Информационная карта инновационного опыта

Формирования УУД в предметной области «Биология» посредством информационно-коммуникативной технологии в рамках современного урока.Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания биологии в школе, возникает одна, на мой взгляд, особо важная: как представить научную информацию по предмету так, чтобы он осталась в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в умения и навыки, применяемые не только на уроках, но и в разных нестандартных ситуациях. Цель: создание условий для формирования У...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта


Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом


Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала


Стаж работы в должности


Баринова Анжела Александровна

МБОУ «Заревская ОШ»

Учитель биологии, химии, математики

14

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного

педагогического опыта (ИПО)

Формирования УУД в предметной области «Биология» посредством информационно-коммуникативной технологии в рамках современного урока.

Причины, побудившие автора

к изменению своей педагогической

практики

Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания биологии в школе, возникает одна, на мой взгляд, особо важная: как представить научную информацию по предмету так, чтобы он осталась в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в умения и навыки, применяемые не только на уроках, но и в разных нестандартных ситуациях.

Цель, преследуемая автором

в процессе создания ИПО, задачи

Цель: создание условий для формирования УУД на уроках биологии и во внеурочное время, путем применения информационно-коммуникативной технологии. Задачи:1.Формировать и развивать четыре блока универсальных учебных действий за счёт использования ЭОР, модулей ФЦОР, ресурсов сети Интернет, видеотехнологии.2. Использовать возможности ИКТ для занятости школьников во внеурочное время. 3. Предоставлять школьником возможность общения.4.Создание электронного пособия для педагогов.

Концепция изменений

Источником изменений являются противоречия между новыми требованиями к содержанию и форме образовательного процесса и устаревшим методическим и педагогическим инструментарием. Эти противоречия должны разрешаться за счет создания учителем новых условий образовательной деятельности, появления новых, соответствующих современным требованиям технологий и средств обучения. Противоречия способствовали поискам новых средств обучения, новых знаний в области технологий, новых методов и приёмов, создание новых условий работы.
Трудоемкость заключается в больших временных затратах при подготовке к урокам и особенно при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Актуальность. До 80 годов мультимедийная технология не получила широкого распространения у нас в стране из-за отсутствия аппаратной и программной поддержки. А в начале 90-х годов нашей стране появились недорогие мультимедиа-системы на базе IBM PC и миф мультимедиа-технологий стал реальностью. В настоящий момент компьютерные системы открывают новые возможности, ранее недоступные при использовании старых технологий.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В декабре 2013 года вступил в силу приказ Минтруда России №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Какие изменения должны происходить в деятельности педагога в связи с этим?

Выделим некоторые виды деятельности, которые обозначены в данном документе как функции педагога:
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- планирование и проведение учебных занятий;
- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
- формирование универсальных учебных действий;
- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
- формирование мотивации к обучению.
Стандарт описывает также некоторые более детальные умения педагога:
- вместе с учениками уметь использовать иноязычные источники информации; работать с разными категориями учащихся (одарёнными, социально запущенными, с теми, для кого русский язык не является родным).
Определим основные причины и возможности, которые подсказывают нам о наличии образовательных трендов сегодня.

Визуализация. Существуют различные техники визуализации: инфографика, скрайбинг, сторителлинг. С их помощью имеющиеся идеи, мысли, истории можно систематизировать, преобразовывать в новые формы, которые будут более доступны для понимания. Визуализация активно используется для презентаций, для систематизации знаний, для эффективной подачи новой информации. Методы визуализации являются эффективным способом обучения. Они развивают образное и понятийное мышление, позволяют осуществить системный подход к той или иной проблеме. Это обеспечивает достижение метапредметных образовательных результатов.


Мобильные технологии. Планшеты и смартфоны являются одним из наиболее перспективных направлений развития рынка в ближайшем будущем. Если же мы готовим наших учеников к жизни после школы, то необходимо позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни. Обычный смартфон, имеющийся у нас в кармане, является небольшой лабораторией. Используя его, учащиеся могут проводить различные эксперименты: следить за атмосферным давлением, измерять уровень шума, изучать движение, звук. Мобильные помощники незаменимы для фиксации результатов деятельности (заметки, фотографии), для организации эффективного сетевого взаимодействия.
Модель "1:1". Задача по внедрению и использованию данной модели обучения актуальна не только для российского педагогического сообщества, но и мирового. Данная модель предполагает изменение парадигмы преподавания, трансформацию характера учебного занятия, поскольку налаженные каналы связи между участниками образовательного процесса позволяют гибко и эффективно управлять им с разных сторон. Взаимодействие, консультирование, поддержка, работа в команде, активность и включенность всех учеников - вот основные характеристики данной модели.


