План-конспект урока по биологии на тему Основы генетики и селекции

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство Просвещения ПМР

ГОУ НПО «Дубоссарский многопрофильный профессиональный лицей»











План-конспект урока


по теме «Основы генетики и селекции»


















Подготовила учитель биологии

Илушка Мая Ивановна





2015 год.


Обобщающий урок по теме «Основы генетики и селекции»

Цель урока: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания по теме

«Основы генетики и селекции».

Задачи:

образовательные:

  • провести обобщение, систематизацию и коррекцию знаний и основных понятий по теме « Основы генетики и селекции», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей;

  • расширить и углубить знания путём включения фрагментов новой информации в целостную систему представлений и понятий;

  • проверить усвоение знаний по теме, овладение умениями решения генетических задач, проведения и анализа исследовательских работ;

  • дать возможность учащимся осознать мировоззренческое и практическое значение биологических знаний данной темы.

развивающие:

  • развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания), выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента;

  • умения обобщать и анализировать закономерности при анализе обобщающих схем.

воспитательные:

  • развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности;

  • развивать коммуникативные способности учащихся на уроке, воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации «Наследственные болезни», «ГМО», справочные и раздаточные материалы для учащихся (маршрутный лист урока).

План проведения урока:

  1. создание психологического настроя на уроке (учащиеся заслушивают притчу);

  2. сообщение темы и задач предстоящей работы

  3. активизация мыслительной деятельности (биологический диктант);

  4. выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

  5. проверка выполненных работ;

  6. обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  7. выступление учащихся с результатами групповых заданий;

  8. подведение итогов урока;

  9. домашнее задание.

Ход урока

І. Организационный момент.

Учитель: «Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во многом большими, чем у нас, всегда сомневаешься в правильности своих ответов, которые нам кажутся очевидными. Почему? Начертив на песке посохом два круга - малый и большой, Зенон ответил: «Площадь малого круга - это познанное вами, площадь большого - познанное мною. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но всё, что за пределами этих кругов, - не познанное ни вами, ни мною. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений»

ІІ. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Учитель. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Основы генетики и селекции», нам предстоит повторить основные понятия и законы генетики; закрепить умения по решению задач генетического содержания, расширить и углубить знания; выявить области применения полученных знаний в практической деятельности людей.

Мотивация учащихся на конечный положительный результат.

У каждого из вас на столе находится карта маршрута урока. Преодолев каждый из этапов, вы сможете с гордостью сказать: «Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» Ну и, конечно, ответить на вопрос: «Нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем…?

ІІІ. Повторение и обобщение ранее изученного (отдельных фактов, событий, явлений)

1блок. Вопросы биологического диктанта (ответы учащихся могут сопровождаться дополнительными вопросами учителя):

  • Наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими - ….

  • Неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития - …

  • Способность организмов в процессе онтогенеза приобретать новые признаки и терять старые - …

  • Формы изменчивости - …

  • Основатель генетики - …

  • Участок молекулы ДНК, который отвечает за синтез определенного белка - …

  • Совокупность всех взаимодействующих генов организма - …

  • Гены отвечающие за формирование одного признака- …

  • Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по одной паре признаков - …

  • Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по двум парам признаков - …

  • Мутации -

  • Методы исследования человека -

  • ХХ - …

  • ХY - …

  • Наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов-…

  • Основные методы селекции-…

Учитель: Теплым августовским вечером 1864 г. В своем кабинете сидел уже не молодой человек и что-то с увлечением писал. Он был священником, и логично было предположить, что на бумаге возникает конспект проповеди на завтра. Но посторонний наблюдатель был бы крайне удивлен, увидев, что написал святой отец. На листах бумаги появились математические формулы и колонки цифр. Изредка, видимо, устав от работы, пастор глядел в монастырский сад, давая отдых утомленным глазам… Легкий ветерок, задувавший в окно, шевелил его поредевшие волосы. А правая рука автоматически делала рисунок, ещё один и ещё. На рисунках можно было узнать… (горох). Святой отец устал, но его лицо светилось радостью. Он решил задачу, над которой бился столько лет, отказывая себе даже в тех мирских радостях, которые церковь разрешала священникам. Его семьёй стали монахи, домом - монастырь, а единственной любовью и страстью на всю жизнь - наука. Ей он посвящал всё свободное время и все свои силы. Как звали этого затворника? (учёный пастор носил фамилию Мендель).

Какова заслуга Г.Менделя в области генетики?

Что вам известно о законах наследования, установленных Менделем?

