Рабочая программа по биологии 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Гимназия№4 г.Усть-Джегуты»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____от

«___» _________ 201__г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР «Гимназия № 4»

_____ /______________ /

ФИО

«___» _________ 201__г.


«Утверждено»

Директор

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 201__г.































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ


Харатоковой Хурлыки Кенженазаровны


по биологии для 9 класса


2014- 2015 учебный год


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе Государственного Федерального стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Био­логия. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной про­граммы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного со­держания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обуче­ния, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Учебник: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2012. - 288с;

Цели и задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;

  • социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  • формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;

  • способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.

Определение места и роли учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану, в 9 классе пре­дусматривается изучение биологии.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Авторская программа построена из расчета 70 часов, мной она переработана из расчета 68 часов

Формы организации учебного процесса:

Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля: Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

Метапредметными результатами освоения учащимися 9 класса программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


II. Учебно-тематическое планирование

Классы: 9а,9б,9в.

Учитель: Харатокова Хурлыка Кенженазаровна

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Разделы:

1. Введение - 1 час

2. Эволюция живого мира на Земле - 22 часа, зачетов - 2 часа.

3. Структурная организация живых организмов - 12 часов, зачетов - 2 часа.

4. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 6 часов, зачетов - 1 час.

5. Наследственность и изменчивость организмов - 13 часов, зачетов - 1 час.

6. Взаимоотношение среды и организма. Основы экологии - 14 часов, зачетов - 1 час.

III. Содержание рабочей программы

Тема

Количество часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Лабораторные работы

Зачеты

ВВЕДЕНИЕ

1

Место курса « Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли



ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

22

Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами.


2

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

12

Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.


2

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

6

Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.


1

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

13

Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.


1

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

14

Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.


1



IV. Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Наглядные пособия и технические средства

Формы контроля

Домашнее задание

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1


Биология - наука о жизни.

Вводный урок

Сформировать знания о

практическом применении достижений современной био­логии;

дифференциации и интегра­ции биологических наук. Умение объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

Основные понятия

Биология

"микология

"бриология

"палеоботаника

"биотехнология

"биофизика

"биохимия

"радиобиология

Биология как наука.

Процессы становления биологии как нау­ки.

Интеграция и дифференциация.

Давать определение терми­ну

биология.

Приводить примеры:

Практического применения достижений современной био­логии;

дифференциации и интегра­ции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельно­сти людей.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Стр.3-5

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (22 часа)

2


Многообразие живого мира. Основные свойства живых ор­ганизмов.

Комбинированный урок

Сформировать знания о свойствах живых организмов.

Основные понятия

Жизнь

Открытая система

Наследственность

Изменчивость

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организа­ции, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды,

Давать определение понятию

жизнь.

Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого.

Различать процессы обмена

Учебник, таблицы

Задания № 3,4, 6,7,8 (Раздел 1, Глава 1);

"Задание №9 (Раз­дел 1, Гпава1)

Глава 1.

3


Становление систематики.

Комбинированный

Сформировать знания о до дарвиновском периоде развития биологии.

Основные понятия

Таксон

Система

Иерархия

Факты

Уровни организации живой при­роды.

Краткая характеристика естест­венной системы классификации живых организмов. Царства жи­вой природы. Видовое разнообразие.

Давать определение термину

таксон. Называть:

уровни организации жизни и эле­менты, образующие уровень;

основные царства живой приро­ды; основные таксономические еди­ницы. Характеризовать естественную систему классификации живых ор­ганизмов. Определять принадлежность биологических объектов к опреде­ленной систематической группе.

Учебник, таблицы

Задания № 1,2, 3,4,5,6,7 (Глава 2, § 1)

§1.

4


Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

Комбинированный

Сформировать знания о до дарвиновском периоде развития биологии.

Основные понятия

Эволюция. Факты, предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естест­венных наук.

Давать определение поня­тию эволюция.

Выявлять и описывать пред­посылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Учебник, таблицы

Задания № 1,2 (Глава3, § 2).

§2.

5


Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

Комбинированный

Сформировать знания о до дарвиновском периоде развития биологии.

Основные понятия

Эволюция. Факты, предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук.

Давать определение понятию эволюция.

Выявлять и описывать пред-посылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином

Учебник, таблицы

Фронтальный

§3

6


Учение Ч.Дарвина об искусственном отбо­ре.

