• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»

Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»

Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока: проверка домашнего задания, изучение нового, закрепления и развития знаний, умений и навыков. Учащимися уже освоены основные понятия данной темы - изучены стадии эволюции древнейших и древних людей, доказательства эволюционного происхождения человека. При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, последовательности.       Эта тема содержит в себе много инт...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Ютановский агромеханический техникум



Методическая разработка открытого урока по биологии

«Антропогенез и основные его стадии»



Преподаватель биологии

Прокофьева Татьяна Петровна







Тема урока: Антропогенез и основные его стадии.

Цель урока: обеспечить учащихся прочными знаниями доказательств происхождения человека от животных, о родстве человека с животными; формировать умения доказывать происхождение человека от животных; проводить сравнение человека и животных и делать вывод о биологической сущности человека.

Оборудование:

Мультимедийный материал по данной теме

Раздаточный материал (приложение)

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала 1. Формы видообразования 2. Фенотипическая изменчивость. 3. Генотипическая изменчивость

  3. Изучение новой темы

  1. История изучения вопроса происхождения человека

  2. Систематическое положение человека

  3. Доказательства происхождения человека от животных

  4. Эволюция человека - антропогенез

  5. Основные стадии антропогенеза

IV. Закрепление знаний по теме Заполнение таблицы

V. Домашнее задание

Ход урока:

Природа! Человек - твоё творение,

И этой чести у тебя не отберут,

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд.

С. Щипачёв

1. На протяжении 35-40 тыс. лет - времени существования на Земле человека современного типа сделаны великие открытия и достигнут выдающийся технический прогресс. Нет пределов человеческому разуму, и мир может стать в ближайшие годы или десятилетия свидетелем новых замечательных открытий и новых достижений. Естественно спросить: как возник этот вид?

Ещё К.Линней в 18 в. впервые отвёл человеку место в отряде приматов класса млекопитающих и дал ему видовое название гомо сапиенс - человек разумный. Показав на основе сходства строения тела систематическое положение человека как представителя царства животных, К.Линней сделал важнейший шаг для решения вопроса о происхождении человека. Этот вопрос в 19в. разработал Ч.Дарвин и его последователи Т.Гексли, Э. Геккель и Э.Дюбуа.

2.Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении:

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Подотряд Обезьяны

Секция Узконосые

Надсемейство Высшие узконосые, или Гоминиды

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек разумный - таково наше положение в системе органического мира.

Человек - представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому родствен рыбам, земноводным, пресмыкающимся и птицам.

3. Заполняем таблицу: О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина - Т.Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.

Черты сходства человека и человекообразных обезьянМетодическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»

Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»

Анатомические, физиологические и генетические признаки

Функционирование нервной системы, психические качества

- большое сходство в строении - способность переживать

скелета и внутренних органов; - сходные эмоции (радость,

- похожие зубы; гнев, страх);

- наличие ногтей; - высокая способность к

- общие болезни; обучению;

- сходное число хромосом; - хорошая память;

- близкий химический состав крови; - способность накапливать

- сходный аминокислотный состав. жизненный опыт;

- сложные формы заботы

о потомстве.

Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и существенные различия, в большей степени обусловленные приспособленностью человека к прямохождению.

Черты человекообразных обезьян, отличающие их от человека

Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»

Анатомические, физиологические и генетические признаки

Функционирование нервной системы, психические качества

- объём мозга примерно - уровень развития сознания ниже;

600 см³( у человека 1600см³); - используемые орудия, самостоятельно

-менее развиты извилины, не изготавливаются;

борозды и кора больших полушарий; - менее выражена способность к отвлечен-

-длинные передние конечности; ному мышлению;

-кисти рук крюкообразные; - отсутствует членораздельная речь;

- хватательный тип стопы; - не накапливают и не передают опыт;

- развит лицевой отдел; -отсутствие целенаправленной и коллек-

- выражены надбровные дуги; тивной трудовой деятельности;

- стопа не образует свод; - большая зависимость от условий

- таз не широкий среды и естественного отбора.

- отличия по числу хромосом;

- биохимический состав не полностью

идентичен.

4.Биологическую теорию происхождения человека разработал Ч.Дарвин. В книгах «Происхождение человека и половой отбор», « О выражении эмоций у человека и животных» он приходит к выводу, что человек - неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Распространив на человека основные положения эволюционной теории, Ч.Дарвин проблему происхождения человека ввёл в русло естественнонаучных исследований. Прежде всего он доказал происхождение человека «от нижестоящей животной формы» Тем самым человек был включён в общую цепь эволюционных изменений живой природы, протекавших на Земле в течение сотен миллионов лет. Однако Ч.Дарвин этим не ограничился. На основании сравнительно анатомических, эмбриологических данных, указывающих на огромное сходство человека и человекообразных обезьян, он обосновал идею их родства, а следовательно, и общности их происхождения от древнего исходного предка. Так родилась симиальная (обезьянья) теория антропогенеза.

