Урок биологии в 6 классе по темеЦветок

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ (по ФГОС)

Тема «Цветок»

6 класс

Выполнила:Рудакова Нина Павловна, учитель биологии

МКОУ «Нижнемордокская СОШ»



Тема урока: «Цветок»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель:

- сформулировать цель учебной деятельности по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное;

- осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке.

Предметно-дидактическая цель: познакомить учащихся со строением цветка.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений;

- раскрыть биологическое значение главных частей цветка - пестика и тычинок;

- на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений.

Метапредметные

1. Познавательные:

- научиться ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию;

- учиться строить высказывания;

- учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Коммуникативные:

- учиться слушать и понимать речь другого человека;

- учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

3. Регулятивные:

- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные:

- формирование мировоззренческих представлений у учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;

- создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личной рефлексии, самооценкой достигнутого;

- посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашелистики, чашечка, цветоножка, околоцветник простой, околоцветник двойной, тычиночная нить, пыльник, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, растение однодомные и двудомные.

Учащиеся должен знать:

- что цветок - это видоизменённый побег;

- строение цветка и его главные части;

- функциональные особенности частей цветка;

- биологическую роль цветка как генеративного органа;

- принципы классификации цветков и их классификацию.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать схемы, рисунки, тексты;

- сопоставлять рисунки и схемы;

- сворачивать и разворачивать текст.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор, презентация, цветущие комнатные растения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

этап.

(1-2 мин.)

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у учащихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: учатся культуре общения. Личностные УУД:

учатся уважительно относится к учителю и одноклассникам

Этап. Актуализация знаний

(4-5 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

- Что называют побегом?

-Какие виды почек мы знаем?

- Какое строение имеет цветочная (генеративная) почка?

- Можно ли по внешнему виду почки узнать генеративную?

- Какие видоизменённые побеги вы знаете?

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные УУД: учатся культуре общения.

Регулятивные УУД:

- учатся выполнять задания учителя.

Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.

Этап. Создание проблемной ситуации

(2-3 мин.)

Создает для учеников проблемную ситуацию.

Читает отрывок из поэмы В. Солоухина.

… Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

Организует беседу.

- О каком органе растения идёт речь в данном отрывке?

Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему - проговаривают и осознают её

Личностные УУД:

личностное самоопределение. Коммуникативные УУД:

- учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные:

мобилизуют свои силы при решении учебной проблемы.

Этап. Целеполагание

(3-4 мин.)

Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Проводит подводящий диалог.

- Какова цель нашего урока?

- Что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Выслушивает предположения детей.

Записывает тему урока на доске и демонстрирует презентацию (слайд - тема урока «Цветок»).

Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий. Предлагают и согласовывают с учителем тему урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.

Этап. Планирование

(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

Учитель фиксирует план на доске.

1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием.

4. Мысленно сформулировать ответ.

5. Дать развернутый устный ответ:

Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения (гипотезы).

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

- учатся строить высказывания; Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

- учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД: формирование личностного и жизненного самоопределения

Этап. Открытие нового знания

(9 -10 мин.)

Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.

Рассказывает о разнообразии цветов и подводит учащихся к ответу о происхождении цветка из побега.

Предлагает учащимся ответить на вопрос: что такое цветок? Корректирует ответы учащихся.

Предлагает подробнее рассмотреть строение цветка. Демонстрирует презентацию (слайды: строение цветка; строение пестика и тычинки; строение околоцветника; виды околоцветников).

Предлагает найти подобные рисунки в учебнике, ответить на вопросы и выполнить задания в рабочих тетрадях.

- Из каких частей состоит цветок?

- Что есть околоцветник?

- Чем двойной околоцветник отличается от простого?

- Назовите главные органы цветка.

- Каково строение пестика и тычинки?

Подводит учащихся к ответу о классификации цветков и предлагает им прочитать фрагменты параграфа на страницах 60, 61, 62.

Демонстрирует презентацию (слайды: цветки правильные и неправильные; обоеполые, раздельнополые, пестичные и тычиночные цветки; однодомные и двудомные растения).

Предлагает привести примеры классификации цветов по наличию или отсутствию их главных органов (пестиков и тычинок).

Вводит понятие «формула цветка» и записывает на доске формулы различных цветков.

Организует и проводит физкультминутку(двигательная и зрительная)

Читает отрывок стиха «лети-лети, лепесток»

Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Организует и проводит физкультминутку.

Выполняют упражнения по ходу стихотворения.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные УУД:

- формирование жизненного самоопределения.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (8-9 мин.)

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Предлагает выполнить лабораторную работу «Строение цветка».

- Определим последовательность своих действий. Предлагает прочитать план работы в учебнике на странице 62.

Демонстрирует презентацию (слайды: цель работы; ход лабораторной работы).

Предлагает результаты лабораторной работы записать в тетрадь.

Проводит тест по закреплению знаний по теме»Цветок».

1. Цветок-это:

а) орган семенного размножения; б) орган воздушного питания; в) укороченный видоизмененный побег.

2. Какие из выражений верны?

а) Главные части цветка - это чашелистики и лепестки.

б) Нектарники выделяют сахаристую, ароматную жидкость, привлекающую насекомых-опылителей.

в)Тычинки и пестик- это главные части цветка.

3.Закончите фразу: пестик состоит из____________, ______________ и_____________. Плод образуется из__________. Семена образуются из______________. Тычинка состоит из____________ и ___________________, в котором созревает пыльца.

Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.

Заполняют таблицу. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию;

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД:

формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Этап.

Рефлексия

(3-4 мин.)

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Предлагает ответить на вопросы.

Достигли ли мы цели урока?

Что нового узнали?

Что было самым интересным?

Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию;

- учатся строить высказывания.

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД:

формирование личностного самоопределения.

Этап. Домашнее задание.

(2 мин).

Комментирует домашнее задание:

  1. Прочитать параграф 11 стр. 58-63.

  2. Ответить на вопросы в конце параграфа.

  3. Сделать визитную карточку цветка своего комнатного растения.

  4. Подготовить сообщение на тему «Цветы в преданиях и легендах».

  5. Составить список цветковых растений и схему расположения на своей клумбе .

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Личностные УУД:

- формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.

Литература:


  1. УМК линии В.В. Пасечника.

  2. Интернет-ресурсы


© 2010-2022