Рабочая программа Экология (11класс)

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Устьянская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

На заседании ШМО

естественнонаучного цикла

Протокол №…

от «….» август 2015г.

Принято

На педагогическом совете школы

Протокол №…

от «…» август 2015г.


Утверждаю

Директор МКОУ «Устьянская СОШ»

_____________Т.М.Никулина


Приказ №……

от « ….» ……….. 2015г.


Рабочая программа

учебного предмета «Экология»

11 класс, среднего общего образования, базовый уровень

на 2015- 2016 учебный год

Всего часов в год -34, в неделю-1час.

Учитель химии и биологии

Планирование составлено на основе Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с. в соответствии с федеральным базисным учебным планом, 2004г., по которому работает школа, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.



Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.



Рабочую программу составила:

Плотникова Н. В. учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории






с.Устьянка 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Экология» для 10 класса разработана на основе Программы среднего (полного) общего образования по экологии 10-11 классы. Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с. в соответствии с федеральным базисным учебным планом, 2004г., по которому работает школа, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях и основной образовательной программы среднего общего образования образовательного учреждения МКОУ «Устьянская СОШ» и с учетом УМК автора по экологии для 10-11 классов.

Используемый УМК:

1. Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с.

2. Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.

3. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с.

4. Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс» /И.А.Жигарев, О.Н.Пономарёва, Н.М.Чернова.- 3-е изд., стериотип. - М., Дрофа, 2007. - 206, /2с.: ил.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ на изучение курса экологии выделяет 68 часов, в том числе в X классе - 34 часов (1 час в неделю) однако возможно изучение курса (в X или XI классе) при 2 часах в неделю. Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) при наличии 68 учебных часов: в 10 классе - 34 и в 11 классе - 34 часов. Рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

Цели и задачи изучаемого предмета

Изучение экологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биосфере как глобальной экосистеме; природных сообществах как элементарных экологических системах; месте и роли человека в экосистеме планеты; история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями наблюдать и объяснять явления, происходящие в природе, в повседневной жизни;

обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развития современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общебиологическую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности и возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи курса:

формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознание человека как части природы, эволюции живой природы;

формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

приобретение школьниками опыта разной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в познавательную деятельность;

раскрытие роли экологии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании; обогащении энергетическими ресурсами, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с индивидуальными способностями.

Особенности отбора содержания и общей логики последовательности содержания, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой: в рабочей программе отведено 34 часа на изучение данного курса, последовательность изложения материала не изменена. При составлении рабочей программы руководствовалась методическими рекомендациями Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с

Тематика и количество лабораторных работ и экскурсий полностью совпадает с авторскими.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов по данной программе

тестирование, лабораторные работы, работа с таблицами, выступления на уроках (доклады, сообщения, презентации, доказательность позиции в дискуссии), устный и письменный опросы.

Формы и методы работы с детьми, испытывающие сложности в обучении: индивидуальная, парная; словесные методы: (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (наблюдение, демонстрация)

Специфические методы в работе с детьми с ЗПР и ОВЗ:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

Краткая характеристика класса: 6 учащихся обучаются по программе среднего общего образования, базовый уровень.

Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся

Формы контроля знаний обучающихся: устные ответы, лабораторные и практические работы, сообщения, доклады, тестирование.

Условные обозначения:

Л.р.- лабораторная работа

(1)- число Л.р. в уроке

Структура изучаемого предмета

Экология

п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего

теоретические

практические

Раздел 2. Социальная экология

18

17

1

Тема 2.1.

Экологические связи человека.

6

5

1

Тема 2.2.

Диалектика отношений «природа - общество».

3

3

Тема 2.3.

Экологическая демография.

7

7

Тема 2.4.

Экологическая перспектива.

2

2

Раздел 3. Экологические основы охраны природы

16

14

2(2)

Тема 3.1.

Современные проблемы охраны природы.

1

1

Тема 3.2.

Современное состояние и охрана атмосферы.

