- Преподавателю
- Биология
- Планирование по биологии 7 класс
Планирование по биологии 7 класс
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юрьевцева Л.В. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
I. Пояснительная записка
При составлении рабочей программы к учебному курсу «Биология» в 7-ом классе для учащихся обучающихся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, использована авторская программа Сивоглазова В.В., по биологии 7 класс для специальных коррекционных классов (8 вид) опубликованной в сборнике программ под редакцией Воронковой В.В..Москва. ГИЦ Владос 2011г.Допущено Министерством образования РФ. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует учебному плану ОУ.
В преподавание курса используется учебно-методический комплект.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида .Автор Клепинина З.А.Москва: «Просвещение»,2006г.
II. Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Данная программа существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.
Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0-4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественнонаучную подготовку.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.
Знакомство с разнообразием растительного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения, об основных группах растений, о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.).Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Особенности контингента учащихся: обучение инклюзивное.
В 7 классе по специальной (коррекционной) программе 8 вида обучается 2 учащихся.По возможностям обучения их можно отнести к III-ей группе. Дети с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразной помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное, они нуждаются в дополнительном объяснении. Дети не самостоятельны. Ребятам нужна помощь, главным образом в начале выполнения, после этого ребята увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет.
-
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
-
На изучение биологии в 7 классе выделяется 2 часа в неделю (70 час в год)
-
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
• внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
• общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
• признаки сходства и различия между растениями;
• особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.
Учащиеся должны уметь:
• узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
• различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;
• устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
• осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
• работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Компетенции
Предполагается, что результатом изучения биологии в специальной коррекционной школе 8 вида является развитие у учащихся широкого круга компетенций, обеспечивающие им успешную социализацию. К ним относятся коммуникативные,учебно-познавательные,социально-трудовые,общекультурные,информационные компетенции. Особое значение уделяется развитию коммуникативных компетентностей как основы для успешной интеграции выпускника в социуме.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Оценки ставятся на основе требований для примерной оценки и контроля знаний учеников с учетом их возможностей.
«5» или «отлично» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения
«4» или «хорошо»-уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении метла
«3» или «удовлетворительно»-минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса
V. Содержание учебного предмета «Биология»
РАСТЕНИЯ , ГРИБЫ И БАКТЕРИИ.
(70 ч в год, 2 ч в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (3 ч)
Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения цветущего осенью):цветок, стебель, лист, корень.
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ (20 час).
Цветок ( 5 ч)
Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков).Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы №1-2
-
Органы цветкового растения.
-
Строение цветка.
Семя растения (4 час)
Строение семени(на примере фасоли и пшеницы).Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Практическая работа №1
Определение всхожести семян.
Демонстрация опыта
Условия, необходимые для прорастания семян.
Лабораторные работы №3-4.
3.Строение семени фасоли.
4.Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Корень (3 час).
Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая).Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корне-клубень).
Лист (4 час).
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения - образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опыта
-
Испарение воды листьями.
-
Дыхание растений.
Стебель (3 час).
Строение стебля. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ).
Демонстрация опыта
Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение - целостный организм (1 час).
Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
ЭКСКУРСИЯ 1- в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян.
МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ,БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ (44 час)
Бактерии (1час).
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы(2час).
Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов.
Мхи(2час).
Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники (1час).
Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные(2час).
Сосна и ель- хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
ЭКСКУРСИЯ-2 в лес для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Покрытосемянные или цветковые (34час).
Особенности строения(наличие цветков, плодов с семенами).Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия.(1ч)
ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.
Злаки (4ч):пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система,стебель,лист,соцветие).выращивание:посев,уход,уборка.Использование в народном хозяйстве. преобладающая культура для данной местности.
Лилейные(5ч).Основные представители(лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш).Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).Лук, чеснок- многолетние овощные растения. выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа№5.
5.Строение луковицы.
ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.
Пасленовые(7ч).Картофель, томат-помидор ,петунья, дикий паслен, душистый табак.
Бобовые(4ч).Горох Бобы. Клевер, люпин- кормовые травы.
Розоцветные(7ч).Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника. Особенности размножения яблони, малины, земляники.Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные(5ч).Подсолнечник. Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка- двулетнее растение. Георгин- многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа №6.
6.Строение клубня картофеля.
Практическая работа №2.
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Практическая работа №3.
Осенняя перекопка почвы. Вскапывание приствольных кругов.
ЭКСКУРСИЯ 3-«Весенние работы в саду».
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ (2 час).
Календарно-тематическое планирование в 7 классе VII вид
№
урока
№
Урока
В теме
Название темы
л/р,п/р
Оборудование
Сроки, нед.
план
факт
1
1
Введение(3 час).
Разнообразие растений.
Стр.3-7
2
2
Значение растений и их охрана.
Стр.8-10
3
3
Органы цветкового растения.
