- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса Микробиология
Программа элективного курса Микробиология
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернецкая И.Г. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования Администрации мо г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено»
протокол № 1 от 28.08.2014 г.
заседания НМС
«Согласовано»
29.08.2014 г.
«Утверждено»
приказ № 303-о от 29 августа 2014 г.
Председатель НМС
Зам.директора по УВР
Директор школы
Алдакаева Н.Г.
______________Костюкевич Е.Ф.
Ямполец Н.И.
_______________
_______________
Рабочая программа по микробиологии
Учитель: Чернецкая Ирина Георгиевна
Ступень: III
Класс: 11
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе: Микробиология: методическое пособие для 10-11 классов/ А.И. Нетрусов, И.Б. Котова.-М: Бином. Лаборатория знаний, 2013
Учебник: Микробиология: практикум для 10-11 классов А.И. нетрусов, И.Б. Котова - М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013
Салехард 2014
Пояснительная записка
1.Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-ФЗ
-
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 (ред. от 01.02.2012 г.) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»
-
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.200г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени образования
-
Письмо МО РФ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003г. № 14-51-277/13
-
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012)"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
-
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»
-
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО
-
Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 500 от 11.05.2006 г. " Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)
-
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»
2.Цели изучения курса
Цель изучения курса-
Приобщить обучающихся к началам экспериментальной микробиологии, научить простым приемам работы с безвредными для человека микроорганизмами, обитающими в воде, почве, воздухе.
Формировать у учащихся представление о микроорганизмах, основных задачах медицинской микробиологии.
Соориентировать обучающихся в мире микроорганизмов и помочь определиться с выбором будущей профессии.
3. Особенности в содержании и структуре предмета
Главная идея Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира - растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная биотехнология, ветеринария и фитосанитария - развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.
В то же время весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Выше изложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу биологического образования.
Этот курс создан в связи с уменьшением количества часов на изучение различных царств живой природы в школьной программе. Появилась возможность повторить и углубить знания ученикам 10-11 классов по микробиологии, а также сформировать практические навыки работы с микроскопом, развить исследовательские умения обучающихся, познакомиться с предметом генной и клеточной инженерии, вирусологии, клонирование. При изложении материала большое внимание уделяется микробиологии, её связи с другими науками, новейшим методам, важным открытиям в области микробиологии и генетики, получению организмов с измененными свойствами.
4. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.
Рабочая программа составлена на основе Методического пособия для 10-11 классов - Микробиология, авторы Нетрусов А.И., И.Б. Котова. Программа раскрывает основные разделы общей микробиологии, изучая которые учащиеся знакомятся с обширным и разнообразным миром микроорганизмов, особенностями строения микробных клеток, их физиологией, современным состоянием систематики прокариот, их распространением на Земле, участии в глобальных природных процессах, ролью в жизни и хозяйственной деятельности человека.
5. Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования.
Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества, и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя продвигается к поставленной цели. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Программа позволяет учитывать различный уровень подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
6. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.
Весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу биологического образования. В УМК приведены современные сведения о систематике прокариот, их строении, регуляции метаболизма, освещены вопросы наследственности, изменчивости, экологии микроорганизмов, определения их численности и изучения активности в природе. Представлены методы отбора проб почвы, воды, воздуха, биологических образцов, затронуты проблемы загрязнения природных экосистем и возможности самоочищения, рассмотрена роль микроорганизмов в эволюции биосферы, даны рекомендации по их практическому применению. Элективный курс включает практические работы по микробиологии и предназначен для учащихся 11 классов, увлекающихся биологией и химией. Помимо общей биологии микроорганизмов, значительная часть работ посвящена прикладным областям, таким как медицинская микробиология и применение микроорганизмов в практической деятельности человека. Практикум поможет учащимся сориентироваться в многообразии микроорганизмов и определиться с выбором будущей профессии.
7. Межпредметные связи.
Данная программа обеспечивает прочную связь материала 11 класса с материалом 5 -9 классов. Предусмотрена межпредметная связь: биология - литература - география - история - физика - химия.
8. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Элективный курс рассчитан на учащихся 11 класса биолого-географического профиля. Занятия проводятся по 1ч в неделю, в течение года (34 часа)
9. Содержание учебного предмета, курса.
