УрокПредупреждение сердечно-сосудистых заболеваний

Тема урока: Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний.Цели и задачи урока: 1. Показать отрицательное влияние курения, употребления спиртных напитков на работу сердца и сосудов.2. Продолжить санитарно-гигиеническое воспитание учащихся в процессе изучения условий для нормальной работы системы органов кровообращения; показать достижения кардиологии.З. Развивать умения познавательной, творческой деятельности.Тип урока: Комбинированный.Методы урока: Рассказ, беседа, письменная работа, загадки,... f
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель биологии и химии 1 категории

высшей квалификации ОШ №10

Попова Галина Османовна.

Биология 8 класс.

Тема урока: Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний.

Цели и задачи урока:

1. Показать отрицательное влияние курения, употребления спиртных напитков на работу сердца и сосудов.

2. Продолжить санитарно-гигиеническое воспитание учащихся в процессе изучения условий для нормальной работы системы органов кровообращения; показать достижения кардиологии.

З. Развивать умения познавательной, творческой деятельности.

Тип урока: Комбинированный.

Методы урока: Рассказ, беседа, письменная работа, загадки, стихи, сообщения учащихся, ролевая игра, решение задачи.

Оборудование: На доске рисунок «Сердце», высказывание Абая.

«Зато я заставляю человека страдать за обиженных,

почитать старших, уважать младших.

Я - благодарность и милосердие.

Я - нежность и твердость.

Сердце - это жизнь».

Абай.

Поэт и мыслитель. «Слово назидания» 21890-1898.

Межпредметные связи: математика, история, физика, химия.

План урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя

2.Проверка знаний учащихся

1.Устный опрос .

2.Письменный опрос.

3.Задания - загадки.

4.Решение задачи у доски.

5. Сценка «Необыкновенный консилиум» .

6.Сообщения учащихся о достижениях науки в области кардиологии.

7.Итог урока. Рефлексия.

Последовательный ход урока:

1.Вступительное слово преподавателя,

А. Сообщение темы.

Б. Цель и задачи урока.

2.Проверка знаний учащихся.

3.1. Устный опрос.

(На столах у учащихся лежат листочки с вопросами. Каждый учащийся читает вопрос и дает на него ответ.)

Вопросы:

1. Дать характеристику крови как ткани.

2. Механизм и значение свертывания крови.

3. Черты специализации эритроцитов.

4. Причины, вызывающие малокровие и меры его предупреждения.

5. Функции эритроцитов, механизм их осуществления.

6. Группы крови. Переливание крови.

7. Строение и функции лейкоцитов.

8. Что такое иммунитет? Виды иммунитета.

9. Виды кровеносных сосудов, особенности их строения.

10. Суть и причины автоматизма сердечной мышцы. Фазы сердечного цикла.

11. Что такое пульс?

12. Причины заболевания сердечно-сосудистой системы.

13. Значение тренировки сердца.

14. Разновидности кровотечений, приемы первой помощи при них.

15. Сколько камер в сердце человека? От чего зависит толщина стенок камер человека?

2. Письменный опрос.

(3 варианта, листочки с рисунком сердца и вопросом для каждого уч-ся лежат на партах).

Вариант 1

1. Что называют кровообращением?

2. Рассмотрите рисунок. Что на нем обозначено цифрами?

Вариант 2.

1. Что называют малым кругом кровообращения?

2. Рассмотрите рисунок. Что на нем обозначено цифрами?

Вариант 3.

1. Что называют большим кругом кровообращения?

2. Рассмотрите рисунок. Что на нем обозначено цифрами?

3.Преподаватель предлагает задания-загадки.

(Пока уч-ся отгадывают загадки, один уч-ся решает задачу на доске).

А. В одной популярной книге по физиологии образно сказано: «В каждую секунду, в Красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней в плаванье. Что подразумевается под кораблями и гаванями.

Б. И. П. Павлов сказал: «В организме имеется чрезвычайная ситуация, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Про что это сказано?

4.Задача.

Определите, сколько литров крови содержится в организме человека, вес которого составляет 47 кг, если известно, что на долю крови приходится 7% от всего веса тела, а удельный вес крови равен 1,06г/см .

