Кейсы по анатомии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет образования и науки Курской области

Комитет образования города Курска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

№ 53» города Курска


«Современные образовательные технологии:

4 кейса по анатомии»






Афанасьева Маргарита Николаевна

заместитель директора

по учебно - воспитательной работе,

учитель химии и биологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

№ 53» города Курска

E - mail: [email protected]

Сайт: nsportal.ru/afanasieva53/

Анатомия

  1. Строение мышц ……………………………………………………….….3

  2. Витамины………………………………………………………………….8

  3. Энерготраты человека и пищевой рацион ……………….……………..14

  4. Терморегуляция организма. Закаливание…………………….…………21









1.Строение мышц. 8 класс

Кейс

Ваня Сидоров, ученик 8 класса, три года занимается легкой атлетикой. На одной из тренировок тренер Вани Иван Иванович сказал, что он должен определиться, на каких дистанциях мальчик будет специализироваться и выступать на соревнованиях. На принятие решения у Вани была неделя. За это время он перевернул гору литературы и через неделю объяснил тренеру, что принял решение бегать на средние дистанции.

Задания:

  1. Назовите ткани, из которых образованы скелетные мышцы и сухожилия?

  2. Какие различия в строении имеют разные виды мышечной ткани?

  3. Какое строение имеет мышечный пучок?

  4. Каким образом человек осуществляет движение различных органов тела?

  5. Какие группы мышц встречаются?

  6. Как вы объясните выбор Вани и согласны ли вы с его решением?

Информационный материал

§13 Строение мышц (8 класс)

Кейсы по анатомии 8 класс



Кейсы по анатомии 8 класс

Мы́шечные тка́ни (лат. textus muscularis - «ткань мышечная») - ткани, различные по строению и происхождению, но сходные по способности к выраженным сокращениям. Состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него сокращением. Они обеспечивают перемещения в пространстве организма в целом, его движение органов внутри организма (сердце, язык, кишечник и др.) и состоят из мышечных волокон. Свойством изменения формы обладают клетки многих тканей, но в мышечных тканях эта способность становится главной функцией.

Основные морфологические признаки элементов мышечных тканей: удлиненная форма, наличие продольно расположенных миофибрилл и миофиламентов - специальных органелл, обеспечивающих сократимость, расположение митохондрий рядом с сократительными элементами, наличие включений гликогена, липидов и миоглобина.

Специальные сократительные органеллы - миофиламенты или миофибриллы обеспечивают сокращение, которое возникает при взаимодействии в них двух основных фибриллярных белков - актина и миозина - при обязательном участии ионов кальция. Митохондрии обеспечивают эти процессы энергией. Запас источников энергии образуют гликоген и липиды. Миоглобин - белок, обеспечивающий связывание кислорода и создание его запаса на момент сокращения мышцы, когда сдавливаются кровеносные сосуды (поступление кислорода при этом резко падает).

Виды мышечной ткани

Гладкая мышечная ткань

Состоит из одноядерных клеток длиной 15-500 мкм. Эта мышечная ткань обладает особыми свойствами: она медленно сокращается и расслабляется, обладает автоматией, является непроизвольной (то есть её деятельность не управляется по воле человека). Входит в состав стенок внутренних органов: кровеносных и лимфатических сосудов, мочевыводящих путей, пищеварительного тракта (сокращение стенок желудка и кишечника).

Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань

Состоит из миоцитов, имеющих большую длину (до нескольких см) и диаметр 50-100 мкм; эти клетки многоядерные, содержат до 100 и более ядер. Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения, расслабления и произвольность (то есть её деятельность управляется по воле человека). Эта мышечная ткань входит в состав скелетных мышц, а также стенки глотки, верхней части пищевода, ею образован язык, глазодвигательные мышцы. Волокна длиной от 10 до 12 см.

Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань

Состоит из 1 или 2-х ядерных кардиомиоцитов, имеющих поперечную исчерченность цитоплазмы. Особым свойством этой ткани является автоматия - способность ритмично сокращаться и расслабляться под действием возбуждения, возникающего в самих клетках.

Красные и белые мышечные волокна

У человека мышцы составляют от 28-32% (женщины) до 35-45% (мужчины) массы тела.

По своим физиологическим возможностям и обуславливающим их биохимическим свойствам, мышечные волокна делят на несколько типов. Различают два основных типа мышц: красные и белые. В нашем теле пропорция красных и белых волокон не одинакова. Например, в трицепсе белых волокон 70%, в бедре 50%, а в голени всего 16%.