1. Основные приемы работы с микроорганизмами. Введение в микробиологию. Техника безопасности при работе с микроорганизмами. Микроскопические методы изучения морфологии микроорганизмов. Приготовление разных видов микроскопических микропрепаратов. Приготовление питательной среды и выращивание на ней микроорганизмов. Выделение микроорганизмов из естественных субстратов. Влияние стерилизации и пастерилизации на качество молока
Лабораторные работы: «Приготовление мясо-пептонного бульона», «Выделение микроорганизмов из естественных субстратов», «Обнаружение бактерий в продуктах питания (на примере молока)».
2. Изучение метаболизма микроорганизмов. Выделение углекислого газа дрожжами. Рост микроорганизмов в прикрепленном состоянии. Образование биопленок. Бактериальная флоуресценция.
Лабораторные работы: Выделение углекислого газа дрожжами. «Образование биопленок». Биосфера в банке (колонка Виноградского) «Флоуресценция псевдомонад в зависимости от присутствия железа в среде»
3. Микроорганизмы и здоровье человека. Значение личной гигиены. Польза от мытья рук. Распространение микробов при чихании. Передача инфекции контактным путем (дрожжевая модель). Определение возможного источника заражения и действие на него дезинфеканта. Дезинфекция кожи спиртом. Изучение постулатов Коха в модельной системе (на моркови)
Лабораторные работы: «Распространение микробов при чихании», «Приготовление «больных» кусочков моркови». Образование микроорганизмами антибиотиками.
4. Микроорганизмы в практической деятельности человека. Биоразрушение. Микробная порча продуктов (на примере различных сортов хлеба). Действие пряностей на микроорганизмы.
Лабораторные работы: «Наблюдение за разрушением органического и неорганического материала». «Выращивание плесени на разных сортах хлеба». Действие пряностей на микроорганизмы
3.Учебно-тематический план (БУП 2004)
№
Раздел (глава, модуль)
Примерное
кол-во часов
1
Основные приемы работы с микроорганизмами.
9
2
Изучение метаболизма микроорганизмов.
7
3
Микроорганизмы и здоровье человека. Значение личной гигиены.
10
4
Микроорганизмы в практической деятельности человека.
8
Общее количество часов:
34 часа
Количество часов, распределено исходя из расчёта 1 час в неделю в течение всего учебного года.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
-
Владеть определениями основных понятий и терминологией по микробиологии организмов;
-
Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.
-
Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.
-
Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты
-
для микроскопических исследований;
-
Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.
Уметь
-
Измерять объемы, готовить различные растворы и проводить серийные разведения
-
Готовить лабораторные питательные среды
-
Работать с лабораторным оборудованием, инструментами.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
№ урока в четверти
Тема раздела, количество часов
Тема урока
Содержание урока
Тип урока
Виды контроля
Дата
Корректировка
I четверть
1
1
1. Основные приемы работы с микроорганизмами
Введение в микробиологию. Техника безопасности при работе с микроорганизмами.
Основные свойства микроорганизмов. Правила безопасной работы с микроорганизмами
Урок систематизации знаний.
Фронтальный опрос
2
2
Микроскопические методы изучения морфологии микроорганизмов. Приготовление разных видов микроскопических микропрепаратов.
Размеры микроорганизмов. Морфология представителей мира микробов. Увеличительная техника. Лабораторное оборудование.
Урок систематизации знаний.
Тест
3
3
Приготовление питательной среды и выращивание на ней микроорганизмов.
Основные среды для накопления биомассы микроорганизмов, способы их приготовления, фасовка и стерилизация.
Урок систематизации знаний.
Тест
4
4
Приготовление питательной среды и выращивание на ней микроорганизмов. л/р №1«Приготовление мясо-пептонного бульона»
Автоклавирование. Стерилизация. Тиндализация. Пастеризация. Дезинфекция. Утилизация материала.
Урок формирования новых знаний.
Мозговой штурм
5
5
Выделение микроорганизмов из естественных субстратов.
Принципы выделения дрожжей и плесневых грибов из естественных субстратов. Колонии дрожжей, плесневых грибов.
Проблемная дискуссия.
Проект
6
6
Лабораторная работа №2 «Выделение микроорганизмов из естественных субстратов»
Сусло агар-агар. Посев дрожжей. Посев плесневых грибов.
Практикум.
Проект
7
7
Влияние стерилизации и пастерилизации на качество молока
Присутствие бактерий в свежей пище. Действие температуры на рост и выживаемость бактерий. Различия пастеризации и стерилизации.
Урок формирования новых знаний.
