- Преподавателю
- Биология
- Дифференцированные проверочные работы по разделу Человек
Дифференцированные проверочные работы по разделу Человек
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богачёва Н.В. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проверочная работа №1 по теме «Происхождение человека».
1.* Что изучают науки анатомия, физиология, гигиена, психология?
1.** Как взаимосвязаны науки анатомия, физиология, гигиена и психология?
1.*** Почему способности человека не удается объяснить лишь биологическими законами?
2.* Перечислите предков человека.
2.** Опишите черты усложнения организации и образ жизни неандертальца.
2.*** С чем связано изменение формы, размеров и пропорций черепа человека в процессе эволюции?
3.* Дайте определение понятию «раса». Перечислите расы человека.
3.** Каковы признаки монголоидной расы?
3.*** Какие условия могли привести к формированию нескольких рас?
4.* Дайте определения понятиям «рудименты» и «атавизмы».
4.** Место человека в системе органического мира.
4.*** Определите черты сходства и различия между приматами и человеком.
Проверочная работа №2 по теме «Организм человека и его строение».
1.* Что такое клетка? Какую структуру имеют клетки организма человека?
1.** Какие химические соединения входят в состав клетки? Какова их роль?
1.*** Почему клетка является функциональной единицей организма?
2.* Что такое ткань? Какие типы тканей вы знаете?
2.** В чем состоят особенности строения тканей в связи и их функциями?
2.*** Известно, что грудную и брюшную полость разделяет диафрагма, участвующая в дыхании. Из гладких или поперечнополосатых мышц она состоит? Ответ обоснуйте.
3.* Что такое межклеточное вещество?
3.** Клетки какой ткани свободно перемещаются в межклеточном веществе?
3.*** Согласны ли вы с утверждением, что человеческий организм - единое целое? Приведите доказательства и примеры.
Проверочная работа №3 по теме «Опорно - двигательная система».
1.* Строение и функции опорно - двигательной системы.
1.** Какие особенности строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функций?
1.*** Как соединяются между собой кости в скелете, и в чем проявляется взаимосвязь строения и функций этих соединений?
2.* Какое строение имеет кость? Какие типы костей вам известны?
2.** Каков химический состав костей? Как он меняется с возрастом?
2.*** Известно, что, если ампутировать одну ногу, то происходит изменение внутреннего строения костей другой ноги. Почему?
3.*Какое строение имеет мышца?
3.** Какие мышцы хорошо развиты у человека в отличии от животных и почему?
3.*** Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Почему?
4.* Как устроен сустав? Приведите примеры суставов.
4.** Как оказать IМП при переломе бедра и растяжении связок?
4.*** Сформулируйте и обоснуйте правила гигиены опорно - двигательной системы.
Проверочная работа №4 по теме «Кровеносная и лимфатическая системы».
1.* Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
1.** Каким образом взаимосвязаны компоненты внутренней среды?
1.*** При потертости кожи образуется водяная мозоль. Чем она заполняется?
2.* Что такое кровь? Каков состав крови?
2.** Какое строение имеют форменные элементы крови? Какие функции они выполняют?
2.*** При быстром восхождении в гору у здоровых людей развивается «горная болезнь» - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека.
3.* Что такое иммунитет?
3.** Можно ли судить о здоровье человека по анализу крови?
3.*** Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предлагают сделать прививку, а другие - ввести сыворотку. Кто из них прав?
4.* Какое строение имеет сердце человека?
4.** Как регулируется работа сердца?
4.*** Известен опыт немецкого физика Гольца, когда он резким ударом по животу лягушки вызвал остановку ее сердца. Как объяснить этот факт?
5.* Что такое лимфатическая система?
5.** Какую функцию выполняет лимфатическая система в организме?
5.*** Как сказывается влияние алкоголя и курения на сердечно - сосудистую систему?
Проверочная работа №5 по теме «Дыхание».
1.* Что такое дыхание?
1.** Какое строение имеет дыхательная система? Какие функции она выполняет?
1.*** Почему, несмотря на сжигание больших количеств топлива использование кислорода для дыхания, его количество в атмосфере Земли не уменьшается?
2.* Каково строение и значение носовой полости?
2.** Как человек производит вдох и выдох?
2.*** Как вы думаете, что нужно сделать перед тем, как нырнуть в воду, если пробыть под водой нужно как можно дольше?
3.* Что такое жизненная емкость легких?
3.** Легкие - орган дыхания, не имеет мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Объясните, почему так происходит.
3.*** Какие виды физической работы и спорта одновременно развивают и мышцы сердца, и дыхательные мышцы?
Проверочная работа №6 по теме «Пищеварение».
1.* Что такое пищеварение?
1.** Какие функции выполняет пищеварительная система?
1.*** Какое значение для пищеварения имеет сервировка стола и оформление пищи?
2.* Какое строение имеет пищеварительная система?
2.** Что происходит с пищей в органах пищеварения? Приведите примеры.
2.*** Почему нельзя заставлять детей есть под угрозой наказания?
3.* Что такое желудочный сок? Какова реакция его среды?
3.** Может ли происходить отделение желудочного сока при повреждении подходящих к желудку нервов?
3.*** Как будет происходить пищеварение у человека курящего во время приема пищи?
