Авторская программа Основы медицинских знаний (8-9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА



РАССМОТРЕНО

Заседание НМС

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № _________

от «___»_______________

Зам. директора по НМР

Т.В. Уварова _________

РЕКОМЕНДОВАНО


ЭМС МАУ «ЦРО»

Г.Братска

Протокол №

Директор МАУ «ЦРО»

Кускова И.П._____________

УТВЕРЖДЕНО


Приказ № __________

от «___»___________2013г.

Директор

МБОУ «СОШ № 35»

М.В. Лебедева ____________



Авторская адаптационная разработка

курса «Основы медицинских знаний»

для обучающихся 8-9х классов







Автор разработки:

Правилова И.С.,

учитель биологии

МБОУ «СОШ №35»,

первой квалификационной категории








Братск, 2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Авторская (адаптационная) педагогическая разработка специального курса «Основы медицинских знаний» предназначена для учащихся 8-9х классов и рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Программа курса составлена на основе примерной учебной программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» авторов А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, П.В.Ижевский// Программы общеобразовательных учреждений. «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т.Смирнова.- М.:Просвещение, 2009 и авторской программы Н.Б. Баенбаева Основы медицинских знаний (Биология: сборник программ элективных курсов/сост. И.П. Чередниченко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203с.) Программа курса предназначена для реализации вариативной части учебного плана образовательного учреждения.

Отличительной особенностью данной программы по сравнению с базовой программой является:

-базовая программа рассчитана на 18 часов (2 из которых резервные), настоящая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

-в данную программу включены темы «Общие сведения по медицинскому обслуживанию», «Ребёнок и уход за ним. Массаж».

Предлагаемый курс не дублирует базовый курс школьной биологии, а опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении анатомии. В процессе обучения учащиеся приобретут информацию по основам медицины: общие сведения по медицинскому обслуживанию, первой медицинской помощи, источникам инфекций, по применению лекарственных средств, уходу за больными и ребенком, общие нормы санитарной гигиены.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования рассматривает образование с позиции системно-деятельностного и компетентностного подходов, поэтому и основу обучения должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, умение обучаться и многое другое, поэтому актуальностью данной программы является:

  • практическая направленность (программа ориентирована не только на получение обучающимися набора теоретических знаний, но и учит их деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций, умению взаимодействовать в реальных жизненных условиях).

  • предпрофильная ориентация обучающихся (курс предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности).

  • реализация системно-деятельностного подхода в обучении;

Поскольку основной результат обучения - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, то целью курса стало формирование у обучающихся метапредметных, личностных УУД:

Регулятивные УУД (владеть разными способами учения, самообразования, уметь составлять план, опорную схему по изученному материалу, анализировать и планировать свою деятельность, делать выводы; уметь оценивать свою деятельность).

Познавательные УУД (поиск и обработка необходимой информации, работа с разными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, дополнительной литературой, ресурсами Интернет).

Коммуникативные УУД (правильно и грамотно излагать свои мысли; проводить исследовательскую работу; владеть навыками совместной деятельности в группе, способами сотрудничества с окружающими людьми).

Личностные УУД (уважение к ценностям семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира, потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании, уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; уметь конструктивно разрешать конфликты).

Задачи курса:

  • формирование познавательных УУД через самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по овладению основными медицинскими терминами и понятиями.

  • развитие регулятивных УУД через использование учащимися различных источников информации.

  • развитие коммуникативных УУД учащихся через работу в группах, публичные выступления, использование дискуссионных форм обучения и интерес к профессиям, связанных с медициной.

Теоретический материал курса неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего, а овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную и исследовательскую работу учащихся, что обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Система занятий ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Формы методы организации деятельности обучающихся

  • практические работы

  • беседы

  • лекции

  • семинары

  • защита групповых заданий (презентации)

  • дидактические игры.

Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора рекомендуются экскурсии.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал.

Данный курс включает пять блоков-тем. В рамках первой темы «Общие сведения по медицинскому обслуживанию» идет развитие представлений о видах и значении медицинской помощи и работе медицинского персонала, что способствует профессиональной ориентации школьников.

Второй блок «Первая медицинская помощь» формирует знания об основных видах оказания первой медицинской помощи и умению использовать их в практической деятельности и повседневной жизни индивидуально-ориентированного подхода к обучению детей, включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Учебный материал третьего раздела об инфекциях, и мерах профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ - инфекции) и других заболеваний включен в соответствии с требованиями современной жизни, необходим в рамках практико-ориентированной деятельности.

Четвертая тема «Лекарственные препараты» дает знания о принципах классификации лекарственных средств, основных видах лекарственной терапии и лекарственных формах.

Пятый раздел «Ребёнок и уход за ним. Массаж» раскрывает особенности роста и развития ребенка первого года жизни, основные особенности ухода за грудным ребенком. Раздел направлен на приобретение опыта практической деятельности в реальных жизненных условиях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок1.Введение. Общие сведения по медицинскому обслуживанию. (4 часа)

Медицина - как наука. История развития медицины.

Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи.

Общие сведения о работе медицинского персонала

Лечебные и диагностические процедуры: ультразвуковое обследование, ренгенография.

