- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему Спинной мозг
Конспект урока по биологии на тему Спинной мозг
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Еремина И.А. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по биологии 8 класс по теме «Спинной мозг - орган центральной нервной системы».
Цель: изучить строение , функции, значение спинного мозга.
Задачи - образовательные - определить расположение и изучить строение спинного мозга, разъяснить его рефлекторную и проводящую функции;
- развивающие - продолжить формирование навыков работы с учебником;
- воспитательные - продолжить воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Методы: работа с книгой, беседа, рассказ учителя.
Ход урока: 1. Проверка домашнего задания
-
На доске расположить в нужной последовательности: работающий орган, рецепторы, двигательные нейроны, вставочные нейроны, чувствительные нейроны.
-
Зарисовать нейрон и сделать обозначения.
-
Работа по карточкам.
-
Устный ответ - структура Н.С., отделы и ее значение.
2. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: - скорость проведения возбуждения в двигательных центробежных нервах медузы - 0,15 м/сек., у рака - 5 м/сек., у лягушки - 30 м/сек., у человека - 100-120 м/сек. Какие выводы можно сделать из этих данных? Какой отдел мозга принимает участие в проведении возбуждения?
Подвести с помощью вопросов к теме урока «Спинной мозг».
Строение спинного мозга: расположен внутри позвоночного столба. Имеет вид трубки длиной приблизительно 45 см ( у мужчин - 45 см., у женщин - 42 см.) и диаметром 1см., отходящий от головного мозга, с полостью и центральным каналом, заполненным спиномозговой жидкостью. Масса=300 гр.
Спинной мозг - это жизненно важный орган надежно защищен от повреждений. Его покрывают три оболочки: твердая, паутинная и мягкая( роль амортизаторов).
Внутреннее строение - центральная часть состоит из серого и белого вещества.
Задание №1 найдите определение серого и белого вещества в учебнике.
Центральная часть спинного мозга образована серым веществом, которое состоит из вставочных и двигательных нейронов.
Вокруг серого находится белое вещество, образованное длинными отростками нейронов (Как называются длинные отростки нейронов? - аксоны).
Расположение вставочных и двигательных нейронов в сером веществе? В передних отделах серого вещества - двигательные нейроны, а в задних отделах и вокруг центрального канала - вставочные нейроны.
Восходящие и нисходящие пути мозга в белом веществе? По восходящим проводящим путям сигналы, поступающие от кожи, мышц, сухожилий, внутренних органов, кровеносных сосудов, устремляются вверх, к головному мозгу. По нисходящим путям «летят» приказы из головного мозга на периферию.
Функции спинного мозга: 1) рефлекторная.
Задание №2 рассмотрите по рисунку учебника схему коленного рефлекса. Как он осуществляется? (рассказ ученика). Укажите нейроны, отростки которых остаются в пределах ЦНС и которые выходят за пределы ЦНС.
Таким образом , рефлекторная функция заключается в том, что спинной мозг обеспечивает осуществление простейших рефлексов (разгибание и сгибание конечностей, отдергивание руки, коленный рефлекс), а также более сложные , которые еще контролируются и головным мозгом.
2) проводниковая
Задание №3 на рисунке рассмотрите поперечные срезы грудного отдела спинного мозга, найдите серое и белое вещество, определите, где находятся проводящие пути спинного мозга.
Вывод: белое вещество спинного мозга является проводящими путями , а серое вещество - местом, где возбуждение переходит с чувствительных на двигательные нейроны.
Основное значение спинного мозга для человека - осуществление связи тела с головным мозгом.
3. Закрепление. При некоторых заболеваниях нарушается проведение возбуждения из спинного мозга в головной, а в обратном направлении возбуждение проходит нормально. Сохранится ли в этом случае коленный рефлекс? (да). Будет ли ощущаться укол кожи руки? (нет). Возможны ли произвольные движения ноги? (да).
4.Запись домашнего задания.