2

2

(1)

Тема 3.3.

Рациональное использование и охрана вод.

2

2

(1)

Тема 3.4.

Использование и охрана недр.

2

1

1

Тема 3.5.

Почвенные ресурсы, их использование и охрана.

3

2

1

Тема 3.6.

Современное состояние и охрана растительности.

3

3

Тема 3.7.

Рациональное использование и охрана животных.

3

3

ИТОГО

34

31

3(2)

Календарно - тематическое планирование

Экология 11 класс

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Содержание

Формы, методы, средства, приемы

Материально-технические условия и информационные ресурсы

Дата

план

факт

Раздел 2.

Социальная экология

18


Тема 2.1

Экологические связи человека

6


2.1.1(1)

Человек - биосоциальный вид.

источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.

1

Социальные особенности экологических связей человечества: овладение допол­нительными источниками энергии, использование орудий производства, способность к согласованным общественным действиям.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа(заполнение таблицы)

Учебник, ноутбук, презентация

2.1.2(2).

История развития экологических связей человечества.

1

Экологические связи человечества в доисториче­ское время. Овладение огнем. Преимущества орудий­ной охоты. Экологические связи человечества в исто­рическое время. Культурные растения и домашние животные. Совершен­ствование сельского хозяйства.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа

Учебник, ноутбук, презентация

2.1.2(3).

История развития экологических связей человечества.

Экскурсия. В краеведческий музей.

1

Появление и развитие промышленности, формирова­ние техносферы. Экологиче­ские аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологиче­ские особенности. Экологические послед­ствия крупномасштабных миграций, возникновения и развития системы государств.

Фронтальная; беседа,

самостоятельная работа

Блокнот, карандаш или ручка

2.1.3(4).

Современные отношения человечества и природы.

1

Масштабы социально - экологических связей человечества: ис­пользование природных ресурсов, загрязнение сре­ды, антропо­генные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильно­сти. Региональные экологические кризисы.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа

Учебник, ноутбук, презентация

2.1.4 (5).

Социально - экологические взаимосвязи.

1

Всеобщая связь природных и антропогенных про­цессов на Земле. Опере­жающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия

Учебник, ноутбук, презентация

2.1.4(6).

Социально - экологические взаимосвязи

1

Необходимость ра­зумного регулирования потребностей людей в целях обеспечения устойчивого развития человечества и природы Земли.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник, ноутбук, презентация

Тема 2.2.

Диалектика отношений «природа - общество».

3


2.2.1(7).

Противоречивость системы «природа - общество».

1

Коренные различия в длительности формирования биосферы и техносферы. Противоречия основ функционирования биосферы (бесконечные циклы) и техносферы (прямоточные процессы).

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник

2.2.2(8).

Принципы смягчения напряженности в системе «природа - общество».

1

Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами функционирования биосферы и пути её решения.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник

2.2.3(9).

Принципы смягчения напряженности в системе «природа - общество».

1

Формирование циклических замкнутых технологий как основа совместимости техносферы и биосферы.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник

Тема 2.3.

Экологическая демография.

7


2.3.1.

1(10).

Социально-экологические особенности роста численности человечества.

1

Приложение фундаментальных экологических за­конов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение че­ловеческой деятельно­стью

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник, ноутбук, презентация

2.3.1

2(11).

Социально-экологические особенности роста численности человечества.

1

Способность человечества существенно расширять экологическую емкость сре­ды своего обитания. Значение этого уникального ка­чества для демографии человека.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник

2.3.2

3(12)

Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально - экономических условий.

1

Современное население Земли, историческая динамика его численности, региональные особенности.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник, ноутбук, презентация

2.3.2.

4(13)

Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально - экономических условий

1

Активная демографическая политика. Планирование семьи, её особенности в разных странах

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник

2.3.3

5(14)

Демография России.

1

Особенности демографических процессов в России. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России, пути его предотвращения и их эффективность.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник, ноутбук, презентация

2.3.4.