Перевёрнутый класс. В этой модели учащиеся дома просматривают видеолекции с новым материалом, а в классе включаются в активную работу. Они приходят на урок с вопросами, которые у них остались, занимаются практической работой, имеют возможность получить консультацию и помощь педагога. Преподаватель же выступает в роли тренера, тьютора.


Обучение вне классной комнаты. Это не обычная экскурсия в театр или планетарий. Это формат обучения через деятельность, которая может включать исследование, применение знаний на практике. Такое обучение может проходить в виде игры, квеста, геокешинга, фотоохоты, похода, выездного лагеря. При этом происходит "погружение" учащихся в историю, культуру, природу, поскольку перед ними поставлены и появляются определённые задачи.

Теперь обратим внимание на положения ФГОС, чтобы соотнести их с возможностями рассмотренных трендов образования.

1. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Необходимо осуществить индивидуализацию каждого ребёнка, независимо от его особенностей.

2. Основная цель ФГОС - развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, освоения и познания мира.

3. Инновационный характер стандартов - это требования к условиям осуществления образования.
4. В учебных планах появляются образовательные области, а также внеурочная деятельность.
5. Требования к результатам включают личностные, предметные и метапредметные УУД.
6. ФГОС ставит во главу угла образовательные технологии. Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебном процессе. Отдельно выделяются информационные компетенции, формированию которых способствует применение интерактивных комплексов.

7. Ценностные ориентиры во ФГОС смещены: от общности и коллективизма - к индивидуализации, от школы информационно-трансляционной - к школе деятельностной.


Видим, что многое перекликается. Обучение в деятельности представляется как обучение с использованием актуальных направлений в образовании (трендов) с опорой на стандарты.

Каковы же требования профессионального стандарта педагога? В них обозначено не только умение использовать ИКТ в своей деятельности и формировать у детей навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями, но и:

- умение создавать комфортную, информационно-насыщенную образовательную среду;
- умение планировать и проводить интересные учебные занятия, формировать мотивацию к обучению;
- умение анализировать подходы к обучению на предмет эффективности.

Таким образом, я не призываю отказываться от традиционных и привычных нам методов работы, но предлагаю принять неоспоримым тот факт, что современные образовательные тренды позволяют нам соответствовать стандарту. Современные образовательные тренды - это те самые инструменты, которые не просто позволяют соответствовать стандарту, а дают нам возможность быть уникальными и неповторимыми.

Новизна. Сегодня необходимо, чтобы учитель, преподающий любую школьную дисциплину, мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Некоторые преподаватели сомневаются в целесообразности применения информационных технологий на своих уроках. Полагаю, что эти опасения несколько необоснованны. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие занятия оказываются интересными и очень продуктивными.

Исходя из вышесказанного, новизна заключается в разработке новых подходов к формированию и развитию универсальных учебных действий в предметной области «Биология», основанных на использование ИКТ.


В любой науке, в любом искусстве лучший учитель - опыт.(Сервантес).

Предмет исследования является эффективность формирования УУД в предметной области «Биология» у обучающихся путем использования информационно-коммуникативной технологии.

Объект моего исследования -это образовательный процесс, способствующий формированию и развитию познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД посредством использования ИКТ.

Новизна заключается в разработке новых подходов к формированию и развитию УУД в предметной области «Биология», основанных на использовании икт.

Гипотеза. Предположение о том, что использование средств икт будет способствовать формированию УУД.

Цель исследования: создание условий для формирования УУД на уроках биологии и во внеурочное время, путём применения информационно-коммуникативной технологии.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

- формировать и развивать четыре блока универсальных учебных действий за счёт использования ЭОР, ресурсов сети интернет, модулей ФЦОР;

- использовать возможности икт для занятости школьников во внеурочное время;

- предоставлять школьником возможность общения.

Обоснование. В учебном предмете «биология», ведущую роль играет познавательная деятельность школьников, направленная на изучение биологических систем разного уровня и , следовательно, на развитие познавательных учебных действий. Формирование УУД в процессе обучения биологии, которые содействуют развитию познавательной самостоятельности школьников, - достаточно новая проблема для методики обучения биологии. Вместе с тем, в школьной практике формированию УУД уделяется всё большее внимание.

Ожидания. Использование компьютера позволяет не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению биологии. Результативность : повышение качества знаний по биологии; активизация деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе.

