- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)
Технологическая карта урока биологии на тему Мхи (5 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильинская Е.И. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
15
УРОК БИОЛОГИИ в 5 классе по теме «Мхи» (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА).
ГБОУ СОШ №603 учитель биологии Ильинская Е.И
Тема: Царство РАСТЕНИЯ
Урок№ 26 «Мхи»
Цель урока
-
Создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение биологических объектов (на примере зеленых и сфагновых мхов)
-
Применение полученных знаний на практике на приемах работы с гербарными образцами мхов
Задачи урока
1. Познакомить учащихся с
-
характерными признаками высших растений,
-
с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов,
-
с практическим значением мха сфагнума;
2. Сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.
3. Заложить основы понимания большой значимости болотных экосистем - одного из основных мест обитания мхов.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний; комбинированный урок
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки, знакомство со строением печеночных и листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов.
Личностные: учатся отличать различные классы мхов, осваивают приемы работы с оптическими приборами (лупа, микроскоп, штативная лупа), проводить опыты и фиксировать полученные результаты.
Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, лабораторным оборудованием
методы и формы
обучения
-
объяснительно-иллюстративный; интерактивный методы, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод.
-
Индивидуальная, в парах, фронтальная
Образовательные
ресурсы
Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, учебник/ В.В.Пасечник. М., Дрофа, 2014
Доп. литература для учителя
-
Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника, - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. - 271с.
-
Гуленкова М.А., Дмитриева Т.А. Дидактический материал по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. - 96с.
-
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. - 3-е изд., М.: ВАКО, 2011. - 384с.
-
Тарасова Е.В., учитель биологии; Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные" - festival.1september.ru/articles/611848/ ссылка от 14-04-2015
Оборудование
ПК, медиапроектор, слайды, таблицы «Зелёный мох кукушкин лён», «Болотный мох сфагнум»; гербарный материал с образцами мхов, стакан с водой, весы, микроскоп, лабораторное оборудование, микропрепараты "Мох кукушкин лен", "Мох сфагнум", коллекция и (или) презентация «Торф и продукты его переработки».
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Развиваемые УУД
1.Организационный момент
Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация начала процесса обучения, внимания и внутренней готовности учащихся.
Учащиеся настраиваются на работу на уроке.
Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.
2. Актуализация
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
Графический диктант (Проверка домашнего задания).
. На прошлом уроке мы с вами закончили изучение таких организмов, как «Лишайники» Давайте проверим, что мы о них узнали и запомнили.
Определите верные и неверные утверждения:
-
Лишайники - симбиотические организмы, образованные в результате союза гриба и одноклеточных водорослей
-
Лишайники живут очень долго: 50-100лет и больше
-
Растут лишайники очень быстро и их размеры в большинстве случаев могут достигать нескольких метров
-
Тело лишайника, как и тело многоклеточных водорослей, называется слоевище
-
По форме тела различают накипные, листовые (=листоватые) и кустистые лишайники
-
Лишайники называют «пионерами растительности», потому что их можно встретить только в неблагоприятных условиях высокогорья или Крайнего Севера
-
Ягель, который еще называют «Олений мох», на самом деле является лишайником
-
Все лишайники ядовиты для человека
-
Из некоторых лишайников получали краску, а некоторые использовали для приготовления лекарств
-
Лишайники используют как индикаторы загрязнения окружающей среды
Отвечают на вопросы
Работа в тетради.
Работают в паре.
Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата.
( Что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).
Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные: оценка действий партнёра.
3. Мотивация
Это любопытно! Попробуйте угадать или узнать, что изображено на фотографиях?
Слайд 2 «Что изображено на фото?»
Слайд 3 - Правильный ответ:
2 фото слева - Макромир: Тропический лес. Пальмы
2 фото справа - Микромир: Мхи
Слайд 2 «Что изображено на фото?»
Обсуждение учащимися, ответы.
Слайд 3 «Правильный ответ». Обсуждение учащимися фото на слайде.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; познавательные: логические - анализ дополнительной информации;
регулятивные: умение преобразовать информацию
4. Изучение нового материала.
Формулируем тему урока: «Мхи»
Сегодня мы с вами приступаем к изучению высших растений. А начнем мы с Отдела мохообразные, представителей которого мы привыкли называть просто «мхи».
Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи - наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Но они играют очень важную экологическую роль.