Комбинированный

Сформировать знания об искусственном отборе.

Селекция. Порода . Сорт. Изменчивость. Мутация .

Давать определения понятию искусственный отбор.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§4.

7


Учение Ч.Дарвина о естественном отбо­ре.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия естественного отбора, борьбы за существование, наследственной изменчивости.

Основные понятия

Естественный отбор Факты

Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы Проявление в природе естест­венного отбора.

Закономерности Положения учения Ч.Дарвина.

Давать определения поня­тию естественный отбор. Называть движущие силы эво­люции. Характеризовать сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эво­люции. Сравнивать по предложен­ным критериям естественный и искусственный отборы.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§5

8



Формы естественно­го отбора.

Комбинированный

Продолжить формирование понятий естественного отбора, борьбы за существование, наследственной изменчивости.

Основные понятия

Естественный отбор Факты

Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм есте­ственного отбора - изменения условий среды. Процессы Естественный отбор.

Давать определение основ­ному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: Стабилизирующего отбора; движущей формы естествен­ного отбора.

Учебник, таблицы

Задания № 1,2,3,6 (Глава 4, §

7);


§6.

9



Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

Комбинированный

Сформировать знания о различных формах приспособленности организмов.

Основные понятия

Приспособленность вида

Мимикрия. Маскировка

Предупреждающая окраска Физиологические адаптации

Приспособительные особенно­сти растений и животных. Многообразие адаптации.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естествен­ного отбора.

Раскрывать содержание по­нятия приспособленность ви­да к условиям окружающей сре­ды.

Называть основные типы при­способлений организмов к ок­ружающей среде. Приводить примеры приспо­собленности организмов к среде обитания.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Учебник, таблицы

Задания №1,3,5,7 (Глава 4, § 9);

§7.

10



Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование понятие приспособленности.

Основные понятия

Адаптация (приспособлен­ность вида к условиям окру­жающей среды).

Приспособительные особенно­сти растений и животных.

Выявлять и описывать раз­ные способы приспособленно­сти живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность

приспособлений.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§8,9.

11



Вид, его критерии и структура.

Комбинированный урок.

Сформировать понятие вида, его критериев, популяции.

Основные понятия

Вид. Виды-двойники Ареал

Критерии вида: морфологиче­ский, физиологический, генети­ческий, экологический, геогра­фический, исторический. Совокупность критериев - усло­вие обеспечения целостности и единства вида.

Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия «вид». Характеризовать критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для со­хранения целостности и единст­ва вида.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§10, за­писи в тетради.

12



Эволюционная роль мутаций

Комбинированный урок.

Сформировать понятия мутация, гетерозигота, гомозигота, генофонд.

Основные понятия

мутация, гетерозигота, гомозигота, генофонд

Уметь объяснять эволюционнную роль мутаций.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§11.

13



Главные направле­ния эволюции.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о механизмах макроэволюции.

Основные понятия

Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, деге­нерация.

Процессы макроэволюции.

Пути достижения биологического прогресса.

Давать определения поня­тиям: ароморфоз, идиоадап­тация, общая дегенерация Называть основные направ­ления эволюции. Описывать проявления ос­новных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§12.

14



Общие закономерности биологической эволюции.

Комбинированный урок

Сформировать знания о биологической эволюции.

Основные понятия

Филогенез. Дивергенция. Конвергенция.

Давать определения поня-тиям : филогенез., дивергенция, конвергенция


Фронтальный

§13.

15


Зачет №1 «Учение об эволюции органиче­ского мира».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Учение об эволюции органиче­ского мира».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Заполнение сравнительной таблицы. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Учебник, таблицы

Фронтальный


16


Современные пред­ставления о проис­хождении жизни.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об этапах развития жизни на Земле.

Основные понятия

Гипотеза. Коацерваты

Пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный эта­пы развития живой материи. Проблема доказательства совре­менной гипотезы происхождения жизни.

Давать определение терми­ну- гипотеза.

Называть этапы развития жиз­ни.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§14.

17


Начальные этапы развития жизни.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Автотрофы. Гетеротрофы. Палеонтология Прокариоты

Давать определения основ­ным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, ана­эробы, прокариоты, эукариоты.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§15.

18



Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Ароморфоз.

