Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15

УРОК БИОЛОГИИ в 5 классе по теме «Мхи» (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА).

ГБОУ СОШ №603 учитель биологии Ильинская Е.И

Тема: Царство РАСТЕНИЯ

Урок№ 26 «Мхи»

Цель урока

  • Создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение биологических объектов (на примере зеленых и сфагновых мхов)

  • Применение полученных знаний на практике на приемах работы с гербарными образцами мхов

Задачи урока

1. Познакомить учащихся с

  • характерными признаками высших растений,

  • с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов,

  • с практическим значением мха сфагнума;

2. Сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.

3. Заложить основы понимания большой значимости болотных экосистем - одного из основных мест обитания мхов.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний; комбинированный урок

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки, знакомство со строением печеночных и листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов.

Личностные: учатся отличать различные классы мхов, осваивают приемы работы с оптическими приборами (лупа, микроскоп, штативная лупа), проводить опыты и фиксировать полученные результаты.

Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, лабораторным оборудованием

методы и формы

обучения

  • объяснительно-иллюстративный; интерактивный методы, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод.

  • Индивидуальная, в парах, фронтальная

Образовательные

ресурсы

Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, учебник/ В.В.Пасечник. М., Дрофа, 2014

Доп. литература для учителя

  1. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника, - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. - 271с.

  2. Гуленкова М.А., Дмитриева Т.А. Дидактический материал по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. - 96с.

  3. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. - 3-е изд., М.: ВАКО, 2011. - 384с.

  4. Тарасова Е.В., учитель биологии; Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные" - festival.1september.ru/articles/611848/ ссылка от 14-04-2015

Оборудование

ПК, медиапроектор, слайды, таблицы «Зелёный мох кукушкин лён», «Болотный мох сфагнум»; гербарный материал с образцами мхов, стакан с водой, весы, микроскоп, лабораторное оборудование, микропрепараты "Мох кукушкин лен", "Мох сфагнум", коллекция и (или) презентация «Торф и продукты его переработки».



Содержательная часть урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация начала процесса обучения, внимания и внутренней готовности учащихся.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.


2. Актуализация

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Графический диктант (Проверка домашнего задания).

. На прошлом уроке мы с вами закончили изучение таких организмов, как «Лишайники» Давайте проверим, что мы о них узнали и запомнили.

Определите верные и неверные утверждения:

  1. Лишайники - симбиотические организмы, образованные в результате союза гриба и одноклеточных водорослей

  2. Лишайники живут очень долго: 50-100лет и больше

  3. Растут лишайники очень быстро и их размеры в большинстве случаев могут достигать нескольких метров

  4. Тело лишайника, как и тело многоклеточных водорослей, называется слоевище

  5. По форме тела различают накипные, листовые (=листоватые) и кустистые лишайники

  6. Лишайники называют «пионерами растительности», потому что их можно встретить только в неблагоприятных условиях высокогорья или Крайнего Севера

  7. Ягель, который еще называют «Олений мох», на самом деле является лишайником

  8. Все лишайники ядовиты для человека

  9. Из некоторых лишайников получали краску, а некоторые использовали для приготовления лекарств

  10. Лишайники используют как индикаторы загрязнения окружающей среды

Отвечают на вопросы

Работа в тетради.

Работают в паре.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата.

( Что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).


Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.


3. Мотивация

Это любопытно! Попробуйте угадать или узнать, что изображено на фотографиях?

Слайд 2 «Что изображено на фото?»












Слайд 3 - Правильный ответ:

2 фото слева - Макромир: Тропический лес. Пальмы

2 фото справа - Микромир: Мхи


Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Слайд 2 «Что изображено на фото?»

Обсуждение учащимися, ответы.

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Слайд 3 «Правильный ответ». Обсуждение учащимися фото на слайде.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; познавательные: логические - анализ дополнительной информации;

регулятивные: умение преобразовать информацию

4. Изучение нового материала.
































































































































































Формулируем тему урока: «Мхи»

Сегодня мы с вами приступаем к изучению высших растений. А начнем мы с Отдела мохообразные, представителей которого мы привыкли называть просто «мхи».

Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи - наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Но они играют очень важную экологическую роль.


Насчитывают мхи около 27 000 видов растений.