Возможные затруднения в реализации. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. Работа учителя в условиях компьютерного обучения не только не упрощается, а, наоборот, усложняется: он должен освоить компьютер; обладать большими знаниями, нежели содержит в себе компьютерная программа; уметь встроить компьютер в различные методики изложения учебного материала. А также отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов(компьютер, проектор, сканер, интерактивная доска).Для более содержательных, красочных и интересных разработок занятий требуются дополнительные материальные средства: всемирная сеть Интернет, цифровой фотоаппарат, цифровой микроскоп, медиатека).

Риски.Некомпетентность учителя в области компьютерных технологий; увлечённость формой, а не качеством применения ИКТ: непродуктивность и плохое качество продуктов ЦОР и модулей ФЦОР.

Сущность ИПО

Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.

Модели икт:

- выступление с опорой на мультимедиа презентацию;

- компьютерное тестирование;

- использование электронных сборников-тренажёров;

- работа с электронными энциклопедиями и книгами;

Использование икт на уроках биологии позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.

Задачами использования икт на уроках является:

-создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;

-создание авторского интерактивного курса по биологии;

-осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;

- передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;

-сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;

- повышение качества обучения.

Примеры использования икт на уроках биологии:

  1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеофильмов и видео-опытов.

  2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки, использование практических модулей ФЦОР.

  3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

  4. Обработка результатов эксперимента.

  5. Разработка интерактивного дистанционного пособия по биологии

  6. Разработка web-сайтов учебного назначения.

  7. Использование internet-ресурсов.

Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение.

Традиционные методы обучения биологии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль). Для каждого из этих этапов есть свои дидактические полиграфические материалы.

Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:

- использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;

- многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;

- использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;

- автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.

Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этапах обучения. Для большей убедительности, Приведу характеристику типов объектов, Представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их использования на различных этапах.

Описание инновационной

деятельности автора, трудоемкость,

ограничения, риски

  • Любые технические средства обучения должны способствовать интенсификации учебного процесса, обеспечивать постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося, повышать интерес к изучаемому предмету, обеспечивать контроль действий всех обучаемых.

    Компьютеры соответствуют всем этим требованиям. Они могут воспринимать новую информацию, обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, выбирая оптимальные объём и скорость усвоения материала.

    Применение компьютеров на уроках повышает интенсивность и результативность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество учебного материала, чем это происходило за это же время в условиях традиционного обучения. Бесспорно, использование компьютера благотворно влияет на качество усвоения знаний учащимися.

    Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается большая объективность оценки, значительная экономия учебного времени, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех детей в классе.

    Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Некоторые ученики во время традиционных уроков не могут показать свои реальные знания и тому различные причины страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

    Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии способствует формированию личностных УУД.

Однако, сказав о достоинствах компьютеров, отметим и некоторые недостатки. Это, прежде всего, отрицательное воздействие на физическое и психологическое здоровье учащихся. Следует строго соблюдать возрастные нормы использования компьютера на уроке. Учителю отводится важная роль в контроле влияния информационных технологий на детей и коррекции негативных психологических последствий, именно поэтому педагог должен умело применять в своей работе здоровьесберегающие технологии. На уроках ввожу разминку для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимает много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. На уроках биологии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Например,школьники знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Что, как и исходя из чего применяю на практике в рамках современного урока биологии.

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский

Формирование УУД - одно из требований, предъявляемых ФГОС. Как осуществлять его с учетом того, что основной единицей организации учебного процесса является урок? Как связать формирование УУД и урок?

Организационная методическая сторона школьного обучения в деятельностном режиме преподавания на основе формирования УУД представляет собой реализацию последовательных этапов учебного занятия, которые полностью совпадают со структурой деятельности. В современной практике приобрели популярность многие формы и методы обучения, основанные на деятельностном подходе. Например, такие как: проблемное обучение, метод проектов, уроки-экскурсии и др.

При составлении технологических карт описываю какие УУД формируются на уроках. Как правило, это все 4 блока учебных действий.

В своей работе уделяю большое внимание формированию и развитию мотивации к обучению, т.к. считаю

одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определённых целей в любой области является мотивация.

Мотива́ция (от лат. movere) - побуждение к действию.

Мотив (лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном.

Итак, три ключевых слова, задающим содержание понятия мотив, это: "побуждение", "внутреннее" и "личное".

Внешняя и внутренняя мотивация (Щукина Г.И., Маркова А.К., Леонтьев А.Н).

По данным психолого-педагогических и дидактических исследований (Семёнов И.Н., Полат Е.С. И др.): по развитию мотивации обучающихся обладают методики обучения на основе ИКТ, т. к. они способны обеспечить индивидуализацию обучения, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам информации и тд.

