- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для 9 класса
Рабочая программа по биологии для 9 класса
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бухарова Ю.А. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»
«Рассмотрено»
Протокол №4 от 24 марта 2015 г.
заседания ШМО учителей
естественных наук
«Согласовано»
протокол № 6 от 28 мая 2015 г.
заседания НМС
«Утверждено»
приказ №351 от 31 августа 2015 г
Руководитель ШМО
Председатель НМС
Директор школы
Сычева Т.В,
Сычева Т.В.
Меха А.В.
Рабочая программа по биологии
Учитель: Бухарова Ю.А.
Уровень: основное общее образование
Класс: 9
Срок реализации: 2015-2016 учебный год
Разработана на основе: Государственного образовательного стандарта, 2004 год.
Учебник: С.Г. Мамонтова «Биология. Общие закономерности», издательство «Дрофа», 2007 год
Салехард
2015
Пояснительная записка
Программа по курсу биологии для 9-го класса составлена на основе федерального компонента примерной программы ГОС-2004 основного общего образования по биологии.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии 9-го класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. В результате учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии полностью соответствует Примерной программе, в которой выделены следующие разделы: Признаки живых организмов; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.
В качестве УМК используется учебник С.Г. Мамонтова «Биология. Общие закономерности», издательство «Дрофа», 2007 год, который рекомендуется Министерством Образования Российской Федерации (приказ МО РФ) и соответствует основным разделам примерной программы ГОС-2004 кроме раздела «Эволюция живого мира на Земле», который не включён в примерную программу.
Цели
Изучение биологии 9-го класса направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место предмета в базисном учебном плане
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе - 35 часов (1 час в неделю), 7-9 классах - по 70 часов ( по 2 часа в неделю).
Межпредметные: с физикой по теме «Клетка», с экологией по теме «Взаимодействие организмов с окружающей средой»
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка
ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
-
Целеполагания
-
Проблемного обучения
-
Коллективного (группового) способа обучения
-
Модульного обучения
-
Проектного обучения.
ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ
-
практические работы, направлены на формирование и определение умений работы с источниками биологической информации;
-
биологические диктанты, направленные на проверку усвоения основных понятий и терминов;
-
тестовые задания, предназначенные для осуществления контроля знаний по разным темам курса;
-
творческие задания направлены на самостоятельное раскрытие причинно-следственных взаимосвязей биолого-химических явлений;
-
индивидуальные задания, составленные с учетом индивидуальных способностей учащихся;
-
опережающие задания, для активизации процесса изучения нового материала.
Учебный- тематический план
-
Название раздела
Кол-во часов
Из них
Теория
Практика
Контрольные задания
Повторение
3
3
1
Введение в основы общей биологии
6
3
2
1
Эволюция живого мира на Земле
7
6
1
Признаки живых организмов
26
22
7
4
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
28
22
7
2
Итог:
70
50
16
8
Календарно-тематический план
№ урока по порядку
Дата/коррекция
Название раздела, тема урока
Тип, форма урока (по Б. Блуму)
Система диагностики и текущего контроля
Дескрипторы
Дидактические единицы
ОУУН
и компетенции
В соответствии с ГОС-2004
Сверхстандартные
(НРК, школьный компонент, УМК, авторский)
Повторение
1
3.09
Повторение по теме «Человек и его здоровье»
Обобщение и систематизация знаний
Фронтальный опрос
Сравнение, сопоставление
2
6.09
Повторение по теме «Человек и его здоровье»
Обобщение и систематизация знаний
Фронтальный опрос
3
10.09
Входная диагностическая контрольная работа
Проверки, оценки, коррекции
Тестирование в форме ГИА
Введение в основы общей биологии
4
13.09
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Признаки живого
Сравнение объектов по одному или нескольким предложенным основаниям
5
17.09
Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема
Изучения и первичного закрепления знаний
Индивидуальный опрос
Уровни организации живой материи
Приспособления к среде обитания у организмов
Экосистемы нашей местности
6
20.09
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Одноклеточные
многоклеточные
Одноклеточные и многоклеточные организмы
7
8
24.09
Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Практическая работа
Распознавание органов у растений
Практическая работа
Распознавание органов и систем органов у животных
Изучения и первичного закрепления знаний
Закрепления знаний
Программированный опрос
Выполнение практических работ
Ткань
Орган
Система органов
9
27.09
Контрольная работа «Введение в основы общей биологии»
Проверки, оценки и коррекции знаний
Тестирование
Эволюция живого мира на Земле
10
1.10
Развитие биологии в додарвиновский период
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Эволюция
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц.
