Программа по биологии на тему Организация работы с одаренными детьми

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Программа «Одаренные дети»









Разработчик программы

Новикова Татьяна Анатольевна

учитель биологии

МАОУ «СОШ № 111»





Содержание

I. Нормативно-правовое обеспечение Подпрограммы с.3

II. Пояснительная записка с.2

III. Аналитический блок с.5

1.Современное состояние проблемы развития одаренности

2.Проблемно-ориентированный анализ современного состояния работы в школе с одаренными детьми

IV. Концептуальный блок с.8

1.Концепция программы

2.Цели и задачи, гипотеза Подпрограммы

3.Принципы выявления одаренных детей школе

4. Принципы обучения одаренных детей

5. Основные стратегии обучения одаренных детей

6. Ресурсы для реализации Подпрограммы


V. Блок практической реализации с.15

1. Этапы и планы реализации

2. Конкретные механизмы решения поставленных задач

3. Риски и способы их минимизации

4.Планируемыйрезультат реализации Подпрограммы

5.Мониторинговая деятельность





I. Нормативно-правовое обеспечение Подпрограммы


Международного уровня:

1.Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948;

2.Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;

Федерального уровня:

1. Конституция РФ

2.Закон РФ «Об образовании» от 16.11.1997 года, с дополнениями от 05.03.2004;

3.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271)

4.Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III « Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36)

5.Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002;

Образовательного учреждения:

1.Программа развития МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №111» на 2013-2016гг.

2.Устав Муниципального автономного образовательного учреждения «СОШ№111»



II. Пояснительная записка


Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели МАОУ «СОШ №111».

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся - это предоставление необходимых условий для реализации интеллектуальных и творческих способностей.

Подпрограмма охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Подпрограммой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров для эффективной работы с одаренными детьми. Подпрограмма направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. То есть, от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?» К таким условиям мы относим, в первую очередь, реализацию индивидуальности личности учеников. Реализация программы приведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства школы. Подпрограмма направлена на консолидацию внутренних ресурсов (материально-технических, финансовых и кадровых), обеспечивающих поиск, поддержку и сопровождение одаренных (талантливых) детей в школе.

Терминология, используемая в Подпрограмме:

Одаренность (талант) - это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный (талантливый) ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

III. Аналитический блок


1.Современное состояние проблемы развития одаренности


Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентностного подхода, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляют человеку новые требования, выполнить которые под силу только творческой, способной гибко реагировать на смену обстоятельств, личности. Актуальной становится необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, а важнейшим резервом человеческой цивилизации являются интеллектуальные способности. Следовательно, уже теперь одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние и рассчитывать на особые социальные права. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

«Должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности» (из ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию).

Особую актуальность, на наш взгляд, приобретает проблема обучения детей с так называемой общей, а не специальной одаренностью. Это самая широкая категория учащихся. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа ее продуктивности. Проблемой современной школы является как создание специальной системы поддержи сформировавшихся талантливых школьников, постоянного мониторинга достижений одаренных ребят, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка школы. Итак, перед современной российской школой стоит задача создания единого образовательного пространства базового и дополнительного образования детей для индивидуализации обручения и воспитания учащихся с общей одаренностью. В качестве концептуального ядра в нашей модели выступает исследовательская активность, обеспечивающая самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учеников, и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования. Необходимо изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем. Кроме проблемы диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, существует проблема наличия педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К требованиям, предъявляемым к такому педагогу, можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;

- психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления;

- зрелость педагогического самосознания: позитивная «Я - концепция» учителя, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.


2. Проблемно-ориентированный анализ современного состояния работы с одаренными детьми в школе

Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми привёл к созданию подпрограммы «Одаренные дети» «Программы развития школы(2008-2012г.г.)», которая была направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Cегодня школа - это школа 4-х ступеней, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей:

1. «Школа будущего первоклассника»: развитие природных задатков детей, наблюдение за «скоростью» развития интеллекта, подготовка детей к обучению в начальной школе.