Выделяют три составляющих, на которых базируется учебная мотивация

1.Одной из них является техника «Проблемные вопросы». Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «Как называется…», «Какова роль…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы это навык, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Например: Приведите примеры, доказывающие наличие эволюционного процесса у человека в настоящее время В чем сильные и слабые стороны наружного оплодотворения? Что мы уже знаем о биосинтезе белка? Каким образом форма эритроцитов влияет на площадь их поверхности ? и т.д. Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

2. Ощущение свободы выбора: « Почему ты ходишь в школу?»

Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты», тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности тем лучше. В рамках урока биологии мы можем предоставлять ученику право выбора: темы для презентации, реферата, сообщения; способа опроса домашнего задания; формы проведения обобщающих уроков

3. Важный источник желания учиться ощущение себя компетентным. Учебная мотивация запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила позитивной обратной связи. Она должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Коля, ты просто великолепно проанализировал положения клеточной теории !». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось). Для развития учебной мотивации огромное значение имеет личность учителя. Поэтому нужно помнить, что важно быть авторитетом для ученика. Будьте заинтересованы в успехе ученика.

Работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, поэтому необходимо соблюдение следующих специфических правил обучения:

- не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;

- поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;

- используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;

- проявляйте заинтересованность в успехах обучающихся;

- используйте различные типы рефлексии (кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;

- при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;

- самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».

Такие уроки имеют ряд преимуществ:

- природосообразны, ориентированы на естественный рост и развитие ребёнка, а значит менее здоровьезатратны;

- способствую развитию универсальных умений, позволяющих активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности;

- создают условия для самовыражения;

- способствуют развитию исследовательских способностей и творческого мышления;

-создают психологический комфорт, так как общение строится на субъект-субъектных отношениях.

Учитель может активно использовать ИКТ как инструментарий формирования универсальных учебных действий. Это означает, что широкие возможности современных информационных технологий следует применять не столько для демонстрации учебного материала, сколько с целью активизации и развития учебной самостоятельности школьников.

Итак, приоритетной целью школьного образования стало формирование умения Это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Возможность обеспечивается тем, что УУД -это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока УУД .В блок личностных универсальных учебных действий входят смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развития я-концепции, самооценки.

В блок регулятивных действий входят действия целеполагания и построения жизненных планов во временнóй перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане.

В блоке познавательных действий выделяют познавательные исследовательские действия; сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления.

Еще одним видом УУД являются коммуникативные действия - действия, которые направлены на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию - совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

Формирование УУД предполагает, что при создании содержания образования будут созданы условия для осуществления деятельностного, личностного и компетентностного подходов к образованию (Л. С. Выготский, И. С. Якиманская, А. В. Хуторской, В. И. Слободчиков, М. А. Холодная и др.). В связи с этим при конструировании содержания биологического образования особое место занимает учебно-методический комплект. От того, какой является концепция учебно-методического комплекта, зависит, будут ли реализованы требования ФГОС .

Рассмотрим линию УМК «Живой организм» 5-9 класс Н.И. Сонина.

Структура данной линии возвращает учителя к традиционному способу компоновки материала. Вводный курс в 5 классе выполняет пропедевтическую функцию. В 6 классе вводятся основные понятия биологии, закладывается фундамент общебиологических знаний. Сокращение материала в данном учебнике, а также его разноуровневое представление позволяет преподавать этот курс и 1, и 2 часа в неделю. В последующих классах детально изучается многообразие живого мира: 7 класс - растения, грибы, бактерии; 8 класс - животные; 9 класс - человек. Уникальной особенностью линии является то, что все общебиологические знания, необходимые как для успешной сдачи ГИА, так и для продолжения изучения биологии в старшей школе, логически включены во все учебники линии, являясь неотъемлемыми элементами основного материала. Так, в учебник для 9 класса «Человек» был добавлен новый раздел «Человек и биосфера», а при изучении определенной группы живых организмов логично рассматриваются экологические и эволюционные аспекты этой части живой природы: экология растений (7 класс), экология животных (8 класс), экология человека (9 класс), эволюция растений (7 класс) и т.д.

Созданы ко всем учебникам электронные приложения, ссылки на которые введены в методический аппарат, помогают усвоить новый материал, повторить изученное ранее, проверить знания и умения. Опубликованы рабочие тетради с тестовыми заданиями, составленными в полном соответствии с требованиями единого государственного экзамена. Они помогут ученикам лучше усвоить содержание курса и подготовиться к ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ.

В настоящее время каждое образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу самостоятельно.

