- Преподавателю
- Биология
- Программа курса Физиология растений
Программа курса Физиология растений
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухина И.Д. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Лицей №15 имени акад. Ю.Б. Харитона»
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ КУРСА
«ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»
(VII-VIII классы)
Выполнила:
Мухина Ирина Дмитриевна
Учитель биологии высшей категории
Пояснительная записка
Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской деятельности при изучении процессов жизнедеятельности растений.
Актуальность программы курса
Программа курса биологии в 7-8 классах предусматривает изучение морфологии, анатомии и физиологии растений, взаимосвязей растительных организмов с условиями окружающей среды, систематики растений и ряда других вопросов.
Физиология растений - наука, изучающая закономерности жизнедеятельности растений или главнейшие функции растительного организма (растительной клетки): дыхание, фотосинтез, водный обмен, минеральное питание, рост и развитие. Физиология растений раскрывает зависимость всех процессов, происходящих в растении, от условий жизни, что является теоретической основой мероприятий, направленных на повышение урожайности сельскохозяйственных культур, правильное размещение их по почвенно-климатическим зонам.
Изучение столь сложного курса возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности является организация и проведение различных практических работ.
Чтобы понять процессы, протекающие в растениях, требуется наблюдения в природе и постановка специальных опытов. Только так можно уяснить учащимся как растение питается, дышит, растет и размножается. Знания, полученные от теоретических знаний, в сочетании со сведениями, приобретенными в результате изучения растений в природе и лаборатории, дают возможность понять жизнь растений.
Содержание каждой темы курса включает индивидуальную и фронтальную исследовательскую работу в виде лабораторной, практической работ или семинарских занятий. Благодаря экспериментальной деятельности учащиеся проверяют на практике верность теоретических знаний, учатся анализировать сравнивать , делать выводы
В программу включены такие практические работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов и лабораторное оборудование имеется в каждой школьной лаборатории.
Программа курса носит примерный характер, она предполагает доработку, которую можно осуществить исходя из материальной базы школы и интересов учащихся.
Области применения программы
Данная программа объемом 34 часа и рассчитана на учащихся 7-8 классов. Она может быть реализована в средних общеобразовательных учреждениях при внеклассной работе. Некоторые практические работы учащихся могут быть использованы в качестве тем для внеклассной исследовательской работы, а результаты - как основа для докладов на школьных научных конференциях.
Организация работы по программе
Приступать к практическим занятиям следует лишь после ознакомления с теорией по прорабатываемому вопросу. В настоящее время базой для реализации данной программы является проработанность вопросов практической части и наличие методических изданий по данной теме
Цели курса:
1. Изучение физиологических процессов растительного организма и получение новых биологических знаний;
2. Развитие практических умений учащихся по формированию самостоятельных навыков проведения исследования и достижения нужных результатов;
3. Формированию прочных биологических знаний.
Задачи курса:
1. Знать основные процессы жизнедеятельности растений.
2. Познакомить с методиками проведения опытов по физиологии растений.
3. Работать с разными источниками информации, готовиться к выступлениям на конференциях.
Планируемые результаты
По окончании планируемого курса учащиеся должны знать основные физиологические процессы жизнедеятельности растений или главнейшие функции растительного организма (растительной клетки):
- дыхание,
- фотосинтез,
- водный обмен,
- минеральное питание,
- рост и развитие.
- устанавливать зависимость всех процессов, происходящих в растении, от условий жизни.
Учащиеся должны уметь:
1. Планировать и проводить лабораторные опыты;
2. Правильно объяснять наблюдаемые явления с точки зрения биохимических процессов;
3. Проводить обработку результатов исследований, анализировать и формулировать выводы;
4. Работать самостоятельно и в группах;
5. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и использовать их в собственных исследованиях.
Формы контроля:
Собеседование, тестирование с использованием мультимедийного пособия, отчеты, презентации, подготовка докладов и выступлений.
Содержание курса
Введение (1ч)
Знакомство со структурой курса, особенностью выполнения работ и их оформления.
Тема 1. Строение, химический состав и функции растительной клетки. (6ч)
Органоиды клетки и их функции. Химический состав клеток растений.
Практические работы:
-
Микроскоп и работа с ним. Строение растительной клетки.
-
Обнаружение хлоропластов, хромопластов, лейкопластов.
-
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. Тургор, плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки.