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 1 сообщение


Открытие Г. Менделем

законов наследования

Честь открытия количественных закономерностей, сопровождающих формирование гибридов, принадлежит австрийскому естествоиспытателю Иоганну Грегору Менделю (1822-1884). В его работах, выполнявшихся в период с 1856 по 1863 г., были раскрыты основы законов наследственности.

Первое, на что Мендель обратил внимание,- это выбор объекта. Для своих исследований Мендель избрал горох Pisum sativum L. Основанием для такого выбора послужило, во-первых, то, что горох - строгий самоопылитель, и это резко снижало возможность заноса нежелательной посторонней пыльцы; во-вторых, в то время имелось достаточное число сортов гороха, различавшихся по одному, двум, трем и четырем наследуемым признакам.

Мендель начал с опытов по скрещиванию сортов гороха, различаю­щихся по одному признаку (моногибридное скрещивание). Во всех без исключения опытах с 7 парами сортов было подтверждено явление доминирования в первом поколении гибридов, обнаруженное Сажрэ и Нодэном.

Какие методы использовал Мендель и что он обнаружил в результате использования этих методов

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 2 сообщение

Методы и ход работы Менделя

Крупная научная удача Менделя состояла в том, что выбранные им семь признаков определялись генами на разных хромосомах, что исключало возможное сцеплённое наследование. Он обнаружил, что:

  • у гибридов первого поколения присутствует признак только одной родительской формы. А другой «исчезает». Это закон единообразия первого поколения;

  • во втором поколении наблюдается расщепление три четверти потомков имеют признак гибридов первого поколения. А четверть - «исчезнувший» в первом поколении признак. Это закон расщепления.

  • каждая пара признаков наследуется независимо от другой пары. Это закон независимого наследования.

Мендель не знал, что эти положения со временем назовут первым и третьим законами Менделя. На этом научное везение великого генетика закончилось, последующие опыты на ястребинке не увенчались успехом из-за незнания биологии объекта. Современники-профессионалы дружно проигнорировали монаха-самоучку, и естественным наукам осталось только накапливать экспериментальный материал, ожидая второго открытия законов Менделя через 37 лет после первой публикации.

Один учащийся получает карточку с рассказом - небылицей. Он должен найти пять ошибок, исправить их и объяснить.

"Рассказ-небылица".

Мушка дрозофила тяжело вдохнула, встряхнула свои 46 хромосом,(8хромосом) взмахнула крыльями и вылетела из лаборатории Менделя (Моргана), оставив своё потомство. Мендель очень расстроился, хотел догнать мушку дрозофилу, но не смог. Долго она летала, устала. И вдруг перед ней оказалось поле с горохом. Села на горох, решила отдохнуть и полакомиться. Вдруг её чуткое ухо уловило какие-то шорохи. Оглянулась - ба, сзади чешский священник Морган(Мендель) , который проводил опыты с фасолью (горохом). " Опять не повезло"- подумала мушка и улетела, куда глаза глядят.

Примечание: красным цветом выделены те ошибки, которые дети должны найти.

Вся группа решает тест.


  1. Его эксперименты послужили началом классической генетики, ему суждено было стать отцом генетики. О ком идет речь?

  1. Г.Мендель

  2. Т. Морган

  3. В. Лобашев

  4. С.Четвериков

2 . Соотношение по фенотипу при дигибридном скрещивании в F2.

  1. 9:3:3:1 b) 3:1 c) 1:2:1

  1. Третий закон Менделя называется:

  1. закон единообразия

  2. закон расщепления

  3. закон независимого наследования

  1. В соответствии с законом Менделя расщепление признаков у гибридов наблюдается:

  1. в первом поколении

  2. во втором поколении

  3. в третьем поколении

  4. в четвертом поколении

  1. Какие признаки у гороха являются доминантными:

  1. желтая окраска семян

  2. зеленая окраска семян

  3. гладкая поверхность семян

  4. морщинистая поверхность семян

  1. Аутосомы это хромосомы, которые у мужского и женского пола имеют одинаковое строение:

  1. да

  2. нет.

  1. Из оплодотворенной яйцеклетки человека разовьется зародыш мужского пола, если после оплодотворения в зиготе будет:

  1. 22 аутосомы + ХХ

  2. 22 аутосомы + ХУ

  3. 44 аутосомы + ХУ

  4. 44 аутосомы + ХХ

  1. Болезнь Дауна - пример мутации:

  1. генной

  2. хромосомной

  3. геномной

  4. это не мутация.

  1. Причиной мутаций может быть:

  1. химическое воздействие

  2. радиационное излучение

  3. изменение температуры

  4. верны все ответы.

  1. Цитогенетический метод изучения наследственности человека состоит в изучении:

  1. хромосомных наборов

  2. развития признаков близнецов

  3. родословной людей

  4. обмена веществ у человека

3.1 Повторение и обобщение системы знаний и умений.

