- Преподавателю
- Биология
- План-конспект урока по биологии на тему Основы генетики и селекции
План-конспект урока по биологии на тему Основы генетики и селекции
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Илушка М.И. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство Просвещения ПМР
ГОУ НПО «Дубоссарский многопрофильный профессиональный лицей»
План-конспект урока
по теме «Основы генетики и селекции»
Подготовила учитель биологии
Илушка Мая Ивановна
2015 год.
Обобщающий урок по теме «Основы генетики и селекции»
Цель урока: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания по теме
«Основы генетики и селекции».
Задачи:
образовательные:
-
провести обобщение, систематизацию и коррекцию знаний и основных понятий по теме « Основы генетики и селекции», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей;
-
расширить и углубить знания путём включения фрагментов новой информации в целостную систему представлений и понятий;
-
проверить усвоение знаний по теме, овладение умениями решения генетических задач, проведения и анализа исследовательских работ;
-
дать возможность учащимся осознать мировоззренческое и практическое значение биологических знаний данной темы.
развивающие:
-
развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания), выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента;
-
умения обобщать и анализировать закономерности при анализе обобщающих схем.
воспитательные:
-
развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности;
-
развивать коммуникативные способности учащихся на уроке, воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации «Наследственные болезни», «ГМО», справочные и раздаточные материалы для учащихся (маршрутный лист урока).
План проведения урока:
-
создание психологического настроя на уроке (учащиеся заслушивают притчу);
-
сообщение темы и задач предстоящей работы
-
активизация мыслительной деятельности (биологический диктант);
-
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
-
проверка выполненных работ;
-
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
-
выступление учащихся с результатами групповых заданий;
-
подведение итогов урока;
-
домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент.
Учитель: «Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во многом большими, чем у нас, всегда сомневаешься в правильности своих ответов, которые нам кажутся очевидными. Почему? Начертив на песке посохом два круга - малый и большой, Зенон ответил: «Площадь малого круга - это познанное вами, площадь большого - познанное мною. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но всё, что за пределами этих кругов, - не познанное ни вами, ни мною. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений»
ІІ. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Учитель. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Основы генетики и селекции», нам предстоит повторить основные понятия и законы генетики; закрепить умения по решению задач генетического содержания, расширить и углубить знания; выявить области применения полученных знаний в практической деятельности людей.
Мотивация учащихся на конечный положительный результат.
У каждого из вас на столе находится карта маршрута урока. Преодолев каждый из этапов, вы сможете с гордостью сказать: «Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» Ну и, конечно, ответить на вопрос: «Нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем…?
ІІІ. Повторение и обобщение ранее изученного (отдельных фактов, событий, явлений)
1блок. Вопросы биологического диктанта (ответы учащихся могут сопровождаться дополнительными вопросами учителя):
-
Наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими - ….
-
Неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития - …
-
Способность организмов в процессе онтогенеза приобретать новые признаки и терять старые - …
-
Формы изменчивости - …
-
Основатель генетики - …
-
Участок молекулы ДНК, который отвечает за синтез определенного белка - …
-
Совокупность всех взаимодействующих генов организма - …
-
Гены отвечающие за формирование одного признака- …
-
Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по одной паре признаков - …
-
Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по двум парам признаков - …
-
Мутации -
-
Методы исследования человека -
-
ХХ - …
-
ХY - …
-
Наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов-…
-
Основные методы селекции-…
Учитель: Теплым августовским вечером 1864 г. В своем кабинете сидел уже не молодой человек и что-то с увлечением писал. Он был священником, и логично было предположить, что на бумаге возникает конспект проповеди на завтра. Но посторонний наблюдатель был бы крайне удивлен, увидев, что написал святой отец. На листах бумаги появились математические формулы и колонки цифр. Изредка, видимо, устав от работы, пастор глядел в монастырский сад, давая отдых утомленным глазам… Легкий ветерок, задувавший в окно, шевелил его поредевшие волосы. А правая рука автоматически делала рисунок, ещё один и ещё. На рисунках можно было узнать… (горох). Святой отец устал, но его лицо светилось радостью. Он решил задачу, над которой бился столько лет, отказывая себе даже в тех мирских радостях, которые церковь разрешала священникам. Его семьёй стали монахи, домом - монастырь, а единственной любовью и страстью на всю жизнь - наука. Ей он посвящал всё свободное время и все свои силы. Как звали этого затворника? (учёный пастор носил фамилию Мендель).
Какова заслуга Г.Менделя в области генетики?
Что вам известно о законах наследования, установленных Менделем?