Встречаются преимущественно в увлажненных местообитаниях, но могут жить и в экстремально сухих для них условиях, проявляя признаки жизни только во время дождей или таяния снега.

Что же это за растения?


В Отделе Мохообразные выделяют 2 класса:


Мохообразные

/ \

Печеночники Листостебельные мхи

(По возможности продемонстрировать живые образцы печеночных мхов.)

Печеночники устроены наиболее примитивно, что в совокупности с другими признаками свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди печеночников в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция. А в аквариумах достаточно часто встречается плавающая риччия. (рис.68 учебника).


Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных является зеленый мох кукушкин лен.


(Учитель демонстрирует таблицы и гербарные материалы различных мхов.)


Лабораторная работа «Строение листостебельных мхов на примере зеленого мха кукушкин лен и сфагновых мхов».


Инструктивная карта (часть I: Зелёный мох кукушкин лён):

  1. Возьмите образец зеленого мха кукушкин лен и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.

  2. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты - ризоиды.

  3. Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.

  4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?

  5. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

  6. Зарисуйте растение зеленого мха кукушкин лен, обозначьте и подпишите его части.

  7. Запишите цвет листьев и стебля.


Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)


Физкультминутка:

Мы чертили, мы писали,

Наши пальчики устали

(Вращаем сжатыми кулачками в разные стороны)


Мы немножко отдохнем (Встряхиваем кистями рук)

И опять писать начнем. (Несколько раз энергично сжимаем и разжимаем пальцы рук)


Теперь рассмотрим другого представителя листостебельных мхов.


К ним, как и кукушкин лен (зеленый мох) относится также и белый (или торфяной) мох сфагнум.

Мы с вами уже узнали, что мхи предпочитают довольно-таки влажные места обитания. Но сфагнум, поселяясь под пологом леса, приводит к еще большему увлажнению и впоследствии - заболачиванию.

Чтобы понять, почему это происходит, проведем опыт:

ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ТОРФЯНОГО МХА СФАГНУМА

Ход выполнения опыта:

1. Взять 10 грамм сухого сфагнума и залить 250 граммами воды.

Подождать несколько минут.

2. Переложить мох на ткань или бумажное полотенце, чтобы впиталась стекающая вода

3. Снова взвесить мох

Вопросы учителя классу: Что наблюдаете? Куда делась вода? Во сколько раз масса впитавшейся воды превышает массу мха?

Рассмотрите и зарисуйте предложенные образцы.


Инструктивная карта (часть II «Белый или торфяной мох сфагнум»):

  1. Возьмите образец мха сфагнума и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.

  2. Найдите у него стебель, веточки, листья. Есть ли в нижней части стебля ризоиды?

  3. Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.

  4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите и рассмотрите коробочки со спорами. Обратите внимание на их строение.

  5. Зарисуйте растение мха сфагнума, обозначьте и подпишите его части.

  6. Запишите цвет листьев и стебля.

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Каждый лист сфагнума состоит из клеток двух разных типов:

живых узких зеленых клеток, содержащих хлоропласты, и круп-

ных мертвых прозрачных клеток с разрушенной цитоплазмой.

Живые клетки соединены друг с другом таким образом, что образуют сплошную сеть.

- Как вы думаете, что придает зеленый цвет этим клеткам?

(Пигмент Хлорофилл.)

- О чем свидетельствует наличие этого пигмента в листьях

мха сфагнума? (О способности растения к фотосинтезу.)

Т.е. процесс фотосинтеза, а значит и образование органических веществ, может происходить только в этих клетках.

Между зелеными клетками расположены мертвые клетки-резервуары, в оболочках которых имеются отверстия, через которые они могут заполняться водой или воздухом. Благодаря такому строению сфагнум способен быстро всасывать и проводить воду. Стебли мха снаружи также покрыты прозрачными мертвыми клетками, что способствует проведению воды. Мертвые клетки листьев и стеблей этого растения могут поглощать воды в 25 раз больше собственной массы.

Поэтому разрастание сфагнума приводит к заболачиванию низинных участков леса.

Значение мхов:

Значение мхов для человека:

- Мхи нашли широкое применение у человека:

Сами мхи используют:

  • Как подстилку и утеплитель для домашних животных

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

•В озеленении.

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

•В строительстве.

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

В Сибири и сейчас высушенный мох применяют при строительстве деревянных домов.

