Рабочая программа по биологии 9 класс, 8 вид

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.     В 9-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном с...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Боковская основная общеобразовательная школа»







Рассмотрено на МС

Протокол № 1

30 августа 2014 года






Согласовано на

Педагогическом совете

Протокол № 1 от

30 августа 2014 года

Утверждено

Директор МАОУ

«Боковская ООШ»

И.А. Финадеева

Приказ № ОД

от 30 августа


Рабочая программа


по биологии

«Человек».


9 класс, 8 вид.


Михайлова Наталья Анатольевна.

Учитель биологии.



с. Боково


2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 03. 2004г. №1089

2. « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказ Минобрнауки России №373 от 6.10.2009 года

3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год, приказ Минобрнауки №1067 от 19.12.2012 г.

4. Приказ минобразования рф от 09.03.2004 № 1312 «об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования»

5. Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос»,

6.. Учебный план МАОУ «Боковская ООШ», приказ №59\1-ОД от 26.04.2013 года

7. Разработана на основании «Положения о составлении и экспертизе рабочих программ» МАОУ «Боковская основная общеобразовательная школа» от 21. 09. 2011 учебного года.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.освоение знаний очеловеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессепроведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Общая характеристика учебного предмета.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 9-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Результаты изучения курса «Биология» в 9 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:

1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;

4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.

Предметными результатами становятся:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебного предмета.

Название темы

(раздела)

Содержание темы (раздела)

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Введение

Общий обзор строения организма человека

Опора и движение

Кровь и кровообращение

Дыхание.

Пищеварение

Выделение

Кожа

Нервная система

Органы чувств

Охрана здоровья

Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья

Клетки. Химический состав клетки. Ткани. Органы. Системы органов

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей. Строение и состав костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей. I помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломе костей. Строение и значение мышц. Основные группы мышц. Работа мышц. Осанка и здоровье человека. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

Значение крови и ее состав. Строение и работа сердца. Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. I помощь при кровотечении. Переливание крови. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды.

Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения

Болезни органов дыхания. Вредное влияние курения и спиртных напитков на органы дыхания.

Гигиена дыхания. Искусственное дыхание. Охрана воздушной среды

Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости, в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена и нормы питания. Предупреждение желудочно- кишечных и глистных заболеваний, предупреждение пищевых отравлений. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы пищеварения.

Строение и значение почек. Предупреждение почечных заболеваний.

Строение и значение кожи. Закаливание организма. Оказание I помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении. Кожные заболевания и их профилактика. Гигиена кожи

Значение и строение нервной системы. Спиной мозг и головной мозг их строение и значение.Особенности высшей нервной деятельности. Речь. Эмоции, внимание, память.

Гигиена нервной системы. Режим дня. Сон и его значение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему

Значение органов чувств. Орган зрения. Гигиена зрения. Орган слуха, гигиена слуха

Органы осязания, обоняния, вкуса. Охрана здоровья

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.

1 час

4 часа

13 час.

9 час.

7 час.

10 час.

2 часа

5 час.

9 час.

7 час.

1 час.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.



Тема урока

Колчас

Тип урока

Повторение

Оборудование

1-четверть( 18 часов)

1.

Введение. Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

1

Сооб.

новых знаний

Общие признаки

млекопитающих

Общий обзор строения организма человека

2.

Клетка

1

Комб.

Общие признаки

живых организмов

Табл. «Клетка»

3.

Химический состав клетки, жизнедеятельность клетки.

1

Комб.

Строение клетки.

Табл. «Хим. Состав клетки»

4.

Ткани.

1

Комб.

Строение клетки.

Табл. «Ткани»

5.

Органы. Система органов.

1

Комб.

Системы

органов млекопитающих

Опора и движение.

6.

Значение опорно-двигательной

системы. Скелет человека. Состав костей

1

Табл. «Скелет человека»

7.

Строение и соединение костей

1

Комб.

Химический состав клетки

Табл. «Скелет человека»

8.

Скелет головы

1

Комб.

Соединение костей

Табл. «Скелет человека»

9.

Скелет туловища

1

Комб.

Основные отделы скелета

Табл. «Скелет человека»

10.

Скелет конечностей

1

Комб.

Строение сустава

Табл. «Скелет человека»

11.

1 помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломе костей.

1

Комб.

Соединение костей, строение сустава.

Табл. «Оказание

Помоши при переломах,

растяжении.»

12.

Строение и значение мышц

1

Комб.

Строение мышечной ткани

Табл.» Мышцы»

13.

Основные группы мышц.

1

Комб.

Значение мышц,. Отделы скелета.

Табл. «Мышцы»

14.

Работа мышц. Утомление.

1

Комб.

Мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели.

Табл. «Мышцы»

15.

Гигиена физического труда

1

Комб.

16.

Осанка и здоровье человека.

1

Комб.

Основные

отделы

позвоночника

Табл.

«Предупреждение искривления позвоночника»

17

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

1

Комб.

18.

Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система

Обобщ. Знаний

II-четверть (14 часов)

Кровь и кровообращение

19.

Значение крови. Состав крови.

1

Сообщ.

Знаний

20.

Строение и работа сердца

1

Комб.

Значение крови

Табл. «Кровь»

21.

Кровеносные сосуды. Крути кровообращения

1

Комб.

Значение кровообращения

Табл. «Строение сердца»

22.

Движение крови по сосудам

1

Комб.

Кровеносные сосуды

Табл: Кровообращение

23.

I-помощь при кровотечении.

1

Комб.

Значение крови,

кровеносные

сосуды.

Табл: Кровообращение

24.

Группы крови. Переливание

Комб.

25.

Предупреждение заболевания сердца и сосудов

1

Комб.

Значение кровеносной системы, сердца

26.

Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на сердце и сосуды.

1

Комб.

Предупреждение заболеваний сердца

27.

Повторение по теме «Кровь и кровообращение»

1

Обоб.

Знаний

Дыхание.

28.

Значение дыхания. Органы дыхания.

1

Сообщ.

Знаний

Табл. «Дыхание.

29.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

Комб.

Органы дыхания Малый круг кровообращения

Табл. «Дыхание

30.

Дыхательные движения

1

Комб.

Карточки-задания

31.

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

1

Комб.

Табл. «Дыхание»

32.

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

1

Комб.

Значение дыхания

Табл. «Дыхание»

23.

I-помощь при кровотечении.

1

Комб.

Значение крови,

кровеносные

сосуды.

Табл: Кровообращение

24.

Группы крови. Переливание

Комб.

25.

Предупреждение заболевания сердца и сосудов

1

Комб.

Значение кровеносной системы, сердца

26.

Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на сердце и сосуды.

1

Комб.

Предупреждение заболеваний сердца

27.

Повторение по теме «Кровь и кровообращение»

1

Обоб.

Знаний

Дыхание.

28.

Значение дыхания. Органы дыхания.

1

Сообщ.

Знаний

Табл. «Дыхание.

29.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

Комб.

Органы дыхания Малый круг кровообращения

Табл. «Дыхание

30.

Дыхательные движения

1

Комб.

Карточки-задания

31.

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

1

Комб.

Табл. «Дыхание»

32.

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

1

Комб.

Значение дыхания

Табл. «Дыхание»

33.

Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания

1

Комб.

34.

Повторение по теме «Органы кровообращения и дыхания»

1

Обоб.

Знаний

Пищеварение.

35.

Значение и состав пищи.

1

Комб.

Питание животных, растений. Хим, состав клетки

Табл. Состав пищи.

36.

Значение пищеварения, органы пищеварения

1

Комб.

Значение пиши. Значение крови.

37.

Строение и значение зубов.

1

Комб.

Табл. «Зубы»

38.

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

1

Комб.

Строение зубов.

Табл. «Пищеварение»

39.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Комб.

Пищеварение в ротовой полости и желудке

Табл. «Пищеварение»

40.

ЭКП. Гигиена и нормы питания.

1

Комб.

Значение и состав пищи.

Табл. «Нормы питания»

41.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний

1

Комб.

Гигиена питания

Табл. «Витамины»

42.

Пищевые отравления

1

Комб.

Ядовитые грибы, рас гения

43.

Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на органы пищеварения

1

Комб.

Табл. «Ядовитые растения и грибы»

44.

Обобщение по теме «Пищеварение»

Обоб.

Знаний

Выделительная система

45.

Строение и значение почек.

1

Комб.

Обмен веществ

Табл. «Внутренние

органы»

46.

Предупреждение почечных заболеваний

1

Комб.

Строение и

значение почек

Табл. «Внутренние

органы»

Покровы тела

47.

Значение и строение кожи.

1

Комб.

Табл. «Кожа»

48.

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма

1

Комб.

Значение и строение

кожи.

Табл. «Кожа»

48.

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма

1

Комб.

Значение и строение

кожи.

Табл. «Кожа»

49.

Оказание I помощи при тепловом, солнечном ударах, ожогах и обморожении

1

Комб.

50.

Гигиена кожи. Требования к одежде и обуви.

1

Комб.

Значение и строение

кожи.

51.

Повторение по теме «Кожа»

1

Обоб.

знаний

Нервная система

52.

Значение и строение нервной системы.

1

Комб.

Строение и значение нервной ткани.

Табл. «Нервная

система»

IV-четверть (16 час)

53.

Спиной мозг, его строение и значение

1

Комб.

Строение позвоночника.

Табл. Нервная система

54.

Головной мозг, его строение и значение.

1

Комб.

Строение и соединение костей в черепе.

Табл. «Нервная система»

55

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь.

56.

Эмоции, внимание, память

1

Комб.

57.

Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна.

1

Комб.

Режим дня

58.

Гигиена нервной системы. Режим дня.

1

Комб.

Значение и строение нервной системы.

59.

Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

1

Комб.

Значение и строение нервной системы.

60.

Повторение по теме «Нервная система»

1

Обоб.

наний

Органы чувств.


61.

Значение органов чувств у животных и человека.

1

Комб.

62.

Строение и значение органа зрения человека.

1

Комб.

63.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

Комб.

Орган зрения

64.

Строение и значение орган слуха.

1

Комб.

65

Гигиена слуха.

Комб.

Орган слуха

66.

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

Комб.

Значение и строение кожи

67.

Повторение по теме Органы чувств

Обоб.

Знаний

Охрана здоровья


68.

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.

1

Сообщ.

Знаний


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


  1. Биология. Человек, 9 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ ТИ. В. Романов, И. Б. Агафонова. - М.:Дрофа, 2008.

  2. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой -М. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010год, Сб.1

  3. Естествознание. Человек. И.В.Романов, И.А.Агафонов, М Дрофа, 2009.

  4. Биология. Человек. Методическое пособие. Р.Д. Маш А.Г.Драгомилов Москва. Издательский центр. «Вентана-Граф» 2004

  5. Дидактические игры на уроках естествознания. Человек. Т.М.Лифанова Москва 2001

  6. Биология. Электронное наглядное пособие «Кирилл и Мефодий»

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Учащиеся должны знать:

- название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека

- о влиянии физической нагрузки на организм

- нормы правильного питания

- о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека

- меры предупреждения сколиоза

- состояние своего зрения и слуха

-санитарно-гигиенические правила

Учащиеся должны уметь:

- применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья

- соблюдать санитарно-гигиенические требования

- измерять температуру тела

- оказывать до врачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах


© 2010-2022