Насчитывают мхи около 27 000 видов растений.
Встречаются преимущественно в увлажненных местообитаниях, но могут жить и в экстремально сухих для них условиях, проявляя признаки жизни только во время дождей или таяния снега.
Что же это за растения?
В Отделе Мохообразные выделяют 2 класса:
Мохообразные
/ \
Печеночники Листостебельные мхи
(По возможности продемонстрировать живые образцы печеночных мхов.)
Печеночники устроены наиболее примитивно, что в совокупности с другими признаками свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди печеночников в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция. А в аквариумах достаточно часто встречается плавающая риччия. (рис.68 учебника).
Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных является зеленый мох кукушкин лен.
(Учитель демонстрирует таблицы и гербарные материалы различных мхов.)
Лабораторная работа «Строение листостебельных мхов на примере зеленого мха кукушкин лен и сфагновых мхов».
Инструктивная карта (часть I: Зелёный мох кукушкин лён):
-
Возьмите образец зеленого мха кукушкин лен и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.
-
Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты - ризоиды.
-
Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.
-
Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?
-
На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.
-
Зарисуйте растение зеленого мха кукушкин лен, обозначьте и подпишите его части.
-
Запишите цвет листьев и стебля.
Физкультминутка:
Мы чертили, мы писали,
Наши пальчики устали
(Вращаем сжатыми кулачками в разные стороны)
Мы немножко отдохнем (Встряхиваем кистями рук)
И опять писать начнем. (Несколько раз энергично сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Теперь рассмотрим другого представителя листостебельных мхов.
К ним, как и кукушкин лен (зеленый мох) относится также и белый (или торфяной) мох сфагнум.
Мы с вами уже узнали, что мхи предпочитают довольно-таки влажные места обитания. Но сфагнум, поселяясь под пологом леса, приводит к еще большему увлажнению и впоследствии - заболачиванию.
Чтобы понять, почему это происходит, проведем опыт:
ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ТОРФЯНОГО МХА СФАГНУМА
Ход выполнения опыта:
1. Взять 10 грамм сухого сфагнума и залить 250 граммами воды.
Подождать несколько минут.
2. Переложить мох на ткань или бумажное полотенце, чтобы впиталась стекающая вода
3. Снова взвесить мох
Вопросы учителя классу: Что наблюдаете? Куда делась вода? Во сколько раз масса впитавшейся воды превышает массу мха?
Рассмотрите и зарисуйте предложенные образцы.
Инструктивная карта (часть II «Белый или торфяной мох сфагнум»):
-
Возьмите образец мха сфагнума и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.
-
Найдите у него стебель, веточки, листья. Есть ли в нижней части стебля ризоиды?
-
Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.
-
Рассмотрите верхушки стеблей, найдите и рассмотрите коробочки со спорами. Обратите внимание на их строение.
-
Зарисуйте растение мха сфагнума, обозначьте и подпишите его части.
-
Запишите цвет листьев и стебля.
Каждый лист сфагнума состоит из клеток двух разных типов:
живых узких зеленых клеток, содержащих хлоропласты, и круп-
ных мертвых прозрачных клеток с разрушенной цитоплазмой.
Живые клетки соединены друг с другом таким образом, что образуют сплошную сеть.
- Как вы думаете, что придает зеленый цвет этим клеткам?
(Пигмент Хлорофилл.)
- О чем свидетельствует наличие этого пигмента в листьях
мха сфагнума? (О способности растения к фотосинтезу.)
Т.е. процесс фотосинтеза, а значит и образование органических веществ, может происходить только в этих клетках.
Между зелеными клетками расположены мертвые клетки-резервуары, в оболочках которых имеются отверстия, через которые они могут заполняться водой или воздухом. Благодаря такому строению сфагнум способен быстро всасывать и проводить воду. Стебли мха снаружи также покрыты прозрачными мертвыми клетками, что способствует проведению воды. Мертвые клетки листьев и стеблей этого растения могут поглощать воды в 25 раз больше собственной массы.
Поэтому разрастание сфагнума приводит к заболачиванию низинных участков леса.
Значение мхов:
Значение мхов для человека:
- Мхи нашли широкое применение у человека:
Сами мхи используют:
-
Как подстилку и утеплитель для домашних животных
•В озеленении.
•В строительстве.
