Рабочая программа по биологии для 9 класса

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Администрации МО г. Салехард

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»

«Рассмотрено»

Протокол №4 от 24 марта 2015 г.

заседания ШМО учителей

естественных наук

«Согласовано»

протокол № 6 от 28 мая 2015 г.

заседания НМС

«Утверждено»

приказ №351 от 31 августа 2015 г

Руководитель ШМО

Председатель НМС

Директор школы

Сычева Т.В,

Сычева Т.В.

Меха А.В.



Рабочая программа по биологии

Учитель: Бухарова Ю.А.


Уровень: основное общее образование

Класс: 9

Срок реализации: 2015-2016 учебный год

Разработана на основе: Государственного образовательного стандарта, 2004 год.

Учебник: С.Г. Мамонтова «Биология. Общие закономерности», издательство «Дрофа», 2007 год

Салехард

2015



Пояснительная записка

Программа по курсу биологии для 9-го класса составлена на основе федерального компонента примерной программы ГОС-2004 основного общего образования по биологии.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии 9-го класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. В результате учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии полностью соответствует Примерной программе, в которой выделены следующие разделы: Признаки живых организмов; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

В качестве УМК используется учебник С.Г. Мамонтова «Биология. Общие закономерности», издательство «Дрофа», 2007 год, который рекомендуется Министерством Образования Российской Федерации (приказ МО РФ) и соответствует основным разделам примерной программы ГОС-2004 кроме раздела «Эволюция живого мира на Земле», который не включён в примерную программу.

Цели

Изучение биологии 9-го класса направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе - 35 часов (1 час в неделю), 7-9 классах - по 70 часов ( по 2 часа в неделю).

Межпредметные: с физикой по теме «Клетка», с экологией по теме «Взаимодействие организмов с окружающей средой»

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  • Целеполагания

  • Проблемного обучения

  • Коллективного (группового) способа обучения

  • Модульного обучения

  • Проектного обучения.

ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ

  • практические работы, направлены на формирование и определение умений работы с источниками биологической информации;

  • биологические диктанты, направленные на проверку усвоения основных понятий и терминов;

  • тестовые задания, предназначенные для осуществления контроля знаний по разным темам курса;

  • творческие задания направлены на самостоятельное раскрытие причинно-следственных взаимосвязей биолого-химических явлений;

  • индивидуальные задания, составленные с учетом индивидуальных способностей учащихся;

  • опережающие задания, для активизации процесса изучения нового материала.

Учебный- тематический план

Название раздела

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

Контрольные задания

Повторение

3

3


1

Введение в основы общей биологии

6

3

2

1

Эволюция живого мира на Земле

7

6


1

Признаки живых организмов

26

22

7

4

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

28

22

7

2

Итог:

70

50

16

8






Календарно-тематический план

урока по порядку

Дата/коррекция

Название раздела, тема урока


Тип, форма урока (по Б. Блуму)


Система диагностики и текущего контроля


Дескрипторы


Дидактические единицы

ОУУН

и компетенции

В соответствии с ГОС-2004

Сверхстандартные

(НРК, школьный компонент, УМК, авторский)

Повторение

1

3.09

Повторение по теме «Человек и его здоровье»

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос




Сравнение, сопоставление

2

6.09

Повторение по теме «Человек и его здоровье»

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос




3

10.09

Входная диагностическая контрольная работа

Проверки, оценки, коррекции

Тестирование в форме ГИА





Введение в основы общей биологии

4

13.09

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Признаки живого



Сравнение объектов по одному или нескольким предложенным основаниям

5

17.09

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема

Изучения и первичного закрепления знаний

Индивидуальный опрос

Уровни организации живой материи

Приспособления к среде обитания у организмов

Экосистемы нашей местности

6

20.09

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Одноклеточные

многоклеточные

Одноклеточные и многоклеточные организмы


7

8


24.09

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Практическая работа

Распознавание органов у растений

Практическая работа

Распознавание органов и систем органов у животных

Изучения и первичного закрепления знаний


Закрепления знаний


Программированный опрос



Выполнение практических работ

Ткань

Орган

Система органов



9

27.09

Контрольная работа «Введение в основы общей биологии»

Проверки, оценки и коррекции знаний

Тестирование





Эволюция живого мира на Земле

10

1.10

Развитие биологии в додарвиновский период

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Эволюция


Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.


Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц.

Умение конспектировать

11

4.10

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Эволюционная теория


12

8.10

Учение Ч. Дарвина об искусственном и естественном отборе

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальный опрос

Искусственный отбор

Естественный отбор

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор.


13

Формы естественного отбора




14

11.10

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Закрепления знаний

Программированный опрос


Адаптация

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность организмов к условиям севера

15

15.10

Микроэволюция

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Микроэволция

Видообразование

Признаки вида.


16

18.10

Макроэволюция

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Макроэволюция


Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.



17

Возникновение жизни на Земле

Изучения и первичного закрепления знаний

Индивидуальный опрос

Образование надвидовых структур

Результаты эволюции: многообразие видов


18

Развитие жизни на Земле

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Основные этапы происхождения жизни на Земле

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.


19

Происхождение человека

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Гипотезы происхождения человека

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.


20

22.10

Контрольная работа по теме " Эволюция живого мира на Земле "

Проверки, оценки и коррекции знаний

Тестирование



Признаки живых организмов

21

Особенности химического состава живых организмов.

Неорганические вещества, их роль в организме.

Изучения и первичного закрепления знаний


Фронтальный опрос


Химический состав

Неорганические вещества


Особенности химического состава живых организмов.



Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих становление человека

22

Органические вещества, их роль в организме.

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос


Органические вещества

Особенности химического состава живых организмов.



23

Обмен веществ и превращения энергии - признак живых организмов

Изучения и первичного закрепления знаний

Индивидуальный опрос

Обмен веществ

Особенности химического состава живых организмов.



29

24

Питание. Различия организмов по способу питания. Пластический обмен

Изучения и первичного закрепления знаний

Индивидуальный опрос

Гетеротрофы

Автотрофы

Особенности химического состава живых организмов.



30

25

Дыхание. Энергетический обмен

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Дыхание

Особенности химического состава живых организмов.



31

26

Контрольная работа по темам «Химическая организация клетки, обмен веществ»

Проверки, оценки и коррекции знаний

Тестирование в форме ГИА





27

25.10

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клеточная теория строения организмов

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Клетка

Клетки растений, животных, грибов и бактерий


Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования

28

29.10

Строение клетки

Лабораторная работа

Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом

Комплексного применения знаний

Выполнение лабораторной работы

Органоиды клетки



29

30

1.11

Клетки растений, грибов, бактерий, животных.

Лабораторная работа

Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание

Лабораторная работа

Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание

Лабораторная работа

Изучение клеток бактерий

Лабораторная работа

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

Изучения и первичного закрепления знаний

Закрепления знаний

Выполнение лабораторных работ

Признаки клеток

Клетки растений, животных, грибов и бактерий



31

Гены и хромосомы.

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Ген

хромосома

Хромосомы



32


Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов

Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Программированный опрос

Деление

Деление клетки



33

Контрольная работа «Структурная организация живых организмов»

Проверки, оценки и коррекции знаний

тестирование





34

Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена,

Изучения и первичного закрепления знаний

Программированный опрос

Продукты обмена




35

Координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных

Тестирование

Решение биологических задач

Координация

регуляция



36

Размножение.

Бесполое и половое размножение.

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

тестирование

размножение

Типы размножения

Половое и бесполое размножение


Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур.


37

Половые клетки. Оплодотворение.

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Половые клетки

Оплодотворение

Половые клетки

Оплодотворение



38

Рост и развитие организмов. Эмбриональный период развития

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Рост

Развитие


Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение

39

Рост и развитие организмов. Постэмбриональный период развития. Биогенетический закон

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Рост

Развитие


40

Контрольная работа по теме «Размножение, рост и развитие организмов»

Проверки, оценки и коррекции знаний

Тестирование



41

Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.



