Рабочая программа по биологии 6класс. линия Пасечника

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа курса биологии для 6класса. (базовый уровень)

авторов В,В, Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Законом РФ «Об образовании»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки - Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

  • Примерной программы основного общего образования. (за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010); с учетом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.

  • Учебный план МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа№1» на 2015 - 2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от августа 2014 года)

  • Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)

  • Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

  • Учебно-методического комплекса;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2009г.

Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю

(35 часов в год). Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения - 6 кл. - М.: Дрофа, 2007. - 372с..

В рабочую программу внесены следующие изменения:

В связи с тем, что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. - М.: Дрофа 2010, нет темы «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования содержится требование к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация), была введена тема «Классификация растений» (4 часа) за счет сокращения часов по следующим темам: «Введение» 1 час вместо 2 часов; «Клеточное строение организмов» вместо 4 часов 3 часа; «Природные сообщества» исключила, т.к. тема «Природные сообщества» более подробно будет изучена в 9 классе.

При изучении отделов растений необходимо изучать и размножение водорослей, мхов, папоротников и голосеменных растений, так как государственный стандарт основного общего образования требует от выпускника знать сущность процесса размножения живых организмов, в том числе и растений, а в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. - М.: Дрофа 2010, эти вопросы не рассматриваются. Поэтому считаю целесообразным в теме «Жизнь растений» один урок посвятить способам размножения споровых растений. Размножение голосеменных целесообразно изучать в теме «Царство Растения» урок «Голосеменные растения, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных растений».

  • Считаю целесообразным изучать строение стебля, рост стебля в толщину, так как в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. - М.: Дрофа 2010, этого вопроса нет, а в государственном стандарте основного общего образования от выпускника требуется сравнивать биологические объекты (клетка, ткани, органы и системы органов представителей отдельных систематических групп).



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде,

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.


СОДЕРЖАНИЕ.

Биология как наука. Введение (1час).

Объект изучения биологии - живая природа. Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Клеточное строение организмов (3 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)

Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро. Вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы: 1. «Клеточное строение плодов, листьев»

2. «Клеточное строение кожицы лука»;

Царства Бактерии и Грибы (2+3=5 часов)

Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Царство грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Правила сбора съедобных грибов и их охрана.

Меры профилактики отравления грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов.

(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)

Лабораторные работы: 4 «Строение шляпочного гриба. Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

3. «Изучение строения плесневых грибов»


Царства Растения. (6ч)

Царство Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со внешней средой обитания. Роль в биосфере.

Роль растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных, покрытосеменных) в природе и жизни человека и собственной деятельности. Охрана растений.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение. .

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека

Лабораторные работы: 5. «Строение зеленых водорослей»;

6. «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум»;

7. «Строение спороносящего папоротника»;

8. «Строение хвои и шишек. Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

9. «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»

Строение и многообразие покрытосеменных ( 8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы:

10. «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений».

11. »Корневой чехлик и корневые волоски»

12. »Строение почек»

13. »Простые и сложные листья»

14. Изучение строения цветка

Жизнь растений ( 9 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

Демонстрационные опыты::

1. Выявление роли света и воды в жизни растений

2.Размножение комнатных растений

Классификация растений (5 часа)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Лабораторные работы: Распознавание растений разных отделов.

1. Определение двудольных растений; 2. Определение однодольных растений.

Демонстрация живых и гербарных растений семейств двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений.





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема

Количество часов

По рабочей программе

Контрольные работы

Лабораторных, практических работ

1.Введение

1

лабораторная работа №1 «Наблюдение за сезонными изменениями растений».

2.Клеточное строение организмов

3

лабораторная работа №2 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука»

лабораторная работа №3 Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание

3.Царства Бактерии и

Грибы

2

3

«Бактерии. Грибы»

лабораторная работа №4 «Изучение строения плесневых грибов»

лабораторной работы №5 Строение шляпочного гриба. Распознавание съедобных и ядовитых грибов

4.Царство Растения

6

«Царство Растения»

лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей.»