•В народной медицине.

На рубеже 19-20 веков сфагнум упаковывался и рассылался по всем губерниям России. Вместе с этими упаковками врачи и фельдшеры получали специальную анкету, в которой они должны были оценить свойства этого нового перевязочного материала. По результатам было выявлено, что практически все врачи высоко оценили сфагнум, его гигроскопичность, рыхлость и его антибактериальные свойства.

Из-за нехватки перевязочных и дезинфицирующих средств сфагнум применяли во время I мировой войны и Великой Отечественной Войны как перевязочный материал.

Учитель зачитывает строки В. Рождественского «Мох»:

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу беловатый.

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты-

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Кроме того отмирая, за многие годы под водой без доступа кислорода, сфагнум образует слой торфа.

Торф - особый вид топлива; добывают его, осушая болота.

Иногда на дне болота в торфе ждут находки из прошлого - неразложившиеся тела утонувших животных и даже людей.


Следовательно, мхи, превратившиеся в торф, также используют:

В топливной промышленности (Рассмотрите образцы торфа из коллекции или слайды)

  • Как удобрение

• В химической промышленности

  • В медицине

Вот как велико значение этих маленьких неприметных растений - мхов для человека!

Осталось определить и записать Значение мхов в природе:

Положительное:

- заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии;

- сами мхи и образующийся их них торф являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий,

-дезинфицируют и очищают проходящую через них воду;

- являются одним из основных компонентов таких экосистем, как моховые болота и тундры, леса, которые в свою очередь служат местом обитания ряда ценных и редких растений

Отрицательное:

- ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание;

- вытесняют на лугах ценные кормовые травы.












ОХРАНА

А также вспомним, что высохший торф и сухие мхи очень горючи, поэтому сообщества с их участием после осушения или в засушливые годы весьма уязвимы перед огнем! Помните, какие жуткие пожары иногда случаются в лесах и торфяниках? И чаще всего это происходит по вине человека: не затушенный до конца костер, выброшенный в окно транспорта окурок или спичка, просто оставленная бутылка, сработавшая как увеличительное стекло.

Записывают тему в тетрадь.

Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.















Записывают схему с доски





Учащиеся рассматривают образцы маршанции и ричии и (или) Рис. 68 учебника







Таблица «Зелёный мох кукушкин лён», Рис. 69 учебника, слайд 4 (Кукушкин лён)

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)



Учащиеся рассматривают образцы зеленого мха кукушкин лен и выполняют задания Инструктивной карты (часть I) . Работа в парах.


По одному по очереди подходят и рассматривают под микроскопом микропрепараты листа мха кукушкин лен



























Рис.70 учебника и слайд 5:

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)















Обсуждение результатов опыта


Учащиеся рассматривают образцы сфагнума и выполняют задания Инструктивной карты (часть II) . Работа в парах.


Рис.70 учебника и слайд 6 Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

По одному по очереди подходят и рассматривают под микроскопом микропрепараты листа мха сфагнум.



































Слайд 7 (подстилка)

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Слайды 8-9 (озеленение)

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)



Слайд 10 (строительство)

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)



Слайд 11 (медицина)

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)
















Слайд 12 (Торф)

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Слайд 13 (Образование торфа)Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Слайд 14 (Добыча торфа) Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)


Слайд 15 (Применение торфа) Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)




Обсуждение и запись.

Слайд 16 (болота)

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Слайд 17 (тундры)

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Слайд 18 (леса)

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Слайд 19 (лекарственные растения) Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Слайд 20 (охраняемые растения)Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)


Слайд 21 (пожары на торфяниках) Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Слайд 22 (лесной пожар)

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.








Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации























Познавательные, общеучебные и межпредметные: поиск и выделение необходимой информации, работа с оптическими приборами и инструментами.



Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи.

























































Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.


Познавательные, общеучебные и межпредметные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

владение монологической формой речи.

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений


















Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формой речи

5. Первичное закрепление

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы:


Подведем итоги урока:

В чем отличие мхов (высших растений) от водорослей (низших растений?)

У мхов имеются:

- дифференцированные органы (стебли и листья (за исключением некоторых примитивных форм мхов))

- ткани (покровная, фотосинтезирующая, проводящая).

Но Мохообразные - очень древняя группа в царстве растений и по своей организации очень близки к водорослям.