Наша школа не исключение. Поэтому мной была разработана рабочие программы по УМК Сонина для 7-9 классов.

Методических пособий в настоящий момент выпущено мало. В связи с этим мною разработаны серии уроков по биологии.

Рефлексию, осуществляя также с помощью компьютера .

Рефлексия.

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, - в традиционном смысле, - на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Виды рефлексии:

В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие её исследователи, например, А. С. Шаров, выделяют следующие её виды:

  • Ситуативная рефлексия - выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

  • Ретроспективная рефлексия - служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.

  • Проспективная рефлексия - включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.

Задачи фазы рефлексии - (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Включаю видео, например, шум дождя, распускание лепестков розы и прошу ребят продолжить фразы, например, такие: -Сегодня на уроке я узнал ………………….

-Сегодня на уроке я научился ……………..

-Сегодня на уроке я повторил …………….

Дети любопытны, любят все новинки.

  • Создаём мотивацию с помощью ИКТ, формируем желание мыслить и просто учиться! Следовательно, «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.»

С помощью ИКТ зажигаем в глазах школьников огонёк жажды знаний.

Формы работы с компьютером на уроках биологии.

В зависимости от того, какой вариант конфигурации компьютерного оборудования находится в кабинете: у меня это - компьютер + проектор .
Учитель моделирует учебные задачи и пути их решения.
При данном варианте самостоятельность учащихся активизируется, но главное - они могут работать в индивидуальном темпе.
Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах:
Подготовка к уроку. Проведение урока . Внеурочная работа
При подготовке к уроку учитель может:
Быстро найти необходимый материал.
Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал) .
Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона).
Можно создать документальный фильм, используя изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера.
Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся) .
Второй этап - проведение урока. Компьютер даёт возможность учителю разнообразить урок, сделать его более насыщенным , зрелищным. Для этого можно использовать подготовленные заранее: Фотографии, видео, рисунки, которые дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным .
Слайды, которые сопровождают лекцию учителя .
Тесты, помогающие разнообразить и расширить разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)
Третий этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка).Учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Есть опыт разработки и опробирования кружков «Юный натуралист» (опыты: по выращиванию семян, испарению, дыханию растений, смены поколений, влияние удобрений и др.), «Юные исследователи» (мини-проекты : «Глазомерная съёмка», «Микроклимаические наблюдения», « Оценка качества воды», «Оценка состояния деревьев в парке», «Социальный проект» и др).

Учащиеся работают в малых группах (ученик - это одна малая группа). Осуществляется самоконтроль,взаимопроверка.

Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию). Например, «Природа», «Биоценоз».

В данном случае ИКТ не только позволяет активизировать учебный процесс, но и формирует у учащихся умение работать в команде, а также позволяет проводить профориентационную работу. В таком же режиме учащиеся могут создавать документальные фильмы, готовить заочные экскурсии, пополнять библиотеку школьных наглядных пособий, создавать справочники и опорные конспекты.

Использование видео-урока.

Овладеть коммуникативной компетенцией на уроках биологии - одна из задач современного урока в рамках ФГОС. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций, общения на уроке с использованием различных приемов работы. Использование видео -фильмов способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики -индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

Методика применения программного обеспечения PowerPoint на уроках в школе- одно из актуальных направлений педагогической сферы.

Презентации на уроках - это объединение более чем одного коммуникационного агента в некоторую форму коммуникации, или более конкретно для компьютерных систем - объединение таких агентов, как текст, звук, графическое изображение, анимация, видео и пространственное моделирование в компьютерную систему.

Большинство авторов сходятся во мнении, что обязательный учебный материал может переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, форму с широким использованием графики, анимации, эффектов и др. Вопросы использования презентаций в построении и контроле обучающих программ рассмотрены в работах В.И. Батищева, В.М. Вымятина, С.Г .Григорьева, В.П. Демкина, В.В. Кручинина, В.Ю. Мишина, Г.В. Можаевой, М.Ф. Молочко, Г.М. Нурмухамедова, Е.В. Огородникова, А.Г. Риппа, Т.В. Руденко, О.Г. Смоляниновой и др. При этом авторы отмечают, что проблема эффективного производства высококачественных, эффективных презентаций для общего образования все еще не решена. Размерность задачи изменяется с появлением все новых требований (интероперабельности, адаптивности, унификации и др.) и требует поиска новых архитектурных решений программного обеспечения, проработки принципов его проектирования, создания и методического сопровождения.

