Рабочая программа по биологии 5 класс Пасечник

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕРНАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»





«РАССМОТРЕНО»

ШМО учителей естественно-научного цикла

Протокол №__________

от «___»_________20__г.

Руководитель ШМО:

________/_____________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________/………./



«____» ___________ _201..

«УТВЕРЖДЕНО»

директор школы:

_______Слепченко Т.И.

Приказ №_______

от «___»__________20__г.



Рабочая программа

учебного предмета БИОЛОГИЯ

основного общего образования

( 5 класс)


Рабочая учебная программа разработана на основе

авторской программы по биологии под редакцией В.В.Пасечника


Срок реализации: 1 год.


Составитель: Мирошниченко Т.А.,

учитель биологии и химии, высшей квалификационной категории

с.Чернавка 2015г.

Пояснительная записка биология 5 класс

Статус рабочей программы

Рабочая программа «Биолгия» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010), ФБУПа (2004г.), программы «Биология» для 5 класса под редакцией В.В.Пасечника

Цели и задачи

Основные цели:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение

учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы:

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить решение задач:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:

1) «Бактерии. Грибы. Растения» - 35 часов (5 класс);

2) «Многообразие покрытосеменных растений» - 35 часов (6 класс);

3) «Животные» - 70 часов (7 класс);

4) «Человек» - 70 часов (8 класс);

5) «Введение в общую биологию» - 70 часов (9 класс).

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

Место учебного предмета

Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения- 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 час в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7,8,9 классах

Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим

Общая организация образовательного процесса

Формы обучения -

1. фронтальная (работа со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами)

2. индивидуальная (взаимодействие с одним учеником)

3. групповая (работа обучающихся в группах)

4. парное обучение (взаимодействие между двумя учениками)

Методы обучения -

словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Средства обучения -

1. Электронные образовательные ресурсы

2. Печатные (учебники, раздаточный материал)

3. Наглядные плоскостные (плакаты)

4. Учебные приборы (микроскоп, лупа)

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра), ИКТ, системно-деятельностный подход

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация:

  • Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;

  • Фронтальный и индивидуальный опрос;

  • Отчеты по практическим и лабораторным работам;

  • Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)

  • Презентация творческих и исследовательских работ с использованием информационных технологий

- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность - участие в конкурсах и т.д.)

объем и сроки изучения

35 ч, 1ч в неделю ,в том числе количестве часов для проведения лабораторных и практических работ 15 , экскурсий 1час.

изменения в программе

нет

Планируемые результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

5 класс


  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности - клеток растений, бактерий, грибов

  • применять методы биологической науки для изучения клеток: и объяснять их результаты,

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению грибов и растений;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию, получаемую из разных источников;

  • - соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • находить информацию о грибах, бактериях и растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

.

Результаты учебного предмета изучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направле -на на достижение обучающимися следующих

личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организ

ма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах - органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Учебный план

Тема.

Количество часов.

Лабораторных и

практических работ.

Экскурсий.

1

Введение .

6

1

1

2

Клеточное строение организмов

10

6

0

3

Царство Бактерии

2

0

0

4

Царство Грибы

5

2

0

5

Царство Растения

9

6

0

6

Резерв.

3

Итого за год.

35

15

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Бактерии, грибы, растения.

5 класс (35 ч, 1ч в неделю)

Введение (6 ч)

Биология ,как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

-о многообразии живой природы;

-царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

-основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

-признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

-экологические факторы;

-основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

-правила работы с микроскопом;

-правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

-отличать живые организмы от неживых;

-пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

-характеризовать среды обитания организмов;

-характеризовать экологические факторы;

-проводить фенологические наблюдения;

-соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-составлять план текста;

-владеть таким видом изложения текста, как повествование;

-под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

-под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

-получать биологическую информацию из различных источников;

-определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов.Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-строение клетки;

-химический состав клетки;

-основные процессы жизнедеятельности клетки;

-характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

-работать с лупой и микроскопом;

-готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

-распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать объекты под микроскопом;

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

-оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

-работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии - возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Вирусы - неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.

Изучение строение плесневого гриба мукора.

Изучение строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

-разнообразие и распространение бактерий и грибов;

-роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику бактерий и грибов;

-отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

-отличать съедобные грибы от ядовитых;

-объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 4. Царство Растения (9 ч)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.

Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны,их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.

Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Усложнение растений в процессе эволюции.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строение зелёных водорослей.

Изучение строение мха (на местных видах).

Изучение строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-основные методы изучения растений;

-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

-особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

-роль растений в биосфере и жизни человека;

-происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику растительного царства;

-объяснять роль растений в биосфере;

-давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

-сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

-оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

-находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

-Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

-знание правил поведения в природе;

-понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

-понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

-воспитание в учащихся любви к природе;

-признание права каждого на собственное мнение;

-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

-умение слушать и слышать другое мнение.

Резервное время - 3 ч.











