Конспект урока по биологии в 5 классе по теме «Лишайники»

"Ход урока " "Название урока "и его этапы " Основное содержание " "Виды деятельности учащихся " "Планируемые образовательные результаты   " "Предметные " "УУД: " Регулятивные,  Познавательные, Коммуникативные   " "Личностные " 1 " 2 " 3 " 4 " 5 " 6 " 1.Оргмомент " Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Включение  в  деловой  ритм. Мотивация к учебной деятельности " Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. " Учащиеся знакомятся со строением и ролью лишайников в жизни человека и природы. " Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха   " Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. " 2.Проверка знаний " Разнообразие, характерные признаки и распространение водорослей. Отличие низших растений от высших. " Фронтальная беседа, работа с информационным листом урока     Ответ учащегося у доски "   " П: анализируют, контролируют и оценивают ответы учащихся. К: рефлексия действий учеников. Р: пошаговый контроль по результату.               " Нравственно-этическое оценивание " 3. Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока. " Учитель выдвигает проблему, сообщает тему урока     " Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. " Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. " Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. Умение организовать выполнение заданий учителя. К: самостоятельная организация учебного  взаимодействия в группе и с учителем; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя " Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам " 4.Изучение нового материала " 1.  Формулирование темы урока, постановка цели. 2.Актуализация опорных знаний: грибница, слоевище, питание грибов и водорослей. 3.Лишайники- особая группа организмов, состоящая из гриба  и водорослей, находящихся в сложных взаимоотношениях.         4. Разнообразие лишайников и распространение их на планете.   5. Роль лишайников в природе. Охрана лишайников. " 1.Формулируют  тему урока, ставят цели. 2.Фронтальная беседа.   Диалоговое слушание.     3. Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы учителя. Электронное приложение к учебнику Биология 5-6 классы «Линия жизни». -«Просвещение», 2013, п.15 :Схема строения лишайников   4. Работа с гербарием лишайников, таблицами, рис.36, 37 учебника. Модуль ЭОР       5. Слушают рассказ учителя. Чтение и анализ отрывка из книги К.А.Тимирязева «Жизнь растений». Работа с географической картой. " Учащиеся узнают о лишайниках как симбиотических организмах " К:умение  структурировать,  воспринимать на слух; сравнивать, выявлять, анализировать, формулировать главное, делать вывод, устанавливать причинно- следственные связи П: извлекать информацию, сравнивать, подводить под понятие, строить логические рассуждения Р: целеполагание, умение корректировать, оценивать ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. " Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное мировоззрение. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. " 5 .Закрепление материала " Разнообразие, характерные признаки, местообитание лишайников. " Электронное приложение к учебнику Биология 5-6 классы «Линия жизни». -«Просвещение», 2013, п.15 :Выполните задание: распределите организмы по группам. Тренажер. Выполняют задания 1, 3, 6 в рабочей тетради с.52.   " Учащиеся закрепляют знания о  строении и роли лишайников в жизни человека и природы " П:  умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические рассуждения; умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение  навыков работы с оборудованием. К: умение участвовать в обсуждении содержания материала. Р: умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы,  умение осуществлять самоконтроль; принимать и сохранять учебную цель и задачу " Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. " 6.Контроль " Разнообразие, характерные признаки, местообитание лишайников. " Обсуждение вопроса «Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?» Электронное приложение к учебнику Биология 5-6 классы «Линия жизни». -«Просвещение», 2013, п.15 : Контроль. " Учащиеся проверяют знания о  роли лишайников в жизни человека и природы " П: умение анализировать, обсуждать, подводить под понятие, доказывать. К: умение строить рассуждения, использовать речь для регуляции своего действия. Р: Отрабатывать способ в целом, самопроверка, коррекция. " Нравственно-этическое оценивание " 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке " Привести учащихся к ситуации успеха.   Учитель предлагает вернуться к поставленным целям и выяснить, достигнуты ли они.    На столах перед учащимися лежат три кружка: -красный- азарт, интерес, радость победы, достижение цели; -жёлтый- спокойствие, неторопливость, достижение целей наполовину; -серый- скука, безразличие, недовольство собой, уроком.     Учитель просит оценить каждому свою деятельность, подняв соответствующий круг. " Учащиеся усаживаются поудобнее, расслабляются, слушают  спокойную музыку, оценивают свою работу на уроке, делают вывод. " Учащиеся закрепляют знания о  строении и роли лишайников в жизни человека и природы. Рефлексия своих действий. " К: умение выражать свои мысли.  П  : строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. ЦЕЛЬ: создать условия для осознания учащимися значимости своей деятельности на уроке, выражения своего отношения к уроку, своего ощущения успеха или неуспеха на данном занятии. " Самооценка на основе успешности    Адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности.  " 8. Домашнее задание " 1.Изучить п. 15. Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа. 2. Выполнить одно из заданий по выбору: 2, 4,5 к уроку 21 в рабочей тетради. " Записывают в дневник "   "   "  
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по биологии в 5 классе с учетом ФГОС

Тема урока: Лишайники

Цели урока:

А. Образовательные:

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов;

- показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.

Б. Развивающие:

- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.

- формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.

В. Воспитательные:

- вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оборудованию;

- воспитание толерантности;

- развивать наблюдательность, трудолюбие, аккуратность и дисциплинированность, товарищество и взаимопомощь, навыки контроля и самоконтроля.