Решение:

Зная, что кровь занимает 7% веса тела, определим, сколько крови содержится в организме. Если вес человека 47кг, то на долю 1% приходится:

47:100-0,47 кг,

следовательно, 7% будет составлять 0,47 х 7=3,19

Полученную цифру «вес крови» переводим в объемные единицы. Для этого можно использовать формулу, известную уч-ся из курса физики и химии: m=Vxd, где m - масса, V - объем, d - удельный вес. Исходя из этой формулы, получаем:

V=m/d

К правильному решению можно прийти путем следующего рассуждения: известный нам удельный вес крови-1.06 г крови занимает объем 1 смЗ или 1мл. Тогда 3190г. будут занимать объем в 1.06 раза меньший. У=3190; 1.06г\см=3009см3 или Зл97мл. Ответ: в организме человека весом 47кг содержится Зл.9мл крови.

Преподаватель: Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки не решенные и по сей день. «К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Эти слова сказал безымянный древнеегипетский врач.

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, сердце всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину.

В сердце все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само его

совершенство.

За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о сердце говорят : Сердце - это жизнь!

« Необыкновенный консилиум».

( На сцене больничная палата, в центре возвышение на котором лежит больной, укрытый простыней. Около него беседуют два врача в халатах.)

1 - й врач. Случай очень сложный, болезнь сердца хроническая. Ведь он болен уже три года.

2-й врач. Да, тут надо хорошо подумать. Знаете, мне кажется, необходимо созвать консилиум. Только не удивляйтесь, врачи будут не совсем обычные. ( Открывает дверь.) Пожалуйста, прошу. (Входит грек, поклонился вначале врачам, подошел к больному, пощупал его пульс, проверил биение сосудов на шее, осмотрел язык и стал щупать живот быстрыми движениями. Вдруг он очертил пальцем полукруг и сказал: «Печень.», точно так же нарисовал селезенку. После этого приложил голову к груди больного, сделал удивленные глаза, потрепал больного по голове и в раздумье быстро вышел, поклонившись врачам. Все смотрят ему в след.

Почти сразу появился 2-консультант-магистр медицины. Шествовал он очень важно. Приблизившись к больному, воздел руки к вверху и возвел глаза к потолку: « Во имя отца и сына и святого духа.» Подходит к больному, трогает пульс, осматривает язык. Откинул простыню, ткнул в ногу больного. Встал, задумался и медленно удалился.

Входит 3- консультант - врач 19 века.

Врач 19в.: Добрый день, господа. Я надеюсь, не ошибся адресом?

(Подходит к больному и, вытащив часы подсчитывает пульс.)

Картина ясная, у больного полная аритмия сердца! Надеюсь коллеги, вам известно, что это такое. (Он постукал легкие, послушал сердце больного).

Ну что ж, уважаемые коллеги, пойдемте, потолкуем,

(Все отходят в сторону).

1-й врач: Друзья мои! Мы все медики и поймем друг друга. Вы видели пациента, ему всего 15 лет. Ему надо помочь. Мы хотим услышать ваше мнение.

Магистр,взметнул руки вверх : Да прибудет с нами сила господня! (закрыл глаза и забормотал что-то под нос),

Грек: Достойные мужи! Юноша о коем нам надлежит вынести решение, страдает тяжким недугом. Случай трудный! Известно, что четыре сока, правильно сочетаясь, управляют жизнью тела. Так нас учил Гиппократ. Главные источники крови- печень и селезенка. Из них холодная кровь вытекает в правую пирамиду сердца, а в левой она согревается. Жар сердца охлаждается воздухом, который мы вдыхаем. Что мы находим у пациента? Большое., усталое сердце, переполненное кровью. Она заполнила печень и селезенку, вытеснила из тела другие соки - и в этом тайна юноши. Я предлагаю больному диету: мед с водой, фрукты и поменьше воды. Нужен теплый климат, полезно поселить его в кипарисовой роще.

Магистр. Вполне согласен с моим античным собратом, но мало сказать, что печень юного пациента переполнена кровью. Судьба каждого человека начертана на небесах. Прочесть ее нам помогут созвездия. Как лечить? Кровопускание! Меньше пить воды! Не есть соли! И, само собой, разумеется, усердная молитва.

