Рабочая программа по биологии для 6 класса

"Выдержка из материала: Цели: -     дать общее представление о трех царствах живых организмов - бактериях, грибах и растениях; -     изучить особенности строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их; -     дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Протокол №____от___августа201_г.

Руководитель МО

_______Ф.Х.Шагабутдинов

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ им Фасиля Ахметова с Каркаусь»

от_____августа 201_ г.

______Л.Ф. Шайдуллина












Утверждена

приказом директора МБОУ «СОШ им Фасиля Ахметова с Каркаусь»

№____от ___ августа 201_ г.

______И.А. Ахметзянов



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 6 класса учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь»

Кукморского муниципального района РТ

Гаязова Раиля Райнуровича

201_-201_ учебный год.





Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №_____

от __ августа 201_г.



















Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089);

  • Учебник: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 кл. - М.: Дрофа, 2009.

  • Программа: Биология, 6-9 классы. / авторы: Пасечник, В.В., В.В. Латюшин, В.М. Пакулова/.

  • Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2013 - 2014 учебный год (Приказ №237 от 23 августа 2013 г.).

  • По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2013 - 2014 учебный год на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа: 1 час в неделю.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей и задач

Цели:

  • дать общее представление о трех царствах живых организмов - бактериях, грибах и растениях;

  • изучить особенности строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;

  • дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.

Задачи:

  • Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.

  • Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.

  • Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.

  • Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.

  • Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Должны

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие;

  • размножение растений, грибов, бактерий.

уметь:

  • наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;

  • объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России.

  • изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений,

  • сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;

  • сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • давать характеристику растениям различных систематических групп;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;

  • формулировать выводы на основе собранного материала.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Клеточное строение организмов

3

3

Царство бактерий

2

4

Царство грибы

3

5

Царство растения

4

6

Многообразие покрытосеменных растений. Классификация

3

7

Строение покрытосеменных растений

7

8

Жизнь растений

6

Природные сообщества

5

Итого:

34

Содержание программы

Введение (1 ч.)

Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания.

Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

1. Клеточное строение организмов (3 ч.)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку

(дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Строение растительной клетки

2. Царство бактерии (2 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство грибы (3 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные

грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов

в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство растения (4 ч)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства.

Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие

водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни

человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие,

среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания.

Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие.

Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Демонстрация

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

5. Многообразие покрытосеменных растений. Классификация (3 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых

растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс

однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения,

биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства

в каждой конкретной местности).

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

6. Строение покрытосеменных растений (7 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение

листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение.

Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы

Строение семян растений.

Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Строение кожицы листа.

Внутреннее строение ветки дерева

Классификация плодов

7. Жизнь растений (7ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия, необходимые для

прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Химический состав растений.

Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и

бесполое (вегетативное) размножение.

Оплодотворение у цветковых растений, образование семян и плодов.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными

веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение

кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Химический состав растений

Вегетативное размножение растений.

Условия, необходимые для прорастания семян

8. Природные сообщества(4 ч.)

Экологические факторы и их влияние на растения. Природные сообщества. Редкие и охраняемые растения. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений. Экскурсия. Редкие и охраняемые растения.

Календарно - тематический план


Тема урока.

Дата

Примечание

Кал.

Фак.

Введение (1ч.)

1

Биология - наука о живой природе. Усложнение растений в процессе эволюции. Основные систематические категории, их соподчиненность.

07.09

1.КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 Ч.)

1 (2)

Строение растительной клетки. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их и готовых микропрепаратов под микроскопом.

14.09

2 (3)

Жизнедеятельность клетки

21.09

3 (4)

Ткани. Наблюдение и описание клеток и тканей на готовых микропрепаратах.

28.09

2. ЦАРСТВО БАКТЕРИЙ (2 Ч.)

1 (5)

Царство бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий

5.10

2 (6)

Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

12.10

3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (3 ч.)

1 (7)

Царство грибов. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы - паразиты.

19.10

2 (8)

Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Оказание первой помощи при отравлениях грибами. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека.

26.10

3 (9)

Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и грибами. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.

2.11

4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (4 Ч.)

1 (10)

Царство растений. Общая характеристика царства Растения. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

16.11

2 (11)

Водоросли. Их роль в природе и жизни человека.

23.11

3 (12)

Лишайники. Споровые растения. Их роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

30.11

4 (13)

Голосеменные. Строение голосеменных растений.

7.12

5. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ( 3 ч.)

1 (14)

Систематика и классификация растений , их роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

14.12

2 (15)

Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные

21.12

3 (16)

Сравнительная характеристика семейств класса Двудольные


6. СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (7 Ч.)

1 (17)

Строение семян. Наблюдение за прорастанием семян.


2 (18)

Строение и функции корня


3 (19)

Побег. Строение почки


4 (20)

Строение и функции листа


5 (21)

Строение стебля. Видоизменения побегов


6 (22)

Цветок. Соцветия.


7 (23)

Плоды. Распространение плодов и семян. Контрольный тест.


7. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ( 6Ч.)

1 (24)

Обмен веществ у растений


2 (25)

Химический состав растений


2 (26)

Фотосинтез


3 (27)

Дыхание растений. Испарение воды растениями


4 (28)

Способы размножения растений


5 (29)

Оплодотворение у цветковых растений, образование семян и плодов.


6 (30)

Наиболее распространенные растений родной местности, важнейшие сельскохозяйственные культуры.


8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (4 ч.)

1 (31)

Экологические факторы и их влияние на растения. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.


2 (32)

Природные сообщества. Редкие и охраняемые растения


3 (33)

Редкие и охраняемые растения.

Контрольный тест.


4 (34)

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.



















Используемая литература:


  • Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений. - М: Дрофа, 2009. - 304с.

  • Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2007

  • Программа: Биология, 6-9 классы. / авторы: Пасечник, В.В., В.В. Латюшин, В.М. Пакулова/.

Электронные образовательные ресурсы:


  • school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  • l-micro.ru/index.php?kabinet=3 - Информация о школьном оборудовании.

  • interneturok.ru/ru - Видеоуроки по основным предметам школьной программы

  • gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  • charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

  • l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

  • minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.


© 2010-2022