Рабочая программа учебного курса по биологии Зеленая лаборатория

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аннинская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»


Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО

Председатель ШМО

______________________________________

подпись ФИО

протокол №1 от 27.08.2015г

Рассмотрена и рекомендована к использованию НМС при РИМК

Председатель НМС

______________________С.Б.Хабарова

протокол №____ от _________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

_______________________________________

подпись ФИО

___________________

дата

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

________________________Н.О.Корнилова

приказ №____от _________________



Рабочая программа

учебного курса

«Зеленая лаборатория»

(название курса)

для 6 «А», «Б» классов


Составитель: учитель биологии

Бахтеева Елена Анатольевна











п.г.т.Анна

2015г.


Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 08.04.2015г. №1/15) с учётом:

  • Образовательной программы основного общего образования МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП».

  • Авторская программа по предмету под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты.

Задачи курса:

  • Познакомить учащихся со строением растений и основными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);

  • Формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • Развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;

  • Формирование бережного отношения к растительному миру.

На биологию в 6 классе выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому введен учебный курс «Зеленая лаборатория».

Предлагаемый учебный курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Учебный курс по биологии в шестом классе «Зеленая лаборатория» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них.

Формы организации образовательного процесса.

Лабораторные работы, творческие мастерские; мини-конференция с презентациями. При активном внедрении проектного метода, вариативности использования ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Изучение данного курса формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

При изучении данного курса предусмотрены лабораторные работы:

  • Лабораторная работа №1 «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом»

  • Лабораторная работа №2 «Химический состав растений»

  • Лабораторная работа №3 «Исследование процесса испарения воды листьями»

  • Лабораторная работа .№4»Дыхание растений»

Для оценивания учебных достижений обучающихся используется безотметочная система - система «зачет-незачет». Оценивание обучающихся проводится по четвертям.

Учебный курс завершается проведением зачета.

Учебный курс считается зачтенным, если обучающийся посетил не менее 50% занятий по этому курсу и предоставил презентационную работу, реферат или творческую работу в качестве итогового зачета.

Общая характеристика курса.

Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала «Биология. 6 класс». На уроках биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5-6 классах достаточно велико, поэтому введение курса «Зеленая лаборатория» в 6 классе будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Учебный курс «Зеленая лаборатория» направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.

Место учебного курса в учебном плане.

Учебный курс «Зеленая лаборатория» - это часть, формируемая участниками образовательных отношений.

В соответствии с учебным планом школы на данный курс отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли ученых-биологов различных направлений биологических специальностей. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью проведения различных опытов ученики отвечают на вопросы, приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но и описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.



Личностные, метапредметные результаты курса.

При освоении данного курса учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  • Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.

  • Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, троить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

  • Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).
- Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
- Различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
- Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
- Выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей.
- Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
- Знание основных правил поведения в природе.
- Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3.В сфере трудовой деятельности:
- Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
- Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности: Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5В эстетической сфере:
- Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание курса (10 часов)

Введение 1 час. Знакомство с лабораторным оборудованием, выбор темы проекта.

Как живет растение 9 часов.

Проводят опыты доказывающие, что плесень-это грибы.

Создают модель клетки. Устанавливать основные части клетки. Доказывают при помощи опытов наличие в клетке белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей. Доказывают на основании процесса испарения воды листьями, что это свойства живого. При помощи опытов выявляют потребность растения в воздухе, дыхании, все ли части растения участвуют в дыхании, доказывают, что процесс фотосинтеза происходит во всех растениях.

Лабораторная работа №1 «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом»

Лабораторная работа №2 «Химический состав растений»

Лабораторная работа №3 «Исследование процесса испарения воды листьями»

Л.р.№4»Дыхание растений»

Опыт №1 «Как дышат растения»

Опыт №2 «Во всех ли листьях происходит фотосинтез?»

Опыт №3 «Происходит ли фотосинтез в темноте?»

Заключение 1 час . Защита проекта.









Тематическое планирование учебного материала на 10 часов.


Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Введение

1

Выбор темы проекта

Как живет растение (9ч)

Почувствуй себя микологом

1

Проводить опыт, доказывающий что плесень - это грибы. Изготавливать микропрепарат.

Почувствуй себя цитологом

1

Создать модель клетки. Устанавливать основные части клетки.

Почувствуй себя биохимиком

1

Опыты, письменный отчет

Почувствуй себя физиологом

1

Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Доказывать на основании процесса испарения воды листьями, что это свойства живого.

Может ли растение дышать?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Как дышат растения?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Во всех ли листьях происходит фотосинтез?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Происходит ли фотосинтез в темноте?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Защита проектов

1

Защищают мини- проекты

Тематическое планирование учебного материала на 9 часов.


Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Введение

1

Выбор темы проекта

Как живет растение (8ч)

Почувствуй себя микологом

1

Проводить опыт, доказывающий что плесень - это грибы. Изготавливать микропрепарат.

Почувствуй себя цитологом

1

Создать модель клетки. Устанавливать основные части клетки.

Почувствуй себя биохимиком

1

Опыты, письменный отчет

Почувствуй себя физиологом

1

Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Доказывать на основании процесса испарения воды листьями, что это свойства живого.

Может ли растение дышать?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Как дышат растения?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Во всех ли листьях происходит фотосинтез?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Защита проектов

1

Защищают мини- проекты









Тематическое планирование учебного материала на 8 часов.

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Введение

1

Выбор темы проекта

Как живет растение (7ч)

Почувствуй себя микологом

1

Проводить опыт, доказывающий что плесень - это грибы. Изготавливать микропрепарат.

Почувствуй себя цитологом

1

Создать модель клетки. Устанавливать основные части клетки.

Почувствуй себя физиологом

1

Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Доказывать на основании процесса испарения воды листьями, что это свойства живого.

Может ли растение дышать?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Как дышат растения?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Во всех ли листьях происходит фотосинтез?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Защита проектов

1

Защищают мини- проекты

Тематическое планирование учебного материала на 7 часов.

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Введение

1

Выбор темы проекта

Как живет растение (7ч)

Почувствуй себя микологом

1

Проводить опыт, доказывающий что плесень - это грибы. Изготавливать микропрепарат.

Почувствуй себя цитологом

1

Создать модель клетки. Устанавливать основные части клетки.

Почувствуй себя физиологом

1

Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Доказывать на основании процесса испарения воды листьями, что это свойства живого.

Может ли растение дышать?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Во всех ли листьях происходит фотосинтез?

1

Выполняют опыт, составляют отчет

Защита проектов

1

Защищают мини- проекты















Учебно-методическое обеспечение.

Дополнительная литература.

  1. Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012

  2. Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В.
    Издание: Академия: 2012

  3. Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание: ГЭОТАР-Медиа: 2013

  4. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание: Академия: 2012







Материально-техническое обеспечение.

Наглядные пособия.

  1. Прибор для наблюдения дыхательного процесса у растений - 3 шт.

Технические средства обучения.

  • Компьютер,

  • интерактивна доска,

  • телевизор,

  • фотоаппарат

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Лоток - 5 шт.

Микроскоп

Лабораторные стаканы разного объема

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

Лупа ручная






Планируемые результаты изучения учебного курса.

«Обучающийся научится»

  • Распознавать и описывать органы цветкового растения;

  • описывать процессы, протекающие в растительном организме;

«Обучающийся получит возможность научиться»

  • Работать с различными типами справочных изданий, готовить презентации;

  • Проводить наблюдения за растениями;

  • Составлять план простейшего исследования;

  • Описывать полученные результаты опытов и давать им оценку;







© 2010-2022