2 блок. Решение генетических задач

3 блок - «Генетика пола» «Наследственные болезни, сцепленные с полом»

Учитель: Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержания определенного соотношения полов в популяции увлекательна и очень важна. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых.

По одной из древних теорий полагали, что девочки появляются на свет, когда дуют южные ветры, а холодные северные ветры приносят младенцев мужского пола.

Нам предстоит приподнять завесу над одной из сокровенной тайной природы и выяснить, где, когда и каким образом осуществляются процессы, которые приводят к развитию зародыша определённого пола.

Давайте вспомним, что нам известно о генетике пола и заболеваниях, сцепленных с полом?

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - 3сообщение.

Половые хромосомы - хромосомы, по которым мужской пол отличается от женского. В любой клетке диплоидного организма все хромосомы парные (гомологичные), так как организм образуется из зиготы. Одна хромосома каждой пары получена организмом от матери, другая - от отца. Пол определяется в момент оплодотворения и зависит от того, какого типа половые хромосомы окажутся в зиготе - одинаковые или разные. ХҲ - особь женского пола, ХΥ - особь мужского пола. У человека в Х хромосоме помимо генов, участвующих в развитии половых признаков, находятся гены, определяющие свертываемость крови и цветоразличие, при этом доминантный аллель определяет нормальное формирование признака, а рецессивный патологию. Фенотипически он проявляется у 7% мужчин и у 0,5% женщин, но носительницами этого гена являются 13% женщин.

Учитель: Генетика тесно связана с медициной. Известно более 2200 наследственных болезней и аномалий развития, связанных с нарушением числа хромосом, изменением структуры хромосом, отдельных генов. Они изучаются на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях. Генетикой получены важные сведения о том, что наследственные болезни в определённых условиях могут и не проявляться. При помощи генетики в сотрудничестве с педиатрией и другими отраслями медицины развенчан миф о фатальности и неизлечимости наследственных болезней. Зная их характер, можно излечить или предотвратить ряд наследственных патологий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»

4 блок. Мутации. ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Когда мы проходим мимо экспонатов Кунсткамеры (открыта в 1714 г. по указу Петра 1, музей этнографии и антропологии), сердце замирает от вида мутантов с лишними или недостающими частями тела (двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы). Уроды человеческие и животные собирались по указу Петра со всех концов России, поскольку "во всех государствах они ценились как диковинки". Мутанты вызывают у народа смесь интереса и брезгливости: голубые лобстеры, мыши с ушами человека на спинах, мухи с ногами вместо антенн, двуглавые змеи….

На экране фотография больного.

Кто показан на этой фотографии?

(Ответ. На фотографии показан больной синдромом Дауна.)

Беседа по вопросам.

1.Ребята, а какова причина синдрома Дауна?

(Причиной является лишняя хромосома у 21-й пары хромосом.

2.Какова причина не расхождения хромосом?

(Причиной могут быть мутации - изменения в генотипе.)

3.Каковы причины мутаций?

(Причиной мутаций являются мутагены - факторы, вызывающие мутации.)

4.Приведите примеры мутагенов.

(Мутагенами являются: алкоголь, никотин, наркотики, лекарства, ультрафиолетовые лучи и т. д.)

- С какой группой мутагенов мы встречаемся чаще всего?

В повседневной жизни мы сталкиваемся с продуктами питания, производители которых используют ГМО. Порой, балуем себя шоколадками, варим супы быстрого приготовления, заходим перекусить в рестораны быстрого питания и никогда не задумываемся, к каким последствиям это может привести в дальнейшем.

Что такое ГМО?

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 4 сообщение

Расшифровывается ГМО - генно-модифицированные организмы, это живые организмы, созданные при помощи генной инженерии. Данные технологии очень широко применяются в сельском хозяйстве, потому что растения, выращенные при помощи генной инженерии, устойчивы к вредителям и имеют повышенную урожайность.

Презентация о ГМО и проблемах биобезопасности.

Использовали ли вы в своем рационе питания продукты которые находятся в черном списке?

3.2 Повторение и систематизация основных теоретических и практических знаний.

5 блок. Исследования.

Группа разделена на две группы, каждая из которых выполняла исследовательскую работу.

Первая группа проводила исследование на тему «Содержание ГМО в продуктах питания республиканского производства», вторая - «Содержание ГМО в продуктах питания розничной торговли ПМР».(по надписям на этикетках).

Первую группу возглавляла.

(Выступление учащейся, капитан 1 группы)

У нас в Приднестровье кто-то занимается проблемой ГМО ?

