Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

К программе по курсу «Биология. Бактерии, грибы, растения.» 5 кл.

В.В. Пасечник 35 ч. 1 ч/неделю

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобрнауи РФ от 17.12. 2010 года №1897;

  • Программыосновного общего образования по биологии. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецовопубликованной в сборнике рабочих программ по биологии 5-9 классы. Составитель .М.Пальдяева, М., «Дрофа» 2013 г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:

Глобальном:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

Метапредметном:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;

умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

Предметном:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);

соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;

классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека

различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;

сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

В 6-7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:
1) «Бактерии. Грибы. Растения» - 35 часов (5 класс);
2) «Многообразие покрытосеменных растений» - 35 часов (6 класс);
3) «Животные» - 70 часов (7 класс);
4) «Человек» - 70 часов (8 класс);
5) «Введение в общую биологию» - 70 часов (9 класс).

Всего за 5 лет обучения ( 5-9 классы) - 280часов

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

О многообразии живой природы

  • Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные

  • Основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение

  • Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

  • Экологические факторы

  • Основные среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, другой организм

  • Правила работы с микроскопом

  • Правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии

  • Строение клетки

  • Химический состав клетки

  • Основные процессы жизнедеятельности клетки

  • Характерные признаки различных растительных тканей

  • Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов

  • Роль бактерий и грибов в природе и жизни человека

  • Основные методы изучения растений

  • Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие

  • Особенности строения и жизнедеятельности лишайников

  • Роль растений в биосфере и жизни человека

  • Происхождение растений и основные этапы развития растительного мира

Учащиеся должны уметь:

  • Определять основные биологические понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка» и т.д.

  • Отличать живые организмы от неживых

  • Пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами, оборудованием

  • Характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы

  • Проводить фенологические наблюдения

  • Соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете

  • Готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

  • Распознавать различные виды тканей

  • Давать общую характеристику растений, их основных групп

  • Объяснять роль растений в биосфере, их происхождение и основные этапы развития

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять план текста

  • Владеть таким видом изложения текста, как повествование

  • Проводить наблюдения под руководством учителя

  • Оформлять отчет под руководством учителя

  • Получать биологическую информацию из различных источников

  • Определять отношения объекта с другими объектами

  • Определять существенные признаки объекта

  • Анализировать, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

  • Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради

  • Работать с текстом и иллюстрациями учебника, дидактическим материалом, рабочей тетрадью

  • Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

  • Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Личностные результаты обучения:

  • Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку

  • Знание правил поведения в природе

  • Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы

  • Умение реализовывать теоретические познания на практике

  • Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией

  • Воспитание в учащихся любви к природе

  • Признание права каждого на собственное мнение

  • Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы

  • Умение отстаивать свою точку зрения

  • Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия своих поступков



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Основная учебная литература для учащихся:

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

2. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа

3.Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 3304с. 6 ил.;

  2. Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;

  3. Биология. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1994. - с. 92-684;

  4. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. - М.: Мнемозина, 1998

  5. Большой справочник по биологии. - М.: Издательство АСТ, 2000

  6. .Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение

  1. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс предназначен для изучения , повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф»

  2. Трайтак Д.И. «Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники.» 6 кл. Пособие для учащихся. Издательство Мнемозина

  3. Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. - М.: Дрофа, 2012г.

10. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; - М.: Аванта +, 2001

11. livt.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"

12. floranimal.ru/
Портал о растениях и животных

13. plant.geoman.ru/
Занимательно о ботанике. Жизнь растений

Основная литература для учителя:

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

2.Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику В. В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа

3.Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.

4. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.

5. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

Дополнительная литература для учителя:

1. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.

2. Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Образовательный комплекс предназначен для изучения , повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит -материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф»

3. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.

4.Дмитриева Т.А., Симатихин С.В. Биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 7-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128.: 6 ил. - (Дидактические материалы);

5. Как проектировать универсальные учебные дейс­твия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.

6. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколе­ния // Биология в школе. - 2009. - №2.

7. Мухина, В. В. Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются" [Электронный ресурс] / В. В. Мухина. - Режим доступа: festival.1september.ru/index.php?numb_artic=415827

8.Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008.

9.Открытая биология. Версия 2.6. Физикон. Авт. Д. И. Мамонтов. Полный мультимедийный курс биологии.

10. Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школы, лицеев, гимназий, колледжей, студентов вузов. Версия 2.6. Физикон

11.Пономарёва И.Н., О, А. Корнилова, В. С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс. Методическое пособие для учителя. - М.; Вентана - Граф,2005;.

