Рабочая программа по биологии 10 класс базовый уровень

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

( 34 часа ,1 час в неделю ). Составлена на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы. » Н.И. Сонин. -М.: Дрофа , 2010.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса"Общая биология" основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в 5-9 классах средней школы. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики ,истории, физической и экономической географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Рекомендуется проведение зачетных занятий в конце изучения материала раздела, которые сочетают письменную и устную формы изложения материала. Кроме того ,в конце каждого семестра (полугодия) необходимо проведение курсовых экзаменов по всем темам, изученным учащимися за истекшее время.

Курс общей биологии на базовом уровне должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы , осознании человека как части природы , продукта эволюции живой материи.

При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя-это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением , а также хранением , передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем , своего рода компьютеров со своими носителями данных , языками программирования , переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того , что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук- физики , химии , математики , информатики.

Желательно провести сравнение научного метода познания живой природы и ненаучных способов отражения действительности . При этом следует донести до учащихся понимание того , что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют ,а дополняют друг друга. При этом следует четко понимать , что предметом естественных наук является умопостигаемое , тогда как содержание произведений искусства постигается эмоциями. Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то , что некоторые биологические явления невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.

Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения , как дискуссии ,рефераты, доклады.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей :

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении и жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы,

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма ,использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска, работать с биологическими приборами , инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты,

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации,

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний ,травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

Знать \ понимать

-основные положения биологических теорий(клеточная теория, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза),учений(о путях и направлениях эволюции, Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В.И.Вернадского о биосфере), -сущность законов(Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического),закономерностей(изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ),правил(доминирования Г.Менделя, экологической пирамиды),гипотез(чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека),

- строение биологических объектов: клетки(химический состав и строение),генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот, вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов, вида и экосистем(структуры),

-сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма(онтогенез),взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирования приспособленности к среде обитания, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы,

-современную биологическую терминологию и символику,

- имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира,

-использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии ( гетерозис , полиплоидия, отдаленная гибридизация , трансгенез ),

уметь :

-объяснять :роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов,

-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке, строения и функций органоидов клетки, пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза, движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции,

-решать задачи разной сложности по биологии,

-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах(цепи питания, пищевые сети),

-описывать клетки растений и животных (под микроскопом),особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности, готовить и описывать микропрепараты,

-выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных ,отличительные признаки живого(у отдельных организмов),абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде(косвенно),антропогенные изменения в экосистемах своего региона,

-исследовать биологические системы на биологических моделях,

-сравнивать биологические объекты(клетки растений, животных, грибов и бактерий ,экосистемы и агроэкосистемы),процессы и явления(обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз, бесполое и половое размножение ,оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных ,внешнее и внутреннее оплодотворение, формы естественного отбора ,искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюцию ,пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения,

-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас ,глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке,

-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках(учебных текстах ,справочниках ,научно-популярных изданиях ,компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-грамотного оформления результатов биологических исследований,

-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде ,мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции ) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение ,алкоголизм, наркомания ),

-оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами,

-определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде,

-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование ,искусственное оплодотворение ).


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ .

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся ,необходимо учитывать:

-правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий , точность употребления научных терминов,

-степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений,

-самостоятельность ответа,

-речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

ОТМЕТКА " 5" ставится ,если :

-полно раскрыта содержание материала в объеме программы и учебника.,

-четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий ,верно использованы научные термины,

-для доказательства использованы различные умения ,выводы из наблюдений и опытов,

-ответ самостоятельный ,использованы ранее приобретенные знания.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-раскрыто основное содержание материала,

-в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины,

- ответ самостоятельный ,

-определения понятий неполные , допущены незначительные нарушения последовательности изложения , небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

ОТМЕТКА " 3 "ставится ,если :

-усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно ,не всегда последовательно,

-определения понятий недостаточно четкие,

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении,

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

ОТМЕТКА " 2 " ставится , если:

-основное содержание учебного материала не раскрыто,

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя,

-допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

ОТМЕТКА " 1 " ставится ,если :

- ответ на вопрос не дан.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

1.Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать :

-самостоятельность подбора оборудования и объектов,

-последовательность в выполнении работы по закладке опыта,

-логичность и граммотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

ОТМЕТКА "5" ставится , если :

-правильно определена цель опыта ,

-самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов , а также работа по закладке опыта,

-научно грамотно ,логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-правильно определена цель опыта,

-самостоятельно проведена работа по подбору оборудования , объектов

-при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки,

- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта,

- в описании наблюдений из опыта допущены неточности , выводы неполные.