Экскурсия в поликлинику

Блок 2. Первая медицинская помощь (13 часов)

Первая медицинская помощь при ранениях.

Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Десмургия.

Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

Кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения. Мероприятия при внутреннем кровотечении.

Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи.

Травматический шок и противошоковые мероприятия

Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия.

Первая медицинская помощь при отравлениях.

Первая медицинская помощь при укусах змей, насекомых.

Лечебные процедуры: ингаляции, компрессы, горчичники, обтирания, аппликации, грелки с горячей водой, льдом

Практические работы:

Первая медицинская помощь при ранениях.

Первая помощь при кровотечении.

Первая медицинская помощь при переломах.

Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

Первая медицинская помощь при ожогах.

Первая медицинская помощь при отравлениях.

Первая помощь при укусах змей, насекомых.

Лечебные процедуры: ингаляции, компрессы, горчичники, обтирания, аппликации, грелки с горячей водой, льдом.

Блок 3. Опасные инфекции. Венерические заболевания (6 часов)

Понятие об инфекционных болезнях. Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки инфекционных болезней.

Дезинфекция. Значение дезинфекции в борьбе с инфекционными болезнями.

Меры по профилактике инфекционных заболеваний.

Уход за (инфекционными, терапевтическими) больными.

Венерические заболевания. СПИД. Профилактика ЗППП.

Экскурсия в клиническую лабораторию.

Блок 4. Лекарственные препараты (5часов)

Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств.

Аптечка и правила её использования.

Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

Викторина. «Лесная аптека».

Экскурсия в аптеку.

Блок 5. Ребёнок и уход за ним. Массаж. (5часов)

Особенности физического и психического развития грудного ребенка.

Кормление, пеленание, купание ребенка.

Виды и приемы массажа. Лечебный самомассаж.

Практические работы:

Особенности ухода за новорожденным ребенком. Кормление, пеленание, купание ребенка.

Лечебный самомассаж.

Экскурсия в медицинский колледж.

Итоговое тестирование


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения курса «Основы медицинских знаний» обучающиеся должны будут знать:

  • организацию медицинской службы;

  • алгоритмы оказания первой медицинской помощи;

  • классификацию инфекционных болезней;

  • правила ухода за больными;

  • правила лечебных процедур;

  • особенности работы младшего и среднего медицинского персонала;

  • правила хранения медицинских препаратов, а также их применение;

  • уход за новорожденным ребенком;

  • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; ухода за больными и новорожденными;

- реализовывать установки здорового образа жизни;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Личностные универсальные учебные действия

будут сформированы:

  • признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

-построению жизненных планов во временной перспективе;

-при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

-выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

-основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

-адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

-адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

-основам саморегуляции эмоциональных состояний;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  • страивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Результативность образовательного процесса по данной программе позволяет в системе отслеживать педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя:

  • Учет уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.

  • Система диагностики: анкетирование, тестирование и решение ситуационных задач, отчет по практически работам, презентации.

Критерии сформированности универсальных учебных действий обучающихся


Для каждого уровня приведены показатели сформированности УУД.

Предложенные оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом предполагается, что по некоторым составляющим тех или иных универсальных учебных действий ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, предполагается, находится учащийся в данный момент времени.

Рекомендуется разъяснить учащимся критерии оценки их деятельности и давать качественную оценку продвижения учащегося. Учащийся может набрать минимальное количество баллов по одним позициям и количество баллов, превышающее требование к данному уровню, - по другим. Рекомендуется ориентироваться на общий балл по рассматриваемой компетенции и в конце учебного года - на средний балл по всем изучаемым блокам.



Границы применения критериев оценки.

Регулятивные, коммуникативные УУД:

Критический уровень - от 5 баллов до 12 баллов включительно; Достаточный уровень - от 13 баллов до 22 баллов включительно: Творческий уровень - от 23 баллов до 30 баллов включительно.

Познавательные УУД:

Критический уровень - от 4 баллов до 10 баллов;

Достаточный уровень - от 11 баллов до 18 баллов;

Творческий уровень - от 19 баллов до 24 баллов.




Критический уровень


Достаточный уровень

Творческий уровень

Регулятивные УУД

  • демонстрирует понимание цели и задач деятельности,

  • демонстрирует понимание последовательности действий,

  • без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может,

- имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности,

  • высказывается по поводу полученного результата.

  • формулирует цель и задачи деятельности с помощью учителя,

  • планирует и организует свою деятельность по готовому алгоритму,

- формулирует детальное представление об ожидаемом

результате деятельности,

  • оценивает результат и процесс деятельности.

  • формулирует цель и задачи деятельности самостоятельно,

  • планирует и организует свою деятельность самостоятельно,

  • проводит текущий контроль реализации плана деятельности,

  • предполагает последствия достижения результатов,

  • анализирует результаты и процесс деятельности.

Познавательные УУД

  • осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,

  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,

  • демонстрирует понимание полученной информации,

  • демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу.

  • осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой - нет,

  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе - каталогов),

  • интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности,

  • приводит аргументы.

