Урок «Водоросли» 5 класс

Вводный урок по теме «Водоросли» по ФГОС.Конспект урока описывает этапы групповой работы с элементами проектной деятельности. На примере темы, подробно описываются действия обучающихся по достижению цели урока. В конспекте описана деятельность учителя и обучающихся во время урока.Демонстрируются инструктивные карты для учащихся, описывающие план работы по проектной деятельности, указываются критерии самооценки работоспособности и критерии работы команды.  По аналогии с данным описанием можно сос...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии в 5 классе

Учителя ГБОУ СОШ № 97 г. Москвы: Юношевой О.В.

Тема урока: Водоросли.

Тип урока: Получение новых знаний и умений.

Форма урока: групповая исследовательская деятельность (работа в малых группах)

Цель урока: формирование представлений о строении водорослей, населяющих водную среду обитания; роли и значении водорослей в природе и в жизни человека.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: выделение существенных признаков низших растений, формирование умения различать отделы низших растений; умение использовать биологические термины.

Метапредметные: формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, определять цель, строить работу по инструктивным картам. Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для подачи материала. Развивать умение работать с техническим оборудованием (ноутбук с доступом в интернет, электронный и световой микроскопы, фотоаппарат или телефон с usb-кабелем).

Личностные: развивать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Решаемые учебные проблемы: Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала: Строение низших растений (водорослей). Отличия отделов водорослей. Размножение водорослей. Роль низших растений в природе и в жизни человека.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Цифровой микроскоп, ноутбук с выходом в интернет, проектор, фотоаппарат или телефон с usb - проводом.

Оборудование: учебники и учебные пособия по ботанике, справочники, лист оценки/самооценки работоспособности участника группы; лист распределения действий по получению новых знаний, световые микроскопы, набор микропрепаратов «Водоросли», гербарий «Низшие растения».


СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний (4 мин)

Задачи этапа: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

1.Здоровается с детьми, осуществляет первичную диагностику готовности к занятию (наблюдение за эмоциональным настроем детей).

2. Демонстрирует фильм «Водоросли» (идет видеосюжет о строении низших растений 1 мин).

3. Задает вопросы:

- К какому царству относят данные организмы?

- Можно ли тело данных организмов назвать организмом? Почему?

- Какие особенности строения водорослей вы заметили?

- Где обитают данные организмы?

- Как называется биологическая наука, изучающая растения?

4. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и прикрепляет их на доске (магнитом).

5. Предлагает сформулировать тему и задачи урока.

Деятельность учащихся


Смотрят фильм, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения многоклеточного и одноклеточного организмов, отмечают распространение водорослей в водной среде обитания, называют науку ботанику, используя личностный опыт, называют значение водорослей в природе.


Определяют ключевые слова урока: водоросли, низшие растения, таллом, ботаника, фитопланктон.

Формулируют тему и задачи урока.

2 . Создание проблемной ситуации (3 мин).

Задачи этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. Сформировать однородные по способностям группы обучающихся, способных к самостоятельной и коллективной работе.

Деятельность учителя

1. Демонстрирует рисунки разных отделов водорослей

2. Задает вопросы:

Что общего и что различного в строении данных организмов?

3. Предлагает распределиться на рабочие группы (по 5 чел). Обращает внимание на учебники, гербарии, микроскопы, микропрепараты, и другие средства (ТСО) расположенные на парте. 4.Предлагает выбрать капитана команды, который путем жребия вытянет лист с темой сегодняшней групповой работы и распределить обязанности участников группы.

5. Раздает инструктивные карты.

Темы инструктивных карт: Красные водоросли, Бурые водоросли, Зеленые водоросли, Золотистые водоросли, Диатомовые водоросли.

Деятельность учащихся

Рассматривают рисунки, вспоминают из видеофрагмента особенности строения и окраски водорослей.

Отвечают на поставленный вопрос

Формируют команды.


