- Преподавателю
- Биология
- Урок на тему: «Общая характеристика класса Птицы.»
Урок на тему: «Общая характеристика класса Птицы.»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кириллова А.А. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
6 апреля
7 класс
Тема: Общая характеристика класса Птицы. Особенности строения, размножения и развития птиц. Классификация птиц на экологические группы по типу питания.
Цель:
-
способствовать формированию знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения, о размножении и развитии птиц;
-
развивать умения, сотрудничать, самостоятельно работать с дополнительным материалом; расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес к предмету;
-
осуществлять экологическое воспитание школьников;
Тип урока: сообщение новых знаний.
Вид урока: комбинированный (лекция, индивидуальная работа, работа в группах).
Методическое обеспечение: словесное, наглядное (презентация Power Point), практическое (работа по карточкам и с материалом учебника).
Структура урока:
-
Орг. момент
-
Просмотр видеоролика «Зяблик», для определения темы урока.
-
Опрос опережающего задания «Особенности жизнедеятельности птиц», «Теория происхождения птиц».
Звенья урока и их длительность
Функции и деятельность
учитель
ученик
-
Ориентирование
20 мин.
8 мин.
2 мин.
1. Обзорное объяснение нового материала с помощью наглядного материала и схем:
А. слайд 5(внешнее строение птиц)
Отделы тела
Голова шея туловище крылья (передние конечности)
ноги (задние конечности) хвост
Б. слайд 6 (покровы тела)
Кожа - сухая, тонкая, лишенная желез (только копчиковая железа)
Перья
Маховые кроющие рулевые пуховые
В. слайд 7 (скелет)
Скелет
Скелет головы скелет туловища скелет конечностей
Новые термины: киль, цевка
Г. слайд 7 (внутреннее строение, дыхание)
- дыхательная система - двойное дыхание (легкие, легочные мешки);
- пищеварительная система - зоб, мускульный и железистый отделы желудка, тонкая и толстая кишка, печень, поджелудочная железа, вместо зубов - клюв;
- кровеносная система - 4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения;
- нервная система - головной мозг, спинной мозг, нервы;
- органы выделения и размножения - семенники, семяпровод (у самцов), яичники, яйцевод (у самок); почка, мочеточники, клоака.
Д. слайд11 (строение и развитие яйца)
Яйцо
Скорлупа подскорлуповые оболочки
воздушная камера белок желток
зародышевый диск
-
Краткое повторение пройденного материала
-
Распределение задания для самостоятельного выполнения:
А) дайте определение классу птиц.
Б) наука, изучающая птиц ?
В) объясните отсутствие зубов у птиц, наличие полого скелета, редуцированную половую и выделительную систему.
Г) почему дыхание птиц называют двойным ?
Д) какие отделы головного мозга имеет птица?
-
Освоение новой темы, составление опорных схем, тезисов, конспектов
-
Вопросы по теме, участие в повторении материала
-
Получение сам. задания
2. Погружение (домашнее задание под присмотром учителя)
1. Направление и ориентирование уч-ся при самоусвоении знаний.
2. Распределение заданий по научению в объеме стандарта:
Карточка А
-
Назовите предков птиц
-
Каковы основные особенности скелета птиц?
Карточка Б
-
Как у птиц развиты органы чувств?
-
Назовите признаки сходства пресмыкающихся и птиц.
Карточка В
-
Каковы особенности органов пищеварения у птиц?
-
Расскажите о значении птиц в жизни человека
1. Дополняют учебный материал по предложенным разделам программы, кратко конспектируют.
2. Самопроверка по вопросам темы.
-
Научение
(самый активный)
-
Наблюдает за выполнением самостоятельной работы, оказывает консультативную помощь.
-
Обеспечение заданиями учащихся среднего и более продвинутого уровня
-
Объясните строение и принадлежность клювов к питанию (для учащихся среднего уровня)
«Хищный» клюв - острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом - орлы, ястребы, соколы, грифы, совы.
«Водный» клюв - плоский, с роговыми пластинками и зубчиками. Птицы с таким клювом - гуси, утки, лебеди, фламинго.