2. Начальная школа (1-4 классы): всестороннее формирование личности ребенка в школе с группами развития. Для способных детей активно действует факультатив «Юный исследователь», школа «Развитие речи», кружки «Петрушка», «Правила дорожного движения», «Сказкотерапия», «Работа с лобзиком» и другие, ученики начальной школы могут определить направление своих интересов. Наряду с изучением общеобразовательных предметов проводятся занятия в хореографической и вокальной студиях. В 2011г. в первых классах введены ФГОС второго поколения, что значительно расширило возможности работы с одарёнными детьми. Ученики активно начинают участвовать в олимпийском движении и интеллектуальных играх различного уровня. «Русский медвежонок», «Почемучка», «Кенгуру», «Марафон знаний» и другие помогают выявлять одаренных детей и сопровождать их в начальной школе. Также школа предлагает широкий спектр платных услуг: образовательные, развивающие, танцевальные, занятия ведут преподаватели 1 и высшей категории. Информатика для малышей 1-4 классы, Кембриджский английский 1-4 классы, «Веселый английский» 1-4 классы способствуют развитию специальных способностей у детей.

3. Ступень основного общего образования - 5-9 классы, обучение в которых призвано выявлять одаренных детей, их таланты, способности, подготовить учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения. Ученики основной школы имеют возможность развивать разносторонне свои способности. Школа предоставляет ряд платных услуг - спецкурсы по математике и русскому языку.

В рамках дополнительного образования действуют кружки и секции волейбола, баскетбола, дзюдо, легкой атлетики, КЛЭП, студия «Веселые нотки», в 9-х классах ведутся элективные курсы профориентационной направленности.

4. Ступень среднего общего образования - 10 -11 классы профильные: математический и общественно-гуманитарный профили, обучение в которых призвано развивать индивидуальность личности одаренных детей в соответствии с данными психолого-педагогических исследований в классах и подготовить их к дальнейшему обучению в ВУЗах. Ученики имеют возможность заниматься в предметных заочных школах при ПГИУ. Были составлены индивидуальные учебные планы, Предложены учащимся элективные курсы, факультативы, индивидуальные консультации по математике, биологии, химии. Достигнуты определенные успехи в работе с интеллектуально одаренными детьми: призовые места на региональной научно-практической конференции, призеры и участники региональных олимпиад по русскому языку, литературе, праву, истории обществознанию. На эффективную работу педагогов по развитию специальной одаренности указывают 100-бальные результаты на ЕГЭ по литературе и в ГИА по русскому языку. Также необходимо отметить, что учебно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса школы, а научно-практические конференции проводятся по традиции ежегодно. Также старшеклассники второй год имеют возможность дистанционного обучения по выбранным предметам. Таким образом школа формирует у учащихся универсальные учебные умения, навыки и способы деятельности, соотнесенные с развитием соответствующих личностных качеств: когнитивных (познавательных), креативных (творческих), организационно-деятельностных (методологических), коммуникативных и мировоззренческих.

Несмотря на проводимую в школе работу по выявлению и поддержке одаренных (талантливых) детей, такие ученики еще не стали объектом усиленного внимания администрации и педагогов, а система работы с данной категорией детей требует совершенствования и корректировки. В процессе анализа работы с одаренными детьми были выявлены следующие проблемы:

- недостаточно сформирована система психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности;

- нет структуры поиска и поддержки одаренных (талантливых) детей, специально подготовленных тренеров, тьюторов по выявлению, сопровождению и развитию одаренных (талантливых) детей;

- недостаточная оснащенность школы современным учебно-лабораторным оборудованием, учебно-методическими, в том числе электронными пособиями, программами; оборудованием для общедоступного и качественного внедрения дистанционных форм обучения, отсутствие доступа к множительной технике;

- отсутствие системной работы по повышению квалификации и профессионального мастерства педагогов для работы с одаренными детьми;