Тематическое поурочное планирование

п\п

№ урока

Тема урока

Содержание

Характеристика видов

деятельности учащихся

Введение (6ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-о многообразии живой природы;

-царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

-основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

-признаки живого: клеточное строение, питание,

дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

-экологические факторы;

-основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания,организм как среда обитания;

-правила работы с микроскопом;

-правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

-отличать живые организмы от неживых;

-пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

-характеризовать среды обитания организмов;

-характеризовать экологические факторы;

-проводить фенологические наблюдения;

-соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-составлять план текста;

-владеть таким видом изложения текста, как повествование;

-под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

-под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

-получать биологическую информацию из различных источников;

-определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта.

Личностные результаты обучения

-Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

-знание правил поведения в природе;

-понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

-понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

-воспитание в учащихся любви к природе;

-признание права каждого на собственное мнение;

-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;-умение слушать и слышать другое мнение.

1

1

Биология- наука о живой природе

Биология как наука. Значение биологии

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология».

Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

2

2

Методы исследова-

ния в биологии

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получе-ние, анализ и представ- ление его результатов.

Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение»,«эксперимент», «измерение».

Характеризуют основные методы исследования в биологии.

Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

3

3

Разнообразие

живой природы.

Царства живых

организмов.

Отличительные

признаки живо_

го от неживого

Царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Признаки

живого: клеточное строение,питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост,

развитие, размножение

Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство рибы»,«царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Составляют план параграфа

4

4

Среды обитания

живых организмов

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания.

Характеризуют влияние деятельности человека на природу

5

5

Экологические

факторы и их

влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотичес кие, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

6

6

Обобщающий урок

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника фенологичес- ких наблюдений

Готовят отчет по экскурсии.

Ведут дневник фенологических наблюдений

Клеточное строение (10ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-строение клетки;

-химический состав клетки;

-основные процессы жизнедеятельности клетки;

-характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»,«хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

-работать с лупой и микроскопом;

-готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

-распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-анализировать объекты под микроскопом;

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

-оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

-работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные результаты обучения

-Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

-знание правил поведения в природе;

-понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

-понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

-воспитание в учащихся любви к природе;

-признание права каждого на собственное мнение;

-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

-умение слушать и слышать другое мнение.

7

1

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»

2. «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

8

2

Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепара тах части и органоиды клетки

9

3

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Лабораторная работа «Приготов ление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Лабораторная работа «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

10

4

Пластиды

Лабораторная работа

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Лабораторная работа

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

11

5

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятель ности клетки. Обнаруже ние органических вещес тв в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

12

6

Жизнедеятельность клетки:поступление веществ в клетку

Лабораторная работа

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Лабораторная работа

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

13

7

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

14

8

Деление клетки

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

15

9

Понятие «ткань»

Лабораторная работа

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Ткань.

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторная работа

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

16

10

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий ;

-разнообразие и распространение бактерий ;

-роль бактерий в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику бактерий ;

-отличать бактерии от других живых организмов;

-- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

17

1

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельнос ти. Питание бактерий. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий.

18

2

Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы - неклеточные формы.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Вирусы - неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «вирус». «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

-разнообразие и распространение грибов;

-роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику грибов;

-отличать рибы от других живых организмов;

-отличать съедобные грибы от ядовитых;

-объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные результаты обучения

-Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

-знание правил поведения в природе;

-понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

-воспитание в учащихся любви к природе;

-признание права каждого на собственное мнение;

-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

-умение слушать и слышать другое мнение.

19

1

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности.Питание грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

20

2

Шляпочные грибы

Лабораторная работа «Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.»

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

21

3

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа «Изучение строение плесневого гриба мукора.»

«Изучение строение дрожжей.»

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторные и практические работы

Особенности строения мукора и дрожжей

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

22

4

Грибы-паразиты

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

23

5

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

Раздел 4. Царство Растения (9 ч)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-основные методы изучения растений;

-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

-особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

-роль растений в биосфере и жизни человека;

-происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику растительного царства;

-объяснять роль растений в биосфере;

-давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

-сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

-оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

-находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

-Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

-знание правил поведения в природе;

-понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

-понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

-воспитание в учащихся любви к природе;

-признание права каждого на собственное мнение;

-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

-умение слушать и слышать другое мнение.

24

1

Ботаника - наука о растениях.Многообразие растительного мира.

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

25

2

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Лабораторная работа «Изучение строение зелёных водорослей»

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зелёных, бурых и красных водорослей. Лабораторные и практические работы Строение зелёных водорослей

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

26

3

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

Роль зелёных, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

27

4

Лишайники

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

28

5

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

Лабораторная работа

«Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. «

Риниофиты.Появление тканей. Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные и практические работы Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

29

6

Голосеменные растения

Лабораторная работа

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторные и практические работы

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.

30

7

Покрытосеменные

растения

Лабораторная работа

Изучение строения покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Строение цветкового растения.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений.Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространё нные растеня, опасные для человека. Описывают

представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрыто семенных в природе и жизни человека.

