- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 9 класс, 8 вид
Рабочая программа по биологии 9 класс, 8 вид
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлова Н.А. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Боковская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на МС
Протокол № 1
30 августа 2014 года
Согласовано на
Педагогическом совете
Протокол № 1 от
30 августа 2014 года
Утверждено
Директор МАОУ
«Боковская ООШ»
И.А. Финадеева
Приказ № ОД
от 30 августа
Рабочая программа
по биологии
«Человек».
9 класс, 8 вид.
Михайлова Наталья Анатольевна.
Учитель биологии.
с. Боково
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 03. 2004г. №1089
2. « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказ Минобрнауки России №373 от 6.10.2009 года
3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год, приказ Минобрнауки №1067 от 19.12.2012 г.
4. Приказ минобразования рф от 09.03.2004 № 1312 «об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования»
5. Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос»,
6.. Учебный план МАОУ «Боковская ООШ», приказ №59\1-ОД от 26.04.2013 года
7. Разработана на основании «Положения о составлении и экспертизе рабочих программ» МАОУ «Боковская основная общеобразовательная школа» от 21. 09. 2011 учебного года.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1.освоение знаний очеловеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессепроведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5.использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Общая характеристика учебного предмета.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Результаты изучения курса «Биология» в 9 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.
Предметными результатами становятся:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета.
№
Название темы
(раздела)
Содержание темы (раздела)
Кол-во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Введение
Общий обзор строения организма человека
Опора и движение
Кровь и кровообращение
Дыхание.
Пищеварение
Выделение
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья
Клетки. Химический состав клетки. Ткани. Органы. Системы органов
Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей. Строение и состав костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей. I помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломе костей. Строение и значение мышц. Основные группы мышц. Работа мышц. Осанка и здоровье человека. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Значение крови и ее состав. Строение и работа сердца. Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. I помощь при кровотечении. Переливание крови. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды.
Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения
Болезни органов дыхания. Вредное влияние курения и спиртных напитков на органы дыхания.
Гигиена дыхания. Искусственное дыхание. Охрана воздушной среды
Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости, в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена и нормы питания. Предупреждение желудочно- кишечных и глистных заболеваний, предупреждение пищевых отравлений. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы пищеварения.
Строение и значение почек. Предупреждение почечных заболеваний.
Строение и значение кожи. Закаливание организма. Оказание I помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении. Кожные заболевания и их профилактика. Гигиена кожи
Значение и строение нервной системы. Спиной мозг и головной мозг их строение и значение.Особенности высшей нервной деятельности. Речь. Эмоции, внимание, память.
Гигиена нервной системы. Режим дня. Сон и его значение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему
Значение органов чувств. Орган зрения. Гигиена зрения. Орган слуха, гигиена слуха
Органы осязания, обоняния, вкуса. Охрана здоровья
Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.
1 час
4 часа
13 час.
9 час.
7 час.
10 час.
2 часа
5 час.
9 час.
7 час.
1 час.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№
Тема урока
Колчас
Тип урока
Повторение
Оборудование
1-четверть( 18 часов)
1.
Введение. Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
1
Сооб.
новых знаний
Общие признаки
млекопитающих
Общий обзор строения организма человека
2.
Клетка
1
Комб.
Общие признаки
живых организмов
Табл. «Клетка»
3.
Химический состав клетки, жизнедеятельность клетки.
1
Комб.
Строение клетки.
Табл. «Хим. Состав клетки»
4.
Ткани.
1
Комб.
Строение клетки.
Табл. «Ткани»
5.
Органы. Система органов.
1
Комб.
Системы
органов млекопитающих
Опора и движение.
6.
Значение опорно-двигательной
системы. Скелет человека. Состав костей
1
Табл. «Скелет человека»
7.
Строение и соединение костей
1
Комб.
Химический состав клетки
Табл. «Скелет человека»
8.
