• Преподавателю
  • Биология
  • Разработка урока с использованием ИКТ Класс Земноводные. Классификация, особенности внешнего строения

Разработка урока с использованием ИКТ Класс Земноводные. Классификация, особенности внешнего строения

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Класс Земноводные. Классификация, особенности внешнего строения .

Цель урока:

Изучить общую характеристику и особенности внешнего строения земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде.

Задачи:

Познавательные

  • изучить внешнее строение земноводных, как первых обитателей суши;

Развивающие:

  • способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; Формирование общеучебных умений: сравнивать, делать выводы, работа с текстом, демонстрационным и мультимедийным материалом;

Воспитывающие:

  • Развитие коммуникативных качеств: умение работать в коллективе, обоснованно излагать своё мнение, уважительно относится к мнению своих товарищей;

Методы: элементы проблемного , частично-поискового, рефлексивного обучения

Материалы и оборудование: ПК, экран, учебники, справочники, таблички, рисунки с изображением( латимерия, стегоцефал, лягушка), презентация, карточки с заданиями.

Ключевые понятия и термины: земноводные, амфибии, среда жизни.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность учеников

Вре-мя

Орг.

момент



Приветствие:

«Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнёмся друг

другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

Перед изучением новой темы хочу привести слова Винсона Брауна о том, что «…накопление знаний, подобно росту дерева…» и надеюсь, что на этом уроке к мощному стволу, уже имеющихся,

ваших биологических знаний прирастёт новая веточка знаний об удивительных животных.

Приветству-ют учителя.

2 мин

Актуализация










№1

Резонаторы самцов лягушек и их голоса (N 31677)

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных.

Но какого? Я специально не записала тему нашего сегодняшнего урока на

доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдёт

речь.

Итак, подсказка первая - эту группу животных считают переходной формой

от водных животных к типично - наземным.

Подсказка вторая - эти животные имеют огромное значение в природе и

жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц,

млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества,

которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других

организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и

домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в тёплом помещении).

Третья подсказка - они служат объектом для науки, классическими подопытными животными, им построено 2 памятника.

Да, речь действительно пойдёт сегодня о земноводных. Это необычные животные. Давайте посмотрим небольшой видеоролик и вспомним их.

Показ видеофрагмента

Запись в тетрадях темы урока

Обсуждают, выбирают точку зрения.

3 мин

Изучение новой темы

Выход на цель урока.




№2

Иллюстрация: Латимерия (N 143311)



№3

Жерлянка дальневосточная - Bombina orientalis (N 75351)

№4

Стегоцефалы (N 125071)


Трудно назвать другую группу животных, которые вызвали бы у человека такое чувство настороженного интереса и , пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

Как вы думаете, кто проложил им путь на сушу, т.е от кого они произошли?

А от какой именно группы рыб они произошли? Воспользуйтесь рисунками учебника.

(кистепёрые рыбы)

Демонстрация кистепёрой рыбы

Земноводные были первыми пионерами во всём, что касалось воздушной среды. А приспосабливаться им пришлось ко многому: условия в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.

Современные земноводные уже приспособились, поэтому превосходно себя чувствуют.

Демонстрация представителя земноводных

А как назывались первые древние земноводные которые лицом к лицу встретились со всеми трудности при смене среды? (стегоцефалы)

Демонстрация стегоцефала

Давайте попробуем определиться с препятствиями, которые встретились на их пути при выходе на сушу (две ёмкости, одна с водой)

Я буду давать вам подсказки, а вы делайте свои предположения.

-Чем дышат все живые организмы? (кислородом)

-В чём отличие кислорода в водной и воздушной среде (в воде мало, в

воздухе -много).

-Значит первым препятствием было то, что им пришлось научиться ……?

На магните крепится табличка к доске перед рисунком стегоцефала

Дыхание кислородом воздуха (табличка)

-Что такое испарение? (удаление из организма воды). Кому оно грозит в большей степени: водным или наземным обитателям.

--Значит, с чем пришлось бороться земноводным?

Проблема высыхания (табличка)

-Посмотрите, небольшой опыт и сделайте выводы? (опыт: две стеклянные ёмкости (одна пустая, другая на треть заполнена водой) .Далее берутся два мяча(можно теннисные) и по очереди бросаются в ёмкости).

Возросшее действие силы тяжести (табличка)

-Посмотрите ещё 2 опыта и попробуйте определится с остальными проблемами.

1. К задней стенке ёмкостей приставить две цветные картинки (там, где вода картина будет искажена).

2.Необходимо издать звуки в двух ёмкостях (слышимость и звучание будет различным).

-Картины в одинаковой степени видите? Какой орган при этом используется?

-Слышите одинаково? Какой орган при этом используется?

-При помощи этих органов чувств мы что делаем окружающий мир? (воспринимаем)

-Все органы чувств должны были перестроиться(приспособиться) к воздушной среде.

Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние

-Если мы повысим или понизим температуру, в какой банке быстрее произойдут изменения ?

(в воздушной)

Однако, сумев освоить сушу, земноводные всё же не порвали до конца с водой, а следовательно они имеют признаки, свидетельствующие об этом.

Какова цель нашего урока?

Цель нашего урока: показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания Слайд.

На доске появляется тема урока

8

мин

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний



















№5

Классификация земноводных (N 141248)


№6

Внешнее строение лягушки

(N 138533)

На сегодняшнем уроке мы будем работать по группам, вам будут предоставлены вопросы и источники, по которым вы сможете найти необходимые ответы на эти вопросы и время для подготовки

1 группа

1 задание: вставить пропущенные слова в текст.

Найдите в справочнике определение понятию «земноводные»(земноводные - слово русское происходит от названия сред жизни этих животных, которые занимают наземную и водную среду жизни)

Найдите в справочнике определение понятию «амфибии»(Амфибии - греческое слово. Переводятся как двоякодышащие. Лягушки-амфибии, так как дышат с помощью лёгких и кожи)

2 задание

1. Как дышат земноводные?

Как воздух попадает в лёгкие? (через ноздри)

2.Какие требования к коже земноводных? Почему?

В помощь словарь и учебник

2 группа

1 задание: вставить пропущенные слова в текст.

На основании каких признаков животных объединяют в класс Земноводные?

В течение всей жизни земноводные, как правило, претерпевают ______________, превращаясь из личинок, живущих в _________среде, во взрослые формы, занимающие _______________________места обитания.

Происходит смена ___________дыхания на лёгочное, соответственно изменяется____________система, появляютя__________, существенно видоизменяется система органов_____________.

2 задание ответить на вопросы

1. Какие изменения в строении глаз появились у земноводных в связи с полуназемным образом жизни?

2.В чем отличие между органом слуха у земноводных и рыб?

В помощь учебник

3 вариант

1 задание

Изучите классификацию класса Земноводные.

По каким признакам можно разделить животных на группы. Рассмотрите разных видов земноводных рисунки) и правильно распределите их по группам. Но перед этим внимательно ознакомьтесь с материалом.

(Самостоятельная работа с гипертекстом и иллюстрацией из ЦОР)

2 задание

Какие черты приспособленности имеются у земноводных в связи с обитанием в водной среде?

Изучить внешнее строение лягушки и обозначить части.

(Работа с интерактивным рисунком с демонстрационным и тестовым режимом работы)

Работа в группах с текстом учебника, словарями, материалами ЦОР

5

мин

Первичное закрепление и промежуточная рефлексия

Организует обсуждение внутри группы.

Обсуждают, оформляют результат работы

10

мин

Воспроизведение информации

Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами

Участвуют в обсуждении.

10

мин

Организация обобщения знаний по поставленной цели урока.



.

Напомните мне цель нашего урока

-Смотря на проблемы, с которыми столкнулись земноводные, определимся с

их решением?

Черты приспособленности земноводных к наземной среде обитания:

1. Легкие, ноздри, кожа.

2.Кожа покрыта слизью

3.Конечности для передвижения.

4.Глаза защищены веками

5.Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха.

Черты приспособленности земноводных к водной среде обитания:

1.Кожа голая, покрытая слизью

2. Наличие плавательной перепонки

3. Размножение и развитие личинок возможно только в воде.

Запись в тетрадях

3

мин

Выводы по теме

Какой общий вывод вы можете сделать из сегодняшнего урока?

Земноводные имеют приспособления как к водной, так и к наземной среде обитания.

2

мин

Домашнее задание

№7

Общая характеристика и внешнее строение земноводных (N 163964)



  1. Стр.186-188 до скелета изучить. Записи в тетрадях

  2. Сделать тест (тест из ЦОР)

  3. Творческое (на выбор)

1. Лягушки и жабы - не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.

3. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.

2

мин

Приложение к плану-конспекту урока

Класс Земноводные. Общая характеристика и строение

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

1

Резонаторы самцов лягушек и их голоса (N 31677)

Видеофрагмент

Видеофрагмент

school-collection.edu.ru/catalog/res/7b16f7db-0a01-022a-01ef-a4905c7cfe58/view/

2

Иллюстрация: Латимерия (N 143311)

Иллюстрация

Иллюстрация

school-collection.edu.ru/catalog/res/0dab8e75-ca33-4efd-909c-f92c031a14de/view/

3

Жерлянка дальневосточная - Bombina orientalis (N 75351)

Иллюстрация

Иллюстрация

school-collection.edu.ru/catalog/res/4149a0ca-e5b3-417f-b0de-

4

Стегоцефалы (N 125071)

Иллюстрация

Иллюстрация

school-collection.edu.ru/catalog/res/740d42be-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/view/

5

Классификация земноводных (N 141248)

Гипертекст/

Гипертекст с иллюстрациями

Текст с иллюстрацией

cor.edu.27.ru/catalog/res/cbf99d20-0a01-022a-0106-c58a96d45fba/view/

6

Внешнее строение лягушки

(N 138533)

Мультимедиа

Иллюстрация с текстовым режимом

school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8e0b1-0a01-022a-009b-2f35b8e28d10/view/

7

Общая характеристика и внешнее строение земноводных (N 163964)

Тест

Тест

cor.edu.27.ru/catalog/res/21b152c5-2e4a-4ec4-b0c7-bebebe012ad8/view/


© 2010-2022