Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология

«Биология»         Методические указания разработаны преподавателем Шарковой Мариной Александровной ГБОУ СПО РПК г. Буденновска.         Настоящие методические указания предназначены для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена технического профиля.   Представленные методические указания формируют у обучающихся практические умения и навыки обращения с  лабораторным оборудованием. Методические указания по выполнению практических работ развивают у обучающихся исследовате...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ», Г. БУДЕННОВСК





Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология









Преподаватель биологии:

Шаркова М. А.





Буденновск 2012г.





Содержание



1. Общие положения ………………………………………..4

2. Виды самостоятельных работ……………………………6

3. Требование к студентам по подготовке и презентации доклада на занятиях биологии.........................................................................................9

4. Порядок сдачи и защиты рефератов……………………...11

5. Содержание и оформление разделов реферата…………12

6. Перечень самостоятельных работ по химии……………15

7. Вывод………………………………………………………48

8. Литература для обучающихся…………… ………………49

9. Литература…………………………………………………51







Пояснительная записка

Организация самостоятельной работы студентов регулируется государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и учебным планом.

В соответствии с выше перечисленными нормативными документами определяется объем самостоятельной работы, выполнение которого является обязательным для каждого студента во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.











Рецензия

на методические указания по выполнению самостоятельных работ по программе «Биология»

Методические указания разработаны преподавателем Шарковой Мариной Александровной ГБОУ СПО РПК г. Буденновска.

Настоящие методические указания предназначены для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена технического профиля.

Представленные методические указания формируют у обучающихся практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием. Методические указания по выполнению практических работ развивают у обучающихся исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимость, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты), что способствует развитию мышления и приобретению профессиональной уверенности у обучающихся.

Материал изложен грамотно, доступно, в табличной форме, дополнен рисунками. Рекомендовано использовать при изучении программы «Биология».

Рецензент___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Рецензия

на методические указания по выполнению самостоятельных работ по программе «Биология»

Методические указания разработаны преподавателем Шарковой Мариной Александровной ГБОУ СПО РПК г. Буденновска.

Методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом образовательного учреждения и предназначены для преподавателей общеобразовательных дисциплин для изучения

дисциплины «Биология».

Данные методические указания помогут более глубоко систематизировать, углубить и конкретизировать теоретические знания, выработать способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развивать интеллектуальные умения.

Обучающиеся в процессе изучения биологии не только освоят учебную программу, но и приобретут навыки самостоятельной работы, научатся планировать и выполнять свою работу.

Методические указания имеют практическую значимость для преподавателей биологии и обучающихся всех профессий и специальностей.

Рецензент_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

























1.Общие положения


В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

Самостоятельная работа обучающихся является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По дисциплине биологии практикуется следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

- лабораторные и практические работы;

- индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов, и др.);

- тестирование в учебных компьютерных классах разработанных преподавателем;

- подготовку к зачетам.

- отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;

- подготовка к практическим, лабораторным занятиям;

- выполнение самостоятельных работ;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.);

Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, во время внеклассных мероприятий, дома.

Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Обучающийся должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от всего времени изучаемого цикла. Самостоятельная рабо-та является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность обучающихся к самостоятельному труду;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
- консультационная помощь.
Формы самостоятельной работы обучающихся определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин содер-жанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовлен-ности обучающихся.

2. Виды самостоятельных работ

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, рефлексивный анализ умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Виды внеаудиторной самостоятельные работы обучающихся по биологии:

1. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, причём обучающемуся предоставляется право выбора темы.

2. Самостоятельное решение задач.

3. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

4. Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне колледжа.

5. Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, слайдового сопровождения докладов.

6. Подготовка схем, таблиц.

Чтобы развить положительное отношение обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей обучающимися, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

3. Требование к обучающимся по подготовке и презентации доклада на занятиях биологии.

1. Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

2. Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.

3. Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям и быть указанны в докладе.

4. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.

5. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.

6. Работа обучающегося над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.

7. Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

8. Обучающийся в ходе работы по презентации или доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.

9. Докладом также может стать презентация реферата обучающегося, соответствующая теме занятия.

10. Обучающийся обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.

