Содержание УМК по биологии И. Н. Пономарёвой как средства формирования УУД

Одним из УМК по биологии для 5-11 классов, созданных с целью реализации современных  требований к биологическому образованию в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, является учебно-методический комплекс под редакцией профессора И.Н. Пономарёвой. Он представляет собой единую дидактическую систему, все части которой взаимосвязаны. УМК включает учебники, рабочие тетради с печатной основой, методические пособия для учителя, дидактические карточки, сборни...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ УМК ПО БИОЛОГИИ И.Н. ПОНОМАРЁВОЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД.

В.А.СОЛОМАХИНА

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МБОУ СОШ № 14 Г. АЛЕКСАНДРОВ.

Современные социальные запросы определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Концептуальными тезисами ФГОС второго поколения являются:

- системно-деятельностный подход, который предполагает развитие обучающихся на основе усвоения ими УУД;

- определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра, которое также включает в себя систему общих (универсальных) УД, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Универсальные учебные действия (УУД) определяются как обобщённые способы действий, благоприятствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях. Универсальность УД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо от её специально-предметного содержания. В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные. Одним из УМК по биологии для 5-11 классов, созданных с целью реализации современных требований к биологическому образованию в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, является учебно-методический комплекс под редакцией профессора И.Н. Пономарёвой. Он представляет собой единую дидактическую систему, все части которой взаимосвязаны. УМК включает учебники, рабочие тетради с печатной основой, методические пособия для учителя, дидактические карточки, сборники с тестовыми заданиями, книги для чтения для учащихся и комплект мультимедийных дисков; позволяет реализовать полноценный процесс обучения, как в классе, так и при самостоятельной работе учащихся без руководства учителя. Авторскому коллективу УМК удалось совместить лучшие традиции биологического образования и современные методические приёмы построения учебников. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: даётся материал обязательный, дополнительный и познавательный, выделенный шрифтом, отличным от основного; соблюдаются принципы преемственности и интегрированности; содержание разделов наполнено новыми научными данными и фактами.

Как же УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой помогает учителю формировать и развивать УУД учащихся?

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические, а также постановку проблемы и нахождение способов её решения творческого и поискового характера. К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, структурирование знаний, а также знаково-символические действия, моделирование. Логическими УУД являются: анализ с целью выделения признаков и синтез объектов, сравнение и классификация объектов, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов (или его частей) и явлений (схематизация), доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование. Методический аппарат комплекса насыщен заданиями, актуализирующими познавательные УУД учащихся, - на сериацию, сравнение, оценивание, проведение теоретических и эмпирических исследований.

1. Программой по биологии для всех курсов запланировано выполнение большого количества лабораторных и практических работ, исследований, позволяющих развивать практические навыки учащихся.

- Из каких растительных и животных клеточных тканей сделана одежда и обувь, в которых вы пришли сегодня в школу? (с.171, 11 класс).

- Составьте перечень химических элементов, которые сегодня вместе с едой ввели в свой организм. (11 класс).

- Поясните, почему внешние воздействия (радиация, курение) более опасны для эмбриона, чем для взрослого. (с.57, 9 класс).

- Обнаружение белков, жиров и углеводов в клетках растений опытным путём (5 класс).

- Изучите многообразие птиц в вашей местности (в парке, на дачном участке, в лесу). Сделайте рисунки птиц. (с.34, 5 класс).

2. Создание моделей и проектов.

- Спроектируйте события в клетке, если в ходе митоза по каким-то причинам не осуществляется анафаза. (с. 128, 11 класс).

- Смоделируйте состояние экосистемы «Пруд» с карасями, окунями и щуками, если из него путём отлова будут полностью удалены щуки. (10 кл.)

- Постройте объёмную модель пищевой цепи на примере организмов елового леса. (с.105, 5 класс). Сделайте из цветного пластилина модель растительной и животной клетки (с.34), макет грибницы с плодовым телом шляпочного гриба, модель внутреннего строения лишайника (с.74, 5 класс).

- Изготовьте флористические миниатюры, поделки, наглядные пособия, коллекции семян, мхов и пр. (5 класс).

- Понаблюдайте за серой вороной на улице. Опишите её повадки. Понаблюдайте за стайкой воробьёв осенью. Как ведёт себя стая при опасности и обнаружении корма? (с.18, 10 класс).

- Наблюдения за дождевым червём, аквариумной рыбкой и т.д. (7 класс), насекомыми-опылителями (6 класс).

3. Схематизация.

- Рассмотрите схемы, назовите типы развития организмов… (с.59, 9 класс).

- По схемам объясните процессы….. (деления клетки, размножения амёбы, регенерации гидры, эмбрионального развития человека и т.д.)

- Составьте схему круговорота веществ в природе, в которой участвует некрупная птица - воробей, синица, ворона, ласточка. (с.105, 5 класс).