Растения и животные архея и протерозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные па­поротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появле­ние двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у жи­вотных.

Давать определение терми­ну- ароморфоз. Приводить примеры:

растений и животных, суще­ствовавших в протерозое и па­леозое;

ароморфозов у растений и животных в протерозое и па­леозое.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. "

Учебник, таблицы

Фронтальный

§16.

19



Жизнь в палеозойскую эру.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных.

Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§17

20



Жизнь в ме­зозойскую эру.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Ароморфоз Идиоадаптации

Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных.. Господство голосеменных расте­ний. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания.


Давать определение терми­нам: ароморфоз, идиоадапта­ция.

Приводить примеры:

растений и животных, суще­ствовавших в мезозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое." Объяснять причины появле­ния и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§18

21



Жизнь в кайнозойскую эру.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Ароморфоз Идиоадаптации

Давать определение терми-нам: ароморфоз, идиоадаптация.

Приводить примеры:

растений и животных, существовавших в кайнозое; ароморфозов у растений и животных в кайнозое

Учебник, таблицы

Фронтальный

§19

22



Происхождение человека.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о происхождении человека.

Антропология Антропогенез

Движущие силы антропогенеза Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство про­исхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека.

Давать определение терми­нам:

антропология, антропогенез. Называть признаки биологи­ческого объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта «Чело­век» к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять:

место и роль человека в при­роде; родство человека с млекопи­тающими животными; родство, общность происхож­дения и эволюцию человека.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§20.

23



Зачет №2 «Возникновение и развитие жизни на Земле».

Урок контроля ЗУН.

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Учебник, таблицы

Индивидуальный


РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (12 часов)

24



Неорга­нические вещества, входящие в состав клетки.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о химическом составе клетки.

Микроэлементы Макроэлементы.

Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в обра­зование неорганических и органи­ческих веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли.

Вода, минеральные соли живых организмов.

Давать определение терми­нам: микроэлементы, макроэле­менты.

Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические ве­щества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организаци­ей молекул воды и ее свойст­вами. Характеризовать: биологическое значение мак­ро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение со­лей неорганических кислот.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§ 21.

25



Органические веще­ства, входящие в состав клетки.

Углеводы.Липиды.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки.

Основные понятия

Углеводы Липиды Гормоны

Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный ма­териал, информационная функция).

Приводить примеры ве­ществ, относящихся к углево­дам и липидам. Называть:

органические вещества клет­ки;

клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§ 22 , стр. 109-110.

26



Органические веще­ства, входящие в состав клетки. Белки.

Нуклеиновые кислоты.

Урок обобщения и сис­тематизации знаний.

Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки.

Основные понятия

Белки, Гормоны Ферменты

Белки - биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (струк­турная, каталитическая, двигатель­ная, транспортная, защитная, энер­гетическая). Молекула белка.

Давать определение основ­ным понятиям. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: функции белков; продукты, богатые белками; связь, образующую первич­ную структуру белка; вещество - мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функ­ции.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§ 22 , стр. 108-110,111-112.

27



Пластический обмен. Биосинтез белков.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний об обмене веществ в клетке

Основные понятия

Ген, Триплет, Генетический код Кодон, Транскрипция

Антикодон, Трансляция

Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организ­мов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического ко­да: избыточность, специфичность, универсальность. Механизм транскрипции, механизм трансляции.

Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной ин­формации в клетке (биосинтез бел­ков).

Давать определение терми­нам: ассимиляция, ген. Называть:

свойства генетического кода; >роль и-РНК, т-РНК в биосин­тезе белка.

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транс­крипция, трансляция. Объяснять сущность генети­ческого кода. Описывать процесс биосинте­за белка по схеме.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§23, записи в тет­ради.

28



Энергетический об­мен.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний об обмене веществ в клетке

Основные понятия

Гпиколиз. Брожение. Дыхание

Дыхание. Обеспечение клетки энер­гией в процессе дыхания. Биологи-

Называть:

вещества - источники энер­гии;

продукты реакций этапов об­мена веществ;

Локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§ 24.

29



Зачет №3 «Химическая организация клетки», «Обмен веществ».

Урок контроля ЗУН.

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Химическая организация клетки», «Обмен веществ»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Учебник, таблицы

Индивидуальный


30



Прокариотическая клетка.