Красные мышечные во-локна (волокна медленного типа)

Белые мышечные волок-на (волокна быстрого типа)

Функциональ-ные способ-
ности

Способны к не очень интен-сивной, но длительной работе.

Способны к интенсивной,
но кратковременной работе.

Источник
энергии

Происходит аэробный (окислительный) распад энергетических субстратов.

Преобладает анаэробный (не требующий О2) распад гликогена или глюкозы до молочной кислоты.

а) Как видно, функциональные способности волокон связаны со способом извлечения энергии из питательных веществ - аэробным или анаэробным.

б) В свою очередь, эти общие характеристики волокон связаны с содержанием и активностью в них конкретных веществ и ферментов.

Миоглобин

а) В волокнах велико содержание миоглобина - белка, запасающего О2 .

б) Отсюда - красный цвет волокон (из-за наличия в миоглобине такого же пигмента, как в Hb, - гема).

а) Содержание миоглобина - низкое.

б) Отсюда - светлый цвет волокон.

Гликоген

В волокнах имеется гликоген,

но его запасы не очень велики.

Содержание гликогена - высокое. (Анаэробный рас-пад углеводов даёт в 18 раз меньше энергии, чем аэроб-ный; поэтому и требуются большие запасы углеводов).

АТФаза

Скорость распада АТФ (АТФазная активность) - относительно небольшая.

АТФазная активность - выше, чем в красных мышечных волокнах.

В мышечных волокнах распад АТФ происходит, в первую очередь, при взаимодействии актиновых и миозиновых миофиламентов; поэтому скорость распада АТФ показывает, с какой скоростью может совершаться работа.

ЗАМЕЧАНИЯ.
1. Тип мышечного волокна определяется типом соответствующего мотонейрона.
2. Кроме рассмотренных в таблице, выделяют ещё промежуточный тип мышечных волокон.

Соотношение медленных и быстрых волокон в организме

В процессе исследований было установлено, что соотношение медленных и быстрых мышечных волокон в организме обусловлено генетически. У среднестатистического человека примерно 40-50% медленных и 50-60% быстрых мышечных волокон. Но каждый человек индивидуален, поэтому именно в Вашем организме могут преобладать, как красные, так и белые волокна.

В разных мышцах тела пропорциональное соотношение белых и красных мышечных волокон не одинаково. Дело в том, что разные мышцы и мышечные группы выполняют в организме различные функции, поэтому они могут достаточно сильно отличаться по составу мышечных волокон. Чем более динамичная работа входит в функциональную задачу мышцы, тем больше в ней будет содержаться быстрых волокон.

У разных людей существует разный потенциал в занятиях силовыми или наоборот выносливыми видами спорта. При преобладании медленных мышечных волокон, гораздо больше подходят такие виды спорта как плавание на длинные дистанции, марафонский бег, лыжи и т.п., то есть те виды спорта, где задействована в основном аэробная система энергообразования. Чем больше в организме доля быстрых мышечных волокон, тем лучших результатов можно достигнуть в спринтерском плавании, беге на короткую дистанцию, бодибилдинге, пауэрлифтинге, тяжелой атлетике, боксе и других видах спорта, где первостепенное значение имеет взрывная энергия, которую могут обеспечить только быстрые мышечные волокна. У выдающихся спортсменов - спринтеров быстрые мышечные волокна всегда преобладают, их количество в мышцах ног доходит до 85%. Для тех, у кого волокон разных типов примерно поровну прекрасно подойдут средние дистанции в плавании и беге. Все вышесказанное не означает, что если у человека преобладают быстрые волокна, то он никогда не сможет пробежать марафонскую дистанцию. Марафон он пробежит, но чемпионом в этом виде спорта точно никогда не станет. И наоборот, результаты в бодибилдинге человека, в организме которого значительно больше красных волокон, будут хуже, чем у среднестатистического, имеющего примерно равное соотношение белых и красных волокон.

Может ли меняться пропорциональное содержание быстрых и медленных волокон в организме в результате тренировок? Здесь данные противоречивы. Одни утверждают, что это соотношение неизменно и никакие тренировки не могут изменить генетически заданной пропорции. Другие данные свидетельствуют о том, что при упорных тренировках часть волокон может поменять свой тип: так силовой тренинг в бодибилдинге может увеличить количество быстрых мышечных клеток, а при аэробных тренировках увеличивается содержание медленных клеток. Однако эти изменения довольно ограничены и переход одного типа в другой не превышает 10%.

  1. «Витамины» 8 класс

Кейс

Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе.

Задания:

  • В чем загадка?

