Урок по биологии на тему Генная инженерия

Предмет: биология Учитель биологии: Ержанова Ж. А. Тип урока: изучение нового материала Форма работы: работа в группе, использование технологии развития критического мышления Методы: словесные, словесно-наглядные Приемы и стратегии: «Картинка», «ЗХУ», «Я.ТЫ.МЫ»  понятийное колесо Ресурсы: компьютер, электронная презентация «Генная инженерия», раздаточный материал, учебник «Общая биология 10 класс» Цель  урока: познакомиться с основными направлениями генной инженерии. Задачи: •        познаком...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока биологии

на тему «Генная инженерия» в 10 классе

Предмет: биология

Учитель биологии: Ержанова Ж. А.

Тип урока: изучение нового материала

Форма работы: работа в группе, использование технологии развития критического мышления

Методы: словесные, словесно-наглядные

Приемы и стратегии: «Картинка», «ЗХУ», «Я.ТЫ.МЫ» понятийное колесо

Ресурсы: компьютер, электронная презентация «Генная инженерия», раздаточный материал, учебник «Общая биология 10 класс»

Цель урока: познакомиться с основными направлениями генной инженерии.

Задачи:

• познакомить учащихся с основными задачами и направлениями генной инженерии, механизмом работы с генами, использованием результатов науки на практике;

• развивать умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы; развивать навыки работы в группе.

• воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Ход урока:

Стадия вызова:

Деление на группы: стратегия «Картинка». Каждый ученик получает картинку, с помощью одинаковых картинок образуется 4 группы.

Рассказ - анекдот: «Скрестили японцы арбуз с блохой. Разрезаешь арбуз, а из него семечки выпрыгивают». Когда-то этот анекдот казался очень смешным. Кто бы мог предположить, что он может стать реальностью! Во всяком случае ученые уже встроили в ДНК помидора ген арктической камбалы. Правда, овощ не машет хвостиком и не уплывает от покупателя, зато столь же легко переносит холода, как и глубоководная северная рыба.

Мы уже знаем, что такое ген. Генами люди научились управлять: их режут, дробят, сшивают, извлекают из ДНК, переставляют в другие места и манипулируют другими способами. Наука, которая этим занимается, называется «генная инженерия». Генная инженерия - это направление биологической инженерии, которое будет являться предметом исследования на нашем уроке.

Основные задачи урока - изучить методы работы генной инженерии, узнать каких высот она достигла, и, главное, решить один очень важный вопрос: «А нужно ли нам это?» Но прежде я предлагаю вам выполнить задание: заполнить таблицу ЗХУ (приложение1). Шаблон таблиц раздается перед началом урока каждому ученику или можно начертить таблицу в рабочей тетради. Ваша задача - записать в первую часть таблицы, что Вам известно о генной инженерии.

Знаю

Хочу узнать

узнал

Генная инженерия

Спрашиваем одного ученика от каждой группы и делает соответствующие записи на доске (составляется общая таблица ЗХУ на доске - заполняется первая колонка). Итак, у детей складывается общее представление о генной инженерии.

Какие темы «генной инженерии» вам бы хотелось еще изучить?

Ученики записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, изучив данную тему, и фиксируют их в своей таблице. Каждая группа обсуждает свои вопросы и один из них предлагает всему классу (так заполняется вторая колонка таблицы ЗХУ на доске).

Стадия осмысления:

Предлагаем ученикам поискать ответы на свои вопросы, поработав раздаточным материалом (Приложение 2).

Каждая группа получает разный материал по вопросам генной инженерии. Вам необходимо записать найденные ответы, а также новую информацию в графу «узнал» таблицы. Затем обмениваемся полученными знаниями в группе. Прошу отдельных ребят из группы озвучить свои ответы (оформляется третья колонка таблицы на доске). Ответы школьников сопровождаются компьютерной презентацией (Приложение 3), где выделены основные понятия и методы генной инженерии:

Генная инженерия - методы перестройки генотипа. Задача этих методов состоит в получении индивидуальных генов и введение их в новое генетическое окружение для создания организма с новыми, определенными признаками.

Основные понятия:

• Рестриктазы - ферменты, разрезающие молекулу ДНК;

• Лигазы - ферменты, сшивающие молекулу ДНК;

• Плазмиды - внехромосомные двухцепочечные кольцевидные молекулы ДНК.

Они легко выделяются из бактериальных клеток хозяев и в них легко встроить любые гены, которые они переносят в ДНК нового хозяина.

Направления современной биотехнологии:

• Генная инженерия

• Клеточная инженерия

• Инженерная энзимология

Предлагаем вашему вниманию приложение 3 «За и против». Каждая группа выбирает свою позицию, затем работа в группе по стратегии «Я.ТЫ.МЫ». Далее презентуем свои доводы перед аудиторией.

Стадия рефлексии:

Предлагаю составить в группах «понятийное колесо» по изученной теме, где ключевое слово - «генная инженерия». Одна из групп озвучивает, а остальные дополняют, корректируют схему.

Урок по биологии на тему Генная инженерия

Вопрос нашего урока весьма неоднозначен, но как бы мы к этому не относились, факт остается фактом: прогресс остановить нельзя, он - двигатель нашей жизни. Нам не нужно бояться науки, но и нельзя быть безграмотными, безразличными и равнодушными, чтобы способствовать направлению науки в нужное русло.

Домашнее задание: ученики возвращаются к списку вопросов, записанных ими в начале урока в таблице ЗХУ и выбирают в качестве ДЗ вопросы, оставшиеся без ответа, проработав §55 учебника и дополнительную информацию.

3


© 2010-2022