тест
8
8
Лабораторная работа №3 «Обнаружение бактерий в продуктах питания (на примере молока)»
Исследование проб молока на наличие бактерий (пастеризованное молоко, стерилизованное молоко).
Урок формирования новых знаний.
Проблемно-практическая дискуссия.
тест
9
9
Обобщение знаний по разделу «Основные приемы работы с микроорганизмами»
Проблемная дискуссия. Тест
Урок формирования новых знаний.
тест
II четверть
Л/р
10
1
2. Изучение метаболизма микроорганизмов
Выделение углекислого газа дрожжами.
Действие различных концентраций сахара на скорость дыхания и брожения дрожжей.
Урок формирования новых знаний.
дискуссия
11
2
Лабораторная работа №4
Выделение углекислого газа дрожжами.
Приготовление растворов сахара. Суспензии дрожжей. Влияние концентрации сахара в среде на образование углекислого газа дрожжами.
Проблемно -практическая дискуссия.
Л/Р
12
3
Рост микроорганизмов в прикрепленном состоянии. Образование биопленок.
Примеры образования биопленок. Прикрепительная способность микроорганизмов. Примеры биопленок на водных поверхностях. Способы борьбы с подводными биопленками.
Проблемно -практическая дискуссия.
тест
13
4
Лабораторная работа №5
«Образование биопленок»
Скорость обрастания подводных предметов биопленкой. Диаграмма обрастания.
Практикум
тест
14
5
Лабораторная работа №6
Биосфера в банке (колонка Виноградского)
Модель естественного местообитания. Факторы, действующие на микроорганизмы в природных условиях
Проект
15
6
Бактериальная флоуресценция.
Явления флоуресценции у бактерий, действие железа на этот феномен
Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.
Тест
16
7
Лабораторная работа №7
«Флоуресценция псевдомонад в зависимости от присутствия железа в среде»
Обнаружение флоуресценции. Сидерофор. Приготовление сред.
Практикум
Л/Р
III четверть
Проверочная работа
17
1
3. Микроорганизмы и здоровье человека. Значение личной гигиены.
Польза от мытья рук.
Система оценки чистоты рук. Наблюдения за мытьем рук, статистические данные. Профилактика инфекционных заболеваний.
Урок контроля и коррекции знаний.
Контрольная работа в форме ЕГЭ
18
2
Распространение микробов при чихании.
Распространение микробов по воздуху. Распространение инфекционных заболеваний воздушно-капельным путем
Урок формирование новых знаний и умений.
19
3
Лабораторная работа №8 «Распространение микробов при чихании»
Рост дрожжей при распылении суспензии «без перчатки».
Рост дрожжей при распылении суспензии «с перчаткой».
Урок систематизации знаний
20
4
Передача инфекции контактным путем (дрожжевая модель)
Источники микробов. «Микробонесущие организмы».
Распространение инфекций при рукопожатии, прикосновении к дверным ручкам. Препятствие распространению инфекций.
Урок систематизации знаний.
Тест
21
5
Определение возможного источника заражения и действие на него дезинфеканта
Источник заражения. Рост микроорганизмов.
Пути обнаружения источников заражения. Профилактика заболеваний. Влияние отбеливателя на микроорганизмы.
Урок формирование новых знаний и умений.
Тест
22
6
Дезинфекция кожи спиртом.
Действие этанола на микроорганизмы. Разные типы концентраций спирта. дезинфицирующие растворы для стерилизации поверхностей в домашних условиях
Урок формирование новых знаний и умений.
Фронтальный опрос
23
7
Изучение постулатов Коха в модельной системе (на моркови)
Правила доказательства бактериального происхождения инфекционной болезни. Развитие бактериальной болезни растений. Патогенные микроорганизмы.
Урок формирование новых знаний и умений.
Тест
24
8
Лабораторная работа №9 «Приготовление «больных» кусочков моркови»
Инкубация зараженной моркови при комнатной температуре. Отличия «больной» и «здоровой» моркови. Признаки «больной моркови». «Мягкая гниль».
Проблемно-лабораторный урок.
Л/Р
25
9
Образование микроорганизмами антибиотиками.
Способность некоторых микроорганизмов подавлять рост других бактерий.
Урок формирование новых знаний и умений.
Тест
26
10
Повторение и обобщение знаний. Проект «Пенициллин и стрептомицин»
Отличия антибиотиков. Устойчивость микроорганизмов к антибиотикам. Пути преодоления эффекта привыкания микроорганизмов к уже имеющимся антибиотикам.
Урок формирование новых знаний и умений.