  • Какую зависимость проследил Н.И. Лунин?

  • Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява?

  • Какие документы могут в этом помочь?

Информационный материал:

  • перечень продуктов питания жителей острова Явы,

  • перечень продуктов питания заключенных,

  • подробный анализ всех продуктов,

  • перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих.

Учебник §38 стр. 188 - 193

В 1880 году русский биолог Николай Лунин из Тартуского университета скармливал подопытным мышам по отдельности все известные элементы, из которых состоит коровье молоко: сахар, белки, жиры, углеводы, соли. Мыши погибли. В то же время мыши, которых кормили молоком, нормально развивались. В своей диссертационной (дипломной) работе Лунин сделал вывод о существовании какого-то неизвестного вещества, необходимого для жизни в небольших количествах. Вывод Лунина был принят в штыки научным сообществом. Другие учёные не смогли воспроизвести его результаты. Одна из причин была в том, что Лунин использовал тростниковый сахар, в то время как другие исследователи использовали молочный сахар, плохо очищенный и содержащий некоторое количество витамина.

В последующие годы накапливались данные, свидетельствующие о существовании витаминов. Так, в 1889 году голландский врач Христиан Эйкман обнаружил, что куры при питании варёным белым рисом заболевают бери-бери, а при добавлении в пищу рисовых отрубей - излечиваются. Роль неочищенного риса в предотвращении бери-бери у людей открыта в 1905 году Уильямом Флетчером. В 1906 году Фредерик Хопкинс предположил, что помимо белков, жиров, углеводов и т. д., пища содержит ещё какие-то вещества, необходимые для человеческого организма, которые он назвал «accessory food factors». Последний шаг был сделан в 1911 году польским учёным Казимиром Функом, работавшим в Лондоне. Он выделил кристаллический препарат, небольшое количество которого излечивало бери-бери. Препарат был назван «Витамайн» (Vitamine), от латинского vita - «жизнь» и английского amine - «амин», азотсодержащее соединение. Функ высказал предположение, что и другие болезни - цинга, пеллагра, рахит - тоже могут вызываться недостатком определенных веществ.

Витами́ны (от лат. vita - «жизнь») - группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная по химической природе группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи. Витамины содержатся в пище (или в окружающей среде) в очень малых количествах, и поэтому относятся к микронутриентам.

Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, выполняя каталитическую функцию в составе активных центров большого количества разнообразных ферментов, либо выступая информационными регуляторными посредниками, выполняя сигнальные функции экзогенных прогормонов и гормонов.

Витамины не являются для организма поставщиком энергии, однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ.

Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организме наступают характерные и опасные патологические изменения.

Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок. Исключения составляют витамин К, достаточное количество которого в норме синтезируется в толстом кишечнике человека за счёт деятельности бактерий, и витамин В3, синтезируемый бактериями кишечника из аминокислоты триптофана.

Основные группы витаминов

Название витаминов

Значение витаминов

Продукты наиболее богаты витамином

Водорастворимые витамины

Витамин C

(аскорбиновая кислота)

Активизирует иммунную систему. Влияет на функцию кроветворения.
Способствует лучшему усвоению железа организмом.

Содержится в зеленых овощах, курином мясе, гранате, бананах, землянике, тыкве

Витамин B1
(тиамин)

Участвует в регуляции углеводного, белкового, жирового, водного и минерального обменов

Содержится в пив-ных и пекарских дрожжах, ржаном и пшеничном хле-бе, рисе, бобах, гречневой и ячменевой крупе, орехах

Витамин B6
(пиридоксин)

Влияет на все виды обменных процессов. Способствует нормальному функционированию центральной нервной системы; регулирует обменные процессы в роговой оболочке и хрусталике глаза.

Имеется в продуктах: печень, рыба, куриные яйца, хлеб, куриное мясо.


Витамин B12
(цианокобаламин)

Регулирует процессы кроветворения. Влияет на белковый обмен, стимулирует процессы роста и развития растущего организма.

Основные источ-ники: говяжья печень, скумбрия, говядина, камбала, продукты животного происхождения.

Витамин РР
(никотиновая кислота)


Нормализует водно-солевой обмен, стимулирует работу сердечно - сосудистой системы и процессы кроветворения

Говядина, рыба, крупы, абрикосы, сливы, морковь, пшеничный хлеб, укроп, петрушка

Витамин Р

Влияет: на кровяное давление, нормализует функцию щито-видной железы, органов пищева-рения, желчевыделительную
функцию печени.