  • планирует информационный поиск,

  • выбирает информационные источники,

  • владеет способами систематизации информации,

  • критически относится к полученной информации,

  • делает выводы.

Коммуникативные УУД

  • соблюдает нормы речи в простом высказывании,

  • соблюдает нормы изложения простого текста,

  • работает с вопросами на уточнение,

  • соблюдает процедуру при работе в группе.

  • соблюдает нормы речи в сложном высказывании,

  • соблюдает нормы изложения сложного текста,

  • работает с вопросами на понимание,

  • взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.

  • использует риторические и логические приемы воздействия на аудиторию,

  • определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,

  • работает с вопросами в развитии темы,

  • совместно с членами группы получает результат деятельности.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий.

Предложенные оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом предполагается, что по некоторым составляющим тех или иных универсальных учебных действий ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, предполагается, находится учащийся в данный момент времени.

Рекомендуется разъяснить учащимся критерии оценки их деятельности и давать качественную оценку продвижения учащегося. Учащийся может набрать минимальное количество баллов по одним позициям и количество баллов, превышающее требование к данному уровню, - по другим. Рекомендуется ориентироваться на общий балл по рассматриваемой компетенции и в конце учебного года - на средний балл по всем изучаемым блокам.



Границы применения критериев оценки.

Регулятивные, коммуникативные УУД:

Критический уровень - от 5 баллов до 12 баллов включительно; Достаточный уровень - от 13 баллов до 22 баллов включительно: Творческий уровень - от 23 баллов до 30 баллов включительно.

Познавательные УУД:

Критический уровень - от 4 баллов до 10 баллов;

Достаточный уровень - от 11 баллов до 18 баллов;

Творческий уровень - от 19 баллов до 24 баллов.



Диагностика уровня сформированности регулятивных УУД

Критический уровень

Достаточный уровень

Творческий уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

Целеполагание

Ученик подтвердил понимание цели и задач деятельности, сформулированных учителем.

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели, предложенной учителем.

Ученик сформулировал задачи, адекватные цели, определенной совместно с учителем.

Ученик сформулировал цель на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем.

Ученик сформулировал самостоятельно цель деятельности, предложил способы ее достижения.

Ученик сформулировал цель и обосновал ее достижимость, назвал риски.

Планирование и организация деятельности



Ученик не осознает содержание учебных действий, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом.

Ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий, но без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может.

Ученик выстроил в хронологической последовательности сформулированные совместно с учителем действия и выполняет их по готовому алгоритму.

Ученик указал время, необходимое для выполнения сформулированных совместно с учителем действий, однако самостоятельно перестроить известный ему способ может только с помощью учителя.

Ученик предложил действия (шаги) в соответствии с задачами и назвал некоторые необходимые ресурсы, нахождение нового способа осуществляется самостоятельно, но медленно и неуверенно.

Ученик обосновал самостоятельно выбранные необходимые действия, осуществил контроль за соответствием выполняемых действий их схеме, овладел новым способом «с ходу».

Ученик имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности.

Ученик описал результат, который предполагает получить.

Ученик детально описал характеристики результата.

Ученик указал, каким образом будет использоваться полученный результат.

Ученик обоснованно назвал последствия достижения результата и области использования.

Ученик сформулировал рекомендации по использованию полученного результата.

Оценка деятельности

Ученик высказал оценочное отношение к полученному результату.

Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.

По завершению работы ученик сравнил ожидаемый и полученный ре-зультаты.

Ученик сделал вывод о соответствии результата и цели деятельности.

Ученик оценил полученный результат в соответствии с заранее заданными учителем критериями.

Ученик предложил несколько критериев для оценки результата.

Ученик высказал свое впечатление от проделанной работы.

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе.

Ученик назвал сильные стороны своей работы .

Ученик назвал сильные и слабые стороны своей работы.

Ученик привел причины успехов и неудач (трудностей) в работе.

Ученик предложил способ(ы) преодоления трудностей (избежание неудач), с которыми он столкнулся при работе .

Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД




Критический уровень

Достаточный уровень

Творческий уровень


1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

Письменная

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом.

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста.

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовал вспомогательные средства.

Ученик изложил вопрос, самостоятельно предложил структуру текста в соответствии с нормами жанра.

Устная

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя.

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя.

Ученик самостоятельно подготовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент.

Ученик использовал жестикуляцию или подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем.

Ученик самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные материалы

.Ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.

Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос.

Ученик привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик повторил фрагмент выступления, раскрывая термины, причинно-следственные связи.

Ученик дал односложный ответ по существу вопроса, заданного в развитии темы.

Ученик дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в развитии темы.

Ученик высказал свое отношение к вопросу и привел новые аргументы.

Работа в группе

Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии.

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.

Ученики перед началом обсуждения договорились о правилах обсуждения и согласовали основные вопросы с помощью учителя.

Ученики самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения.

Ученики следили за соблюдением процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы.

Ученики зафиксировали полученные ответы и мнения и использовали приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик.

Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое

отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель.

Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее.

Ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы.

Ученики задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.

Ученики высказывали собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками.