- Постройте сравнительную таблицу…. (овогенеза и сперматогенеза, биогеоценоза и агроценоза, фотосинтеза и дыхания и т.д.).

4. Выстраивание причинно-следственных связей, связей строения органа (клетки и пр.) с выполняемой функцией.

- Почему лесные растения (берёза, ель, осина) лучше приживаются, если их сажают вместе с грибницей шляпочных грибов? (с.74, 5 класс).

- Можно ли по внешнему виду растения определить состояние его процессов жизнедеятельности? (6 класс).

- Каким образом особенности питания паука-крестовика отражаются на строении его пищеварительной системы? (с.143, 7 класс).

5. После каждого параграфа включены задания на сравнение объектов или явлений, понятий, на их анализ, синтез, обобщение. Задания, сформулированные как «Поясните, в чём сходство и различие…», «Сравните…», «Охарактеризуйте основные отличия…», «Соотнесите понятия..», «Сопоставьте два утверждения..», активизируют развитие логического мышления обучающихся.

6. Особенно чётко в УМК прослеживается система заданий по формированию у учащихся биологических понятий и работа с терминами (они выделены в тексте курсивом, а также вынесены в конце параграфа или темы). Так, пятиклассникам предлагается найти лишнее понятие среди предложенных (клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт), составить слово (термин), которое содержит предложенные гласные (или согласные) буквы в указанном порядке - и, о, а, а (цитоплазма); я, о (ядро); с, т, п (степь); г, р, б, к, р, н (грибокорень). Учащимся 6-8 классов предлагается поработать с происхождением (этимологией) термина: «Почему земноводные (пресмыкающиеся, инфузории, зверозубые рептилии…) получили такое название? Приведите примеры, подтверждающие это название».

В учебниках биологии для 9-11 классов есть задания на исключение лишнего термина из логической цепочки. Например, биосистема, экосистема, структура, уровень.

- Условия, обеспечившие возникновение живого на планете: сероводород, свободный кислород, электрические разряды, углерод, аммиак, вода, кремний.

- Замените подчёркнутую часть утверждения термином. Совокупная смесь генотипов характеризует своеобразие каждой популяции. Упрощение строения организмов путём утраты отдельных органов обеспечивает виду возможность вхождения в новую среду.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценивание, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, рефлексия. В курсе «Биология. 5 класс» после каждой темы учащимся предлагается блок вопросов «Проверьте себя» и задания в «Подведём итоги».

В учебниках для учащихся 6-7 классов в «Итоговой проверке знаний по теме» предлагается «Проверить себя», ответив на вопросы или «Выбрать правильные утверждения» из предложенных тезисов по материалу темы. В курсе «Биология. Человек.8 класс» главы завершаются блоками заданий «Проверьте себя». Учащиеся отвечают на вопросы, отмечают верные утверждения или высказывания, дополняют предложения с пропусками или выбирают правильный ответ в тесте. Например, дыхательные движения осуществляют мышцы…и…... . Лобная кость относится к …, пяточная к…, а плечевая к… . На качелях хорошо тренируется …. .

Где находятся центры речи у правшей?

Витамин А излечивает от цинги. (неверно).

Рецепторами сетчатки являются палочки и колбочки (верно).

Кретинизмом страдают дети, у которых недостаток гормонов:

а) гипофиза б) поджелудочной железы в) щитовидной железы г) тимуса

В курсе «Общая биология» для 9, 10 и 11 класса каждая глава завершается перечнем вопросов и «Проблем для обсуждения». С их помощью учащиеся самостоятельно проверяют, как усвоили учебный материал.

- Допишите высказывания. Коацерватами А.И.Опарин назвал…комплексы.

- Исключите в предложениях слова, искажающие правильность утверждений: - норма реакции определяется генотипом и фенотипом;

- фенотипом называют совокупность признаков и генов организма.

«Исправьте ошибку в утверждении….», «Включите в утверждение пропущенное слово…», «Постройте правильное утверждение….». Используются закрытые тесты с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных, трёх ответов из шести, тесты на последовательность процессов. Подобные задания вырабатывают у учащихся навык работы с тестами, готовят их к итоговой аттестации по биологии в форме ОГЭ и ЕГЭ.

В учебнике 10 класса включаются задания на рефлексию. Закончите фразу: «Благодаря знанию основ биологии я могу…».