лабораторная работа №7 «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум»;

лабораторная работа №8 «Строение спороносящего папоротника»;

лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек. Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

лабораторная работа №10 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений

5.Строение и многообразие покрытосеменных растений

7

«Строение растении»

Изучение органов цветкового растения

лабораторная работа №11. «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений».

лабораторная работа №12 Корневой чехлик и корневые волоски»;

лабораторная работа №№13 »Строение почек»; лабораторная работа №14 »Простые и сложные листья»; лабораторная работа №15 Изучение строения цветка

6. Жизнь растений

9

«Жизнь растений»

Демонстрационные опыты: Выявление роли света и воды в жизни растений.

Размножение комнатных растений

7.Классификация растений

5

«Класс-ия растении

лабораторная работа №16-17 Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)

8.Природные сооб-ва

1

Итого

35

5



Календарно - тематическое планирование (35ч)

Система уроков
(тема урока, тип урока, Д.З.)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

Дополнительные элементы

Дата

П/Ф

ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Цель: создать условия для понимания учащимися значения биологии как науки для изучения основных Царств живых организмов, для приобретения навыков наблюдения за сезонными изменениями в растительном мире.

1

Биология - наука о живой природе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д.з. введение с.9-12. Начать фенологические наблюдения за осенними изменениями деревьев задание с.12

Биология
Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Фенологические наблюдения за растениями осенью.
Методы изучения растений
*Экология, Фенология, Биосфера

Базисный уровень:
Называть основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений
Приводить примеры значения биологических знаний
Давать определение термину «биология» «экология» и «фенология»
Наблюдать за сезонными изменениями растений

Рассказ, проблемная беседа, организация фенологического наблюдения, работы с учебником (в. 1, 3 - с.12)
Организация лабораторной работы №1 «Наблюдение за сезонными изменениями растений».



ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения растительной клетки и клеточных структур, особенности процессов жизнедеятельности растительных клеток; особенности строения и функционирования тканей растения как единого живого организма.

2

Строение растительной клетки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д.з. §2

Правила работы с микроскопом.
Хлоропласты
Хлорофилл
Клетка кожицы лука и мякоти листа
Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро.
Особенности строения мякоти листа

Базисный уровень:
Называть клеточные структуры и их значения.
Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.
Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа

Беседа, организация и проведение лабораторной работы№2 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука», работы с учебником (в. 2 - с.20)



3

Жизнедеятельность клетки

Комбинированный урок.


Д.з. §3

Хромосомы
Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы.
Деление и рост.
Значение движения цитоплазмы.
Изменения ядра и цитоплазмы при делении
Особенности строения молодой и старой клеток

Базисный уровень:
Называть: структуры клетки, участвующие в делении . роль хромосом. Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки.
Отличать старую клетку от молодой клетки.

Рассказ, беседа, организация работы с учебником (в. 6 - с.23)



4

Ткани

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з. §4.

Ткань
Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные.
Функции основных видов тканей.

Базисный уровень:
Давать определение термину - «ткань»
Приводить примеры разных видов тканей
Распознавать и описывать строение тканей растения
Объяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани. Рассказ, беседа,

Рассказ, беседа, подбор заданий со свободным ответом

Лабораторная работа №3«Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание



ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения бактериальной клетки, отличительных особенностей строения бактерий, их значения в природе и жизни человека.

5

Строение и жизнедеятельность бактерий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з. §5

Бактерии
Паразиты, гетеротрофы,
Сапротрофы
Спора
Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.
Питание, размножение, образование спор.

Базисный уровень:
Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки
Выделять отличительные особенности бактерий
Объяснять, что бактерии живые организмы
Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки

Рассказ, беседа, организация работы заданий со свободным ответом

Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника.


6

Роль бактерий в природе и жизни человека


Комбинированный урок.