Скелет головы
1
Комб.
Соединение костей
Табл. «Скелет человека»
9.
Скелет туловища
1
Комб.
Основные отделы скелета
Табл. «Скелет человека»
10.
Скелет конечностей
1
Комб.
Строение сустава
Табл. «Скелет человека»
11.
1 помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломе костей.
1
Комб.
Соединение костей, строение сустава.
Табл. «Оказание
Помоши при переломах,
растяжении.»
12.
Строение и значение мышц
1
Комб.
Строение мышечной ткани
Табл.» Мышцы»
13.
Основные группы мышц.
1
Комб.
Значение мышц,. Отделы скелета.
Табл. «Мышцы»
14.
Работа мышц. Утомление.
1
Комб.
Мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели.
Табл. «Мышцы»
15.
Гигиена физического труда
1
Комб.
16.
Осанка и здоровье человека.
1
Комб.
Основные
отделы
позвоночника
Табл.
«Предупреждение искривления позвоночника»
17
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
1
Комб.
18.
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система
Обобщ. Знаний
II-четверть (14 часов)
Кровь и кровообращение
19.
Значение крови. Состав крови.
1
Сообщ.
Знаний
20.
Строение и работа сердца
1
Комб.
Значение крови
Табл. «Кровь»
21.
Кровеносные сосуды. Крути кровообращения
1
Комб.
Значение кровообращения
Табл. «Строение сердца»
22.
Движение крови по сосудам
1
Комб.
Кровеносные сосуды
Табл: Кровообращение
23.
I-помощь при кровотечении.
1
Комб.
Значение крови,
кровеносные
сосуды.
Табл: Кровообращение
24.
Группы крови. Переливание
Комб.
25.
Предупреждение заболевания сердца и сосудов
1
Комб.
Значение кровеносной системы, сердца
26.
Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на сердце и сосуды.
1
Комб.
Предупреждение заболеваний сердца
27.
Повторение по теме «Кровь и кровообращение»
1
Обоб.
Знаний
Дыхание.
28.
Значение дыхания. Органы дыхания.
1
Сообщ.
Знаний
Табл. «Дыхание.
29.
Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
1
Комб.
Органы дыхания Малый круг кровообращения
Табл. «Дыхание
30.
Дыхательные движения
1
Комб.
Карточки-задания
31.
Болезни органов дыхания и их предупреждение.
1
Комб.
Табл. «Дыхание»
32.
Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.
1
Комб.
Значение дыхания
Табл. «Дыхание»
23.
I-помощь при кровотечении.
1
Комб.
Значение крови,
кровеносные
сосуды.
Табл: Кровообращение
24.
Группы крови. Переливание
Комб.
25.
Предупреждение заболевания сердца и сосудов
1
Комб.
Значение кровеносной системы, сердца
26.
Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на сердце и сосуды.
1
Комб.
Предупреждение заболеваний сердца
27.
Повторение по теме «Кровь и кровообращение»
1
Обоб.
Знаний
Дыхание.
28.
Значение дыхания. Органы дыхания.
1
Сообщ.
Знаний
Табл. «Дыхание.
29.
Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
1
Комб.
Органы дыхания Малый круг кровообращения
Табл. «Дыхание
30.
Дыхательные движения
1
Комб.
Карточки-задания
31.
Болезни органов дыхания и их предупреждение.
1
Комб.
Табл. «Дыхание»
32.
Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.
1
Комб.
Значение дыхания
Табл. «Дыхание»
33.
Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания
1
Комб.
34.
Повторение по теме «Органы кровообращения и дыхания»
1
Обоб.
Знаний
Пищеварение.
35.
Значение и состав пищи.
1
Комб.
Питание животных, растений. Хим, состав клетки
Табл. Состав пищи.
36.
Значение пищеварения, органы пищеварения
1
Комб.
Значение пиши. Значение крови.
37.
Строение и значение зубов.
1
Комб.