Ученики сопоставляли свои идеи с идеями других членов гоуппы, развивали и уточняли идеи друг друга.

Диагностика уровня сформированности познавательных УУД

Критический уровень

Достаточный уровень

Творческий уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

Поиск информации

Ученик указал на отсутствие информации во время выполнения того действия, для которого эта информация была необходима, задавая вопросы.

Ученик указал на отсутствие конкретной информации во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности ,задавая вопросы.

Ученик выделил из обозначенных учителем вопросов для изучения те, информацией по которым не обладает.

Ученик указал, какая информация по тому или иному вопросу, поставленному учителем или самостоятельно, необходима для выполнения задания.

Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем.

Ученик самостоятельно организовал поиск информации в соответствии с планом деятельности.

Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника.

Из указанного учителем источника ученик зафиксировал информацию, исчерпывающую вопрос.

Из нескольких источников, указанных учителем, ученик зафиксировал информацию, исчерпывающую вопрос.

Ученик получил сведения о конкретных источниках информации при работе с каталогом или поисковой системой.

Ученик зафиксировал информацию, полученную из разных источников в единой системе, предложенной учителем.

Ученик охарактеризовал основные источники информации, которыми он воспользовался.

Обработка информации

Ученик изложил полученную информацию.

Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание.

Ученик назвал несовпадения в сведениях, содержащихся в источниках информации, предложенных учителем.

Ученик интерпретировал полученную информацию в контексте содержания деятельности.

Ученик указал на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения.

Ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, или обнаруженных противоречий.

Ученик воспроизвел аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информации.

Ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.

Ученик предложил или предпринял действия, основываясь на полученной информации.

Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один аргумент.

Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел несколько аргументов или данных для его подтверждения.

Ученик сделал вывод на основе анализа разных точек зрения и совокупности аргументов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят обучающимся двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:

  • технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.

  • исследовательский метод с элементами проектной деятельности - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы

  • информационная технология - позволяет совершенствовать практические умения и навыки обучающихся, индивидуализировать процесс обучения, повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность;

  • технология дифференцированного обучения, при которой дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Литература, использованная при подготовке программы

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. - С.158.

  2. Н.Б.Баенбаева - автор программы «Основы медицинских знаний». (Сборник программ элективных курсов. «Биология. 9класс / сост. И. Ч. Чередниченко. - Волгоград: Учитель, 2007г.)

  3. Бакулина И. А.«Формирование ключевых компетенций на уроках биологии»//ИД «Первое сентября»,2010г.

  4. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.: ил;

  5. И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".

  6. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".

Дополнительная литература для учителя

  1. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека 10-11 классы / авт. сост. М.В. Высотская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 175 с.

  2. Глаголев, М. И. Подготовка санитарных дружин в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах. - М.: Медицина, 1989.

  3. Гомончук, А. И. Основы медицинских знаний. Десмургия. Гемостаз. Иммобилизация.

2001.

  1. С.В. Гречашный, С.Б. Хацкель. Ежедневник молодой матери. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 448с.,ил.

  2. Медико-санитарная подготовка учащихся / под ред. П.А. Курцева. - М.: Просвещение,1991.

  3. Основы медицинских знаний учащихся / под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение,1991.

  4. Секреты массажа / под ред. А.С.Бирюкова. - М.: Молодая гвардия, 1984.

  5. Степанова Л.А. и др. Фельдшер образовательных учреждений. Серия «Медицина для Вас». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г.;

Литература, рекомендованная для обучающихся

  1. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека 10-11 классы / авт. сост. М.В. Высотская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 175 с

  2. Залесский М. Занимательная анатомия. - М.: Росмен, 1998

  3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене

человека. - М., Просвещение, 1989. - 240с.

  1. Крылов Г.В., Казакова Н.Ф. Травник: Лекарственные растения и их использование./ Новосибирск: Дет. лит., 1993. - с.431., ил.

  2. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. учеб.для сред.учеб.заведений / М.И. Гоголев, Б.А. Гайко. - М.: Просвещение,1991.

  3. Человек: Энциклопедия для детей. - М.: Аванта, 2002.

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. - М.: «Издательство АСТ», 2001. - 480 с.


Интернет-ресурсы

  1. Газета «Биология» -приложение к «1 сентября» -[электронный ресурс]

  2. bio.1september.ru( дата обращения: 20.08.2013)

  3. Научные новости биологии-[электронный ресурс] bio.nature.ru".HYPERLINK "bio.nature.ru"ru(дата обращения: 03.08.2012).

  4. Эйдос - центр дистанционного образования-[электронный ресурс] edios.ru(дата обращения: 08.08.2012).

  5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий -[электронный ресурс] km.ru/education(дата обращения: 08.08.2012).

  6. Сайт для учеников и учителей -[электронный ресурс] modernbiology.ru

  7. Атлас анатомии человека-[электронный ресурс] anatomcom.ru(дата обращения: 08.08.2012)

  8. Современная биология, научные обзоры. новости науки-[электронный ресурс] sbio.info.ru(дата обращения: 08.08.2012)

  9. Учебник по биологии -[электронный ресурс] biology.ru (дата обращения: 08.08.2012)

Календарно-тематическое планирование

Наименование тем занятий

Дата

Кол-во

часов

Результаты обучения

Диагностика

Комплексное методическое обеспечение

Предметные


УУД

Блок 1. Введение. Общие сведения по медицинскому обслуживанию ( 4 ч.)