ОТМЕТКА " 3 " ставится ,если :

-правильно определена цель опыта,

-подбор оборудования и объектов , а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя,

-допущены неточности и ошибки при закладке опытов, описании наблюдений ,формулировании выводов.

ОТМЕТКА " 2 " ставится ,если:

- не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование,

-допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

ОТМЕТКА " 1 " ставится , если :

-полное неумение заложить и оформить опыт.

2. Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать :

-правильность проведения наблюдений по заданию,

-умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта,

-логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

ОТМЕТКА " 5 " ставится , если:

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,

-выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта,

-логично, научно ,грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта названы второстепенные ,

-допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 3 " ставится , если :

-допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.,

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта выделены лишь некоторые,

-допущены ошибки(1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 2 " ставится , если :

-допущены ошибки( 3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя,

-неправильно выделены признаки наблюдаемого объета ,

-допущены ошибки (3-4 ) в оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 1 " ставится , если:

-не владеет умением проводить наблюдение.

Содержание учебной дисциплины.


Название темы ( раздела ).

Содержание темы (раздела)

Кол-во часов.

Введение.

Биология- наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни . Методы изучения биологии. Значение биологии.

1

1.

Раздел 1. Клетка- единица живого.

15

Тема 1. Химический состав клетки.

Биологически важные химические элементы. Неорганические ( минеральные ) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки , их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

5

Тема 2. Структура и функции клетки.

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии , пластиды , органоиды движения ,включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.

4

Тема 3. Обеспечение клеток энергией.

Обмен веществ и превращение энергии- свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

2

Тема 4 . Наследственная информация и реализация ее в клетке.

Генетическая информация . Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК . Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа.

4

2

Раздел 2. Размножение и развитие организмов.

6

Тема 5. Размножение организмов.

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

4

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов.

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя , никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.

2

3

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

12

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование , сцепленное с полом.

6

Тема 8. Закономерности изменчивости.

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

2

Тема 9. Генетика и селекция.

Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции . Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

4

Практические занятия.

Тема «Структура и функции клетки».

Лабораторная работа№1"Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом".

Практическая работа№1"Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука".

ТЕМА:"Основные закономерности явлений наследственности".

Лабораторная работа№2"Решение генетических задач «

ТЕМА:" Закономерности изменчивости".

Лабораторная работа№3" Выявление изменчивости у особей одного вида, построение вариационного ряда и вариационной кривой ".

ТЕМА:"Генетика человека".

Практическая работа№2"Составление схем родословных".

Календарно-тематическое планирование

курса общей биологии 10 класса при базовом уровне обучения .

( 1 час в неделю , 34 часа )

Тема урока.

Кол-во часов.

Дата.

Введение .

1

1

Биология- наука о живой природе. Уровни организации жизни.

1

Раздел 1. Клетка-единица живого.

15

Тема 1. Химический состав клетки.

5

2

Химический состав клетки.

1

3

Неорганические вещества клетки.

1

4

Органические вещества . Липиды.

1

5

Органические вещества. Углеводы. Белки.

1

6

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

1

Тема 2. Структура и функции клетки.

4

7

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Лаб.раб .№1 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

1

8

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. Прак.раб №1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука» Клеточное ядро. Хромосомы.

1

9

Прокариотическая клетка.

1

10

Контрольная работа №1 «Структура и функции клетки ».

1

Тема 3. Обеспечение клеток энергией.

2

11

Обмен веществ и превращение энергии.

1

12

Фотосинтез.

1

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.

4

13

Генетическая информация. Транскрипция.

1

14

Генетический код.

1

15

Биосинтез белка. Трансляция.

1

16

Вирусы.

1

Раздел 2. Размножение и развитие организмов.

6

Тема 5. Размножение организмов.

4

17

Деление клетки. Митоз.

1

18

Бесполое и половое размножение.

1

19

Образование половых клеток. Мейоз.

1

20

Оплодотворение.

1

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов.