12.Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.

13. Природоведение 5 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон.

14. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

15. Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.;

16.Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. - М.: Дрофа, 2012г.

17.ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: standart.edu.ru/

18. lift.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"

19.floranimal.ru/
Портал о растениях и животных

20. plant.geoman.ru/
Занимательно о ботанике. Жизнь растений

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

  1. Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц

  2. Вещества растений. Клеточное строение 12 таб.

  3. Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц

  4. Растение - живой организм 4 таблицы

  5. Растения и окружающая среда 7 таблицы

  6. «Ботаника 1» (12 таблиц)

  7. Портреты ученых биологов

  8. Строение, размножение и разнообразие растений

  9. Схема строения клеток живых организмов

10. Уровни организации живой природы

11. Растения. Грибы. Лишайники

12. Комплект таблиц по биологии.

13. Комплект карточек « Среда обитания живых организмов»

14. Комплект карточек «Размножение растений, животных»

15. Комплект карточек « Строение клеток растений, животных»

16. Комплект карточек « Циклы развития паразитических червей»

17. Комплект карточек « Круговорот биогенных элементов»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии

  2. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник

  3. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

  4. Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)

  1. Биология. Неклеточные формы жизни. Бактерии. Электронное учебное изданиеБиология. Строение и жизнедеятельность организма растения. Электронное учебное издание.

  2. Биология. Строение высших и низших растений. Электронное учебное издание.

  3. Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов

  4. Фрагментарный видеофильм об охране природы в России Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи

  5. Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам

  6. Электронные пособия по биологии 10 шт

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

  1. Мультимедийный компьютер Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

2 Мультимедиа проектор

3.Экран (навесной)

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Комплект микропрепаратов «Ботаника»

  2. Минилаборатория

  3. Микроскоп световой БИОМ -2 - 5шт

  4. Микроскоп цифровой Альтами - 1 шт.

МОДЕЛИ

  1. Размножение различных групп растений (набор)

  2. Строение клеток растений и животных

  3. Набор моделей органов человека - 1 шт.

  4. Модель глаза.

  5. Модель сердца

  6. Модель почки.

Муляжи

  1. Плодовые тела шляпочных грибов

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

  1. Коллекция « Семена культурных растений»

  2. Коллекция «Голосеменные растения»

  3. Коллекция «Вредители садов»

  4. Коллекция «Вредители полей»

  5. Коллекция «Вредители лесов»

  6. Гербарий «Основные группы растений»

  7. Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

  8. Набор микропрепаратов по ботанике

10. Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники»

Живые объекты

  1. Комнатные растения

Основное содержание программы.

Биология.

Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(35 часа, 1 час в неделю)

Введение (6 часов)

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство микроскопа. Рассматривание препарата кожицы чешуи лука.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 4. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

Резервное время - 3 часа.

пояснение (5 класс)

Количество резервных часов

тема

причина

1

1

Клеточное строение организмов. Контрольная работа по теме: "Клеточное строение организмов"

Так как необходим контроль знаний

2

1

Царство Грибы. Контрольная работа по теме "Царство Грибы"

Так как необходим контроль знаний

3


1

Царство Растения. Контрольная работа по теме "Царство Растения"

Так как необходим контроль знаний












Тематическое планирование

5 класс. Бактерии.Грибы.Растения (34 часа, 1 час в неделю)


п/п

в

теме

Дата

проведения

Тема

Содержание

Вид деятельности ученика

УУД

Лабораторные работы

Домашнее задание

план

факт

Введение (6 часов)

1.

1

Биология - наука о живой природе

Биология как наука. Значение биологии

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

Регулятивные УУД: составлять план текста; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

Познавательные УУД: владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах


2.

2

Методы исследования в биологии

Практическая работа "Проведение фенологических наблюдений за изменениями происходящими в жизни растений осенью"

Методы познания в биологии: наблюдение,

эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Познавательные УУД: работать с различными источниками информации, осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат, делать выводы по результатам выполненой работы.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп.

3.

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Познавательные УУД: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, структурировать рабочий материал, делить текст на смысловые блоки и составлять план параграфа.

Регулятивные УУД: организовывать выполнение заданий,представлять результаты работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные УУД: работать в составе творческих групп, эффективно взаимодействовать со сверстниками

4.

4

Среды обитания живых организмов

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать и делать выводы на основе сравнения, составлять план параграфа, осуществлять подбор материала по заданной теме,

Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат, осуществлять рефлексию своей деятельности,

Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, работать в группах, вести диалог в доброжелательной и открытой форме.