Лимон, черная смородина, апельсин, чай, томат

Жирорастворимые витамины

Витамин А

Участвует во всех обменных процессах, регулирует процессы роста, функционирование органа зрения

Морковь, красный сладкий перец, зелень, плодах шиповника

Витамин Д

Нормализует белковый обмен, повышает устойчивость к организмам.

Продукты животного происхождения

Витамин Е

Участвует в обмене белков, жиров, углеводов.

Содержится в продуктах питания в больших количествах

Витамин F

Участвует во всех обменных процессах, регулирует процессы роста, функционирование органа зрения

Маслах: ореховое, соевое, льняное, подсолнечное, оливковое, животные жиры, сливочное масло

Витамин К

Необходим для нормального функционирования печени

Шпинат, капуста, морковь, тыква, картофель.

С нарушением поступления витаминов в организм связаны 3 принципиальных патологических состояния:

  • недостаток витамина - гиповитаминоз,

  • отсутствие витамина - авитаминоз

  • избыток витамина - гипервитаминоз.

Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости, витамины делят:

  • жирорастворимые - A, D, E, K

  • водорастворимые - все остальные (B, C и др.).

Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, причём их депо являются жировая ткань и печень. Водорастворимые витамины в существенных количествах не депонируются (не накапливаются) и при избытке выводятся с водой. Это объясняет то, что гиповитаминозы довольно часто встречаются относительно водорастворимых витаминов, а гипервитаминозы чаще наблюдаются относительно жирорастворимых витаминов.Кейсы по анатомии 8 класс

Кейсы по анатомии 8 классКейсы по анатомии 8 классКейсы по анатомии 8 класс

Кейсы по анатомии 8 классКейсы по анатомии 8 классКейсы по анатомии 8 классКейсы по анатомии 8 класс

Кейсы по анатомии 8 классКейсы по анатомии 8 классКейсы по анатомии 8 классКейсы по анатомии 8 класс

Кейсы по анатомии 8 классКейсы по анатомии 8 класс

Кейсы по анатомии 8 класс


Тиами́н (витамин B1); - водорастворимый витамин, играет важную роль в процессах метаболизма углеводов и жиров. Вещество необходимо для нормального протекания процессов роста и развития и помогает поддерживать надлежащую работу сердца, нервной и пищеварительной систем. Тиамин, являясь водорастворимым соединением, не запасается в организме и не обладает токсическими свойствами.

Системный дефицит тиамина является причинным фактором развития ряда тяжёлых расстройств, ведущее место в которых занимают поражения нервной системы. Комплекс последствий недостаточности тиамина известен под названием болезни бери-бери.

Как правило, развитие дефицита тиамина бывает связано с нарушениями в питании. Это может быть как следствием недостаточного поступления тиамина с пищей, так и происходить в результате избыточного употребления продуктов, содержащих значительные количества антитиаминовых факторов. Так, свежие рыба и морепродукты содержат значительные количества тиаминазы, разрушающей витамин; чай и кофе ингибируют всасывание тиамина.Кейсы по анатомии 8 класс

При бери-бери наблюдаются слабость, потеря веса, атрофия мышц, невриты, нарушения интеллекта, расстройства со стороны пищеварительной и сердечно-сосудистой системы, развитие парезов и параличей.

Бе́ри-бе́ри (авитаминоз B1) - болезнь, возникающая вследствие недостатка тиамина (витамина В1) в организме человека. Это состояние возникает у людей, питающихся преимущественно белым рисом (рисом, лишённым оболочки) и некоторыми видами других зерновых культур. В современном обществе заболевание встречается редко, в связи с тем, что с пищей поступает достаточное количество витаминов.

В качестве профилактики лучше всего принимать витаминные комплексы или употреблять пищу, содержащую витамин B1.

Перечень продуктов питания

заключённых

населения

Хлебные изделия из муки грубого помола (с отрубями)

Шлифованнный рис


Нешлифованный рис


Мука высшего сорта (макаронные изделия, хлебобулочные изделия)

Крупы (овёс, пшено)

Морепродукты

Бобовые продукты

(соя, чечевица, горох)

Курица, говядина

Овощи, фрукты

Картофель

Молочные продукты

Свинина

Плоды хлебного дерева

Овощи

(капуста, свекла, морковь)

Кукуруза


Молочные продукты

Чай, кофе






  1. Энерготраты человека и пищевой рацион. 8 класс

Кейс

Пищевой рацион литературных героев. Н. В. Гоголь «Мертвые души».

«Обед у Собакевича: щи, «огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками», свиные котлеты, разварная рыба, бараний бок с кашей, «ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке», варенье, редька вареная в меду.

«Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует» (Собакевич).

Задания:

  1. Проанализировать пищевой рацион литературных героев;

  2. Сделать выводы о правильности питания и калорийности пищи;

  3. Предположить, как выглядит данный литературный герой;

  4. Составить примерное меню суточного пищевого рациона для литературного героя.

Информационный материал

§ 38 учебник 8 класс

Основной обмен - минимальное количество энергии, необходимое для обеспечения нормальной жизнедеятельности в условиях относительного физического и психического покоя. Эта энергия расходуется на процессы клеточного метаболизма, кровообращение, дыхание, выделение, поддержание температуры тела, функционирование жизненно важных нервных центров мозга, постоянную секрецию эндокринных желёз.

Печень потребляет 27% энергии основного обмена, мозг - 19%, мышцы - 18%, почки - 10%, сердце - 7%, остальные органы и ткани - 19%.

Основной обмен определяют в строго контролируемых, искусственно создаваемых условиях:

  • утром, натощак (через 12-14 часов после последнего приема пищи);

  • в положении лежа на спине, при полном расслаблении мышц, в состоянии спокойного бодрствования в условиях температурного комфорта (18-20 °С);

  • за 3 суток до исследования из организма исключают белковую пищу;

Основной обмен выражается количеством энергозатрат из расчета 1 ккал на 1 кг массы тела в час [1 ккал/(кг×ч)]

Факторы, влияющие на величину основного обмена: возраст, рост, масса тела, пол человека.

Самый интенсивный основной обмен отмечается у детей (у новорожденных - 53 ккал/кг в сутки, у детей первого года жизни - 42 ккал/кг в сутки). Средние величины основного обмена у взрослых здоровых мужчин составляют 1300-1600 ккал/сут, у женщин эти величины на 10% ниже. Это связано с тем, что у женщин меньше масса и поверхность тела.
С возрастом величина основного обмена неуклонно снижается.

Общий обмен веществ происходит в обычных условиях жизни. Он зависит главным образом от деятельности скелетных мышц, а также увеличения деятельности внутренних органов при сокращениях скелетных мышц. Чем интенсивнее мышечная деятельность, тем больше моторных калорий и тем выше общий обмен веществ. Так, если суточный основной обмен у человека весом 70 кг составляет в среднем 1680 ккал (7056 кдж), то при небольшом физическом труде он равняется 2200-2800 ккал (9240-11760 кдж), механизированном труде - 2800-3600 ккал (11760-15120 кдж), тяжелом физическом труде - 3600- 4500 ккал (15120-18900 кдж), а при очень тяжелом физическом труде 4500-7200 ккал (18900-31240 кдж).

При умственном труде общий обмен веществ увеличивается незначительно - на 2-3%, а если умственный труд сопровождается мышечной деятельностью - на 10-20%.

У человека общий обмен складывается из основного обмена и рабочей прибавки, где Р - основной обмен, а К - рабочая прибавка.

Формула расчета общего обмена человека П = Р + К

При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

  • калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;

  • необходимо учитывать оптимальное для лиц данного вида труда (а для детей - возраста) количество белков, жиров и углеводов;

  • наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый, утренний, завтрак должен составлять 10-15%, второй завтрак - 15-35%, обед - 40-50% и ужин - 15-20% от общей калорийности);

  • продукты богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;

  • в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.

При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.

Калорийность продуктов питания (таблица)

Потребность человека в энергии измеряется в килокалориях (ккал). Одна килокалория - это такое количество энергии, которое необходимо для нагревания 1 л воды на 10С.

Продукт

Вода

Белки

Жиры

Угле-воды

ккал

Молоко и молочные продукты

Йогурт нат. 1.5% жирности

88

5

1,5

3,5

51

Кефир нежирный

91,4

3

0,1

3,8

30

Молоко

88,5

2,8

3,2

4,7

58

Молоко сгущеное

74,1

7

7,9

9,5

135

Простокваша

88,4

2,8

3,2

4,1

58

Сливки 10%

82,2

3

10

4

118

Сметана 10%

82,7

3

10

2,9

116

Сырки и масса творожные

41

7,1

23

27,5

340

Сыр российский

40

23,4

30

0

371

Сыр плавленый

55

24

13,5

0

226

Творог полужирный

71

16,7

9

1,3

156

Жиры, маргарин, масло

Шпик свиной (без шкурки)

