Конспект урока на тему Кровь

Здесь представлены: проект урока по предмету и технологическая карта урока. Урок разработан для учеников с низким уровнем подготовки. Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. Форма проведения: урок изучения нового материала с практической частью. Цель урока: ознакомление учащихся с историей изучения крови, переливания крови, с историей открытия групп крови и резус-фактора; изучить строение крови и фукции форменных элементов крови. Необходимое оборудование:  техническое: компьютер, мон...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №18 при ИК-29»

г. Кемерово









«Кровь»

8 класс











Учитель биологии Шкарлупина К.А.





НОЯБРЬ, 2014 г.

Проект урока по предмету

Предмет: биология.

Уровень образования: низкий.

Тема: «Кровь».

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Форма проведения урока: урок изучения нового материала, с практической частью.

Время проведения: 17 ноября 2014 года, 12 ч. 15 мин. - 12 ч. 55мин.

Участники: обучающиеся 8 класса МБВ(с)ОУ «В(с)ОШ №18 при ИК-29» г. Кемерово.

Цель: ознакомление учащихся с историей изучения крови, переливания крови, с историей открытия групп крови и резус-фактора; изучить строение крови и функции форменных элементов крови.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости изучаемого материала в жизни, понимание значения анализа крови как средства диагностики заболеваний, реализация принципа связи теории и практики.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формирование знаний, выявление и идентификация проблемы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формирование умений.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Основные понятия: эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, универсальный донор, универсальный реципиент, антиген, антитело, резус-фактор, неньютоновская жидкость.

Межпредметные связи: история, физика, технология.

Необходимое оборудование:

техническое: компьютер, монитор, презентация.

дидактическое: Д.В.Колесов и др. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений//М.: Дрофа, 2004. - 336 с.: ил.; раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Комментарий, примечание

Мотивационный.

Здравствуйте. Сегодня у нас будет открытый урок, на котором присутствуют учителя и директор нашей школы.

На уроке мы рассмотрим очень важную и интересную тему - кровь.

На ваших столах лежит раздаточный материал. Подпишите фамилию и имя, запишите тему урока и сегодняшнее число.

Какое сегодня число?

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей изучения крови, строением крови, узнаем как люди начали переливать кровь и что такое группа крови и резус-фактор.

Слушают речь учителя, приветствуют гостей урока и психологически настраиваются на продуктивную работу.

Формирование положительной мотивации.

Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает учеников на продуктивную работу.

Постановка проблема и актуализация опорных знаний.

В незапамятные времена жизнь человечества была связана с охотой и войнами, а значит, человек получал раны и терял кровь. Ещё не зная её строения и функций, человек делал вывод: «Кровь - источник жизни».

В древние времена кровь считали лекарственным средством, Гиппократ назначал пить кровь душевнобольным, больным эпилепсией.

В произведениях Плиния и Гомера имеются упоминания о том, что ослабевшим людям, старикам, давали пить кровь погибших гладиаторов, прямо на арене римского цирка.

Давайте посмотрим, почему же в древности так ценили кровь!?

Обучающиеся слушают условия поставленного перед ними вопроса-проблемы. Формируют личное мнение.

Выявление и идентификация проблемы.

Учитель обращает внимание на внимательность учащихся при прослушивании материала.

Изучение нового материала.

Состав крови.

Кровь состоит из плазмы, которая занимает около 60% всего объема. Это полупрозрачная жидкая часть крови, в которой растворены витамины, минералы, гормоны и другие питательные вещества, необходимые организму. В плазме находятся форменные элементы крови, они составляют примерно 40% всего объема, это эритроциты, тромбоциты и лейкоциты.

Как вы видите на слайде, лейкоциты могут быть разной формы, это обуславливается различной функциональностью этих клеток.

Слушают новый материал, корректируют свое мнение.

Активация способности делать вывод, обобщать. Формирование знаний.

Учитель следит за приемлемостью материала, не возникают ли трудности в принятии учениками информации.