Д.з.§6

Симбиоз
Значение бактерий в природе и жизни человека
Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные бактерии

Базисный уровень:
Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий
Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
Продвинутый уровень:
Создание электронного проекта по изучаемой теме

Проблемная беседа, организация создания рефератов и проектов по изучаемой теме

Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), рисунки на стр. учебника.


ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (3 часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности представителей Царства Грибы, их значения в природе и жизни человека; для формирования бережного отношения к природе.

7

Общая характеристика грибов. Плесневые грибы


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з.§7, §9,

Признаки царства грибов.
Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты.
Особенности строения плесневых грибов.
Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи
* Открытие антибиотиков и их использование

Базисный уровень:
Давать определение -сапрофиты, паразиты Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла
Выделять признаки царства грибов
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека
Сравнивать грибы с растениями и животными

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №4 «Изучение строения плесневых грибов», работы с учебником (в. 5 - с.37), организация создания рефератов и проектов по изучаемой теме

Таблица, микроскопы, лаб. оборудование


8

Шляпочные грибы.


Комбинированный урок.
Д.з.§8.

Мицелий
Микориза
Особенности строения шляпочных грибов.
Обмен веществ, размножение.
Меры профилактики заражения грибами-паразитами.
Головня, спорынья, грибы трутовики. Заражение сельскохозяйственных растений

Базисный уровень:
Давать определение терминам «мицелий», «микориза»
Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Нижнекамском районе
Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов описывать строение шляпочных грибов
Различать ядовитые и съедобные грибы

Организация и проведение лабораторной работы №5 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов», работы с учебником (в. 1-2 - с.47), организация создания рефератов и проектов по изучаемой теме

Таблицы, муляжи шляпочных грибов, плодовые тела трутовиков,)


9

Грибы-паразиты.

Комбинированный урок.


Д.з. §10

Паразиты, меры профилактики. Головня, спорынья, грибы трутовики. Заражение с/хозяйственных растений.

Объяснять пути заражения грибами-паразитами
Выявлять влияние грибов -паразитов на растения

Вопрос 1, 2 на с.47


гербарные экземпляры грибов-паразитов (спорынья, головня)


ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (6 часов)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности низших и высших растений и их роли в природе и жизни человека; для формирования навыков определения и сравнения различных групп растений; для понимания особенностей приспособления растений к среде обитания и процессов эволюционного преобразования растительного мира на планете.

10

Общая характеристика царства Растения.

Одноклеточные водоросли


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з.§11. статья «Что изучает ботаника»
§58 статья «Основные этапы развития растительного мира» §11. Рис в тетрадь

Низшие растения
Высшие растения
Группы растений.
Основные этапы развития растительного мира: одноклеточные организмы; появление многоклеточных организмов; выход растений на сушу; происхождение высших споровых растений; появление семенных растений.
Эволюция растений
*Таллом

Давать определение термину «ботаника»
Перечислять основные группы растений приводить примеры основных групп растений
Объяснять происхождение высших растений
Выделять особенности строения низших и высших растений

Рассказ, беседа, подбор заданий со свободным ответом

Таблица. Рисунки на страницах учебника, живые объекты


11

Водоросли. Зеленые, красные. Бурые.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з. §12, заполнение таблицы.

Основные признаки водорослей. Низшие растения. Слоевище, ризоиды.
Места обитания и распространение.
Зеленые, бурые, красные водоросли
Значение водорослей в природе и в жизни человека
Хламидомонада
*«Цветение воды» Зеленые водоросли: улотрикс, спирогира.
Бурые водоросли: ламинария
Красные водоросли: порфира

Базисный уровень:
Давать определение термину «низшие растения»
Распознавать водоросли различных отделов
Распознавать и описывать внешнее строение водорослей
Доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям
Сравнивать строение одноклеточных водорослей и растительной клетки
Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека
Продвинутый уровень:
Работа с дополнительной литературой - написание реферативных работ

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторных работ №6 «Изучение внешнего строения водорослей», работы с учебником (в. 10-11 - с.62), организация создания рефератов и проектов по изучаемой теме

