Тех. карта урока на тему: Разнообразие цветков. Соцветия

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - биология

Класс - 5

УМК: Трайтак Д.И.

Тема урока - Разнообразие цветков. Соцветия

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится

выявлять примеры растений с различным типом соцветий, устанавливать значение соцветий в жизни цветка.


Обучающийся получит возможность научиться

находить информацию о растениях в научно - популярной литературе, справочниках и других источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Познавательные

Продолжат формировать умения самостоятельно выделять уз текста новые понятия: соцветие, простые соцветия, сложные соцветия.

Продолжат работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Коммуникативные

Продолжат формировать умения монологовой и диалогивой речи. Умение организованно выполнять задания. Продолжат формировать умения формулировать вопросы и слушать ответы

Регулятивные

Продолжат развивать навыки самооценки.

Обучающиеся продолжают формировать интерес к окружающей живой природе, постараются ответить на вопрос какое значение для человека имеет разнообразие цветков.

Словарь урока: Соцветие, простые соцветия, сложные соцветия, початок, головка, корзинка, щиток, зонтик, колос.

Ресурсы урока: Д.И.Трайтак ,Н.Д.Трайтак «Биология 5-6 класс»

ПК; мультимедиапректор, экран, презентация, гербарий


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Орг. момент

1 мин.

Здравствуйте! Присаживайтесь.

2. Мотивация

и

актуализация знаний 6 мин.


Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

На столе в вазе букет из различных видов цветов (разная окраска, разнообразные размеры цветков, злаки). А как Вы думаете чем различаются все эти цветки, а что в них общего и для чего необходимо такое разнообразие цветов в природе?

А сейчас я предлагаю Вам вспомнить, что же такое цветок, его составные части, функции.

Для этого 1 вариант решает тест:

Тест

Цветок - это:

а)яркий венчик в)пестик и тычинки

б)околоцветник г)столбик и рыльце

2. Главные части цветка:

а)лепестки и чашелистики

б)пестик и тычинки

3. Часто яркоокрашены:

а)чашелистики в)лепестки венчика

б)тычинки г)пестик

4. Раздельнополые цветки, у которых:

а)есть тычинки и пестик в) есть только тычинки

б)есть лепестки и чашелистики г) есть только пестик

5.Функции цветка:

а)образование плодов в)фотосинтез

б)минеральное питание г) дыхание

2 вариант отвечает на вопросы:

1.Дать определение цветку.

2. Что такое чашечка и венчик цветка?

3. Какое околоцветники бывают и в чем различия?

4. Почему пестики и тычинки считают главными частями цветка?

5. Какие растения называют однодомными и двудомными?

Деятельность учащихся

Включаются в работу.

Отвечают на вопрос: Что бывают одиночные, крупные цветки, бывают, сгруппированные вместе мелкие цветки.



1 вариант решает тест:

Ответы: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-В,Г ;5-А






2 вариант отвечает устно на вопросы.



Затем на слайд выводятся правильные ответы и критерии оценки «5» - 0 ошибок

«4»- 1 ошибка

«3»-2-3ошибки

«2»-4-5 ошибок

Общий итог этапа мотивации - формулирование учащимися предполагаемой темы урока:

«Разнообразие цветков. Соцветия»

4. Целеполагание-формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

2 мин.

Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

Открываю написанные на доске цели урока:
- выяснить, что называется соцветием; какие бывают типы соцветий, в чем заключается биологическое значение соцветий.

Ребята, посмотрите внимательно на цветки ландыша и ответьте на вопрос: цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности?

Как вы думаете, что же называется соцветием?

А теперь откройте учебник на странице 114, параграф 32. Найдите определение соцветия. Из чего же состоит соцветие?





(Учащиеся высказывают предположения).



Вывод: цветки собраны в соцветия.



5. Планирование

1 мин.

- обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности

действий для решения поставленных задач)

- Кто нам поможет решать поставленные учебник, учитель,доп.литература

задачи ?

Хорошо

6. «Открытие нового знания»

(изучение новой темы)

10-12 мин.

Деятельность учителя

- Организовывает работу по поиску и обработке информации:

Самостоятельная работа с текстом. Прочитайте параграф 32 на стр.113-116.

1 вариант: Дать определение и привести примеры простых соцветий.

2 вариант: Дать определение и привести примеры сложных соцветий.(схема)





Теперь, когда мы знакомы с видами соцветий, выполним следующие задания:

У вас на столах лежат гербарии разных растений.

- распределите предложенные гербарные образцы на 3 группы: (простые соцветия, сложные соцветия.

Работа с дополнительными источниками информации. Подборка книг из библиотеки школы.

Рассказать о цветах имеющих крупные, яркие цветки попытаться объяснить роль в природе. О невзрачных цветках, и их деятельности в жизни растительного сообщества.

- Заканчивайте работу.


Проведем самопроверку и самооценку результатов работы.



Проделав эту работу, давайте сделаем вывод:

Для чего необходимо такое разнообразие цветов?

Что же такое соцветие, для чего нужно и какие соцветия бывают?