6(15)

Социально-экологические предпосылки стабилизации мирового населения.

1

Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник

2.3.4.

7(16)

Социально-экологические предпосылки стабилизации мирового населения.

1

Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Оценка вероятности достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник, ноутбук, презентация

Тема 2.4.

Экологическая перспектива.

2


2.4.1.

1(17)

Устойчивое развитие человечества и природы Земли. Формирование экологического мировоззрения населения.

1

Концепция устойчивого социально - экологического развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа XXI века.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник

2.4.1

2(18)

Устойчивое развитие человечества и природы Земли. Формирование экологического мировоззрения населения.

1

Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник

Раздел 3.

Экологические основы охраны природы

16


Тема 3.1.

Современные проблемы охраны природы.

1


3.1.1(19)

Современные проблемы охраны природы.

1

Природа Земли - источник материальныx ресурсов. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Оxрана природы в процессе её использования.

Фронтальная; беседа, , дискуссия

Учебник, ноутбук, презентация

Тема 3.2.

Современное состояние и охрана атмосферы.

2


3.2.1(20)

Современное состояние и охрана атмосферы.

1

Состав и баланс газов в атмосфере, и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы.

Выступления с сообщениями, беседа

Учебник, ноутбук, презентация к

3.2.2(21)

Современное состояние и охрана атмосферы.

Л.р. Определение загрязнения воздуха в городе.

1

Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов. Меры по охране атмосферного воздуха.

Выступления с сообщениями, беседа, выполнение Л.р.

Учебник, ноутбук, презентация

Тема 3.3.

Рациональное использование и охрана вод.

2


3.3.1(22)

Рациональное использование и охрана вод.

1

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расxода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоёмов.

Выступления с сообщениями, беседа

Учебник, ноутбук, презентация

3.3.2(23)

Рациональное использование и охрана вод.

Л.р. Определение загрязнения воды.

1

Основные меры по рациональному использованию и оxране вод: бережное расxодование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности.

Выступления с сообщениями, беседа, выполнение Л.р.

Учебник, оборудование для Л.р. ноутбук, презентация

Тема 3.4.

Использование и охрана недр.

2


3.4.1(24)

Использование и охрана недр.

1

Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблемы исчерпаемости полезных ископаемых.

Выступления с сообщениями, беседа

Учебник, ноутбук, презентация

3.4.2(25)

Экскурсия. Ознакомление с предприятиями добывающей промышленности (карьером, шахтой, обогатительной фабрикой).

1

Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии. Охрана окружающей среды при разработке полезныx ископаемыx.

Работа в парах, беседа

Блокноты, карандаш

Тема 3.5.

Почвенные ресурсы, их использование и охрана.

3


3.5.1(26)

Почвенные ресурсы, их использование и охрана.

1

Значение почвы и ее плодородия для человека. Со­временное состояние почвенных ресурсов. Роль жи­вых организ­мов и культуры земледелия в поддержа­нии плодородия почв.

Выступления с сообщениями, беседа

Учебник, ноутбук, презентация

3.5.2(27)

Почвенные ресурсы, их использование и охрана.

1

Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения.

Выступления с сообщениями, беседа

Учебник, ноутбук, презентация

3.5.3(28)

Экскурсия. Наблюдения за различными видами эрозии почв.

1

Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрози­ей почв. Рациональное использование и охрана зе­мель.

Работа в парах, беседа

Блокноты, карандаш

Тема 3.6.

Современное состояние и охрана растительности.

3


3.6.1(29)

Современное состояние и охрана растительности.

1

Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современ­ное состоя­ние лесных ресурсов. Причины и последст­вия сокращения лесов.

Выступления с сообщениями, беседа

Учебник, ноутбук, презентация, Красная книга Алтайского края

3.6.2(30)

Современное состояние и охрана растительности.

1

Рациональное использование, охрана и воспроиз­водство лугов. Охрана и рациональ­ное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хо­зяйственно ценных и редких видов растений.