Инструкция докладчикам и содокладчикам

Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь очень многое:

- сообщать новую информацию

- использовать технические средства

- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации

- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы

- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 7мин.; содокладчик - 3 мин.; дискуссия - 7мин

- иметь представление о композиционной структуре доклада.

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

- название презентации (доклада)

- сообщение основной идеи

- современную оценку предмета изложения

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов

- живую интересную форму изложения

- акцентирование оригинальности подхода

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудиовизуальных и визуальных материалов.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.

4. Порядок сдачи и защиты рефератов.

1. Реферат сдается на проверку преподавателю за1-2 недели до зачетного занятия

2. При оценке реферата преподаватель учитывает

- качество

- степень самостоятельности обучающегося и проявленную инициативу

- связность, логичность и грамотность составления

- оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

3. Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

4. Защита реферата обучающимся предусматривает

- доклад по реферату не более 5-7 минут

- ответы на вопросы оппонента.

На защите запрещено чтение текста реферата.

5. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за

работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.

5.Содержание и оформление разделов реферата

Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.

В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.

Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.

В нижнем поле указывается год написания реферата.

После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.

Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием

/ …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.

Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.

В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке / более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке /, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 1996 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, пода которым литературный источник находится в списке литературы / например, 7 / номер лит. источника/ , с. 67- 89 /. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.

В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами / без знака " № " /, например, " Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " / оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1) /.

6. Перечень самостоятельных работ по биологии.

Наименование темы самостоятельной работы

Кол -во час-ов

Формы выполнения

1

Тема 1.1.Особенности состава, строения и жизнедеятельности клеток.

9


Обосновать вред курения, применяя знания об энергетическом обмене.


подготовить сообщение

Отличие живых систем от неживой природы.


составить таблицу

Уровни организации живого.

Проиллюстрируйте уровни организации живого:

А).Молекулярный уровень организации жизни

Б).Клеточный уровень организации жизни

В).Тканевый уровень организации жизни

Г).Органный уровень организации жизни

Д).Организменный уровень организации жизни

Е).Популяционно-видовой уровень организации жизни

Ж).Биогеоценотический уровень организации жизни

З). Биосферный уровень организации жизни.

Для этого найдите материал в интернете. Оформите материал в удобной для вас форме


Проиллюстри-

ровать уровни организации живого

Неорганические вещества клетки.

1. Вставьте пропущенные слова из данного списка.

Необходим в следовых количествах___________. Входит в состав гемоглобина____________.

Преобладающий положительный ион в организме ______________. Входит в состав гормона щитовидной железы______________. Входит в состав костной ткани _______________. Входит в состав многих белков (волосы,ногти) ____________. Входит в состав нуклеиновых кислот __________________. Входит в состав витаминов_____________. Входит в состав хлорофилла________________________.

Список - Фосфор, сера, железо, кальций, марганец, магний, кобальт, йод, калий, хлор.

2. Выберите правильные утверждения

Вода является полярным веществом потому, что она:

  • Полностью диссоциирована в растворе.

  • Притягивает положительные ионы.

  • В её молекуле атом кислорода имеет частичный отрицательный заряд, а атом водорода - частичный положительный заряд.

  • Имеет большую теплоёмкость.


вставить пропущенные слова;

выбрать правильные утверждения

Биополимеры: углеводы, липиды, белки.

1.Органичесике вещества, входящие состав живых организмов- гликоген, казеин, лактоза, адреналин.

Найдите информацию об этих веществах, какую функцию они выполняют в живых организмах?

Материал оформите в удобной для вас форме.

2. Известно, что белки имеют сложное строение- молекула белка имеет несколько структур в которых белок может выполнять свою работу (функцию). Вам приведены несколько примеров белковых молекул. Ответьте на поставленные вопросы. Посетите сайт ru.wikipedia.org.


ответить на вопросы; подготовить сообщение

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияМолекулярная модель фермента уреазы бактерии. Ответьте на вопрос: какую функцию выполняют ферменты?

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияМышиное антитело против холеры.

Какую функцию выполняют антитела?

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияБелок инсулин. Что это за вещество?


ответить на вопросы

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология


решить ребусы

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияГелеобразный осадок нуклеиновой кислоты.

Найдите информацию в интернете - каким образом и из каких материалов, выделяют нуклеиновые кислоты для изучения?



Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология

Что это за молекула? Какими свойствами она обладает?

Подготовьте сообщение об этом уникальном веществе.

Материал оформите в удобной для вас форме.


подготовить сообщение

В табачном дыму находится опасный мутаген бензопирен. На рисунке хорошо видно, что бензопирен повреждает молекулу ДНК.А каковы последствия таких повреждений?

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияПодберите материал и оформите его в удобной для вас форме.



подготовить сообщение

Плазматическая мембрана. Органоиды клетки.

Какие функции выполняет плазматическая мембрана?

КРекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияакова структура и состав биомембран?

Что означает избирательная проницаемость…?

Найдите ответы на эти вопросы.

Материал оформите в удобной для вас форме.


ответить на вопросы

Какие части клетки показаны и как они взаимодействуют?

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология


составить рассказ

Ядро. Прокариоты. Эукариоты.

1.Рассмотрите рисунок и фотографию. Что вы можете сказать об уровне организации этих клеток? Ответ аргу -ментируйте.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология


ответить на вопрос

Неклеточные формы жизни.

Дайте название этому рисунку. Кто изображен на нем? Расскажите о них поподробнее.

Материал оформите в удобной для вас форме.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология


подготовить сообщение

ВИЧ- инфекция. СПИД.

1. ВСЕМ известно СПИД это последняя стадия ВИЧ (ВИРУСА приобретённого иммунодефицита)

Напишите реферат на тему «ВИЧ.СПИД. Способы уберечься от чумы 20 -21 веков».

3Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияD модель вируса СПИДа Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология Заражение клетки человека этим вирусом.

  • Подберите иллюстративный материал по этой теме.

2. решите ребус:

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология


подготовить реферат;

решить ребус

Пластический обмен.

Как называется органоид в котором происходит процесс фотосинтеза?

Примените свои знания по иностранному языку и расскажите, что хотел показать автор своим рисунком?

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияРекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология


ответить на вопрос; применить знания по иностранному языку; решить ребус

Энергетический обмен

Рассмотрите фотографию и назовите центральный органоид. За какие функции он отвечает в клетке?

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияРекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология

Какая связь этого органоида и формулой вещества, которая приведена.


ответить на вопросы

Зарождение биологии как науки.


подготовить реферат

Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.


подготовить реферат

Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.


подготовить реферат

Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме.


подготовить реферат

Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.


подготовить реферат

Митохондрии как энергетические станции клеток.


создать презентацию

Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.


создать презентацию

Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.


создать презентацию

2

Тема2.1 Размножение и индивидуальное развитие организмов

4









Способы деления клеток.

1Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология.Определите стадию клеточного деления в клетках, отмеченных стрелкой :biology-of-cell.narod.ru/PracticeExam/practi4.jpg

Определите стадию клеточного деления на данной фотографии:

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияРекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология


определить стадии клеточного деления по рисункам

Занимательная биология.

Рассмотрите рисунки и определите, какие процессы на нем изображены.

Назовите биологическую роль этих процессов.

Посетите сайт nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000052/st016.shtml

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияА. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология Б.


определить процессы изображенные на рисунках

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияРекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология


решить ребусы

Оплодотворение. Зародышевое развитие организма.

1.Какой процесс показан на рисунках? Какова его биологическая роль?

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияРекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология

(дробление яйцеклетки)


ответить на вопросы

1.С помощью Интернета и других источников литературы перечислите первые признаки беременности.

2.Запишите, что должны знать родители, ожидающие ребёнка.

При этом следует уделить внимание

1) здоровью будущей мамы:

• какие лекарства нельзя принимать;

• питание и гимнастика для будущей мамы;

• в какое лечебное учреждение обращаться;

• роль отца будущего ребёнка (что должен и не должен делать).

2) как влияет аборт на организм женщины, какие последствия может повлечь аборт.

3. Подумайте над вопросом: что вы будите делать, если Вы или Ваша девушка окажется беременной? Обсудите этот вопрос с Вашими родителями.

4. Выполненную работу сдайте преподавателю.


подготовить конспект

1.С помощью Интернета и других источников литературы запишите в тетради:

а) как влияет алкоголь, курение и наркотики на развитие организма человека;

б) какое влияние оказывают вредные привычки на плод.

