- Преподавателю
- Биология
- Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс)
Конспек урока биологии на тему Организм - единое целое (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тонких И.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ СОШ №20 г. Липецка
Тонких Ирина Александровна, учитель биологии
6 класс, общеобразовательный
Программа базового уровня; учебник: Н.И.Сонин. Биология. Живой организм.
Тема урока: Живой организм - единое целое
Цели:
- образовательные:
формировать представление об организме как о целостной системе;
- развивающие:
развивать умение сравнивать, обобщать, систематизировать полученные знания;
- воспитательные:
убедить учащихся в том, что живой организм - это единая целостная система;
воспитывать культуру труда.
Оборудование: комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Животная
клетка», «Ткани животных и человека»; иллюстрации с изображением
клеток, тканей, органов, систем органов и организмов растений и
животных.
План урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Изучение нового
1. Понятие о системе
2. Клетка - открытая система
3. Организм - открытая единая целостная система
4. Нарушение целостности живого организма
IV. Закрепление
V. Выводы
VI. Дом. задание, отметки за урок
Ход урока
I. Организационный момент
- проверка готовности к уроку учащихся;
- озвучивание целей урока и плана работы на уроке.
II. Актуализация знаний
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Растения и животные обладают всеми свойствами живого. Вспомните и назовите свойства живого.
- Проявляя данные свойства, живые организмы могут существовать на разных уровнях организации жизни. Назовите уровни организации живого.
(Записываю название уровней на доске)
- На всех уровнях организации жизни организмы - это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать это.
(Вспоминают и называют признаки живых организмов):
- клеточное строение,
- питание,
- дыхание,
- выделение,
- обмен веществ и энергии,
- рост и развитие,
- раздражимость,
- размножение,
- движение.
(Вспоминают и называют уровни органи-зации живого):
- клеточный,
- тканевый,
- органный,
- организменный.
(Записывают число, тему урока и первый пункт плана в тетрадях)
III. Изучение нового
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Понятие о системе
- Запишем определение понятия «система» в тетрадь.
Система - (от греч.) - это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство.
2. Клетка - открытая система
- Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: « Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли отдельная клетка биологической системой? Почему?»
- Обратите внимание на таблицы: «Растительная клетка», «Животная клетка»
Наводящие вопросы:
- Состоит ли клетка из отдельных частей?
- Какие это части? Назовите их.
- Взаимосвязаны ли они между собой?
- Взаимодействуют ли они друг с другом?
- Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.
- Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?
- По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды.
- Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне. Следующий уровень характеризуется группой клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям. О чем идет речь?
- Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека».
- Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?
- Какой уровень организации жизни следует за тканевым?
- Вспомните определение термина орган.
- Что образуют органы, объединенные общей работой?
- Назовите системы органов растений и животных.
- Какой уровень организации жизни следует за органным?
3. Организм - открытая единая целостная система
- Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?
- Из каких частей состоит живой организм?
- Можно ли его назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске.
4. Нарушение целостности живого организма
- Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление? Приведите примеры из учебника или личного наблюдения.
(Записывают определение в тетрадь под диктовку учителя)
- Да.
- Да.
- Это органоиды клетки: ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, лизосомы, митохондрии, пластиды, аппарат Гольджи.
- Да.
- Да, например, аппарат Гольджи и лизосомы.
- Да, например, в процессе питания клетки.
- О тканях.
- Ткань можно назвать биологической системой. (Объясняют, почему).
- Органный.
(Вспоминают)
- Систему органов.
(Называют)
- Организменный.
- Организм - это живое существо, способное к самостоятельному существованию.
- Живой организм состоит из органов (систем органов).
(Доказывают)
(Работают с текстом учебника, объясняют, приводят примеры)
IV. Закрепление
Задание 1. Расположите иллюстрации «Уровни организации жизни» по порядку,
начиная с наименьшего. Докажите, что на каждом из них организмы - это
открытые биологические системы. (2 ученика: I - растительный организм,
II - животный организм).
Задание 2. Рассмотрите рис.1 и рис.2 в рабочей тетради на с.21. Объясните, нарушена
ли целостность живого организма в каждом случае?
V. Выводы
- Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать выводы
по уроку.
VI. Дом. задание.
- статья в учебнике «Организм как единое целое» - учить;
- записи в тетради - учить.
Приложение
Иллюстрации «Уровни организации жизни»:
− клеточный уровень
− тканевый уровень
− органный уровень
− система органов
− организменный уровень