42

Гибридологический метод изучения наследования признаков, Законы Менделя

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.



43

Сцепленное наследование генов

Изучения и первичного закрепления знаний

Решение генетических задач

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.



44

Генетика пола

Изучения и первичного закрепления знаний

Решение генетических задач

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.



45

Взаимодействие генов

Изучения и первичного закрепления знаний

Решение генетических задач

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.



46

Проверочная работа «Решение генетических задач»

Проверки, оценки и коррекции знаний

Тестирование в форме ГИА




47

Закономерности изменчивости

Наследственность и изменчивость - свойства организмов.

Лабораторная работа

Выявление изменчивости у организмов

Комплексного применения знаний

Выполнение лабораторных работ

Наследственность

Изменчивость



48

Наследственная и фенотипическая изменчивость

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Комбинативная и модификационная изменчивость


Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Понимать необходимость развития теоретической генетики для повышения эффективности сельскохозяйственного производства

49

Селекция растений и животных

Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Селекция микроорганизмов

Изучения и первичного закрепления знаний

Решение генетических задач

Искусственный отбор

Изменчивость у организмов


Сельскохозяйственные растения и животные ЯНАО


50

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Изучения и первичного закрепления знаний

Решение биологических задач

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

Порода, сорт



51

Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Культурные растения


Сельскохозяйственные растения и животные ЯНАО

52

Контрольная работа по теме «Генетика и селекция»

тестирование




Взаимосвязи организмов и окружающей среды

53

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды

Среда - источник веществ, энергии и информации

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос


Экология

Среда


Экология своего города

Работа с дополнительной литературой умение подготовиться и работать на конференции.

Умение составлять простейшие пищевые сети

54

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы.

Изучения и первичного закрепления знаний

Индивидуальный опрос

Экологические факторы

Экологические факторы



55

Приспособления организмов к различным экологическим факторам

Практическая работа

Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе

Комплексного применения знаний

Выполнение практической работы

Приспособленность



57

57

Экосистемная организация живой природы.

Практическая работа

Изучение и описание экосистемы своей местности

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Экосистема


Экосистемы своей местности

Выполнение практической работы

Структура экосистемы

Структура экосистемы



58

Пищевые связи в экосистеме.

Лабораторная работа

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Комплексного применения знаний

Выполнение лабораторной работы

Пищевые связи

Пищевые цепи и сети


59

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Круговорот веществ

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме


60

Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Изучения и первичного закрепления знаний

Индивидуальный опрос

Производители

Потребители

Разрушители

Круговорот



61


Популяция- элемент экосистемы.

Практическая работа

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Комплексного применения знаний

Выполнение практической работы

Популяция



62

63

Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Практическая работа

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

Изучения и первичного закрепления знаний

Закрепления знаний

Выполнение практической работы

Конкуренция

Хищничество

Симбиоз

Паразитизм

Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

Работа с дополнительной литературой умение подготовиться и работать на семинаре. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле.

64

Контрольная работа «Структура экосистемы»

Проверки, оценки и коррекции знаний

Тестирование


65

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Агроэкосистемы

Агроэкосистема


Агроэкосистемы своей местности

66


Биосфера-глобальная экосистема.

В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Биосфера

Биосфера



67

Границы биосферы.

Распространие и роль живого вещества в биосфере.

Роль человека в биосфере.

Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Живое вещество

Границы биосферы



68


Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление "Озоновых дыр", загрязнение окружающей среды.

Практическая работа

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

Изучения и первичного закрепления знаний

Закрепления знаний

Подготовка сообщений


Выполнение практической работы

Экологические проблемы


Экологические проблемы ЯНАО

69


Повторение за курс 9 класса

Обобщение и систематизация знаний






70


Итоговая контрольная работа за курс 9-го класса

Проверки, оценки и коррекции знаний

Тестирование в форме ГИА





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 9-Й КЛАСС

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



© 2010-2022