Таблица. Рисунки на страницах учебника, живые объекты


12

Высшие споровые растения. Выход растений на сушу


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з. §14 листостебельные мхи
§58 с.263-264

Споровые растения
Спорангий
Сперматозоид
Яйцеклетка
Основные признаки мхов.
Причины выхода растений на сушу.
Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.
Роль в природе и жизни человека.
*Классификация мхов

Базисный уровень:
Давать определение термину «высшие растения»
Распознавать и описывать внешнее строение мхов
Распознавать растения отдела Моховидные
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу
Объяснять роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №7 «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум»

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал


13

Папоротники


Комбинированный урок


Д.з.§15 папоротники

Основные признаки папоротников.
Многообразие папоротников.
Значение в природе и жизни человека

Базисный уровень:
Распознавать растения отдела Папоротникообразные Распознавать и описывать внешнее строение папоротников Выделять общие черты строения высших споровых растений
Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека

Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №8 «Строения папоротников», с учебником (в. 1, 5 - с.73)



14

Голосеменные


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з.§16,

Голосеменные растения
Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы.
Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.
Значение голосеменных растений.
Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель).
*Фитонциды.
Хвойные растения: лиственница, можжевельник

Базисный уровень:
Давать определение термину голосеменные растения.
Распознавать растения отдела Голосеменные растения Распознавать и описывать наиболее представителей голосеменных. Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №9 «Строение хвои шишек», лабораторной работы №10 «Изучение строения и многообразия голосеменных.



ТЕМА 5. СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (7 часов)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей внутреннего строения и функционирования вегетативных органов растения, взаимодействия тканей и органов; для формирования понимания взаимосвязи особенностей строения органов растения с условиями обитания


15

Строение семян
Комбинированный урок


Д.з.§18.

Двудольные
Однодольные
Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.
Особенности строения семян однодольных и двудольных растений
*Примеры запасающей ткани

Базисный уровень:
Распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений
Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений Устанавливать соответствие междучастями семени и органами развивающегося Продвинутый уровень:
Приводить примеры запасающей ткани

Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №11 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

Лабораторное оборудование, семена фасоли


16

Строение и функции корня


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з. §19-21

Правила работы с микроскопом.
Функции корня.
Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.
Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения.
Особенности клеточной строения корня растений наземной и водной сред обитания.

Базисный уровень:
Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией
Распознавать и описывать зоны корня Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями
Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями

Рассказ, беседа, организация лабораторной работы №12 «Клеточное строение корня»

Таблицы, микроскоп, микропрепараты, рисунки на страницах учебника, модель корня


17

Побег. Строение почки


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з. §22, §27,

Побег
Узлы
Междоузлия
Строение почки
Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные.
Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень
*Определение названий деревьев и кустарников, растущих около школы и вашего дома по внешнему строению почек

Базисный уровень:
Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, почки Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги
Объяснять, что почка - видоизмененный побег Продвинутый уровень:
*Определение деревьев и кустарников по внешнему строению почек

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы№13 «Строение почек. Расположение на стебле»

Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты (клубни картофеля, луковица)


18

Строение и функции листа


Комбинированный урок


Д.з.§23 - §25,

Правила работы с микроскопом.
Функции листа.
Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды); механическая ткань (волокна).
Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности

Правила работы с микроскопом.
Функции листа.
Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды); механическая ткань (волокна).
Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы 14 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы листа»,

Таблицы, микроскоп, микропрепараты, лабораторное оборудование, рисунки на страницах учебника,


19

Строение стебля


Комбинированный урок


Д.з.§26

Функции стебля.
Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.
Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань
*Рост дерева в толщину

Функции стебля.
Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.
Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань
*Рост дерева в толщину

Рассказ, беседа

Таблица, коллекция древесных спилов, рисунки на страницах учебника.


