Планирование по биологии 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


I. Пояснительная записка


При составлении рабочей программы к учебному курсу «Биология» в 7-ом классе для учащихся обучающихся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, использована авторская программа Сивоглазова В.В., по биологии 7 класс для специальных коррекционных классов (8 вид) опубликованной в сборнике программ под редакцией Воронковой В.В..Москва. ГИЦ Владос 2011г.Допущено Министерством образования РФ. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует учебному плану ОУ.

В преподавание курса используется учебно-методический комплект.

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида .Автор Клепинина З.А.Москва: «Просвещение»,2006г.

II. Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Данная программа существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.
Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0-4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественнонаучную подготовку.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.

Знакомство с разнообразием растительного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения, об основных группах растений, о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.

Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.).Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

Особенности контингента учащихся: обучение инклюзивное.

В 7 классе по специальной (коррекционной) программе 8 вида обучается 2 учащихся.По возможностям обучения их можно отнести к III-ей группе. Дети с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразной помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное, они нуждаются в дополнительном объяснении. Дети не самостоятельны. Ребятам нужна помощь, главным образом в начале выполнения, после этого ребята увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет.


  1. Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане

  • На изучение биологии в 7 классе выделяется 2 часа в неделю (70 час в год)

  1. Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:


• внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
• общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
• признаки сходства и различия между растениями;
• особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.


Учащиеся должны уметь:


• узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
• различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;
• устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
• осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
• работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.

Компетенции

Предполагается, что результатом изучения биологии в специальной коррекционной школе 8 вида является развитие у учащихся широкого круга компетенций, обеспечивающие им успешную социализацию. К ним относятся коммуникативные,учебно-познавательные,социально-трудовые,общекультурные,информационные компетенции. Особое значение уделяется развитию коммуникативных компетентностей как основы для успешной интеграции выпускника в социуме.




Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Оценки ставятся на основе требований для примерной оценки и контроля знаний учеников с учетом их возможностей.

«5» или «отлично» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения

«4» или «хорошо»-уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении метла

«3» или «удовлетворительно»-минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса

V. Содержание учебного предмета «Биология»

РАСТЕНИЯ , ГРИБЫ И БАКТЕРИИ.

(70 ч в год, 2 ч в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (3 ч)

Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения цветущего осенью):цветок, стебель, лист, корень.

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ (20 час).

Цветок ( 5 ч)

Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков).Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы №1-2

  1. Органы цветкового растения.

  2. Строение цветка.

Семя растения (4 час)

Строение семени(на примере фасоли и пшеницы).Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Практическая работа №1

Определение всхожести семян.

Демонстрация опыта

Условия, необходимые для прорастания семян.

Лабораторные работы №3-4.

3.Строение семени фасоли.

4.Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Корень (3 час).

Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая).Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корне-клубень).


Лист (4 час).

Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения - образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.


Демонстрация опыта

  1. Испарение воды листьями.

  2. Дыхание растений.

Стебель (3 час).


Строение стебля. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ).

Демонстрация опыта

Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Растение - целостный организм (1 час).

Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

ЭКСКУРСИЯ 1- в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян.

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ,БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ (44 час)

Бактерии (1час).

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы(2час).

Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов.

Мхи(2час).

Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники (1час).

Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные(2час).

Сосна и ель- хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

ЭКСКУРСИЯ-2 в лес для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Покрытосемянные или цветковые (34час).

Особенности строения(наличие цветков, плодов с семенами).Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия.(1ч)

ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Злаки (4ч):пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система,стебель,лист,соцветие).выращивание:посев,уход,уборка.Использование в народном хозяйстве. преобладающая культура для данной местности.

Лилейные(5ч).Основные представители(лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш).Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).Лук, чеснок- многолетние овощные растения. выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Лабораторная работа№5.

5.Строение луковицы.

ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Пасленовые(7ч).Картофель, томат-помидор ,петунья, дикий паслен, душистый табак.

Бобовые(4ч).Горох Бобы. Клевер, люпин- кормовые травы.

Розоцветные(7ч).Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника. Особенности размножения яблони, малины, земляники.Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные(5ч).Подсолнечник. Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка- двулетнее растение. Георгин- многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

Лабораторная работа №6.

6.Строение клубня картофеля.

Практическая работа №2.

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Практическая работа №3.

Осенняя перекопка почвы. Вскапывание приствольных кругов.

ЭКСКУРСИЯ 3-«Весенние работы в саду».

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ (2 час).


Календарно-тематическое планирование в 7 классе VII вид

урока

Урока

В теме



Название темы

л/р,п/р

Оборудование

Сроки, нед.

план

факт

1

1

Введение(3 час).

Разнообразие растений.

Стр.3-7

2

2

Значение растений и их охрана.