Стр.14
4
1
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ (20 час).Цветок (5 час)
Строение цветка.
л/р№1,2
Стр.16
5
2
Понятие о соцветиях.
Стр.19
6
3
Опыление цветков.
Стр.21
7
4
Образование плодов и семян.
Стр.24
8
5
Распространение плодов и семян.
Стр.28
9
1
Семя растения (4 час)
Внешний вид и строение семени фасоли и пшеницы.
л/р№3,4
Стр.31,35
10
2
Условия необходимые для прорастания семян.
Д.о.
Стр.37
11
3
Определение всхожести семян.
п/р№1
Стр.40
12
4
Правила заделки семян в почву.
Стр.41
13
1
Корень (3 час)
Разнообразие корней.
Стр.44
14
2
Корневые системы.
Стр.47
15
3
Видоизменение корней. Значение корня в жизни растений.
Стр.49,51
16
1
Лист (4 час)
Внешнее строение листа.
Стр.54
17
2
Образование органических веществ в растении.
Стр.57,58
18
3
Испарение воды листьями. Дыхание растений.
Д.о.
Стр.62,65
19
4
Листопад и его значение.
Стр.68
20
1
Стебель (3 час)
Строение стебля.
Стр.71
21
2
Разнообразие стеблей.
Стр.76
22
3
Значение стебля в жизни растений.
Д.о.
Стр.73
23
1
Растение- целостный организм (1 час)
Экскур-1
Стр.79,80
24
1
МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ,БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ -41 час.
Бактерии (1 час)
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Стр.204
25
1
Грибы (2час)
Строение шляпочного гриба. Грибы съедобные и ядовитые.
Стр.209,212
26
2
Правила сбора грибов.
Стр.209,212
27
1
Мхи (2 час)
Мох как многолетнее растение. Торфяной мох.
Стр.86
28
2
Обобщение по теме: "Бактерии. Грибы. Мхи»
29
1
Папоротники (1 час)
Папоротники- многолетние травянистые растения.
Стр.88
30
1
Голосемянные (2 час)
Сосна и ель- хвойные деревья.
Стр.90
31
2
Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Экскур-2
32
1
Покрытосеменные или цветковые (34 час)
Деление цветковых растений на однодольные и двудольные.
Характерные различия.
Стр.84,94
33
1
ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.
Злаки(4ч)
Особенности внешнего строения.
Стр.96
34
2
Хлебные злаковые культуры.
Стр.98
35-36
3-4
Выращивание. Использование в народном хозяйстве.
Стр.103,107
37
1
Лилейные (5ч)
Общие признаки семейства Лилейные
Стр.110
38
2
Лук, чеснок- многолетние овощные растения.
л/р№5
Стр.116
39
3
Цветочно-декоративные растения лилейные.
Стр.111
40
4
Дикорастущие лилейные. Ландыш.
Стр.121
41
5
Повторение по теме: «Однодольные растения.»
42
1
ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.
Пасленовые(7ч)
Общие признаки пасленовых.
Стр.122
43
2
Дикорастущие пасленовые.
Стр.123
44-45
3-4
Овощные и технические пасленовые. Картофель.
л/р№6
Стр.124,126
46
5
Овощные пасленовые. Томат.
Стр.131
47
6
Овощные пасленовые. Баклажан и перец.
Стр.134
48
7
Цветочно-декоративные пасленовые.
Стр.138
49
1
Бобовые(4ч)
Общие признаки бобовых.
Стр.141
50
2
Пищевые бобовые растения.
Стр.143
51
3
Фасоль и соя- южные культурные растения.
Стр.145
52
4
Кормовые бобовые растения. Клевер, люпин.
Стр.148
53
1
Розоцветные(7ч)
Общие признаки розоцветных.
Стр.150
54
2
Шиповник-представитель группы розоцветные.
Стр.152
55
3
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша.
Стр.153,156
56
4
Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.
Стр.158
57
5
Плодово-ягодные розоцветные. Малина.
Стр.160
58
6
Плодово-ягодные розоцветные.
Земляника.
Стр.163
59
7
Южные плодовые розоцветные -персик и абрикос.
Стр.166
60
1
Сложноцветные(5ч)
Общие признаки сложноцветных.
Стр.169
61
2
Подсолнечник.
Стр.171
62
3
Однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.
Стр.174
63
4
Многолетние цветочно-декоративные сложноцветные.
Стр.177
64
5
Агротехника выращивания. Использование человеком.
65
1
ПОВТОРЕНИЕ ПО КУРСУ(4час)
Уход за комнатными растениями.
п/р№2
Стр.180,181
66
2
Перекопка почвы.
п/р№3
Стр.185,187
67-68
3-4
Весенние работы на школьном участке.
Экскур-3
Стр.194,196,198
69-70
1-2
Обобщение по теме(2час)
8