Вторую группу возглавляла

(Выступление учащейся, капитан 2 группы)

Как вы думаете на ваш взгляд что необходимо предпринять ?

Учитель. Давайте возвратимся к началу урока и вспомним притчу, которую я вам рассказала. Каково же соотношение познаваемого и непознанного в практике генетики ?

Соотношение познаваемого и непознанного в практике генетики убеждает нас в познаваемости окружающего мира, с одной стороны, и в бесконечности непознанного - с другой.

И тем не менее достижений в области генетики много. Давайте послушаем и посмотрим презентацию Петровой Дианы о достижениях генетики за последние годы.

ΙΥ. Подведение итогов

Ребята, у каждого из вас в конце маршрутного листа имеются два вопроса. Я попрошу вас дать на них ответы и оценить свою работу на уроке.

Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Спасибо за вашу активность! Оценки за урок (комментарии)

Υ. Домашнее задание

Запишите домашнее задание: найти интересную информацию по селекции организмов (интернет), подготовить сообщение о К.Линнее и Ч. Дарвине, по желанию составить родословную по одному из признаков, встречающихся в вашей семье.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА.









Источники:

  1. sciencemedia.ru/biology/novaya-sistema-geneticheskix-shtrixkodov.html - ScienceMedia.ru Новости науки и технологии 21 века;

  2. examen.ru - Экзамен. ru;

  3. afonin-59-bio.narod.ru - Общая и теоретическая биология;

  4. nm2000.kz/news/2010-01-21-23667 - Наш мир;

  5. muldyr.ru/a/a/zakonyi_mendelya_-_zakon_edinoobraziya_gibridov_pervogo_pokoleniya - биология;

  6. Краснодембский Е. Г."Общая биология: Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» ;

7. Н. С. Курбатова, Е. А. Козлова "Конспект лекций по общей биологии«;

8. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/ Р.А. Петросова, Н.Н. Пилипенко, А.В. Теремов, Под редакцией А.И. Никишова.- М.: «РАУБ- Цитадель». Мн.: ООО «Белфарпост», 1997

9. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. проф. Н.И. Пономарёвой.- М.: Вентана- Граф, 2004

Маршрутный лист


1блок. Вопросы биологического диктанта:


  1. Наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими - ….

  2. Неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития - …

  3. Способность организмов в процессе онтогенеза приобретать новые признаки и терять старые - …

  4. Формы изменчивости - …

  5. Основатель генетики - …

  6. Участок молекулы ДНК, который отвечает за синтез определенного белка - …

  7. Совокупность всех взаимодействующих генов организма - …

  8. Гены отвечающие за формирование одного признака (могут быть доминантными или рецессивным) - …

  9. Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по одной паре признаков - …

  10. Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по двум парам признаков - …

  11. Мутации -

  12. Методы исследования человека -

  13. ХХ - …

  14. ХY - …

  15. Наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов-…

  16. Основные методы селекции-…

Тест

1.Его эксперименты послужили началом классической генетики, ему суждено было стать отцом генетики. О ком идет речь?

a)Г.Мендель

b)Т. Морган

c)В. Лобашев

d)С.Четвериков

2. Соотношение по фенотипу при дигибридном скрещивании в F2.

a)9:3:3:1 b) 3:1 c) 1:2:1

3.Третий закон Менделя называется:

a)закон единообразия

b)закон расщепления

c)закон независимого наследования

4.В соответствии с законом Менделя расщепление признаков у гибридов наблюдается:

a)в первом поколении

b)во втором поколении

c)в третьем поколении

d)в четвертом поколении

5.Какие признаки у гороха являются доминантными:

a)желтая окраска семян

b)зеленая окраска семян

c)гладкая поверхность семян

d)морщинистая поверхность семян

6.Аутосомы это хромосомы, которые у мужского и женского пола имеют одинаковое строение:

a)да

b)нет.

7.Из оплодотворенной яйцеклетки человека разовьется зародыш мужского пола, если после оплодотворения в зиготе будет:

a)22 аутосомы + ХХ

b)22 аутосомы + ХУ

c)44 аутосомы + ХУ

d)44 аутосомы + ХХ

8.Болезнь Дауна - пример мутации:

a)генной

b)хромосомной

c)геномной

d)это не мутация.

9.Причиной мутаций может быть:

a)химическое воздействие

b)радиационное излучение

c)изменение температуры

d)верны все ответы.

10.Цитогенетический метод изучения наследственности человека состоит в изучении:

a)хромосомных наборов

b)развития признаков близнецов

c)родословной людей

d)обмена веществ у человека

Карта маршрута


«Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» __________________________

«Нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем…?_______

______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


© 2010-2022