2-й врач. (Обращаясь к третьему гостю). Ну, а вы что скажите?

Врач 19в. (привстал с места, поклонился всем): Милостивые государи! Не стану спорить с уважаемыми коллегами. Мы принадлежим к разным школам. Я полагаю, что вы обратили внимание на одышку у мальчика, частый пульс. Сердце расширено. В этом я полностью согласен с моим древнегреческим коллегой (поклон в сторону последнего). В сердце шум, у него не в порядке клапаны.

Магистр: Это еще что такое? У Гиппократа о них ничего не сказано.

Врач 19в.: В существовании их легко убедиться.

Магистр: Каким образом, позвольте узнать?

Врач 19в. : Путем вскрытия.

Магистр: Как? Рассекать тело человека? Это же богохульство!

Врач 19в.: Но ведь я имею в виду мертвое, а не живое тело. Чтобы лучше лечить людей, надо знать анатомию, а чтобы изучать анатомию...

Магистр (перебивает): Оставьте! Нужно просто знать древние книги. В них истина! А все остальное - от дьявола. Ты связан с нечистой силой! На костер его!

Врач 19в. : Довольно! Вы и ваша инквизиция и так уже «славно» поработали во имя науки. Вы сожгли на костре испанца Мигеля Сервета, который высказал мысль о существовании малого круга кровообращения. Вы расправились с отцом анатомии Андреем Везалием за то, что он изучал на людях строение их тела. Оклеветали его в том, что он будто бы вскрыл тело знатной дамы, сердце которой еще билось. Вы подвергли жестоким нападкам великого англичанина - отца физиологии Вильяма Гарвея, который поняло, что сердце -двигатель крови. Еще-в 162-8г. Он выпустил книгу «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных»

1-й врач: Коллеги, успокойтесь! Почтенный магистр, друзья! Мы собрались не для того, чтобы ссорится. Надо уважать чужое мнение и подумать о больном.

Врач19в. : Будьте любезны (обращается к 1-му врачу) перо и чернила. (Врач протягивает ему шариковую ручку) Виноват, а где чернильница?..

1 -й врач: Это перо пишет само.

Врач 19в. (пожимает плечами, достает из чемоданчика бланк и пишет приговаривая рецепт) : Отвесь пять сотых наперстянки, смешай с водой и пей три раза вдень перед едой. (Отдаёт рецепт. Гости раскланиваются и уходят.)

2-й врач: Все ясно! Ну что же, еще раз проверим анализы, сделаем электрокардиограмму и рентген

1 -й врач: Попробуем лечить мальчика в барокамере. А может быть придется оперировать. (Уходят).

Сцена разработана на основе 3-6-й глав книги Г. Шингарева «Необыкновенный консилиум». (М. Детская литература 1975).

Преподаватель. Как видите, знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. Вы видели разных консультантов, четыре времени, четыре эпохи. Античный врач, не знакомый даже со стетоскопом не умея наблюдать, сравнивать, понял главное: у больного застой крови, нарушение кровообращения. Надменный магистр дал полезный совет: делать кровопускание, которое применяют и в наше время, не давать много воды и соли, т. к. от обильного питья, соленой пищи у сердечных больных развивается водянка. Третий консультант, владея теорией и методами диагностики, сделал вывод о сердечных клапанах и назначил правильное лечение. Современные врачи вооружены точными приборами, инструментами, оборудованием, медикаментами, предназначенными для лечения самых сложных заболеваний сердца. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология - учение о сердце и системе органов кровообращения.

6.Сообщения учащихся.

1 -й ученик. Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей. Многие - в возрасте 30-40 лет. Борьба с сердечно - сосудистыми заболеваниями - одна из основных проблем современного здравоохранения. Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог А.А.Кулябко. 32 августа 1903г. он оживил сердце ребенка спустя 20 часов после его смерти. Профессору С.С.Брюхоненко удалось восстановить деятельность сердца через сто часов после смерти человека. А профессор Андреев заставил биться 170 сердец, изъятых из трупов. Все эти опыты позволили глубже проникнуть в тайны сердца.