В Сибири и сейчас высушенный мох применяют при строительстве деревянных домов.
•В народной медицине.
На рубеже 19-20 веков сфагнум упаковывался и рассылался по всем губерниям России. Вместе с этими упаковками врачи и фельдшеры получали специальную анкету, в которой они должны были оценить свойства этого нового перевязочного материала. По результатам было выявлено, что практически все врачи высоко оценили сфагнум, его гигроскопичность, рыхлость и его антибактериальные свойства.
Из-за нехватки перевязочных и дезинфицирующих средств сфагнум применяли во время I мировой войны и Великой Отечественной Войны как перевязочный материал.
Учитель зачитывает строки В. Рождественского «Мох»:
Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь, растёт.
Он снизу беловатый.
Повыше - зеленей.
Коль нужно будет ваты-
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Кроме того отмирая, за многие годы под водой без доступа кислорода, сфагнум образует слой торфа.
Торф - особый вид топлива; добывают его, осушая болота.
Иногда на дне болота в торфе ждут находки из прошлого - неразложившиеся тела утонувших животных и даже людей.
Следовательно, мхи, превратившиеся в торф, также используют:
• В топливной промышленности (Рассмотрите образцы торфа из коллекции или слайды)
-
Как удобрение
• В химической промышленности
-
В медицине
Вот как велико значение этих маленьких неприметных растений - мхов для человека!
Осталось определить и записать Значение мхов в природе:
Положительное:
- заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии;
- сами мхи и образующийся их них торф являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий,
-дезинфицируют и очищают проходящую через них воду;
- являются одним из основных компонентов таких экосистем, как моховые болота и тундры, леса, которые в свою очередь служат местом обитания ряда ценных и редких растений
Отрицательное:
- ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание;
- вытесняют на лугах ценные кормовые травы.
ОХРАНА
А также вспомним, что высохший торф и сухие мхи очень горючи, поэтому сообщества с их участием после осушения или в засушливые годы весьма уязвимы перед огнем! Помните, какие жуткие пожары иногда случаются в лесах и торфяниках? И чаще всего это происходит по вине человека: не затушенный до конца костер, выброшенный в окно транспорта окурок или спичка, просто оставленная бутылка, сработавшая как увеличительное стекло.
Записывают тему в тетрадь.
Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.
Записывают схему с доски
Учащиеся рассматривают образцы маршанции и ричии и (или) Рис. 68 учебника
Таблица «Зелёный мох кукушкин лён», Рис. 69 учебника, слайд 4 (Кукушкин лён)
Учащиеся рассматривают образцы зеленого мха кукушкин лен и выполняют задания Инструктивной карты (часть I) . Работа в парах.
По одному по очереди подходят и рассматривают под микроскопом микропрепараты листа мха кукушкин лен
Рис.70 учебника и слайд 5:
Обсуждение результатов опыта
Учащиеся рассматривают образцы сфагнума и выполняют задания Инструктивной карты (часть II) . Работа в парах.
Рис.70 учебника и слайд 6
По одному по очереди подходят и рассматривают под микроскопом микропрепараты листа мха сфагнум.
Слайд 7 (подстилка)
Слайды 8-9 (озеленение)
Слайд 10 (строительство)
Слайд 11 (медицина)
Слайд 12 (Торф)
Слайд 13 (Образование торфа)
Слайд 14 (Добыча торфа)
Слайд 15 (Применение торфа)
Обсуждение и запись.
Слайд 16 (болота)
Слайд 17 (тундры)
Слайд 18 (леса)
Слайд 19 (лекарственные растения)
Слайд 20 (охраняемые растения)
Слайд 21 (пожары на торфяниках)
Слайд 22 (лесной пожар)
Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации
Познавательные, общеучебные и межпредметные: поиск и выделение необходимой информации, работа с оптическими приборами и инструментами.
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.
Познавательные, общеучебные и межпредметные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные:
владение монологической формой речи.
Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений
Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формой речи
5. Первичное закрепление
Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы:
Подведем итоги урока:
В чем отличие мхов (высших растений) от водорослей (низших растений?)
У мхов имеются:
- дифференцированные органы (стебли и листья (за исключением некоторых примитивных форм мхов))
- ткани (покровная, фотосинтезирующая, проводящая).
Но Мохообразные - очень древняя группа в царстве растений и по своей организации очень близки к водорослям.