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 1 сообщение
Открытие Г. Менделем
законов наследования
Честь открытия количественных закономерностей, сопровождающих формирование гибридов, принадлежит австрийскому естествоиспытателю Иоганну Грегору Менделю (1822-1884). В его работах, выполнявшихся в период с 1856 по 1863 г., были раскрыты основы законов наследственности.
Первое, на что Мендель обратил внимание,- это выбор объекта. Для своих исследований Мендель избрал горох Pisum sativum L. Основанием для такого выбора послужило, во-первых, то, что горох - строгий самоопылитель, и это резко снижало возможность заноса нежелательной посторонней пыльцы; во-вторых, в то время имелось достаточное число сортов гороха, различавшихся по одному, двум, трем и четырем наследуемым признакам.
Мендель начал с опытов по скрещиванию сортов гороха, различающихся по одному признаку (моногибридное скрещивание). Во всех без исключения опытах с 7 парами сортов было подтверждено явление доминирования в первом поколении гибридов, обнаруженное Сажрэ и Нодэном.
Какие методы использовал Мендель и что он обнаружил в результате использования этих методов
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 2 сообщение
Методы и ход работы Менделя
Крупная научная удача Менделя состояла в том, что выбранные им семь признаков определялись генами на разных хромосомах, что исключало возможное сцеплённое наследование. Он обнаружил, что:
-
у гибридов первого поколения присутствует признак только одной родительской формы. А другой «исчезает». Это закон единообразия первого поколения;
-
во втором поколении наблюдается расщепление три четверти потомков имеют признак гибридов первого поколения. А четверть - «исчезнувший» в первом поколении признак. Это закон расщепления.
-
каждая пара признаков наследуется независимо от другой пары. Это закон независимого наследования.
Мендель не знал, что эти положения со временем назовут первым и третьим законами Менделя. На этом научное везение великого генетика закончилось, последующие опыты на ястребинке не увенчались успехом из-за незнания биологии объекта. Современники-профессионалы дружно проигнорировали монаха-самоучку, и естественным наукам осталось только накапливать экспериментальный материал, ожидая второго открытия законов Менделя через 37 лет после первой публикации.
Один учащийся получает карточку с рассказом - небылицей. Он должен найти пять ошибок, исправить их и объяснить.
"Рассказ-небылица".
Мушка дрозофила тяжело вдохнула, встряхнула свои 46 хромосом,(8хромосом) взмахнула крыльями и вылетела из лаборатории Менделя (Моргана), оставив своё потомство. Мендель очень расстроился, хотел догнать мушку дрозофилу, но не смог. Долго она летала, устала. И вдруг перед ней оказалось поле с горохом. Села на горох, решила отдохнуть и полакомиться. Вдруг её чуткое ухо уловило какие-то шорохи. Оглянулась - ба, сзади чешский священник Морган(Мендель) , который проводил опыты с фасолью (горохом). " Опять не повезло"- подумала мушка и улетела, куда глаза глядят.
Примечание: красным цветом выделены те ошибки, которые дети должны найти.
Вся группа решает тест.
-
Его эксперименты послужили началом классической генетики, ему суждено было стать отцом генетики. О ком идет речь?
-
Г.Мендель
-
Т. Морган
-
В. Лобашев
-
С.Четвериков
2 . Соотношение по фенотипу при дигибридном скрещивании в F2.
-
9:3:3:1 b) 3:1 c) 1:2:1
-
Третий закон Менделя называется:
-
закон единообразия
-
закон расщепления
-
закон независимого наследования
-
В соответствии с законом Менделя расщепление признаков у гибридов наблюдается:
-
в первом поколении
-
во втором поколении
-
в третьем поколении
-
в четвертом поколении
-
Какие признаки у гороха являются доминантными:
-
желтая окраска семян
-
зеленая окраска семян
-
гладкая поверхность семян
-
морщинистая поверхность семян
-
Аутосомы это хромосомы, которые у мужского и женского пола имеют одинаковое строение:
-
да
-
нет.
-
Из оплодотворенной яйцеклетки человека разовьется зародыш мужского пола, если после оплодотворения в зиготе будет:
-
22 аутосомы + ХХ
-
22 аутосомы + ХУ
-
44 аутосомы + ХУ
-
44 аутосомы + ХХ
-
Болезнь Дауна - пример мутации:
-
генной
-
хромосомной
-
геномной
-
это не мутация.
-
Причиной мутаций может быть:
-
химическое воздействие
-
радиационное излучение
-
изменение температуры
-
верны все ответы.
-
Цитогенетический метод изучения наследственности человека состоит в изучении:
-
хромосомных наборов
-
развития признаков близнецов
-
родословной людей
-
обмена веществ у человека
3.1 Повторение и обобщение системы знаний и умений.