В учебном предмете «биология», ведущую роль играет познавательная деятельность школьников, направленная на изучение биологических систем разного уровня и, следовательно, на развитие познавательных учебных действий.
Формирование УУД в процессе обучения биологии, которые содействуют развитию познавательной самостоятельности школьников, - достаточно новая проблема для методики обучения биологии.

Исследования показали, что подавляющее большинство педагогов считают, что на уроках биологии формируются больше познавательные УУД, объясняя это спецификой предмета. Считаю, что правильное построение в рамках современного урока плюс использование ИКТ, видеотехнологии позволяет успешно формировать и коммуникативные учебные действия. Ну конечно же регулятивные и личностные.

На данный момент считаю, что существует необходимость в научном исследовании, осмыслении и создании специальных методик, включающих цели, содержание и различные методы и приемы, направленные на формирование УУД, которые будут являться основой развития учащихся. При этом большое значение имеет школьная биология, так как формирование УУД возможно только на конкретном учебном содержании. Поэтому в дальнейшем продолжу самообразование , работу по созданию своего интерактивного пособия по биологии.

В своей работе готовлю поурочные планы, связанных с цифровыми объектами (ЭОР, модули ФЦОР).

Демонстрирую подготовленные цифровые объекты через мультимедийный проектор.

Использую модули ФЦОР практического направления при выполнении лабораторных и практических работ.

Применяю компьютерное обучение и тестирование учащихся, помощь в оценивании знаний.

Осуществляется индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке.

Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий. Разрабатываю страничку «Ученикам» в Google, где можно посмотреть ссылки на полезные сайты, видео-фильмы, используемые на уроке. Осваиваю форму Google для создания своих тестов.

Дополнительной информации энциклопедического характера собираю в личную электронную библиотеку.

Советую обратиться в интернет за дополнительной информацией .Мультимедийные справочники-определители, например «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь», Цифровой иллюстрированный атлас-определитель растений средней полосы России используются для подготовки исследовательских работ, это дает развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде.

Оказываю помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия.

Таким образом, приобщаю школьников к современным информационным технологиям, что дает возможность формировать потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Хочется сказать о Единой образовательной коллекции (school-collection.edu.ru). Как показала практика применения электронных ресурсов при работе со школьниками, ученики успешнее осваивают достаточно сложный учебный материал. Материалы ресурса скачиваются, но не все. Применение некоторых возможно только в онлайн-режиме, что в наших школах не всегда возможно.

Методика использования ЦОР

Цифровые образовательные ресурсы используются в традиционной структуре любой формы учебного процесса:

 при объяснении нового материала (теоретический раздел ЦОР, видеофрагменты, фотографии, 3D - модели, модели различных процессов)

 закрепление материала - задания с выбором ответа, задания с использованием фото, видео ресурсов интерактивные задания, дополнительный материал, 3D - модели, словарики, методические рекомендации ЦОР

 контроль (задания с выбором ответа, с автоматической проверкой, с использованием, фото, видео ресурсов, интерактивные задания, контрольно-диагностические тесты).

На основе ЦОР возможна организация мультимедийных школьных лекций в компьютерном классе, когда ученики получают от лектора небольшие интерактивные задания и выполняют их. При использовании мультимедийных проекционных систем в любой аудитории - при работе всего класса.

Интерактивные доски позволяют, в зависимости от возникающей ситуации изменять последовательность изложения материала. Вводить дополнительные сведения для активизации познавательного процесса, создания эмоционального фона.

Компьютер, при соответствующем программном обеспечении, позволяет вводить в биологию виртуальные лабораторные работы, которые по дидактической значимости не уступают работам с натуральными объектами. Лабораторные работы предоставляют возможность для ученика самостоятельно выбирать последовательность изучения объекта, моделировать естественные условия, ставить биологические эксперименты, выяснять природные закономерности.

Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этапах обучения. Для большей убедительности, приведу характеристику типов объектов, представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их использования на различных этапах.

Этап "объяснение". цветные рисунки и фото-учебники и методические Пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.

Слайд-шоу - сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.!!!!!!!!!!

Видеофрагменты - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)

3D рисунки и модели. Создание пространственного рисунка с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.

Интерактивные модели - анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы (когда фрагменты могут "оживать" в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей).

Интерактивные рисунки - упрощённый вариант интерактивных моделей. При подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется Подсвечиванием или изменением цвета, и всплывает его название.

Вспомогательный материал - сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока..

Этап "закрепление". Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео - и анимационные фрагменты (однако пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки.)

Задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры - анализ числа или слова (словосочетания), введённого в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ.

Практически все указанные выше технологические возможности содержатся в модулях ФЦОР, которые мною применяются на различных этапах урока.