Комбинированный урок.

Сформировать знания об особенностях строения прокариотической клетки.

Основные понятия: Прокариоты. Клетки бактерий (готовые микро­препараты).

Строение прокариот: плазматиче­ская мембрана, складчатая фото-синтезирующая мембрана, склад­чатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды дви­жения. Отсутствие органоидов: ЭПС, мито­хондрий и пластид. Значение образования спор у бак­терий. Клетки прокариот.

Спорообразование у бактерий.

Давать определение терми­ну прокариоты.

Узнавать и различать по не­мому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Распознавать по немому ри­сунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описы­вать особенности клеток бак­терий.


Учебник, таблицы

Фронтальный

§25.

31



Эукариотическая клетка.

Цитоплазма.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об строении эукариотической клетки.

Основные понятия

Органоиды Цитоплазма

Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клет­ки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метабо­лизме клеток. Особенности строения раститель­ных клеток.

Клеточная мембрана: двойной ли-пидный слой, расположение бел­ков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.

Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

способы проникновения ве­ществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточ­ных включений. Отличать:

по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток.


Учебник, таблицы

Фронтальный

§ 26.

32



Эукариотическая

клетка.

Ядро.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки.

Основные понятия

Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип

Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом

Функции ядра: деление клетки, ре­гуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клет­ках различных организмов. I Состояния хроматина: хромосомы,

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра.

Анализировать содержание предлагаемых в тексте опреде­лений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь

между особенностями строения и функций ядра.


Учебник, таблицы

Фронтальный

§27.

33



Деление клеток.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о митозе, его фазах.

Основные понятия

Митотический цикл

Интерфаза. Митоз

Редупликация. Хроматиды

Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть:

процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§28





34



Клеточная теория строения организмов.

Комбинированный урок.

Познакомить с клеточной теорией строения организмов.

Основные понятия

Цитология

Клетка - основная структурная и функциональная единица организ­мов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единст­ва живой природы.

Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Приводить примеры орга­низмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть:

жизненные свойства клетки;

признаки клеток различных систематических групп;

положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов.

Находить в биологических словарях и справочниках зна­чение термина теория. Объяснять общность проис­хождения растений и животных. Доказывать, что клетка - жи­вая структура.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§ 29. Подгото­виться к зачету.

35



Зачет №4 "Строение и функции клеток".

Обобщающий урок.

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме "Клетка".

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Учебник, таблицы

Индивидуальный


РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 часов)

36



Беспо­лое размножение.

Комбинированный урок

Сформировать знания о бесполом размножении организмов.

Основные понятия

Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы

Гермафродиты

Размножение. Половое и беспо­лое размножение. Бесполое раз­множение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

Дать определение понятию

размножение. Называть:

>основные формы размноже­ния; >виды полового и беспо­лого размножения; ^способы вегетативного раз­множения растений. Приводить примеры расте­ний и животных с различными формами и видами размноже­ния.

Характеризовать сущность полового и бесполого размно­жения.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§30.


37



Половое размноже­ние. Развитие поло­вых клеток.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о половом размножении организмов.

Основные понятия

Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое зна­чение.

Оплодотворение, его биологиче­ское значение. Объекты Половые клетки: строение, функ­ции.

Образование половых клеток (га­метогенез). Осеменение. Оплодо­творение.

Узнавать и описывать по

рисунку строение половых кле­ток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток. Вы­делять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных поня­тий.

биологическое значение по­лового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§31.

38



Онтогенез. Эмбрио­нальный период раз­вития.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об эмбриональном развитии организмов.

Основные понятия

Оплодотворение

Онтогенез

Эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Он­тогенез и его этапы. Эмбриональ­ное и постэмбриональное разви­тие организмов. Дробление. Гаструляция. Органо­генез. Закономерности. Закон зародышевого сходства (за­кон К. Бэра).

Давать определение поня­тий:

онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оцени­вать: воздействие факторов среды на эмбриональное раз­витие организмов; факторы риска, воздействую­щие на здоровье.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§ 32.

39



Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов.

Основные понятия

Постэмбриональный период

Постэмбриональный период раз­вития.

Формы постэмбрионального пе­риода развития. Прямое и непрямое развитие; по­стэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.

Процессы Изменение организма при постэм­бриональном развитии: рост, раз­витие половой системы.