-
Строение запасных крахмальных зерен. Цветные реакции на белки. Обнаружение жиров в семенах
Тема 2. Процессы питания растения. Воздушное и почвенное питание. (7ч)
Воздушное питание у растений. Образование органических веществ в хлоропластах листа на свету. История открытия процесса фотосинтеза. Лист как орган фотосинтеза, механизм процесса и условия фотосинтеза. Роль зеленых растений.
Почвенное корневое питание растений. Поступление воды и минеральных веществ в растение. Гидропоника.
Практические работы:
-
Изучение клеточного строение листа.
-
Пигменты зеленого листа. Разделение пигментов.
-
Доказательства образования крахмала в процессе фотосинтеза.
-
Выращивание растений на растворе солей.
Тема 3. Транспорт веществ в растении. (9ч)
Стебель. Передвижение по стеблю органических, минеральных веществ и воды. Корневое давление. Транспирация.
Практические работы:
-
Корневое давление
-
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
-
Изучение транспирации весовым методом. Влияние условий окружающей среды на транспирацию
-
Передвижение органических веществ в растении.
Тема 4. Процессы дыхания. (5ч)
Основные сведения о дыхании частей растений: корней, листьев, семян. Устьица, чечевички. Роль дыхания.
Практические работы:
-
Дыхание семян
-
Дыхание корней
-
Дыхание корней
Тема 5. Рост, развитие и размножение растений (4ч)
Общие понятия о росте растений. Внутренние условия роста растений. Движения растений. Размножение растений. Индивидуальное развитие растений
Практические работы:
-
Набухание семян. Наблюдения за температурой прорастающих семян.
-
Условия необходимые для прорастания семян.
-
Вегетативное размножение
-
Фототропизм листьев и стебля
-
Геотропизм корней
-
Отрицательный геотропизм стеблей
Тема 6. Заключение (2ч)
Жизнь растения как целого организма.
Подведение итогов.
Тематическое планирование
Разделы программы
Кол.
часов
Вводное занятие
1
Тема 1. Строение, химический состав и функции растительной клетки.
6
Клеточное строение растительного организма. Органоиды клетки и их функции
-
Микроскоп и работа с ним. Строение растительной клетки.
-
Обнаружение хлоропластов, хромопластов, лейкопластов.
-
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. Тургор, плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки.
Химический состав клеток растений
-
Строение запасных крахмальных зерен. Цветные реакции на белки. Обнаружение жиров в семенах
Тема 2. Процессы питания растения. Воздушное и почвенное питание.
7
Лист как орган фотосинтеза. Хлоропласты и хлорофилл
-
Изучение клеточного строение листа.
-
Пигменты зеленого листа. Разделение пигментов.
История открытия фотосинтеза. Образование органических веществ в хлоропластах листа.
-
Доказательства образования крахмала в процессе фотосинтеза.
Морфология и анатомия корня. Поступление воды и минеральных веществ в корень.
-
Выращивание растений на растворе солей.
Тема 3. Транспорт веществ в растении.
9
Строение и функции стебля.
Восходящий транспорт веществ по стеблю.
-
Корневое давление
-
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Нисходящий ток веществ
-
Передвижение органических веществ в растении.
Испарение воды листьями
-
Изучение транспирации весовым методом. Влияние условий окружающей среды на транспирацию
Тема 4. Процессы дыхания.
5
Основные сведения о дыхании растений. Роль дыхания.
-
Дыхание семян
-
Дыхание корней
-
Дыхание корней
Газообмен. Связь между дыханием и фотосинтезом.
Тема 5. Рост, развитие и размножение растений
4
Общие понятия о росте растений. Условия роста. Семя - орган семенного размножения
-
Набухание семян. Наблюдения за температурой прорастающих семян.
-
Условия необходимые для прорастания семян.
Движение растений
-
Фототропизм листьев и стебля
-
Геотропизм корней
-
Отрицательный геотропизм стеблей
Размножение растений
-
Вегетативное размножение
Тема 6. Заключение
2
Используемая литература:
-
Блукет Н.А.; Соколова Н.П., Косякина Т.В. Практикум по биологии М. «Колос», 1980
-
Генкель П.А. Физиология растений Учебное пособие по факультативному курсу М. «Просвещение», 1970
-
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по ботанике Пособие для учителей М. «Просвещение», 1977
-
Травкин М.П. Занимательные опыты с растениями М. «Просвещение» 1960