Сходство мхов с водорослями:
-
Корней у мохообразных нет, но есть ризоиды (как и у продвинутых водорослей типа бурых, красных, некоторых зеленых).
Вспомните, что такое ризоиды и в чем их отличие от корней? (Ризоиды - выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.)
-
Большинство мохообразных распространено в сильно увлажненных, даже заболоченных местах. Это связано с высокой потребностью в воде для нормальной жизнедеятельности этих растений.
-
Как и водоросли, мхи не имеют специальных тканей, проводящих воду, - сосудов. Поэтому все мохообразные низкорослы, их высота обычно не превышает 10 - 15 см. Практически они все многолетние растения. Среди них не встречается одревесневающих форм.
-
Некоторые примитивные представители отдела - печеночные мхи имеют тело в виде таллома (слоевища), похожего на таллом водорослей.
-
Оплодотворение мохообразных также связано с водой и в ее отсутствие не может осуществляться.
-
Размножаются мохообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.
В отделе мохообразных выделяют класс «печеночники» и класс «листостебельные мхи (или настоящие мхи)».
К печеночным мхам относятся маршанция, риччия.
В классе листостебельные мхи (или настоящие мхи) мы с вами изучили 2х представителей: зеленый мох кукушкин лен и мох сфагнум, который иногда называют в народе белым или торфяным мхом.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
6. Рефлексия учебной деятельности
Слайд:
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я понял, что…
Меня удивило…
Слайд 23 (рефлексия)
Учащиеся выбирают начало фразы, которое наиболее, по их мнению, им подходит в конце данного урока, и формулируют ответ
Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.
7. Домашнее задание
§20 учебника, уметь отвечать на вопросы 1-5 в конце параграфа.
Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.
Ресурсы, использованные в презентации (Слайд 24, 25):
-
miry-mir.com/wp-content/uploads/2012/10/%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0.jpg
-
images.myshared.ru/6/679509/slide_17.jpg
-
floranimal.ru/orders/5443.jpg
-
zoomex.ru/sites/default/files/users/user1/strani/solomons04_zoom.jpg
-
img.zhivem.ru/photo/169/169121_272858.jpg
-
ссылки от 14-04-2015
-
images.myshared.ru/9/861759/slide_5.jpg
-
s16.radikal.ru/i191/0910/60/3d1860872624.jpg
-
difiori.ru/img/catalogimg/10big.jpg
-
pp.vk.me/c618331/v618331436/9456/342ae9ROWck.jpg
-
img.do100verno.com/user/orro/media/photo/26175.jpg
-
rmnt.ru/pub/uploads/201110/9135502737403265.jpg
-
forumimage.ru/uploads/20101227/12934615712400359.jpg
-
lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_13/72/d-71226/img5.jpg
-
sibear.ru/pict/kakoj-uteplitel-vybrat-dlya-derevyannogo-doma-1.jpg
-
fs1.ppt4web.ru/images/4134/61066/640/img25.jpg
-
indasad.ru/images/stories/dopolnitelnoe_menu/lekarstvennye_rastenia/moh-sfagnum/moh-sfagnum-primenenie3.jpg
-
ссылки от 16-04-2015
pro-uteplenie.ru/wp-content/uploads/uteplenie-derevyannogo-doma-sfagnovym-mhom.jpg
biolgra.ucoz.ru/Ilustrations/Botanika/Klleaves.jpg
images.myshared.ru/6/602749/slide_7.jpg
images.myshared.ru/6/781016/slide_18.jpg
indoor.usadbaonline.ru/get_img?ImageWidth=500&ImageHeight=375&ImageId=4304
dv-cvet.ru/_pu/1/15970958.jpg
-
ссылки от 16-04-2015
-
geobotany.narod.ru/dugi/ja-93.jpeg
-
blogvot.ru/wp-content/uploads/2013/05/rasteniya-tundry-alyaska-600x450.jpg
-
vettips.ru/wp-content/uploads/6277361305_d41c0ce8f6_b.jpg
-
botsad.msu.ru/otchet/3.files/image006.jpg
-
e-kurier.info/uploaded/image/2013YEAR/KURIER19/cvety3.jpg
-
ic.pics.livejournal.com/macrolight/14471847/3098/3098_original.jpg
-
nebudbaiduzhym.com/sites/default/files/5851_227cb2c7.jpg
-
photo.qip.ru/photo/madmanserg/3624235/xlarge/80237116.jpg
-
ссылки от 20-04-2015
-
rosleshoz.gov.ru/media/news/1655/1208-Yakutiya-Pozhary.jpg?display=xlarge
-
ссылка от 21-04-2015
Приложение 1.
