Методическая разработка урока Строение семени

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениМетодическая разработка урока Строение семениТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ»

Ковешникова Ольга Станиславовна,

учитель биологии

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя многопрофильная школа

естественно-математических

дисциплин № 65 ,,Спектр"»

г.Липецка

Предмет: биология

Класс: 6

Автор УМК: И.Н.Пономарева

Тема урока: Строение семени

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: развитие понятия о строении семян однодольных и двудольных растений, формирование умения определять и называть части семени, выделять существенные признаки семян однодольных и двудольных растений, формирование позитивного эмоционального отношения к изучаемым биологическим объектам

Формы работы: слово учителя, фронтальная работа, групповая работа и работа в парах по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью решения биологических задач

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный (при решении проблемных заданий)

Оборудование: презентация по теме «Строение семени», видеоролик, листы для развития монологической речи, набор лабораторной посуды и оборудования (чашки Петри, пинцеты, скальпели, лабораторные иглы), пророщенные и сухие семена фасоли и пшеницы, мешочек с семенами, индивидуальные карты для работы учащихся

Содержание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий


Здравствуйте!

Всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!


РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Волевая саморегуляция

1 этап: определение потребностей и мотивов учащихся к учебной деятельности

























2 этап: принятие учебных целей и условий их достижения







3 этап: сбор данных и их анализ для решения проблемного вопроса, формулирование выводов

Задание с целью создания проблемной ситуации для учащихся:

(организуется фронтальная работа)

Ребята, уважаемые коллеги, на уроках биологии мы вместе с вами изучаем живые организмы, на уроках географии вы изучаете их условия обитания, явления и процессы, происходящие в природе. Полученные знания помогают вам увидеть взаимосвязь живого и неживого на нашей планете. А какая наша планета? Какую вы ее увидите из космоса?А что делает нашу планету такой яркой, красочной, живой?

А теперь представьте, что на нашу планету упал огромный астероид, произошел взрыв, начались землетрясения на всех материках, образовались разломы земной коры, активизировались все вулканы, погибло все живое. Но несколько человек все-таки осталось в живых. Сложно будет выжить им в таких условиях и вернуть планете ее силу и красоту. Но у них в руках был мешочек, чем-то наполненный. И люди были уверены, что это поможет осуществить задуманное.

Как вы думаете, что находится в мешке?

Ребята, а вы согласны с тем, что именно семена растений помогут выжить людям и снова сделать нашу планету прекрасной.

А каким же образом семена растений все это сделают?

Возникла проблемная ситуация.

Сформулируйте проблему.

ПРОБЛЕМА

Возможно ли, что из маленького семени вырастет целое растение?



Ребята, а какие же знания нам понадобятся для решения этой проблемы?





Сформулируйте тему урока.

Запишите ее в тетрадь.



На основании ваших знаний заполните данную схему (кластер)

Семя

? ?

Тогда прослушайте стихотворение и попытайтесь составить кластер, сделайте предположение из чего же состоит семя

У меня в руке будущая жизнь,

Будущий побег и корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою все воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и корень.

Сможете составить кластер на основании стихотворения?

Все-равно знаний не хватает.

А может быть нам поможет письмо о строении семени вашего ровесника.

Но, мне кажется, что в письме он допустил ошибки. Найдите ошибки, допущенные автором письма.

Здравствуйте, юные биологи. Я все знаю о семенах всех растений на Земле. Хочу вам о них поведать. Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Снаружи семена покрыты кожурой, которая не пропускает воду в семя. Внутри семени находится зародыш, он состоит из стебля и листьев. Запасных питательных веществ в семени нет.

Не получается?

Давайте попробуем предположить, как же семя может дать начало новому растению.

А чтобы легче сформулировать гипотезу я предлагаю поработать с ПОПС-формулой.

п

позиция

Я полагаю, что…

о

объяснение

Мое мнение подтверждается тем, что…

п

пример

Я могу привести пример…

с

следствие

Таким образом

Гипотеза

Если начало растению дает семя, то оно должно содержать все его части.

Чтобы доказать или опровергнуть нашу гипотезу , давайте отправимся в путешествие . Каждый из нас в детстве читал книгу или смотрел с увлечением фильм «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Это сказочная повесть о приключениях детей в мире растений, когда они уменьшились в размерах. Но я не обнаружила в произведении главы о семенах, и сегодня мы с вами попытаемся дописать повесть, путешествуя по острову семян. И вместе с Кариком и Валей заполним Дневник наблюдений: (это интерпретация бортового журнала)

Известное

Неизвестное


Что мы можем записать в 1 колонку? Что бы вы хотели узнать о семенах?

А вторую мы заполним, как только вернемся из путешествия.

Но прежде чем отправиться в далекий путь, нам необходимо составить план действий по изучению строения семян, используя предметы, лежащие у вас на столе. Предложите ваш план.

Хорошо.







Дети дают ответы:

Голубая, зеленая, живая, красивая и т.д.











Ответы учащихся:

Правильный ответ: семена растений.

Ответы учащихся: согласны, но может быть и другое мнение.



Ответа может и не быть.

Формулируют проблему в группах, каждая группа представляет свою проблему. В итоге должны сформулировать : Возможно ли, что из маленького семени вырастет целое растение?

Ответ: из чего состоит семя





Ответ: Строение семени,

Формулируют, записывают в тетрадь (возможен вариант записи в рабочих листах учеников)

Кластер заполнить не могут, возникает ситуация затруднения.



