Программа элективного курса по биологии (11 класс)

Пояснительная записка. Программа элективного курса «Задачи и упражнения по общей биологии» предназначена для учащихся   11 класса, расчитана на  34 часа.Цель  элективного курса: - повысить уровень биологических знаний,- расширить знания и умения в решении сложных задач, -углубить знания о материальном мире и методах научного познания природы. Задачи элективного курса:- подготовка к Единому государственному экзамену  по биологии;- закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения у мно...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Дальнереченского городского округа

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Заседание методического Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №5»

совета школы _________ Цымбал Т.Ю. _______ С.Ю. Летовальцева

(протокол № от _____ 2012 г.) « » сентября 2012 г. « » сентября 2012 г.





ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ

«Задачи и упражнения по общей биологии»

11 класс

на 2012 - 2013 учебный год


(общий курс - 34 часа, недельная нагрузка - 1 час).








Учитель: Летовальцева С.Ю.




















2012 г.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС по биологии

«ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»


Пояснительная записка.


Программа элективного курса «Задачи и упражнения по общей биологии» предназначена для учащихся 11 класса, расчитана на 34 часа.

Цель элективного курса:

- повысить уровень биологических знаний,

- расширить знания и умения в решении сложных задач,

-углубить знания о материальном мире и методах научного познания природы.

Задачи элективного курса:

- подготовка к Единому государственному экзамену по биологии;

- закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения у многих выпускников, участвующих в ЕГЭ по биологии;

- удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся вопросами общей биологии;

- формирование умений решать разнообразные задачи;

- формирование умений работать с текстом, рисунками, схемами;

- контроль уровня знаний по предмету;

- практическое применение полученных знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.

Содержание курса:

Элективный курс рассчитан на 34 часа учебного времени; составлен с учётом на основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 - 11 классы» авторов Захарова В.Б., Мамонтова С.Г., Сонина Н.И. (профильный уровень), материалах методических пособий для учителя для подготовки учащихся средней школы к Единому государственному экзамену.

Методы проведения занятий:

лекция,

беседа,

решение тестовых заданий,

решение задач,

зачёт с использованием заданий, аналогичных экзаменационной работе.

Ожидаемый результат.

В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие умения:

- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации;

- развитие умений по решению типовых и тематических тестовых заданий различного уровня сложности;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.





УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов, тем

Кол - во часов (всего)

Из них всего часов на:

теория

практика

Раздел №1: Основы экологии

1

Сообщества (биоценозы). Биогеоценозы. Структура.

2

0,5

1,5

2

Поток энергии и цепи питания.

2

0,5

1,5

3

Смена экосистем. Сукцессия.

1

0,5

0,5

Раздел №2: Наследственная информация и реализация её в клетке

1

ДНК

2

0,5

1,5

2

РНК.

2

0,5

1,5

3

Биосинтез белка.

2

0,5

1,5

Раздел №3: Основные закономерности явлений наследственности

1

Моногибридное скрещивание.

2

0,5

1,5

2

Дигибридное скрещивание.

3

1

2

3

Полигибридное скрещивание.

1

0,5

0,5

4

Неполное доминирование.

1

0,5

0,5

5

Наследование признаков, сцепленных с полом.

2

1

1

6

Множественный аллелизм и наследование групп крови.

2

0,5

1,5

7

Взаимодействие генов. Комплиментарное взаимодействие.

1,5

0,5

1

8

Эпистатическое взаимодействие генов.

1,5

0,5

1

9

Полимерное действие генов.

1,5

0,5

1

10

Плейотропное действие генов.

1,5

0,5

1

11

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

2

0,5

1,5

12

Анализ родословных.

2

0,5

1,5

Раздел №4: Механизм эволюционного процесса.

1

Генетика популяций.

2

0,5

1,5







ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Название разделов, тем

Сроки изучения учебного материала

Учащийся должен:

знать

уметь

Раздел №1: Основы экологии

1-2

Сообщества (биоценозы). Биогеоценозы. Структура.

1 - 2 недели сентября

Биоценоз, биогеоценоз, продуценты, консументы, редуценты.

Составлять экосистемы и описывать типы взаимодействия между её компонентами.

3-4

Поток энергии и цепи питания.

3 - 4 недели сентября

Цепи и сети питания, звенья пищевой цепи, правило 10 %.

Составлять пищевые цепи (сети); определять количество энергии на любом этапе пищевой цепи.

5

Смена экосистем. Сукцессия.

5 неделя сентября

Сукцессия, её этапы, причины.


