- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харатокова Х.К. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Гимназия№4 г.Усть-Джегуты»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ /______________ /
ФИО
Протокол №____от
«___» _________ 201__г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР «Гимназия № 4»
_____ /______________ /
ФИО
«___» _________ 201__г.
«Утверждено»
Директор
_____ /______________ /
ФИО
Приказ № ______ от
«___» _________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Харатоковой Хурлыки Кенженазаровны
по биологии для 9 класса
2014- 2015 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Государственного Федерального стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Учебник: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2012. - 288с;
Цели и задачи:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
-
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
-
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
-
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
-
подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;
-
социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
-
формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
-
способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.
Определение места и роли учебного предмета.
Согласно действующему Базисному учебному плану, в 9 классе предусматривается изучение биологии.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:
Авторская программа построена из расчета 70 часов, мной она переработана из расчета 68 часов
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля: Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Метапредметными результатами освоения учащимися 9 класса программы по биологии являются:
-
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
II. Учебно-тематическое планирование
Классы: 9а,9б,9в.
Учитель: Харатокова Хурлыка Кенженазаровна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Разделы:
1. Введение - 1 час
2. Эволюция живого мира на Земле - 22 часа, зачетов - 2 часа.
3. Структурная организация живых организмов - 12 часов, зачетов - 2 часа.
4. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 6 часов, зачетов - 1 час.
5. Наследственность и изменчивость организмов - 13 часов, зачетов - 1 час.
6. Взаимоотношение среды и организма. Основы экологии - 14 часов, зачетов - 1 час.
III. Содержание рабочей программы
Тема
Количество часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Лабораторные работы
Зачеты
ВВЕДЕНИЕ
1
Место курса « Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ
22
Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами.
2
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
12
Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
2
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
6
Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
1
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ
13
Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
1
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
14
Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
1
IV. Календарно - тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Тип урока
Цели урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
Наглядные пособия и технические средства
Формы контроля
Домашнее задание
план
факт
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
1
Биология - наука о жизни.
Вводный урок
Сформировать знания о
практическом применении достижений современной биологии;
дифференциации и интеграции биологических наук. Умение объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
Основные понятия
Биология
"микология
"бриология
"палеоботаника
"биотехнология
"биофизика
"биохимия
"радиобиология
Биология как наука.
Процессы становления биологии как науки.
Интеграция и дифференциация.
Давать определение термину
биология.
Приводить примеры:
Практического применения достижений современной биологии;
дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии.
Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей.
Учебник, таблицы
Фронтальный
Стр.3-5
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (22 часа)
2
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
Комбинированный урок
Сформировать знания о свойствах живых организмов.
Основные понятия
Жизнь
Открытая система
Наследственность
Изменчивость
Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды,
Давать определение понятию
жизнь.
Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого.
Различать процессы обмена
Учебник, таблицы
Задания № 3,4, 6,7,8 (Раздел 1, Глава 1);
"Задание №9 (Раздел 1, Гпава1)
Глава 1.
3
Становление систематики.
Комбинированный
Сформировать знания о до дарвиновском периоде развития биологии.
Основные понятия
Таксон
Система
Иерархия
Факты
Уровни организации живой природы.
Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.
Давать определение термину
таксон. Называть:
уровни организации жизни и элементы, образующие уровень;
основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.
Учебник, таблицы
Задания № 1,2, 3,4,5,6,7 (Глава 2, § 1)
§1.
4
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка
Комбинированный
Сформировать знания о до дарвиновском периоде развития биологии.
Основные понятия
Эволюция. Факты, предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук.
Давать определение понятию эволюция.
Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.
Учебник, таблицы
Задания № 1,2 (Глава3, § 2).
§2.
5
Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.
Комбинированный
Сформировать знания о до дарвиновском периоде развития биологии.
Основные понятия
Эволюция. Факты, предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук.
Давать определение понятию эволюция.
Выявлять и описывать пред-посылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином
Учебник, таблицы
Фронтальный
§3
6
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
Комбинированный
Сформировать знания об искусственном отборе.
Селекция. Порода . Сорт. Изменчивость. Мутация .
Давать определения понятию искусственный отбор.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§4.
7
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.
Комбинированный урок.
Сформировать понятия естественного отбора, борьбы за существование, наследственной изменчивости.
