- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии в 6 классе по темеЦветок
Урок биологии в 6 классе по темеЦветок
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудакова Н.П. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ (по ФГОС)
Тема «Цветок»
6 класс
Выполнила:Рудакова Нина Павловна, учитель биологии
МКОУ «Нижнемордокская СОШ»
Тема урока: «Цветок»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель:
- сформулировать цель учебной деятельности по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;
- развивать умение находить общее, закономерности, отличное;
- осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке.
Предметно-дидактическая цель: познакомить учащихся со строением цветка.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений;
- раскрыть биологическое значение главных частей цветка - пестика и тычинок;
- на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений.
Метапредметные
1. Познавательные:
- научиться ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию;
- учиться строить высказывания;
- учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
2. Коммуникативные:
- учиться слушать и понимать речь другого человека;
- учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
3. Регулятивные:
- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Личностные:
- формирование мировоззренческих представлений у учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
- создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личной рефлексии, самооценкой достигнутого;
- посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашелистики, чашечка, цветоножка, околоцветник простой, околоцветник двойной, тычиночная нить, пыльник, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, растение однодомные и двудомные.
Учащиеся должен знать:
- что цветок - это видоизменённый побег;
- строение цветка и его главные части;
- функциональные особенности частей цветка;
- биологическую роль цветка как генеративного органа;
- принципы классификации цветков и их классификацию.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать схемы, рисунки, тексты;
- сопоставлять рисунки и схемы;
- сворачивать и разворачивать текст.
Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор, презентация, цветущие комнатные растения.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный
этап.
(1-2 мин.)
Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у учащихся.
Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.
Коммуникативные УУД: учатся культуре общения. Личностные УУД:
учатся уважительно относится к учителю и одноклассникам
Этап. Актуализация знаний
(4-5 мин.)
Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.
- Что называют побегом?
-Какие виды почек мы знаем?
- Какое строение имеет цветочная (генеративная) почка?
- Можно ли по внешнему виду почки узнать генеративную?
- Какие видоизменённые побеги вы знаете?
Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы.
Познавательные УУД:
- учатся строить высказывания;
- учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные УУД: учатся культуре общения.
Регулятивные УУД:
- учатся выполнять задания учителя.
Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.
Этап. Создание проблемной ситуации
(2-3 мин.)
Создает для учеников проблемную ситуацию.
Читает отрывок из поэмы В. Солоухина.
… Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!
Организует беседу.
- О каком органе растения идёт речь в данном отрывке?
Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему - проговаривают и осознают её
Личностные УУД:
личностное самоопределение. Коммуникативные УУД:
- учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД:
- учатся строить высказывания;
- учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Регулятивные:
мобилизуют свои силы при решении учебной проблемы.
Этап. Целеполагание
(3-4 мин.)
Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.
Проводит подводящий диалог.
- Какова цель нашего урока?
- Что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Выслушивает предположения детей.
Записывает тему урока на доске и демонстрирует презентацию (слайд - тема урока «Цветок»).
Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий. Предлагают и согласовывают с учителем тему урока. Осознают цель предстоящей деятельности.
Познавательные УУД:
- учатся строить высказывания;
- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:
- учатся слушать и понимать речь другого человека;
- учатся выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.
Этап. Планирование
(5-6 мин.)
Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.
Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.
Учитель фиксирует план на доске.
1. Осмыслить задание.
2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием.
4. Мысленно сформулировать ответ.
5. Дать развернутый устный ответ:
Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения (гипотезы).
Познавательные УУД:
- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;
- учатся строить высказывания; Коммуникативные УУД:
- учатся слушать и понимать речь другого человека;
- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;
- учатся выражать свои мысли.
Личностные УУД: формирование личностного и жизненного самоопределения
Этап. Открытие нового знания
(9 -10 мин.)
Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.
Рассказывает о разнообразии цветов и подводит учащихся к ответу о происхождении цветка из побега.
Предлагает учащимся ответить на вопрос: что такое цветок? Корректирует ответы учащихся.
Предлагает подробнее рассмотреть строение цветка. Демонстрирует презентацию (слайды: строение цветка; строение пестика и тычинки; строение околоцветника; виды околоцветников).
Предлагает найти подобные рисунки в учебнике, ответить на вопросы и выполнить задания в рабочих тетрадях.
- Из каких частей состоит цветок?
- Что есть околоцветник?
- Чем двойной околоцветник отличается от простого?
- Назовите главные органы цветка.
- Каково строение пестика и тычинки?
Подводит учащихся к ответу о классификации цветков и предлагает им прочитать фрагменты параграфа на страницах 60, 61, 62.
Демонстрирует презентацию (слайды: цветки правильные и неправильные; обоеполые, раздельнополые, пестичные и тычиночные цветки; однодомные и двудомные растения).
Предлагает привести примеры классификации цветов по наличию или отсутствию их главных органов (пестиков и тычинок).
Вводит понятие «формула цветка» и записывает на доске формулы различных цветков.
Организует и проводит физкультминутку(двигательная и зрительная)
Читает отрывок стиха «лети-лети, лепесток»
Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Организует и проводит физкультминутку.
Выполняют упражнения по ходу стихотворения.
Познавательные УУД:
- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);
- учатся строить высказывания;
- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:
- учатся слушать и понимать речь другого человека;
- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;
- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:
- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Личностные УУД:
- формирование жизненного самоопределения.
Этап.
Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (8-9 мин.)
Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.
Предлагает выполнить лабораторную работу «Строение цветка».
- Определим последовательность своих действий. Предлагает прочитать план работы в учебнике на странице 62.
Демонстрирует презентацию (слайды: цель работы; ход лабораторной работы).
Предлагает результаты лабораторной работы записать в тетрадь.
Проводит тест по закреплению знаний по теме»Цветок».
1. Цветок-это:
а) орган семенного размножения; б) орган воздушного питания; в) укороченный видоизмененный побег.
2. Какие из выражений верны?
а) Главные части цветка - это чашелистики и лепестки.
б) Нектарники выделяют сахаристую, ароматную жидкость, привлекающую насекомых-опылителей.
в)Тычинки и пестик- это главные части цветка.
3.Закончите фразу: пестик состоит из____________, ______________ и_____________. Плод образуется из__________. Семена образуются из______________. Тычинка состоит из____________ и ___________________, в котором созревает пыльца.
Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.
Заполняют таблицу. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.
Познавательные УУД:
- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию;
- учатся строить высказывания;
- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:
- учатся слушать и понимать речь другого человека;
- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные УУД:
формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Этап.
Рефлексия
(3-4 мин.)
Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Предлагает ответить на вопросы.
Достигли ли мы цели урока?
Что нового узнали?
Что было самым интересным?
Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.
Познавательные УУД:
- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию;
- учатся строить высказывания.
Коммуникативные УУД:
- учатся слушать и понимать речь другого человека;
- учатся выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные УУД:
формирование личностного самоопределения.
Этап. Домашнее задание.
(2 мин).
Комментирует домашнее задание:
-
Прочитать параграф 11 стр. 58-63.
-
Ответить на вопросы в конце параграфа.
-
Сделать визитную карточку цветка своего комнатного растения.
-
Подготовить сообщение на тему «Цветы в преданиях и легендах».
-
Составить список цветковых растений и схему расположения на своей клумбе .
Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания
Личностные УУД:
- формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД:
- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.
Литература:
-
УМК линии В.В. Пасечника.
-
Интернет-ресурсы