Программа курса Физиология растений

  Программа курса биологии в 7-8 классах предусматривает изучение морфологии, анатомии и физиологии растений, взаимосвязей растительных организмов с условиями окружающей среды, систематики растений и ряда других вопросов. Физиология растений - наука, изучающая закономерности жизнедеятельности растений или главнейшие функции растительного организма (растительной клетки): дыхание, фотосинтез, водный обмен, минеральное питание, рост и развитие. Физиология растений раскрывает зависимость всех процес...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Лицей №15 имени акад. Ю.Б. Харитона»









РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ КУРСА


«ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»

(VII-VIII классы)







Выполнила:

Мухина Ирина Дмитриевна

Учитель биологии высшей категории

Пояснительная записка


Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской деятельности при изучении процессов жизнедеятельности растений.

Актуальность программы курса


Программа курса биологии в 7-8 классах предусматривает изучение морфологии, анатомии и физиологии растений, взаимосвязей растительных организмов с условиями окружающей среды, систематики растений и ряда других вопросов.

Физиология растений - наука, изучающая закономерности жизнедеятельности растений или главнейшие функции растительного организма (растительной клетки): дыхание, фотосинтез, водный обмен, минеральное питание, рост и развитие. Физиология растений раскрывает зависимость всех процессов, происходящих в растении, от условий жизни, что является теоретической основой мероприятий, направленных на повышение урожайности сельскохозяйственных культур, правильное размещение их по почвенно-климатическим зонам.

Изучение столь сложного курса возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности является организация и проведение различных практических работ.

Чтобы понять процессы, протекающие в растениях, требуется наблюдения в природе и постановка специальных опытов. Только так можно уяснить учащимся как растение питается, дышит, растет и размножается. Знания, полученные от теоретических знаний, в сочетании со сведениями, приобретенными в результате изучения растений в природе и лаборатории, дают возможность понять жизнь растений.

Содержание каждой темы курса включает индивидуальную и фронтальную исследовательскую работу в виде лабораторной, практической работ или семинарских занятий. Благодаря экспериментальной деятельности учащиеся проверяют на практике верность теоретических знаний, учатся анализировать сравнивать , делать выводы

В программу включены такие практические работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов и лабораторное оборудование имеется в каждой школьной лаборатории.

Программа курса носит примерный характер, она предполагает доработку, которую можно осуществить исходя из материальной базы школы и интересов учащихся.

Области применения программы

Данная программа объемом 34 часа и рассчитана на учащихся 7-8 классов. Она может быть реализована в средних общеобразовательных учреждениях при внеклассной работе. Некоторые практические работы учащихся могут быть использованы в качестве тем для внеклассной исследовательской работы, а результаты - как основа для докладов на школьных научных конференциях.


Организация работы по программе

Приступать к практическим занятиям следует лишь после ознакомления с теорией по прорабатываемому вопросу. В настоящее время базой для реализации данной программы является проработанность вопросов практической части и наличие методических изданий по данной теме

Цели курса:

1. Изучение физиологических процессов растительного организма и получение новых биологических знаний;

2. Развитие практических умений учащихся по формированию самостоятельных навыков проведения исследования и достижения нужных результатов;

3. Формированию прочных биологических знаний.

Задачи курса:

1. Знать основные процессы жизнедеятельности растений.

2. Познакомить с методиками проведения опытов по физиологии растений.

3. Работать с разными источниками информации, готовиться к выступлениям на конференциях.

Планируемые результаты

По окончании планируемого курса учащиеся должны знать основные физиологические процессы жизнедеятельности растений или главнейшие функции растительного организма (растительной клетки):

- дыхание,

- фотосинтез,

- водный обмен,

- минеральное питание,

- рост и развитие.

- устанавливать зависимость всех процессов, происходящих в растении, от условий жизни.

Учащиеся должны уметь:

1. Планировать и проводить лабораторные опыты;

2. Правильно объяснять наблюдаемые явления с точки зрения биохимических процессов;

3. Проводить обработку результатов исследований, анализировать и формулировать выводы;

4. Работать самостоятельно и в группах;

5. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и использовать их в собственных исследованиях.

Формы контроля:

Собеседование, тестирование с использованием мультимедийного пособия, отчеты, презентации, подготовка докладов и выступлений.

Содержание курса

Введение (1ч)

Знакомство со структурой курса, особенностью выполнения работ и их оформления.

Тема 1. Строение, химический состав и функции растительной клетки. (6ч)

Органоиды клетки и их функции. Химический состав клеток растений.

Практические работы:

  • Микроскоп и работа с ним. Строение растительной клетки.