1. Введение. Медицина - как наука.



1

Обучающиеся узнают:

-организацию медицинской службы;

-правила лечебных процедур;

-особенности работы младшего и среднего медицинского персонала;

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций.

Регулятивные УУД:

Уметь ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы,

задавать вопросы к наблюдаемым фактам,

организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, энциклопедиями, справочниками, Интернет.

Коммуникативные УУД:

Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

Личностные УУД:

-потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

Анкетирование

Портреты учёных

Анкеты

2. Значение первой медицинской помощи. Виды медицинской помощи.


1

Опорная схема.

Таблица «Виды

медицинской помощи»,

плат «Средства оказания первой медицинской помощи»

тест.

3. Экскурсия в поликлинику Общие сведения о работе медицинского персонала.

а) Медсестра хирургии

б) Медсестра детского отделения

г) Медсестра рентгеновского кабинета


1

Отчет по экскурсии.

4.Лечебные и диагностические процедуры.

1

Отчет по экскурсии


Блок 2. Первая медицинская помощь (13ч)

5. Раны, их виды.

Десмургия.


1

Обучающиеся узнают:

-алгоритм оказания первой медицинской помощи;

-правила лечебных процедур;

-применять методы биологической науки при изучении организма человека

-проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека;

-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; ухода за больными и новорожденными;

- реализовывать установки здорового образа жизни;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Регулятивные УУД:

Умение планировать свою деятельность, работать с инструкциями, выбирать необходимые приборы и оборудование;

Владеть измерительными навыками, описывать результаты, формулировать выводы.

Познавательные УУД:

Уметь самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Коммуникативные УУД:

Владеть способами совместной деятельности в группе, сотрудничать,

оказывать помощь другим;

распределять обязанности в группах.

Личностные УУД:

-признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Таблицы «Виды ран», «»Виды перевязочного материала», «Виды повязок»

6. Практическая работа. Первая помощь при ранениях.


1

Практическая работа №1

Отчет

Плакат «Виды повязок», марля. бинты, асептические средства, ткань для косынок

7.Кровотечения, их виды, характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения.


1


Таблицы «Остановка артериального кровотечения»,

«Виды кровотечений»

8.Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.


1

Практическая самостоятельная работа №2

ткань для изготовления закрутки, ремни брючные, жгуты, бинты, марля, вата, антисептики.

Видеофильм «Первая медицинская помощь при кровотечениях».

9.Переломы их основные признаки.

Иммобилизация.


1


плакат «Виды переломов», схемы, шины для показа

10. Первая медицинская помощь при переломах.


1

Практическая работа №3

плакаты, шины, бинты, поручные средства, вата, жгуты, билеты

11.Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца.


1

Конспект.

Плакаты по теме,

иллюстрации

12. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания


1

Практическая работа №4

Плакаты по теме, билеты для повторения и закрепления

13. Первая медицинская помощь при ожогах.


1

Практическая работа №5

плакаты «Виды ожогов». марля, бинты, вата , антисептики

14.Травматический шок и противошоковые мероприятия.


1

плакаты и иллюстрации по теме занятия

15.Первая медицинская помощь при отравлениях.


1

Практическая работа №6

Оборудование для практической работы

16.Первая помощь при укусах змей, насекомых.


1

Практическая работа №7

Оборудование для практической работы

17.Лечебные процедуры: ингаляции, компрессы, горчичники, обтирания, аппликации, грелки с горячей водой, льдом


1

Практическая работа №8

Оборудование для практической работы

Блок 3. Опасные инфекции. Венерические заболевания. (6 ч.)

18. Инфекционные болезни. Возбудители инфекционных болезней.


1

Обучающиеся узнают:

-алгоритмы оказания первой медицинской помощи;

-классификацию инфекционных болезней;

правила ухода за больными;

-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; ухода за больными и новорожденными;

- реализовывать установки здорового образа жизни;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Регулятивные УУД:

Уметь выступать устно или письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (презентация).

Познавательные УУД:

Уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Коммуникативные УУД:

умение публично выступать, проводить исследование, общаться со сверстниками и взрослыми людьми

Личностные УУД:

-признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Опорная схема.

таблица «Бактерии», образцы дезинфицирующих веществ, антибиотиков, сывороток

19.Дезинфекция. Значение дезинфекции в борьбе с инфекционными болезнями.


1

Конспект

плакаты и таблицы по теме

20.Уход за больными.

1

плакаты и иллюстрации по теме занятия

21-22. Профилактика инфекционных заболеваний.

2

Выпуск и защита санбюллетеня.

плакаты и иллюстрации по теме занятия

23. Венерические заболевания. СПИД.

1

Презентации.

24. Клинические анализы. Экскурсия в клиническую лабораторию.

1

Отчет по экскурсии

Блок 4. Лекарственные препараты(5 ч)

25.Применение лекарственных средств.