5.

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника




Регулятивные УУД: составлять план текста; работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации,

Регулятивные УУД определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение, представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные УУД выступать перед аудиторией, грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы.


6.

6

Обобщающий урок по теме «Введение»

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Готовят отчет по экскурсии.

Познавательные УУД воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания по в устной и письменной форме, работать с тестами.

Регулятивные УУД организовывать выполнение заданий по определенному плану, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД работать в группах, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять интерес и уважение к собеседнику

Клеточное строение организмов (10 часов) + 1 час резерва

7.

1

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа №1

"Устройство микроскопа"

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Регулятивные УУД:-работая по плану сравнивать свои действия с целью, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их, организовывать выполнение заданий, предоставлять результаты работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, осуществлять рефлексию своей деятельности Познавательные УУД: оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; работать с текстом и иллюстрациями учебника, давать определения понятий, структурировать учебный материал, разделять текст на смысловые блоки, составлять план параграфа, воспроизводить информацию по памяти, работать с тестами. Коммуникативные УУД: уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах. уметь договариваться друг с другом, работать в составе творческих групп, эффективно взаимодействовать со сверстниками, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять интерес к собеседнику.

№1

8.

2

Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Пластиды. Хлоропласты Строение клеток кожицы чешуи лука

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Познавательные УУД: давать определения понятиям, сравнивать объекты и делать выводы по результатам сравнения

Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп

№2

9

3

Лабораторная работа № 2

"Рассматривание препарата кожицы чешуи лука"

Строение клеток кожицы чешуи лука

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Познавательные УУД: давать определения понятиям, сравнивать объекты и делать выводы по результатам сравнения

Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп

10

4

Пластиды

Лабораторная работа

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клеках

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клеках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Выделяют существенные признаки строение клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Познавательные УУД давать определения понятиям, структурировать учебный материал, делить текст на смысловые блоки и составлять план параграфа

Регулятивные УУД: организовывать выполнение заданий,представлять результаты работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные УУД: работать в составе творческих групп, эффективно взаимодействовать со сверстниками

11

5

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений


Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, структурировать рабочий материал, делить текст на смысловые блоки и составлять план параграфа.

Регулятивные УУД: организовывать выполнение заданий,представлять результаты работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные УУД: работать в составе творческих групп, эффективно взаимодействовать со сверстниками

12.

6

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

Лабораторная работа №3

"Приготовление препарата и рассматривание движения цитоплазмы в клетках элодеи"

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

Познавательные УУД давать описание процессов и явлений, осуществлять наблюдение и делать на их основе выводы

Регулятивные УУД выполнять работу пользуясь готовым планом, представлять результаты и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп

№3

13

7

Жизнедеятельность клетки: рост и развитие

Рост и развитие клеток.

Демонстрация: схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

Познавательные УУД: работать с различными источниками информации, осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат, делать выводы по результатам выполненой работы.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп.

14

8

Деление клетки

Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация: схемы и видеоматериалы о делении клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

Познавательные УУД давать определения понятиям, структурировать учебный материал, делить текст на смысловые блоки и составлять план параграфа

Регулятивные УУД: организовывать выполнение заданий,представлять результаты работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные УУД: работать в составе творческих групп, эффективно взаимодействовать со сверстниками

15.

9

Ткани

Лабораторная работа №4

"Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей"

Ткань.

Демонстрация: микропрепараты различных растительных тканей

. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Регулятивные УУД: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Познавательные УУД: выполнять лабораторные работы под руководством учителя;сравнивать представителей разных групп организмов, делать выводы на основе сравнения; - оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах, уметь договариваться друг с другом

.

16.

10

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом



Познавательные УУД воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания по в устной и письменной форме, работать с тестами.

Регулятивные УУД организовывать выполнение заданий по определенному плану, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД работать в группах, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять интерес и уважение к собеседнику

17

11

Контрольная работа по теме: "Клеточное строение организмов"


Царство Бактерии (2 часа)

18

1

Анализ контрольной работы. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий

Познавательные УУД: работать с различными источниками информации, осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат, делать выводы по результатам выполненой работы.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп

19.

2

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Познавательные УУД давать определения понятиям, сравнивать объекты и делать выводы по результатам сравнения, готовить сообщения и презентации,

Регулятивные УУД анализировать результаты своей работы на уроке

Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их

Царство Грибы (5 часов) + 1 час резерва

20.

