Рабочая программа по биологии 10 класс. Экстернат

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Винницкая школа»

Симферопольского района Республики Крым



РАССМОТРЕНО

на ШМО,

протокол № ____

от «___» ______ 20__г.

Руководитель ШМО

Подгайский Г В._______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель по УВР

_______ Г.Х.Джелялова

«___» _______ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы ______Я.Д.Васильченко

приказ №___

от «____» ______ 20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии


для 10 класса


(базовый уровень, экстернат)


на 2015 - 2016 учебный год


Учитель: Подгайский Г. В.




с. Винницкое

20___г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе обязательного имнимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, на основе базовой авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, Л.В.Воронина, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.


Рабочая программа ориентирована на учебник:Биология 10- 11 классы: учеб для общеобразовыательных школ: базовый уровень. Л. Н Сухорукова,В. С Кучменко, Т В Иванова. - М.: Просвещение. 2014г

Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 10 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчита­на на 16 ч в год (12 консультаций, 4 зачета )

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие и эволюция органического мира;

• биологическая природа и социальная сущность человека;

• уровневая организация живой природы.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изу-чении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее

норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Во введении в раздел рассматривается методология биологического познания, предмет исследования биологической науки, ее краткая история, связь с культурой. Дается ценностная установка о важности изучения законов и теорий биологии для дальнейшей профессиональной деятельности.

Методологическое введение способствует глубокому пониманию изучаемого теоретического материала. При изложении истории науки рассматривается развитие эволюционных представлений, теория Ч. Дарвина, что позволяет провести эволюционную идею через все содержание курса, обеспечить его целостность.

Раздел «Биологические системы: клетка, организм» призван заложить фундамент для последующего изучения теоретических положений генетики, экологии, эволюции. Особенностями содержания этого раздела являются:

- обращение к истории развития клеточной теории, ее социокультурным истокам, основным открытиям в области биологии.

- формулирование положений современной клеточной теории с позиций системного подхода с целью систематизации изучаемого эмпирического материала;

- обобщение знаний об организме, полученных в основной школе; особенностях полового и бесполого размножения, чередовании поколений в жизненных циклах растений;

- краткое изучение процессов фотосинтеза, хемосинтеза, дыхания, брожения;

- обучение правилам поведения в период распространения эпидемий при рассмотрении особенностей строения, размножения прокариот и вирусов.

Структура и содержание следующего раздела «Основные закономерности наследственности и изменчивости» существенно обновлены и направлены на прослеживание преемственности в развитии основных идей, понятий и теорий генетики. Она проявляется в развитии понятия «ген», которое последовательно обогащается при переходе от учения Г. Менделя к хромосомной теории наследственности и от нее - к молекулярной теории гена. В связи с проектом «Геном человека», широко транслированным в современную культуру, продиктовано усиление внимания к вопросам молекулярной генетики. Особенностью генетического раздела является рассмотрение:

- закономерностей моногибридного и дигибридного скрещивания, промежуточного характера наследования;

- закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, имеющего большое практическое значение и связывающего генетику с селекцией и теорией эволюции;

Генетический раздел завершает курс биологии 10 класса.

Основное содержание учебного материала

Введение

Предмет исследования биологии. Системный подход в биологическом познании.

Основные свойства живых систем: дискретность, соподчинение, упорядоченность, открытость для веществ и энергии. Уровни организации живой природы.

Демонстрация: таблицы и схемы, отражающие разнообразие живых систем и экосистем, гербарные материалы; коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, борьбу за существование, результаты искусственного отбора.

Раздел I. Биологические системы: клетка и организм

I. Химия клетки

Биохимия. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества. Вода, особенности строения молекулы, функции в живых организмах. Органические соединения. Углеводы (моно-, ди- и полисахариды), их функции. Липиды (жиры и жироподобные вещества), их функции. Белки. Строение молекулы белка; первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры. Денатурация. Биологические функции белков. Нуклеиновые кислоты. Структура молекулы ДНК, принцип комплементарности, репликация ДНК. Информационная функция ДНК. Особенности строения РНК, типы РНК; функции РНК в клетке. Аденозинтрифосфат (АТФ) - универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение молекулы АТФ. Макроэргическая связь.

II. Неклеточные формы жизни

Неклеточные формы жизни. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения вирусов, их происхождение. Вирусные заболевания, их лечение и профилактика.

Обобщение знаний:

1. Неклеточные формы жизни - вирусы (семинар).

