- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии
Рабочая программа по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хайретдинова Р.Н. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):
35.01.14 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
35.01.13 Мастер по Т/О и ремонту МТП
Разработчик:
Хайретдинова Р.Н преподаватель высшей категории
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла
Протокол №_______ от «____»__________201__ г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
________________________Биология__________________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины Биология является частью основной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО
35.01.14. мастер по т/о и ремонту МТП,
35.01.13. тракторист-машинист с/х производства
Программа учебной дисциплины может быть использована для профессий технического профиля профессионального образования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-
описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
-
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
-
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные и практические занятия
6
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
Выполнение домашнего задания
39
Итоговая аттестация в форме зачёт
2.2. Содержание учебной дисциплины _Биология
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Биология как наука. Методы научного познания. Краткая история биологии
2
1
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Тема 1.
Учение о клетке.
16
Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов.
1, 2, 3
Лабораторная работа
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
1
2
3
3
Контрольные работы:
-
Самостоятельная работа обучающихся
Тема: Учение о клетке.1. Проработка конспекта по теме (по выбору) «Биологические функции белков», «Химическая организация клетки». 2. Составление таблицы сравнительной характеристики растительной и животной клетки .3.Конспект темы «Биосинтез белков».4. Подготовка презентаций или сообщений по теме «Митоз»
8
Тема 2.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
8
Способы деления клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение организмов. Развитие половых клеток. Оплодотворение .Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие
1, 2, 3
Практическая работа№1
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
1
3
3
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентаций «Половое и бесполое размножение».2.Конспект «Стадии эмбрионального развития». 3 Сообщение « Эмбриональный период развития организма».4.Доклад на тему: Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
8
Тема 3.
Основы генетики и селекции
14
1, 2. 3.
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
Практическая работа№2
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.
2
2
Контрольная работа №1 по темам 1,2.3.
1
3
3
Самостоятельная работа:1. Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание. 2. Составление родословной по наследуемому признаку.2. Подготовить презентацию или сообщение « Мутации и мутагены», « Наследственные заболевания человека». 3.Проблемы клонирования человека- сообщение с использованием интернет-ресурсов
8
3
Тема 4.
Эволюционное учение
14
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
1, 2, 3
Практическая работа №3.Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
-
Подготовить сообщения на тему: « Биология в додарвиновский период.
-
Составление таблицы « Вид и его критерии»
-
Подготовка презентации « Многообразие живого мира»
5
Тема 5.
История развития жизни на Земле.
6
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
1, 2, 3.
3
Самостоятельная работа обучающихся. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. - подготовка презентаций или сообщений.( по выбору)
4
Тема 6.
Основы экологии. Экосистемы.
14
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Рациональное природопользование. Ноосфера.
1, 2, 3
Практическая работа №4
Сравнительное описание одной из естественных экосистем ( например, леса) и какой-нибудь агросистемы ( пшеничное поле).
1
2
3
3
3
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Описание искусственной экосистемы ( пресноводный аквариум)
-
Правила поведения людей в окружающей природной среде - сообщение.
-
Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. - сообщение
6
Тема 7.
Бионика
2
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами
Зачёт
Дифференцированный зачет
2
3
Уровни освоения учебного материала:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятель ное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология
Оборудование учебного кабинета: проектор. Экран, магнитная модель «Синтез белка», Деление клетки
Технические средства обучения: диски , презентации по темам,
Коллекции: Рудиментарные органы позвоночных
Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных
Гомология конечностей
Гербарий культурных растений
Набор плодов гибридных растений
Набор томатов
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Общая биология: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2001.
Дополнительные источники:
Общая биология: Учеб. для 10-11 кл.шк. с углубл. изуч. биологии/ А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев и др.; Под ред. А.О. Рувинского. - М.: Просвещение, 1993.
Общая биология: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе. С.Ю. Вертьянов, под ред. М.Г. Заречной. М.: Свято-Триоицкая Сергиева Лавра, 2005.
Общая биология: Поурочный тест-задачник к учебнику С.Ю. Внртьянова Общая биология 10-11. М.: Свято-Триоицкая Сергиева Лавра, 2007.
Н.И. Щеглов. Сборник задач и упражнений по генетике /с решениями/. МП «Экоинвест», 1991.
Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Учащийся должен знать:
*основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
*сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
*строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
*сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
*вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
*биологическую терминологию и символику;
Учащийся должен уметь:
*объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
*решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
*описывать особей видов по морфологическому критерию;
*выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
*сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
*анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
*изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
*находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
*использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
*соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
*оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
*оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
пятибалльная система оценки знаний
письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.
письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов)
письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.
практический фронтальный контроль, устный индивидуальный контроль.
устный индивидуальный контроль
письменный фронтальный контроль,
устный индивидуальный контроль.
устный индивидуальный контроль
практический фронтальный и индивидуальный контроль
устный индивидуальный контроль
практический фронтальный и индивидуальный контроль
практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль
практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль
практический фронтальный и индивидуальный контроль
самоконтроль
самоконтроль