РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бершак О.Н., учитель биологии

МОУ Аннинской средней общеобразовательной школы №1

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В связи со значительными изменениями в жизни общества и в образовании, преобразуются содержание и методы деятельности педагога в условиях перехода от принципа обучения "образование на всю жизнь" к непрерывному образованию. Это достигается путем повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя и компетенции учащихся.

Для реализации поставленных задачи на своих уроках я использую различные методы инновационного обучения, одним из которых является рейтинговая система контроля качества образовательного процесса. Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому ученику в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М.П.Батура, Л.В.Ломако).

Основные принципы организации рейтинга: -начальный рейтинг учащегося( в начале курса), -текущий контроль (еженедельно), -промежуточный ( по окончании модуля) , -итоговый контроль( по окончанию курса). Рейтинг учащегося зависит от количества набранных баллов, как при прохождении модулей определенных блоков, так и баллов, набранных при текущем и итоговом контроле.

Нормативы рейтинга, на основе которого я выставляю итоговую оценку:

«Отлично»- выше 70 баллов. «Хорошо»- от 46 до 70 баллов. «Удовлетворительно» - от 30-до 45 баллов. «Неудовлетворительно» - менее30 баллов.

Основные контрольные точки:

Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него: реферат (10); конспектирование текста учебника, статьи, журнала (3); конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3); подготовка дополнительного материала по теме (5); выполнение практической работы по теме (3); решение проблемных задач по теме (5); устный ответ - монолог (5); контрольная работа по содержанию темы (10); участие в конференции, подготовка доклада, участие в дискуссии (10). Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий. Создание презентаций, исследовательских работ (до 20 баллов).

Штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы - минус 20 баллов, отказ от устного ответа - минус 5 баллов, пропуск урока минус 5 баллов, нарушение дисциплины на уроке минус 4 балла, опоздание на урок - минус 2 балла.

Расчет учебной успешности в условиях рейтинговой системы является одним из самых важных моментов в учебной деятельности. Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.

Системные эффекты рейтинговой технологии контроля качества для учащихся: 1.Стимуляция познавательной активности

Чем больше будет объем выполненной работы, тем выше балл в рейтинговом листе. 2.Формирование ответственного отношения к своевременному выполнению основных видов работ. За работу на уроке выставляется не только рейтинговый балл, но и текущая оценка. 3.Снижение числа пропусков без уважительных причин.

4.Повышение качества знаний, которое контролируется и отслеживается. Рейтинг учащихся зависит от количества набранных баллов.

Системные эффекты рейтинговой технологии контроля качества для педагога:

-Отсутствие претензионности на оценки у учащихся и родителей.-Объективность оценки.-Открытость оценивания

-Легко прослеживается динамика успешности, что дает возможность подкорректировать учебный процесс и пробелы в освоении учебного материала.

Применяя технологию модульно- рейтингового обучения в течение первого года работы, я пришла к выводам:

1.Учащиеся ответственнее относятся к изучению материала: перед уроками или на уроках они знакомятся с результатами проверенного задания, даже двойки в этом случае играют стимулирующую роль, так как ученик, не довольный своим результатом, может всегда его улучшить. В зависимости от индивидуальных особенностей он может выполнять задание целиком или по частям.2. У ребенка есть возможность ликвидировать пробелы, связанные с пропуском урока. 3.Дети видят объективность оценки своей работы. 4. Учащимся дается возможность ликвидировать пробелы даже в изученном материале за счет аналогичных заданий. 5.Развиваются аналитические способности за счет анализа работ и ответов товарищей.

Данная система оценивания может быть применена не только на уроках биологии, но и в других предметах. Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создает комфортный микроклимат в классе, развивает коммуникативные способности, повышает самооценку и успешность учеников и позволяет успешно реализовывать компетентностный подход в образовании.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебн. пособие. - М., 1998. - 255 c.

  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Народное образование. - 2003 - № 2, 5. - 280 с.

  3. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.

  4. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".

  5. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".

  6. Министерство образования РФ. 19.11.2003. Семинар «Рейтинговая система оценки успеваемости студентов в системе развития индивидуального творческого мышления (РИТМ)»



© 2010-2022