20

Цветок. Соцветия


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з.§28 - 29

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.
Соцветия
Биологическое значение соцветий
Обоеполые и раздельнополые цветки.
*Однодомные и
двудомные растения.
Обозначения различных частей цветка.
Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка

Базисный уровень:
Распознавать и описыватьпо рисунку: строение цветка; типы соцветий
Приводить примеры растений, имеющих различные соцветия
Сравнивать строение цветков вишни и тюльпана
Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций

Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №15«Строение цветка»,

Таблицы, модели цветков.


21

Плоды. Распространение плодов и семян


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з.§30 - §31,

Функции плода.
Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды.
Односемянные и многосемянные плоды.
Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных
*Способы распространения плодов: саморазбрасывание, перекати-поле

Базисный уровень:
Называть функции плодов; способы их распространения
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов
Выделять приспособления к распространению плодов и семян
Продвинутый уровень:
*Подбор и составление коллекций семян

Рассказ, проблемная беседа,

Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян.



ТЕМА 5. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (9 часов)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей происходящих в растительном организме процессов и значения этих жизненноважных процессов для растений; для получения навыков постановки опытов, наблюдения результатов и формулировки выводов; для осознания целостного восприятия растительного организма; для понимания космической роли растений.

22

Фотосинтез. Передвижение органических веществ
Комбинированный урок
Д.з.§34, §37 (передвижение по стеблю органических веществ)

Фотосинтез
Условия для образования крахмала.
Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.
Локализация процессов фотосинтеза

Базисный уровень:
Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ Объяснять космическую роль зеленых растений

Рассказ, подбор заданий со свободным ответом. Проведение демонстрационного опыта «Выявление роли света и воды в жизни растений»

Таблицы,


23

Дыхание растений
Комбинированный урок

Д.з.§35

Значение дыхания
Опыты, подтверждающие дыхание растений.
Приспособления растений для дыхания.
Использование энергии растениями.
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Биологическое значение рыхления

Базисный уровень:
Выделять приспособления растений для дыхания
Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания

Рассказ, беседа, подбор заданий со свободным ответом

Рисунки на страницах учебника,


24

Прорастание семян
Комбинированный урок

Д.з.§44, Д.з.§38

Условия прорастания семян: температура, влажность.
Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки.
Рост и питание проростка

Базисный уровень:
Описывать условия прорастания семян.
Объяснять целесообразность использования правил посева семян
Определять сроки посева семян различных растений Рассчитывать потребность в воде семян различных растений
Устанавливать соответствие между размерами семян. Сроками посева и глубиной посева

Рассказ, проблемная беседа, демонстрация процесса прорастания семян

Таблицы, коллекции семян, проросшие семена фасоли,


25

Рост растения.

Растительный организм как единое целое


Комбинированный урок


Д.з.§39 (рост и развитие растений)

Рост растения.
Верхушечный рост корня. Развитие побега из почки
Развитие растения

Базисный уровень:
Называть стадии развития растения Объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания Наблюдать за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно

Проблемная беседа, демонстрация процесса роста проростка растения

Таблицы, проростки фасоли, живые объекты (растения кабинета биологии),


26

Способы размножения растений
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з.§40, §43

Бесполое размножения: спорообразование, вегетативное.
Способы вегетативного размножения: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами,
*Особенности полового размножения.
Способы вегетативного размножения: прививкой, культурой тканей

Базисный уровень:
Давать определение терминам «половое размножение», «сперматозоид», «яйцеклетка»
Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно
Объяснять биологическое значение вегетативного, размножения
Выделять особенности полового типов размножения у растений
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций «Вегетативное размножение растений»

Рассказ, беседа, организация работы с учебником (в.1, 4-6 - с.176; в.5 - с.190)


27

Размножение споровых растений
Комбинированный урок
Д.з.§41

Представление о чередовании поколений у мхов и папоротников.
Условие оплодотворения у высших споровых растений.
Размножение и развитие водорослей, мхов и папоротников.
*Биологическое значение спор