- отсутствие банка данных одаренных детей школы на разных ступенях и талантливых педагогов, способных эффективно работать по выявлению, поддержке и развитию одаренных (талантливых) детей;

- дефицит времени учителя и отсутствие мотивации для качественной подготовки к работе с одаренными учениками в условиях разноуровневого массового обучения;

- низкий уровень индивидуализации образования одаренных (талантливых) детей;

- отсутствие системной работы учителей по подготовке детей к участию в предметных олимпиадах разного уровня;

- несовершенны критерии и показатели оценки качества работы с одаренными (талантливыми) детьми;

- неготовность большей части родителей сотрудничать со школой по вопросам развития ребенка


IV. Концептуальный блок

1. Концепция Подпрограммы


Выявление одаренных (талантливых) детей должно начинаться с раннего возраста на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными (талантливыми) детьми, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные (талантливые) дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного, творческого труда, занятий спортом.

Таким образом, ядро одаренности - сочетание трех основных базовых понятий (триад): интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (Дж. Рензулли).

Условно можно выделить следующие категории одаренных (талантливых) детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

  • Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Естественным регулятором формирования детской одаренности является социокультурная среда, которая в сочетании с комплексом природных задатков ребенка обеспечивает его развитие. Под развитием понимается, согласно точке зрения отечественной психологии, сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Б. Т. Ананьев и др.). Общими характеристиками развития, по Л. И. Анцыферовой, являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.

Поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней (триад):


  • предметно-пространственное окружение человека;

  • информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация и т.д.);

  • ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

По виду деятельности одаренного (талантливого) ребенка социокультурную среду можно дифференцировать по трем типам:

  • развитие интеллектуального таланта;

  • развитие художественно-творческого таланта;

  • развитие спортивного таланта.

Возможны различные стратегии выстраивания отношений одаренного (талантливого) ребенка со средой. Наиболее распространены две: адаптация к среде; организация среды, ее воспроизведение. Первая стратегия предусматривает, что бремя приспособления к среде полностью ложится на одаренного (талантливого) ребенка. В основе второй стратегии лежит активность одаренного (талантливого) ребенка, направленная на создание, построение системы новых отношений, соответствующих сфер его жизнедеятельности и выявление условий, путей, возможностей дальнейшего развития. То есть усиливается активная роль одаренного (талантливого) ребенка за счет вхождения в число активно воздействующих на общую ситуацию развития новых групп людей. Расширяется разнообразие самодеятельного проявления ребенка на разных уровнях, в разных формах и видах представленного.

При выявлении детей с незаурядными способностями и возможностями встает проблема:чему и как их учить, как способствовать их оптима-льному развитию.

К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным

потенциалом относят вертикальное и горизонтальное обогащения.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в избранной области деятельности.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение избранной области деятельности. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развитие инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, это: предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития ребенка, осуществляемое психологической службой; переплетение диагностических, психокоррекционных и

развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с обучающимися.

Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

На школьном уровне обеспечить оптимальное психологическое и личностное развитие одаренного (талантливого) ребенка возможно через создание социокультурной среды, изменение содержания деятельности всех ее субъектов, то есть людей, вступающих во взаимодействие с одаренными (талантливыми) детьми: педагогов, родителей, других детей, семейных врачей, библиотекаря, социальных работников и т. д.

Реальная практика работы с одаренными (талантливыми) детьми в школе характеризуется следующими противоречиями:

  • Созданы условия и существуют разнообразные предложения для реализации образовательных потребностей и развития способностей детей, но при этом отсутствует специально организованная работа по сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей.

  • Оценка качества работы с одаренными (талантливыми) детьми осуществляется в основном на основе количественных показателей, несмотря на то, что предполагается изменение качественных характеристик. Это обусловлено тем, что в настоящее время более изучены и отработаны инструменты диагностики количественных показателей.

  • С одной стороны необходимы серьезные финансовые затраты на поддержку одаренных (талантливых) детей, а с другой - недостаточное финансирование, слабая сформированность системы меценатства.