Самостоятельная работа с таблицей по учебнику.

Сейчас с вашей помощью мы узнаем функции форменных элементов крови.

Перед вами лежит таблица под соответствующим названием. В ней уже заполнен один столбец для примера (тромбоциты). Откройте свои учебники на странице 82, &17.

Для выполнения задания, необходимо прочитать параграф. В таблице остались незаполненными два столбика: эритроциты и лейкоциты, мы поделимся на варианты и быстрее выполним задание. 1вариант ищет информацию про эритроциты, а 2 вариант про лейкоциты соответственно. На выполнение задания вам дается 8 минут.

Заканчиваем выполнение задания и приступаем к проверке.

Вы называете ответ и мы проверяем правильность на слайде.

Все вы знаете, что человек получал травмы и раны не только в древности, но в наши времена есть вероятность получить травму.

Бывают травмы и раны с большой потерей крови, что очень плохо для здоровья. Именно поэтому врачи решили эту проблему переливанием крови.

Переливание крови.

Почти 400 лет назад английский студент-медик Уильям Гарвей изучал внутреннее строение организма человека, вскрывая трупы. В те времена это считалось страшным преступлением и каралось сожжением на костре, как колдунов. Поэтому Гарвею приходилось делать это тайком, выкапывая свежие могилы по ночам и вскрывать трупы в заброшенных домах. Там он впервые установил пути, по которым движется кровь - сосуды.

В 1667 году, Жан Батист Дени, совершил первое переливание крови ягненка человеку.

Первым реципиентом стал 15-летний юноша, страдавший лихорадочным заболеванием и с большой потерей крови, потому что тогда было распространено кровопускание как метод лечения.

Попытка увенчалась успехом.

Такое лечение вызвало в Париже огромную сенсацию.

Первое переливание от человека к человеку провел Джеймс Бланделл.

Особенность техники, примененной Бланделлом, заключалась в том, что в специально сконструированном аппарате кровь подогревалась и тем самым замедлялась ее свертываемость.

В 1901 году Карл Ландштейнер, по работам физиолога Леонара Ландуа, который обнаружил. что при переливании кровь густеет, то есть кровяные тельца склеиваются, пришел к выводу что кровь людей неодинакова.

Таким образом Карл Ландштейнер предложил 4 группы крови по системе АВ0(-а,-бэ,-ноль).

Оказалось, что на поверхности эритроцитов находятся особые молекулы - антигены (А и В) групп крови (видеоролик про антигены).

В плазме крови имеются белки-анитела (альфа и бэта), которые могут связываться с антигенами групп крови и вызывать склеивание эритроцитов.

Разумеется, в крови живого человека не могут находиться антитела к их собственным антигенам: иначе бы его эритроциты склеились, и он умер (видеоролик про антитела).

Ученики слушают задание и приступают к его выполнению.







Отвечают по очереди или по желанию.

Ученики слушают рассказ учителя.



























Ученики смотрят видеоролик про антигены.





Ученики смотрят видеоролик про антитела.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, активация способности выделять нужную информацию из текста, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Развитие любознательности, стремления к изучению биологии, в частности - человека.

Самопроверка.

Развитие любознательности, стремления к изучению биологии.



























Внимательность. Формирование знаний.





Учитель обращает внимание на внимательность учеников при прослушивании задания и отвечает на возникающие вопросы.





Учитель спрашивает учеников и открывает правильные ответы на презентации.

Учитель рассказывает новый материал.

Работа с таблицей.

Схема совместимости групп крови.

Но человеку нельзя переливать любую кровь. Существует определенная схема. Таким образом, можно сделать вывод о том, что по наличию антигенов и антител в крови людей, переливание совершают по следующей схеме совместимости групп крови (на слайде представлена схема, на доске шаблон таблицы).

Из схемы видно, что люди с 1 группой крови являются универсальными донорами. Люди с 4 группой - универсальными реципиентами.