III. Клетка- целостная система взаимосвязанных органоидов

Клеточная теория как исторически первое теоретическое обобщение биологии. Современный этап в истории развития клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Общий план строения клеток прокариот и эукариот. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции. Клеточные мембраны: их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромосомы. Вакуолярная система клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Немембранные органоиды клетки - рибосомы. Опорно-двигательная система клетки: микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды передвижения: реснички и жгутики. Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение растительных и животных клеток и органоидов.

.

IV. Жизненный цикл клетки

Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее значение. Амитоз. Митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Биологический смысл митоза. Редукционное деление - мейоз и его фазы. Интерфаза. Мейоз I. Особенности профазы I. Конъюгация и кроссинговер. Метафаза I, анафазa I, телофазa I. Мейоз II,его фазы. Конечный результат мейоза, его биологическое значение. Регуляция клеточного цикла. Гибель клетки: апоптоз, некроз.

Обобщение знаний:

1. Деление клеток как основа разнообразия способов размножения живых организмов (семинар).

V. Клетка - открытая система. Обмен веществ и превращение энергии

Обмен веществ - основа жизнедеятельности клетки. Пластический и энергетический обмен. Гликолиз. Аэробное окисление. Энергетический выход полного аэробного окисления глюкозы. Фотосинтез. История изучения фотосинтеза. Вклад К.А. Тимирязева в изучение фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Планетарная ценность фотосинтеза, его практическое значение в создании нефти, газа, каменного и бурого углей. Влияние факторов внешней среды на фотосинтез. Биосинтез белков. Генетический код. Молекулярная теория гена, ее значение. Этапы биосинтеза белка. Транскрипция - образование и-РНК на матрице ДНК. Трансляция. Центральная догма молекулярной биологии.

Обобщение знаний:

  1. Энергетика клетки: значение фотосинтеза и дыхания в обменных процессах (семинар).

VI. Размножение и развитие организмов

Способы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (деление одноклеточных организмов, вегетативное размножение). Половое размножение, его значение для эволюции. Развитие половых клеток (гаметогенез). Стадии сперматогенеза. Особенности строения сперматозоидов. Стадии овогенеза. Особенности строения яйцеклеток. Оплодотворение, его биологическое значение. Чередование поколений в жизненном цикле растений. Спорофит и гаметофит. Двойное оплодотворение цветковых растений. Партеногенез. Онтогенез. Особенности индивидуального развития животных. Эмбриональный период развития животных. Постэмбриональный период развития животных. Прямое и непрямое развитие.

.

Обобщение:

  1. Клонирование позвоночных животных как одно из направлений биотехнологии. Перспективы и социально-этические проблемы развития технологии клонирования животных и человека. Ответственность ученых за последствия своих исследований (семинар)










Календарно- тематическоеи планирование


10 класс (16 часов- 12 консультаций, 4 зачета)

Номер урока

Дата

По плану

Дата

По факту

Тема урока

Вид контроля

Домащнее

задание

1

Предмет исследования биологии

2

Химия клетки

3

Химия клетки

4

Биологические системы: клетка

зачет

5

Неклеточные формы жизни

6

Клетка- целостная система

7

Жизненный цикл клетки

8

Клетка- целостная система

Зачет

9

Обмен веществ и превращение энергии

10

Обмен веществ и превращение энергии

11

Размножение и развитие организмов

12

Клетка- открытая система

зачет

13

Закономерности наследственности

14

Закономерности наследственности

15

Закономерности наследственности

зачет

16

Обобщение. Итоговое занятие


Тематическое планирование. 10 класс

(10 часов- 6 консультаций, 4 зачета)


Тема

Количество

часов

Кол-во

онтрольных

работ

Предмет исследования биологии

1

1

Химия клетки

2

1

Клетка- целостная система

2

2

Закономерности наследственности

1

Итого

6

4

Календарно- тематическое планирование


10 класс (10 часов- 6 консультаций, 4 зачета)

Номер урока

Дата

По плану

Дата

По факту

Тема урока

Вид контроля

Домащнее

задание

1

Предмет биологических исследований Химия клетки

зачет

2

Строение клетки

3

Неклеточные формы жизни

4

Жизненый цикл клетки

5

Клетка- целостная система

Зачет

6

Обмен веществ и превращение энергии

7

Клетка- открытая система

Зачет

8

Закономерности наследственности

9

Закономерности наследственности

Зачет

10

Обобщение. Итоговые занятия




© 2010-2022