Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ №20 г. Липецка

Тонких Ирина Александровна, учитель биологии

6 класс, общеобразовательный

Программа базового уровня; учебник: Н.И.Сонин. Биология. Живой организм.

Тема урока: Живой организм - единое целое

Цели:

- образовательные:

формировать представление об организме как о целостной системе;

- развивающие:

развивать умение сравнивать, обобщать, систематизировать полученные знания;

- воспитательные:

убедить учащихся в том, что живой организм - это единая целостная система;

воспитывать культуру труда.

Оборудование: комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Животная

клетка», «Ткани животных и человека»; иллюстрации с изображением

клеток, тканей, органов, систем органов и организмов растений и

животных.

План урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового

1. Понятие о системе

2. Клетка - открытая система

3. Организм - открытая единая целостная система

4. Нарушение целостности живого организма

IV. Закрепление

V. Выводы

VI. Дом. задание, отметки за урок

Ход урока

I. Организационный момент

- проверка готовности к уроку учащихся;

- озвучивание целей урока и плана работы на уроке.

II. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Растения и животные обладают всеми свойствами живого. Вспомните и назовите свойства живого.



- Проявляя данные свойства, живые организмы могут существовать на разных уровнях организации жизни. Назовите уровни организации живого.

(Записываю название уровней на доске)

- На всех уровнях организации жизни организмы - это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать это.

(Вспоминают и называют признаки живых организмов):

- клеточное строение,

- питание,

- дыхание,

- выделение,

- обмен веществ и энергии,

- рост и развитие,

- раздражимость,

- размножение,

- движение.

(Вспоминают и называют уровни органи-зации живого):

- клеточный,

- тканевый,

- органный,

- организменный.

(Записывают число, тему урока и первый пункт плана в тетрадях)


III. Изучение нового

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Понятие о системе

- Запишем определение понятия «система» в тетрадь.

Система - (от греч.) - это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство.

2. Клетка - открытая система

- Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: « Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли отдельная клетка биологической системой? Почему?»

- Обратите внимание на таблицы: «Растительная клетка», «Животная клетка»

Наводящие вопросы:

- Состоит ли клетка из отдельных частей?

- Какие это части? Назовите их.


- Взаимосвязаны ли они между собой?

- Взаимодействуют ли они друг с другом?

- Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.

- Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?

- По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды.

- Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне. Следующий уровень характеризуется группой клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям. О чем идет речь?

- Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека».

- Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?

- Какой уровень организации жизни следует за тканевым?

- Вспомните определение термина орган.

- Что образуют органы, объединенные общей работой?

- Назовите системы органов растений и животных.

- Какой уровень организации жизни следует за органным?

3. Организм - открытая единая целостная система

- Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?

- Из каких частей состоит живой организм?

- Можно ли его назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске.

4. Нарушение целостности живого организма

- Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление? Приведите примеры из учебника или личного наблюдения.

(Записывают определение в тетрадь под диктовку учителя)


- Да.



- Да.

- Это органоиды клетки: ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, лизосомы, митохондрии, пластиды, аппарат Гольджи.

- Да.

- Да, например, аппарат Гольджи и лизосомы.

- Да, например, в процессе питания клетки.



- О тканях.



- Ткань можно назвать биологической системой. (Объясняют, почему).

- Органный.

(Вспоминают)

- Систему органов.

(Называют)

- Организменный.


- Организм - это живое существо, способное к самостоятельному существованию.

- Живой организм состоит из органов (систем органов).

(Доказывают)



(Работают с текстом учебника, объясняют, приводят примеры)

IV. Закрепление

Задание 1. Расположите иллюстрации «Уровни организации жизни» по порядку,

начиная с наименьшего. Докажите, что на каждом из них организмы - это

открытые биологические системы. (2 ученика: I - растительный организм,

II - животный организм).

Задание 2. Рассмотрите рис.1 и рис.2 в рабочей тетради на с.21. Объясните, нарушена

ли целостность живого организма в каждом случае?

V. Выводы

- Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать выводы

по уроку.

VI. Дом. задание.

- статья в учебнике «Организм как единое целое» - учить;

- записи в тетради - учить.










Приложение


Иллюстрации «Уровни организации жизни»:


Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс) − клеточный уровень

Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс)


Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс) − тканевый уровень

Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс)


Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс) − органный уровень

Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс)


Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс) − система органов

Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс)


Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс) − организменный уровень

Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс)


© 2010-2022