Проектная деятельность в обучении биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Проектная деятельность в обучении биологии




Содержание


Введение 3

Глава 1. Метод учебных проектов 5

1.1. Немного об истории метода проектов. 6

1.2.Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века. 7

Глава 2. Разработка метода проектов 8

2.1. Основные требования к использованию метода проектов 8

2.2. Основные этапы выполнения проекта 16

2.3. Роль учителя при выполнении проекта 18

2.4. Роль учащихся в выполнении проекта 19

2.5. Оценка выполненной работы 19

2.6. Основные трудности, возникающие в ходе работы над проектом 20

Глава 3. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ. 23

Глава 4. Разработка проекта по биологии на тему «Питьевая вода и здоровье человека» 26

4.1.Цель и задачи проекта. 27

4.2 Почечнокаменная болезнь. Симптомы. 27

4.2.1. Виды камней. Причины их образования 28

4.2.2. Симптомы 29

4.3. Методика определения общей жесткости воды. 30

4.4. Районы исследования питьевых вод. 31

4.5. Статистические данные по частоте заболеваемости населения почечнокаменной болезнью. 32

Заключение 34

Список используемой литературы 35

Введение

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»1. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Если ставится задача обучить ребенка самостоятельному проявлению в деле самообучения, творца собственного «я» с освоением проектирования как способа организации такого обучения, необходимо вооружить его методами, приемами этой деятельности. Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному (надпредметному) умению, как некоей компетентности. А так как проектирование - универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся, поэтому внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча.

Проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного и осваиваемого учащимися. Так как в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации, то внедрение метода проектов в практику преподавания предмета будет способствовать как формированию общеучебных умений и навыков, так и освоению предметного содержания.

В своей выпускной работе я представлю существующие взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов в классно - урочной системе при обучении учащихся биологии. Для организации продуктивной работы методом проектов важно знать, формирование каких умений и навыков обеспечивает данная образовательная технология, и понимать, какими способами можно достичь позитивного результата.

Цели работы:

1.Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя биологии.

2. Разработать метод проектов по биологии на тему " Питьевая вода и здоровье человека".

В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть исторический аспект развития и становления метода проектов в отечественной педагогике и за рубежом.

2. Раскрыть ценности, смысл и сущность процесса проектирования, принципы этой деятельности.

3. Продемонстрировать результаты проектной деятельности учителя биологии в школе.

Хотелось бы подчеркнуть, что метод проектов формирует большое количество умений и навыков постановки и решения задач.

Данная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Метод учебных проектов

Метод проектов - это организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата.

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодейст­вие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя уче­ником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную ин­формацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные кон­цепции.

Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мыш­ления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную дея­тельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

1.1. Немного об истории метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале двадцатого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор, до недавнего времени, в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников2.

1.2.Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навы­ков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, разви­тие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную дея­тельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, кото­рую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, исполь­зование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, тех­ники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конк­ретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обуче­ния и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптировать­ся к стремительно изменяющимся условиям жизни человека по­стиндустриального общества.

Глава 2. Разработка метода проектов

2.1. Основные требования к использованию метода проектов

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание.

Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане пробле­мы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предпола­гаемых результатов;

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

  5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

  6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием по­этапных результатов).

  7. Использование исследовательских методов:

• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

• оформление конечных результатов;

• анализ полученных данных;

• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круг­лого стола", статистических методов, творческих отчетов, про­смотров, т.д.)3.

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабаты­вать данные, не владея определенными методами различных видов творче­ской деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие ус­пешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и тех­нологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследова­тельских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготови­тельный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выде­лить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым по­требует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и форми­рования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по сте­пени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь воз­можность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной дея­тельности.

В 6-7 классах, как правило, предлагаю сама тему проекта. Так учащиеся 6 класса работают над исследовательским проектом «Влияние условий на рост и развитие растений». В разделе «Рост и развитие организмов» изучается тема «Рост и развитие растений».

Цель: изучить условия, необходимые для жизни растений, сделать опыт и заполнить дневник наблюдений

Задачи:

1) сделать опыт;

2) заполнить дневник наблюдений;

3) сформулировать выводы.