Тест
IV четверть
27
1
4. Микроорганизмы в практической деятельности человека
Биоразрушение
Круговорот веществ. Два типа разрушения - физическое и химическое. Разложение мусора. Гидролитики. Биоразрушаемые и бионеразрушаемые материалы.
Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.
Тест
28
2
Лабораторная работа № 10
«Наблюдение за разрушением органического и неорганического материала»
Описание опыта. Значение химического разрушения, круговорота неорганических веществ.
Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.
Тест
29
3
Микробная порча продуктов (на примере различных сортов хлеба)
Какие микроорганизмы образуют плесень. Пути попадания плесени на пищевые продукты. Микробы-эукариоты.
Урок формирование новых знаний и умений.
Фронтальный опрос
30
4
Лабораторная работа № 11
«Выращивание плесени на разных сортах хлеба»
Проведение опыта, получение результатов, построение графиков, сравнение
31
5
Действие пряностей на микроорганизмы
Влияние различных пряностей на рост бактерий.
Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.
Тест
32
6
Лабораторная работа № 12
Действие пряностей на микроорганизмы
Свойства пряностей. Активные компоненты пряностей. Ароматические масла. Антимикробные составляющие пряностей.
Урок формирование новых знаний и умений.
тест
33
7
Проект «Культивирование различных групп микроорганизмов»
Выступление учащихся с проектами, защита, оценка, взаимооценка
Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.
Проект
34
8
Итоговая контрольная работа
тестовая к/р по материалам ЕГЭ
Урок контроля и коррекции знаний.
тест
Циклограмма тематического контроля
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
контрольных
работ
1
1
1
зачетов
самостоятельных работ
лабораторных работ
1
2
2
2
1
1
2
1
практических работ
сочинений
Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение
1.Основная литература
-
Микробиология: методическое пособие для 10-11 классов/ А.И. Нетрусов, И.Б. Котова.-М: Бином. Лаборатория знаний, 2013
-
Микробиология: практикум для 10-11 классов А.И. нетрусов, И.Б. Котова - М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013
-
2.Дополнительная литература
-
Нетрусов А.И. и Котова И.Б., 2006. Микробиология, учебник для вузов,
-
грифованный. М., Академия, 340 с.
-
2. Древс Г. и др. (ред.). Современная микробиология. Пер. с англ. под ред.
-
А.И.Нетрусова. М., Мир, 2005 г., тт. 1-2.
-
3. Нетрусов А.И. (ред.). Практикум по микробиологии. Уч. пособие для вузов. М.,
-
Академия, 2005, 610 с.
-
4. Нетрусов А.И. (ред.). Экология микроорганизмов. Учебник для вузов. М.,
-
Академия, 2004 г., 272 с.
-
Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. - М.: Агропромиздат, 1986.
-
Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. - М.: Наука, 1986.
-
Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. - М.: Колос, 1982.
-
Воробьев А.А., Кривошеий Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2003.
-
Гельцер Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами - основа жизни растений. - М.: Изд-во МСХА, 1990.
-
Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И. Практикум по общей фитопатологии. - СПб.: Лань, 2002.
-
Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. - М.: Профессионал, 2004.
-
Егорова Т.А., Клунова СМ., Живухииа Е.А. Основы биотехнологии: учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.
-
Блинов Н.П. Основы биотехнологии. - СПб.: Наука, 1995.
-
Емцев В. Т., Мишустин Е.Н. Микробиология: учебник для студентов вузов. - М: Дрофа, 2006.
-
Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
-
Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. - М.: Агропромиздат, 1990.
-
Коэ/севин П.А. Микробные популяции в природе. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
-
Микрооргаушзмы-возбудтели болезней растений / под ред. В.И. Би-лай. - Киев: Наукова думка, 1988.
-
Мюллер Э., Лёффлер В. Микология / пер. с нем. - М.: Мир, 1995.
-
Определитель бактерий Берджи / пер. с англ. под ред. А. Заварзина. - М.:Мир, 1997.
-
Румянцев С.Н. Микробы, эволюция, иммунитет. -Л.: Наука, 1984.
-
Соколов М.С., Монастырский О.А., Пикушова Э.А. Экологизация защиты растений. - Пущино: ПНЦ РАН, 1994.
-
Шапиро ИД., Вилкова Н.А., Слепян Э.И. Иммунитет растений к вредителям и болезням. - Л.: Агропромиздат, 1986.
-
Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия: учеб. пособ. для студентов вузов. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 1994.