5,7

1,4

92,8

0

816

Маргарин молочный

15,9

0,3

82,3

1

746

Майонез

25

3,1

67

2,6

627

Масло растительное

0,1

0

99,9

0

899

Масло сливочное

15,8

0,6

82,5

0,9

748

Хлеб и хлебобулочные изделия, мука

Хлеб ржаной

42,4

4,7

0,7

49,8

214

Хлеб пшен. из муки I сорта

34,3

7,7

2,4

53,4

254

Сдобная выпечка

26,1

7,6

4,5

60

297

Сушки

12

11

1,3

73

330

Сухари пшеничные

12

11,2

1,4

72,4

331

Мука пшеничная I сорта

14

10,6

1,3

73,2

329

Крупы

Гречневая ядрица

14

12,6

2,6

68

329

Манная

14

11,3

0,7

73,3

326

Рисовая

14

7

0,6

73,7

323

Геркулес

12

13,1

6,2

65,7

355

Овощи

Баклажаны

91

0,6

0,1

5,5

24

Горошек зеленый

80

5,0

0,2

13,3

72

Кабачки

93

0,6

0,3

5,7

27

Капуста белокочанная

90

1,8

-

5,4

28

Картофель

76

2

0,1

19,7

83

Лук зеленый (перо)

92,5

1,3

-

4,3

22

Лук репчатый

86

1,7

-

9,5

43

Морковь красная

88,5

1,3

0,1

7

33

Огурцы грунтовые

95

0,8

-

3

15

Перец красный сладкий

91

1,3

-

5,7

27

Редис

93

1,2

-

4,1

20

Свекла

86,5

1,7

-

10,8

48

Томаты (грунтовые)