2

21

Индивидуальное развитие организмов.

1

22

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

1

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

12

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности.

6

23

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

24

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

1

25

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

26

Хромосомная теория наследственности.

1

27

Генетика пола. Прак. раб. № 2 «Составление схем родословных»

1

28

Лабораторная работа №2 «Решение генетических задач»

1

Тема 8. Закономерности изменчивости.

2

29

Модификационная и наследственная изменчивость. Лаб.раб № 3 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

1

30

Наследственная изменчивость человека.

1

Тема 9. Генетика и селекция.

4

31

Селекция : основные методы и достижения.

1

32

Генная и клеточная инженерия.

1

33

Клонирование.

1

34

Повторение курса общей биологии.

1

Источники информации и средства обучения.

ЛИТЕРАТУРА.

Для учащихся :

1. Сивоглазов В.И, Агафонова И.Б, Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 -11 класс / Под.ред.проф. В.Б. Захарова . М.: Дрофа,2009.

2.Захаров В .Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.10 класс\Под ред.проф.В.Б.Захарова.М.:Дрофа,2008.

3.Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.11 класс \Под ред.проф.В.Б.Захарова.М.:Дрофа,2008.

4.Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.10-11 классы \Под ред.проф. В.Б.Захарова.7-е изд.М.:Дрофа,2002.

5.Общая биология.10-11 классы \Под ред.акад.Д.К.Беляева,проф.Г.М.Дымшица и проф.А.О.Рувинского.6-е изд.М.:Просвещение,1997.

Для учителя :

1.Айла Ф.,Кайгер Дж.Современная генетика.В 3 т.М.:Мир,1987.

2.Биологический энциклопедический словарь.М.:Советская энциклопедия,1989.

3.Воронцов Н.Н.,Сухорукова Л.Н.Эволюция органического мира (факультативный курс):Учебное пособие для 10-11 классов средней школы.2-е изд.М.:Наука,1996.

4.Мамонтов С.Г.Биология:Пособие для поступающих в вузы.М.:Высшая школа,1992.

5.Медников Б.М.Биология:Формы и уровни жизни.М.:Просвещение,1994.

Научно-популярная литература

1.Акимушкин И.Мир животных (млекопитающие,или звери).М.:Мысль,1999.

2.Акимушкин И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные).М.:Мысль,1999.

3.Ауэрбах Ш.Генетика.М.:Атомиздат,1996.

4.Иорданский Н.Н.Эволюция жизни.М.:Академия,2001.

Методическая литература

1.Биология в школе.Сборник нормативных документов \Сост.В.И.Сивоглазов.М.,1987.

2.Комиссаров Б.Д.Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии.М.,1989.

3.Мягкова А.Н.,Сивоглазов В.И.Преподавание общей биологии.М.,1987.

4.Уроки общей биологии\В.М.Корсунская,Г.Н.Мироненко,З.А.Мокеева,Н.М.Верзилин.М..1986.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1.Таблица"Классификация растений".

2.Гербарные экземпляры растений.

3.Живые растения.

4.Таблица"Матричный синтез".

5.Таблица"Строение белковой молекулы","Углеводы".

6.Таблицы"Генетический код","Биосинтез белка".

7.Таблица"Фотосинтез".

8.Таблица"Многообразие клеток","Строение бактериальной клетки".

9.Таблица"Строение растительной клетки","Строение животной клетки".

10.Таблица"Митоз","Мейоз".

11.Микроскопы,лупы,микропрепараты.

12.Таблица"Вегетативное размножение растений".

13.Таблица"Индивидуальное развитие".

14.Таблица"Дигибридное скрещивание".

15.Таблица"Моногибридное скрещивание".

16.Таблица"Центры происхождения культурных растений".



Контроль уровня обученности.

Тест по теме «Белки»

Первый уровень.

1 вариант.

1.Выбери схему , соответствующую первичной структуре белка.

а) б) в)

2.Определи термин , не подходящий по смыслу к слову «полимер»:

а) нуклеотид , б) мономер , в) дипептид.

3.Процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации- это:

а) гидролиз , б) коагуляция , в) ренатурация.

2 вариант .

1. Каких составных частей недостает в формуле аминокислоты :

//

Н-С-С

I I

а)- NН 2 , б) -R , в) -ОН.

