Методическая разработка раздела опорно-двигательная система

   Образовательное и воспитательное значение темы «Опора и движение» определяется рядом важнейших положений: при изучении скелета учащиеся знакомятся с тем, что скелет является главной опорой тела человека, защищает некоторые органы тела от механических повреждений, и что кости вместе с мышцами являются органами движения.       Понимание значения скелета поможет учащимся при дальнейшем изучении курса составлять ясное представление о расположении внутренних органов. Изучая строение скелета и дела...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Информационно-диагностический центр

Управления образования администрации Сеченовского района











Методическая разработка раздела программы

Биология. Человек.

«Опорно-двигательная система»








Работу выполнила:

Учитель МОУ Алферьевская

основная о.о. школа

Паранина Наталия Владимировна



















«Движение - это жизнь»

Вольтер



1. Пояснительная записка

Образовательное и воспитательное значение темы «Опора и движение» определяется рядом важнейших положений: при изучении скелета учащиеся знакомятся с тем, что скелет является главной опорой тела человека, защищает некоторые органы тела от механических повреждений, и что кости вместе с мышцами являются органами движения.

Понимание значения скелета поможет учащимся при дальнейшем изучении курса составлять ясное представление о расположении внутренних органов. Изучая строение скелета и делая сравнительно-анатомические сопоставления, учащиеся устанавливают черты сходства и различия в строении скелетов человека и позвоночных животных.

Установив черты сходства, легко определить значение этих данных для понимания происхождения человека. Выделив особенности строения человека, можно объяснить происхождение этих особенностей под влиянием прямохождения и трудовой деятельности человека. С этой точки зрения рассматриваются позвоночник, грудная клетка, таз, конечности, череп. При изучении мышц также необходимо подчеркнуть влияние вертикального положения и трудовой деятельности на развитие мышц тела человека.

При изучении костей и мышц учащиеся впервые знакомятся со строением и функцией органа. На этом материале они должны получить знания, необходимые для правильного понимания строения и работы органов человека. Учащиеся должны усвоить, что каждый орган (кость, мышца) состоит из комплекса тканей, но в этом комплексе преобладает одна какая-нибудь ткань (кость - костная ткань, мышца - мышечная ткань). Каждый орган снабжён кровью (наличие кровеносных сосудов в костях и мышцах) и связан с нервной системой, т.е. к каждому органу из центральной нервной системы подходит нерв, оканчивающийся в органе тончайшими разветвлениями, и от каждого органа отходит нерв, начинающийся в тканях органа мельчайшими нервными окончаниями и направляющийся к центральной нервной системе.

При изложении учебного материала о костно- мышечной системе следует показать и зависимость её от внешних условий существования: образа жизни, питания, упражнения и т.п. В процессе преподавания этой темы необходимо разобрать с учащимися следующие практические вопросы: причины искривления позвоночника и способы предупреждения его, первая помощь при вывихах и переломах, влияние физического труда и физической культуры на костно-мышечную систему и на весь организм.

Выясняя физиологические основы влияния физического труда, физкультуры и спорта на организм, необходимо показать , что это влияние осуществляется преимущественно через нервную систему. Учащиеся должны усвоить, что при помощи физического труда и физкультуры человек может сознательно управлять развитием опорно-двигательной системы, а через неё воздействовать на общее состояние организма. Прекрасным примером для учащихся является сам И.П.Павлов, который с молодых лет и до последнего года своей жизни круглый год по утрам принимал ванны комнатной температуры, занимался гимнастикой, работал на огороде, играл в городки.

Начало науке, носящей название физиологии труда, положил русский учёный И.М. Сеченов приоритет научного разрушения вопроса о значении физической культуры принадлежит русскому учёному П.Ф. Лесгафту, который разработал научно обоснованную систему физических упражнений, ставящую своей задачей гармоническое развитие человека.

Воспитательное значение имеет и ознакомление учащихся с тем, что благодаря заботам правительства о здоровье детей в нашей стране обеспечены все условия для распространения различных видов физической культуры и спорта.

Степень готовности учащихся к изучению данного раздела

Изучение темы «Опора и движение» соответствует возрастным особенностям учащихся 8 класса. В возрасте 13 - 14 лет материал лучше понимается и прочнее усваивается, если он даётся на основе знания конкретного материала о строении тела человека, когда изучение функции не отрывается от изучения формы.

Образовательные цели и задачи раздела

Цели :

  • изучить особенности опорно-двигательной системы, исследовать взаимосвязь строения и выполняемых функций;

  • развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать, составлять схемы, конспекты;

  • создать на уроке доброжелательные отношения между всеми участниками проекта, атмосферу творческого поиска, формировать положительную мотивацию в исследовательской деятельности.

Задачи:

- продолжить формирование понятия о единстве организма на примере анатомической и функциональной связи скелета и мышц;

- сформировать знания о сходстве и отличии между скелетом человека и других млекопитающих; об особенностях строения скелета, о строении, составе костей, о типах их соединений , связанных с функциями;

- научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей;

-обобщить и углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани; раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц; сформировать представление об основных группах мышц тела человека;

- познакомить с условиями функционирования мышц; дать представление о системе , которая управляет сокращениями мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц;

- выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления;

- сформировать знание о роли физического труда и физических упражнений в развитии скелета и мышц для предупреждения искривления позвоночника и плоскостопия.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

- основные отделы скелета (кости) и группы мышц;

- состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата; влияние физического труда и спорта на его формирование; роль двигательной активности в сохранении здоровья; меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать части опорно-двигательного аппарата (скелет, мышцы);

- характеризовать черты приспособленности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, и приводить примеры;

- характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц;

- оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей;

- соблюдать правильную осанку;

- показывать на своём теле, модели, скелете основные кости скелета;

- разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата, влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления;

- устанавливать связь между строением частей скелета и выполняемыми ими функциями;

- доказывать сходство млекопитающих животных и человека;

- характеризовать торможение как результат нервной регуляции, координирующей движение.

Технология и формы организации деятельности

- формы и методы

Большое значение в оценке физического состояния человека имеют антропометрические исследования.

Способы применения информационно-коммуникативных технологий

Очень важным средством обучения на уроке является использование компьютеров. Компьютер сближает сферу образования с реальным миром, служит средством связи и информации. На уроке учитель может использовать компьютер на разных этапах. Компьютер является идеальным инструментом в пробуждении интереса к биологии, к ее красоте, неожиданности, предсказательной силе и волшебной связи со всем окружающим .Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:

  1. Презентации.