Основные понятия
Естественный отбор Факты
Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы Проявление в природе естественного отбора.
Закономерности Положения учения Ч.Дарвина.
Давать определения понятию естественный отбор. Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§5
8
Формы естественного отбора.
Комбинированный
Продолжить формирование понятий естественного отбора, борьбы за существование, наследственной изменчивости.
Основные понятия
Естественный отбор Факты
Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды. Процессы Естественный отбор.
Давать определение основному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: Стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора.
Учебник, таблицы
Задания № 1,2,3,6 (Глава 4, §
7);
§6.
9
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.
Комбинированный
Сформировать знания о различных формах приспособленности организмов.
Основные понятия
Приспособленность вида
Мимикрия. Маскировка
Предупреждающая окраска Физиологические адаптации
Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естественного отбора.
Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.
Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.
Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.
Учебник, таблицы
Задания №1,3,5,7 (Глава 4, § 9);
§7.
10
Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование понятие приспособленности.
Основные понятия
Адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды).
Приспособительные особенности растений и животных.
Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность
приспособлений.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§8,9.
11
Вид, его критерии и структура.
Комбинированный урок.
Сформировать понятие вида, его критериев, популяции.
Основные понятия
Вид. Виды-двойники Ареал
Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида.
Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия «вид». Характеризовать критерии вида.
Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§10, записи в тетради.
12
Эволюционная роль мутаций
Комбинированный урок.
Сформировать понятия мутация, гетерозигота, гомозигота, генофонд.
Основные понятия
мутация, гетерозигота, гомозигота, генофонд
Уметь объяснять эволюционнную роль мутаций.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§11.
13
Главные направления эволюции.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о механизмах макроэволюции.
Основные понятия
Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Процессы макроэволюции.
Пути достижения биологического прогресса.
Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§12.
14
Общие закономерности биологической эволюции.
Комбинированный урок
Сформировать знания о биологической эволюции.
Основные понятия
Филогенез. Дивергенция. Конвергенция.
Давать определения поня-тиям : филогенез., дивергенция, конвергенция
Фронтальный
§13.
15
Зачет №1 «Учение об эволюции органического мира».
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Учение об эволюции органического мира».
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие.
Задания на установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Заполнение сравнительной таблицы. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
Владение знаниями по теме, умение их применять.
Учебник, таблицы
Фронтальный
16
Современные представления о происхождении жизни.
Комбинированный урок.
Сформировать знания об этапах развития жизни на Земле.
Основные понятия
Гипотеза. Коацерваты
Пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.
Давать определение термину- гипотеза.
Называть этапы развития жизни.
Характеризовать основные представления о возникновении жизни.
Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§14.
17
Начальные этапы развития жизни.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.
Основные понятия
Автотрофы. Гетеротрофы. Палеонтология Прокариоты
Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§15.
18
Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.
Основные понятия
Ароморфоз.
Растения и животные архея и протерозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных.
Давать определение термину- ароморфоз. Приводить примеры:
растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое;
ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое.
Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. "
Учебник, таблицы
Фронтальный
§16.
19
Жизнь в палеозойскую эру.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.
Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных.
Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§17
20
Жизнь в мезозойскую эру.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.
Основные понятия
Ароморфоз Идиоадаптации
Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных.. Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания.
Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадаптация.
Приводить примеры:
растений и животных, существовавших в мезозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое." Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§18
21
Жизнь в кайнозойскую эру.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.
Основные понятия
Ароморфоз Идиоадаптации
Давать определение терми-нам: ароморфоз, идиоадаптация.
Приводить примеры:
растений и животных, существовавших в кайнозое; ароморфозов у растений и животных в кайнозое
Учебник, таблицы
Фронтальный
§19
22
Происхождение человека.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о происхождении человека.
Антропология Антропогенез
Движущие силы антропогенеза Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека.
Давать определение терминам:
антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять:
место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§20.
23
Зачет №2 «Возникновение и развитие жизни на Земле».
Урок контроля ЗУН.
Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.
Владение знаниями по теме, умение их применять.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (12 часов)
24
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о химическом составе клетки.
Микроэлементы Макроэлементы.
Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли.
Вода, минеральные соли живых организмов.
Давать определение терминам: микроэлементы, макроэлементы.
Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§ 21.
25
Органические вещества, входящие в состав клетки.
Углеводы.Липиды.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки.
Основные понятия
Углеводы Липиды Гормоны
Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция).
Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть:
органические вещества клетки;
клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§ 22 , стр. 109-110.
26
Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки.
Нуклеиновые кислоты.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки.
Основные понятия
Белки, Гормоны Ферменты
Белки - биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая). Молекула белка.
Давать определение основным понятиям. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: функции белков; продукты, богатые белками; связь, образующую первичную структуру белка; вещество - мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§ 22 , стр. 108-110,111-112.
27
Пластический обмен. Биосинтез белков.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование знаний об обмене веществ в клетке
Основные понятия
Ген, Триплет, Генетический код Кодон, Транскрипция
Антикодон, Трансляция
Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизм транскрипции, механизм трансляции.
Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков).
Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть:
свойства генетического кода; >роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.
Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§23, записи в тетради.
28
Энергетический обмен.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование знаний об обмене веществ в клетке
Основные понятия
Гпиколиз. Брожение. Дыхание
Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологи-
Называть:
вещества - источники энергии;
продукты реакций этапов обмена веществ;
Локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§ 24.
29
Зачет №3 «Химическая организация клетки», «Обмен веществ».
Урок контроля ЗУН.
Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Химическая организация клетки», «Обмен веществ»
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.
Владение знаниями по теме, умение их применять.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
30
Прокариотическая клетка.
Комбинированный урок.
Сформировать знания об особенностях строения прокариотической клетки.
Основные понятия: Прокариоты. Клетки бактерий (готовые микропрепараты).
Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фото-синтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий. Клетки прокариот.
Спорообразование у бактерий.
Давать определение термину прокариоты.
Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.
Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§25.
31
Эукариотическая клетка.
Цитоплазма.
Комбинированный урок.
Сформировать знания об строении эукариотической клетки.
Основные понятия
Органоиды Цитоплазма
Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток.
Клеточная мембрана: двойной ли-пидный слой, расположение белков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.
Распознавать и описывать
на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.
способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать:
по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§ 26.
32
Эукариотическая
клетка.
Ядро.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки.
Основные понятия
Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип
Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом
Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. I Состояния хроматина: хромосомы,
Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра.
Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь
между особенностями строения и функций ядра.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§27.
33
Деление клеток.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о митозе, его фазах.
Основные понятия
Митотический цикл
Интерфаза. Митоз
Редупликация. Хроматиды
Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть:
процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§28
34
Клеточная теория строения организмов.
Комбинированный урок.
Познакомить с клеточной теорией строения организмов.
Основные понятия
Цитология
Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.
Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть:
жизненные свойства клетки;
признаки клеток различных систематических групп;
положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов.
Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§ 29. Подготовиться к зачету.
35
Зачет №4 "Строение и функции клеток".
Обобщающий урок.
Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме "Клетка".
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.
Задания с выбором ответов.
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
Задания на соответствие.
Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц.
Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
Владение знаниями по теме, умение их применять.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 часов)
36
Бесполое размножение.
Комбинированный урок
Сформировать знания о бесполом размножении организмов.
Основные понятия
Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы
Гермафродиты
Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.
Дать определение понятию
размножение. Называть:
>основные формы размножения; >виды полового и бесполого размножения; ^способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.
Характеризовать сущность полового и бесполого размножения.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§30.
37
Половое размножение. Развитие половых клеток.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о половом размножении организмов.
Основные понятия
Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.
Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции.
Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.
Узнавать и описывать по
рисунку строение половых клеток.
Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий.
биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§31.
38
Онтогенез. Эмбриональный период развития.
Комбинированный урок.
Сформировать знания об эмбриональном развитии организмов.
Основные понятия
Оплодотворение
Онтогенез
Эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закономерности. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра).
Давать определение понятий:
онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§ 32.
39
Онтогенез. Постэмбриональный период развития.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов.
Основные понятия
Постэмбриональный период
Постэмбриональный период развития.
Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие; постэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.
Процессы Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы.
Называть:
начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития.
Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§ 33.
40
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов.
Закономерности
Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра).
Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер).
Давать определение понятию
эмбриогенез. Называть:
начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития.
Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионального периода
Учебник, таблицы
Фронтальный
§34.
41
Зачет №5 «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Обобщающий урок.
Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.
Задания с выбором ответов.
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
Задания на соответствие.
Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц.
Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
Владение знаниями по теме, умение их применять.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (13 часов)
42
Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя.
Вводный урок.
Познакомить с основными понятиями генетики
Основные понятия
Аллельные гены Генетика Ген
Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гибридологического метода.
Моногибридное скрещивание.
Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод. Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.
Объяснять:
причины наследственности и изменчивости;
роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§ 35,36.
43
Законы Г.Менделя.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о первом законе Менделя
Основные понятия
Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак
Давать определения понятиям:
гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§37, стр. 176-180, записи в тетради.
44
Законы Г.Менделя (продолжение).
Комбинированный урок.
Сформировать знания о втором законе Менделя
Основные понятия
Генотип
Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание Фенотип. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1.
Описывать механизм проявления закономерностей дигиб-ридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: Содержание определений основных понятий: дигибридного скрещивания.
Составлять схему дигибридного скрещивания.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§37, стр.180-185, записи в тетради.
45
Сцепленное наследование генов. Генетика пола.
Комбинированный урок.
Сформировать знания об особенностях генетики пола.
Основные понятия
Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы .
Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом.
Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Закономерности Закон сцепленного наследования.
Давать определение термину
Аутосомы. Называть:
типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.
Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять:
причину соотношения полов 1:1;
причины проявления наследственных заболеваний человека.
Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§38,39,
записи в тетради.
46
Взаимодействие
генов.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о генотипе, как целостной системе.
Основные понятия
Аллельные гены Генотип Доминирование Фенотип
Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система).
Качественные и количественные признаки.
Давать определения терминам. Приводить примеры:
аллельного взаимодействия генов;
неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§40.
47
Решение генетических задач.
Комбинированный урок.
Закрепить умение решать генетические задачи.
Закономерности
Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследовании, сцепленном с полом.
Объяснять:
механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение;
возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи.
Учебник, таблицы
Фронтальный
48
Наследственная (генотипическая) изменчивость.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о наследственной изменчивости.
Основные понятия
Геном. Изменчивость Мутации. Мутаген. Полиплоидия.
Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости.
Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.
Синдром Дауна - геномная мутация человека.
Давать определение терминам изменчивость. Называть:
вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом;
основные формы изменчивости.
Различать наследственную и ненаследственную изменчивость.
Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§ 41.
49
Фенотипическая (модификационная) изменчивость.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о ненаследственной изменчивости.
Основные понятия
"Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции
Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости.
Процессы Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.
Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры:
ненаследственной изменчивости (модификаций); нормы реакции признаков; Зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.
Анализировать содержание определений основных понятий.
Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.
Характеризовать модифика-ционную изменчивость.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§42.
50
Изучение изменчивости.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о наследственной и ненаследственной изменчивости.
Факты
Проявления наследственной и ненаследственной изменчивости.
Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).
Учебник, таблицы
Фронтальный
Повторить §35-42.
51
Зачет №6 «Наследственность и изменчивость».
Обобщающий урок
Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Наследственность и изменчивость».
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.
Задания с выбором ответов.
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
Задания на соответствие.
Задания - незаконченные предложения.
Владение знаниями по теме, умение их применять.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
52
Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Вводный урок.
Сформировать знания о Центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Основные понятия
Селекция. Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции.
Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах.
Объекты Семейство Злаковые.
Закономерности Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
Называть практическое значение генетики.
Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий.
Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§ 43.
53
Методы селекции растений, животных.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о методах селекции.
Основные понятия
Гибридизация
Депрессия. Мутагенез
Порода. Сорт. Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная,* межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез.
Давать определения понятиям: порода, сорт. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений.
Характеризовать методы селекции растений и животных.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§44.
54
Селекция микроорганизмов.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование знаний о методах селекции.
Основные понятия
Биотехнология Штамм
Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Процессы
Микробиологический синтез.
Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§45.
РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов)
55
Структура биосферы.
Вводный урок.
Сформировать знания о структуре биосферы.
Основные понятия
Биосфера
Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.
Условия жизни.
Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Давать определение понятию
биосфера.
Называть:
признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§ 46.
56
Круговорот веществ в природе.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о круговороте веществ в природе.