Учащиеся должны называть основные черты, характеризующие рост растения, объяснять процессы развития растений, сравнивать процессы роста и развития, устанавливать зависимость роста и развития от условий среды, обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Для проведения исследования нужно 10 дней, поэтому на этапе Изучение нового материала следует заложить опыт, а на трёх последующих уроках для актуализации знаний зафиксировать наблюдения. На уроке Обобщения и систематизации знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений» совместно с учащимися сформулировать выводы.

Лабораторное оборудование: чашки Петри, семена редиса, чистая вода для полива, вода с минеральными удобрениями, Кока-кола.

Проблема: Растения иногда тоже могут болеть - это сразу заметно по их внешнему виду. Ребятам необходимо выявить главные условия для нормальной жизнедеятельности растений. Для этого они должны провести эксперименты и определить факторы, обеспечивающие рост и развитие растений.

Тема: Влияние условий на рост и развитие растений

Цель: изучить условия, необходимые для жизни растений, сделать опыт и заполнить дневник наблюдений

Гипотеза: растения лучше будут развиваться, если поливать их водой с минеральными удобрениями

Методика проведения исследования:

1) Для проведения исследования приготовьте чашки Петри для проращивания семян (3 штуки), почвенную смесь, семена редиса (не менее 30 штук), бутылки с жидкостью 0,3л (Кока-кола, раствор с минеральным удобрением, чистая вода).

2) Заполните чашки почвенной смесью, в каждую ёмкость поместите по 10 семян редиса. Подпишите каждую ёмкость в соответствии с жидкостью, которой будете увлажнять почву.

3) Увлажните почву жидкостями в соответствии с подписями (водой, раствором с удобрением, Кока-колой). Поставьте ёмкости в тёплое место. Старайтесь, чтобы температура была постоянной, поддерживайте влажность почвы на одном уровне.

4) Через каждые 3 дня заполняйте дневник наблюдений (считайте проростки, изучайте состояние почвы)

5) Сделайте вывод, ответив на вопросы:

  1. Какие условия необходимы для роста и развития семян?

  2. Как влияет жидкость для полива на развитие растений?

Дневник наблюдений

дата

Жидкость для полива семян (чистая вода)

Жидкость для полива семян (вода с минеральным удобрением)

Жидкость для полива семян (кока кола)


Проросло:

Состояние почвы:

Проросло:

Состояние почвы:

Проросло:

Состояние почвы:


Проросло:

Состояние почвы:

Проросло:

Состояние почвы:

Проросло:

Состояние почвы:


Проросло:

Состояние почвы:

Проросло:

Состояние почвы:

Проросло:

Состояние почвы:


Проросло:

Состояние почвы:

Проросло:

Состояние почвы:

Проросло:

Состояние почвы:

Выводы:

Данный исследовательский проект позволяет учащимся применить знания на практике, формирует умение ставить проблему, выдвигать гипотезу, фиксировать наблюдения, делать выводы. Исследование было выполнено в рамках телекоммуникационного проекта.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и кон­кретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, конста­тацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших мето­дических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к ка­честву проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще темы проектов, , относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Та­ким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

В своей работе использую как межпредметные информационные проекты (биология-информатика, химия-биология-информатика), так и предметные. Получив задание на уроке биологии, с разрешения учителя информатики обучающиеся могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета. Польза такого сотрудничества весьма очевидна.

Для учеников:

  • возможность к литературным источникам добавить Интернет-ресурсы;

  • отработать приемы и задачи ИКТ на конкретном учебном материале по биологии, выполнить проектное задание в учебное время.

Для учителей:

  • учащиеся на уроках информатики не просто отрабатывают необходимые навыки и приемы, решают необходимые задачи, а на конкретном биологическом материале;

  • возможность выполнения и оформления информационных проектов в учебное время.

Проект «Лекарственные растения нашего края» (межпредметный информационный проект).

Цель проекта:

  • создать книгу или презентацию о лекарственных растениях нашего края

Задачи проекта:

  • собрать материал о 15 представителях;

  • подобрать иллюстрации;

  • найти загадки, предания, стихи;

  • составить ребусы или кроссворд;

  • оформить книгу, или презентацию.