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: умение выражать свои мысли, постановка вопросов, управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Существенное значение для формирования коммуникативных УУД имеет организация совместной работы учащихся в группе. Этому способствуют задания рубрик «Обсудите с друзьями», «Выскажите своё мнение» (5 класс), шести- и семиклассники могут «Рассказать о любимом растении и его родине», «О животном - представителе отряда…». «Проблемы для обсуждения» в курсе «Биология 9 класс» предполагают групповую и парную форму работы на уроке, а задания, сформулированные как «Докажите своё мнение», способствуют развитию монологической речи учащихся. В старшей школе для формирования коммуникативных УУД целесообразно включать ролевые и групповые игры, дискуссии, использовать задания, требующие от учащихся умения организовать и осуществить сотрудничество, задания на передачу информации и отображению предметного содержания. В курсе общей биологии данного УМК используется интегрированный подход. Задания формулируются на основе прозы и поэзии русских и зарубежных писателей и поэтов: В.Гёте, А.Н.Некрасова, М.Ю.Лермонтова. Множество заданий на развитие коммуникативной компетенции учащихся: «Выскажите своё мнение. Поясните с примерами», «Что вы по этому поводу думаете? Какой точки зрения придерживаетесь?», «Выскажите ваши предположения для разрешения возникшего противоречия…», «Обсудите проблему…», «Согласны ли вы с высказыванием….(К.Г.Паустовского, Б.Коммонера, А.Сент-Экзюпери, М.Горького, А.П.Чехова, Р.Рождественского и т.д.)» Подобные задания предлагаются после параграфа или в рубрике «Дискуссионные проблемы». Особенностью учебника «Общая биология 11 класс» является включение в каждую главу семинарского занятия. На таких уроках старшеклассники обсуждают по предлагаемым вопросам и материалам для размышления «Связи живого мира и культуры», «Творчество в жизни общества», «Гармонию и целесообразность в живой природе», взгляды на экологическую культуру философов, учёных, политических лидеров.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных и межличностных отношениях. В методический аппарат учебников включены задания на нравственно-этическое оценивание ситуации, объекта, на личностное самоопределение учащихся. Поясните, как вы понимаете выражение «разумная деятельность людей в природе» (5 класс). «Что может произойти с растением, у которого нарушена покровная ткань? Вспомните, не нарушали ли вы её у растений» (6 класс). «Оцените своё поведение в природе: как вы общаетесь с растениями и животными, обитающими в вашей местности?» (с.197, 10 класс). «О каких ценностях жизни говорит поэт Ю. Линник в стихотворении «Краски Земли»? (с.37,10 класс). «Какие чувства у вас, жителей 21 века, вызывают «Песнь земле», «Песня пахаря» А.В.Кольцова, написанные в 19 веке?» (с.115,10 класс). «Как вы воспринимаете стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»? Какие ассоциации вызывает оно сегодня?» (с.74,10 класс). «Возникало ли у вас чувство «благоговения перед жизнью» (А.Швейцер) при общении с природой вашего края или какого-то другого уголка Земли?» (с.203,10 класс). «Назовите в вашей местности заповедники, заказники или памятники природы. В каких из них вам удалось побывать? Расскажите о своих впечатлениях».(10 класс).

Необходимо отметить, что программа И.Н.Пономарёвой максимально направлена на развитие экологического образования и воспитания у школьников экологической культуры. Во всех учебниках УМК особое внимание уделяется изучению биологического разнообразия живой природы родного края и бережного отношения к ней. Для организации экологического образования в рамках УМК по биологии разработаны авторские программы, которые реализованы в следующих пособиях издательства «Вентана-Граф»: А.М.Былова, Н.И.Шорина «Экология растений» 6 класс; В.Г.Бабенко «Экология животных» 7 класс; М.З.Фёдорова «Экология человека» 8 класс; И.М.Швец, Н.А.Добротина «Биосфера и человечество» 9 класс. Перечисленные программы можно использовать для организации факультативов и элективных курсов.

Существуют определённые различия формирования УУД учащихся разных ступеней обучения, которые связаны, прежде всего, с возрастными особенностями обучающихся и характером учебной деятельности. С помощью заданий, вопросов и задач разного типа, сформулированных в соответствии с конкретными целями обучения и обладающих либо отдельной функцией, либо их совокупностью, учитель управляет деятельностью учащихся по формированию универсальных учебных действий. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов - всё это требует от учителя грамотного подхода, творчества и мастерства. Особенностью УМК авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой является возможность учителя работать в любой технологии, использовать различные методы и приёмы, прилагать свой опыт, чтобы увидеть положительный результат своей педагогической деятельности.

Литература.

  1. И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова «Биология. 5 класс». - М.: Вентана-Граф, 2012.

  2. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс». - М.: Вентана-Граф, 2011.

  3. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Вентана-Граф, 2010.

  4. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология. Человек. 8класс». - М.: Вентана-Граф, 2012.

  5. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Основы общей биологии. 9 класс». - М.: Вентана-Граф, 2012.

  6. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина «Общая биология. 10 класс. Базовый уровень». - М.: Вентана-Граф, 2011.

  7. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина «Общая биология. 11 класс. Базовый уровень». - М.: Вентана-Граф, 2011.

  8. Г.И.Лернер. Роль учебно-методического комплекса в формировании универсальных учебных действий на уроках биологии.

© 2010-2022