• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленном с полом» (9 класс)

Конспект урока по биологии «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленном с полом» (9 класс)

По учебнику: Мамонтов С.Г. Общая биология: Учебник для средних специальных учебных заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров., стер.- М.: Высш. шк.; 2010 г.    Актуализация знаний -фронтальный опрос Изучение нового материала 1)проблемный вопрос                                                                        2)Работы Т.Моргана по определению пола.                                                                          3) Наследование признаков, сцепленных с                                    ...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Калининская СОШ

Составитель: учитель биологии Тюрина Елена Михайловна

Конспект урока Биологии 9 класс

Тема урока: «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленном с полом»

Тип урока: комбинированный

Цель: Сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом

наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.

Задачи:

Образовательные: 1. Познакомить учащихся с генетикой пола.

2. расширить знания учащихся о наследственности и изменчивости признаков.

Развивающие: 1. Продолжить закрепление навыков решения генетических задач.

2. Развивать у учащихся такие личностные качества как, сосредоточенность, наблюдательность.

Воспитательные: 1. Сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.

2. Воспитывать у учащихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, умение

слушать и уважать мнение товарищей.

Методы обучения: Фронтальный опрос, рассказ, элементы проблемной ситуации, решение генетиче-

ских задач.

Оборудование: Доска, учебник, текст задач.

Литература: 1. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учебник для средних специальных учебных заведений/

С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров., стер.- М.: Высш. шк.; 2010 г.

План урока.

I Организационный этап. (2 мин.)

II Актуализация знаний учащихся.(5 мин.)

Фронтальный опрос(работа с терминами).

III Изучение нового материала.(24-30 мин)

1 Проблемный вопрос.

2 Работы Т. Моргана по определению пола. Понятия : «Кариотип», «аутосомы», «половые хромосомы».

3 Наследование признаков, сцепленных с полом. молекулярные и хромосомные болезни.

IV Закрепление изученного материала.(7- 12 мин.)

V Домашнее задание. (1-2 мин)

Ход урока.

I Организационный этап.

Взаимное приветствие учеников и учителя. Фиксация отсутствующих и проверка готовности учащихся к уроку.

этап

работа учителя

работа учеников

IIАктуали-

зация знаний.

фронтальный опрос класса

1)Аллельные гены

2)гетерозиготность

3)гомологичные хромосомы

4)доминантность

5)генотип

6)диплоидность

7)рецессивность

5)фенотип

1)гены, расположенные в одних и тех же точках гомологичных хромосом.

2)состояние гибридного генетического набора, при котором гомологич-ные хромосомы содержат различные аллели.

3)хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковый набор аллельных генов.

4)преимущественное появление в фенотипе одного из двух парных генетических признаков в противоположность рецессивному признаку.

5)совокупность генов в генетическом наборе у данного вида.

6)наличие четного числа хромосом в клетках, при котором каждой хромосоме соответствует ее гомолог.

7)отсутствие проявляе-мости данного аллеля в паре с доминантным аллелем.

8)совокупность свойств и признаков организма, которые являются резуль-татами взаимодействия генотипа особи и окружающей среды.

III изучение нового материала.

1 Проблемный вопрос.

Ученые заметили, что в мире рождение девочек и мальчиков приближено к соотношению 1:1. Почему так происходит? Почему некоторые болезни женщины передают своим сыновьям, а дочери этими болезнями не болеют?

2 Работы Т.Моргана по определению пола. Понятия «кариотип», «аутосомы», «половые хромосомы».

С 1911 г. Томас Морган и его соратники начали публиковать серию работ, которых экспериментально, на основе опытов с дрозофилами, и была сформулирована в основных чертах хромосомная теория наследственности, подтвердившая и подкрепившая законы, открытые Менделем.

Особенно четким примером метода установления зависимости между фенотипическими признаками организмов и строении их хромосом служит определение пола. У дрозофил фенотипические различия между двумя полами явно связано с различиями в хромосомах.

Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов - аутосомы

Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют половыми хромосомами.

Общее число, размер и форма хромосом - кариотип.

У человека 23 пары гомологичных хромосом, из них 22 пары аутосомы, последняя пара- половые хромосомы.

О XX OXY

Такие различия по половым хромосомам характерны для большинства животных, например у птиц и бабочек наблюдается обратная картина: у самца ХХ, у самок ХУ. У некоторых насекомых(прямокрылых) Y-хромосомы нет совсем, так что самец имеет генотип ХО.

Если в зиготу попадают две Х-хромосомы, то рождается девочка. Мальчик же родится, если от мамы придет Х-хромосома, а от папы Y-хромосома.

3. Наследование признаков, сцепленных с полом. Молекулярные и хромосомные болезни.

Гены, находящиеся в половых хромосомах, сцепленные с полом. Так как Х-хромосома больше чем Y-хромосома, в Х- хромосоме содержится больше генетической информа-ции, поэтому в Х-хромосоме имеется участок, для которого в Y-хромосоме нет гомолога. Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны.

Например, заболевание гемофилия (сцепленный с полом рецессивный признак, при котором нарушается образование фактора VII, ускоряющего свертывание крови). Пример в родословной королевы Виктории.

Рассмотрим для примера такую задачу: В брак вступила здоровая женщина, но носитель гена гемофилии, и здоровый мужчина. Какие у них родятся дети?

Рассмотрим возможные варианты наследования гена гемофилии.

генотип

фенотип

ХH ХH

здоровая женщина

ХH Хh

зд. женщина (носитель)

XH Y

здоровый мужчина

Xh Y

мужчина больной гемофилией

Xh Xh

женщина больная гемофилией (летален)

Р: О ХH Хh х О ХH Y

G: ХH Хh ↓ ХH Y

F1: ХH ХH ХH Хh ХH Y ХhY

зд.д. д.н. зд.м. бол.м.

Кроме генетических заболеваний существуют и хромосомные, связанные с изменением числа хромосом.

Синдром Дауна. Возникает из-за того, что в 21 хромосомной паре не 2 гомологичные хромосомы , а три- трисомия.

обсуждают проблемные вопросы, предлагают возможные гипотезы.


внимательно слушают и записывают основные элементы рассказа.



записывают определения в тетрадь.


записывают в тетрадь основные понятия с примерами.





внимательно слушают.



по рисунку в учебнике изучают родословную Королевы Виктории, делая выводы о том, что гемофилией болеют в основном мужчины.

записывают задачу и ее условия. Вместе с учителем решают и записывают решение в тетрадь.




записывают в тетрадь пример хромосомных заболеваний.


IV Закрепле-ние изученного материала.

1.Решим задачу: Скрестили черную кошку и рыжего кота, какие у них будут котята?

В- черный цвет

b- рыжий цвет

Bb- черепаховый цвет

2. Найдите соответствия.

кариотип

пара различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки

половые хромосомы

одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов

аутосомы

общее число, размер и форма хромосом

гетерогамет-ный пол

XX

гомогамет-ный пол

XY

таблица написана на доске.

у доски решает один из учеников. остальные решают в тетради.

P: O X B XB x O Xb Y

G: XB ↓ Xb Y

F: XB Xb XB Y

черепах.кошка черн. кот

ученики по одному выходят и ставят стрелки соответствия в таблице.

V домашнее задание

§39- 40 учить.

задача: В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук дальтоник?

записывают домашнее задание в дневник. задачу в тетрадь.

© 2010-2022