Таким образом, достичь цели совершенствования системы выявления, поддержки и развития одаренных (талантливых) детей возможно через:

  • Разработку и внедрение новой модели организации выявления, развития и сопровождения одаренных (талантливых) детей.

  • Организацию работы школьного центра поддержки одаренных детей (возможно используя базу учреждений дополнительного образования).

  • Разработку и внедрение эффективной программы мониторинга оценки качества работы с одаренными (талантливыми) детьми.

Базовыми ценностями на этапе совершенствования системы выявления, развития и сопровождения одаренных (талантливых) детей были и останутся: ребенок, его здоровье, личностные качества, интересы, способности и возможности ребенка; педагог как личность, являющаяся основным субъектом образования; семья как основа формирования и развития личности ребенка.

Тактика перевода школьной системы по выявлению, поддержке и развитию одаренных (талантливых) детей в новое состояние основывается на индивидуализации образования одаренных (талантливых) детей, сетевом взаимодействии заинтересованных лиц (партнеров), включенности в работу родителей (законных представителей) и включает следующие этапы:

1-й этап - выявление педагогов, имеющих мотивацию и опыт работы с одаренными (талантливыми) детьми из числа педагогов школы (тестирование, в том числе компьютерное, собеседование, экспертиза профессиональной деятельности, участие в тренингах и т.д.) и их обучение. Результат - Сформированная команда тренеров, тьюторов из числа педагогов, способных обеспечить сопровождение развития одаренных (талантливых) детей, в том числе детей с высокими общими интеллектуальными способностями; одаренными в определенной области наук; с высокими творческими (художественными) способностями; с высокими лидерскими способностями, детей, не достигающих по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающих яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада, с учетом их индивидуальных особенностей и выбора стратегии выстраивания отношений одаренного (талантливого) ребенка со средой. Участие команды тьюторов, тренеров в повышении профессионального уровня педагогов школы.

2-й этап - Организация школьного пространства образовательных событий для детей, в том числе одаренных (талантливых) (в соответствии с планом работы на учебный год).Участниками и организаторами данных событий является команда педагогов (тренеров, тьюторов). Результат - Наличие школьного пространства предъявления достижений, проявления способностей, талантов детьми, включенность детей во внеурочную деятельность, в реализацию дополнительных образовательных программ.

3-й этап - Формирование и деятельность детских сообществ (организаций, научных обществ, ассоциаций, клубов и т.п.), проектирование социокльутрного окружения одаренных (талантливых) детей. Результат - Сформированные детские сообщества, адекватное социокультурное окружение, позволяющее обеспечить оптимальное развитие природных задатков одаренных (талантливы) детей. Включенность одаренных (талантливых) детей в продуктивную деятельность (интеллектуальную, творческую, спортивную, общественную), в том числе совместную (групповую).

4-й этап -Формирование команды лидеров детских сообществ из числа одаренных (талантливых) детей, способных выполнять роль тренеров в организации работы с другими детьми.

5-й этап - Образовательные практики одаренных (талантливых) детей в школьном пространстве образовательных событий для детей.

Принципиальное отличие нового состояния работы с одаренными (талантливыми) детьми от существующего состояния заключается в том, что появятся специально организованные пространства формирования команды педагогов для работы с одаренными детьми, детских сообществ, целенаправленное включение детей в деятельность в роли тренеров.

Данная модель позволит достичь нового качества образования одаренных (талантливых) детей, более быстро адаптироваться им в социуме после получения общего образования, реализовать свои профессиональные планы, сформировать гражданские качества личности. Также данная модель обеспечит развитие «скрытой» одаренности детей через включение их в «адекватное» социокультурное окружение, социально значимую деятельность. У детей - участников конкурсных мероприятий (но не призеров и победителей) появится возможность дальнейшего развития природных задатков и способностей через участие в деятельности детских сообществ.