Стр.8-10


3

3

Органы цветкового растения.

Стр.14

4

1

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ (20 час).Цветок (5 час)

Строение цветка.

л/р№1,2

Стр.16

5

2

Понятие о соцветиях.

Стр.19

6

3

Опыление цветков.

Стр.21

7

4

Образование плодов и семян.

Стр.24

8

5

Распространение плодов и семян.

Стр.28

9

1

Семя растения (4 час)

Внешний вид и строение семени фасоли и пшеницы.

л/р№3,4

Стр.31,35

10

2

Условия необходимые для прорастания семян.

Д.о.

Стр.37

11

3

Определение всхожести семян.

п/р№1

Стр.40

12

4

Правила заделки семян в почву.

Стр.41

13

1

Корень (3 час)

Разнообразие корней.

Стр.44

14

2

Корневые системы.

Стр.47

15

3

Видоизменение корней. Значение корня в жизни растений.

Стр.49,51

16

1

Лист (4 час)

Внешнее строение листа.

Стр.54

17

2

Образование органических веществ в растении.

Стр.57,58

18

3

Испарение воды листьями. Дыхание растений.

Д.о.

Стр.62,65

19

4

Листопад и его значение.

Стр.68

20

1

Стебель (3 час)

Строение стебля.

Стр.71

21

2

Разнообразие стеблей.

Стр.76

22

3

Значение стебля в жизни растений.

Д.о.

Стр.73

23

1

Растение- целостный организм (1 час)

Экскур-1

Стр.79,80

24

1

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ,БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ -41 час.

Бактерии (1 час)

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.


Стр.204

25

1

Грибы (2час)

Строение шляпочного гриба. Грибы съедобные и ядовитые.

Стр.209,212

26

2

Правила сбора грибов.

Стр.209,212

27

1

Мхи (2 час)

Мох как многолетнее растение. Торфяной мох.

Стр.86

28

2

Обобщение по теме: "Бактерии. Грибы. Мхи»


29

1

Папоротники (1 час)

Папоротники- многолетние травянистые растения.

Стр.88

30

1

Голосемянные (2 час)

Сосна и ель- хвойные деревья.

Стр.90

31

2

Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

Экскур-2

32

1

Покрытосеменные или цветковые (34 час)

Деление цветковых растений на однодольные и двудольные.

Характерные различия.


Стр.84,94

33

1

ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Злаки(4ч)

Особенности внешнего строения.

Стр.96

34

2

Хлебные злаковые культуры.

Стр.98

35-36

3-4

Выращивание. Использование в народном хозяйстве.

Стр.103,107

37

1

Лилейные (5ч)

Общие признаки семейства Лилейные

Стр.110

38

2

Лук, чеснок- многолетние овощные растения.

л/р№5

Стр.116

39

3

Цветочно-декоративные растения лилейные.

Стр.111

40

4

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

Стр.121

41

5

Повторение по теме: «Однодольные растения.»


42

1

ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Пасленовые(7ч)

Общие признаки пасленовых.

Стр.122

43

2

Дикорастущие пасленовые.

Стр.123

44-45

3-4

Овощные и технические пасленовые. Картофель.

л/р№6

Стр.124,126

46

5

Овощные пасленовые. Томат.

Стр.131

47

6

Овощные пасленовые. Баклажан и перец.

Стр.134

48

7

Цветочно-декоративные пасленовые.

Стр.138

49

1

Бобовые(4ч)

Общие признаки бобовых.

Стр.141

50

2

Пищевые бобовые растения.

Стр.143

51

3

Фасоль и соя- южные культурные растения.

Стр.145

52

4

Кормовые бобовые растения. Клевер, люпин.

Стр.148

53

1

Розоцветные(7ч)

Общие признаки розоцветных.

Стр.150

54

2

Шиповник-представитель группы розоцветные.

Стр.152

55

3

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша.

Стр.153,156

56

4

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.

Стр.158

57

5

Плодово-ягодные розоцветные. Малина.

Стр.160

58

6

Плодово-ягодные розоцветные.

Земляника.

Стр.163

59

7

Южные плодовые розоцветные -персик и абрикос.

Стр.166

60

1

Сложноцветные(5ч)

Общие признаки сложноцветных.

Стр.169

61

2

Подсолнечник.

Стр.171

62

3

Однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

Стр.174

63

4

Многолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

Стр.177

64

5

Агротехника выращивания. Использование человеком.


65

1

ПОВТОРЕНИЕ ПО КУРСУ(4час)

Уход за комнатными растениями.

п/р№2

Стр.180,181

66

2

Перекопка почвы.

п/р№3

Стр.185,187

67-68

3-4

Весенние работы на школьном участке.

Экскур-3

Стр.194,196,198

69-70

1-2

Обобщение по теме(2час)



8


© 2010-2022