Часто на уроках использую метод мини- проектов. Например, в 7 классе учащиеся должны выполнять лабораторные работы по изучению растений, но, как правило, времени на это не хватает. Решить эту проблему может метод проектов. После того как учащиеся знакомятся с основными признаками семейства цветковых растений и правилами работы с определительными карточками можно провести урок «Узнай кто перед тобой». В начале урока класс делится на 5 групп (по 3-5 человек), которые занимают подготовленные столы в классе. Каждая группа получает 5 гербарных образцов с карточками для определения растений. На отдельном столе находиться информация об этих растениях (готовится заранее учителем).

Цель мини-проекта:

  • определить название растения

  • Задачи мини-проекта:

  • отработать навыки работы с определительными карточками

  • собрать материал о растениях, с которыми работал,

  • подготовить отчет (письменный и устный)

Учащиеся работают в течение 30 минут. Затем каждая группа выступает с отчетом (по 3 мин.).

Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий.

Метод проектов открывает перед каждым школьником возможность проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность, т.е. попробовать испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное для себя и сконцентрировать на этом свои желания, силы, возможности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и осознать самореализацию главного участника - обучаемого. В этом плане интересен проект, который я предлагаю учащимся 8 класса на тему «Мы едим, чтобы жить».

Цель проекта:

для учеников - выявить влияние продуктов и культуры питания на здоровье человека;

для учителя - сформировать у учащихся представление о продуктах питания, о влиянии питания на здоровье человека

Задачи проекта:

для учеников - изучить особенности работы пищеварительной системы человека, используя различные информационные источники;

  1. рассмотреть влияние режима питания на здоровье человека;

  2. познакомиться с понятиями «биологически активные добавки», «биологически активные вещества»;

  3. узнать, какие заболевания могут возникнуть в результате неправильного питания;

  4. составить буклет с рекомендациями по рациональному питанию человека;

  5. выявить влияние продуктов и культуры питания на здоровье человека;

для учителя:

  1. сформировать информационную компетентность у учащихся, научив их пользоваться различными источниками информации;

  2. сформировать коммуникативную компетентность, путем приобщения учащихся к работе в группах;

  3. сформировать познавательную компетентность;

  4. научить анализировать, выделять главное, составлять буклеты;

  5. сформировать у учащихся представление о продуктах питания, о культуре питания на здоровье человека.



2.2. Основные этапы выполнения проекта

При применении метода проектов для решения разнообразных задач можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.

Этапы работы над проектом

Содержание работы на каждом этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Выбор темы и определение целей проекта. Постановка проблемы. Переход к сфокусированной теме. Формулирование гипотезы

Обсуждают предмет исследования с учителем и получают необходимую дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

Планирование

Определение источников информации. Определение способов представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. Формирование исследовательских групп учащихся

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.

Предлагает идеи. Высказывает предположения

Исследования

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Овладение методикой исследования.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Обработка полученных результатов и построение аргументации

Анализ информации. Формулирование выводов.

Сопоставляют полученную информацию.

Наблюдает, советует.

Отчет об исследовании и его представление

Представление результатов в форме устного отчета, доклада с демонстрацией иллюстративных материалов, письменного отчета

Отчитываются, обсуждают

Слушает и задает целесообразные вопросы или выступает в роли рядового участника.

Оценка выполненной работы

Анализ и обсуждение результатов проекта

Участвуют в коллективном обсуждении и дают оценку собственной деятельности

Оценивает усилие учащихся, их креативность, качество использование источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.

2.3. Роль учителя при выполнении проекта

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль незави­симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа­гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон­сультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возмож­но проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школь­ников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии аль­тернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат про­ектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.

2.4. Роль учащихся в выполнении проекта

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участ­никами процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк­тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельно­сти для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необ­ходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положи­тельное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем за­щиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия дея­тельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятель­ности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудач­но подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружаю­щего мира и себя в этом мире.

2.5. Оценка выполненной работы

Большинство преподавателей склоняются к рейтинговой оценке. Ниже приведены возможные способы и критерии оценки.