Слушают стихотворение, пытаются выделить ключевые слова (побег, корень)

Кластер заполняют следующим образом:

Семя

Побег Корень

Снова возникает ситуация затруднения, так как схема заполнена не полностью.





В письме не могут найти ошибки, так как знаний недостаточно.









Каждая группа высказывает свою позицию. На основании ответов формулируется гипотеза.

Учащиеся записывают гипотезу в тетрадь.



Отдельные учащиеся могут рассказать о содержании книги.







Заполняют первую колонку таблицы «Известное».

Формулируют вопросы, что бы они хотели узнать о семенах.

Каждая группа составляет план, по которому будет изучать строение семени.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Целеполагание, прогнозирование.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор оптимальных способов решения задач.

ЛОГИЧЕСКИЕ:

Анализ объектов, выбор критериев для сравнения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической речью.



















РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Планирование.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Постановка и формулирование проблемы, поиск информации, умение строить речевое высказывание.

ЛОГИЧЕСКИЕ:

Выдвижение гипотез.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Планирование учебного сотрудничества.



РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Контроль.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, контроль процесса деятельности.

ЛОГИЧЕСКИЕ:

Анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Участие в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической речью

Перед вами в чашках Петри разные семена.

Работать мы будем по группам:

1 группа будет изучать строение семян пшеницы, 2 группа будет изучать строение семян фасоли, а 3 группа попытается сравнить семена фасоли и пшеницы по составленному вами плану.

У каждой группы есть инструкция для работы. А по ходу работы мы заполняем таблицы на доске в Дневнике наблюдений Карика и Вали:

1 группа

Строение семени пшеницы

Семя пшеницы одето золотисто-желтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

  2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Объясните, почему она не снимается.

  3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Изучите строение зародыша. Составьте кластер (схему) «Строение семени пшеницы».

Какой вывод вы сделаете на основании проделанной работы?

2 группа

Строение семени фасоли

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.

  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик - место прикрепления семени к семяножке.

  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие - микропиле (семявход). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникает воздух и вода.

  4. Снимите кожуру. Изучите зародыш.

  5. Составьте кластер (схему) «Строение семени фасоли».

Какой вывод сделаете вы о проделанной работе?



3 группа

Сравнение семени фасоли и пшеницы

  1. Рассмотрите в учебнике рис.26 и 27.

  2. Найдите сходства в строении семян фасоли и пшеницы.

  3. Найдите отличия в строении семян фасоли и пшеницы.

  4. Заполните таблицу:

признаки

фасоль

пшеница

Кожура

Семядоли

Запас питательных веществ

Зародыш


После озвучивания планов действий каждая группа работает по своим инструкциям с использованием учебника.







Выступление 1 группы, заполняют вторую колонку «Неизвестное» на доске с комментариями

Семя пшеницы





Кожура зародыш эндосп.





Корешок стебелек семя-

доля (1)

однодольные

Делают вывод о строении семени пшеницы, о локализации питательных веществ, о принадлежности к однодольным.

Выступление 2 группы, заполняют вторую колонку «Неизвестное» на доске с комментариями

Семя фасоли





Кожура зародыш





Корешок стебелек семя-

доли (2)

двудольные

Делают вывод о строении семени фасоли, о локализации питательных веществ, о принадлежности к двудольным.

3 группа заполняет таблицу.

4 этап: итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание)

Но прежде чем продолжить путешествие, немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь вернемся к письму. Найдите ошибки, допущенные автором письма. Исправьте ошибки.

Здравствуйте, юные биологи. Я все знаю о семенах всех растений на Земле. Хочу вам о них поведать. Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Снаружи семена покрыты кожурой, которая не пропускает воду в семя. Внутри семени находится зародыш, он состоит из стебля и листьев. Запасных питательных веществ в семени нет.







Задание

Составьте рассказ о семени, заполняя пропуски в тексте.





Лист для развития монологической речи

  1. Цветковые растения размножаются семенами.

  2. Семена имеют определенное строение.

  3. Снаружи семя имеет плотный покров - …

  4. На кожуре есть след от места прикрепления семени к стенке плода - ….

  5. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие - …, через который в семя проникает вода.

  6. Внутри семени находится …- маленькое новое растение.

  7. Зародыш состоит из 2 частей: … и …

  8. Зародышевый побег представлен зародышевым …, … и …

  9. Цветковые растения, имеющие зародыш с одной семядолей, называют …, а с двумя - …





Находят ошибки, исправляют их:

Вода пропускается через микропиле.

Зародыш состоит из стебелька, корешка, семядолей у двудольных, и из стебелька, корешка, эндосперма у однодольных. Запас питательных веществ в семени есть: у двудольных - в семядолях, у однодольных - в эндосперме.



По цепочке работают с листом для развития монологической речи. Затем составляют полный рассказ.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой, оценка достижения планируемых результатов, волевая саморегуляция.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия способов и условий действий.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью.

Путешествие наше подходит к концу. Последняя глава книги готова.

Что мы узнали о семени?

Решили мы с вами поставленную проблему? А гипотеза наша подтвердилась?

Сделайте вывод.

А теперь решите для себя:

Я узнал…

Я понял…

У меня есть вопросы…

Делают вывод, что узнали о семени.

Поставленная проблема решена.

Гипотеза подтвердилась.

Отдельные учащиеся проговаривают, что узнали, что поняли. Может у кого-то остались вопросы, задают их.

5 этап: домашнее задание

П.10, составить рассказ по Листу развития монологической речи

Записывают в дневник



© 2010-2022