Выступления с сообщениями, беседа

Учебник, ноутбук, презентация, Красная книга Алтайского края

3.6.3(31)

Современное состояние и охрана растительности.

1

Красная книга Международного сою­за охраны природы и Красная книга РСФСР, их зна­чение в охране редких видов растений.

Выступления с сообщениями, беседа

Учебник, ноутбук, презентация, Красная книга Алтайского края

Тема 3.7.

Рациональное использование и охрана животных.

3


3.7.1(32)

Рациональное использование и охрана животных.

1

Прямое и косвенное воздействие человека на жи­вотных, их последствия. Причины вымирания жи­вотных в на­стоящее время: перепромысел, отравле­ние ядохимикатами, изменение местообитаний, бес­покойство.

Выступления с сообщениями, беседа

Учебник, ноутбук, презентация, Красная книга Алтайского края

3.7.2(33)

Рациональное использование и охрана животных.

1

Рациональ­ное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитаю­щих.

Выступления с сообщениями, беседа

Учебник, ноутбук, презентация

3.7.3(34)

Рациональное использование и охрана животных.

1

Редкие и вымирающие виды животных, за­несенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.

Выступления с сообщениями, беседа

Учебник, ноутбук, презентация, Красная книга Алтайского края

ИТОГО

34


Перечень обязательных лабораторных работ и экскурсий

п/п

урока

Название лабораторных работ

Источник

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1.

21

Определение загрязнения воздуха в городе.

2.

23

Определение загрязнения воды.

Сборник задач, упражнений и практических работ с.130


п/п

урока

Название экскурсий

Источник

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1.

3

В краеведческий музей.

музей

2.

25

Ознакомление с предприятиями добывающей промышленности (карьером, шахтой, обогатительной фабрикой).

предприятие

3.

28

Наблюдения за различными видами эрозии почв.

поле


Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологи­ческий опти­мум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообра­зии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяи­на;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интро­дукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (поня­тие популяции, типы популяций, их демографиче­ская структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (по­нятия «экосистема», «биоценоз» как основа природ­ной экоси­стемы, круговороты веществ и потоки энер­гии в экосистемах, экологические основы формирова­ния и поддержива­ния экосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая про­дукция; фак­торы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агро­экосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирова­ния экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экоси­стем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (кругово­рот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэко­логические и социальные особенности популяций че­ловека, эко­логические связи человечества, их разви­тие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-об­щество» (различия темпов и характера формирова­ния биосферы и техносферы, совместимость человече­ской цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и пер­спективы управления демографическими про­цессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспек­ты, принципы и правила охраны природы, правовые основы ох­раны природы);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источни­л загрязне­ния, борьба с загрязнением, очистные со­оружения, безотходная технология);

- о рациональном использовании и охране вод­ных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязне­ниями, очистные сооружения и их эффек­тивность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бе­режное использование полезных ископае­мых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ус­коренная эрозия, ее виды, зональные и межзональ­ные меры борьбы с эрозией);

- о современном состоянии, использовании и ох­ране растительности (причины и последствия сокра­щения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга Рос­сии и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

- о рациональном использовании и охране живот­ных (прямое и косвенное воздействие человека на жи­вотных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране живот­ных, значение Красной книги МСОП и Красной кни­ги России в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических проблем;

- объяснять принципы обратных связей в приро­де, механизмы регуляции и устойчивости в популя­циях и биоце­нозах;

- строить графики простейших экологических за­висимостей;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельно­сти;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демогра­фических проблем и взаимоотношений природы и об­щества;

- определять уровень загрязнения воздуха и во­ды;

- устанавливать и описывать основные виды ус­коренной почвенной эрозии;

- бороться с ускоренной эрозией почв;

- охранять пресноводных рыб в период нереста;

- охранять полезных насекомых;

- подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

- охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.