  2. Таблицы.

  3. Практические задания.

  4. Раздаточный материал.

  5. Тесты

Уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенное преимущество:

-повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности;

-способствуют формированию целостной научной картины мира:

-систематизируют знания;

-способствуют развитию устной и письменной речи;

-способствуют развитию воображения, памяти, мышления;

-формируют рациональные навыки учебного труда.

Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.

Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию

В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны

Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Лабораторно-практические занятия, контрольные работы

При изучении темы «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения» проводятся лабораторные работы: «Выявление нарушения осанки и сохранение правильной осанки в положении сидя и стоя», «Выявление гибкости позвоночника»

На последнем уроке изучения темы проводится контрольно-обобщающая работа.

Воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики

Каждый учитель повседневно воспитывает культуру поведения учащихся и своим личным примером учит ответственному отношению к выполнению порученного дела.

Этот перечень можно дополнить еще множеством примеров, которые учитель использует в своей работе, так как процессы обучения и воспитания неразрывно связаны.

Существуют различные виды уроков с применением информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок введения нового материала; интегрированные уроки и т.д. Считаю, что наиболее эффективно информационные технологии на уроках биологии применяют при мотивации введения нового понятия; демонстрации; моделировании; отработке определенных навыков и умений; контроле знаний. Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о биологии и биологах, но и культурно-развивающего содержания.

Приведу несколько примеров.

  1. «Движение - это жизнь» (Вольтер)

  2. «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» (И. М. Сеченов)

  3. «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (Тиссо)

  4. «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель)

  5. «Хочешь быть здоровой - бегай, хочешь быть красивой - бегай, хочешь быть умной - бегай» (древние греки)

6."Здоровая душа в здоровом теле" русская пословица;
7. "Богатство нации - это ее здоровье" А.Д. Сахаров;
8. "Здоровье дороже денег" русская пословица;
9. "Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам" А.В. Суворов;
10. "Правильная осанка - залог твоего здоровья" И.П. Павлов.

Эпиграфы можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

Изучение физиологии опорно-двигательного аппарата позволяет получить важный материал для понимания основ двигательной деятельности и физического развития человека. Познания в этой области важны для формирования представлений о тесной взаимосвязи скелета и мышц, для создания благоприятных условий труда, активного отдыха, спортивных занятий, т.е. для решения проблемы здоровья человека.

Характеристика содержания раздела и учебно-тематического плана

- Планирование раздела и количество часов, отводимое на его изучение

Урок 1. Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его

значение и строение.

Урок 2 - 3. Строение, свойства костей. Типы их соединений.

Урок 4. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Урок 5. Мышцы, их строение и функции.

Урок 6. Работа мышц.

Урок 7. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Урок 8. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. Обобщающий урок

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение

Первый урок начинается с беседы о значении костно-мышечной системы в жизни организма. В беседе используются знания учащихся, полученные при изучении курса зоологии.

Выяснив значение опорно-двигательного аппарата, переходим к рассмотрению вопроса о строении скелета. При изучении скелета человека используется собранный натуральный (или искусственный) скелет человека, набор отдельных костей.

При изучении скелета черепа необходимо добиться, чтобы учащиеся могли найти и показать наружные кости черепа на своей голове. Обратить особое внимание на особенности строения черепа человека, связанные с его трудовой деятельностью и с развитием головного мозга

При изучении черепа может быть проведена самостоятельная работа учащихся с учебником. В учебнике этот материал изложен просто и ясно, имеются рисунки и хорошая цветная таблица.

Под руководством учителя учащиеся должны познакомиться со строением позвонков (желательно схематично зарисовать).

Строение и свойства костей. Типы их соединений.

Химический состав костей можно изучать путём опытов с прокаливанием кости и её декальцинированием, которые в зависимости от оборудования могут быть проведены как демонстрационные или как лабораторные опыты.

Неорганическое вещество составляет 65-70% сухой массы кости. В скелете взрослого человека содержится около 1200 кг Ca, 530г Mg. Помимо Ca,Mg, кость содержит более 30 других различных элементов, необходимых для нормального функционирования костной ткани. Какое значение имеет такой химический состав кости?

Демонстрация опыта. Эта задача решается по принципу исключения. В костях имеются органические и минеральные вещества. Чтобы узнать о свойствах минеральных веществ, надо удалить органические. Органические вещества можно просто выжечь. При прокаливании следует наблюдать за горением кости, за изменением её цвета. Когда кость перестанет издавать неприятный запах и побелеет, то прокаливание следует прекратить. После охлаждения изучить свойства прокалённой кости, которая при прикосновении к ней рассыпается. ( Учителю можно показать заранее прокалённые кости).

На основании этого опыта делаем вывод, что минеральные вещества твёрдые и хрупкие.

С органическим веществом кости знакомимся с помощью её декальцинирования. CaCo3 и Ca3(PO4)2 можно удалить слабым (2 - 5%) раствором соляной кислоты. Поскольку на растворение и вымывание минерального вещества уходит много (2-3 дня), демонстрацию лучше показать на кости, специально подготовленной к этому уроку. Мы использовали куриную кость. Этот опыт показывает учащимся, что органическое вещество придаёт кости эластичность и упругость.

Мы видим, что сочетание разных компонентов приводит к новому качеству, который каждый из этих компонентов в отдельности не обладает. Так в технике, прочные материалы получают путём сочетания твёрдых и упругих компонентов. Например, бетон состоит из твёрдого щебня и эластичного цемента. Однако, чтобы материал был прочен, эти компоненты должны быть в определённых соотношениях. Так и в жизни. У детей в костной ткани преобладают органические вещества; их скелет гибкий эластичный, в связи с чем легко деформируется, искривляется при длительной и тяжёлой нагрузке и неправильных положениях тела. С возрастом содержание минеральных веществ в костях увеличивается, отчего кости становятся хрупкими и чаще ломаются.

Для демонстрации строения костей используем распил кости; таблицу «Строение костей»; материал на слайдах; рисунки учебника и т.п.

