- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа Экология (11класс)
Рабочая программа Экология (11класс)
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плотникова Н.В. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Устьянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На заседании ШМО
естественнонаучного цикла
Протокол №…
от «….» август 2015г.
Принято
На педагогическом совете школы
Протокол №…
от «…» август 2015г.
Утверждаю
Директор МКОУ «Устьянская СОШ»
_____________Т.М.Никулина
Приказ №……
от « ….» ……….. 2015г.
Рабочая программа
учебного предмета «Экология»
11 класс, среднего общего образования, базовый уровень
на 2015- 2016 учебный год
Всего часов в год -34, в неделю-1час.
Учитель химии и биологии
Планирование составлено на основе Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с. в соответствии с федеральным базисным учебным планом, 2004г., по которому работает школа, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.
Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.
Рабочую программу составила:
Плотникова Н. В. учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории
с.Устьянка 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Экология» для 10 класса разработана на основе Программы среднего (полного) общего образования по экологии 10-11 классы. Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с. в соответствии с федеральным базисным учебным планом, 2004г., по которому работает школа, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях и основной образовательной программы среднего общего образования образовательного учреждения МКОУ «Устьянская СОШ» и с учетом УМК автора по экологии для 10-11 классов.
Используемый УМК:
1. Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с.
2. Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.
3. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с.
4. Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс» /И.А.Жигарев, О.Н.Пономарёва, Н.М.Чернова.- 3-е изд., стериотип. - М., Дрофа, 2007. - 206, /2с.: ил.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ на изучение курса экологии выделяет 68 часов, в том числе в X классе - 34 часов (1 час в неделю) однако возможно изучение курса (в X или XI классе) при 2 часах в неделю. Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) при наличии 68 учебных часов: в 10 классе - 34 и в 11 классе - 34 часов. Рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Цели и задачи изучаемого предмета
Изучение экологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биосфере как глобальной экосистеме; природных сообществах как элементарных экологических системах; месте и роли человека в экосистеме планеты; история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями наблюдать и объяснять явления, происходящие в природе, в повседневной жизни;
обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развития современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общебиологическую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности и возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи курса:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознание человека как части природы, эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в познавательную деятельность;
раскрытие роли экологии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании; обогащении энергетическими ресурсами, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с индивидуальными способностями.
Особенности отбора содержания и общей логики последовательности содержания, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой: в рабочей программе отведено 34 часа на изучение данного курса, последовательность изложения материала не изменена. При составлении рабочей программы руководствовалась методическими рекомендациями Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с
Тематика и количество лабораторных работ и экскурсий полностью совпадает с авторскими.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов по данной программе
тестирование, лабораторные работы, работа с таблицами, выступления на уроках (доклады, сообщения, презентации, доказательность позиции в дискуссии), устный и письменный опросы.
Формы и методы работы с детьми, испытывающие сложности в обучении: индивидуальная, парная; словесные методы: (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (наблюдение, демонстрация)
Специфические методы в работе с детьми с ЗПР и ОВЗ:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
Краткая характеристика класса: 6 учащихся обучаются по программе среднего общего образования, базовый уровень.
Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся
Формы контроля знаний обучающихся: устные ответы, лабораторные и практические работы, сообщения, доклады, тестирование.
Условные обозначения:
Л.р.- лабораторная работа
(1)- число Л.р. в уроке
Структура изучаемого предмета
Экология
№
п/п
Наименование раздела
Количество часов
всего
теоретические
практические
Раздел 2. Социальная экология
18
17
1
Тема 2.1.
Экологические связи человека.
6
5
1
Тема 2.2.
Диалектика отношений «природа - общество».
3
3
Тема 2.3.
Экологическая демография.
7
7
Тема 2.4.
Экологическая перспектива.
2
2
Раздел 3. Экологические основы охраны природы
16
14
2(2)
Тема 3.1.
Современные проблемы охраны природы.
1
1
Тема 3.2.
Современное состояние и охрана атмосферы.
2
2
(1)
Тема 3.3.
Рациональное использование и охрана вод.
2
2
(1)
Тема 3.4.
Использование и охрана недр.