Нормы оценки и контроля знаний обучающихся

Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «о системе оценок знаний, умений, навыков, компетенций учащихся основного, среднего общего образования МКОУ «Устьянская СОШ» и УМК автора».

Критерии оценки устного ответа учащихся по экологии

При оценке учитывается:

- правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность и логическая последовательность ответа.

Отметка "5"

полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

ответ самостоятельный, выводы последовательны, грамотны.

Отметка "4"

раскрыто основное содержание материала;

в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.

Отметка "3"

содержание учебного материала изложено фрагментально, не всегда последовательно;

определения понятий недостаточно четкие;

допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка "2"

содержание учебного материала не раскрыто;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Критерии оценки теста по экологии

При оценке учитывается:

- правильность и осознанность выполнения задания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

Отметка "5"

полно раскрыто содержание заданий;

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий,

верно использованы научные термины;

даны правильные ответы на 90-100% вопросов

Отметка "4"

раскрыто основное содержание заданий;

в основном правильно даны определения понятий

в основном правильно использованы научные термины;

даны правильные ответы на 70-89% вопросов

Отметка "3"

содержание заданий изложено фрагментально;

определения понятий недостаточно четкие;

допущены неточности в использовании научной терминологии.

даны правильные ответы на 50-69% вопросов

Отметка "2"

содержание заданий не раскрыто;

допущены грубые ошибки в определении понятий,

допущены грубые ошибки при использовании научной терминологии.

даны правильные ответы на менее 50% вопросов

Оценка выполнения лабораторных и практических работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с.

2. Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.

3. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с.

4. Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс» /И.А.Жигарев, О.Н.Пономарёва, Н.М.Чернова.- 3-е изд., стериотип. - М., Дрофа, 2007. - 206, /2с.: ил.

Список литературы

Литература для педагога


  1. АлексеевС.В., БеккерА.М. Изучаем экологию экспериментально: практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. - СПб.1993.

  2. АлексеевС.В. и др. Практикум по экологии.-М.;АО МДС, 1996.

  3. Афанасьев Ю.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды. М.; МНЭПУ, 2001..

  4. Базаров Л.Г. Лишайники в экологическом мониторинге,- М.: Научный мир, 2002.

  5. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем, / под,ред, Р,Шуберта.-М. Мир, 1988

  6. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт - Петербурге в 1988 году/ под ред. А.С.Баева, Н.Д.Сорокина. - СПб., 1999.

  7. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт - Петербурге в 2003году/ под ред. Д.А.Голубева, Н.Д.Сорокина. - СПб., 2004.

  8. Смуров А.В. Основы экологической диагностики,- М.:Ойкос, 2003.

  9. Состояние и комплексный мониторинг природной среды и климата, Пределы изменений,-М.;Наука, 2001.

Литература для учащихся

  1. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. - М.; МНЭПУ, 1997.

  2. БрагинаС.В., ИгнатовичИ.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы.- М.; НИА-природа,1999.

  3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста.-М.; Наука, 1975.

  4. ГлазачевС.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура.- М.; Горизонт, 1997.

  5. ЗахаровВ.Б., МамонтовС.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. -М.; Школа - Пресс, 1996.

  6. Зверев А.Т. Экология; учебник для 10-11 кл.- М.; ОНИКС 21 век, 2004.

  7. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека.- Ростов н/Д.; Феникс, 2003.

  8. Хабарова Е.И., ПановаС.А. Экология в таблицах-М.; Дрофа, 2001. и др.

  9. Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т. Зверева- М., АСТ-ПРЕСС, 2001.

Интернет-сайты

ecolife,ru/indekx,shtml/- журнал «Экология и жизнь».

edu.nsu.ru/noos/ecology/-экологический раздел

ecoguild.narod.ru/-сайты Гильдии экологов

gost.newmail/ru/ecos.htm-система нормативов охраны и рационального использования природных ресурсов

Оборудование, приборы, дидактический материал

Таблицы по биологии


© 2010-2022