- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока с использованием ИКТ Класс Земноводные. Классификация, особенности внешнего строения
Разработка урока с использованием ИКТ Класс Земноводные. Классификация, особенности внешнего строения
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Латыпова А.М. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Класс Земноводные. Классификация, особенности внешнего строения .
Цель урока:
Изучить общую характеристику и особенности внешнего строения земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде.
Задачи:
Познавательные
-
изучить внешнее строение земноводных, как первых обитателей суши;
Развивающие:
-
способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; Формирование общеучебных умений: сравнивать, делать выводы, работа с текстом, демонстрационным и мультимедийным материалом;
Воспитывающие:
-
Развитие коммуникативных качеств: умение работать в коллективе, обоснованно излагать своё мнение, уважительно относится к мнению своих товарищей;
Методы: элементы проблемного , частично-поискового, рефлексивного обучения
Материалы и оборудование: ПК, экран, учебники, справочники, таблички, рисунки с изображением( латимерия, стегоцефал, лягушка), презентация, карточки с заданиями.
Ключевые понятия и термины: земноводные, амфибии, среда жизни.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность учеников
Вре-мя
Орг.
момент
Приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнёмся друг
другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».
Перед изучением новой темы хочу привести слова Винсона Брауна о том, что «…накопление знаний, подобно росту дерева…» и надеюсь, что на этом уроке к мощному стволу, уже имеющихся,
ваших биологических знаний прирастёт новая веточка знаний об удивительных животных.
Приветству-ют учителя.
2 мин
Актуализация
№1
Резонаторы самцов лягушек и их голоса (N 31677)
Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных.
Но какого? Я специально не записала тему нашего сегодняшнего урока на
доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдёт
речь.
Итак, подсказка первая - эту группу животных считают переходной формой
от водных животных к типично - наземным.
Подсказка вторая - эти животные имеют огромное значение в природе и
жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц,
млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества,
которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других
организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и
домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в тёплом помещении).
Третья подсказка - они служат объектом для науки, классическими подопытными животными, им построено 2 памятника.
Да, речь действительно пойдёт сегодня о земноводных. Это необычные животные. Давайте посмотрим небольшой видеоролик и вспомним их.
Показ видеофрагмента
Запись в тетрадях темы урока
Обсуждают, выбирают точку зрения.
3 мин
Изучение новой темы
Выход на цель урока.
№2
Иллюстрация: Латимерия (N 143311)
№3
Жерлянка дальневосточная - Bombina orientalis (N 75351)
№4
Стегоцефалы (N 125071)
Трудно назвать другую группу животных, которые вызвали бы у человека такое чувство настороженного интереса и , пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
Как вы думаете, кто проложил им путь на сушу, т.е от кого они произошли?
А от какой именно группы рыб они произошли? Воспользуйтесь рисунками учебника.
(кистепёрые рыбы)
Демонстрация кистепёрой рыбы
Земноводные были первыми пионерами во всём, что касалось воздушной среды. А приспосабливаться им пришлось ко многому: условия в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.
Современные земноводные уже приспособились, поэтому превосходно себя чувствуют.
Демонстрация представителя земноводных
А как назывались первые древние земноводные которые лицом к лицу встретились со всеми трудности при смене среды? (стегоцефалы)
Демонстрация стегоцефала
Давайте попробуем определиться с препятствиями, которые встретились на их пути при выходе на сушу (две ёмкости, одна с водой)
Я буду давать вам подсказки, а вы делайте свои предположения.
-Чем дышат все живые организмы? (кислородом)
-В чём отличие кислорода в водной и воздушной среде (в воде мало, в
воздухе -много).
-Значит первым препятствием было то, что им пришлось научиться ……?
На магните крепится табличка к доске перед рисунком стегоцефала
Дыхание кислородом воздуха (табличка)
-Что такое испарение? (удаление из организма воды). Кому оно грозит в большей степени: водным или наземным обитателям.
--Значит, с чем пришлось бороться земноводным?
Проблема высыхания (табличка)
-Посмотрите, небольшой опыт и сделайте выводы? (опыт: две стеклянные ёмкости (одна пустая, другая на треть заполнена водой) .Далее берутся два мяча(можно теннисные) и по очереди бросаются в ёмкости).
Возросшее действие силы тяжести (табличка)
-Посмотрите ещё 2 опыта и попробуйте определится с остальными проблемами.
1. К задней стенке ёмкостей приставить две цветные картинки (там, где вода картина будет искажена).
2.Необходимо издать звуки в двух ёмкостях (слышимость и звучание будет различным).
-Картины в одинаковой степени видите? Какой орган при этом используется?
-Слышите одинаково? Какой орган при этом используется?
-При помощи этих органов чувств мы что делаем окружающий мир? (воспринимаем)
-Все органы чувств должны были перестроиться(приспособиться) к воздушной среде.
Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние
-Если мы повысим или понизим температуру, в какой банке быстрее произойдут изменения ?
(в воздушной)
Однако, сумев освоить сушу, земноводные всё же не порвали до конца с водой, а следовательно они имеют признаки, свидетельствующие об этом.
Какова цель нашего урока?