1

Обучающиеся узнают:

-правила хранения медицинских препаратов, а также их применение;

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Регулятивные УУД:

Умение планировать свою деятельность, сравнивать полученные результаты.

Познавательные УУД:

уметь самостоятельно подготовить сообщение, проект, презентацию с использованием различных источников информации.

Коммуникативные УУД:

Умение публично представить наработанный материал, высказать свое личное мнение по данной проблеме.

Личностные УУД:

-признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

плакаты, таблицы, набор лекарственных средств

26. Аптечка и правила её использования

1

Демонстрация

27. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

1

Сообщения

плакаты и иллюстрации по теме занятия

28. Викторина

«Лесная аптека».



1

Мини-проект

(презентация)


29. Экскурсия в аптеку.


1

Отчет по экскурсии


Блок 5. Ребенок и уход за ним. Массаж ( 5ч.)

30.Особенности физического и психического развития грудного ребенка.

1

Обучающиеся узнают:

-правила ухода за новорожденным ребенком;

-алгоритмы оказания первой медицинской помощи;

Обучающийся получит возможность научиться:

-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

- использовать на практике приемы ухода за больными и новорожденными;

- реализовывать установки здорового образа жизни;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций.

Регулятивные УУД:

умение исследовательской работы, аналитических навыков.

Коммуникативные УУД:

владеть способами совместной деятельности в группе,

Уметь обобщать результаты обсуждения в конце работы.

Личностные УУД:

-признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Таблица

фильм «Развитие организма человека»

31.Особенности ухода за новорожденным ребенком. Кормление, пеленание, купание ребенка.

1

Практическая работа №9

Оборудование для практической работы

32.Виды и приемы массажа. Лечебный самомассаж.

1

Практическая работа №10

Обучение самомассажу

Таблицы.

33. Экскурсия в медицинский колледж.

1

Мини-проект

(презентация)

34. Итоговое тестирование.


1

Зачет по билетам.

Тесты.

Ситуационные задачи




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут в холодное время года?

а) Не более получаса.

б) Не более одного часа.

в) Время не ограничено.

Ответ: (а). Кровоостанавливающий жгут накладывается в холодное время года на срок не более 0,5 часа. Наложение жгута связано с прекращением кровообращения во всех нижележащих тканях. Более длительное прекращение кровообращения приводит к необратимым гибельным изменениям в конечности ниже жгута по ходу кровеносных сосудов.

2. Что следует сделать в первую очередь для оказания помощи лежащему на земле пострадавшему без видимых наружных повреждений, но находящемуся в бессознательном состоянии?

а) Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом. Приподнять голову, дать питье.

б) Подложить под ноги валик. Дать анальгин или валидол.

в) Запрокинуть голову на затылок, открыть рот, при необходимости очистить ротовую полость от инородных масс, контролировать наличие дыхания и пульса, срочно вызвать «скорую медицинскую помощь».

Ответ: (в). Если у пострадавшего нет наружных повреждений, но он находится в бессознательном состоянии, для обеспечения проходимости дыхательных путей следует запрокинуть назад голову, так как при отсутствии сознания происходит западание языка. Необходимо также контролировать наличие дыхания и пульса, чтобы вовремя начать искусственную вентиляцию легких или непрямой массаж сердца. Нужно немедленно вызвать «скорую медицинскую помощь».

3. Что следует сделать для оказания первой медицинской помощи пострадавшему при переломе ключицы?

а) Наложить две шипы на плечо.

б) Подвесить руку на косынке.

в) Подвесить руку, согнутую под прямым углом, на косынке и прибинтовать к туловищу.

Ответ: (в). С целью предотвращения смещения отломков ключицы, которое может привести к повреждению целостности кровеносных сосудов (подключичной артерии) и нервов, следует подвесить согнутую под прямым углом в локтевом суставе руку на косынке и прибинтовать ее к туловищу.

4. Как правильно снимать одежду с пострадавшего, получившего повреждение руки или ноги?

а) Одежду следует сначала снять с поврежденной конечности.

б) Одежду следует сначала снять с неповрежденной конечности.

в) Последовательность действий не имеет значения.

Ответ: (б). Чтобы иметь возможность снять одежду с поврежденной конечности, не подвергая ее вынужденным движениям, нужно сначала аккуратно снять ее с неповрежденной конечности.

5. Что следует сделать в первую очередь при оказании помощи при обмороке?

а) Усадить пострадавшего.

б) Уложить и приподнять голову.

в) Уложить и приподнять ноги.

Ответ: (в). Обморок - это состояние кратковременной потери сознания, не более 30-40 секунд, сопровождаемое резким падением давления. Приподнятое положение ног приводит к повышению притока крови к сердцу, улучшению кровоснабжения органов и повышению давления. Дополнительная помощь: обеспечить доступ воздуха, освободить от стесняющей одежды, дать понюхать нашатырный спирт.

6. Что необходимо предпринять при искусственной вентиляции легких «изо рта в рот»?

а) Выдвинуть подбородок пострадавшего вперед при запрокинутой на затылок голове.

б) Положить пострадавшего на бок.

в) Наклонить вперед голову пострадавшего.