Методическая разработка раздела опорно-двигательная система

Поверхность костей обычно покрывает надкостница. Её клетки аккуратно, слой за слоем откладывают новое костное вещество. Благодаря этому кость и растёт в толщину. Другие клетки , находящиеся на её внутренней поверхности, «вгрызаются» в плотное вещество кости и растворяют его. Благодаря этому расширяется полость кости, и она становится трубкой. Перед учениками ставится вопрос: Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность?

Демонстрация опыта. На демонстрационный стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально. Один лист бумаги сворачивается в полоску, другой - в трубку.

1 испытание. Бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что её середина свободно провисает между кольцами. Вешаем на неё чашку от аптекарских весов, которую затем нагружаем грузом до тех пор, пока лист не согнётся.

2 испытание. Между кольцами закладывают трубку и сразу вешают на неё чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Учащиеся видят, что эта нагрузка не может согнуть трубку. Чашку весов нагружаем до критической величины, после чего сравниваются результаты первого и второго испытаний. Учащиеся делают вывод: трубка обладает большей прочностью, чем стержень такой же массы.

Беседу о строении и свойствах костей можно закончить словами П.Ф.Лесгафта «Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей лёгкости она представляет наибольшую крепость и всего лучше в состоянии противодействовать влиянию толчка и сотрясения».

Вопрос о способах соединения костей разбирается с использованием таблицы и скелета человека.

Методическая разработка раздела опорно-двигательная система

В качестве закрепления данного материала можно использовать следующие задания.

Задание1.

Из перечня веществ (1 - 10) выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы (I - XII)

  1. минеральные вещества 6. кость без полости

  2. органические вещества 7. трубчатое строение

  3. вода 8. подвижное соединение

  4. губчатое строение 9. полуподвижное соединение

  5. надкостница 10. неподвижное соединение.


  1. Придают кости упругость

  2. Придают кости твёрдость

  3. Придают кости лёгкость

  4. Придают кости прочность, твёрдость и упругость.

  5. Способ соединения костей черепной коробки.

  6. Способ соединения позвонков.

  7. Способ соединения костей в суставе.

  8. Растущий слой кости.

  9. Особенности строения длинных костей.

  10. Особенности строения плоских костей.

  11. Растворяются в кислоте.

  12. Сгорают в огне.

Ответы:

I - 2; II - 1; III - 4; IV - 1,2; V - 10; VI - 9; VII - 8; VIII - 5; IX - 7; X - 4,6; XI - 1; XII - 2.

Задание 2.

Охарактеризуйте мысленно способы соединения костей в скелете. Ответы зашифруйте последовательно трёхзначными числами (можно соединить соответствующие цифры одной линией).

  1. неподвижное соединение 4. кости конечностей

  2. полуподвижное соединение 5. кости черепа

  3. подвижное соединение 6. позвонки


  1. частичная свобода движений + защита мозга

8. свобода движений

9. прочность + защита мозга.

Ответы : 1,5,9; 2,6,7; 3,4,8.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Изучение данного вопроса можно начать с актуализации знаний о травмах опорной системы (ранее об этом говорилось на уроках биологии - 6 класс, на уроках ОБЖ). Нужно выяснить, какие виды повреждений известны ребятам (ушибы костей, вывихи суставов, растяжения связок, переломы костей), как различать повреждения; определить цели доврачебной помощи, показать её отличие от профессиональной помощи; научить ребят оказывать доврачебную помощь и понимать её основы.

Учащимся можно предложить несколько ситуаций.

Ситуация 1.

… Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной». Она была очень модной в этой четверти среди девчонок.

Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, её нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Её подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать.

Ситуация 2.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой великаны-старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

Ситуация 3.

Юля каждое лето отдыхала у бабушке в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои - индейцы.

Как-то раз, в момент ожесточённой схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был ещё маленький индеец, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все «краснокожие». У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: «Перелом». От этого слова юле стало плохо, и она повела братика к бабушке на работу. «Я очень боялась, что с ним случилось что-нибудь серьёзное. Ему было ужасно больно, а я ничем не могла ему помочь.» - вспоминает Юля…

Учащимся даётся задание проанализировать ситуации. Что необходимо делать в подобных случаях?

Мышцы, их строение и функции.

При общем обзоре мышечной системы человека используется цветная таблица «Мышцы человека». Учащиеся могут рассмотреть под микроскопом микропрепараты гладкой, поперечно-полосатой и сердечной мышечной ткани.

При изучении этого вопроса ребята самостоятельно работают над текстом учебника (с. 106 - 109). Далее идёт обсуждение прочитанного по вопросам.

Например:

  1. Что является составными частями опорно-двигательной системы? (Скелет и мышцы)

  2. Как называется пассивная часть опорно-двигательного аппарата? (Скелет)

  3. Как называется активная часть опорно-двигательного аппарата? (Мышцы)

  4. Как устроена мышца? (Мышца = тонкая соединительная оболочка + пучки поперечно-полосатых мышечных волокон в соединительнотканных оболочках + кровеносные сосуды + нервы + сухожилия).

  5. Какие группы мышц различают у человека? (Мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей).

Составление таблицы «Мышцы человека». (Приложение)

В качестве домашнего задания учащимся предлагается выполнить лабораторную работу «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов».

Цель работы: ознакомиться с основными группами мышц.

Оборудование: рисунки, изображающие расположение костей и мышц у человека.

Ход работы.

  1. Повторить изученное о месторасположении костей верхней конечности, движения в плечевом суставе. С этой целью рассмотреть рисунок «Скелет человека» на с. 92 учебника, рисунок «Скелет верхних конечностей» на с. 100, таблицу в тетради «Мышцы человека» и рисунок «Мышцы туловища и конечностей» на с. 109.

Затем, стоя перед зеркалом, постараться найти кости верхней конечности на своём теле, мышцы, которые обеспечивают движение в плечевом суставе, и проделать сами движения.

ВЫВОДЫ. Самая мощная мышца плечевого сустава - дельтовидная; она прикрепляется с одной стороны к ключице и к лопатке, с другой - к плечевой кости. При сокращении этой мышцы рука поднимается до горизонтального уровня.

2.Согнуть руку в локте и нащупать двуглавую мышцу на внутренней стороне плеча. Затем разогнуть руку в локте и найти трёхглавую мышцу.

ВЫВОДЫ. Двуглавая мышца прикрепляется одним концом к лопатке, а другим - к предплечью. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе.

Трёхглавая мышца расположена на наружной стороне плеча. От её верхнего конца отходят три сухожилия: одно прикрепляется к лопатке, а два других - к головке плечевой кости. При сокращении этой мышцы рука разгибается.