93,5

0,6

-

4,2

19

Фрукты и ягоды

Абрикосы

86

0,9

-

10,5

46

Ананас

86

0,4

-

11,8

48

Бананы

74

1,5

-

22,4

91

Вишня

85,5

0,8

-

11,3

49

Груша

87,5

0,4

-

10,7

42

Персики

86,5

0,9

-

10,4

44

Слива садовая

87

0,8

-

9,9

43

Хурма

81,5

0,5

-

15,9

62

Черешня

85

1,1

-

12,3

52

Яблоки

86,5

0,4

-

11,3

46

Апельсин, мандарин

87,5

0,9

-

8,4

38

Лимон

87,7

0,9

-

3,6

31

Виноград

80,2

0,4

-

17,5

69

Малина

87

0,8

-

9

41

Смородина черная

85

1,0

-

8,0

40

Сухофрукты

Курага

20,2

5,2

-

65,9

272

Изюм с косточкой

19

1,8

-

70,9

276

Чернослив

25

2,3

-

65,6

264

Грибы

Белые свежие

89,9

3,2

0,7

1,6

25

Мясо, субпродукты, птица

Баранина

67,6

16,3

15,3

0

203

Говядина

67,7

18,9

12,4

0

187

Кролик

65,3

20,7

12,9

0

199

Свинина нежирная

54,8

16,4

27,8

0

316

Телятина

78

19,7

1,2

0

90

Печень свиная

71,4

18,8

3,6

0

108

Гуси

49,7

16,1

33,3

0

364

Индейка

64,5

21,6

12

0,8

197

Куры

68,9

20,8

8,8

0,6

165

Утки

51,5

16,5

61,2

0

346

Колбаса и колбасные изделия

Вареная колбаса Докторская

60,8

13,7

22,8

0

260

Вареная колбаса Любительская

57

12,2

28

0

301

Сардельки Свиные

53,7

10,1

31,6

1,9

332

Сосиски Молочные

60

12,3

25,3

0

277

Варено-копченая Сервелат

39,6

28,2

27,5

0

360

Полукопченая Краковская

34,6

16,2

44,6

0

466

Сырокопченая Любительская

25,2

20,9

47,8

0

514

Мясные консервы и копчености

Говядина тушеная

63

16,8

18,3

0

232

Свинина тушеная

51,1

14,9

32,2

0

349

Грудинка сырокопченая

21

7,6

66,8

0

632

Корейка сырокопченая

37,3

10,5

47,2

0

467

Ветчина

53,5

22,6

20,9

0

279

Яйца

Яйцо куриное

74

12,7

11,5

0,7

157

Рыба и морепродукты

Горбуша

70,5

21

7

0

147

Камбала

79,5

16,1

2,6

0

88

Карп

79.1

16

3.6

0

96

Семга

62.9

20.8

15.1

0

219

Минтай

80.1

15.9

0.7

0

70

Окунь морской

75.4

17.6

5.2

0

117

Палтус

76.9

18.9

3

0

103

Путассу

81.3

16.1

0.9

0

72

Сельдь

62.7

17.7

19.5

0

242

Скумбрия

71.8

18

9

0

153

Хек

79.9

16.6

2.2

0

86

Креветка дальневосточная

64,8

28,7

1,2

0

134

Печень трески

26,4

4,2

65,7

0

613

Кальмар

80,3

18

0,3

0

75

Краб

81,5

16

0,5

0

69

Креветка

77,5

18

0,8

0

83

Морская капуста

88

0,9

0,2

3

5

Икра

Кеты зернистая

46,9

31,6

13,8

0

251

Осетровая зернистая

58

28,9

9,7

0

203

Орехи

Миндаль

4

18,6

57,7

13,6

645

Грецкий орех

5

13,8

61,3

10,2

648

Арахис

10

26,3

45,2

9,7

548

Семя подсолнечника

8

20,7

52,9

5

578

Сладости

Мед

17,2

0,8

0

80,3

308

Драже фруктовое

7

3,7

10,2

73,1

384

Зефир

20

0,8

0

78,3

299

Ирис

6,5

3,3

7,5

81,8

387

Мармелад

21

0

0,1

77,7

296

Карамель

4,4

0

0,1

77,7

296

Конфеты, глаз-ые шоколадом

7,9

2,9

10,7

76,6

396

Пастила

18

0,5

0

80,4

305

Сахар

0,2

0,3

0

99,5

374

Халва подсолнечная

2,9

11,6

29,7

54

516

Шоколад молочный

0,9

6,9

35,7

52,4

547

Вафли с жировыми начинками

1

3,4

30,2

64,7

530

Пирожное слоеное с кремом

9

5,4

38,6

46,4

544

Пирожное бисквитное

21

4,7

9,3

84,4

344

Пряники

14,5

4,8

2,8

77,7

336

Торт бисквитный

25

4,7

20

49,8

386

Торт миндальный

9,3

6,6

35,8

46,8

524

4.«Терморегуляция организма. Закаливание» 8 класс

Кейс

Лев Толстой с ранней весны и до первого снега ходил босиком; академик И. П. Павлов в 80 лет купался в Неве до поздней осени и носил зимой легкую одежду; Илья Репин, будучи стариком, спал зимой на открытой веранде; с ледяной водой и зимней стужей дружили А. В. Суворов и Н. Г. Чернышевский; в проруби купался И. А. Крылов, а А. С. Пушкин принимал ванны со льдом.

Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?

Задания:

  1. Что такое терморегуляция и для чего необходимы рецепторы холода и тепла?

  2. Что мы называем закаливанием, и какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим?

  3. Чем полезно закаливание?

  4. Какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим?

Информационный материал:

§41 стр. 209- 213 8 класс

Терморегуля́ция (греч. thermē тепло + лат. regulare упорядочивать) совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела. У человека в норме температура тела поддерживается на уровне порядка 37°. Физиологический предел колебаний не превышает 1,5°. Изменение температуры крови и внутренних органов на 2-2,5° от нормальных значений приводит к нарушению жизнедеятельности организма. При этом организм человека гораздо более устойчив к охлаждению, чем к перегреванию. Температура тела 43-44° человека несовместима с жизнью. Особенно чувствителен к высокой температуре головной мозг.

Отдача постоянно образующегося в организме тепла регулируется изменением теплопроводности кожи, подкожного жирового слоя, эпидермиса и волосяного покрова (мех). Теплоотдача в значительной мере регулируется динамикой кровообращения в теплопроводящих и теплоизолирующих тканях. С повышением температуры окружающей среды в теплоотдаче начинает доминировать испарение. У человека испарение пота с кожи и влаги с дыхательных путей в условиях высокой температуры среды становится единственным средством терморегуляции.

Химическая терморегуляция реализуется через обмен веществ и через теплопродукцию таких тканей, как мышцы, печень, бурый жир. Включение химической терморегуляции происходит, когда физическая терморегуляция оказывается недостаточной для поддержания постоянства температуры тела.

Знание закономерностей Т. приобретает особое значение в связи с освоением человеком зон с суровым климатом (полярных и приполярных областей, засушливых районов и пустынь, проникновением в космическое пространство и т.д..

Кейсы по анатомии 8 класс«Золотой мальчик» - неизвестный по имени мальчик, гибель которого стала хрестоматийным примером роли кожи в терморегуляции организма.