Также будет разработана программа мониторинга качества образования одаренных (талантливых) детей, в основу которой будут положены качественные показатели развития детской одаренности, адаптации одаренных детей, их социализация, удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством работы по развитию детской одаренности. Данная программа позволит обеспечить своевременную корректировку работы с одаренными детьми, работу с педагогами, родителями, другими заинтересованными лицами.


2.Цели и задачи, гипотеза Подпрограммы

Цель подпрограммы «Одаренные дети»:

Совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных (талантливых) детей, создание социокультурной среды, обеспечивающей условия для личностной самореализации, профессионального самоопределения, успешной социализации одаренных (талантливых) детей.

Задачи:

  1. Разработать школьную психолого-педагогическую модель выявления, поддержки и сопровождения одарённых (талантливых) детей.

  2. Оптимизировать управление на общешкольном уровне процессом создания новых условий для развития одаренных (талантливых) детей.

  3. Создать школьный банк данных одаренных (талантливых) детей, талантливых педагогов .

  4. Создать необходимые условия для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития природных задатков детей.


  1. Создать условия для совершенствования профессионального уровня педагогических и руководящих работников школы

  2. Создать в школе единое правовое, научно-методическое и информационное пространство по работе с одаренными (талантливыми) детьми.

  3. Сформировать систему мониторинга личностного роста одаренных детей.

Гипотеза:

Если в школе будет будет создана благоприятная социокультурная среда, обеспечивающая условия для развития одаренных учеников, то появится возможность для оптимального психологического и личностного развития детей.

3.Принципы выявления одаренных детей школе

1. Опора на валидные методы психодиагностики.

2. Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка

3. Оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития.

4. Принципиальное значение имеет разработка методов выявления так называемой «потенциальной» одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития учащихся, осуществляемое психологической службой школы;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».

Для выявления одарённости применяют следующие психолого-педагогические диагностики:

п/п

наименование документа, выходные данные, автор

цель диагностических процедур

1.

Методика Туник Е.Е.

Изучение творческого мышления

2.

Методика Нюттена.

Исследование тревожности

3.

Методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности).

Исследование познавательной активности одаренных детей

4.

Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.

Диагностика интеллекта


4. Принципы обучения одаренных детей.

Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы, возрастающих потребностей обучающихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам Подпрограммы:

  1. применение междисциплинарного подхода;

  2. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

  3. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

  4. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

  5. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

  6. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

  7. оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,

  8. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,

  9. установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных ценностей при любых обстоятельствах.

В конечном итоге Подпрограмма предусматривает обеспечение баланса между когнитивным и аффективным развитием личности одаренного ребенка, формирование у него интегративного мышления и общей картины мира.

5. Основные стратегии обучения одаренных детей.


1.Стратегия ускорения обучения.

Все специалисты в области образования сходятся в том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Также единодушны они в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным.

Основное требование при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:

  • учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

  • учащиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

  • необходимо согласие родителей, но необязательно их участие.

Признано, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.

Способы ускорения:


  • Индивидуализация обучения для одаренных учеников;

  • Занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);

  • «перепрыгивание» через класс;

  • Профильные классы;

  • Радикальное ускорение - обучение школьников по вузовским программам.

2. Стратегия обогащения обучения.

Стратегия обогащения включает несколько направлений:

  • расширение кругозора;

  • освоение знаний об окружающем мире;

  • самопознание;

  • углубление в предметы;

  • освоение метазнаний (знаний о знаниях).

6. Ресурсы для реализации подпрограммы

Кадровое обеспечение:

Самое главное отличие от других школ в том, что из 54 учителей - 23 учителя выпускники нашей школы. В школе работают 9 учителей, имеющих звание «Отличник народного образования» и «Почетный работник общего образования», 2 учителя - победители ПНПО. 26 учителей работают в школе больше 15 лет, что говорит о сохранности контингента. 100 % учителей владеют информационно- коммуникативными технологиями, технологиями продуктивной учебной деятельности: проектный метод, учебный диалог, проблемное обучение, коммуникативное обучение, исследовательская деятельность. Школа является многофункциональной и реализует различные программы:

- развивающие - 2100, «Перспективная начальная школа»;

- Традиционные;

- Индивидуальное обучение;

- Проблемное обучение;

- Дифференцированное обучение;

- Информационно-коммуникативные технологии;

- Проектная деятельность.