На каждого учащегося учителем, классом, группой, в которой он ра­ботает, заполняется карта проектной деятельности. Каждая позиция в карте оценивается определенным количеством баллов, которые потом суммируются, делятся на три (для нахождения среднего арифметиче­ского между мнениями учителя, класса и рабочей группы) и переводят­ся в проценты от максимально возможного количества баллов. Итого­вая оценка выставляется исходя из соотношения:

85 - 100% ~«5»;

70 - 85 % - «4»;

50 - 70 % - «3»;

менее 50% - «2» (в этом случае, если позволяет время, учащемуся предлагается переделать итоговый проект, а текущий зачет заменяют дифференцированным зачетом с оценкой)4.

2.6. Основные трудности, возникающие в ходе работы над проектом

Работа по методу проектов предполагает наличие не только широко­го кругозора его участников, но и умения справляться с возникающими трудностями. Обобщая накопленный педагогический опыт, можно вы­делить несколько наиболее типичных.

Трудности учащихся:

  • определение ведущих целей и задач;

  • поиск путей решения, выбор оптимальных путей при наличии альтернативы;

осуществление и аргументирование выбора;

  • самостоятельные действия;

  • сравнение полученного с требуемым;

  • корректировка деятельности с учетом промежуточных результа­тов;

- объективное оценивание процесса и результатов проектирования. Трудности учителя:

  • необходимость затрат большого количества времени на индивиду­альную работу с каждым учащимся, понимание его возможностей;

  • опасность постановки нереальной для данного ребенка задачи;

  • отсутствие специально отведенного времени в ходе учебной дея­тельности.

Если в ходе выполнения проекта возникают неразрешимые трудно­сти, то следует, выяснив их причины, вернуться к этапу подготовки (по­становка цели). При работе по данному методу наилучшие результаты достигаются при концентрации внимания на главных вопросах, от решения которых в первую очередь зависит реализация проектов. Прежде всего, это во­просы организации проектирования и стимулирования деятельности на этапах подготовки и планирования.

Особенностью технологии работы является то, что многие проекты имеют в итоге продуктивный выход и социальную ценность.

Поэтому с самого начала необходимо четко представлять себе вашу аудиторию. Ответьте на следующие вопросы как можно раньше и вер­нитесь к ним, когда начнете планировать отчет по проекту.

  • Кто будет слушать Ваш отчет? (Специалисты; обычные хорошо информированные читатели; читатели, которые ничего не знают об этой теме.)

  • Что Вы собираетесь делать? (Развлечь; сообщить новые факти­ческие сведения; помочь понять что-то лучше; помочь решить не­кую практическую проблему.)

  • Что слушатели знают о Вашей теме? (Почему она им интересна? Признают ли они этот вопрос проблемой, осознают они эту про­блему или нет? Необходимо ли предварительно убедить их в важ­ности данной проблемы?)

Для решения проблемы учебного времени предлагается использо­вать так называемое цикловое планирование. Под ним понимается це­почка уроков, совокупность и развитие которых полностью охватывало бы изучение той или иной темы, вопроса программы и раскрывало по­следовательность развития логики усвоения и применения полученных знаний. Цикловое планирование предусматривает не конкретное содер­жание, а только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя. Под цитированием понимается циклич­но повторяющаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу программы логика познавательной деятельности учащихся и обучающей деятель­ности учителя.

Педагог перед учебным годом должен выделить ведущую тему (раз­дел) или несколько тем (разделов), которые будут вынесены на ­про­ектирование. Он должен определить цели, задачи урока по теме или вопросам программы, а также последовательность задач отдельных этапов урока в соответствии с принятой логикой познания и особен­ностями концепции обучения. Потом учителю нужно сформулировать 15-20 индивидуальных и групповых тем на класс. Далее необходимо разработать содержание деятельности учителя и учащихся и подобрать средства обучения.

Глава 3. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на осно­ве доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

исследовательский проект - исследование какой-либо про­блемы по всем правилам научного исследования;

информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудито­рии (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

творческий проект - максимально свободный авторский под­ход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофиль­мы, театрализации, произведения изо или декоративно-при­кладного искусства и т.п.