4.* Какие функции в пищеварении выполняет печень?
4.** Как влияет на печень систематическое употребление алкоголя?
4.*** Сформулируйте и обоснуйте правила гигиены питания.
Проверочная работа №7 по теме «Обмен веществ и энергии».
1.* Что такое обмен веществ?
1.** Из каких этапов состоит обмен веществ?
1.*** Давно замечено, что утолить жажду слабоминерализированной водой нельзя, а в горячих цехах рабочим, испытывающим жажду, дают пить подсоленную или минеральную воду. Объясните эти два случая.
2.* Что такое витамины?
2.** Какие витамины человек должен употреблять в пищу? Какова их роль в организме?
2.*** Как помочь больным рахитом, не используя витамины?
3.* Что такое энергетический обмен веществ?
3.** Пластический и энергетический обмен - противоположные процессы. Почему они неотделимы друг от друга?
3.*** Почему жители северных областей употребляют больше жирной пищи, чем жители средней полосы?
Проверочная работа №8 по теме «Выделение. Кожа».
1.* Какое строение имеет мочевыделительная система?
1.** Как образуется первичная и вторичная моча?
1.*** У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить больные зубы и ангину. Почему?
2.* Что такое кожа?
2.** Какие особенности строения кожи позволяют выполнять ей различные функции?
2.*** Жирную или сухую кожу надо чаще мыть с мылом. Почему?
3.* Что такое терморегуляция?
3.** Какими способами регулируется отдача тепла организмом?
3.*** Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный быстрее замерзнет на морозе?
Проверочная работа №9 по теме «Нервная система».
1.* Что такое нейрон?
1.** Какое строение имеет нервная система? Какие функции она выполняет?
1.*** Какие образования обеспечивают установление тесного взаимодействия между всеми анализаторами и восприятие образов?
2.* Что такое рефлекторная дуга?
2.** Какое значение имеют рефлексы в жизни человека?
2.*** Составьте схему рефлекторной дуги коленного рефлекса.
3.* Какое строение имеет нервная клетка?
3.** Каковы строение и функции среднего мозга?
3.*** К чему могут привести нарушения спинного мозга и периферических нервов?
Проверочная работа №10 по теме «Органы чувств».
1.* Что такое анализатор?
1.** Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей?
1.*** Какие образования обеспечивают установление тесного взаимодействия между всеми анализаторами и восприятие образов?
2.* Какое строение имеет зрительный анализатор?
2.** Каким образом обеспечивается цветовое зрение у человека?
2.*** Почему при недостатке витамина «А» в организме возникает болезнь «куриная слепота»?
3.* Каково строение уха?
3.** Как происходит слуховое восприятие?
3.*** Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему?
4.* Какое значение для человека имеет орган вкуса?
4.** Развитие каких анализаторов компенсирует у слепоглухонемых отсутствие зрения и слуха?
4.*** Как человек ощущает положение своего тела в пространстве?
Проверочная работа №11 по теме «Высшая нервная деятельность».
1.* Что такое рефлекс?
1.** В чем сходство и различие условных и безусловных рефлексов?
1.*** Родившегося в зоопарке тигренка выпустили погулять в вольер. В это время недалеко от него опустилась дикая утка. Тигренок бросился на нее. Испуганная утка взлетела, оставив на траве несколько пуховых перьев. Тигренок насторожился, стал их разглядывать, а когда они зашевелились под дуновением ветра, то обратился в бегство. Объясните поведение тигренка.
2.* Что такое память?
2.** Какие виды памяти вы знаете?
2.*** Что формируется труднее: знания, умения или навыки?
3.* Что такое сон? Каково физиологическое значение сна?
3.** Гипноз - это сон. Чем он отличается от обычного сна?
3.*** Насильственное лишение сна может привести к гибели человека. Раньше считали, что сон - это покой, при котором ослабляются и замедляются все функции организма. Теперь установлено, что сон - это активный отдых. Как вы это понимаете?
4.* Что такое внимание?
4.** Какие виды внимания вам известны?
4.*** Какова роль произвольного внимания в обучении?
Проверочная работа №12 по теме «Эндокринная система».
1.* Какие виды желез вы знаете?
1.** Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?
1.*** Какие вредные привычки оказывают особенно сильное влияние на эндокринную систему, и каким образом поддержать ее здоровой?
2.* Что такое гормоны?
2.** Какую железу внутренней секреции образно можно назвать «дирижером оркестра» эндокринных желез, и почему?
2.*** Какие вы знаете заболевания, связанные с нарушениями функций желез внутренней секреции? Как можно предотвратить их развитие?
Проверочная работа №13 по теме «Индивидуальное развитие организма».
1.* Что такое гамета?
1.** Каково строение мужской половой системы?
1.*** О чем свидетельствует сходство в зародышевом развитии животных и человека?
2.* Что такое зигота?
2.** Чьи признаки наследует развивающийся зародыш? Какое это имеет значение в природе.
2.*** Какое размножение оказалось в ходе эволюции более прогрессивным, и почему?
3.* Что такое ЗППП? Какие виды заболеваний вы знаете?
3.** Какая профилактика необходима при ЗППП?
3.*** Какое влияние на детородную функцию оказывают ЗППП?