Называть:

начало и окончание постэм­брионального развития; >виды постэмбрионального развития.

Приводить примеры живот­ных с прямым и непрямым по­стэмбриональным развитием.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§ 33.

40



Общие закономерно­сти развития. Биогенетический закон.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов.

Закономерности

Закон зародышевого сходства (за­кон К. Бэра).

Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер).

Давать определение понятию

эмбриогенез. Называть:

начало и окончание постэм­брионального развития; >виды постэмбрионального развития.

Приводить примеры живот­ных с прямым и непрямым по­стэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионального периода

Учебник, таблицы

Фронтальный

§34.

41



Зачет №5 «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Обобщающий урок.

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Учебник, таблицы

Индивидуальный


РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (13 часов)

42



Основные понятия генетики. Гибридоло­гический метод изу­чения наследствен­ности Г.Менделя.

Вводный урок.

Познакомить с основными понятиями генетики

Основные понятия

Аллельные гены Генетика Ген

Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наслед­ственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гиб­ридологического метода.

Моногибридное скрещивание.

Давать определения поня­тиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод. Называть признаки биологи­ческих объектов - генов и хро­мосом. Характеризовать сущность биологических процессов на­следственности и изменчиво­сти.

Объяснять:

причины наследственности и изменчивости;

роль генетики в формирова­нии современной естественно­научной картины мира, в прак­тической деятельности людей. Объяснять значение гибридо­логического метода Г.Менделя.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§ 35,36.


43



Законы Г.Менделя.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о первом законе Менделя

Основные понятия

Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак

Давать определения поня­тиям:

гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§37, стр. 176-180, записи в тетради.

44



Законы Г.Менделя (продолжение).

Комбинированный урок.

Сформировать знания о втором законе Менделя

Основные понятия

Генотип

Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание Фенотип. Условия проявления закона неза­висимого наследования. Соотношение генотипов и фено­типов при проявлении закона не­зависимого наследования: 9:3:3:1.

Описывать механизм прояв­ления закономерностей дигиб-ридного скрещивания. Называть условия закона не­зависимого наследования. Анализировать: Содержание определений ос­новных понятий: дигибридного скрещи­вания.

Составлять схему дигибрид­ного скрещивания.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§37, стр.180-185, записи в тетради.

45



Сцепленное наследование генов. Генетика пола.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об особенностях генетики пола.

Основные понятия

Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы .

Наследственность - свойство ор­ганизмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследова­ние признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по при­знаку определения пола. Наследование признаков, сцеп­ленных с полом.

Закономерности Закон сцепленного наследования.

Давать определение терми­ну

Аутосомы. Называть:

типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дро­зофилы.

Приводить примеры наслед­ственных заболеваний, сцеп­ленных с полом. Объяснять:

причину соотношения полов 1:1;

причины проявления наслед­ственных заболеваний челове­ка.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и гено­типов, вероятность проявления признака в потомстве.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§38,39,

записи в тет­ради.


46



Взаимодействие

генов.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о генотипе, как целостной системе.

Основные понятия

Аллельные гены Генотип Доминирование Фенотип

Генотип - система взаимодейст­вующих генов (целостная систе­ма).

Качественные и количественные признаки.

Давать определения терми­нам. Приводить примеры:

аллельного взаимодействия генов;

неаллельного взаимодейст­вия генов. Называть характер взаимо­действия неаллельных генов. Описывать проявление мно­жественного действия гена.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§40.

47



Решение генетиче­ских задач.

Комбинированный урок.

Закрепить умение решать генетические задачи.

Закономерности

Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании; при неполном до­минировании; наследовании, сце­пленном с полом.

Объяснять:

механизмы передачи призна­ков и свойств из поколения в поколение;

возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетиче­ские задачи.

Учебник, таблицы

Фронтальный


48


Наследственная (генотипическая) измен­чивость.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о наследственной измен­чивости.

Основные понятия

Геном. Изменчивость Мутации. Мутаген. Полиплоидия.

Изменчивость - свойство орга­низмов. Основные формы измен­чивости.

Виды мутаций по степени измене­ния генотипа: генные, хромосом­ные, геномные.

Синдром Дауна - геномная мута­ция человека.

Давать определение терми­нам изменчивость. Называть:

вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромо­сом;

основные формы изменчиво­сти.