Сходство мхов с водорослями:

  • Корней у мохообразных нет, но есть ризоиды (как и у продвинутых водорослей типа бурых, красных, некоторых зеленых).

Вспомните, что такое ризоиды и в чем их отличие от корней? (Ризоиды - выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.)

  • Большинство мохообразных распространено в сильно увлажненных, даже заболоченных местах. Это связано с высокой потребностью в воде для нормальной жизнедеятельности этих растений.

  • Как и водоросли, мхи не имеют специальных тканей, проводящих воду, - сосудов. Поэтому все мохообразные низкорослы, их высота обычно не превышает 10 - 15 см. Практически они все многолетние растения. Среди них не встречается одревесневающих форм.

  • Некоторые примитивные представители отдела - печеночные мхи имеют тело в виде таллома (слоевища), похожего на таллом водорослей.

  • Оплодотворение мохообразных также связано с водой и в ее отсутствие не может осуществляться.

  • Размножаются мохообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.


В отделе мохообразных выделяют класс «печеночники» и класс «листостебельные мхи (или настоящие мхи)».

К печеночным мхам относятся маршанция, риччия.

В классе листостебельные мхи (или настоящие мхи) мы с вами изучили 2х представителей: зеленый мох кукушкин лен и мох сфагнум, который иногда называют в народе белым или торфяным мхом.






Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6. Рефлексия учебной деятельности

Слайд:

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Я понял, что…

Меня удивило…


Слайд 23 (рефлексия)

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Учащиеся выбирают начало фразы, которое наиболее, по их мнению, им подходит в конце данного урока, и формулируют ответ

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

7. Домашнее задание

§20 учебника, уметь отвечать на вопросы 1-5 в конце параграфа.


Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.

Ресурсы, использованные в презентации (Слайд 24, 25): Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

  • miry-mir.com/wp-content/uploads/2012/10/%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0.jpg

  • images.myshared.ru/6/679509/slide_17.jpg

  • floranimal.ru/orders/5443.jpg

  • zoomex.ru/sites/default/files/users/user1/strani/solomons04_zoom.jpg

  • img.zhivem.ru/photo/169/169121_272858.jpg

  • ссылки от 14-04-2015

  • images.myshared.ru/9/861759/slide_5.jpg

  • s16.radikal.ru/i191/0910/60/3d1860872624.jpg

  • difiori.ru/img/catalogimg/10big.jpg

  • pp.vk.me/c618331/v618331436/9456/342ae9ROWck.jpg

  • img.do100verno.com/user/orro/media/photo/26175.jpg

  • rmnt.ru/pub/uploads/201110/9135502737403265.jpg

  • forumimage.ru/uploads/20101227/12934615712400359.jpg

  • lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_13/72/d-71226/img5.jpg

  • sibear.ru/pict/kakoj-uteplitel-vybrat-dlya-derevyannogo-doma-1.jpg

  • fs1.ppt4web.ru/images/4134/61066/640/img25.jpg

  • indasad.ru/images/stories/dopolnitelnoe_menu/lekarstvennye_rastenia/moh-sfagnum/moh-sfagnum-primenenie3.jpg

  • ссылки от 16-04-2015

pro-uteplenie.ru/wp-content/uploads/uteplenie-derevyannogo-doma-sfagnovym-mhom.jpg

biolgra.ucoz.ru/Ilustrations/Botanika/Klleaves.jpg

images.myshared.ru/6/602749/slide_7.jpg

images.myshared.ru/6/781016/slide_18.jpg

indoor.usadbaonline.ru/get_img?ImageWidth=500&ImageHeight=375&ImageId=4304

dv-cvet.ru/_pu/1/15970958.jpg

  • ссылки от 16-04-2015

  • geobotany.narod.ru/dugi/ja-93.jpeg

  • blogvot.ru/wp-content/uploads/2013/05/rasteniya-tundry-alyaska-600x450.jpg

  • vettips.ru/wp-content/uploads/6277361305_d41c0ce8f6_b.jpg

  • botsad.msu.ru/otchet/3.files/image006.jpg

  • e-kurier.info/uploaded/image/2013YEAR/KURIER19/cvety3.jpg

  • ic.pics.livejournal.com/macrolight/14471847/3098/3098_original.jpg

  • nebudbaiduzhym.com/sites/default/files/5851_227cb2c7.jpg

  • photo.qip.ru/photo/madmanserg/3624235/xlarge/80237116.jpg

  • ссылки от 20-04-2015

  • rosleshoz.gov.ru/media/news/1655/1208-Yakutiya-Pozhary.jpg?display=xlarge

  • ссылка от 21-04-2015

Приложение 1.