- Анимационные фрагменты (однако пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки.)

-Задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры , введённого в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ.

- Тематические подборки заданий - реализуют техническую возможность сборки объектов по их характеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, рассчитанных на достижение педагогических целей за счёт определённой последовательности их выполнения, привязки ко времени занятия, данной программе, выбранному учебнику.

- Задания с использованием фото, видео и анимации - такие задания переводят фото-, видео и анимационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах, т.е. для усвоения методов Познания, включённых в образовательный стандарт по биологии.

- Задания с реакцией на ответ - появление на экране "реакций" на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счёт придания ему эмоциональной окраски.

- Интерактивные задания - задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа.

Важным направлением в использовании икт является интернет - обучение школьников. в учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных биологов в развитие науки, нет исторических справок об основных этапах развития биологических дисциплин, недостаточно материала о современных открытиях. необходимую информацию они находят в интернете.

Применение учащимися интернета дает следующие преимущества:

1.Значительно сокращается время Подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке.

2.Повышается актуальность, получаемой информации.

3.Обучающиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

В своей работе использую дистанционные олимпиады, объединяющие конкурсы учащихся , т.к. считаю. Что они формируют познавательный интерес к предмету; обмен методическим опытом педагогов. Как правило распечатываю задания на бумаге и затем вбиваю ответы.

Выводы: Использование икт дает возможность более эффективно работать по темам самообразования, накопить дидактический материал. Свои наработки храню в компьютере, на флешках, в интернете-электронном виде. Разрабатываю 3 своих сайта и один детский, находясь в поисках более удобного и приемлеемого для хранения своих материалов, а также более доступного для учащихся и моих коллег.

ИКТ могут быть применены на любом уроке, но с какой целью и когда применить нужно для более эффектного результата необходимо планировать. Необходимо идти со временем в ногу используя современные технологии и средства обучения, но не забывать при этом самый эффективный способ взаимодействия учителя и ученика - живое общение.

Технология опыта: Применение различных электронных и мультимедийных учебных программ и приложений, Интернет-ресурсов, а также создание учебных презентаций к урокам, наглядных пособий, тестовых тренажёров и других образовательных ресурсов для повышения качества знаний, умений и навыков и формирования универсальных учебных действии учащихся

Условия реализации изменений

Применение ИКТ делает необходимым наличие современного компьютерного и мультимедийного оборудования. Постоянное повышение знаний и навыков педагога в области информационных технологий, создание медиатеки уроков и внеклассных мероприятий.

«Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам» (А.С. Макаренко)

Повышение квалификации по теме «Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации требований ФГОС». - с 12.03.2013 по 20.06.2013гг.

Участие в вебинарах.

1.Тема "Протип электронного учебника издательства "Просвещение""- 17.12.2014г

2.Тема "Методы исследований в естественно-научных работах учащихся" - 19.12.2014г

Участие во всероссийской педагогической конференции по теме « Научно-исследовательская деятельность педагога и ее презентация». - 14.01.2015г.

Краткосрочное повышение квалификации по теме «Современные технологии и практики в образовании. Неочевидные тренды 2015 г.- 17.12.2014г

Ведение блога на личном сайте.

Диссимиляция опыта на муниципальном уровне (РМО), российском и международном уровне через публикации образовательных сайтов интернет и личных сайтов.

Применение ИКТ и ЭОР в школах доказывает, что возможности, заложенные в компьютере, могут быть в значительной степени реализованы в учебно-воспитательном процессе и существенно влияют на его качество в том случае, если грамотно используются. Современный этап применения ИКТ в образовании является экспериментальным. По мнению А.И. Яковлева, «идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах.

При внедрении информационных технологий на уроке следует придерживаться следующих методических правил:
1. информационные технологии в образовании (ИТО) являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;
2. новейшие информационные технологии не антагонистичны к традиционной системе образования, а естественным образом, оптимально интегрируются в нее с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности применения ИТО в сочетании с различными педагогическими технологиями;
3. в качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования ИТО выбираются обращение к личности обучаемого; создание максимально благоприятных условий для овладения им социально накопленным опытом, заключенным в содержании образования; направленность не только на получение глубоких и фундаментальных знаний, развитие мышления учащихся, его творческой индивидуальности и т.д., но и, в первую очередь, на проявление его самостоятельности - на саморазвитие и самореализацию личности;
4. ИТО не подменяют педагога и не замещают его основных функций, а опредмечивают и усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяют отдельные функции учителя между учащимся и компьютером, оптимизируют профессионально-педагогическую деятельность.