Раздел №2: Наследственная информация и реализация её в клетке

6-7

ДНК

1 - 2 недели октября

Принцип комплиментарности, транскрипция, трансляция.

Строить ДНК по

и- РНК, белковой молекуле; вычислять содержание нуклеотидов цепи молекулы.

8-9

РНК.

3 - 4 недели октября

Строить РНК по ДНК, белковой молекуле; вычислять содержание нуклеотидов цепи молекулы.

10-11

Биосинтез белка.

5 неделя октября

Процесс образования пептидной связи

Строить молекулы белка по ДНК, и - РНК

Раздел №3: Основные закономерности явлений наследственности

12-13

Моногибридное скрещивание.

2 - 3 недели ноября

Генотип, фенотип, гомозиготы, гетерозиготы, анализирующее скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, альтернативные признаки.

Решать задачи (наследование признаков, определение генотипа).

14-16

Дигибридное скрещивание.

4 неделя ноября -

1 неделя декабря

Свободное и случайное комбинирование, закон независимого комбинирования, ди- и полигибридное скрещивание.

Решать задачи (наследование признаков, определение генотипа).

17

Полигибридное скрещивание.

2 неделя декабря

Решать задачи (наследование признаков, определение генотипов).

18

Неполное доминирование.

3 неделя декабря

Неполное доминирование.

Решать задачи (наследование признаков, определение генотипов).

19-20

Наследование признаков, сцепленных с полом.

4 неделя декабря, 3 неделя января

Половые хромосомы, аутосомы.

Решать задачи (наследование признаков, определение генотипов).

21-22

Множественный аллелизм и наследование групп крови.

4 января, 1 неделя февраля

Резус - фактор, , резус - положительный, резус - отрицательный, аллели.

Решать задачи (определение и наследование групп крови, определение генотипов).

23-24

Взаимодействие генов.

Комплиментарное взаимодействие.

2 - 3 недели февраля

Эпистаз, плейотропия, полимерия, комплиментарное взаимодействие, пенетрантность.

Характеризовать и отличать типы взаимодействия генов.

24-25

Эпистатическое взаимодействие генов.

4 неделя февраля,

1 неделя марта

Эпистаз.

Решать задачи (типы взаимодействия неаллельных генов).

26-27

Полимерное действие генов.

2 - 3 недели марта

Полимерия.

27-27

Плейотропное действие генов.

1 - 2 недели апреля

Плейотропия.

29-30

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

3 - 4 недели апреля

Кроссинговер, закон сцепления генов Моргана, частота кроссинговера, морганида.

Решать задачи (определение частоты кроссинговера, расстояния между генами в хромосоме).

31-32

Анализ родословных.

1 - 2 недели мая

Генеалогический метод, пробанд, сибсы,

Решать задачи (наследование признаков в ряду поколений).

Раздел №4: Механизм эволюционного процесса.

33-34

Генетика популяций.

3 - 4 недели мая

Закон Харди - Вайнберга чистоты генотипов.

Решать задачи (наследование признаков в популяции).



Используемая литература:

Название литературы

Автор

Издательство, место издания

Год издания

1

Методические указания по решению различных типов генетических задач.

Соколов В.Г.

УГПИ, Уссурийск

1989

2

Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами.

Соколова Н.А.

Маклакова А.С.

Сарычева Н.Ю.

Каменский А.А.

«Экзамен», Москва

2011

3

Биология. ЕГЭ.

Пособие для подготовки к экзамену.

Ключникова Н.М.

Пятунина С.К.

Романова А.П.

Зайцева Е.Ю.

«Экзамен», Москва

2008

4

Биология. ЕГЭ. Типовые тестовые задания.

Богданов Н.А.

«Экзамен»,

Москва

2010

5

Биология. ЕГЭ. Практикум.

Деркачёва Н.И.

Соловьёв А.Г.

«Экзамен»,

Москва

2008

6

Экология. 100 экзаменационных ответов. Экспресс - справочник для студентов ВУЗОВ.

Денисов В.В.

Денисова И.А.

«МарТ»,

Москва - Ростов - на - Дону

2004

7

Биология. ЕГЭ. Универсальные материалы для подготовки учащихся.

Калинова С.Г.

Мягкова А.Н.

Резникова В.З.

«Интеллект - Центр», Москва

2011

8

Биология. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания.

Богданов Н.А.

Каменский А.А.

Сарычева Н.Ю.

Соколова Н.А.

«Экзамен»,

Москва

2010























© 2010-2022