С 2007 года отрабатываются основы предпрофильного и профильного обучения учащихся. С 2008 года школа входит в состав Университетского округа на базе ПГНИУ.

Материально-техническое обеспечение:

Для более успешной реализации учебно-воспитательного процесса постоянно совершенствуется материальная база школы:

- создано 2 компьютерных класса;

-34 рабочих места оборудованы компьютерами;

- 100 % учебных кабинетов оборудованы в соответствии с САНПИНом;

- оборудована столовая и 70% учащихся получают организованное горячее питание;

Финансовое обеспечение:

  • бюджетные средства;

  • внебюджетные средства (оказание платных дополнительных образовательных услуг);

  • добровольные пожертвования родителей, как денежные, так и материальные;

  • спонсорские средства;

  • средства грантовой поддержки.


V. Блок практической реализации.

1.Этапы и план реализации программы.

2013-2014 учебный год - диагностико-прогностический этап.

2014 - 2015учебный год - организационный этап.

2015 -2016 учебные годы - практический этап.

2016 учебный год - обобщающий этап.

Диагностико - прогностический этап, 2013-2014 учебный год.

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Анализ современных концепций работы с одаренными детьми и

Аналитическая справка


Анализ основных результатов подпрограммы школы «Одаренные дети» (2008-2013г.г.)



Создание банка данных одарённых и талантливых детей



Отбор образовательных технологий, позволяющих реализовать потенциальные способности одаренных детей

Рекомендации для проведения педагогического совета


Планирование психологического сопровождения

Пакет диагностик


Мотивация педагогов

Педагогический совет


Организационный этап - 2013-2014 учебный год.

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Определение и формирование условий, необходимых для успешной реализации программы

Круглый стол

Администрация

Разработка управленческой модели, обеспечивающей продуктивную реализацию Программы

Модель управления


Формирование организационных структур: секции педагогов по работе с одаренными детьми, объединений дополнительного образования

Модель


Создание банка данных педагогических технологий по развитию одаренности

Методический сборник


Разработка и реализация системы методических семинаров

Программа подготовки кадров


Разработка рабочего комплекта нормативных документов

Локальные акты, положения


Организация работы метапредметных проблемных групп педагогов

Методические разработки


Адаптация воспитательной системы школы к условиям работы с одаренными детьми

Программы работы объединений дополнительного образования


Разработка системы мотивации педагогов и обучающихся

Модель службы внешних связей, программа поддержки одаренных детей.


Психологическое сопровождение


Спецкурс для учителей «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми»


Консультативная и просветительская работа среди родителей

Программа родительского лектория и клуба родителей одаренных детей

Классные руководители,

КМЦ по работе с одаренными детьми

Практический этап -2015-2016 учебные годы.

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Внедрение управленческой модели, обеспечивающей продуктивную реализацию Программы

Аналитические отчеты педагогов


Корректировка рабочего комплекта нормативных документов

Локальные акты, положения


Апробация методической базы для реализации Программы

Комплект аналитических материалов


Апробация новых форм работы с одаренными детьми

Программы объединений дополнительного образования, интегративные курсы


Реализация системы методических семинаров

Программа подготовки кадров, обмен опытом


Обобщение инновационного опыта педагогов в работе с одаренными детьми

Методическая копилка


Работа метапредметных проблемных групп педагогов

Методические разработки


Внедрение системы мотивации педагогов и обучающихся



Участие обучающихся в олимпиадах, научно- практических конференциях, конкурсах различного уровня (муниципального, регионального, федерального), в том числе дистанционных

Аналитические справки, отчеты


Психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития одаренности, уровня комфортности субъектов образовательного процесса

Рекомендации, программы, тренинги


Консультативная и просветительская работа среди обучающихся, родителей, педагогов

Консультации, педагогические чтения, открытые заседания клуба родителей одаренных детей, «Телефон доверия»





Обобщающий этап - 2016 учебный год.