Выбирают капитана. Получают тему работы, распределяют обязанности в команде, заполняют лист «Состав команды» (см. приложение№1). Работают в команде по инструктивной карте.

Инструктивная карта «Красные водоросли»

(Бурые водоросли, Зеленые водоросли, Золотистые водоросли, Диатомовые водоросли).

1.Представители.

2. Распространение (местообитание).

3.Особенности строения.

4.Пигменты, придающие окраску.

5. Запасные вещества.

6.Способы размножения.

7.Значение в природе и жизни человека.)

3. Активная работа в группе по теме. (18 мин)

Задачи этапа: формирование первичных знаний, развивать умение обучаться, самостоятельно оценивая свою учебную деятельность в группе. Получение результата, по намеченному плану.

Деятельность учителя

1. Контролирует деятельность учащихся по выполнению задания.

Деятельность учащихся

1.Выполняют в группе учебную задачу, поставленную учителем. Готовят «черновики» текста по результатам работы и инструктивными карточками.

Пример текстовой части работы:

Наиболее распространенные виды, встречающиеся в Росии, относятся к родам Порфира, Литотамний, Кораллина, Хондрус, Филлофора , Анфельция, Родимения, Церамиум, Птилота , Полисифония , Одонталия , Каллитамнион , Гетеросифония , Делессерия, Фикодрис .

Красные водоросли, или Багрянки - обитатели морских водоёмов, пресноводных представителей известно немного. Среди красных водорослей имеются одноклеточные (крайне редко) и нитчатые. Красные водоросли - эукариоты. Основным пигментом хлоропластов является хлорофилл. Кроме того, у красных водорослей имеются каротиноиды. Благодаря такому набору пигментов красные водоросли могут поглощать свет почти всей видимой части спектра. Запасные вещества - багрянковый крахмал. Для красных водорослей характерен сложный цикл развития, не встречающийся у других водорослей. Репродуктивные клетки красных водорослей никогда не имеют жгутиков. Они выходят из спорангия в результате образования большого количества слизи и разносятся водой. Половой процесс есть всегда. После оплодотворения, образовавшаяся зигота претерпевает сложное развитие прямо на гаметофите и дает начало особым спорам, которые называются карпоспорами. В странах Восточной Азии некоторые виды порфир употребляют в пищу. В Норвегии во время морского отлива на прибрежную часть, богатую красными водорослями, выпускают овец, как на пастбище.

2.Оформляют презентацию текстовым и иллюстративным материалом, совместно выясняют особенности строения определенного отдела водорослей.

3.Заполняют листы «Критерии работы команды» и «Критерии самооценки работоспособности».

4. Презентация работы группы по теме (15 мин)

Задачи этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

1. Раздает заготовки таблицы «Сравнительная характеристика отделов водорослей» (см. приложение)

2.Предлагает заполнить таблицу по темам выступления команд

3.Приглашает для выступления команды (по очереди или мере готовности).

2. Заслушивает участников группы с результатами работы.

3. Исправляет неточности в работе (словесно). Контролирует объективность оценивания деятельности обучающихся.

4.Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие - изменить.

Деятельность учащихся

1.Одна группа выступает с презентацией (каждый участник работы отвечает по одному пункту намеченного ими плана), остальные обучающиеся, сидящие за партами, заполняют таблицу «Сравнительная характеристика отделов водорослей».

2.Выступление капитана, обмен мнениями, рефлексия деятельности в группе.

5. Закрепление полученных результатов (2 мин)

Задачи этапа: Сформировать первичные знания о строении низших растений.

Деятельность учителя

Предлагает осуществить проверку заполнения таблицы

Деятельность учащихся

Обучающиеся комментируют заполнение таблицы.

6. Рефлексия (3 мин).

Задачи этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1.Предлагает вспомнить тему и задачи урока.

2.Предлагает заполнить текст «Водоросли», заполняя терминами из «слов для справок».

3.Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

1.Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока.

2.Работают по заданию.