Цель нашего урока: показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания Слайд.
На доске появляется тема урока
8
мин
Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний
№5
Классификация земноводных (N 141248)
№6
Внешнее строение лягушки
(N 138533)
На сегодняшнем уроке мы будем работать по группам, вам будут предоставлены вопросы и источники, по которым вы сможете найти необходимые ответы на эти вопросы и время для подготовки
1 группа
1 задание: вставить пропущенные слова в текст.
Найдите в справочнике определение понятию «земноводные»(земноводные - слово русское происходит от названия сред жизни этих животных, которые занимают наземную и водную среду жизни)
Найдите в справочнике определение понятию «амфибии»(Амфибии - греческое слово. Переводятся как двоякодышащие. Лягушки-амфибии, так как дышат с помощью лёгких и кожи)
2 задание
1. Как дышат земноводные?
Как воздух попадает в лёгкие? (через ноздри)
2.Какие требования к коже земноводных? Почему?
В помощь словарь и учебник
2 группа
1 задание: вставить пропущенные слова в текст.
На основании каких признаков животных объединяют в класс Земноводные?
В течение всей жизни земноводные, как правило, претерпевают ______________, превращаясь из личинок, живущих в _________среде, во взрослые формы, занимающие _______________________места обитания.
Происходит смена ___________дыхания на лёгочное, соответственно изменяется____________система, появляютя__________, существенно видоизменяется система органов_____________.
2 задание ответить на вопросы
1. Какие изменения в строении глаз появились у земноводных в связи с полуназемным образом жизни?
2.В чем отличие между органом слуха у земноводных и рыб?
В помощь учебник
3 вариант
1 задание
Изучите классификацию класса Земноводные.
По каким признакам можно разделить животных на группы. Рассмотрите разных видов земноводных рисунки) и правильно распределите их по группам. Но перед этим внимательно ознакомьтесь с материалом.
(Самостоятельная работа с гипертекстом и иллюстрацией из ЦОР)
2 задание
Какие черты приспособленности имеются у земноводных в связи с обитанием в водной среде?
Изучить внешнее строение лягушки и обозначить части.
(Работа с интерактивным рисунком с демонстрационным и тестовым режимом работы)
Работа в группах с текстом учебника, словарями, материалами ЦОР
5
мин
Первичное закрепление и промежуточная рефлексия
Организует обсуждение внутри группы.
Обсуждают, оформляют результат работы
10
мин
Воспроизведение информации
Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами
Участвуют в обсуждении.
10
мин
Организация обобщения знаний по поставленной цели урока.
.
Напомните мне цель нашего урока
-Смотря на проблемы, с которыми столкнулись земноводные, определимся с
их решением?
Черты приспособленности земноводных к наземной среде обитания:
1. Легкие, ноздри, кожа.
2.Кожа покрыта слизью
3.Конечности для передвижения.
4.Глаза защищены веками
5.Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха.
Черты приспособленности земноводных к водной среде обитания:
1.Кожа голая, покрытая слизью
2. Наличие плавательной перепонки
3. Размножение и развитие личинок возможно только в воде.
Запись в тетрадях
3
мин
Выводы по теме
Какой общий вывод вы можете сделать из сегодняшнего урока?
Земноводные имеют приспособления как к водной, так и к наземной среде обитания.
2
мин
Домашнее задание
№7
Общая характеристика и внешнее строение земноводных (N 163964)
-
Стр.186-188 до скелета изучить. Записи в тетрадях
-
Сделать тест (тест из ЦОР)
-
Творческое (на выбор)
1. Лягушки и жабы - не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.
3. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.
2
мин
Приложение к плану-конспекту урока
Класс Земноводные. Общая характеристика и строение
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий
доступ к ЭОР
1
Резонаторы самцов лягушек и их голоса (N 31677)
Видеофрагмент
Видеофрагмент
school-collection.edu.ru/catalog/res/7b16f7db-0a01-022a-01ef-a4905c7cfe58/view/
2
Иллюстрация: Латимерия (N 143311)
Иллюстрация
Иллюстрация
school-collection.edu.ru/catalog/res/0dab8e75-ca33-4efd-909c-f92c031a14de/view/
3
Жерлянка дальневосточная - Bombina orientalis (N 75351)
Иллюстрация
Иллюстрация
school-collection.edu.ru/catalog/res/4149a0ca-e5b3-417f-b0de-
4
Стегоцефалы (N 125071)
Иллюстрация
Иллюстрация
school-collection.edu.ru/catalog/res/740d42be-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/view/
5
Классификация земноводных (N 141248)
Гипертекст/
Гипертекст с иллюстрациями
Текст с иллюстрацией
cor.edu.27.ru/catalog/res/cbf99d20-0a01-022a-0106-c58a96d45fba/view/
6
Внешнее строение лягушки
(N 138533)
Мультимедиа
Иллюстрация с текстовым режимом
school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8e0b1-0a01-022a-009b-2f35b8e28d10/view/
7
Общая характеристика и внешнее строение земноводных (N 163964)
Тест
Тест
cor.edu.27.ru/catalog/res/21b152c5-2e4a-4ec4-b0c7-bebebe012ad8/view/