Различать наследственную и ненаследственную изменчи­вость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мута­ций.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§ 41.

49



Фенотипическая (модификационная) из­менчивость.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о ненаследственной измен­чивости.

Основные понятия

"Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции

Изменчивость - свойство орга­низмов. Зависимость проявления действия генов от условий внеш­ней среды. Ненаследственная из­менчивость. Характеристики модификационной изменчивости.

Процессы Наследование способности про­являть признак в определенных условиях.

Давать определение терми­ну изменчивость. Приводить примеры:

ненаследственной изменчи­вости (модификаций); нормы реакции признаков; Зависимости проявления нор­мы реакции от условий окру­жающей среды.

Анализировать содержание определений основных поня­тий.

Объяснять различие феноти­пов растений, размножающихся вегетативно.

Характеризовать модифика-ционную изменчивость.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§42.

50



Изучение изменчи­вости.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о наследственной и ненаследственной измен­чивости.

Факты

Проявления наследственной и ненаследственной изменчивости.

Выявлять и описывать раз­ные формы изменчивости орга­низмов (наследственную и не­наследственную).

Учебник, таблицы

Фронтальный

Повторить §35-42.

51



Зачет №6 «Наследствен­ность и изменчи­вость».

Обобщающий урок

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Наследствен­ность и изменчи­вость».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания - незаконченные предложения.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Учебник, таблицы

Индивидуальный


52



Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Вводный урок.

Сформировать знания о Центрах многообразия и про­исхождения культур­ных растений.

Основные понятия

Селекция. Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции.

Процессы Независимое одомашнивание близ­ких растений в различных центрах.

Объекты Семейство Злаковые.

Закономерности Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных расте­ний.

Называть практическое зна­чение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных поня­тий.

Характеризовать роль уче­ния Н. И. Вавилова для разви­тия селекции.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§ 43.

53



Методы селекции растений, животных.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о методах селекции.

Основные понятия

Гибридизация

Депрессия. Мутагенез

Порода. Сорт. Основные методы селекции расте­ний и животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: мас­совый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная,* межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез.

Давать определения поня­тиям: порода, сорт. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений.

Характеризовать методы селекции растений и животных.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§44.

54



Селекция микроорга­низмов.


Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о методах селекции.

Основные понятия

Биотехнология Штамм

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селек­ции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производст­ва, медицинской, микробиологиче­ской и других отраслей промыш­ленности.

Процессы

Микробиологический синтез.

Давать определение поня­тиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры исполь­зования микроорганизмов в микробиологической промыш­ленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности лю­дей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§45.

РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов)

55



Структура биосферы.

Вводный урок.

Сформировать знания о структуре биосферы.

Основные понятия

Биосфера

Биосфера - глобальная экосисте­ма. Границы биосферы. Компонен­ты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распростране­ние и роль живого вещества в био­сфере.

Условия жизни.

Учение В. И. Вернадского о био­сфере.

Давать определение понятию

биосфера.

Называть:

признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое ве­щество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологиче­ского разнообразия в сохране­нии биосферы.

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§ 46.

56



Круговорот веществ в природе.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о круговороте веществ в природе.

Основные понятия

Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус

Фильтрация

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократ­ное использование биогенных эле­ментов. Трофический уровень. На­правления пока вещества в пище­вой сети.

Роль производителей, потребите­лей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговоро­те веществ в природе.

Называть вещества, исполь­зуемые организмами в процес­се жизнедеятельности. Описывать:

биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; Проявление физико-химического воздействия орга­низмов на среду. Объяснять значение кругово­рота. веществ в экосистеме. Характеризовать:

сущность круговорота ве­ществ и превращения энергии в экосистемах;

роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§ 47

57



История формирования сообществ живых организмов.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об основных факторах, влияющих на процесс формирования сообществ живых организмов.

Основные понятия

История возникновения материков.

Типы взаимоотношений организмов.

Давать определение терми­нам:

Автотрофы,гетеротрофы,изоляция.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§48.

58



Биогеоценозы и био­ценозы.


Комбинированный урок.

Сформировать знания о биоценозах.

Основные понятия

Популяция. Биоценоз

Экосистема

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусст­венные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и мор­фологическая структуры экосисте­мы. Популяция - элемент экоси­стемы.