Опыты к уроку по теме «Мхи»: (примеры проведения и личное впечатление от использования на уроках)
Постановку опытов проводила по рекомендациям, приведенным в следующих публикациях:
-
Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника, - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. - 271с.
-
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. - 3-е изд., М.: ВАКО, 2011. - 384с.
-
Тарасова Е.В., учитель биологии; Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные" - festival.1september.ru/articles/611848/ ссылка от 14-04-2015
Опыты закладываются в начале урока и призваны показать гигроскопические возможности торфяного мха сфагнума.
I.
Опыт 1. Кустик мха сфагнума помещают в стакан, наполненный водой, так, чтобы верхушки выступали из стакана. Стакан поставить на блюдце или чашку Петри. Вскоре верхушки стеблей мха станут мягкими и наклонятся под тяжестью воды. Капли воды начнут стекать с повисших верхушек мха в чашку Петри.
В беседе по результатам опыта выясняется способность сфагнума поглощать много воды.
Опыт 2. Два одинаковых кустика мха сфагнума помещают в две банки с дождевой водой. В одну из банок кладут растертый в порошок мел.
Опыт показывает, что в банке с мелом вода проникает в клетки сфагнума медленнее. Почему вода с примесями проникает в клетки сфагнума хуже?
Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника, - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. - 271с.
Личное впечатление от проведения на уроках:
Опыт 1: пробовала ставить на уроках биологии «Растения» в 6-х классах в 2013-14уч. году.
За урок (45мин) хорошо высушенный образец сфагнового мха не успевает напитаться водой так, чтобы верхушки стеблей мха стали мягкими и стали наклонятся под тяжестью воды, и уж те более, чтобы с них начала капать вода.
Это происходит только за 1-1,5ч.
Т.о. сфагнум приходится мочить заранее, и опыт оказывается не очень наглядным!
По этой же причине Опыт 2 на уроках не ставила вовсе.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------..
II. В 2014-15 учебном году встретила упоминание другого опыта:
Ход выполнения опыта:
1. Взять 10 грамм сухого сфагнума и залить 250 граммами воды.
Подождать несколько минут.
2. Переложить мох на ткань или бумажное полотенце, чтобы впиталась стекающая вода
3. Снова взвесить мох
Вопросы учителя классу: Что наблюдаете? Куда делась вода? Во сколько раз масса впитавшейся воды превышает массу мха?
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. - 3-е изд., М.: ВАКО, 2011. - 384с.
Тарасова Е.В., учитель биологии; Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные" - festival.1september.ru/articles/611848/ ссылка от 14-04-2015
Личное впечатление от проведения на уроках:
На мой взгляд, этот вариант постановки опыта не вызывает у учащихся ощущения подтасовки, он более точен, - поэтому более перспективен, хотя и требует от учителя несколько больше внимания и личного времени на уроке.
Инструктивная карта:
Лабораторная работа Строение листостебельных мхов на примере зеленого мха кукушкин лен и сфагновых мхов».
I. Зеленый мох кукушкин лен:
II. Белый или торфяной мох сфагнум:
Действия:
-
Возьмите образец зеленого мха кукушкин лен и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.
-
Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты - ризоиды.
-
Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.
-
Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?
-
На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.
-
Зарисуйте растение зеленого мха кукушкин лен, обозначьте и подпишите его части.
-
Запишите цвет листьев и стебля.
Действия:
-
Возьмите образец мха сфагнума и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом и при помощи лупы.
-
Найдите у него стебель, веточки, листья. Есть ли в нижней части стебля ризоиды?
-
Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи микроскопа.
-
Рассмотрите верхушки стеблей, найдите и рассмотрите коробочки со спорами. Обратите внимание на их строение.
-
Зарисуйте растение мха сфагнума, обозначьте и подпишите его части.
-
Запишите цвет листьев и стебля.
-
По желанию: зарисовать фрагмент листа сфагнума под микроскопом
Зеленый мох кукушкин лен
Белый или торфяной мох сфагнум