2
1
1
Тема 3.5.
Почвенные ресурсы, их использование и охрана.
3
2
1
Тема 3.6.
Современное состояние и охрана растительности.
3
3
Тема 3.7.
Рациональное использование и охрана животных.
3
3
ИТОГО
34
31
3(2)
Календарно - тематическое планирование
Экология 11 класс
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Содержание
Формы, методы, средства, приемы
Материально-технические условия и информационные ресурсы
Дата
план
факт
Раздел 2.
Социальная экология
18
Тема 2.1
Экологические связи человека
6
2.1.1(1)
Человек - биосоциальный вид.
источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.
1
Социальные особенности экологических связей человечества: овладение дополнительными источниками энергии, использование орудий производства, способность к согласованным общественным действиям.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа(заполнение таблицы)
Учебник, ноутбук, презентация
2.1.2(2).
История развития экологических связей человечества.
1
Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа
Учебник, ноутбук, презентация
2.1.2(3).
История развития экологических связей человечества.
Экскурсия. В краеведческий музей.
1
Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Экологические последствия крупномасштабных миграций, возникновения и развития системы государств.
Фронтальная; беседа,
самостоятельная работа
Блокнот, карандаш или ручка
2.1.3(4).
Современные отношения человечества и природы.
1
Масштабы социально - экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильности. Региональные экологические кризисы.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа
Учебник, ноутбук, презентация
2.1.4 (5).
Социально - экологические взаимосвязи.
1
Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия
Учебник, ноутбук, презентация
2.1.4(6).
Социально - экологические взаимосвязи
1
Необходимость разумного регулирования потребностей людей в целях обеспечения устойчивого развития человечества и природы Земли.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник, ноутбук, презентация
Тема 2.2.
Диалектика отношений «природа - общество».
3
2.2.1(7).
Противоречивость системы «природа - общество».
1
Коренные различия в длительности формирования биосферы и техносферы. Противоречия основ функционирования биосферы (бесконечные циклы) и техносферы (прямоточные процессы).
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник
2.2.2(8).
Принципы смягчения напряженности в системе «природа - общество».
1
Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами функционирования биосферы и пути её решения.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник
2.2.3(9).
Принципы смягчения напряженности в системе «природа - общество».
1
Формирование циклических замкнутых технологий как основа совместимости техносферы и биосферы.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник
Тема 2.3.
Экологическая демография.
7
2.3.1.
1(10).
Социально-экологические особенности роста численности человечества.
1
Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение человеческой деятельностью
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник, ноутбук, презентация
2.3.1
2(11).
Социально-экологические особенности роста численности человечества.
1
Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего обитания. Значение этого уникального качества для демографии человека.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник
2.3.2
3(12)
Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально - экономических условий.
1
Современное население Земли, историческая динамика его численности, региональные особенности.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник, ноутбук, презентация
2.3.2.
4(13)
Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально - экономических условий
1
Активная демографическая политика. Планирование семьи, её особенности в разных странах
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник
2.3.3
5(14)
Демография России.
1
Особенности демографических процессов в России. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России, пути его предотвращения и их эффективность.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник, ноутбук, презентация
2.3.4.
6(15)
Социально-экологические предпосылки стабилизации мирового населения.
1
Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник
2.3.4.
7(16)
Социально-экологические предпосылки стабилизации мирового населения.
1
Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Оценка вероятности достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник, ноутбук, презентация
Тема 2.4.
Экологическая перспектива.
2
2.4.1.
1(17)
Устойчивое развитие человечества и природы Земли. Формирование экологического мировоззрения населения.
1
Концепция устойчивого социально - экологического развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа XXI века.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник
2.4.1
2(18)
Устойчивое развитие человечества и природы Земли. Формирование экологического мировоззрения населения.
1
Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник
Раздел 3.
Экологические основы охраны природы
16
Тема 3.1.
Современные проблемы охраны природы.
1
3.1.1(19)
Современные проблемы охраны природы.
1
Природа Земли - источник материальныx ресурсов. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Оxрана природы в процессе её использования.
Фронтальная; беседа, , дискуссия
Учебник, ноутбук, презентация
Тема 3.2.