2. Сделайте вывод о проделанной работе.

3. Выполненную работу сдайте преподавателю.

Интернет: http: //azbuka/ru/ http: // www/ mama/ru/ library/php/ problem/797 а также другие источники литературы и сайты Интернета.


подготовить конспект

Организм - единое целое.

1. Что бы это значило? Найдите материал по данной теме.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияРекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология

2. Сделайте сообщение по теме: «Влияние на продолжительность жизни стрессовых ситуаций».

Материал оформите в удобной для вас форме.


подготовить сообщение

Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.


создать презентацию

Половое размножение и его биологическое значение.


создать презентацию

Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.


создать презентацию

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.


создать презентацию

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.


создать презентацию

3

Тема 3.1 Закономерности наследования признаков

10


Используя любые информационные источники, доказать, что комбинативная изменчивость лежит в основе бесконечно большого наследственного разнообразия, наблюдаемого у представителей любой систематической группы живых организмов.


подготовить сообщение

Привести примеры того, как селекция связана с другими науками: генетикой, ботаникой, зоологией, агрономией.


подготовить сообщение

Моногибридное скрещивание.

1. Отгадайте ребус.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология

2.Решите задачу: Запишите в виде схемы скрещивания процесс, изображенный на рисунке.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияКакие манипуляции проделывают с цветками гороха и для чего это делают? Составьте рассказ.

3.Как наследуется окрас лошадей?

Какие генетические закономерности можно проследить?

Составьте рассказ.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология


отгадать ребус;

решить задачи

Дигибридное скрещивание.

А).Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдаю¬щая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т. е. она рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).

Б). Тригибридное скрещивание: 1. У матери ребенка II группа крови, круглое лицо, тонкие кости; у отца III группа крови, продолговатый овал лица, нормальная толщина костей. Вычислите, какова вероятность появления в данной семье ребенка с I группой крови, внешне похожего на отца (продолговатое лицо, нормальная толщина костей), если известно, что гены, контролирующие формирование костей нормальной толщины и продолговатого овала лица, - рецессивные гены, расположенные в разных парах аутосом.


решить задачи

Сцепленное наследование генов.

Доминантные гены, локализованные в Х-хромосоме:

1.Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, - доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, - рецессивный ген Х-хромосомы.

2. От брака мужчины, у которого нет рахита, устойчивого к лечению витамином D, и женщины, страдающей этим заболеванием, рождается здоровая девочка. Может ли данная семья быть абсолютно уверенной в том, что и все последующие дети, родившиеся в этой семье, будут такими же здоровыми, как и эта девочка-первенец?

3. Известно, что ген, ответственный за развитие этой болезни, - доминантный ген полного доминирования, локализованный в Х-хромосоме.


решить задачи

Занимательные генетические задачи. « Сказка про драконов»

У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:

  1. Огнедышащие родители - всё потомство огнедашащее.

  2. Неогнедышащие родители - всё потомство неогнедышащее.

  3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка - в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.

  4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка - всё потомство неогнедышащее.

Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.

« Контрабандист»

В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем - рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?

«Расстроится ли свадьба принца Уно?»

Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына - здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис - дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?


решить задачи

Задача на взаимодействие генов.

Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу полимерии, т.е. цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе. Возможные генотипы и фенотипы цвета кожи:

черная кожа - A1A1A2A2

темная - A1A1A2a2

смуглая (мулат) - A1a1A2a2

светлая - A1a1a2a2

белая - a1a1a2a2

Если два мулата (A1a1A2a2) имеют детей, то можно ли ожидать среди них детей с черной, смуглой и белой кожей? Какую часть составят дети каждого типа?

Решение: ? Запишите решение для этой задачи.

Ответ. В этой семье возможны дети всех цветов кожи: 1 : 4 : 6 : 4 : 1, т.е.

черные - 1/16

темные - 4/16

смуглые - 6/16

светлые - 4/16

белые - 1/16


решить задачу

Генетическая и клеточная инженерия .

1.Найдите информацию о новых направлениях развития биологии: Флуоресцентные мыши, Аграрные биотехнологии. Стволовые клетки и клонирование.

полученные методом генной инженерии. Генная инженерия.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биологияРекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология

Адам и Ева - плод генной инженерии?