2. В данной цепочке функциональных групп есть одна лишняя , определяющая иные свойства. Найдите ее :

а) -N Н 2 , б) - R , в) - СООН.

3. Процесс восстановления структурной организации белковой молекулы- это :

а) гидролиз, б) денатурация , в) ренатурация.

Второй уровень

1 вариант.

1. Какие структуры реализуют биологическую активность молекулы белка :

а) радикалы , б) полипептид , в) химические связи.

2. В образовании какой структуры принимают участие дисульфидные мостики :

а) вторичной , б) первичной , в) третичной.

3. Пользуясь таблицей незаменимых аминокислот , выбери две ( не использованные при работе с текстами ) , составь дипептид , назови его.

2 вариант.

1. Какой уровень организации опосредованно определяет биологическую активность белка :

а) третичная , б) первичная , в) вторичная структуры.

2. При денатурации происходит разрушение структуры :

а) вторичной , б) первичной , в) третичной.

3. Пользуясь таблицей незаменимых аминокислот , выбери две ( не использованные при работе с текстами ) , составь дипептид , назови его.

Третий уровень.

Задание для 1 и 2 вариантов.

Пользуясь таблицей , смоделируй несколько вариантов ( не менее двух ) молекул полипептида из состава незаменимых аминокислот.

Условие : в состав одного полипептида должны входить не менее 4-5 мономеров.

Тема « Структура и функции клетки»

Установите соответствие между цифрами и буквами.

1 вариант.

1. Участвует в эндоцитозе.

2. В каналах образует молекулы белка.

3. Обеспечивает протекание процессов обмена веществ.

4. Содержит наследственную информацию.

5. Содержит ферменты.

6. Несет на себе рибосомы.

7. Не имеет мембранного строения.

8. Состоит из билипидного и белкового слоев.

А- рибосома.

Б-эндоплазматическая сеть.

В- клеточная мембрана.

Г- цитоплазма.

Д-лизосома.

Е-хромосома.

2вариант.

1.Делит клетку на секции , в которых одновременно проходят химические реакции.

2. Имеет граны и тилакоиды.

3. Внутри заключает кариоплазму.

4. Состоит из ДНК и белковой обкладки.

5. Обладает способностью к отделению мелких пузырьков.

6. Осуществляет пищеварение в клетке.

7. Обеспечивает тургор в клетке.

8. Встречается только у эукариот.

А- лизосома.

Б- хлоропласт.

В- ядро.

Г- цитоплазма.

Д- комплекс Гольджи.

Е- эндоплазматическая сеть.

Ж- хромосома.

Тема «Митоз»

Соотнесите название каждой фазы митоза с теми процессами , которые характерны для этих фаз.

Митоз.

Состояние ядра в клетке.

Фазы митоза.

а) Хромосомы сконцентрированы у полюсов клетки. Деспирализуются и становятся плохо заметными.

А. Метафаза

б) Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки , полностью сформировано митотическое веретено.

Б.Анафаза

в) Сестринские хромосомы становятся самостоятельными дочерними хромосомами. Начинает сокращаться нить веретена деления.

В.Профаза

г) Центриоли расходятся к полюсам клетки , хромосомы спирализуются , ядерная оболочка распадается на отдельные фрагменты.

Г.Телофаза

Тема « Химический состав клетки»

Задание 1.

Участок молекулы ДНК , кодирующий часть полипептида , имеет следующее строение :

-А- Ц-Ц-А-Т-А-Г-Т-Ц-Ц-А-А-Г-Г-А-

Определите последовательность аминокислот в полипептиде.

Задание 2.

Полипептид состоит из следующих аминокислот :

Валин- аланин -эмицин -лизин- триптофан -валин - серин.

Определите структуру участка ДНК , кодирующего эту цепь.


УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

( урок контроля знаний )

ТЕСТ

Вариант 1

Выберите один правильный ответ: ( правильный ответ 1 балл).

  1. В клетках каких организмов содержатся хлоропласты ?

А. Животных.

Б. Растений.

В. Животных и растений.

Г. Грибов.

2. Какие лучи спектра преимущественно поглощает хлорофилл ?

А.Красные.

Б. Зеленые.

В. Фиолетовые.

Г. Весь спектр.

3. Фотолиз воды- это :

А. Накопление воды в листе под действием света.

Б. Разложение воды под действием света.

В. Выделение водяных паров из устьиц под действием света.

