Рабочая программа по биологии

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО): 35.01.14 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства            35.01.13 Мастер по Т/О и ремонту МТП.  Программа учебной дисциплины Биология является частью основной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО. Программа уч...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






















Рабочая


ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Биология






















2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):

35.01.14 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

35.01.13 Мастер по Т/О и ремонту МТП

Разработчик:

Хайретдинова Р.Н преподаватель высшей категории

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла

Протокол №_______ от «____»__________201__ г.


©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

________________________Биология__________________________

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины Биология является частью основной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО

35.01.14. мастер по т/о и ремонту МТП,

35.01.13. тракторист-машинист с/х производства

Программа учебной дисциплины может быть использована для профессий технического профиля профессионального образования

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные и практические занятия

6

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


Выполнение домашнего задания

39

Итоговая аттестация в форме зачёт

2.2. Содержание учебной дисциплины _Биология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Биология как наука. Методы научного познания. Краткая история биологии

2


1


Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.



Тема 1.

Учение о клетке.

16


Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов.


1, 2, 3

Лабораторная работа

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

1


2


3


3


Контрольные работы:

-


Самостоятельная работа обучающихся

Тема: Учение о клетке.1. Проработка конспекта по теме (по выбору) «Биологические функции белков», «Химическая организация клетки». 2. Составление таблицы сравнительной характеристики растительной и животной клетки .3.Конспект темы «Биосинтез белков».4. Подготовка презентаций или сообщений по теме «Митоз»



8

Тема 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

8


Способы деления клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение организмов. Развитие половых клеток. Оплодотворение .Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие




1, 2, 3

Практическая работа№1

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

1

3





3


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентаций «Половое и бесполое размножение».2.Конспект «Стадии эмбрионального развития». 3 Сообщение « Эмбриональный период развития организма».4.Доклад на тему: Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

8

Тема 3.

Основы генетики и селекции

14


1, 2. 3.


Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.


Практическая работа№2

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.

2

2

Контрольная работа №1 по темам 1,2.3.

1

3

3

Самостоятельная работа:1. Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание. 2. Составление родословной по наследуемому признаку.2. Подготовить презентацию или сообщение « Мутации и мутагены», « Наследственные заболевания человека». 3.Проблемы клонирования человека- сообщение с использованием интернет-ресурсов

8

3

Тема 4.

Эволюционное учение

14


История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.



1, 2, 3


Практическая работа №3.Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

1

2


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовить сообщения на тему: « Биология в додарвиновский период.

  2. Составление таблицы « Вид и его критерии»

  3. Подготовка презентации « Многообразие живого мира»

5

Тема 5.

История развития жизни на Земле.

6


Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.


1, 2, 3.

3

Самостоятельная работа обучающихся. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. - подготовка презентаций или сообщений.( по выбору)

4

Тема 6.

Основы экологии. Экосистемы.

14


Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Рациональное природопользование. Ноосфера.



1, 2, 3

Практическая работа №4

Сравнительное описание одной из естественных экосистем ( например, леса) и какой-нибудь агросистемы ( пшеничное поле).

1


2


3


3

3


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Описание искусственной экосистемы ( пресноводный аквариум)

  2. Правила поведения людей в окружающей природной среде - сообщение.

  3. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. - сообщение

6

Тема 7.

Бионика

2


Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами


Зачёт

Дифференцированный зачет

2

3


Уровни освоения учебного материала:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятель ное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология

Оборудование учебного кабинета: проектор. Экран, магнитная модель «Синтез белка», Деление клетки

Технические средства обучения: диски , презентации по темам,

Коллекции: Рудиментарные органы позвоночных

Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных

Гомология конечностей

Гербарий культурных растений

Набор плодов гибридных растений

Набор томатов


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Общая биология: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2001.

Дополнительные источники:

Общая биология: Учеб. для 10-11 кл.шк. с углубл. изуч. биологии/ А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев и др.; Под ред. А.О. Рувинского. - М.: Просвещение, 1993.

Общая биология: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе. С.Ю. Вертьянов, под ред. М.Г. Заречной. М.: Свято-Триоицкая Сергиева Лавра, 2005.

Общая биология: Поурочный тест-задачник к учебнику С.Ю. Внртьянова Общая биология 10-11. М.: Свято-Триоицкая Сергиева Лавра, 2007.

Н.И. Щеглов. Сборник задач и упражнений по генетике /с решениями/. МП «Экоинвест», 1991.

Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Учащийся должен знать:

*основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;

*сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

*строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

*сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

*вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

*биологическую терминологию и символику;

Учащийся должен уметь:

*объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

*решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

*описывать особей видов по морфологическому критерию;

*выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

*сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

*анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

*изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

*находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

*использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

*оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

*оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

пятибалльная система оценки знаний

письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.

письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов)

письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.

практический фронтальный контроль, устный индивидуальный контроль.


устный индивидуальный контроль

письменный фронтальный контроль,

устный индивидуальный контроль.

устный индивидуальный контроль





практический фронтальный и индивидуальный контроль

устный индивидуальный контроль

практический фронтальный и индивидуальный контроль

практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль


практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль


практический фронтальный и индивидуальный контроль

самоконтроль


самоконтроль



© 2010-2022