Ответ: (а).

7. В какой последовательности следует оказывать помощь пострадавшему, находящемуся в бессознательном состоянии, если у него прекратилось дыхание и сердечная деятельность?

а) Наружный массаж сердца, освобождение дыхательных путей, искусственная вентиляция легких.

б) Искусственная вентиляция легких, наружный массаж сердца, освобождение дыхательных путей.

в) Освобождение дыхательных путей, искусственная вентиляция легких, наружный массаж сердца.

Ответ: (в).

8. В чем заключается первая помощь пострадавшему при шоке?

а) Обрызгать лицо холодной водой, энергично растереть кожу лица, дать понюхать нашатырный спирт.

б) Уложить пострадавшего, укрыть, дать имеющиеся болеутоляющие средства, контролировать дыхание и пульс.

в) Придать пострадавшему положение лежа или полусидя, на лоб и затылок положить холодные примочки.

Ответ (б).

9. Что следует сделать для оказания первой помощи пострадавшему при переломе плечевой кости?

а) Наложить шину с наружной стороны плеча и туго прибинтовать руку к туловищу.

б) Наложить две шины с наружной и внутренней стороны плеча, подложить валик из мягкой ткани в подмышечную область, согнуть руку в локтевом суставе и зафиксировать косыночными повязками через шею и вокруг туловища.

Ответ: (б).

10. Как остановить кровотечение при ранении вены?

а) Наложить давящую повязку на место ранения.

б) Наложить жгут выше места ранения.

в) Наложить жгут ниже места ранения.

Ответ (а).

11. Как наложить тину при переломе костей голени?

а) Наложить шину с внешней стороны ноги от стопы до тазобедренного сустава.

б) Наложить две шины с наружной и внутренней сторон ноги от стопы до середины бедра с фиксацией голеностопного и коленного суставов.

Ответ: (б).

12. Как остановить кровотечение при ранении артерии?

а) Наложить давящую повязку на место ранения.

б) Наложить жгут выше места ранения.

в) Наложить жгут ниже места ранения.

Ответ: (б).

13. На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут в теплое время года?

а) Не более получаса.

б) Не более одного часа.

в) Время не ограничено.

Ответ: (б).

14. Как правильно оказать первую помощь при вывихе конечности?

а) Постараться вправить вывих и зафиксировать конечность.

б) Зафиксировать конечность в положении, которое она приняла после травмы, приложить к поврежденному суставу пузырь со льдом или холодной водой.

Ответ: (б).

15. Какие действия необходимо предпринять при носовом кровотечении у пострадавшего?

а) Уложить пострадавшего на спину, вызвать врача.

б) Придать ему положение полусидя, запрокинуть голову назад, обеспечить охлаждение переносицы.

в) Придать ему положение полусидя, голову наклонить вперед, обеспечить охлаждение переносицы. Ответ:(в).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Задание 1. Наложение первичной повязки: на голову «чепцом», на предплечье, локтевой, коленный и голеностопный суставы.

Условия выполнения нормативов. Перевязочный материал (бинты нестерильные, завернутые в бумагу, считаются условно стерильными) лежит на столе рядом со статистом, которому накладывается повязка.

Допускается наложение повязки поверх одежды. «Пострадавший» располагается в удобном для наложения повязки положении. По заданию и команде преподавателя учащиеся накладывают указанную каждому повязку. Выполнение норматива завершается закреплением конца бинта.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл . Неправильное положение бинта в руках; нарушение стерильности; наложение повязки не на ту область (сторону), не закрепление повязки.

Время выполнения норматива. Повязка «чепцом» на голову: отлично - 2 мин 30 с, хорошо - 2 мин 50 с, удовлетворительно - 3 мин 10 с. Повязка на предплечье, локтевой, коленный и голеностопный суставы: отлично - 1 мин 50 с, хорошо - 2 мин, удовлетворительно - 2 мин 10с.

Задание 2. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки) на бедро и плечо.

Условия выполнения нормативов. «Пострадавший», которому накладывают жгут (закрутку), лежит в удобном положении. Учащийся держит развернутый жгут в руках. Материал для наложения закрутки находится на столе рядом. Жгут (закрутка) накладывается на одежду. На столе рядом лежат блокнот и карандаш. По заданию и команде преподавателя учащийся накладывает жгут (закрутку) на указанную область, указывает время его наложения (часы, минуты) и записку подкладывает под последний ход жгута (закрутки), контролирует отсутствие пульса на периферическом сосуде. Этим заканчивается выполнение норматива.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 бал л .

Наложение жгута (закрутки) не на ту область (сторону); чрезмерное перетягивание конечности или наличие пульса на периферическом сосуде; не записано время наложения жгута (закрутки); наложение жгута (закрутки) на голое тело.

Время выполнения норматива. Наложение кровоостанавливающего жгута на плечо, бедро: отлично - 25 с, хорошо -30 с, удовлетворительно - 35 с. Наложение закрутки на плечо, бедро: отлично - 45 с, хорошо - 50 с, удовлетворительно - 55 с.

Задание 3. Иммобилизация плеча, предплечья, бедра, голени подручными средствами при переломах.