Г. Нагнетание воды в листья под действием света.

4. Автотрофы - это :

А. Организмы- паразиты.

Б. Грибы шляпочные и плесневые , гнилостные бактерии.

В. Зеленые растения и бактерии , использующие энергию химических реакций.

Г. Животные , питающиеся падалью.

5. На каком этапе энергетического обмена крахмал расщепляется до глюкозы ?

А. На первом .

Б . На втором.

В. На третьем.

Г. На четвертом.

6. Второй этап энергетического обмена ( гликолиз ) происходит :

А. В митохондриях клеток.

Б. В органах пищеварения.

В. В кровеносной системе.

Г. В цитоплазме клеток.

7. Этап назван кислородным потому , что …

А. Кислород выделяется клеткой в процессе реакций.

Б. Кислород поглощается клеткой в процессе реакций.

В. Кислород переносится гемоглобином крови.

Г. Кислород необходим как фермент реакций.

8. АТФ накапливается клеткой для использования в качестве :

А. Фермента.

Б. Строительного материала клеточных мембран.

В. Строительного материала мембран митохондрии.

Г. Источника энергии.

9. Какая полужидкая коллоидная структура клетки способна к движению ?

А. Эндоплазматическая сеть.

Б. Цитоплазма

В. Рибосомы.

10. Как называется избирательно проницаемый барьер клетки и некоторых органоидов , состоящий из молекул белков и липидов?

А. Эктодерма

Б. Оболочка.

В. Мембрана.

11. Какой органоид клетки осуществляет транспорт веществ в клетке, пронизывает цитоплазму , объединяет все части клетки в единое целое ?

А. Митохондрия.

Б. Рибосома.

В. Эндоплазматическая сеть.

12. В каком немембранном органоиде происходит синтез белка?

А.Рибосоме.

Б. Лизосоме.

В. Митохондрии.

13. Функцией комплекса Гольджи является :

А. Образование энергии

Б. Накопление веществ

В. Синтез белка.

14. В каком органоиде происходит фотосинтез?

А.В хлоропласте.

Б. В хромосоме

В. В хромопласте.

15. Они могут быть желтыми , оранжевыми , зелеными , багряными, бесцветными.

А. Хромосомы.

Б. Пластиды.

В. Митохондрии.

16. Из чего главным образом состоит стенка растительной клетки ?

А. из углеводов

Б. из белков

В. Из жиров.

17. Какой органоид клетки принимает участие в делении клетки , образуя веретено деления?

А. клеточный центр.

Б. эндоплазматическая мембрана

В. Клеточная стенка.

Задание 2. Установите соответствие .

  1. Между признаками обмена веществ и его этапами :

1) вещества окисляются ,

2) вещества синтезируются , А) пластический обмен,

3) энергия запасается в молекулах АТФ , Б) энергетический обмен.

4) энергия расходуется .

5) в процессе участвуют рибосомы ,

6) в процессе участвуют митохондрии.

1

2

3

4

5

6



  1. Между особенностями обмена веществ и организмами , для которых эти особенности характерны :

    1. использование энергии солнечного света

для синтеза АТФ , А) автотрофы,

  1. использование энергии ,заключенной в Б) гетеротрофы.

пище , для синтеза АТФ ,

  1. использование только готовых

органических веществ ,

  1. синтез органических веществ из

неорганических ,

  1. выделение кислорода в процессе

обмена веществ.

1

2

3

4

5


Вариант 2.

Выберите один правильный ответ: (правильный ответ - 1 балл ).

1. Синтез белка происходит в :

а) аппарате Гольджи , в) гладкой ЭПС ,

б) рибосомах , г) лизосомах

2. Кислород выделяется в атмосферу в результате :

А. Фотолиза воды.

Б. Отщепления О 2 от молекулы СО 2 .

В. Превращения АТФ в АДФ.

Г. Расщепления глюкозы.

3 В какую стадию фотосинтеза образуется кислород ?

А. В световую.

Б. В темновую.

В. Постоянно.

Г. Никогда не образуется.

4. Гетеротрофы - это :

А. Зеленые растения, использующие энергию солнечного света.

Б. Животные , использующие энергию , заключенную в пище.

В. Органоиды , окрашивающие клетку в желтый цвет.

Г. Вещества , укрепляющие клеточные стенки растений.