2 блок. Решение генетических задач
3 блок - «Генетика пола» «Наследственные болезни, сцепленные с полом»
Учитель: Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержания определенного соотношения полов в популяции увлекательна и очень важна. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых.
По одной из древних теорий полагали, что девочки появляются на свет, когда дуют южные ветры, а холодные северные ветры приносят младенцев мужского пола.
Нам предстоит приподнять завесу над одной из сокровенной тайной природы и выяснить, где, когда и каким образом осуществляются процессы, которые приводят к развитию зародыша определённого пола.
Давайте вспомним, что нам известно о генетике пола и заболеваниях, сцепленных с полом?
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - 3сообщение.
Половые хромосомы - хромосомы, по которым мужской пол отличается от женского. В любой клетке диплоидного организма все хромосомы парные (гомологичные), так как организм образуется из зиготы. Одна хромосома каждой пары получена организмом от матери, другая - от отца. Пол определяется в момент оплодотворения и зависит от того, какого типа половые хромосомы окажутся в зиготе - одинаковые или разные. ХҲ - особь женского пола, ХΥ - особь мужского пола. У человека в Х хромосоме помимо генов, участвующих в развитии половых признаков, находятся гены, определяющие свертываемость крови и цветоразличие, при этом доминантный аллель определяет нормальное формирование признака, а рецессивный патологию. Фенотипически он проявляется у 7% мужчин и у 0,5% женщин, но носительницами этого гена являются 13% женщин.
Учитель: Генетика тесно связана с медициной. Известно более 2200 наследственных болезней и аномалий развития, связанных с нарушением числа хромосом, изменением структуры хромосом, отдельных генов. Они изучаются на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях. Генетикой получены важные сведения о том, что наследственные болезни в определённых условиях могут и не проявляться. При помощи генетики в сотрудничестве с педиатрией и другими отраслями медицины развенчан миф о фатальности и неизлечимости наследственных болезней. Зная их характер, можно излечить или предотвратить ряд наследственных патологий.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»
4 блок. Мутации. ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Когда мы проходим мимо экспонатов Кунсткамеры (открыта в 1714 г. по указу Петра 1, музей этнографии и антропологии), сердце замирает от вида мутантов с лишними или недостающими частями тела (двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы). Уроды человеческие и животные собирались по указу Петра со всех концов России, поскольку "во всех государствах они ценились как диковинки". Мутанты вызывают у народа смесь интереса и брезгливости: голубые лобстеры, мыши с ушами человека на спинах, мухи с ногами вместо антенн, двуглавые змеи….
На экране фотография больного.
Кто показан на этой фотографии?
(Ответ. На фотографии показан больной синдромом Дауна.)
Беседа по вопросам.
1.Ребята, а какова причина синдрома Дауна?
(Причиной является лишняя хромосома у 21-й пары хромосом.
2.Какова причина не расхождения хромосом?
(Причиной могут быть мутации - изменения в генотипе.)
3.Каковы причины мутаций?
(Причиной мутаций являются мутагены - факторы, вызывающие мутации.)
4.Приведите примеры мутагенов.
(Мутагенами являются: алкоголь, никотин, наркотики, лекарства, ультрафиолетовые лучи и т. д.)
- С какой группой мутагенов мы встречаемся чаще всего?
В повседневной жизни мы сталкиваемся с продуктами питания, производители которых используют ГМО. Порой, балуем себя шоколадками, варим супы быстрого приготовления, заходим перекусить в рестораны быстрого питания и никогда не задумываемся, к каким последствиям это может привести в дальнейшем.
Что такое ГМО?
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 4 сообщение
Расшифровывается ГМО - генно-модифицированные организмы, это живые организмы, созданные при помощи генной инженерии. Данные технологии очень широко применяются в сельском хозяйстве, потому что растения, выращенные при помощи генной инженерии, устойчивы к вредителям и имеют повышенную урожайность.
Презентация о ГМО и проблемах биобезопасности.
Использовали ли вы в своем рационе питания продукты которые находятся в черном списке?
3.2 Повторение и систематизация основных теоретических и практических знаний.
5 блок. Исследования.
Группа разделена на две группы, каждая из которых выполняла исследовательскую работу.
Первая группа проводила исследование на тему «Содержание ГМО в продуктах питания республиканского производства», вторая - «Содержание ГМО в продуктах питания розничной торговли ПМР».(по надписям на этикетках).
Первую группу возглавляла.
(Выступление учащейся, капитан 1 группы)
У нас в Приднестровье кто-то занимается проблемой ГМО ?