3.Сделать ряд разнообразных движений пальцами кисти.

ВЫВОДЫ. Движения пальцев человека происходят благодаря сокращению и расслаблению многих мышц, расположенных на предплечье, запястье, пясти.

4. Повторить названия костей нижней конечности. С этой целью рассмотреть рисунок «Скелет человека» на с. 92 учебника, рисунок «Скелет нижней конечности» на с. 101, таблицу в тетради «Мышцы человека» и рисунок «Мышцы туловища и конечностей» на с.109.

Затем, стоя перед зеркалом, постараться найти кости нижней конечности на своём теле, мышцы, которые обеспечивают движение в тазобедренном суставе, и проделать эти движения.

ВЫВОДЫ. Портняжная мышца имеет форму узкой длинной ленты, пересекающей по диагонали переднюю поверхность бедра. Она начинается от верхнего края таза и прикрепляется к большеберцовой кости. При сокращении портняжной сгибаются бедро и голень, голень поворачивается внутрь.

5. Рассмотрите на рисунке «Мышцы головы» на с. 108 учебника. На какие две группы их можно разделить? Прикоснитесь рукой к вискам, сделайте жевательные движения и почувствуйте движение жевательных мышц. Найдите на своём лице мимические мышцы: круговые мышцы глаза и рта.

ВЫВОДЫ. На лице располагаются жевате6льные и мимические мышцы, жевательные обеспечивают движение нижней челюсти, а благодаря мимическим мышцам наше лицо может выражать всё многообразие чувств.

Отразите результаты своей работы в таблице:

Название мышцы

Часть тела

Место прикрепления

Функции


Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.

Изучение этого вопроса можно начать словами великих людей, их примером.

Великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние движения на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой.

А. И. Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно «укрепить тело, а с ним и дух».

А. В. Суворов ввёл, и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и закаливания войск.

Л. Н. Толстой любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде. В 70 лет он побеждал в беге на коньках молодёжь. Он писал «При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течении хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать , ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна»

Ученикам заранее даётся задание подготовить сообщения по темам: «Гиподинамия», «Великие люди о пользе физических упражнений», «Рост человека».

Выполнение лабораторных работ.


Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи

Межпредметные связи: физика (рычаги, сила трения, сила тяжести, деформация, упругость, рентгеновские лучи), химия (реакции окисления, органические и неорганические вещества), ОБЖ (приемы оказания первой помощи).

Межпредметные связи развивают общие естественнонаучные понятия и показывают место человека в научной картине мира. Изучение химического состава клетки, костей опирается на знания о свойствах воды и солей, расширяет и углубляет полученные в курсе биологии 6 класса элементарные представления учащихся об органических веществах. Разъяснение механизма движения костей и суставов требует учета знаний по физике о рычагах, механической работе и силе трения. При этом необходимо соблюдать принцип преемственности с курсом биологии 8 класса, в котором на эти вопросы также обращается внимание.

При раскрытии состава и свойств костей учитель ставит обобщенный проблемный вопрос: "Существует ли зависимость между составом химических веществ и свойствами физических тел природы? " Учащиеся вспоминают сведения из курса биологии 6 класса о составе и свойствах семян, из курса физической географии - о свойствах разных горных пород, из курса химии - о кристаллогидратах, о свойствах солей и кислот, из курса физики - о кристаллических и аморфных телах, о проводниках и полупроводниках и др. Они приходят к выводу о существовании зависимости свойств тел от их состава в живой и неживой природе и высказывают предположения о свойствах костей, имеющих в своем составе органические и неорганические вещества.

Методика реализации межпредметных связей при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека заключена прежде всего в создании и решении проблемных ситуаций, в обсуждении проблемных вопросов, в решении познавательных задач. Так, на уроке "Работа мышц" учащиеся решают проблемный вопрос: "Почему в результате работы мышц тело человека нагревается и выделяется большое количество тепла? " Учитель приводит установленный исследованиями факт о том, что температура венозной крови, оттекающей от работающей мышцы, выше, чем температура артериальной крови, притекающей к мышце. Он предлагает учащимся объяснить этот факт, используя знания по химии об экзотермических и эндотермических реакциях и по физике о превращении одного вида энергии в другой. При изучении растений и животных учащиеся узнали, что в результате окисления органических веществ клеток в процессе дыхания выделяется тепло.

Они высказывают предположение о том, что при работе в мышечных волокнах также происходят реакции окисления, которые являются экзотермическими и сопровождаются выделением тепла. Учитель ставит дополнительный вопрос: "Почему при работе мышц тепла выделяется значительно больше, чем, например, при дыхании семян? " Обращаясь к курсу физики, учащиеся рассказывают о превращении механической энергии работающих мышц в тепловую. Механическая энергия образуется из энергии, заключенной в химических связях, она высвобождается при разрыве химических связей в процессе распада и окисления белков и углеводов в мышечных волокнах. Плазмам крови при этом нагревается. Кровь уносит образовавшиеся продукты распада - двуокись углерода, воду и другие. Вода, испаряясь с поверхности тела в виде пота, уносит с собой избыток тепла (об испарении и его роли в поддержании нормальной температуры тела учащиеся узнают при изучении природоведения, растений, животных, физики) .





















Приложение


Схема 1

ОМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системаМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системаМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системапорно-двигательная система


Методическая разработка раздела опорно-двигательная система

Скелет ~ 210 костей Мышцы=600 связочный аппарат

пассивная часть активная часть

Схема 2

ФМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системаМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системаункции


Биологические Механические

«Депо» Ca, P,Mg Опора,

Минеральный обмен защита,

Кроветворение движение


Схема 3


Состав костей

Методическая разработка раздела опорно-двигательная системаМетодическая разработка раздела опорно-двигательная система

70% неорганические 30% органические вещества:

вещества, в основном соли белки, углеводы и др. Они

кальция, фосфоры, магния и др. придают кости гибкость,

Они придают кости твёрдость мягкость.

И хрупкость.


Схема 4

ТМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системаипы соединения костей

Методическая разработка раздела опорно-двигательная системаМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системаМетодическая разработка раздела опорно-двигательная система

Неподвижные полуподвижные подвижные

костный шов с помощью хряще- суставы

вых прокладок




Таблица 1 «Скелет человека»

Отделы

тела

Отделы

скелета

Кости скелета

Типы костей

Характер

соединения костей

Особенности скелета

человека

1. голова

Череп.