Табл. «Зубы»
38.
Пищеварение в ротовой полости и желудке.
1
Комб.
Строение зубов.
Табл. «Пищеварение»
39.
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
1
Комб.
Пищеварение в ротовой полости и желудке
Табл. «Пищеварение»
40.
ЭКП. Гигиена и нормы питания.
1
Комб.
Значение и состав пищи.
Табл. «Нормы питания»
41.
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний
1
Комб.
Гигиена питания
Табл. «Витамины»
42.
Пищевые отравления
1
Комб.
Ядовитые грибы, рас гения
43.
Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на органы пищеварения
1
Комб.
Табл. «Ядовитые растения и грибы»
44.
Обобщение по теме «Пищеварение»
Обоб.
Знаний
Выделительная система
45.
Строение и значение почек.
1
Комб.
Обмен веществ
Табл. «Внутренние
органы»
46.
Предупреждение почечных заболеваний
1
Комб.
Строение и
значение почек
Табл. «Внутренние
органы»
Покровы тела
47.
Значение и строение кожи.
1
Комб.
Табл. «Кожа»
48.
Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма
1
Комб.
Значение и строение
кожи.
Табл. «Кожа»
48.
Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма
1
Комб.
Значение и строение
кожи.
Табл. «Кожа»
49.
Оказание I помощи при тепловом, солнечном ударах, ожогах и обморожении
1
Комб.
50.
Гигиена кожи. Требования к одежде и обуви.
1
Комб.
Значение и строение
кожи.
51.
Повторение по теме «Кожа»
1
Обоб.
знаний
Нервная система
52.
Значение и строение нервной системы.
1
Комб.
Строение и значение нервной ткани.
Табл. «Нервная
система»
IV-четверть (16 час)
53.
Спиной мозг, его строение и значение
1
Комб.
Строение позвоночника.
Табл. Нервная система
54.
Головной мозг, его строение и значение.
1
Комб.
Строение и соединение костей в черепе.
Табл. «Нервная система»
55
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь.
56.
Эмоции, внимание, память
1
Комб.
57.
Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна.
1
Комб.
Режим дня
58.
Гигиена нервной системы. Режим дня.
1
Комб.
Значение и строение нервной системы.
59.
Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.
1
Комб.
Значение и строение нервной системы.
60.
Повторение по теме «Нервная система»
1
Обоб.
наний
Органы чувств.
61.
Значение органов чувств у животных и человека.
1
Комб.
62.
Строение и значение органа зрения человека.
1
Комб.
63.
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.
1
Комб.
Орган зрения
64.
Строение и значение орган слуха.
1
Комб.
65
Гигиена слуха.
Комб.
Орган слуха
66.
Органы осязания, обоняния, вкуса.
1
Комб.
Значение и строение кожи
67.
Повторение по теме Органы чувств
Обоб.
Знаний
Охрана здоровья
68.
Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.
1
Сообщ.
Знаний
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
-
Биология. Человек, 9 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ ТИ. В. Романов, И. Б. Агафонова. - М.:Дрофа, 2008.
-
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой -М. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010год, Сб.1
-
Естествознание. Человек. И.В.Романов, И.А.Агафонов, М Дрофа, 2009.
-
Биология. Человек. Методическое пособие. Р.Д. Маш А.Г.Драгомилов Москва. Издательский центр. «Вентана-Граф» 2004
-
Дидактические игры на уроках естествознания. Человек. Т.М.Лифанова Москва 2001
-
Биология. Электронное наглядное пособие «Кирилл и Мефодий»
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Учащиеся должны знать:
- название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека
- о влиянии физической нагрузки на организм
- нормы правильного питания
- о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека
- меры предупреждения сколиоза
- состояние своего зрения и слуха
-санитарно-гигиенические правила
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья
- соблюдать санитарно-гигиенические требования
- измерять температуру тела
- оказывать до врачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах