- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса по биологии «Экологическая культура школьников» (10 класс)
Рабочая программа элективного курса по биологии «Экологическая культура школьников» (10 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Радченко Н.В. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Песчанокопская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено» «Рекомендовано» Приказ № 86 от
на МО Протокол педсовета №2 от 29.08.2013г.
Протокол №1 от 29.08.2013г.
29.08.2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Экологическая культура школьников»
10 класс
Радченко Н.В., высшая квалификационная категория
На основе программы элективного курса «Экологическая культура школьников» для 10 класса (авторы: Е. В. Лобачёва, С.И. Сураева)
Количество часов в неделю: 1 ч.
Общее количество часов: 10 ч.
2013 - 2014 учебный
2. Пояснительная записка.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена неблагоприятной экологической обстановкой в стране, а также особенностью школы, в которой обучаются школьники состояние здоровья которых ухудшается.
Один из вариантов решения этой проблемы - включение в учебный план элективного курса «Экологическая культура школьников».
Программа соответствует методологическим принципам современного биологического познания, на основе которых у учащихся формируется системное и творческое мышление, познавательная самостоятельность, исследовательские умения и навыки.
Данный элективный курс является предметно-ориентированным, выполняет следующие функции:
-
расширяет содержание базового курса биологии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
-
позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
-
позволяет школьникам оценить экологическую обстановку.
Цели элективного курса:
-
воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы;
-
развитие творческого потенциала учащихся;
-
развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;
-
закрепление, систематизация знаний учащихся по экологии и биологии;
-
обучение учащихся основным подходам к решению экологических проблем;
-
изучение основных законов и понятий по экологии;
-
углубление и расширение знаний по предметам биология и экология для подготовки к ЕГЭ.
Задачи элективного курса:
-
научить учащихся оценивать экологическое состояние окружающей среды;
-
закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
-
способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении биологии и химии;
-
продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
-
развивать учебно-коммуникативные навыки;
-
продолжить формирование экологической культуры учащихся.
Планирование составлено на основе программы элективного курса «Экологическая культура школьников» для 10 класса (авторы: Е. В. Лобачёва, С.И. Сураева)
Кол-во часов всего - 10, в неделю - 1 час.
3. Учебно-тематический план.
№ п./п.
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
1.
2.
3.
4.
1.
Введение.
1 ч.
15.01.14
2.
Экологический мониторинг.
7 ч.
22.01 - 05.03.14
3.
Экологическая безопасность школьника.
1 ч.
12.03.14
4.
Итоговое занятие.
1 ч.
19.03.14
ИТОГО
10 ч.
4. Календарно-тематическое планирование.
№ темы
№ занятия
Тема занятия
Дата
-
Введение (1 час)
1 (1)
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
15.01.14
-
Экологический мониторинг (7 часов)
2 (1)
Школьный экологический мониторинг.
22.01.14
3 (2)
Оценка рабочего места школьника в классе.
29.01.14
4 (3)
Изучение экологического состояния пришкольной территории.
05.02.14
5 (4)
Определение антропогенного загрязнения окружающей среды.
12.02.14
6 (5)
Запылённость воздуха.
19.02.14
7 (6)
Изучение загрязнения окружающей среды бытовым мусором.
26.02.14
8 (7)
Экологическое состояние воды.
05.03.14
-
Экологическая безопасность школьника (1 час)
9 (1)
Воздействие окружающей среды на здоровье школьника.
12.03.14
-
Итоговое занятие (1 час)
10 (1)
Защита авторских проектов учащихся.
19.03.14
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
-
основные понятия экологического мониторинга;
-
экологическое право, экологическая культура, экологическое мышление.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
-
проводить анкетирование;
-
проводить мониторинговые исследования;
-
видеть взаимосвязь происходящих взаимодействий человека и природы;
-
работать самостоятельно и в группе;
-
самостоятельно составлять анкеты;
-
владеть экологической терминологией;
-
пользоваться справочной литературой по биологии, экологии, химии для мониторинговых исследований.
-
Контрольно - измерительные материалы:
Защита авторских проектов учащихся
7. Список литературы:
7.1. Рекомендуемая лит-ра -
-
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006 г.
-
Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности: Учебно-методическое пособие\ под ред. Т.В. Черниковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
-
Банников А.Г и др. Охрана природы\ под ред. А.Г.Банникова. - 2- е изд.; перераб и доп. - М.: Агропромиздат, 1985г.
-
Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005г.
-
Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах\ авт. - сост.М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина.- 2-е изд., стереотип.- Волгоград.- Учитель 2008г.
-
Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. - М.: «5за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006г.
-
Естествознание. Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа.- М.: Вентана - Графа, 2006г.
7.2. MULTIMEDIA - Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
4