Лицевой отдел черепа


Парные кости: верхнечелюст-ные, скуловые, носовые, небные…

Непарные: нижнечелюстная

Предъязычная

Плоские (широкие)

Неподвижное кроме нижней челюсти

Развитие подбородочного выступа в связи с членораздель-ной речью

Мозговой отдел черепа

Парные кости: теменные, височные.

Непарные: лобная, затылочная, клиновидная

Плоские (широкие)

Неподвиж-ное (швы)

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

2. Туловище

Позвоноч-ник

7шейных позвонков, 12грудных, 5поясничных, 5крестцовых, 4-5 копчиковых

короткие

Полуподвиж-ное

S - образная изогнутость позвоночника; увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника.

Грудная клетка

12 грудных позвонков, 12 пар рёбер, грудина - грудная кость

Короткие

Длинные губчатые

Полуподвиж-ное

Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая

3. Конечности

Рука

- верхняя конечность

Плечевой пояс

Две лопатки, две ключицы

Плоские (широкие)

Длинная

трубчатая

подвижное

Плечевой пояс подвижный, обеспечивают большую подвижность руки

Свободная конеч-ность.

Плечо

Предплечье

Кисть

Плечевая кость

Локтевая и лучевая кости

Кости запястья

Пясти и фаланги пальцев

Длинные трубчатые,

Короткие губчатые,

Короткие трубчатые

подвижное

Облегчённая конструкция скелета, высокая подвижность в плечевом суставе. Большая подвижность большого пальца и способность его противопоставляться всем остальным

Нога

- нижняя конечность

Тазовый пояс

Парные кости - подвздошные, седалищные, лобковые

плоские

Неподвиж-ное

Расширенная форма таза, широко расставленные тазобедренные суставы.

Свободная конечность.

Бедро

Голень

Стопа

Кости предплюсны

Плюсны, фаланги пальцев, пяточная кость, таранная кость

Длинные трубчатые

Короткие трубчатые

Подвижное

Мощное развитие костей свободной конечности.

Выпрямляе-мость ног в коленном суставе, мощное развитие связок.

Опорная стопа с сильно развитым большим пальцем. Продольный, пружинящий свод стопы. Развита пяточная кость

Таблица2 «Мышцы человека»

Название групп мышц

Расположение мышц в организме

Функции мышц

1. Мышцы головы:

  • жевательные;


  • мимические;


  • располагаются по бокам головы, по четыре с каждой стороны, прикрепляясь одним концом к черепу, а другим - к нижней челюсти;

  • лежат под кожей лица, вокруг ротового и носового отверстий, глазниц и наружного слухового прохода; они начинаются на костях черепа и крепятся к коже.


  • при сокращении приводят в движение нижнюю челюсть;


  • при сокращении они сдвигают кожу, образуя на ней складки и борозды; таким образом, формируется мимика.

2. Мышцы шеи


  • удерживают голову в равновесии; участвуют в движении головы и шеи; участвуют в глотании и произнесении звуков.

3. Мышцы туловища:

  • межрёберные мышцы и диафрагма


  • большая и малая грудные передняя зубчатая;


  • мышцы живота;



  • мышцы спины


  • между рёбрами; между грудной и брюшной полостями;


  • прикрепляются к рёбрам, лопаткам и плечевым костям;


  • образуют стенки брюшной полости, в которой находятся многие внутренние органы;


  • расположены в несколько слоёв на спине


  • изменяют объём грудной клетки, играют важную роль а процессе дыхания;

  • участвуют в движении рук и в дыхании;


  • участвуют в сгибании позвоночника; в дыхательных движениях; влияют на работу внутренних органов;

  • участвуют в движении позвоночника назад и в стороны; в движении головы, верхних конечностей и грудной клетки.

Мышцы верхних конечностей:

  • мышцы пояса верхних конечностей и мышцы рук;

  • дельтовидная;


  • двуглавая;


  • трёхглавая


  • приводят в движении руку в плечевом суставе;


  • рука отводится от туловища до горизонтального положения;


  • сгибает руку в локтевом суставе;


  • разгибает руку в локтевом суставе

Мышцы нижних конечностей:

  • подвздошно-поясничная;

  • большая ягодичная;

  • портняжная;

  • четырёхглавая мышца бедра


  • начинается на тазовых костях, а заканчивается на бедренных;

  • между тазовой и бедренной костями;

  • на бедре;


  • сгибает бедро в тазобедренном суставе;

  • разгибает бедро в тазобедренном суставе;


  • разгибает голень в коленном суставе; участвует в сгибании бедра в тазобедренном суставе.

Работа 1.

Оценка гибкости тела

Цель работы: определить с помощью простых физических упражнений сгибательные возможности тела.

Оборудование: спортивный костюм, коврик для проведения упражнений.

Ход работы: испытуемый проделывает 3 простых упражнения. Каждое упражнение имеет 3 степени сложности. В зависимости от степени сложности начисляются очки, которые после выполненной серии упражнений складываются; определяется степень гибкости тела испытуемого.

Упражнение №1: и.п. - вертикальное, ноги соединены. Испытуемый медленно наклоняется вперёд и достаёт пол ладонями рук. Если это проделано легко, без особых усилий, то начисляется 4 очка; если испытуемый достаёт пол только пальцами, то 3 очка; если испытуемый не может коснуться пола, то 0 очков.

Упражнение №2: и.п. - вертикальное, ноги на ширине плеч. Испытуемый наклоняется влево и вправо при неподвижном тазе. Если при выполнении упражнения произошло касание икр ног, то начисляется 4 очка; если при выполнении упражнения может достать до колен, то 3 очка; если испытуемый не дотягивается до колен, то 0 очков.

Упражнение №3: и.п. - лёжа на спине. Испытуемый заводит ноги за голову и в таком положении пытается достать пол пальцами ног. Если упражнение выполнено с помощью прямых ног, то начисляется 4 очка, при согнутых в коленях ногах - 3 очка, если испытуемый не может коснуться пола - 0 очков.

Форма отчётности: подсчитайте очки и сверьте свои данные с табличными.

Определение степени гибкости

Количество

очков

Состояние организма

От 12 до 9

У вас очень хорошая гибкость. Продолжайте активно заниматься спортом.