Умение конспектировать
11
4.10
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Эволюционная теория
12
8.10
Учение Ч. Дарвина об искусственном и естественном отборе
Обобщение и систематизация знаний
Индивидуальный опрос
Искусственный отбор
Естественный отбор
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор.
13
Формы естественного отбора
14
11.10
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Закрепления знаний
Программированный опрос
Адаптация
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособленность организмов к условиям севера
15
15.10
Микроэволюция
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Микроэволция
Видообразование
Признаки вида.
16
18.10
Макроэволюция
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Макроэволюция
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
17
Возникновение жизни на Земле
Изучения и первичного закрепления знаний
Индивидуальный опрос
Образование надвидовых структур
Результаты эволюции: многообразие видов
18
Развитие жизни на Земле
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Основные этапы происхождения жизни на Земле
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
19
Происхождение человека
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Гипотезы происхождения человека
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
20
22.10
Контрольная работа по теме " Эволюция живого мира на Земле "
Проверки, оценки и коррекции знаний
Тестирование
Признаки живых организмов
21
Особенности химического состава живых организмов.
Неорганические вещества, их роль в организме.
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Химический состав
Неорганические вещества
Особенности химического состава живых организмов.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих становление человека
22
Органические вещества, их роль в организме.
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Органические вещества
Особенности химического состава живых организмов.
23
Обмен веществ и превращения энергии - признак живых организмов
Изучения и первичного закрепления знаний
Индивидуальный опрос
Обмен веществ
Особенности химического состава живых организмов.
29
24
Питание. Различия организмов по способу питания. Пластический обмен
Изучения и первичного закрепления знаний
Индивидуальный опрос
Гетеротрофы
Автотрофы
Особенности химического состава живых организмов.
30
25
Дыхание. Энергетический обмен
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Дыхание
Особенности химического состава живых организмов.
31
26
Контрольная работа по темам «Химическая организация клетки, обмен веществ»
Проверки, оценки и коррекции знаний
Тестирование в форме ГИА
27
25.10
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клеточная теория строения организмов
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Клетка
Клетки растений, животных, грибов и бактерий
Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования
28
29.10
Строение клетки
Лабораторная работа
Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
Комплексного применения знаний
Выполнение лабораторной работы
Органоиды клетки
29
30
1.11
Клетки растений, грибов, бактерий, животных.
Лабораторная работа
Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание
Лабораторная работа
Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание
Лабораторная работа
Изучение клеток бактерий
Лабораторная работа
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Изучения и первичного закрепления знаний
Закрепления знаний
Выполнение лабораторных работ
Признаки клеток
Клетки растений, животных, грибов и бактерий
31
Гены и хромосомы.
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Ген
хромосома
Хромосомы
32
Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов
Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Программированный опрос
Деление
Деление клетки
33
Контрольная работа «Структурная организация живых организмов»
Проверки, оценки и коррекции знаний
тестирование
34
Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена,
Изучения и первичного закрепления знаний
Программированный опрос
Продукты обмена
35
Координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных
Тестирование
Решение биологических задач
Координация
регуляция
36
Размножение.
Бесполое и половое размножение.
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
тестирование
размножение
Типы размножения
Половое и бесполое размножение
Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур.
37
Половые клетки. Оплодотворение.