Ученики внимательно слушают учителя, заполняют таблицу в раздаточном материале.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, активация способности выделять нужную информацию из слов учителя.

Учитель на слайде показывает и объясняет схему совместимости групп крови и с помощью учеников на доске заполняет таблицу.

Изучение нового материала.

За открытие групп крови, спустя 29 лет, в 1930 году, Карл Ландштейнер был удостоен Нобелевской премии.

Но не единожды.

В 1937-1940 годах, совместно с исследователем Норбертом Винером они открыли резус-фактор.

Резус-фактор(Rh).

Впервые резус-фактор был обнаружен в крови обезьяны - макаки-резус.

Примерно у 85% людей в эритроцитах содержится белок - резус-фактор, а 15% населения его не имеют.

На качестве крови оно не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности.

Людям с Rh«-» кровью следует переливать только Rh«-» кровь, аналогично для Rh«+» крови.

Иначе, при попадании в Rh«-» кровь Rh«+» белка (антигена) начнется выработка антител.

Например, у новорожденного малыша может быть гемолитическая болезнь, если у него с матерью был резус-конфликт. Т.е. у мамы была положительная кровь, а у ребенка отрицательная.

Ученики слушают речь учителя.

Развитие любознательности, стремления к изучению биологии. Формирование знаний.

Учитель рассказывает историческую справку.

Иллюстративно-практическая часть урока.

Неоднородный состав крови придает ей необычные физические свойства.

Кровь - неньютоновская жидкость.

Так называются взвеси, вязкость которых меняется, в зависимости от скорости воздействия на них. Это свойство позволяет крови самостоятельно регулировать скорость передвижения по организму. Когда она попадает в тонкие сосуды, ее вязкость увеличивается, а скорость падает, чтобы сосуд не порвался от высокого давления кровотока.

Как пример неньютоновской жидкости можно представить воду с крахмалом.

На ваших столах стоят вода и крахмал, давайте вместе посмотрим свойства неньютоновской жидкости.

Обучающиеся внимательно слушают и выполняют практическую работу по примеру учителя.

Формирование знаний, развитие внимательности, технологических качеств, интереса к предмету биология, развитие любознательности.

Учитель объясняет материал, проводит практическую работу вместе с учениками.

Также показывает свойства неньютоновской жидкости на яйцах, забивании гвоздей

( яйцо помещается в полиэтиленовый пакет с ннт ждк и бросается с высоты 1,5-2 метров. Яйцо остается целым.

Две емкости-одна с водой, другая с ннт ждк, нужно забить гвоздь в деревянный брусок, помещенный в одну из жидкостей, в ннт ждк удается забить гвоздь, а в воде нет).

Рефлексия.

Фронтальный опрос.

Из чего состоит кровь и каково процентное соотношение составных частей?

(60%-плазма, 40%-форменные элементы крови)

Перечислите ФЭК?

(эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)

Кто совершил первое переливание крови ягненка человеку?

(Жан Батист Дени)

А первое переливание от человека к человеку?

(Джеймс Бланделл)

По наличию чего в крови определяют группу крови?

(по наличию антигенов на эритроцитах и антител в плазме)

Совместно с кем Ландштейнер открыл резус-фактор и почему этот фактор называется именно резус?

(открыл вместе с Норбертом Винером, потому что впервые его обнаружили в крови макаки-резус).

Ученики отвечают устно.

Закрепление материала, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Учитель задает вопросы.

Подведение итогов урока.

Как вы считаете мы достигли цели урока?

(да)

Подведем итог:

Кровь - основная жидкость организма!

Она непрерывно циркулирует по сосудам и проникает во все органы и ткани, тем самым обеспечивая их кислородом и необходимыми питательными веществами. А также удаляя из них углекислый газ и другие продукты обмена.

Элементы крови участвуют, в свою очередь, в иммунной защите организма, свертывании крови и многих других процессах.

Ученики помогают составить вывод.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Учитель с помощью учеников говорит заключительный вывод.



© 2010-2022