Основные понятия
Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус
Фильтрация
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления пока вещества в пищевой сети.
Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать:
биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; Проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота. веществ в экосистеме. Характеризовать:
сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§ 47
57
История формирования сообществ живых организмов.
Комбинированный урок.
Сформировать знания об основных факторах, влияющих на процесс формирования сообществ живых организмов.
Основные понятия
История возникновения материков.
Типы взаимоотношений организмов.
Давать определение терминам:
Автотрофы,гетеротрофы,изоляция.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§48.
58
Биогеоценозы и биоценозы.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о биоценозах.
Основные понятия
Популяция. Биоценоз
Экосистема
Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистемы. Популяция - элемент экосистемы.
Классификация наземных экосистем.
Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.
Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть:
компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту);
признаки и свойства экосистемы.
Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.
Изучать процессы, происходящие в популяции. Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем;
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§ 49.
59
Абиотические факторы среды.
Комбинированный урок.
Сформировать знания об экологических факторах.
Основные понятия
Трофический уровень Автотрофы Гетеротрофы Пищевая сеть Пищевая цепь Поток вещества Поток энергии. Солнечный свет - энергетический ресурс экосистемы. Роль автотрофов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. Направления потока вещества в пищевой сети. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты..
Трофическая структура биоценоза. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.
Давать определение терминам: автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Приводить примеры организмов разных функциональных групп.
Составлять схемы пищевых цепей.
Объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§ 50.
60
Интенсивность действия факторов среды.
Комбинированный урок.
Сформировать знания об экологических факторах.
Основные понятия
Оптимум, предел выносливости, ограничивающий фактор.
Давать определение терминам: оптимум, предел выносливости, ограничивающий фактор.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§51.
61
Биотические факторы среды.
Комбинированный урок.
Продолжить формирование знаний о биоценозах.
Основные понятия
Биоценоз Цепь питания Правило экологической пирамиды Пирамида чисел Пирамида биомассы Сеть питания
Давать определение терминам:
Биоценоз, цепь питания, правило экологической пирамиды, пирамида чисел, пирамида биомассы, сеть питания
Учебник, таблицы
Фронтальный
§ 52.
62
Взаимоотношения между организмами.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о
взаимоотношениях между организмами.
Основные понятия
Конкуренция Хищничество Симбиоз Паразитизм
Типы взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество.
Давать определение терминам:
Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.
Типы взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество.
Учебник, таблицы
Фронтальный
§53.
63
Природные ресурсы и их использование.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о природных ресурсах и их использовании.
Основные понятия
Агроэкосистема Природные ресурсы
Давать определение термину агроэкосистема (агроценоз).
Приводить примеры:
Учебник, таблицы
Фронтальный
§ 54.
64
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о последствиях деятельности человека в экосистемах.
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды:
-загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; -загрязнение пресных вод, Мирового океана;
-антропогенное изменение почвы; -радиоактивное загрязнение биосферы;
Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
Анализировать и оценивать:
последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§55. Подготовить сообщения
65
Охрана природы и основы рационального природопользования.
Комбинированный урок.
Сформировать знания о рациональном природопользовании.
Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.
Называть:
Современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать: Последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
§56.
66
Зачет №7 «Биосфера»
Урок контроля ЗУН
Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Биосфера»
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.
Задания с выбором ответов.
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
Задания на соответствие.
Задания - незаконченные предложения.
Владение знаниями по теме, умение их применять.
Учебник, таблицы
Индивидуальный
67
Итоговая контрольная работа.
Урок контроля ЗУН
Проверка усвоения знаний за год
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.
Владеть знаниями по курсу биологии 9 класса.
Учебник, таблицы
Фронтальный
Резервное время- 1 час.
V. Планируемые результаты обучения
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
-
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
-
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
VI. Учебно-методические средства обучения
учебник:
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2012. - 288с;
методические пособия для учителя:
-
Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2008. - 128с;
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. - 138 с;
-
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2010;
дополнительная литература для учителя:
-
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009;
-
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2008;
-
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2010;
4)Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;
-
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2010;
-
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 2009;
-
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2008. - 216с;
для учащихся:
С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2012. -128с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Общие закономерности»
-
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2012.
-
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2012.
-
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2012.
-
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.