От 8 до 5

У вас нормальная гибкость, но помните, что без занятий физкультурой вы её легко потеряете.

От 4 до 0

У вас очень плохая гибкость. Надо что-то предпринимать.


Работа 2 Определение степени развития мускулатуры.

Цель работы: определить развитие мускулатуры плеча.

Оборудование : сантиметровая лента.

Ход работы: работа проводится в группах или парах. У испытуемого измеряется окружность плеча: а) при свободно свисающей руке; б) при горизонтально поднятой, напряжённой; в) при согнутой в локтевом суставе. Измерение проводится на обеих руках, и измеряется наибольшая окружность.

Форма отчётности: определить степень развития мускулатуры плеча (А) по формуле:

А= разность обеих окружностей плеча/ окружность при выпрямленной руке* 100,

Где А - развитие мускулатуры плеча.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод о степени развития вашей мускулатуры.

Оценка полученных результатов: если полученная величина этого соотношения окажется менее 5, то это будет указывать на недостаточное развитие мускулатуры плеча, ожирение её; если значение измерений находится в пределах 5 - 12 - мускулатура развита нормально; если значение измерений выше 12, то это указывает на сильное развитие мускулатуры плеча.

Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника.

Определение лордозов.

Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена.

Методика определений искривлений грудного отдела позвоночника.

Определение кифозов.

Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Методика определений бокового искривления позвоночника.

Определение сколиозов.

Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне.

Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"

Методическая разработка раздела опорно-двигательная система

Методическая разработка раздела опорно-двигательная системаМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системаМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системаМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системаМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системаМетодическая разработка раздела опорно-двигательная системаТип урока: изучение новой темы.

Цель: раскрыть особенности работы мышц.

Задачи:

  • совершенствование умений обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов;

  • совершенствовать знания об условиях, повышающих работоспособность мышц;

  • развитие умений и навыков пользоваться различными источниками информации, работать в малых группах, сопоставлять и классифицировать, применять и обобщать полученные знания на практике;

  • формирование навыков здорового образа жизни и умений в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждений;

  • воспитание осознанного отношения к своему здоровью.

Оборудование:

  • учебник биологии 8 кл. Человек. Н.И.Сонин.

  • бинты, лангетки.

Оформление:

  • таблица "Работа мышц".

  • упрощенная схема "оказание первой помощи при повреждении мышц".

Подготовка учащихся к уроку: за 7 дней до урока двум группам учащихся даётся задание подготовить материал:

  • Спортивное долголетие (материал учебника биология 8 кл "Человек" под ред. Н.И.Сонина).

  • Первая помощь при травмах (учебник "Основы безопасности жизнедеятельности" под ред. Фролова М.П.).

С двумя учащимися (по желанию) учитель физкультуры разучивает необходимые движения: 2-3 танцевальных или спортивных упражнения.

При подготовке предлагается учащимся обратиться за помощью к учителям ОБЖ и физической культуры.

Ход урока

Изучение новой темы.

Учитель: в теме "Опора и движение", мы изучили строение мышц человека, их основные группы. Сегодня на уроке мы должны рассмотреть работу мышц, её особенности, повторить приёмы оказания первой помощи при повреждении, а так же выяснить значение тренировки мышц для нашего организма.

- Как вы знаете, наше тело способно выполнять огромное количество разнообразных движений. Мы можем танцевать, бегать и прыгать, делать взмахи руками, поднимать тяжести. Все эти перемещения в пространстве, сокращаясь или напрягаясь, обеспечивают мышцы.

1. Рассказ о работе мышц (табл. "Работа мышц"):

Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости, действуя на них как рычаги. Кости начинают двигаться вокруг точки опоры, под влиянием приложенной к ним силы. Движение обеспечивается двумя видами мышц, действующими в обратных направлениях. Их называют мышцы - сгибатели и мышцы - разгибатели.

Методическая разработка раздела опорно-двигательная система

2.Самостоятельная работа по тексту учебника "Условия работы мышц. Рефлекторный характер мышечной деятельности".

Результаты оформляются в рабочей тетради.

Учитель: постоянные занятия спортом, физическим трудом способствуют увеличению объёма мышц, возрастанию их силы и работоспособности. Без работы мышцы быстро атрофируются. Но если они работают без перерыва, наступает утомление. После отдыха работоспособность восстанавливается. Утомление связано с процессами, происходящими в нервной системе и накоплением в мышцах продуктов обмена веществ. Во время отдыха кровь уносит эти вещества, восстанавливается работоспособность нервных клеток. Скорость работы зависит от тренированности организма. Сейчас ребята нам расскажут о спортивном долголетии (выступление учащихся одной из групп).

Проведение физкультминутки.

Закрепление знаний. Проводится в форме игры. Работа проходит в парах. За каждый правильный ответ учащиеся получают цветной жетон, чем больше наберут жетонов, тем выше оценка.

1 задание.

Учащиеся, подготовленные заранее учителем физической культуры, показывают упражнения (движения мышц конечностей, мышц туловища). Данные упражнения заранее оговариваются с преподавателем физической культуры.

Учащимся класса предлагается определить, какие группы мышц были задействованы во время выполнения упражнений. Например: мышцы - разгибатели спины при упражнении "повороты тела".

2 задание.

Учитель: ваш товарищ неудачно упал и растянул связки. Помогите ему, наложив правильно повязку.

Учащиеся работают в парах. Результат оценивается по качеству наложенной повязки. Обсуждаются допущенные ошибки.

3 задание.

Блицопрос: Какое минимальное число мышц участвует в движениях кости в любом суставе? Какая система управляет работой мышц: нервная или гуморальная? Работа мышц осуществляется по принципу блока или рычага? Что происходит с двуглавой мышцей при сгибании руки? Какой характер имеет работа мышц? Чему способствует накопление в мышцах продуктов обмена? Как восстанавливается работоспособность мышц? В чём загадка спортивного долголетия? Кого прозвали на флоте "русским Геркулесом"? Назовите русских гиревиков и штангистов? Какие силовые подвиги они совершали?

По результатам работы подводятся итоги работы и выставляются оценки учащимся (по количеству жетонов, по выступлениям учащихся).

Даётся д/задание: изучить текст учебника, ответить на вопросы рубрики "Проверь свои знания".