Классификация наземных экоси­стем.

Свойства экосистемы: обмен ве­ществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообра­зие.

Давать определение поня­тиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть:

компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популя­ций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту);

признаки и свойства экоси­стемы.

Приводить примеры естест­венных и искусственных сооб­ществ.

Изучать процессы, происхо­дящие в популяции. Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем;

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§ 49.

59



Абиотические факторы среды.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об экологических факторах.

Основные понятия

Трофический уровень Автотрофы Гетеротрофы Пищевая сеть Пищевая цепь Поток вещества Поток энергии. Солнечный свет - энергетический ресурс экосистемы. Роль автотрофов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. На­правления потока вещества в пи­щевой сети. Функциональные группы организ­мов в биоценозе: продуценты, про­изводители, редуценты..

Трофическая структура биоценоза. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.

Давать определение терми­нам: автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Приводить примеры орга­низмов разных функциональ­ных групп.

Составлять схемы пищевых цепей.

Объяснять направление пото­ка вещества в пищевой сети. Характеризовать роль орга­низмов (производителей, по­требителей, разрушителей ор­ганических веществ) в потоке веществ и энергии.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§ 50.

60



Интенсивность действия факторов среды.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об экологических факторах.

Основные понятия

Оптимум, предел выносливости, ограничивающий фактор.

Давать определение терминам: оптимум, предел выносливости, ограничивающий фактор.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§51.

61



Биотические факто­ры среды.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о биоценозах.

Основные понятия

Биоценоз Цепь питания Правило экологической пирамиды Пирамида чисел Пирамида биомассы Сеть питания

Давать определение терми­нам:

Биоценоз, цепь питания, правило экологической пирамиды, пирамида чисел, пирамида биомассы, сеть питания

Учебник, таблицы

Фронтальный

§ 52.

62



Взаимоотношения между организмами.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о

взаимоотношениях между организмами.

Основные понятия

Конкуренция Хищничество Симбиоз Паразитизм

Типы взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество.

Давать определение терминам:

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Типы взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество.

Учебник, таблицы

Фронтальный

§53.

63



Природные ресурсы и их использование.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о природных ресурсах и их использовании.

Основные понятия

Агроэкосистема Природные ресурсы

Давать определение терми­ну агроэкосистема (агроценоз).

Приводить примеры:

Учебник, таблицы

Фронтальный

§ 54.

64



Последствия хозяйственной дея­тельности человека для окружающей среды.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о последствиях дея­тельности человека в экосистемах.

Последствия хозяйственной дея­тельности человека для окружаю­щей среды:

-загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; -загрязнение пресных вод, Мирово­го океана;

-антропогенное изменение почвы; -радиоактивное загрязнение био­сферы;

Называть антропогенные факторы воздействия на био­ценозы.

Анализировать и оцени­вать:

последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступ­ков на живые организмы и эко­системы;

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§55. Подготовить сообщения

65



Охрана природы и основы рационального природопользования.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о рациональном природопользовании.

Экологические проблемы (парнико­вый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загряз­нение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

Называть:

Современные глобальные эко­логические проблемы; антропогенные факторы, вы­зывающие экологические про­блемы. Анализировать и оцени­вать: Последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступ­ков на живые организмы и эко­системы.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

§56.

66



Зачет №7 «Биосфера»

Урок контроля ЗУН

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Биосфера»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания - незаконченные предложения.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Учебник, таблицы

Индивидуальный


67



Итоговая контроль­ная работа.

Урок контроля ЗУН

Проверка усвоения знаний за год

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Владеть знаниями по курсу биологии 9 класса.

Учебник, таблицы

Фронтальный


Резервное время- 1 час.

V. Планируемые результаты обучения

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

VI. Учебно-методические средства обучения

учебник:

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2012. - 288с;

методические пособия для учителя:

  1. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое посо­бие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2008. - 128с;

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. - 138 с;

  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дро­фа, 2010;

дополнительная литература для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009;

  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2008;

  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2010;

4)Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;

  1. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био­логия». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2010;

  2. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Про­свещение, 2009;

  3. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2008. - 216с;

для учащихся:

С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Ра­бочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2012. -128с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Общие закономерности»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2012.

  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2012.

  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2012.

  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.


© 2010-2022