ролевой проект - литературные, исторические и т.п. дело­вые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпред­метными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные - выполняются во внеурочное время под руко­водством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два после­дних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проек­ты, с использованием возможностей Интернета и средств современ­ных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

минипроекты - укладываются в один урок или даже его часть;

краткосрочные - на 4-6 уроков;

недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочета­ние классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной фор­мой организации проектной работы;

• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

- научный доклад;

- деловая игра;

- де­монстрация видеофильма;

- экскурсия;

- телепередача;

- научная кон­ференция;

- инсценировка;

- театрализация;

- игры с залом;

- диалог исторических или литературных персона­жей;

- спортивная игра;

- спектакль;

- путешествие;

- реклама;

- пресс-кон­ференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руково­дитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; пози­ция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятель­ности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат5.

Глава 4. Разработка проекта по биологии на тему «Питьевая вода и здоровье человека»

Вода в нашей жизни - самое обычное и самое распространенное вещество. Однако с научной точки зрения это самая необычная, самая загадочная жидкость.

Все живое, в том числе и человек, состоит из воды, поэтому ее качество очень сильно влияет на состояние всего живого, и, в особенности на здоровье человека.

С водой человек сталкивается в разных ее видах: питьевая вода, водоем для купания, водоем около места жительства, места частого пребывания и мн.др.

Конечно, на здоровье человека влияют все компоненты экологической обстановки: загрязнение воздуха, почвы и воды, но качество последней имеет самое важное значение.

Существует высказывание, что большинство болезней человек выпивает с водой. Учитывая, что у большого количества населения нарушен обмен веществ, процессы накопления вредных соединений стали ускоряться, и нередко в 30 лет молодые люди имеют камни в почках, камни в желчном пузыре, онкологические заболевания и другие виды болезней, связанных с качеством воды. Особое место занимают инфекционные заболевания, которыми мы можем заразиться через воду.

Интересные факты:

  • При дыхании человек теряет около стакана воды в сутки.

  • Взрослый человек весом 70 кг должен выпивать 2,5 л воды в сутки.

  • Человек может прожить несколько недель без еды, но только несколько дней без воды, а без воздуха несколько минут. Поскольку тело человека плохо сохраняет влагу, приходится постоянно восполнять запасы жидкости, которая теряется в процессе обычной физиологической деятельности, такой как дыхание, выделение пота и мочеиспускание.

Качество воды оказывает влияние на сердечно-сосудистую, эндокринную, выделительную системы человека, на органы пищеварения, на развитие плода, течение и исход беременности, на заболевание зубов, костно-связочного аппарата, а, кроме того, может вызвать снижение защитных функций организма и появление аллергических состояний6.

4.1.Цель и задачи проекта.

Учитывая важность состава питьевых вод и негативное влияние его отклонений от нормы на здоровье человека были поставлены цель и задачи работы:

Цель:

изучение влияния общей жесткости питьевых вод на образование мочевых камней в почках.

Задачи:

  • исследовать питьевые воды в с. Сиуч, Юшанское, Уржумское на общую жесткость;

  • знакомиться со статистическими данными по почечно-каменной болезни в этих селах;

  • сопоставить полученные результаты и определить взаимосвязь между жесткостью питьевых вод и развитием почечнокаменной болезни.

4.2 Почечнокаменная болезнь. Симптомы.

ПОЧЕЧНОКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ - (нефролитиаз) - наиболее частое из урологических заболеваний, проявляющееся отложением конкрементов в почках7.

Основной причиной заболевания является нарушение обмена веществ в организме, а особенно водно-солевого обмена. Заболевания желез внутренней секреции, регулирующих водный и солевой обмен (щитовидная железа, паращитовидные железы, гипофиз), играют также значительную роль в возникновении почечнокаменной болезни.

Некоторое значение в развитии почечнокаменной болезни имеют географические и климатические особенности, водный и пищевой факторы: жаркий климат и связанное с этим обильное потение, а также состав питьевой воды с неравномерным содержанием в ней различных солей.

Все эти факторы способствуют выпадению из мочи кристаллов солей, которые обычно находятся в моче в растворенном состоянии. Выпавшие из раствора соли подвергаются дальнейшей кристаллизации и образуют мочевые камни.