Согласно теории человек и современные человекообразные обезьяны произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представляющие собой, по мнению Ч.Дарвина, ископаемое обезьяноподобное существо. Немецкий учёный Э.Геккель назвал недостающую переходную форму питекантропом. В 1891 году голландский антрополог Э.Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. За истекшее столетие были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ - промежуточных между обезьяньим предком и современным человеком.

5. Основные стадии антропогенеза.(Учащиеся делают схему в тетради) Используя параграф 70 учебника, дайте сравнительную характеристику предков современного человека на разных стадиях развития. (заполняют таблицу). Название стадии Хронологический возраст Места находок Особен. строения

1.Австралопитеки

2.Древнейшие люди

3.Древние люди

4.Люди современного анатомического типа

Выводы: - Почему древнейших людей отнесли к подроду обезьянолюдей (питекантроп - обезьяночеловек). (Сходство строения головного мозга, рост, отсутствие речи). Какова причина сходства? (Образ жизни).

- Почему кроманьонец более развит в социальном плане, чем неандерталец? Какова причина такого различия? (Образ жизни).

О том, что эволюция человека имеет место можно судить и по изменению в строении черепа. Определите, каковы различия в строении черепа антропоидов? О чем говорит наличие подбородочного выступа у кроманьонца?

Черты строения и признаки человека разумного

1. Древесный, лазающий, прыгающий с помощью хватательных движений Первый палец в кисти противопоставлен остальным; Развитие плечевого пояса, позволяющего совершать движения в размахом 180?; Грудная клетка широкая и уплощенная в спинно-брюшном направлении.

2. Передвижение в разных направлениях с меняющейся скоростью Высокое развитие двигательных отделов мозга

3. Прыжки на большие расстояния Сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения

4. Уменьшение численности потомства, в связи с жизнью на деревьях Тщательный уход за потомством

5. Жизнь в стаде Защита от врагов

6. Закрепление знаний по теме. Использование тестовой проверки, схем, таблиц.

7. Домашнее задание: конспект лекции, параграф 69-70 учебника, вопросы к параграфу.





















приложение

Доказательства происхождения человека от животных

Физиологические

Эмбриологические

Палеонтологические

Биохимические

Принципиальное сход­ство процессов, проте­кающих в организмах человека и животных

Сходные этапы зароды­шевого развития чело­века и животных

Сходство химического состава внутриклеточ­ной среды у человека и животных

Сравнительно-анатомические

Генетические

Единый план строения тел человека и живот­ных, наличие у чело­века рудиментов и ата­визмов

Сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьянМетодическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»

Находки останков древ­них человекоподобных существ

Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»



Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»
















Приложение


Заполните таблицу. Укажите черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

Сходство

Отличие

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9.

9.

10.

10.

11.

11.

12.

12.

приложение

Методическая разработка открытого урока по биологии «Антропогенез и основные его стадии»


1. Первая научная гипотеза о происхождении человека была разработана:

  1. К.Линнеем;

  2. Ч.Дарвином;

  3. Ж.-Б. Ламарком

  4. Э.Геккелем

2.Впервые научно доказал происхождение человека от древних человекообразных обезьян:

  1. К.Линней;

  2. Ж.-Б. Ламарк; 3)4. Дарвин;

4) Ф.Энгельс.

3.Вторая сигнальная система присуща:

  1. птицам;

  2. приматам;

  3. человеку;

  4. всем млекопитающим

4.Взгляды на происхождение человека изложены в работе Ч. Дарвина:

  1. «Жизнь Эразма Дарвина»;

  2. «Система природы»;

  3. «ФиЛОСОфИЯ ЗООЛОГИИ»;

  4. «Происхождение человека и половой отбор»;

  5. «Выражение эмоций у животных и человека».

5. О сходстве человека и человекоподобных обезьян свидетельствует ( а -сходство ранних стадий эмбриогенеза; б-хватательный тип стопы ; в- количество хромосом ; г-длинные передние конечности ; д-сходство строении головного мозга ; ж-одинаковые группы крови):

  1. а, д , ж;

  2. б, в, д,

  3. а, г, д.

6. Движущимися силами антропогенеза Ч. Дарвина считал:

  1. влияние упражнений на эволюцию органов;

  2. прямое воздействие среды;

  3. наследственность и изменчивость

  4. естественный отбор;

5)1+2+46)1+3+4

6 К рудиментам у человека относятся (а - аппендикс; б-волосатость лица ; в - зубы мудрости; г-копчик; д-многососковость ;Ж-третье веко ; з-ушная мышца ):

  1. а, б, Г;

  2. а, г, ж;

  3. б, в, з.

© 2010-2022