Раздел №3: Основные закономерности явлений наследственности
12-13
Моногибридное скрещивание.
2 - 3 недели ноября
Генотип, фенотип, гомозиготы, гетерозиготы, анализирующее скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, альтернативные признаки.
Решать задачи (наследование признаков, определение генотипа).
14-16
Дигибридное скрещивание.
4 неделя ноября -
1 неделя декабря
Свободное и случайное комбинирование, закон независимого комбинирования, ди- и полигибридное скрещивание.
Решать задачи (наследование признаков, определение генотипа).
17
Полигибридное скрещивание.
2 неделя декабря
Решать задачи (наследование признаков, определение генотипов).
18
Неполное доминирование.
3 неделя декабря
Неполное доминирование.
Решать задачи (наследование признаков, определение генотипов).
19-20
Наследование признаков, сцепленных с полом.
4 неделя декабря, 3 неделя января
Половые хромосомы, аутосомы.
Решать задачи (наследование признаков, определение генотипов).
21-22
Множественный аллелизм и наследование групп крови.
4 января, 1 неделя февраля
Резус - фактор, , резус - положительный, резус - отрицательный, аллели.
Решать задачи (определение и наследование групп крови, определение генотипов).
23-24
Взаимодействие генов.
Комплиментарное взаимодействие.
2 - 3 недели февраля
Эпистаз, плейотропия, полимерия, комплиментарное взаимодействие, пенетрантность.
Характеризовать и отличать типы взаимодействия генов.
24-25
Эпистатическое взаимодействие генов.
4 неделя февраля,
1 неделя марта
Эпистаз.
Решать задачи (типы взаимодействия неаллельных генов).
26-27
Полимерное действие генов.
2 - 3 недели марта
Полимерия.
27-27
Плейотропное действие генов.
1 - 2 недели апреля
Плейотропия.
29-30
Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
3 - 4 недели апреля
Кроссинговер, закон сцепления генов Моргана, частота кроссинговера, морганида.
Решать задачи (определение частоты кроссинговера, расстояния между генами в хромосоме).
31-32
Анализ родословных.
1 - 2 недели мая
Генеалогический метод, пробанд, сибсы,
Решать задачи (наследование признаков в ряду поколений).
Раздел №4: Механизм эволюционного процесса.
33-34
Генетика популяций.
3 - 4 недели мая
Закон Харди - Вайнберга чистоты генотипов.
Решать задачи (наследование признаков в популяции).
Используемая литература:
№
Название литературы
Автор
Издательство, место издания
Год издания
1
Методические указания по решению различных типов генетических задач.
Соколов В.Г.
УГПИ, Уссурийск
1989
2
Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами.
Соколова Н.А.
Маклакова А.С.
Сарычева Н.Ю.
Каменский А.А.
«Экзамен», Москва
2011
3
Биология. ЕГЭ.
Пособие для подготовки к экзамену.
Ключникова Н.М.
Пятунина С.К.
Романова А.П.
Зайцева Е.Ю.
«Экзамен», Москва
2008
4
Биология. ЕГЭ. Типовые тестовые задания.
Богданов Н.А.
«Экзамен»,
Москва
2010
5
Биология. ЕГЭ. Практикум.
Деркачёва Н.И.
Соловьёв А.Г.
«Экзамен»,
Москва
2008
6
Экология. 100 экзаменационных ответов. Экспресс - справочник для студентов ВУЗОВ.
Денисов В.В.
Денисова И.А.
«МарТ»,
Москва - Ростов - на - Дону
2004
7
Биология. ЕГЭ. Универсальные материалы для подготовки учащихся.
Калинова С.Г.
Мягкова А.Н.
Резникова В.З.
«Интеллект - Центр», Москва
2011
8
Биология. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания.
Богданов Н.А.
Каменский А.А.
Сарычева Н.Ю.
Соколова Н.А.
«Экзамен»,
Москва
2010