  • Обнаружение хлоропластов, хромопластов, лейкопластов.

  • Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. Тургор, плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки.

  • Строение запасных крахмальных зерен. Цветные реакции на белки. Обнаружение жиров в семенах

Тема 2. Процессы питания растения. Воздушное и почвенное питание. (7ч)

Воздушное питание у растений. Образование органических веществ в хлоропластах листа на свету. История открытия процесса фотосинтеза. Лист как орган фотосинтеза, механизм процесса и условия фотосинтеза. Роль зеленых растений.

Почвенное корневое питание растений. Поступление воды и минеральных веществ в растение. Гидропоника.

Практические работы:

  • Изучение клеточного строение листа.

  • Пигменты зеленого листа. Разделение пигментов.

  • Доказательства образования крахмала в процессе фотосинтеза.

  • Выращивание растений на растворе солей.

Тема 3. Транспорт веществ в растении. (9ч)

Стебель. Передвижение по стеблю органических, минеральных веществ и воды. Корневое давление. Транспирация.

Практические работы:

  • Корневое давление

  • Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

  • Изучение транспирации весовым методом. Влияние условий окружающей среды на транспирацию

  • Передвижение органических веществ в растении.

Тема 4. Процессы дыхания. (5ч)

Основные сведения о дыхании частей растений: корней, листьев, семян. Устьица, чечевички. Роль дыхания.

Практические работы:

  • Дыхание семян

  • Дыхание корней

  • Дыхание корней

Тема 5. Рост, развитие и размножение растений (4ч)

Общие понятия о росте растений. Внутренние условия роста растений. Движения растений. Размножение растений. Индивидуальное развитие растений

Практические работы:

  • Набухание семян. Наблюдения за температурой прорастающих семян.

  • Условия необходимые для прорастания семян.

  • Вегетативное размножение

  • Фототропизм листьев и стебля

  • Геотропизм корней

  • Отрицательный геотропизм стеблей

Тема 6. Заключение (2ч)

Жизнь растения как целого организма.

Подведение итогов.

Тематическое планирование

Разделы программы

Кол.

часов

Вводное занятие

1

Тема 1. Строение, химический состав и функции растительной клетки.

6

Клеточное строение растительного организма. Органоиды клетки и их функции


  • Микроскоп и работа с ним. Строение растительной клетки.


  • Обнаружение хлоропластов, хромопластов, лейкопластов.


  • Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. Тургор, плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки.


Химический состав клеток растений


  • Строение запасных крахмальных зерен. Цветные реакции на белки. Обнаружение жиров в семенах


Тема 2. Процессы питания растения. Воздушное и почвенное питание.



7

Лист как орган фотосинтеза. Хлоропласты и хлорофилл


  • Изучение клеточного строение листа.


  • Пигменты зеленого листа. Разделение пигментов.


История открытия фотосинтеза. Образование органических веществ в хлоропластах листа.


  • Доказательства образования крахмала в процессе фотосинтеза.


Морфология и анатомия корня. Поступление воды и минеральных веществ в корень.


  • Выращивание растений на растворе солей.


Тема 3. Транспорт веществ в растении.



9

Строение и функции стебля.


Восходящий транспорт веществ по стеблю.


  • Корневое давление


  • Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.


Нисходящий ток веществ


  • Передвижение органических веществ в растении.


Испарение воды листьями


  • Изучение транспирации весовым методом. Влияние условий окружающей среды на транспирацию


Тема 4. Процессы дыхания.



5

Основные сведения о дыхании растений. Роль дыхания.


  • Дыхание семян


  • Дыхание корней


  • Дыхание корней


Газообмен. Связь между дыханием и фотосинтезом.


Тема 5. Рост, развитие и размножение растений



4

Общие понятия о росте растений. Условия роста. Семя - орган семенного размножения


  • Набухание семян. Наблюдения за температурой прорастающих семян.

  • Условия необходимые для прорастания семян.


Движение растений


  • Фототропизм листьев и стебля

  • Геотропизм корней

  • Отрицательный геотропизм стеблей


Размножение растений

  • Вегетативное размножение


Тема 6. Заключение



2



Используемая литература:

  1. Блукет Н.А.; Соколова Н.П., Косякина Т.В. Практикум по биологии М. «Колос», 1980

  2. Генкель П.А. Физиология растений Учебное пособие по факультативному курсу М. «Просвещение», 1970

  3. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по ботанике Пособие для учителей М. «Просвещение», 1977

  4. Травкин М.П. Занимательные опыты с растениями М. «Просвещение» 1960

© 2010-2022