С 1897 по 1941г. в бывшем Советском Союзе было сделано 315 операций на сердце. С 1967года по настоящее время их произведено десятки тысяч. Этому способствовало создание в 1961 году Института сердечно - сосудистой хирургии , которому впоследствии было присвоено имя академика А.Н.Бакулева - одного из основоположников советской хирургии. Имена А.А.Вишневского, А.Л.Мясникова,

Н.П.Амосова, Ф.Г.Углова, В. И. Шумакова и многих других известных всему миру.

2-й ученик: В начале 40-х годов советский ученый П. JL Синицын провел опыты по пересадке сердца лягушке. С «чужим» сердцем лягушки жили более года.

В опытах В. П. Демихова собака с двумя сердцами жила 32 дня. Огромным достижением хирургии стали операции по трансплантации (пересадке) сердца человеку. 3 декабря 1967 горда хирург из Кейптауна профессор Кристиман Бернард впервые в мире пересадил сердце от человека к человеку. Бернард, по его собственным признаниям, учился у советского врача Демихова и оперировал по его методике.

В настоящее время перед учеными встала принципиально новая задача : создать вживляемое искусственное сердце. Над этой проблемой успешно работает группа ученых, возглавляемая директором НИИ трансплантологии и искусственных органов профессором В. И. Шумаковым.

Большое будущее принадлежит лазерной хирургии. Впервые в мире в 1984году в России произведена совершенно новая операция на сердце, уже хорошо освоена хирургами Москвы и Каунаса. С помощью лазера восстанавливается кровообращение сердечной мышцы.

Новый метод операции на сердце с применением холода был внедрен в практику группой ученых Новосибирского центра под руководством профессора Е.Н.Мешалкина.

С 1982 года в Москве работает Всесоюзный кардиологический центр АМН.

3-й учащийся. Важнейшая задача кардиологии профилактика сердечно - сосудистых заболеваний. Болезни сердца вызывают повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, токсические вещества, малоподвижный образ жизни, эмоциональные стрессы, генетический фактор, неблагоприятная экологическая обстановка и, конечно, наркотики, алкоголь, курение.

За последние 20лет потребление алкоголя в мире увеличилось на 50%. А ведь пристрастие к нему сокращает жизнь человека на 10-12лет. Уже спустя несколько минут после принятия спиртного алкоголь поступает в кровь и циркулирует в ней 5-7часов.

Все это время сердце работает в неблагоприятном для него режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту. Развивается атеросклероз, в организме нарушаются обмен веществ и питание сердечной мышцы. Она перерождается все больше и больше. В конце концов от острой коронарной недостаточности наступает внезапная смерть.

Спортивные тренировки, утренняя гимнастика способствует улучшению деятельности сердечно - сосудистой системы, увеличивает силу и выносливость сердечной мышцы.

Никотин вызывает сужение сосудов сердца, образование тромбов, а угарный газ, который также есть в табаке, создает постоянную кислородную недостаточность организма в целом, и в первую очередь - сердечной мышцы. И это только два вещества выделяемых из табачного дыма, а их - 300!

После каждой выкуренной сигареты сужение кровеносных сосудов долится около получаса. Курильщики заболевают в 12 раз чаще стенокардией им в 13 раз чаще инфарктом сердечной мышцы, чем некурящие.

4 .Выходит учащийся. Он читает стихотворение.

Мое имя - сигарета,

Я красива и сильна.

Я знакома с целым светом,

Очень многим я нужна.

Мозг и сердце я дурманю

Молодым и старикам.

Независимо от знаний,

Скажем прямо слабакам.

Запомни - человек не слаб,

Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжешь спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам себе дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить.

Я человек! Я должен сильным быть!»

5-й учащийся: Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, песен, поэм написано о нем! Кто сильнее, чем поэты, раскрыл удивительные свойства беспокойного, чистого, жестокого, храброго, чуткого, злого, нежного и доброго человеческого сердца?!

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово - красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Уменьшается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

3. Итог урока.

В заключении преподаватель выставляет оценки за урок и приводит рефлексию урока, где учащиеся на листочках указывают: что им понравилось на уроке, что не понравилось, что бы они хотели видеть на уроках биологии.



© 2010-2022