«Зерноядный» клюв - короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом - щеглы, чечетки, снегири, клесты, дубоносы.
«Насекомоядный» клюв - острый, тонкий, различной формы и длины. Птицы с таким клювом - стрижи, ласточки, мухоловки, трясогузки и т.д.
2 задание - тест (для участников продвинутого уровня)
Вопрос 1. Выберите представителей отряда Ночные хищники:
-
павлин
-
филин
-
кукукшка
-
дятел
Вопрос 2. Назовите признак водоплавающих птиц
-
широкий клюв
-
перепонки на лапах
-
загнутый вниз клюв
-
плохо развитая копчиковая железа
Вопрос 3. Назовите характерный признак дятла
-
пальцы ног попарно противопоставлены друг другу
-
маленький короткий клюв
-
яркое оперение туловища
-
веерообразный хвост из длинных перьев
Вопрос 4. Назовите причину выведения птенцов клестами в зимнее время
-
низкая температура воздуха
-
короткий день
-
много корма
-
мало хищников
Вопрос 5
Назовите птиц, совершающих длительные миграции
-
воробьи
-
синицы
-
журавли
-
голуби
Вопрос 6. Назовите птицу - гнездового паразита
-
орел
-
трясогузка
-
жаворонок
-
кукушка
Вопрос 7. Назовите основную причину начала миграции
-
уменьшение продолжительности светового дня
-
понижение температуры воздуха
-
недостаток корма
-
увеличение конкуренции между особями стаи
Вопрос 8. Назовите насекомоядных птиц
-
аист, цапля
-
орел, филин
-
трясогузка, жаворонок
-
воробей, голубь
Вопрос 9. Какая птица прилетает весной первой
-
Соловей
-
грач
-
скворец
-
синица
-
Выполняют самостоятельные задания, оформляют тетради, участвуют в обсуждении, консультируют друг друга.
-
Оценивание
-
Письменный опрос (тестирование).
1. Птицы - теплокровные хордовые потому, что имеют...
перьевой покров
четырехкамерное сердце и артериальную кровь насыщенную кислородом
сухую кожу
2. К особенностям строения птиц связанны с полетом относят:
срастание поясничных и крестцовых позвонков; двойное дыхание; сильное развитие переднего мозга и мозжечка
питание насекомыми
сухая кожа
3. У птиц хорошо развиты органы чувств:
обоняние
осязание
слух и зрение
4. Все действия птиц связанные с постройкой гнезд представляют собой...
условный рефлекс
инстинкт и проявление заботы о потомстве
комплекс условных и безусловных рефлексов
5. Зимой птицам страшен голод, а не холод, так как они...
теплокровны и пища является для них источником энергии
способны к полету
имеют сухую кожу
6. Доказательством родства птиц с пресмыкающимися служит...
постоянная температура тела
отделение артериальной крови от венозной
строение яиц и наличие на коже роговых чешуек
7. К экологическим группам птиц по месту обитания относят...
насекомоядных
лесных и водоплавающих
хищных
8. Страус - бегающая птица, поэтому у неё...
грудина плоская без киля и бороздки перьев не сцепляются друг с другом
бороздки перьев сцеплены друг с другом, делая перо почти непроницаемым для воздуха
хорошо развиты большие грудные мышцы
9. К летающим птицам относят...
пингвина
киви
журавля
10. Плавающие, но не летающие птицы - это...
чайки
утки
пингвины
11. Представителями отряда воробьинообразных являются...
городская ласточка, певчий дрозд
черный стриж и серая ворона
красавка и эму
12. Ночные хищные птицы имеют:
загнутый клюв, великолепный слух и зрение, мягкое и рыхлое оперение
слабооперенную переднюю часть головы и шеи
нет правильного ответа
13. У какой птицы максимально развит мускульный желудок:
у тетерева
у орла
у дятла
14. Зоб - это...
орган хранения и частичного переваривания пищи
орган хранения и полного переваривания пищи
орган только хранения пищи
15. Воздушные мешки птиц - это...
расширения лёгких
расширения трахеи
расширения бронхов
-
Обобщение и заключение ко всему уроку.
-
Объясняют выполнение заданий. Показывают рабочие тетради по требованию учителя.