Учитель: "Постоянные занятия спортом, физическим трудом способствуют увеличению объёма мышц, возрастанию их силы и работоспособности. На следующем уроке мы более подробно выясним влияние физических упражнений на состояние здоровья человека. Все желающие приглашаются на занятия в спортивную секцию, где вам помогут подобрать индивидуальную силовую нагрузку".

Задание1. Вписать нужную цифру в каждую незаполненную графу таблицы.

Скелет

Число костей

Черепа

23

Позвоночника

34 (31 - 35)

Грудной клетки (без учёта позвонков)

25

Плечевого пояса, или пояса верхних конечностей

2+2

Плеча

1+1

Предплечья

2+2

Запястья

8+8

Пясти

5+5

Пальцев руки (фаланги)

14+14

Тазового пояса, или пояса нижних конечностей

3+3

Бедра

1+1

Голени

2+2

Предплюсны

7+7

Плюсны

5+5

Пальцев ноги (фаланги)

14+14

Задание 2. Если правильно вписать в «сетку» ключевые слова, то по диагонали вы прочтёте фамилию учёного и врача.

Он был «чудесным доктором», истинным патриотом России, учёным, который впервые в мировой хирургии использовал йод и спиртовую настойку для предупреждения воспалительных процессов. Впервые разработал методику применения эфира для наркоза при операциях. Первым применил гипсовую повязку при переломах.

1п

о

з

в

о

н

к

и



и

с

т

ь






а

р

а

н

н

а

я



4п

я

т

о

ч

н

а

я

а

л

а

н

г

и





л

ь

в

е

о

л

ы



в

у

г

л

а

в

а

я



  1. Кости позвоночника.

  2. Часть руки.

  3. Кость, участвующая в образовании голеностопного сустава.

  4. Самая большая кость стопы.

  5. Кости пальцев.

  6. Ячейки для корней зубов.

  7. Мышца плеча.

Тест 1

Опора и движение


  1. Костная ткань - это особый тип:

А. мышечной ткани;

Б. соединительной ткани;

В. эпителиальной ткани.


  1. Рост костей в толщину достигается за счёт:

А. надкостницы;

Б. хрящей, расположенных между телом кости и её концами.


  1. Шов - это:

А. неподвижное соединение костей;

Б. полуподвижное соединение костей;

В. подвижное соединение костей.


  1. Какие органы образуют опорно-двигательный аппарат:

А. кости скелета;

Б. скелетные мышцы;

В. соединение костей.


  1. Какие вещества придают кости твёрдость:

А. минеральные;

Б. органические.


  1. Наиболее крупные кости лицевого отдела черепа:

А. скуловые и челюстные;

Б. теменные и височные;

В. лобная и затылочная.


  1. Крестцовый отдел позвоночника состоит из:

А. 12 позвонков;

Б. 5 позвонков;

В. 7 позвонков.


  1. Скелет свободных верхних конечностей образуют:

А. плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти;

Б. лопатка и ключица;

В. рёбра и грудина.


  1. Пояс нижних конечностей образуют:

А. тазовые кости;

Б. бедренная и берцовая кости;

В. крестец.

10. Какие кости черепа подвижны:

А. клиновидная;

Б. решетчатая;

В. нижнечелюстная.

11. Какой отдел позвоночника образован пятью позвонками:

А. шейный;

Б. поясничный;

В. крестцовый;

Г. копчиковый.

12. В состав плечевого пояса входит:

А. 2 кости;

Б. 3 кости;

В. 4 кости.

13. Тазовых костей у человека:

А. 2; Б. 3; В. 4.

14. Поперечно-полосатая мышечная ткань образует:

А. скелетные мышцы;

Б. стенки полостей тела;

В. стенки органов пищеварения.

15.У человека более:

А. 250 мышц;

Б. 450 мышц;

В. 600 мышц.

16. В кожу вплетаются мышцы головы:

А. жевательные;

Б. мимические.

17. Самой длинной мышцей в теле человека является:

А. портняжная;

Б. четырехглавая мышца бедра;

В. дельтовидная мышца.

18. Гиподинамия - это:

А. активный образ жизни;

Б. пониженная подвижность;

В. повышенная работоспособность.

19. Правильная осанка формируется:

А. сама по себе;

Б. под влиянием физических упражнений;

В. под влиянием различных видов работ.

20. При малоподвижном образе жизни:

А. повышается работоспособность;

Б. замедляется процесс старения;

В. развивается слабость сердечной мышцы.

Тест 2

1. Энергия, необходимая для работы мышц, освобождается в процессе:

a - биосинтеза б - пищеварения

в - распада органических веществ г - газообмена

2. Источником энергии, необходимого для движения, является:

а - органические вещества б - минеральные вещества

в - вода и минеральные вещества г - витамины

3. Кости образованы:

а - межклеточным веществом б - эпителиальной тканью

в - соединительной тканью г - разными тканями

4. Гиподинамия - это:

а - активный образ жизни б - пониженная подвижность

в - нарушение осанки г - повышение работоспособности

5. Поперечно-полосатая мышечная ткань:

а - расположена во всех внутренних органах б - образует скелетные мышцы

в - образует стенки кровеносных сосудов г - выстилает носовые полости

6. Миофибриллы представляют собой:

а - тонкие сократительные нити внутри мышечного волокна б - мышечное волокно

в - разновидность мышечной ткани г - гладкие мышцы

7. Скелетные мышцы:

а - иннервируются вегетативной нервной системой

б - иннервируются соматической нервной системой

в - сокращаются под влиянием парасимпатического отдела вегетативной нервной

системы

г - сокращаются под влиянием симпатического отдела вегетативной нервной

системы

8. Правильная осанка формируется

а - сама по себе б - под влиянием физических упражнений

в - при контроле за правильным положением тела г - под влиянием различных видов работы

9. Работа мышц благотворно действует:

а - только на сами мышцы б - только на кости

в - на весь организм г - только на сердце

10. При малоподвижном образе жизни:

а - повышается работоспособность б - замедляется процесс старения

в - развивается слабость сердечной мышцы г - происходит перестройка костей

Ответы

1 - в, 2 - а, 3 - в, 4 - б, 5 - б, 6 - а, 7 - б, 8 - б, в, г, 9 - в, 10 - в, г.