Задачи урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии

Оборудование:

  • ПК,

  • мультимедиа,

  • таблицы,

  • гербарный материал,

  • информационные листы для работы учащихся на уроке,

  • книга К. А. Тимирязева "Жизнь растений",

  • географическая карта.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: программированного, проблемного, исследовательского и алгоритмизированного обучения ; комбинированные, групповая работа.

Используемый ИМК:

1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.

2.Электронное приложение к учебнику Биология 5-6 классы «Линия жизни». -«Просвещение», 2013.

3.Электронный атлас для школьника «Ботаника».- «Новый диск»,2004.

4.Уроки биологии «Кирилла и Мефодия»,6-7кл. - ООО «Кирилл и Мефодия»,2001.

5. vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.htm

6. Wikipedia.org- Википедия, свободная энциклопедия

7. school-collection.edu.ru-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

8. fcior.edu/ru/wps/portal/main-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.





Ход урока

Название урока

и его этапы

Основное содержание

Виды деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты


Предметные

УУД:

Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные


Личностные

1

2

3

4

5

6

1.Оргмомент

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.

Мотивация к учебной деятельности

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Учащиеся знакомятся со строением и ролью лишайников в жизни человека и природы.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2.Проверка знаний

Разнообразие, характерные признаки и распространение водорослей.

Отличие низших растений от высших.

Фронтальная беседа, работа с информационным листом урока

Ответ учащегося у доски


П: анализируют, контролируют и оценивают ответы учащихся.

К: рефлексия действий учеников.

Р: пошаговый контроль по результату.



Нравственно-этическое оценивание

3. Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока.

Учитель выдвигает проблему, сообщает тему урока

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. Умение организовать выполнение заданий учителя.

К: самостоятельная организация учебного взаимодействия в группе и с учителем; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

4.Изучение нового материала

1. Формулирование темы урока, постановка цели.

2.Актуализация опорных знаний: грибница, слоевище, питание грибов и водорослей.

3.Лишайники- особая группа организмов, состоящая из гриба и водорослей, находящихся в сложных взаимоотношениях.



4. Разнообразие лишайников и распространение их на планете.

5. Роль лишайников в природе. Охрана лишайников.

1.Формулируют тему урока, ставят цели.

2.Фронтальная беседа. Диалоговое слушание.

3. Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы учителя.

Электронное приложение к учебнику Биология 5-6 классы «Линия жизни». -«Просвещение», 2013, п.15 :Схема строения лишайников

4. Работа с гербарием лишайников, таблицами, рис.36, 37 учебника.

Модуль ЭОР

fcior.edu.ru/card/22745/lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizirovannoe.html

5. Слушают рассказ учителя.

Чтение и анализ отрывка из книги К.А.Тимирязева «Жизнь растений».

Работа с географической картой.

Учащиеся узнают о лишайниках как симбиотических организмах

К:умение структурировать, воспринимать на слух;

сравнивать, выявлять, анализировать, формулировать главное, делать вывод, устанавливать причинно- следственные связи

П: извлекать информацию,

сравнивать, подводить под понятие, строить логические рассуждения

Р: целеполагание, умение корректировать, оценивать

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное мировоззрение. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

5 .Закрепление материала

Разнообразие, характерные признаки, местообитание лишайников.

Электронное приложение к учебнику Биология 5-6 классы «Линия жизни». -«Просвещение», 2013, п.15 :Выполните задание: распределите организмы по группам. Тренажер.

Выполняют задания 1, 3, 6 в рабочей тетради с.52.

Учащиеся закрепляют знания о строении и роли лишайников в жизни человека и природы

П: умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические рассуждения; умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение навыков работы с оборудованием.

К: умение участвовать в обсуждении содержания материала.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы, умение осуществлять самоконтроль; принимать и сохранять учебную цель и задачу

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

6.Контроль

Разнообразие, характерные признаки, местообитание лишайников.

Обсуждение вопроса «Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?»

Электронное приложение к учебнику Биология 5-6 классы «Линия жизни». -«Просвещение», 2013, п.15 : Контроль.

Учащиеся проверяют знания о роли лишайников в жизни человека и природы

П: умение анализировать, обсуждать, подводить под понятие, доказывать.

К: умение строить рассуждения, использовать речь для регуляции своего действия.

Р: Отрабатывать способ в целом, самопроверка, коррекция.

Нравственно-этическое оценивание

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Привести учащихся к ситуации успеха.

Учитель предлагает вернуться к поставленным целям и выяснить, достигнуты ли они.

На столах перед учащимися лежат три кружка:

-красный- азарт, интерес, радость победы, достижение цели;

-жёлтый- спокойствие, неторопливость, достижение целей наполовину;

-серый- скука, безразличие, недовольство собой, уроком.

Учитель просит оценить каждому свою деятельность, подняв соответствующий круг.

Учащиеся усаживаются поудобнее, расслабляются, слушают спокойную музыку, оценивают свою работу на уроке, делают вывод.

Учащиеся закрепляют знания о строении и роли лишайников в жизни человека и природы.

Рефлексия своих действий.

К: умение выражать свои мысли.

П : строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ЦЕЛЬ: создать условия для осознания учащимися значимости своей деятельности на уроке, выражения своего отношения к уроку, своего ощущения успеха или неуспеха на данном занятии.

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности.

8. Домашнее задание

1.Изучить п. 15. Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.

2. Выполнить одно из заданий по выбору: 2, 4,5 к уроку 21 в рабочей тетради.

Записывают в дневник





10


© 2010-2022