Выставляют отметку за выполнение задания:

9-10 баллов-«5»,

7-8баллов - «4»,

6 баллов - «3»,

0-5баллов - «2».

3.Определяют степень своего продвижения к цели.

8. Домашнее задание: п. 14, р.т. к п. 14


Приложение

Приложение№1.Состав команды


Команда №

ФИО

роль

1

капитан

2

Организация поиска информации

3

Организация поиска иллюстраций

4

Составление презентации

5

Выполнение практических заданий


Приложение№2. План работы над школьным проектом.

  1. Тема.

  2. Цель - звучит емко, лаконично, отражает тему проекта.

Пример: написать, составить, сделать, узнать, доказать и т.д.

  1. Задачи - шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь цели.

Пример: изучить, описать, установить, выяснить, привлечь и т.д.

  1. Подобрать и изучить литературу/Изучить информацию в сети Интернет.

  2. Провести наблюдение, опыт./Рассмотреть изучаемый объект на гербарии или микропрепаратах.

  3. Выполнить иллюстративную часть работы (фотографии изучаемых объектов)

  4. Оформить результаты.

  5. Сделать вывод.

  6. Подготовить презентацию.

  7. Выступить с темой презентации.


Приложение№3 «Критерии самооценки работоспособности».


качество

Итог

высокое

Среднее

низкое

Наличие обязанностей


Информированность по теме


Вклад участника:


Оценка участником проекта трудностей

изучаемой темы


Полученный результат


Умение преподнести материал


Приложение№4 «Критерии работы команды».


Заполняется капитаном совместно со всеми членами группы.

качество

Итог

высокое

Среднее

низкое

Наличие разделения обязанностей


Информированность по теме каждого участника проекта


Вклад каждого участника:


Участник №1


Участник №2


Участник №3


Участник №4


Участник №5


Оценка участниками проекта трудностей

изучаемой темы


Полученный результат



Приложение№ 5. «Сравнительная характеристика отделов водорослей»

Отдел

водорослей

Тип

таллома

Пигмент в клетках

водорослей

Запасные вещества

Среда

обитания

Значение в природе и жизни человека

Красные водоросли


Бурые водоросли


Зеленые водоросли


Золотистые водоросли


Диатомовые водоросли









Приложение№6 « Водоросли»

Водоросли это , т.к. имеют . В основе питания лежит процесс . Главная среда обитания . Каждая клетка водорослей имеет типичное строение как любая растительная клетка. В ней есть ядро, цитоплазма, хлоропласты и . Различают одноклеточные и многоклеточные водоросли, тело которых называют . Если водоросли живут на дне их называют , а те которые в толще воды . Как все живые организмы во время дыхания они поглощают ,а выделяют .

Термины: фотосинтез, углекислый газ, водная, донные, растения, слоевище, хлоропласты, вакуоли, кислород, планктон.

Максимальное количество баллов 10 баллов.


Литература:

Для детей:

1.Биология 6 класс Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 класс. Викторов В.П., Никишов А.И.М.: 2011. - 252 с.

2.Биология 6 класс « Биология». 6 класс. (Они растут, цветут и пахнут) Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. М.: 2012. - 144 с.

3.Биология 6 класс «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Пасечник В.В. 14-е изд. - М.: 2011. - 304 с.

4.Биология 6 класс «Биология. Живой организм». 6 класс. Сонин Н.И. 5-е изд. - М.: 2011. - 176 с.

5.Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Лернер Г.И., Астрель . 2010.-222с.

Для учителя:

1.Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

2.Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику В. В. Пасечника-.М, 2012 г. Издательство Дрофа

3.Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.

4. Калинова, Суматохин, Пасечник: Уроки биологии. 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. ФГОС, М. Просвещение, 2012

5. Калинова, Суматохин, Пасечник: Биология. Рабочие программы для 5-9 кл. Предметная линия учебников "Линия жизни". ФГОС. М. Просвещение, 2012


© 2010-2022