В 1496 году в замке миланского герцога Лодовико Моро состоялось предновогоднее праздничное шествие под руководством художника и учёного Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был голый сын бедного пекаря, полностью покрытый золотой краской, с крыльями и лавровой ветвью в руке - олицетворение ожидавшегося Золотого века. В разгар представления мальчик должен был вылезти из фигуры лежащего рыцаря, символизировавшего уходящий Железный век.

Праздник был прерван из-за внезапного заболевания жены герцога. Замок опустел. Мальчик целую ночь провёл на каменном полу и заболел. Утром его обнаружил Леонардо да Винчи и отнёс к себе домой, пытаясь вылечить. Однако на четвёртый день ребёнок умер.

Долгое время причина его смерти оставалась загадкой. Предполагалась гибель от недостатка воздуха или самоотравления организма вследствие прекращения выделения пота.

Разрешил вопрос эксперимент, проведённый в Германии в XIX веке. Двоих подопытных взрослых мужчин покрыли лаком: одного на сутки, другого на 8 суток. У обоих не было замечено никаких вредных последствий для здоровья. Однако подопытным было трудно переносить холод. Это объяснили следующим образом: раздражение кожи лаком вызвало резкое расширение её кровеносных сосудов, как следствие возросла теплоотдача, соответственно температура тела снизилась. Таким образом, к смерти «золотого мальчика» привело переохлаждение, вызвавшее снижение защитных функций организма, следовательно, открывшее дорогу опасному заболеванию.

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

В толковом словаре Владимира Даля, закаливать (применительно к человеку) - приучать ко всем лишениям, нуждам, непогоде; воспитывать в суровости. Также, закаливать (технологический прием) - придать жесткость и твердость внезапною остудою; погружать раскаленную сталь в воду.

Греческий врач Гиппократ (Асклепий) в 460 году до н. э. писал: «Что касается состояний погоды на каждый день, то холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным, сообщают ему хороший цвет, изощряют слух, но также делают твердым желудок, раздражают глаза, а также производят боли в груди, и, если такие раньше существовали, усиливают их…»

Плутарх так описывает воспитание спартанцев, известных своей выносливостью и мужеством: "С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им незнакомы - за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота. Зимой к тростнику подбрасывали и примешивали так называемый ликофон: считалось, что это растение обладает какою-то согревающей силой."

Традиционно закаливающими факторами являются природные: солнце, воздух и вода. К распространенным методикам закаливания относят: воздушные ванны; прогулки, труд или занятия физкультурой на свежем воздухе; плавание, обливание; солнечные ванны; обтирание снегом; хождение босиком; моржевание; закаливание в бане, физиологическая адаптация низким атмосферным давлением (в высокогорье). Существуют также авторские методики закаливания, методика Никитиных закаливания детей, «антисауна» (кратковременное охлаждение всего тела холодным воздухом с температурой -180 °C в закрытой азотной криокамере) доктора Ямаучи из Японии…

Наиболее сильная закаливающая процедура - моржевание (плавание в ледяной воде) - имеет ряд противопоказаний, особенно противопоказано: детям, подросткам и людям, постоянно страдающим заболеваниями верхних дыхательных путей. Моржеванию должна предшествовать подготовка организма, заключающаяся в регулярных обливаниях с постепенным снижением температуры воды.

Одним из самых распространённых видов закаливания является хождение босиком.

При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем.

Начинать закаливание (любое из предложенных видов) нужно только после посещения и проверки врача, так как закаливание - это тренировка, а не лечение, и людям с заболеванием и со слабым иммунитетом подобные процедуры могут быть противопоказаны.

Закаливание следует рассматривать как попытку приблизить образ жизни человека к естественному, не дать угаснуть врождённым адаптационным способностям организма.

Основные закаливающие процедуры три:

закаливание солнцем;

закаливание воздухом;

закаливание водой.

Кейсы по анатомии 8 классКейсы по анатомии 8 классКейсы по анатомии 8 класс

Порфи́рий Корне́евич Ивано́в (также известен как «Па́ршек» и «Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли»; 20 февраля 1898 - 10 апреля 1983- создатель оздоровительной системы, распространённой преимущественно на территории бывшего СССР.Кейсы по анатомии 8 класс

С 35 лет Иванов, следуя своей идее здоровья и бессмертия, постепенно отказывался от одежды и обуви, пока не стал круглый год ходить босой, одетым только в шорты. В зимнее время демонстрировал незаурядные возможности своего организма переносить любую стужу и мороз. В повседневной жизни практиковал обливания холодной водой, подолгу обходился без пищи и воды, успешно занимался целительством по своей системе, распространял своё учение. «Эксперимент» Иванова продолжался на протяжении 50 лет.





24


© 2010-2022