Обобщение опыта по биологии

     В процессе образования современный ученик должен обретать способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации, т.е. его образование в школе должно быть направлено на становление и развитие личности на основе  универсальных учебных действий. Этим требованием отвечает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования.       Технология деятельностного метода, используем...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельностный подход на уроках биологии

Новый федеральный государственный стандарт общего образования разрабатывается с целью изменения качества современного российского образования. Предполагается, что результатами реализации стандарта будут сформированные у учащихся универсальные учебные действия. Освоенные универсальные действия позволят выпускнику школы в дальнейшем выстраивать собственную образовательную деятельность самостоятельно, привлекая те образовательные ресурсы, которые обеспечивают реализацию собственных образовательных целей.

Вместе с тем в процессе образования современный ученик должен обретать способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации, т.е. его образование в школе должно быть направлено на становление и развитие личности на основе универсальных учебных действий. Этим требованием отвечает системно - деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования.

Технология деятельностного метода, используемого мною на уроках, включает личностно-ориентированного обучения, проблемное преподавание, а также осуществляется через развитие творческой активности учащихся.

Личностно-ориентированного обучения позволяет самостоятельно приобретать знания, развивать активность, сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать. При изучении тем: «Гипотезы происхождения человека», «Гипотезы происхождения жизни на Земле», обучающиеся самостоятельно выдвигают

гипотезы, защищают свои идеи, объясняют, доказывают.

Технология проблемного обучения основывается на познавательном интересе ребенка, который позволяет выработать навык мыслительных операций, развить внимание и творческое воображение, побуждает учащегося к самостоятельной поисковой деятельности по решению учебной проблемы. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. Например, проблемная ситуация: «Печень человека обезвреживает различные вредные вещества. Однако никто из нас не застрахован от отравления ядовитыми веществами, содержащимися в воздухе, воде, продуктах питания», «В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему?», « Докажите, что процессы желудочного сокоотделения и слюноотделения регулируются нервной системой», « Назовите фамилии селекционеров, получивших сорт яблони "Синап северный", сорт пшеницы "Мироновская 808"» , «Почему арбузы, как правило, полосатые, а стволы берез белые?» и др.

При решении проблемы обучающиеся выдвигают гипотезу, устанавливают причинно- следственные связи, находят недостающие звенья. При изучении нового материала ставлю проблемные вопросы.

Например, проблемные вопросы: «В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°С, часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему?», «Почему постоянно приходится создавать новые ядохимикаты против насекомых - вредителей сельскохозяйственных культур?» и др.

Метод исследовательской и проектной деятельности включает умения: видеть проблему, выдвигать гипотезы, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения. Данную методику широко использую в 6-11 классах.

Например, урок-проект « Грибы», « Лекарственные растения» (6 кл.), «Многообразие насекомых», «Рыбы Ординского района» (7 кл.), «Витамины», «Мы едим, чтобы жить…?» (8 класс), « Белки», « Вирусы» (10 класс).

При изучении гигиенических вопросов в 8 классе ребята работают над индивидуальными мини-проектами. Они изучают работу органа, профилактику нарушения работы органа и делают для себя выводы.

Одним из главных ключевых методов в изучении биологии имеет исследовательский метод. Обучающиеся изучают состояние здоровья учащихся, выступают перед учащимися, знакомят с выводами и дают рекомендации.

Исследовательская работа подросткам интересна они выполняют работы разного характера. Вот некоторые темы исследовательских работ по основам здорового образа жизни: «Глаз - важный и сложный орган зрения», « Влияние сотовых телефонов на здоровье школьников», «Крик - как форма стресса», « Состояние здоровья юношей допризывного и призывного возрастов» и др.

Выполняются работы, имеющие межпредметные связи. Такие работы, как «Блюда из дикорастущих растений», «Использование дикорастущих растений в питании крестьян» находится на стыке 3-хнаук: биология, история, кулинария. Интеграция биологии, валеологии и медицины проявляется в работах: « Группы крови и здоровье человека», «Крик, как форма стресса в жизни школьника», «Влияние цвета на здоровье учащихся» и др.

В работе широко использую информационно-коммуникационные технологии. Интерактивная доска - это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Программа Smart Notebook позволяет мне оптимизировать структуру урока: яркие иллюстрации, видео и аудио фрагменты дают возможность акцентировать внимание на важных моментах излагаемого материала, облегчает восприятие и запоминание ими новой информации.

В программе SMART NOTEBOOK мной разработаны уроки по темам: «Белки», « Зрительный анализатор», « Гипотезы происхождения человека» и др.

Эксперимент, лабораторная работа является неотъемлемой частью познания природы, изучение ее законов.

Цифровые лаборатории - это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. При использовании Цифровых лабораторий в демонстрационном эксперименте, опыты становятся эффектны и наглядны, учащиеся быстро понимают тему, легко отвечают на вопросы. Например, при выполнении лабораторной работы «Изменение температуры при различных физических нагрузках» позволяет проследить зависимость сердцебиения, дыхания и температуры тела от времени воздействия на организм человека физической нагрузки, произвести численные замеры и анализ данных с помощью программного приложения POLYTECHiLAB.

Деятельностный подход я внедряю при проведении курсов. Программа авторского курса «Братья наши меньшие» для учащихся 5-х классов направлена на формирование навыков наблюдения и постановки исследовательского вопроса за объектами живой природы, публичного представления результатов наблюдения. Ребята наблюдают за домашними животными, ежедневно вносят в дневник наблюдений, готовят публичный отчет, сопровождаемый электронной презентацией.

Авторский элективный курс "Биология в профессиях" практико-ориентираванный, знакомит с биологическими профессиями, с применением биологических процессов в различных отраслях народного хозяйства.

Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют мне добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве и активно внедрять в обучение деятельностный подход как на уроках так и во внеурочное время.

© 2010-2022