Опыты к уроку по теме «Мхи»: (примеры проведения и личное впечатление от использования на уроках)

Постановку опытов проводила по рекомендациям, приведенным в следующих публикациях:

  • Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника, - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. - 271с.

  • Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. - 3-е изд., М.: ВАКО, 2011. - 384с.

  • Тарасова Е.В., учитель биологии; Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные" - festival.1september.ru/articles/611848/ ссылка от 14-04-2015

Опыты закладываются в начале урока и призваны показать гигроскопические возможности торфяного мха сфагнума.

I.

Опыт 1. Кустик мха сфагнума помещают в стакан, наполненный водой, так, чтобы верхушки выступали из стакана. Стакан поставить на блюдце или чашку Петри. Вскоре верхушки стеблей мха станут мягкими и наклонятся под тяжестью воды. Капли воды начнут стекать с повисших верхушек мха в чашку Петри.

В беседе по результатам опыта выясняется способность сфагнума поглощать много воды.

Опыт 2. Два одинаковых кустика мха сфагнума помещают в две банки с дождевой водой. В одну из банок кладут растертый в порошок мел.

Опыт показывает, что в банке с мелом вода проникает в клетки сфагнума медленнее. Почему вода с примесями проникает в клетки сфагнума хуже?

Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника, - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. - 271с.

Личное впечатление от проведения на уроках:

Опыт 1: пробовала ставить на уроках биологии «Растения» в 6-х классах в 2013-14уч. году.

За урок (45мин) хорошо высушенный образец сфагнового мха не успевает напитаться водой так, чтобы верхушки стеблей мха стали мягкими и стали наклонятся под тяжестью воды, и уж те более, чтобы с них начала капать вода.

Это происходит только за 1-1,5ч.

Т.о. сфагнум приходится мочить заранее, и опыт оказывается не очень наглядным!

По этой же причине Опыт 2 на уроках не ставила вовсе.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------..

II. В 2014-15 учебном году встретила упоминание другого опыта:

Ход выполнения опыта:

1. Взять 10 грамм сухого сфагнума и залить 250 граммами воды.

Подождать несколько минут.

2. Переложить мох на ткань или бумажное полотенце, чтобы впиталась стекающая вода

3. Снова взвесить мох

Вопросы учителя классу: Что наблюдаете? Куда делась вода? Во сколько раз масса впитавшейся воды превышает массу мха?

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. - 3-е изд., М.: ВАКО, 2011. - 384с.

Тарасова Е.В., учитель биологии; Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные" - festival.1september.ru/articles/611848/ ссылка от 14-04-2015

Личное впечатление от проведения на уроках:

На мой взгляд, этот вариант постановки опыта не вызывает у учащихся ощущения подтасовки, он более точен, - поэтому более перспективен, хотя и требует от учителя несколько больше внимания и личного времени на уроке.

Инструктивная карта:


Лабораторная работа Строение листостебельных мхов на примере зеленого мха кукушкин лен и сфагновых мхов».



I. Зеленый мох кукушкин лен:

II. Белый или торфяной мох сфагнум:

Действия:

  1. Возьмите образец зеленого мха кукушкин лен и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.

  2. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты - ризоиды.

  3. Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.

  4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?

  5. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

  6. Зарисуйте растение зеленого мха кукушкин лен, обозначьте и подпишите его части.

  7. Запишите цвет листьев и стебля.

Действия:

  1. Возьмите образец мха сфагнума и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.

  2. Найдите у него стебель, веточки, листья. Есть ли в нижней части стебля ризоиды?

  3. Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.

  4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите и рассмотрите коробочки со спорами. Обратите внимание на их строение.

  5. Зарисуйте растение мха сфагнума, обозначьте и подпишите его части.

  6. Запишите цвет листьев и стебля.

  7. По желанию: зарисовать фрагмент листа сфагнума под микроскопом


Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Зеленый мох кукушкин лен

Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)

Белый или торфяной мох сфагнум











© 2010-2022