Вторую группу возглавляла
(Выступление учащейся, капитан 2 группы)
Как вы думаете на ваш взгляд что необходимо предпринять ?
Учитель. Давайте возвратимся к началу урока и вспомним притчу, которую я вам рассказала. Каково же соотношение познаваемого и непознанного в практике генетики ?
Соотношение познаваемого и непознанного в практике генетики убеждает нас в познаваемости окружающего мира, с одной стороны, и в бесконечности непознанного - с другой.
И тем не менее достижений в области генетики много. Давайте послушаем и посмотрим презентацию Петровой Дианы о достижениях генетики за последние годы.
ΙΥ. Подведение итогов
Ребята, у каждого из вас в конце маршрутного листа имеются два вопроса. Я попрошу вас дать на них ответы и оценить свою работу на уроке.
Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Спасибо за вашу активность! Оценки за урок (комментарии)
Υ. Домашнее задание
Запишите домашнее задание: найти интересную информацию по селекции организмов (интернет), подготовить сообщение о К.Линнее и Ч. Дарвине, по желанию составить родословную по одному из признаков, встречающихся в вашей семье.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА.
Источники:
-
sciencemedia.ru/biology/novaya-sistema-geneticheskix-shtrixkodov.html - ScienceMedia.ru Новости науки и технологии 21 века;
-
examen.ru - Экзамен. ru;
-
afonin-59-bio.narod.ru - Общая и теоретическая биология;
-
nm2000.kz/news/2010-01-21-23667 - Наш мир;
-
muldyr.ru/a/a/zakonyi_mendelya_-_zakon_edinoobraziya_gibridov_pervogo_pokoleniya - биология;
-
Краснодембский Е. Г."Общая биология: Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» ;
7. Н. С. Курбатова, Е. А. Козлова "Конспект лекций по общей биологии«;
8. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/ Р.А. Петросова, Н.Н. Пилипенко, А.В. Теремов, Под редакцией А.И. Никишова.- М.: «РАУБ- Цитадель». Мн.: ООО «Белфарпост», 1997
9. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. проф. Н.И. Пономарёвой.- М.: Вентана- Граф, 2004
Маршрутный лист
1блок. Вопросы биологического диктанта:
-
Наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими - ….
-
Неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития - …
-
Способность организмов в процессе онтогенеза приобретать новые признаки и терять старые - …
-
Формы изменчивости - …
-
Основатель генетики - …
-
Участок молекулы ДНК, который отвечает за синтез определенного белка - …
-
Совокупность всех взаимодействующих генов организма - …
-
Гены отвечающие за формирование одного признака (могут быть доминантными или рецессивным) - …
-
Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по одной паре признаков - …
-
Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по двум парам признаков - …
-
Мутации -
-
Методы исследования человека -
-
ХХ - …
-
ХY - …
-
Наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов-…
-
Основные методы селекции-…
Тест
1.Его эксперименты послужили началом классической генетики, ему суждено было стать отцом генетики. О ком идет речь?
a)Г.Мендель
b)Т. Морган
c)В. Лобашев
d)С.Четвериков
2. Соотношение по фенотипу при дигибридном скрещивании в F2.
a)9:3:3:1 b) 3:1 c) 1:2:1
3.Третий закон Менделя называется:
a)закон единообразия
b)закон расщепления
c)закон независимого наследования
4.В соответствии с законом Менделя расщепление признаков у гибридов наблюдается:
a)в первом поколении
b)во втором поколении
c)в третьем поколении
d)в четвертом поколении
5.Какие признаки у гороха являются доминантными:
a)желтая окраска семян
b)зеленая окраска семян
c)гладкая поверхность семян
d)морщинистая поверхность семян
6.Аутосомы это хромосомы, которые у мужского и женского пола имеют одинаковое строение:
a)да
b)нет.
7.Из оплодотворенной яйцеклетки человека разовьется зародыш мужского пола, если после оплодотворения в зиготе будет:
a)22 аутосомы + ХХ
b)22 аутосомы + ХУ
c)44 аутосомы + ХУ
d)44 аутосомы + ХХ
8.Болезнь Дауна - пример мутации:
a)генной
b)хромосомной
c)геномной
d)это не мутация.
9.Причиной мутаций может быть:
a)химическое воздействие
b)радиационное излучение
c)изменение температуры
d)верны все ответы.
10.Цитогенетический метод изучения наследственности человека состоит в изучении:
a)хромосомных наборов
b)развития признаков близнецов
c)родословной людей
d)обмена веществ у человека
Карта маршрута
«Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» __________________________
«Нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем…?_______
______________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!