4.2.1. Виды камней. Причины их образования

В зависимости от химического состава солей, образующих мочевые камни, их делят на ураты (из мочевой кислоты), оксалаты (из щавелевокислой извести), фосфаты (из фосфорнокислого кальция) и карбонаты (из углекислого кальция). Очень редко встречаются т. наз. белковые камни, состоящие из различных белковых веществ.

Чаще всего мочевые камни состоят из различных солей и имеют слоистое строение с белковым ядром. Они иногда могут быть громадных размеров, а число их достигает подчас нескольких сотен в одной почке. Размеры камня не всегда определяют степень поражения тех мочевых органов, в которых они находятся. Мелкие камни, находящиеся в почечной лоханке или мочеточнике, препятствуя оттоку мочи из почки, вызывают постепенное ее расширение и последующую гибель выделяющего мочу слоя ткани почки. Крупные камни зачастую, длительно находясь в почках, не вызывают существенных поражений этих органов.

4.2.2. Симптомы

Редко почечнокаменная болезнь протекает длительное время без каких-либо проявлений. Наиболее частым симптомом болезни являются боли в поясничной области, отдающие в пах и половые органы. Боли иногда бывают очень интенсивными и сопровождаются тошнотой и рвотой (т. наз. почечная колика). Причиной болей является повышение внутрипочечного давления, наступающее в результате препятствия оттоку мочи из почки и спазма мускулатуры мочеточника. Боли также могут быть следствием присоединения инфекции и развития воспалительного процесса в почке. В этом случае боли сопровождаются повышением температуры тела, иногда ознобами и выделением мутной, гнойной мочи (т. наз. пиурия).

Шероховатая поверхность камня ранит слизистую оболочку мочевых путей (почечных лоханок, мочеточников, мочевого пузыря), особенно при ходьбе и физической нагрузке, и вызывает кровотечение. При этом моча окрашивается кровью (т. наз. гематурия). Камни, расположенные в мочевом пузыре, вызывают раздражение и воспаление его слизистой оболочки, что проявляется в частых болезненных мочеиспусканиях. Иногда камни отходят самопроизвольно с мочой. Двусторонние камни почек или мочеточников могут вызвать полное прекращение мочеотделения, иногда продолжающееся в течение нескольких суток и являющееся опасным осложнением почечнокаменной болезни (т. наз. анурия).

Подобное же явление может наступить при наличии камня только в одной почке или в одном мочеточнике с рефлекторным, нервным, воздействием на другую сторону. При рентгенологическом обследовании обнаруживается месторасположение камня в мочевых путях и устанавливаются его размеры.

4.3. Методика определения общей жесткости воды.

Согласно цели и задачам работы по исследованию питьевых вод на общую жесткость была использована соответствующая методика суммарной концентрации катионов кальция и магния.

Были использованы следующие реактивы:

  1. Раствор ЭДТА (Трилон - Б) 0,1 н

  2. Аммиачный буфер: 2% по NH4Cl и 2% по NH3

  3. Индикатор эриохром черный - Т 0,5%

Материалы и оборудование

  • Образец тестируемой воды

  • Колба 150мл

  • Стеклянная палочка

  • Цилиндр 100мл

  • Пробирка с аммиачным буфером

  • Шприц для титрования с раствором ЭДТА

  • Штатив для пробирок

  • Флакон с красителем

Ход работы:

1) В склянку налейте 100 мл анализируемой воды.

2) Добавьте в склянку пипетками 5 мл раствора буферного аммиачного и 4-5 капель раствора индикатора хром темно-синего.

3) Герметично закройте склянку пробкой и встряхните для перемешивания.

4) Постепенно титруйте содержимое склянки раствором трилона Б до перехода окраски в точке эквивалентности из винно-красной в ярко-голубую.

Периодически встряхивайте склянку для перемешивания пробы. Определите объем раствора, израсходованный на титрование (Vтр, мл).

5) Рассчитайте величину общей жесткости (Жо, мг-экв/л) по формуле:

Проектная деятельность в обучении биологии

где Жо - общая жесткость воды в мг-экв/л;

а - расход ЭДТА в мл;

К - коэффициент нормальности раствора ЭДТА;

N - номинальная нормальность раствора ЭДТА;

V - объем пробы воды в мл.