У с л о в и я выполнения нормативов. При иммобилизации верхней конечности «пострадавший» сидит, при иммобилизации нижней конечности - лежит. Подручные средства иммобилизации: полоски фанеры, рейки и другие длиной 30-50 см, 70-150 см, а также бинты, косынки и вата - в нужном количестве лежат на столе.

Подбирают и подгоняют подручные средства иммобилизации сами учащиеся в соответствии с заданием.

Время на их подготовку не учитывается. Иммобилизация при переломах проводится без наложения повязки и поверх одежды.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл. Плохо подогнаны подручные средства иммобилизации; неправильное положение, приданное конечности; имеется подвижность в двух близлежащих к перелому суставах (при переломах бедра неподвижными должны быть тазобедренный, коленный и голеностопный суставы); при иммобилизации плеча и предплечья рука не подвешена на косынке.

Время выполнения нормативов. Иммобилизация при переломе плеча: отлично - 4 мин, хорошо - 4 мин 30 с, удовлетворительно - 5 мин. Иммобилизация при переломе предплечья: отлично - 2 мин 40 с, хорошо - 3 мин 10 с, удовлетворительно -3 мин 40 с. Иммобилизация при переломе бедра: отлично - 4 мин 45 с, хорошо - 5 мин 30 с, удовлетворительно 6 мин. Иммобилизация при переломе голени: отлично - 4 мин. хорошо - 5 мин, удовлетворительно - 6 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

  1. В результате автомобильной аварии мужчина получил рану волосистой части головы. При осмотре: в теменной области слева рана размером 3x5 см, обильное кровотечение. Перечислите объём первой медицинской помощи. Какую повязку и как целесообразно наложить пострадавшему?

  2. Во время игры в футбол молодой человек получил рану локтевого сустава. При осмотре: по задней поверхности правого локтевого сустава рана размером 2,5 х 1,0 см, слегка кровоточащая, поверхностная. При пальпации определяется разлитая болезненность в области локтевого сустава. Перечислите объем первой медицинской помощи. Какую повязку нужно наложить пострадавшему?

  3. Во время спортивных соревнований молодой человек получил травму коленного сустава. При осмотре: припухлость, болезненность в области коленного сустава. На его передней поверхности ссадина размером 3,0 х 7,0 см. Перечислите объем первой медицинской помощи. Какую повязку нужно наложить пострадавшему?

  4. Обратился больной, у которого сбилась ранее наложенная повязка Дезо. Наложить повязку Дезо.

  5. По поводу острого гнойного заболевания молочной железы (мастит) хирургом произведена операция. Какую повязку нужно наложить больной? Перечислите этапы наложения повязки на молочную железу.

  6. Во время игры в футбол при столкновении с соперником молодой человек получил травму бедра. При осмотре: состояние удовлетворительное. На правом бедре виден обширный кровоподтек, окружность правого бедра на 2 см больше, чем левого (на том же уровне). Пальпация мягких тканей бедра болезненна, боль усиливается при движениях. Поколачивание по пятке не вызывает усиления болей в месте повреждения. Укажите вид повреждения мягких тканей. Перечислите мероприятия первой медицинской помощи в данном случае.

  7. Молодая женщина во время быстрой ходьбы случайно подвернула стопу. При осмотре в области голеностопного сустава - выраженная отечность, но наружной поверхности сустава кровоподтек, этот же участок при пальпации резко болезнен, болезненность усиливается при движении. Осторожная осевая нагрузка на пятку безболезненна. Какой вид повреждения можно предположить? Перечислите мероприятия первой медицинской помощи в данном случае.

  8. В результате падения на наружную поверхность левого плеча молодой человек почувствовал резкую боль в надплечье, усиливающуюся при незначительных движениях. При осмотре: общее состояние удовлетворительное. В области левой ключицы припухлость, деформация, резка болезненность при пальпации. Пальпаторно определяется выступание наружной части ключицы кверху. При осторожном надавливании акромиальный (наружный) конец ключицы легко смещается книзу, а как только пальцы убирают, возвращается в прежнее положение. Какое повреждение можно предположить у данного пострадавшего? Перечислите мероприятия первой медицинской помощи.

  9. Во время игры в футбол молодой человек почувствовал резкую боль в коленном суставе. При осмотре: в области коленного сустава отечность, выше надколенника - набухание тканей. Пальпация коленного сустава болезненна, особенно его медиальной поверхности. Активные движения в коленном суставе невозможны, его как бы «заклинило». Укажите предположительный вид повреждения в данном случае. Перечислите мероприятия первой медицинской помощи.

  10. Мужчина упал навзничь, ударился затылком. Отмечает кратковременную потерю сознания, была однократная рвота. Жалуется на головную боль, головокружение, тошноту. При осмотре: больной вял, на вопросы отвечает с трудом. Кожные покровы несколько бледны. Пульс 68 ударов в минуту, ритмичный. В затылочной области - подкожное кровоизлияние, резкая болезненность при пальпации. Больной с трудом наклоняет голову. Какое повреждение можно предположить у данного пострадавшего? Перечислите мероприятия первой медицинской помощи.


© 2010-2022