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Анализ и оформление результатов реализации Подпрограммы

Конференция «Программа работы с одаренными детьми: итоги и перспективы»,

сборник материалов

Администрация

Завершение разработки рабочего комплекта нормативных документов, учебных программ

Сборник нормативно-правовых документов

Администрация

Совершенствование форм работы с одаренными детьми

Методическая панорама, выпуск серии исследовательских и творческих работ «Первые шаги»

Создание пакета описаний форм работы с одаренными детьми на ступенях дошкольного образования, начальной, основной, средней школы

Альманах «Новая формация» с электронным приложением

Обобщение опыта психологического сопровождения программы

Выводы и рекомендации

детьми

Разработка технологии работы в разных моделях тьюторского сопровождения

Описание методических приемов и техник деятельности тьютора

Школьная команда тьюторов

Взаимодействие с другими образовательными учреждениями

Администрация

2. Конкретные механизмы решения поставленных задач

  1. Информационно- методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей

Задачи

Содержание деятельности

1. Создать эффективную и постоянно действующую систему выявления одаренных детей в школе

1.Подбор диагностического материала для изучения способностей детей

2.Изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных детей

3. Создание банка данных об одаренных детях школы

4. Организация работы педагога-психолога с одаренными детьми

2. Осуществлять информационное обеспечение процесса развития одаренных детей

1. Составление картотеки газетно - журнальных статей по проблеме одаренности

2. Подбор и накопление литературы по проблеме

3. Организация информационных выставок по проблеме

3. Осуществлять методическое обеспечение процесса развития одаренности

1. Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одаренных детей

2. Подбор учебных программ для профильного изучения предметов

3. Создание комплексно-целевых программ по организации системной деятельности в работе с одаренными детьми

4. Формирование банка ППО по работе с одаренными детьми


  1. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблем по поиску, выявлению и обучению одаренных детей

Задачи

Содержание деятельности

1. Способствовать повышению научно-теоретических знаний педагогов и руководителей школы по работе с одаренными детьми

1. Организация работы семинара для учителей, работающих с одаренными детьми

- понятие одаренности в педагогике и психологии

- специфика работы с одаренными детьми

- формы и методы работы

- особенности содержания учебных программ для одаренных детей

2.Организация семинаров для руководителей МО

-контроль за организацией познавательной деятельности одаренных учащихся

- роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей

2. Способствовать углублению и расширению знаний педагогов в области преподаваемых предметов

1.Организация курсовой подготовки и переподготовки

2. Проведение практических семинаров для учителей на заседаниях ШМО

3. Проведение межпредметных МО для учителей

3. Пропагандировать и распространять ППО по работе с одаренными детьми

1. Организация работы творческих групп

2. Научно- практические конференции

3. Изучение обобщение и распространение ППО


  1. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей


Задачи

Содержание работы

1. Способствовать получению дополнительного образования одаренными детьми

1.Реализация специальных образовательных программ элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми.

2. Организация профильного образования на старшей ступени, введение индивидуальных образовательных траекторий.

2. Обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся

  1. Максимальная реализация в проведении предметных олимпиад.

  2. Проведение научно- практических конференций

  3. Приобщение талантливых детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности через дистанционные олимпиады.

  4. Использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем образовании.

  5. Использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы).

Задачи

Содержание работы

1. Способствовать получению дополнительного образования одаренными детьми

1.Реализация специальных образовательных программ элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми.

2. Организация профильного образования на старшей ступени, введение индивидуальных образовательных траекторий.

2. Обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся

  1. Максимальная реализация в проведении предметных олимпиад.

  2. Проведение научно- практических конференций

  3. Приобщение талантливых детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности через дистанционные олимпиады.

  4. Использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем образовании.

  5. Использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы).

4. Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей

Задачи

Содержание работы

1. Способствовать организации системно-деятельностного подхода в работе с одаренными учащимися

1. Изучение, анализ, обсуждение программы по работе с одаренными детьми

2. Организация тематической проверки

« Система работы с одаренными детьми»

2. Осуществлять контроль за качеством учебно-методического обеспечения

1. Экспертиза программ элективных курсов и профильных курсов

3. Изучение состояния работы с одаренными детьми

1. С целью повышения качества образовательного процесса, совершенствования форм и методов в работе с одаренными детьми проводить

- тематические проверки « Формирование продуктивного мышления».

- Изучение программ учителей по работе с одаренными детьми

5. Обеспечение преемственно- перспективных связей в работе с одаренными детьми

Задачи

Содержание работы

1. Обеспечить преемственность в работе с одаренными детьми между начальной школой, средним и старшим звеном обучения

1. С целью раннего выявления одаренных детей провести обследование детей, поступающих в школу на предмет готовности к школе

2. Проводить совместные заседания МО учителей начальных классов и средней школы

3. Возможные риски


Возможные риски

Возможные последствия

Меры по минимизации

1.Непрофессионально выполненное диагностирование одаренности ребенка.

У ребенка, проявлявшего способности в избранной им деятельности и не достигшего высоких результатов, может сформироваться комплекс неполноценности, блокирующий проявление истинной одаренности.

1.Разработка показателей и внедрение диагностических методик изучения детской одарённости. 2. Поэтапный поиск одаренных детей в процессе их индивидуального образования. 3. Комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка. 4. Многократность и многоэтапность обследования с использованием психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка.

5. Экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением специалистов в соответствующей предметной области.

2.Возрастание учебной нагрузки учащихся при реализации проекта.

Ухудшение здоровья учащихся: зрения, осанки, угроза виртуальной зависимости.

1. Активизация работы по проекту «Здоровье».

  1. 2. Разработка с учетом валеологических основ учебного плана образовательного учреждения, учебных программ по предметам.

3. Неправильные действия субъектов образовательного процесса в рамках проекта.

Снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов и учащихся ОУ.

1. Совершенствование работы с одаренными детьми.

2. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

3. Постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными учащимися.

4. Развитие единой системы общего и дополнительного образования, стимулирующей любознательность ребенка.


4. Планируемый результат реализации Подпрограммы.

Данная Подпрограмма позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.

В ходе реализации Подпрограммы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психолого-педагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:

  • разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;

  • создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;

  • налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города, системы взаимодействия с высшими учебными заведениями, межрегиональных контактов, способствующих социализации одаренных детей;

  • функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей.

  • усовершенствование существующей в школе системы работы с одаренными детьми;

  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

  • наличие банка технологий и программ для выявления и развития одаренных детей;

  • повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;

  • повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.

5. Мониторинговая деятельность

Предмет мониторинга

Критерии оценки качества

Методическая деятельность

-Наличие поиска, апробированных новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности учащихся

-Рефлексия своей педагогической деятельности, выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными детьми

-Наличие дидактических наработок

Образовательная деятельность

Качественные показатели:

-удовлетворенность одаренных детей условиями развития, саморазвития, самовыражения

-удовлетворенность родителей одаренных детей уровнем успешности, психологическим самочувствием, уровнем профессионализма учителей

количественные показатели:

-число победителей олимпиад и конкурсов

-число обучающихся на «4» и «5»

-охват детей сетью факультативов, кружков, спортивных секций, всеми формами досуговой воспитательной деятельности, формами дополнительного образования

- ведение портфолио ученических достижений, портфолио учителя и портфолио школы

8


© 2010-2022