Если для анализа взято 100 мл воды и К = 1, то при нормальности раствора ЭДТА 0,1 , V ЭДТА = Жо.

Примечание. После изменения окраски пробы необходимо выдержать еще полминуты для полного протекания реакции, после чего принять решение об окончании титрования (окраска раствора может несколько восстановиться - в этом случае необходимо добавить еще некоторое количество раствора трилона Б).

Существует два вида нормативов по общей жесткости. Это основные нормативы и дополнительные (более высокие, допускаемые по согласованию с СЭС, если нет спецобработки воды). В соответствии с этим имеются данные: общая жесткость по ГОСТу: основные нормативы 7 мг-экв/л, дополнительные нормативы 10 мг-экв/л 8.

4.4. Районы исследования питьевых вод.

Исследование питьевой воды проводились в с. Сиуч, Юшанское, Уржумское

Пробы воды брались водопроводные.

При обработке результатов использовались данные по ГОСТу и полученные экспериментально.

Объекты

исследования

Экспериментальные данные

Основные нормативы

Дополнительные нормативы

с. Сиуч

6-6,5 мг-экв/л

7 мг-экв/л

10 мг-экв/л

с. Юшанское

7-8,5 мг-экв/л

с. Уржумское

7-8,5 мг-экв/л


4.5. Статистические данные по частоте заболеваемости населения почечнокаменной болезнью.

Обработка статистических медицинских данных Майнской центральной районной больницы и фельдшерских пунктов (учитывались медицинские карты людей, проживающих в исследуемых сёлах более 10 лет) по частоте заболеваемости почечнокаменной болезнью и выявление числа больных мочевыми камнями по сёлам, где проводилось экспериментальное определение жесткости воды, показала:

Проектная деятельность в обучении биологииПроектная деятельность в обучении биологии

Проектная деятельность в обучении биологии

Анализируя данные, пришли к выводу, что между частотой заболеваемости населения почечнокаменной болезнью и жесткостью питьевых вод существует прямая зависимость.

На основании проведенной работы были сделаны рекомендации по снижению жесткости воды в домашних условиях:

1) кипятить

Проектная деятельность в обучении биологии

2) пропускать воду через бытовые фильтры. В обоих случаях временная жесткость уменьшается на одну треть;

3) следует отстаивать воду в течение нескольких часов, а затем использовать ее для питья или приготовления пищи.

Заключение

Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения - изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот метод отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки, ради навыков и умения ради умений. Следующая существенная черта метода учебных проектов - решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения. Для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, сделай вместе со мной - и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной технологией, основные этапы которой я постаралась изложить в своей работе.


Список используемой литературы

Монографии:

  1. Корнетов, Г.Б. Педагогическая концепция Д. Дьюи и образование для демократии в России / Г.Б. Корнетов // Школьные технологии. - 2007. -№5.-С. 33-39

  2. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ ОмГУ. - Омск, 2005

  3. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004. - С. 63-65

  4. Иванова, Н. Биология // Первое сентября, - 2009. -№2,. - С. 26-28.

  5. Маркачев, А.Е., Боровских,Т.А., Чернобельская, Г.М. Учебно-исследовательские проекты // Первое сентября, - 2009. -№ 27. - С. 5-8.

  6. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, -2004-№1. - С. 42.

  7. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образователь­ная технология / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. -240 с.

  8. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреж­дении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.

  9. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/ С.Сергеев. - М.:АРКТИ, 2005. - 80 с

Электронные ресурсы:

  1. edu.ru

  2. ru.wikipedia.org/wiki/

  3. rgost.ru

1 edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

2 Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ ОмГУ. - Омск, 2005. С. 6-11

3 iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php

4 Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004. - С. 63-65

5 Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ ОмГУ. - Омск, 2005. С. 28-32

6 ru.wikipedia.org/wiki/Питьевая_вода

7 ru.wikipedia.org/wiki/Нефролитиаз

8 rgost.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1426&Itemid=32


© 2010-2022