Тест 3

1. Какие из перечисленных костей плоские?

a - лопатка б - ребра в - височная г - лучевая

2. Какие из названных костей длинные трубчатые?

a - ребра б - бедренные в - лучевые г - локтевые

3. Какие из названных костей имеют красный костный мозг?

a - длинные трубчатые б - короткие

в - плоские г - все перечисленные

4. Какие виды костного вещества вы знаете?

a - компактное б - перегородки в - остеоцит г - губчатое

5. За счет какой части растет в длину лучевая кость?

a - головка б - тело

в - промежуток между головкой и телом г - середина

6. Как соединены между собой кости черепа у новорожденного?

a - полуподвижно б - подвижно

в - неподвижно г - срастаются вместе

7. Какого типа сочленения у тазобедренного сустава?

a - цилиндрическое б - шарнирное

в - шаровое г - плоское

8. Сколько пар ребер прикрепляется к грудине?

a - 10 б - 11 в - 7 г - 12

9. Что является кроветворным органом?

a - костная ткань б - красный костный мозг

в - надкостница г - хрящ

10. Сколько костей образует скелет человека?

a - 100 б - 300 в - 200 г - 400

11. Из какой мышечной ткани состоит сердце?

a - особая сердечная мышечная ткань б - поперечно-полосатая

в - гладкая и поперечнополосатая г - гладкая

12. Какие мышцы образуют стенки кровеносных сосудов, кишечника и желудка?

a - поперечнополосатые б - никакие

в - гладкие г - те и другие

13. К какому типу мышц относятся круговые мышцы рта и глаза?

a - тому и другому б - гладкие

в - никакому г - поперечнополосатые

14. Какую форму имеют скелетные мышцы?

a - круговая б - веретеновидная

в - лентовидная г - шаровидная

15. Какие мышцы получили наибольшее развитие в связи с прямохождением?

a - ягодичные б - затылочные

в - спинные г - грудные

16. Какая мышца плеча является сгибателем?

a - трехглавая б - трапециевидная

в - двуглавая г - портняжная

17. Какая мышца бедренной части ноги является сгибателем?

a - двуглавая б - четырехглавая

в - портняжная г - икроножная

18. Под контролем каких систем органов сокращаются гладкие мышцы?

a - головной мозг б - вегетативная нервная система

в - эндокринная система г - спинной мозг

19. Что контролирует работу скелетных мышц?

a - головной мозг б - вегетативная нервная система

в - соматическая нервная система г - спинной мозг

Ответы

1 - а,б; 2 - б,в,г; 3 - а; 4 - а,г; 5 - в; 6 - а; 7 - б; 8 - г; 9 - б; 10 - б; 11 - б; 12 - в; 13 - г; 14 - а,б,в,г; 15 - б,в,г; 16 - в; 17 - а; 18 - б,в; 19 - а,г

Контроль знаний по теме «Опора и движение»

Первое задание - цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям. Если вы сделаете правильно, то в ответе получите какую-то интересную комбинацию цифр.

  1. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.

  2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.

  3. В позвоночнике соединение костей подвижное - суставы.

  4. Самые крупные кости в скелете человека - берцовые.

  5. Дети более подвержены переломам костей, чес взрослые.

  6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.

  7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.

  8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.

  9. Желтый костный мозг - место образования клеток крови.

  10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.

  11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.

  12. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.

Правильный ответ - это сегодняшнее число и месяц: 17.12

По критериям, указанных на доске, каждый оцените свою работу.

0 ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки - «3», более 4 ошибок - «плохо». Поставьте на зачетном листе оценку.

Второе задание - терминологическая разминка

За 1 минуту написать термины, связанные со словом «кость». Учитель засекает время, по истечении минуты, выявляют учеников, кто больше всех написал терминов. Затем учащиеся обмениваются листами с соседом и оценивает работы.

Критерии: 8-10 терминов - «5», 5-7 - «4», меньше 5 - «3».

Третье задание

В строении скелета надо знать определенные цифры.

На доске подготовлена запись:

К - 7 н - грудной отдел

Р - 12 г - шейный отдел

А - 5 у - поясничный отдел

Составьте пары букв, в строчку на соответствие числа позвонков отделам позвоночника ( к-р-а-). Ответ: курган.

- Ребята, как вы думаете, какое отношение к нашей теме имеет слово курган?

Ученики предлагают свои версии, в том числе о городе Курган?

- А чем знаменит этот город?

В Кургане работал кудесник-ортопед Илизаров, который сконструировал специальный аппарат, удлиняющий укороченные кости при серьезных переломах.

Список литературы:

  1. Методика преподавания биологии (под редакцией П. И. Боровицкого). Изд. «Высшая школа» Москва 1962г.

  2. Т. В. Козачек. Биология. Поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина и М. Р. Сапина. Изд. «Учитель»,2006. - 328с.

  3. Ренева Н. Б. биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина. М.:Дрофа, 2002. - 144с.

  4. О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек). Москва «ВАКО» 2005.

  5. Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. Т. А. Дмитриева, С. И. Гуленков, С. В. Суматохин и др. - -М.: Дрофа, 1999. - 432с.

  6. Биология: Задания и вопросы с ответами и решениями: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. В. С. Кучменко и В. В. Пасечник. - М.:ООО»Издательство АСТ» :ООО «Издательство Астрель», 2004. - 299с.

  7. Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. - М.: Дрофа,1998. - 96с.

  8. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит»,1996. - 80с.

  9. Борисов Г.Б. "В мире подростка" Москва, издательство "Медицина" 1988г. стр120;132

  10. Дубровский В.И. "Лечебная физическая культура" Москва изд. "Владос" 1999г., стр. 280, стр. 39-60.

  11. Геппе Н. А. "Детские болезни" Москва, издательство "Русский врач" 1997 г. стр. 50-53







Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………..2-7

    1. Актуальность ……………………………………………………………2

    2. Степень готовности учащихся к изучению данного раздела ……….3

    3. Образовательные цели и задачи раздела………………………………3

    4. Ожидаемые результаты…………………………………………………3-4

    5. Технология и формы организации деятельности……………………..4-7


  1. Характеристика содержания раздела и учебно-тематического плана

    1. Планирование раздела………………………………………………….7-13

    2. Внутрипредметные и межпредметные связи…………………………13-14

3. Учебно -методический комплекс………………………………………..15-31

Список литературы…………………………………………………………31. ина и М. бнику Н. ия биологии (под редакцией П. ава.

ациях. первым идя и стоя" проводится без сна" читать , ни писать, ни да

32

© 2010-2022