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Половые клетки
Оплодотворение
Половые клетки
Оплодотворение
38
Рост и развитие организмов. Эмбриональный период развития
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Рост
Развитие
Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение
39
Рост и развитие организмов. Постэмбриональный период развития. Биогенетический закон
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Рост
Развитие
40
Контрольная работа по теме «Размножение, рост и развитие организмов»
Проверки, оценки и коррекции знаний
Тестирование
41
Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
42
Гибридологический метод изучения наследования признаков, Законы Менделя
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
43
Сцепленное наследование генов
Изучения и первичного закрепления знаний
Решение генетических задач
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
44
Генетика пола
Изучения и первичного закрепления знаний
Решение генетических задач
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
45
Взаимодействие генов
Изучения и первичного закрепления знаний
Решение генетических задач
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
46
Проверочная работа «Решение генетических задач»
Проверки, оценки и коррекции знаний
Тестирование в форме ГИА
47
Закономерности изменчивости
Наследственность и изменчивость - свойства организмов.
Лабораторная работа
Выявление изменчивости у организмов
Комплексного применения знаний
Выполнение лабораторных работ
Наследственность
Изменчивость
48
Наследственная и фенотипическая изменчивость
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Комбинативная и модификационная изменчивость
Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Понимать необходимость развития теоретической генетики для повышения эффективности сельскохозяйственного производства
49
Селекция растений и животных
Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Селекция микроорганизмов
Изучения и первичного закрепления знаний
Решение генетических задач
Искусственный отбор
Изменчивость у организмов
Сельскохозяйственные растения и животные ЯНАО
50
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Изучения и первичного закрепления знаний
Решение биологических задач
Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.
Порода, сорт
51
Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Культурные растения
Сельскохозяйственные растения и животные ЯНАО
52
Контрольная работа по теме «Генетика и селекция»
тестирование
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
53
Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды
Среда - источник веществ, энергии и информации
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Экология
Среда
Экология своего города
Работа с дополнительной литературой умение подготовиться и работать на конференции.
Умение составлять простейшие пищевые сети
54
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы.
Изучения и первичного закрепления знаний
Индивидуальный опрос
Экологические факторы
Экологические факторы
55
Приспособления организмов к различным экологическим факторам
Практическая работа
Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе
Комплексного применения знаний
Выполнение практической работы
Приспособленность
57
57
Экосистемная организация живой природы.
Практическая работа
Изучение и описание экосистемы своей местности
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Экосистема
Экосистемы своей местности
Выполнение практической работы
Структура экосистемы
Структура экосистемы
58
Пищевые связи в экосистеме.
Лабораторная работа
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Комплексного применения знаний
Выполнение лабораторной работы
Пищевые связи
Пищевые цепи и сети
59
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Круговорот веществ
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
60
Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Изучения и первичного закрепления знаний
Индивидуальный опрос
Производители
Потребители
Разрушители
Круговорот
61
Популяция- элемент экосистемы.
Практическая работа
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
Комплексного применения знаний
Выполнение практической работы
Популяция
62
63
Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Практическая работа
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
Изучения и первичного закрепления знаний
Закрепления знаний
Выполнение практической работы
Конкуренция
Хищничество
Симбиоз
Паразитизм
Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)
Работа с дополнительной литературой умение подготовиться и работать на семинаре. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле.
64
Контрольная работа «Структура экосистемы»
Проверки, оценки и коррекции знаний
Тестирование
65
Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Агроэкосистемы
Агроэкосистема
Агроэкосистемы своей местности
66
Биосфера-глобальная экосистема.
В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Биосфера
Биосфера
67
Границы биосферы.
Распространие и роль живого вещества в биосфере.
Роль человека в биосфере.
Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы
Изучения и первичного закрепления знаний
Фронтальный опрос
Живое вещество
Границы биосферы
68
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление "Озоновых дыр", загрязнение окружающей среды.
Практическая работа
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
Изучения и первичного закрепления знаний
Закрепления знаний
Подготовка сообщений
Выполнение практической работы
Экологические проблемы
Экологические проблемы ЯНАО
69
Повторение за курс 9 класса
Обобщение и систематизация знаний
70
Итоговая контрольная работа за курс 9-го класса
Проверки, оценки и коррекции знаний
Тестирование в форме ГИА
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 9-Й КЛАСС
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
-
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
-
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.