Современное состояние и охрана атмосферы.
2
3.2.1(20)
Современное состояние и охрана атмосферы.
1
Состав и баланс газов в атмосфере, и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы.
Выступления с сообщениями, беседа
Учебник, ноутбук, презентация к
3.2.2(21)
Современное состояние и охрана атмосферы.
Л.р. Определение загрязнения воздуха в городе.
1
Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов. Меры по охране атмосферного воздуха.
Выступления с сообщениями, беседа, выполнение Л.р.
Учебник, ноутбук, презентация
Тема 3.3.
Рациональное использование и охрана вод.
2
3.3.1(22)
Рациональное использование и охрана вод.
1
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расxода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоёмов.
Выступления с сообщениями, беседа
Учебник, ноутбук, презентация
3.3.2(23)
Рациональное использование и охрана вод.
Л.р. Определение загрязнения воды.
1
Основные меры по рациональному использованию и оxране вод: бережное расxодование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности.
Выступления с сообщениями, беседа, выполнение Л.р.
Учебник, оборудование для Л.р. ноутбук, презентация
Тема 3.4.
Использование и охрана недр.
2
3.4.1(24)
Использование и охрана недр.
1
Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблемы исчерпаемости полезных ископаемых.
Выступления с сообщениями, беседа
Учебник, ноутбук, презентация
3.4.2(25)
Экскурсия. Ознакомление с предприятиями добывающей промышленности (карьером, шахтой, обогатительной фабрикой).
1
Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии. Охрана окружающей среды при разработке полезныx ископаемыx.
Работа в парах, беседа
Блокноты, карандаш
Тема 3.5.
Почвенные ресурсы, их использование и охрана.
3
3.5.1(26)
Почвенные ресурсы, их использование и охрана.
1
Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв.
Выступления с сообщениями, беседа
Учебник, ноутбук, презентация
3.5.2(27)
Почвенные ресурсы, их использование и охрана.
1
Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения.
Выступления с сообщениями, беседа
Учебник, ноутбук, презентация
3.5.3(28)
Экскурсия. Наблюдения за различными видами эрозии почв.
1
Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель.
Работа в парах, беседа
Блокноты, карандаш
Тема 3.6.
Современное состояние и охрана растительности.
3
3.6.1(29)
Современное состояние и охрана растительности.
1
Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов.
Выступления с сообщениями, беседа
Учебник, ноутбук, презентация, Красная книга Алтайского края
3.6.2(30)
Современное состояние и охрана растительности.
1
Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений.
Выступления с сообщениями, беседа
Учебник, ноутбук, презентация, Красная книга Алтайского края
3.6.3(31)
Современное состояние и охрана растительности.
1
Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга РСФСР, их значение в охране редких видов растений.
Выступления с сообщениями, беседа
Учебник, ноутбук, презентация, Красная книга Алтайского края
Тема 3.7.
Рациональное использование и охрана животных.
3
3.7.1(32)
Рациональное использование и охрана животных.
1
Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство.
Выступления с сообщениями, беседа
Учебник, ноутбук, презентация, Красная книга Алтайского края
3.7.2(33)
Рациональное использование и охрана животных.
1
Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих.
Выступления с сообщениями, беседа
Учебник, ноутбук, презентация
3.7.3(34)
Рациональное использование и охрана животных.
1
Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.
Выступления с сообщениями, беседа
Учебник, ноутбук, презентация, Красная книга Алтайского края
ИТОГО
34
Перечень обязательных лабораторных работ и экскурсий
№п/п
№
урока
Название лабораторных работ
Источник
Дата
по
плану
Дата
по
факту
1.
21
Определение загрязнения воздуха в городе.
2.
23
Определение загрязнения воды.
Сборник задач, упражнений и практических работ с.130
№п/п
№
урока
Название экскурсий
Источник
Дата
по
плану
Дата
по
факту
1.
3
В краеведческий музей.
музей
2.
25
Ознакомление с предприятиями добывающей промышленности (карьером, шахтой, обогатительной фабрикой).
предприятие
3.
28
Наблюдения за различными видами эрозии почв.