31

8

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

32

9

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения.Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

Резервное время - 3 ч


Информационно-образовательный ресурс рабочей программы

5 класс

наименование

Кол-во


Нормативно-правое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа по биологии « Бактерии. Грибы. Растения - 5 кл» составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в ред. Приказов Минобрнауки от 01.02.2012 N 74);

- примерной программы основного общего образования , Москва «Просвещение» 2010г.

- Программы для общеобразовательных учреждений .Биология. 5 - 9 классы - М., Дрофа, 2014, (авт. Пасечник В.В. и др.),

-приказа Минобрнауки России от 31.04.2014 N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников;

- приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников..»

-Локальный акт МКОУ «Чернавская СОШ Завьяловского района» положение о рабочих программах



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Примерные программы основного общего образования. Биология 5-9 классы, (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010.

УМК Пасечника В.В.:

Биология: 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. Автор-составитель Г. М. Пальдяева - 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014. -

Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения - 5 кл.: учебник /В. В. Пасечник. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015.

Пасечник В. В. Биология: бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.5 класс. /В. В. Пасечник. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,

drofa.ru Электронное приложение

MULTIMEDIA поддержка предмета.

Биология 6-11 класс: лабораторный практикум. Учебное электронное издание, - М., Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: современная универсальная российская электронная энциклопедия. - М., ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 г.

Электронный атлас для школьника «Ботаника 6-7 класс» ,ЗАО «Новый диск»

Интерактивный материал по биологии.

drofa.ru Электронное приложение

· Научная, научно-популярная.

· Справочные пособия (словари, сборники основных формул, энциклопедии, справочники по биологии).

· Методические пособия для учителя.

Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru

bio.nature.ru

edios.ru

km.ru/educftion

chemistry48.ru

school.collecsion.ru



1



1



1



1





1

1

1

1


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Печатные пособия:

Таблицы «общее знакомство с цветковыми растениями»

1

Таблицы «вещества растений.клеточное строение» Увеличительные приборы

Клеточное строение растений

Пластиды

Запасные вещества и ткани растений

Строение растительной клетки

Покровная ткань растений.

Механическая ткань растений

Образовательная ткань растений.

Основная ткань растений.

Проводящая ткань растений(ксилема)

Проводящая ткань растений (флоэма)

Жизнедеятельность клетки

1

Таблицы «Растения живой организм»

Передвижение веществ по растению

Рост растений.

Движение растений

Возрастные изменения в жизни растений

1

Таблицы «Растения и окружающая среда»

1

Таблицы по биологии для 5 класса.

Растения, грибы, лишайники. Классификация растений

Семейство крестоцветных

Семейство розоцветных

Семейство бобовых

Семейство пасленовых

Семейство сложноцветных

Семейство лилейных

Семейство злаковые

Одноклеточные водоросли

Многоклеточные водоросли

Зеленый мох, кукушкин лен

Мох сфагнум

Папоротник, щитовник мужской

Хвощ и плаун

Сосна обыкновенная

Схема развития покрытосеменного растения

Бактерии

Шляпочные грибы (замена)

Плесневые грибы, дрожжи

Грибы - паразиты

Лишайники

1

Портреты ученых биологов.

1

Информационные средства:

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания

Биология 6-11 класс: лабораторный практикум. Учебное электронное издание, - М., Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: современная универсальная российская электронная энциклопедия. - М., ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 г.

Электронный атлас для школьника «Ботаника 6-7 класс» ,ЗАО «Новый диск»

Интерактивный материал по биологии.

1

1

1

Технические средства обучения:

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

· Персональный компьютер - рабочее место учителя

. Проектор

· Экран

· Оверхед- проектор Braun Paxilux 2501

· Телевизор JVC-2100BESKRUS

· Плейер DVD с видеомагнитофоном JVC HR-XV45SE

· Стенды

. Цифровой микроскоп

1

1

1

1

1

4

1

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Аудиторная магнитная доска.

1

Минилаборатория

4

Набор луп

6

Микроскоп ученический

8

Весы с разновесами

1

Электронные весы

1

Комплекты фолий

Комплект фолий «Органы цветковых»

1

п/п грибы

1

п/п размножение и развитие

1

Коллекции

Хлопок и продукты переработки.

Семена, плоды.

Спилы деревьев

1

Гербарии

Культурных растений

По морфологии растений

Основные группы растений

Дикорастущих растений

Лекарственных растений

Сельскохозяйственных растений

1

1

1

1

1

1

Муляжи

Дикая форма и культурные сорта картофеля

Дикая форма и культурные сорта томатов

Плодовые тела шляпочных грибов

Овощи

Фрукты

2

2

1

1

1

Набор микропрепаратов по ботанике 6 класс

2

Видеофильм «Природные сообщества»

1







ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЕ

Учителя________________________ по предмету________________________

№ п\п

Дата внесения изменений

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплены изменения (приказ) и подпись руководителя УО

Подпись учителя



© 2010-2022