5. Первый ( подготовительный ) этап энергетического обмена происходит :

А. В митохондриях.

Б. В клетках пищеварения.

В. В цитоплазме клеток.

Г. В артериальной крови.

6. Третий этап энергетического обмена происходит :

А. На мембранах ЭПС.

Б. В цитоплазме клеток.

В. В кристах митохондрий.

Г. В органах дыхания.

7. На третьем этапе энергетического обмена ( дыхание ) происходит :

А. Расщепление молочной кислоты и накапливание АТФ.

Б. Расщепление АТФ и накапливание молочной кислоты.

В. Выделение кислорода и расщепление АТФ.

Г. Поглощение СО 2 и Н 2 О клеткой.

8. Люди со слабыми легкими недостаточно трудоспособны потому , что :

А. Кровь недостаточно омывает легкие.

Б. Не хватает кислорода для третьего этапа энергетического обмена.

В. В крови не хватает гемоглобина.

Г. Кровь недостаточно быстро движется по артериям.

9. Она может быть гладкой или шероховатой.

А. цитоплазма

Б. рибосома

В. Эндоплазматическая сеть.

10. В каких органоидах происходит внутриклеточное пищеварение?

А. в лизосомах

Б. в рибосомах

В. В митохондриях.

11. Где накапливается запасной крахмал?

А. в хлоропластах

Б. в хромопластах

В. В лейкопластах.

12. Как называются складки внутренней мембраны митохондрий?

А. граны.

Б. кристы.

В. Строма.

13. Какие органоиды клеточного ядра образованы двухцепочечными молекулами ДНК ?

А. ядрышки

Б. хромосомы.

В. Клеточный центр.

14. Какие структурные элементы содержатся только в растительных клетках?

А. пластиды.

Б. рибосомы.

В. Хромосомы.

15. Какие структурные элементы содержатся в растительной и животной клетках ?

А. пластиды

Б. митохондрии

В. Клеточная стенка.

16. Что является основными частями клетки?

А. рибосомы

Б. вакуоли , митохондрии

В. Ядро, цитоплазма.

17. Что может появляться и исчезать в процессе жизнедеятельности клетки?

А. рибосомы.

Б. включения.

В. Органоиды специального назначения.

Задание 2. Установите соответствие .

  1. Между признаками обмена веществ и его этапами :

1) вещества окисляются ,

2) вещества синтезируются , А) пластический обмен,

3) энергия запасается в молекулах АТФ , Б) энергетический обмен.

4) энергия расходуется .

5) в процессе участвуют рибосомы ,

6) в процессе участвуют митохондрии.

1

2

3

4

5

6



  1. Между особенностями обмена веществ и организмами , для которых эти особенности характерны :

    1. использование энергии солнечного света

для синтеза АТФ , А) автотрофы,

  1. использование энергии ,заключенной в Б) гетеротрофы.

пище , для синтеза АТФ ,

  1. использование только готовых

органических веществ ,

  1. синтез органических веществ из

неорганических ,

  1. выделение кислорода в процессе

обмена веществ.

1

2

3

4

5



Тема « Размножение организмов»

Формы и способы размножения.

Виды организмов.

Формы размножения.

Способы размножения.

1. Дрожжи.

2. Олень.

3. Малина.

4. Тритон.

5. Дафния.

6. Дождевой червь.

7. Амеба обыкновенная.

8. Пчела.

9. Улотрикс.

10. Картофель.

11. Земляника.

Типы деления клеток.

Программированный опрос.

1-й вариант - митоз .

2-й вариант - мейоз.

Утверждения , учащиеся записывают их номера , если они относятся к их варианту.

  1. Основа генотипичной изменчивости.

  2. Перед началом деления удваивается ДНК.

  3. Ядро клетки делится один раз.

  4. Образуются соматические клетки.

  5. Имеет место кроссинговер.

  6. В результате процесса образуются гаметы.

  7. Гомологичные хроматиды конъюгируют.

  8. Ядро делится два раза.

  9. Образующиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом.

  10. Конъюгация гомологичных хромосом отсутствует.

  11. Типичное деление клеток.

  12. Имеет место редукционное деление.

  13. Образуются биваленты.

  14. Создается возможность для возникновения в гаметах новых генных комбинаций.

  15. На одной из стадий наблюдается конденсация хромосом.



















































































































































© 2010-2022