поле
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источнил загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);
- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);
- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических проблем;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
- бороться с ускоренной эрозией почв;
- охранять пресноводных рыб в период нереста;
- охранять полезных насекомых;
- подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;
- охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.
Нормы оценки и контроля знаний обучающихся
Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «о системе оценок знаний, умений, навыков, компетенций учащихся основного, среднего общего образования МКОУ «Устьянская СОШ» и УМК автора».
Критерии оценки устного ответа учащихся по экологии
При оценке учитывается:
- правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность и логическая последовательность ответа.
Отметка "5"
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
ответ самостоятельный, выводы последовательны, грамотны.
Отметка "4"
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
Отметка "3"
содержание учебного материала изложено фрагментально, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка "2"
содержание учебного материала не раскрыто;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Критерии оценки теста по экологии
При оценке учитывается:
- правильность и осознанность выполнения задания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
Отметка "5"
полно раскрыто содержание заданий;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий,
верно использованы научные термины;
даны правильные ответы на 90-100% вопросов
Отметка "4"
раскрыто основное содержание заданий;
в основном правильно даны определения понятий
в основном правильно использованы научные термины;
даны правильные ответы на 70-89% вопросов
Отметка "3"
содержание заданий изложено фрагментально;
определения понятий недостаточно четкие;
допущены неточности в использовании научной терминологии.
даны правильные ответы на 50-69% вопросов
Отметка "2"
содержание заданий не раскрыто;
допущены грубые ошибки в определении понятий,
допущены грубые ошибки при использовании научной терминологии.
даны правильные ответы на менее 50% вопросов
Оценка выполнения лабораторных и практических работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с.
2. Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.
3. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с.
4. Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс» /И.А.Жигарев, О.Н.Пономарёва, Н.М.Чернова.- 3-е изд., стериотип. - М., Дрофа, 2007. - 206, /2с.: ил.
Список литературы
Литература для педагога
-
АлексеевС.В., БеккерА.М. Изучаем экологию экспериментально: практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. - СПб.1993.
-
АлексеевС.В. и др. Практикум по экологии.-М.;АО МДС, 1996.
-
Афанасьев Ю.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды. М.; МНЭПУ, 2001..
-
Базаров Л.Г. Лишайники в экологическом мониторинге,- М.: Научный мир, 2002.
-
Биоиндикация загрязнений наземных экосистем, / под,ред, Р,Шуберта.-М. Мир, 1988
-
Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт - Петербурге в 1988 году/ под ред. А.С.Баева, Н.Д.Сорокина. - СПб., 1999.
-
Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт - Петербурге в 2003году/ под ред. Д.А.Голубева, Н.Д.Сорокина. - СПб., 2004.
-
Смуров А.В. Основы экологической диагностики,- М.:Ойкос, 2003.
-
Состояние и комплексный мониторинг природной среды и климата, Пределы изменений,-М.;Наука, 2001.
Литература для учащихся
-
Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. - М.; МНЭПУ, 1997.
-
БрагинаС.В., ИгнатовичИ.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы.- М.; НИА-природа,1999.
-
Вернадский В.И. Размышления натуралиста.-М.; Наука, 1975.
-
ГлазачевС.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура.- М.; Горизонт, 1997.
-
ЗахаровВ.Б., МамонтовС.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. -М.; Школа - Пресс, 1996.
-
Зверев А.Т. Экология; учебник для 10-11 кл.- М.; ОНИКС 21 век, 2004.
-
Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека.- Ростов н/Д.; Феникс, 2003.
-
Хабарова Е.И., ПановаС.А. Экология в таблицах-М.; Дрофа, 2001. и др.
-
Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т. Зверева- М., АСТ-ПРЕСС, 2001.
Интернет-сайты
ecolife,ru/indekx,shtml/- журнал «Экология и жизнь».
edu.nsu.ru/noos/ecology/-экологический раздел
ecoguild.narod.ru/-сайты Гильдии экологов
gost.newmail/ru/ecos.htm-система нормативов охраны и рационального использования природных ресурсов
Оборудование, приборы, дидактический материал
Таблицы по биологии