Деятельность учащихся

- Работают с текстом параграфа 32 на стр.113-116. Отвечают на вопрос:

1 вариант У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие). . Простые соцветия более разнообразны:

- кисть (ландыш)

- головка (клевер)

- початок (кукуруза)

- колос (подорожник)

- зонтик (примула)

2 вариант Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка:

- метелка (сирень)

- зонтик (укроп)

- колос (пшеница)


  1. 1.простые соцветия - ландыш, клевер, нивяник;

  2. 2.сложные соцветия - рябина, спирея, мятлик. Виды соцветий: кисть, головка, корзинка, сложный щиток, метелка, сложный колос соответственно.)

Работают в парах. Презентуют ответы по одному учащемуся от ряда.


Выискивают при помощи дополнительной литературы нужную информацию и отвечают на вопросы.









Оценивают друг друга выставляют оценки наиболее активным.









Дети отвечают на вопросы и делают выводы.













Здоровьесбережение

2 мин.

Этап «открытия новых знаний» проходил в форме самостоятельной работы при изучении содержания вопросов урока , а также сопутствующего (первичного) закрепления.

Ребята, давайте проведем небольшую разминку: «Простое - сложное». Если я называю простое соцветие, вы приседаете и встаете, если сложное - стоите: простой колос, сложная кисть, метелка, простой зонтик, корзинка.

7. Включение нового знания в систему знаний


15 мин.

На данном этапе происходит:

- повторение и закрепление учебного материала,

- тренировка навыков использования нового знания,

- установление связей между новым и ранее изученным материалом.

На слайде представлены ряд растений(), выбирите из предложенных фотографий на Ваш взгляд которыми могли бы вы украсить цветник возле школы.

- А теперь, ребята, давайте проверим насколько внимательными вы были на предыдущих уроках и сегодня при заполнении таблицы. Мы поиграем с вами в игру- цепочку. У нас будет три команды. Первый ряд - первая команда. Второй ряд - вторая команда. Третий ряд - третья команда. Каждой команде я даю лист - таблицу. В первом столбце представлены растения. Напротив каждого растения вы должны написать, как называются их соцветия. Один человек записывает ответ только в одну любую строку и передает лист соседу по парте, затем сидящим сзади и так далее. Как только кто- то из вас заполнит последнюю пустую строку - поднимите руку.

Итак, какая команда окажется самой быстрой и самой внимательной.

Дети, которые поднимают руку выходят к доске .

- Вы будите моими помощниками, сами подведете итог работы команды. Прикрепите листы на доску. Держите магниты.

Если ваш ответ правильный напротив рисунка вместо цифры прикрепите зеленый стикер. Если неверный прикрепите красный .

Правильные ответы вывожу на экран и проговариваю. Три ученика прикрепляют разноцветные стикеры.

- Какая команда дала больше правильных ответов? Молодцы. Присаживайтесь.

Работа у доски от каждой команды (ряда) вызывается по одному учащемуся. Предлагается собрать пазл: на доске беспорядочно прикреплены кусочки картинок составляющих то или иное растение. Задание учащийся от 1 ряда находит и собирает растение относящиеся к соцветию метелка, 2-ой учащийся растение с соцветием зонтик, 3-ий растение с соцветием щиток. Задание на время.

А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий - лишний». Для каждой группы я называю растения. Какое из них лишнее и почему?
1. Пшеница, капуста, ландыш.
2. Сирень, виноград, астра.
3. Пшеница, рожь, черемуха.
4. Примула, вишня, ландыш.
5. Вишня, морковь, петрушка.
6. Морковь, подсолнечник, астра.




Учащиеся выполняют задание






Растение

Соцветие

1.

Подорожник

колос

2.

Вишня

Простой зонтик

3.

Пшеница

Колос сложный

4.

Первоцвет весенний

зонтик

5.

Петрушка

Зонтик сложный

6.

Ландыш

кисть

7.

Астра

корзинка

8.

Сирень

Сложная кисть

9.

Одуванчик

корзинка

10

Черемуха

кисть


Три учащихся от каждой команды собирают пазл.








8. Рефлексия и оценивание

5 мин.

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.



Ребята! Давайте вспомним что же мы узнали сегодня на уроке, сможем ли мы теперь ответить на те вопросы которые вызвали у нас затруднение в начале урока





Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился - белый цветок, если совсем не понравился - синий. Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки ландыша тянутся к свету, так вы стремились к знаниям.

Урок окончен, спасибо всем за работу.

Учащиеся кратко проговаривают

1.Разнообразия растений

2.Типы соцветий:

- простые

Колос

Зонтик

Кисть

Щиток

Початок

Головка

Корзинка

-сложные

Метелка

Колос сложный

Зонтик сложный

3.Функции соцветий

- привлечение насекомых для опыления




Уходя из кабинета дети вставляют в клумбу цветок того цвета, который дает характеристику понравился урок или нет.


9. Домашнее задание

1 мин.

Домашнее задание (проецируется на экран):

1.Параграф 32 чтение, пересказ, ответы на вопросы.(для всех уч-ся)

2.Составить синквейн по теме «Соцветия» (для сильных)

3.Нарисовать рисунки для выставки «Соцветия» ( Выбор уч-ся)творческое


© 2010-2022