1

Грибы, их общая характеристика строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Регулятивные УУД: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Познавательные УУД: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах уметь договариваться друг с другом

№5

21

2

Шляпочные грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

22.

3

Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №5

Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей

Плесневые грибы и дрожжи.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Познавательные УУД работать с натуральными объектами и приборами, осуществлять элементарные научные исследования.

Познавательные УУД: организовывать выполнения задания учителя по готовому плану, представлять результаты работы, оценивать качество выполнения работы.

Коммуникативные УУД: работать в группах, осущ. эффективное взаимодействие со сверстниками


23

4



Грибы-паразиты

Грибы-паразиты.

Роль грибов-паразитов

в природе и жизни человека


Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека




Познавательные УУД давать определения понятиям, сравнивать объекты и делать выводы по результатам сравнения, готовить сообщения и презентации,

Регулятивные УУД анализировать результаты своей работы на уроке

Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их



24

5

Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» (Повторение)

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

Познавательные УУД: воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания в устной и письменной форме, работать с тестами.

Регулятивные УУД: организовывать выполнение задания по готовому плану, осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Коммуникативные УУД: работать в группах, вести диалог в доброжелательной и открытой формах, проявлять интерес и уважение к собеседнику.

25

6

Контрольная работа по теме "Царство Грибы"


Царство Растения (9 часов)+ 1 час резерва

26.

1

Анализ контрольной работы.

Ботаника - наука о растениях

Разнообразие растений, значение растений в жизни человека. Растения в биосфере.

Демонстрация: Гербарные экземпляры растений, таблицы, видеоматериалы.

Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. готовят сообщение «Роль растений в природе»

Познавательные УУД: давать определения понятиям, сравнивать объекты и делать выводы по результатам сравнения

Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп

27.

2

Водоросли. Их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №7

Строение зеленых одноклеточных водорослей

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя

представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Познавательные УУД работать с натуральными объектами и приборами, осуществлять элементарные научные исследования.

Познавательные УУД: организовывать выполнения задания учителя по готовому плану, представлять результаты работы, оценивать качество выполнения работы.

Коммуникативные УУД: работать в группах, осущ. эффективное взаимодействие со сверстниками

№7

28

3

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

Роль зеленых и бурых, красных водорослей в природе и жизни человека

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Познавательные УУД: работать с различными источниками информации, осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат, делать выводы по результатам выполненой работы.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп

29.

4

Лишайнии

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Регулятивные УУД: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Познавательные УУД: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах уметь договариваться друг с другом

30

5

Мхи, плауны, хвощи, папоротники Лабораторные работы№8

Строение мха Лабораторные работы №9

Изучение строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах

Выполняют лабораторную работу

№8, 9

31

6

Голосеменные растения Лабораторная работа №10 "Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений"

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Выделяют существенные признаков голосеменных растений.

Познавательные УУД работать с натуральными объектами и приборами, осуществлять элементарные научные исследования.

Познавательные УУД: организовывать выполнения задания учителя по готовому плану, представлять результаты работы, оценивать качество выполнения работы.

Коммуникативные УУД: работать в группах, осущ. эффективное взаимодействие со сверстниками

32

7

Покрытосеменные растения или Цветковые

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Познавательные УУД: работать с различными источниками информации, осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат, делать выводы по результатам выполненой работы.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп

33

8

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Познавательные УУД: давать определения понятиям, сравнивать объекты и делать выводы по результатам сравнения

Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп

34

9

Контрольная работа по теме "Царство Растения"


35

10

Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по теме «Царство Растения» (Повторение)

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов всей темы

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

Познавательные УУД: воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания в устной и письменной форме, работать с тестами.

Регулятивные УУД: организовывать выполнение задания по готовому плану, осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Коммуникативные УУД: работать в группах, вести диалог в доброжелательной и открытой формах, проявлять интерес и уважение к собеседнику.

Утверждаю Согласованно Рассмотрено

Директор БОУ г Омска"СОШ №87" Зам. дир. по УВР Метод совет. Протокол №_______

_______________М.В. Коваленко ______________ В.В. Филипова _______________М.Б. Обидина



тематическое планирование

Учитель: Н.А. Шундеева

Предмет; биология

Класс: 8 "а"

количество часов (всего) 35, в неделю - 1 час

Рабочая программа составлена на основе: Программа общеобразовательных учреждений, биология 5-9 класс

Москва, "Дрофа", 2015 год. Автор В.В. Пасечник.

учебник: Общая биология 8 класс / А.А. Каменский., Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - Москва : Дрофа, 2015.


Контрольные работы:


Практические работы:












© 2010-2022