Homo Sapiens: результат эволюции или генной инженерии?

Пройдите по ссылке и найдите ответы на вопросы.

clubs.ya.ru/4611686018427433837/replies.xml?item_no=29775

Подготовьте сообщение по этой теме. Оформите материал в удобной для вас форме.


подготовить сообщение

Закономерности фенотипической и генетической изменчивости.


подготовить реферат

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.


подготовить реферат

Центры многообразия и происхождения домашних животных.


подготовить реферат

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.


подготовить реферат

4

Тема 4.1Общие закономерности эволюции

4

заполнить таблицу

С помощью учебника и других источников литературы заполните таблицу «История представлений об эволюции живой природы»

История представлений об эволюции живой природы.

Учёный Взгляды на природу.

Оценка взглядов с позиции теории эволюции.

2. Сделайте вывод о проделанной работе.

3. Выполненную работу сдайте преподавателю.



С помощью учебников и других источников информации заполните таблицу «Доказательства единства происхождения органического мира»

Доказательства, краткая характеристика,

генетический код, принцип удвоения ДНК,

химический состав клеток, органоиды клеток, размножение клеток, энергетический обмен , пластический обмен

2. Сделайте вывод о проделанной работе.

3.Выполненную работу сдайте преподавателю.


заполнить таблицу

Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.


подготовить реферат

Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.


подготовить реферат

5

Тема 5.1 Представления о возникновении жизни

4


1. Расположите события в порядке их возникновения в виде схемы. Дайте краткое описание каждого события.

а) появление многоклеточности

б) появление клеточной мембраны

в) появление ядра

г) появление полового процесса

д) появление аэробного дыхания

е) появление автотрофного питания (фотосинтеза)

ж) появление генетического кода

з) появление метаболизма.

2. Нарисуйте серию рисунков с появлением (комикс) «Возникновение жизни на Земле».

3.Выполненную работу сдать преподавателю.


составить схему

Тематика рефератов.

Принципы и закономерности развития жизни на Земле.


подготовить реферат

Ранние этапы развития жизни на Земле.


подготовить реферат

Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.


подготовить реферат

Современный этап развития человечества.


подготовить реферат

Человеческие расы. Опасность расизма.


подготовить реферат

Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.


создать презентацию

Современные представления о происхождении птиц и зверей.


создать презентацию

Эволюция приматов и этапы эволюции человека.


создать презентацию

6

Тема 6.1 Взаимоотношения организма и среды

7

1. С помощью разнообразных источников информации сделайте конспект по следующему плану:

1) Где и когда родился В.И. Вернадский?

2) Кто были его родители, и каков был их род деятельности?

3) Какое образование получил В.И. Вернадский, в каких учебных заведениях?

4) Какие его работы принесли ему мировую известность?

5) В чём заключались его работы?

6) Какова роль В.И. Вернадского в создании учения о биосфере?

2. Сделайте вывод о проделанной работе.

3. Выполненную работу сдайте преподавателю.


сделать конспект по плану

Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.


подготовить реферат

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.


подготовить реферат

Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.


подготовить реферат

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.


подготовить реферат

Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.


подготовить реферат

Опасность глобальных нарушений в биосфере.


создать презентацию

Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.


создать презентацию

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.


создать презентацию

7

Тема 7.1Морфофизиологическая организация живых организмов

1


1) Какое направление в науке изучает бионика?

2) Что изучает генная инженерия?

3) Кратко изложите историю возникновения бионики.

4) Кратко изложите историю возникновения генной инженерии.

5) Какие особенности строения и приспособления животных и растений используются человеком в строительстве, промышленности и т.д.?

6) Какое значение имеет изучение биологии для научно-технического прогресса?

2. Сделайте вывод о проделанной работе.

3. Выполненную работу сдайте преподавателю.


ответить на вопросы

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.


подготовить реферат

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине биология


Решите ребус

7. Вывод

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.





Перечень рекомендуемых учебных изданий для обучающихся, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2008.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. - М., 2007.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2009.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2009.

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология 10-11 класс. - Дрофа 2010г.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. - М., 2010.

Дополнительные источники:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 2009.

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2007.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2009.









Литература.

1. Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.

2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.

3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.

4. Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.

5. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.



© 2010-2022