Базисный уровень:
Давать определение терминам «половое размножение», «сперматозоид», «яйцеклетка»
Распознавать и описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников
Объяснять условия размножения
Продвинутый уровень:
Работа с дополнительной литературой - написание реферативных работ

Рассказ, проблемная беседа, подбор заданий со свободным ответом

Таблицы, карточки, живые объекты,


28

Размножение голосеменных растений
Комбинированный урок

Д.з.§42

Строение пыльцы.
Органы размножения голосеменных растений.
Размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки; образование семян, развитие
молодого растения.
Условия и приспособления для размножения

Базисный уровень:
Давать определение терминам: «половое размножение», «опыление», «оплодотворение»
Распознавать по «немому» рисунку и описывать этапы развития голосеменных растений
Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни
Продвинутый уровень:
Работа с дополнительной литературой - продолжение работы по написанию рефератов

Рассказ, проблемная беседа, организация работы с учебником (в.2-3 - с.184)

Таблицы, карточки, гербарный материал,


29

Размножение покрытосеменных растений
Комбинированный урок
Д.з.§44

Двойное оплодотворение цветковых растений.
Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка.
Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление.
Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми

Базисный уровень:
Давать определение термину «двойное оплодотворение»
Распознавать и описывать по рисунку способы опыления растений
Распознавать и описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений
Выделять признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений
Продвинутый уровень:
Работа с дополнительной литературой - продолжение работы по написанию рефератов

Рассказ, проблемная беседа

Таблицы, коллекции семян,













30

Обобщающий урок « Жизнь растений»

Выполнение тестовых заданий


ТЕМА 6. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ (5 часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей внешнего строения покрытосеменных растений; особенности строения семян; признаков однодольных и двудольных растений; для формирования навыков сравнения однодольных и двудольных растений, определения принадлежности растений к различным группам (масличные, кормовые культуры, лекарственные растения и т.д.); для формирования навыков определения жизненных форм растений; для понимания необходимости сохранения многообразия покрытосеменных растений на нашей планете

31

Основы систематики. Общая характеристика строения покрытосеменных растений


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з. §45,17

Особенности строения покрытосеменных растений.
Органы цветкового растения.
Виды корней: главный, придаточные, боковые.
Внешнее строение листьев: черешковые и сидячие; простые и сложные.
Жизненные формы
*Однолетние и многолетние растения

Базисный уровень:
Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения
Распознавать и описывать строение цветкового растения Распознавать и описывать жизненные формы растений Выделять особенности строения покрытосеменных растений
Продвинутый уровень:
Распознавать и описывать деревья, кустарниковые формы растений Выделять особенности строения деревьев и кустарников

Рассказ, беседа


32/33

Класс двудольные. Сравнительная характеристика семейств


Комбинированный урок


Д.з. §46-51

Признаки класса двудольные
Значение растений основных семейств класса двудольные.
Сельскохозяйственные растения: овощные плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры.
Лекарственные растения.
*Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов

Базисный уровень:
Распознавать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные; сельскохозяйственные растения Определять принадлежность растений к классу Двудольные

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторных работ №16 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные», «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений», «Распознавание наиболее распространённых растений класса нижнекамского района»



34

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса однодольные


Комбинированный урок


Д.з. §52 - 53 (важнейшие злаковые культуры)

Признаки класса однодольные.
Значение растений основных семейств класса. Редкие и охраняемые растения семейства лилейные.
Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры.
Лекарственные и декоративные растения.
*Признаки строения растений семейства злаки и лилейные

Базисный уровень:
Распознавать растения семейств: лилейные, злаки; сельскохозяйственные растения Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений
Сравнивать семейства растений класса однодольных по заданным критериям
Определять принадлежность растений к классу Однодольные

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторных работ №17 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные», «Распознавание важнейших сельскохозяйственных однодольных растений». подбор заданий со свободным ответом



35

Обобщающий урок «Классификация растений»

Урок-игра








© 2010-2022