Проведение уроков с компьютерной поддержкой не дань моде, а потребность в совершенствовании методов и приемов обучения, помогают учителю наглядно, доступно и компактно донести больший объем информации до ученика, а ученику воспринять его.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

В ходе решения поставленных задач исследования происходит формирование и развитие четырёх блоков УУД за счёт использования видеотехнологии, ЭОР, ресурсов сети интернет, модулей ФЦОР.При выполнении творческих работ (доклады, кроссворды, викторины, презентации, фильмы) учащиеся пользуются Интернетом, электронными книгами и материалами, которые им предоставляю ещё и я.

Обучающиеся овладевают навыком работы в сети Интернет и Power Point, оформляя свои проекты , например, «Возникновение жизни на Земле», происходит развитие критического мышления при отборе материала. А также в ходе использования возможностей икт для занятости школьников во внеурочное время.

Разработка и опробирование программы дополнительного образования «Юные исследователи». В основе кружка лежит проектно-исследовательская деятельность. Программа представляет собой мини-проекты. Они могут быть внедрены и использованы также по предметам «Биология», «География», «Экология». На основе мини-проектов возможен систематический сбор информации , которая может быть представлена в дальнейшем как учебно-исследовательская деятельность.

В рамках работы кружка была выполнена учебно-исследовательская работа «В мире воды» учащейся 9 класса Афанасенковой Еленой, руководителем которой я являюсь, занявшая 2 место в региональном конкурсе прикладных и научно-исследовательских проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов Смоленской области. Имею благодарность от Департамента Экологии Смоленской области. . Предоставляю через ИКТ школьником возможность общения. Учащиеся являются победителями и призерами: внутришкольных, районных, дистанционных конкурсов .

На практике эффективность использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:

1.Позитивная динамика качества знаний обучающихся.

Общая оценка качества знаний по биологии:

Общая оценка качества знаний по школе:


2010 - 2011 гг. - 63 %

2010 - 2011 гг. - 55,6 %

2011 - 2012гг. - 86 %

2011 - 2012гг. - 50 %

2012 - 2013гг. - 75%

2012 - 2013гг. - 33 %

2013 - 2014гг.- 69,6 %

2013 - 2014гг.- 52,6 %

2.Повышение познавательного интереса к предмету.

- Успешная сдача экзаменов по биологии.

-Стабильный показатель победителей в школьных олимпиадах.

-Победители в дистанционных олимпиадах:

Диплом 3 степени по биологи по олимпиаде в Международном проекте Videouroki.net 2013г ( 9 класс); 1, 2, 3места в Международном дистанционном блиц-турнире по биологии проекта «Новый урок».( 5,7 класс) 2014г

Дипломы 2,3 степени в Международном проекте Videouroki.net по « Дистанционная олимпиада по математике в 5,6 классах 2013- 2014гг

Повышение качества образования, уверенности учащихся в своих силах, усиление познавательной активности.

Публикации о представленном

инновационном педагогическом опыте

Публикации на образовательном Дистанционном портале «Продлёнка»:

- «Промежуточный мониторинг по биологии в 5 классе»;

- презентация к уроку «Развитие эволюционного значения Ж.Б. Ламарка» в программе iSpring Pro 7;

- презентация к уроку «Вид, его критерии и структура» iSpring Pro 7;

- конспект открытого урока по теме «Мейоз» с использованием модулей ФЦОР, видео;

-рабочая программа по биологии.9 класс. К уч. Пасечник;

-рабочие программы по химии 7-9 классы

-урок по теме «Распределение тепла и влаги на территории России» (с технологической картой к уроку) по ФГОС;

-контрольная работа по теме «Металлы» с алгоритмами дифференцированная.

-на международном сайте VIDEOUROKI.NET контрольная работа «Металлы»;

-Проект « В мире воды» на сайте «Сообщество взаимопомощи учителей»;

-«Растения -живой организм» - в СМИ ИнфоЦентр"ЭВРИКА"

- Публикации на личных сайтах

1) учительский.сайт/Баринова-Анжела-Александровна

2) multiurok.ru/anshelabarinowa2/

3) prodlenka.org/dobavit-sait-uchitelia/sait-uchitelia-biologii-i-ekologii/1078-personalnyi-sait-uchitelia-biologii-i-khimii-barinovoi-anzhely-aleksandrovny.html

- sites.google.com/site/sajtucitelabarinovojaa/home

4) Сайт детского коллектива «Юные художники» junchudoshnik.ksdk.ru/

Ф.И.О. составителя карты

Баринова Анжела Александровна

Дата составления информационной

карты (число, месяц, год)

6.01.2015


© 2010-2022