Методические рекомендации для студентов

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное Бюджетное

Профессиональное Образовательное Учреждение

Павловский техникум профессиональных технологий

Краснодарского края








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ БИОЛОГИЯ

для студентов технического и естественно - научного профиля

















2016 г.



  1. Введение

Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать учебные и научные задачи.

Целью СРС является - сформировать у студентов умение самостоятельно решать задачи по дисциплине, развитие такой черты личности, как самостоятельность.



























Содержание:


  1. Рекомендации по написанию рефератов, докладов, сообщений..…..5

    1. Основные этапы совместной деятельности преподавателя и студентов…………………………………………………………………………….5

    2. Требования к оформлению рефератов, докладов.……………………………5

    3. Этапы работы над рефератом, докладом……………………………………6

    4. Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией…...………………………………………………………………………7

    5. Критерии выставления оценки…………………………………………………..8

    6. Общий план оформления рефератов, докладов.………………………………9

    7. Список рефератов, докладов, сообщений…………………………………….10

  2. Оформление задач по генетике....……………………………………….12

  3. Составление схем на уроке биологии.…………………………………14

    1. Принцип составления схемы...……………………………………………14

    2. Действия по составлению схем……………………………………………14

    3. Памятка по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.………14

  4. Составление вопросов для самоконтроля……………………………..15

  5. Составление конспектов занятий………………………………………16

5.1. Основные характеристики и назначение опорного конспекта….………16

5.2. Рекомендации по составлению опорного конспекта……………………17

5.3. Графический конспект…………………………………………………….18

  1. Разработка проектов и презентации……………………………………18

  2. Работа с учебной и дополнительной литературой……………………19

  3. Список рекомендуемой литературы для самостоятельной

работы студентов………………………………………………………….20

  1. Список используемой литературы……………………………………...21





  1. Рекомендации по написанию рефератов, докладов, сообщений.


«Залог успеха,
Соль удачи -
Трудолюбивое терпенье.
А без терпенья мало значат

И озаренье. И уменье…»
Л.Татьяничева


Одной из распространенных форм познавательной деятельности учащихся можно считать написание и защиту ими на уроках реферативных работ, докладов выполненных самостоятельно или с помощью учителя. Предполагается, что эти работы должны носить творческий характер, быть итогом длительного и серьезного интеллектуального труда учащегося, а по своему оформлению - приближаться к требованиям, предъявляемым к любой научной работе: статье, монографии, научному отчету и т.д.

  1. Основные этапы совместной деятельности преподавателя и учащихся.

1.1.1. Выбор темы работы.

1.1.2. Написание реферата, доклада под руководством преподавателя с использованием справочной литературы.

1.1.3. Защита. В процессе защиты ученик не воспроизводит полностью свою работу, а кратко излагает содержание реферата, подробно останавливаясь на наиболее существенных моментах, акцентируя при этом внимание на какой-либо проблеме, которую ему пришлось решать самостоятельно. Совместную работу учеников, учителей и других участников процесса написания и защиты реферата, можно рассматривать как модель исследовательской деятельности. При удачном осуществлении всех этапов этой работы учащиеся «поднимутся» на качественно иной биологический уровень.

1.2. Требования к оформлению рефератов, докладов.

    • титульный лист с названием учебного заведения, названием работы, кто выполнил и кто проверил.

  • оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

  • введение (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос).

  • основной текст (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада).

  • заключительную часть;

  • список литературы.

1.3.Этапы работы над рефератом, докладом.

  • Подбор и изучение основных источников по теме

(рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).

  • Составление библиографии.

  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

  • Разработка плана доклада.

  • Написание.

  • Публичное выступление с результатами исследования.

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Общая структура может быть следующей:

  • Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

  • Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).

  • Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).

  • Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие).

  • Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).

  • Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

  • Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.

  • Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.


  1. Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.

  • Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.

  • В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

  • Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

  • Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.

  • Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.

  • Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию и преподавателей.

  • Делайте паузы так часто, как считаете нужным.

  • Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.

  • Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.

  • Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т. д поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.

При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен преподавателем.



  1. Критерии выставления оценки

Оценка «5»выставляется если:

- студент грамотно и полно раскрыл все пункты, предложенные для выполнения самостоятельной работы;

- вовремя сдал работу;

- аккуратно оформил работу;

- легко отвечает на вопросы преподавателя.

Оценка «4» выставляется если:

- студент раскрыл все пункты, но в них имеются небольшие недочеты;

- затрудняется отвечать на задаваемые вопросы;

Оценка «3» выставляется если:

-материал изложен не в полном объеме, многие пункты не раскрыты;

- затрудняется отвечать на задаваемые вопросы.

Оценка «2» выставляется если:

- студент не сдал работу в назначенное время.


  1. Общий план оформления рефератов, докладов

Титульный лист

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное Бюджетное

Профессиональное Образовательное Учреждение

Павловский техникум профессиональных технологий

Краснодарского края


Реферат на тему:

«Биотехнология, ее достижения и перспективы развития»

Выполнил студент группы_______

Ф.И.О._________________________

Проверил преподаватель_________

Ососко Елена Александровна


Год выполнения работы

  1. Список рефератов, докладов, сообщений

1. «Углеводы и жиры».

  1. «Роль неорганических соединений в процессе обеспечения жизнедеятельности клетки».

  2. «Белки как средство защиты».

  3. «Три этапа энергетического обмена».

  4. «Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных».

  5. «Особенности строения клеток растений».

  6. «Две формы организации клеточной материи».

  7. «Взаимодействие вируса с клеткой».

  8. «Клеточная теория строения организмов».

  9. «Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации».

  10. «Способы размножения растений».

  11. «Биологическое значение бесполого размножения организмов».

  12. «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование».

  13. «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ».

  14. «Последствия влияния загрязнения среды на развитие человека».

  15. «Развитие организмов и окружающая среда».

  16. «Признаки и свойства человека и других животных, а также растений на различных уровнях организации».

  17. «Значение генетики для селекции и медицины».

  18. «Наследственные болезни человека, их причины и профилактика».

  19. «Родословная моей семьи».

  20. «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение».

  21. «Мутационная теория».

  22. «Классификация мутаций».

  23. «Биотехнология, ее достижения и перспективы развития».

  24. «Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии».

  25. «Клонирование животных (проблемы клонирования человека)».

  26. «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».

  27. «Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира».

  28. «Возникновение и развитие эволюционных представлений».

  29. «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции».

  30. «Система природы К.Линнея и ее значение для развития биологии».

  31. «Сущность работ С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена».

  32. «Видообразование как результат микроэволюции».

  33. «Пути достижения биологического прогресса».

  34. «Эволюционные изменения растений».

  35. «Основные этапы эволюции эукариотических организмов».

  36. «Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров».

  37. «Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных».

  38. «Несостоятельность и обоснованность расизма».

  39. «Современный расизм как глобальная проблема».

  40. «Эволюция приматов и этапы эволюции человека».

  41. «Биологическая роль живых организмов в создании почвы».

  42. «Влияние живых организмов на создание современной атмосферы».

  43. «Характеристика верхних и нижних пределов распространения жизни в биосфере».

  44. «Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы».

  45. «Сукцессии и их формы».

  46. «Перспективы рационального природопользования».

  47. «Воздействие человека на природу в процессе становления общества».

  48. «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды».

  49. «Экологические кризисы и экологические катастрофы».

  50. «Научные программы по запрещению испытаний ядерного, химического, бактериологического оружия».




  1. Оформление задач по генетике.

При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике и приведенными ниже:

женский организм

мужской организм

×

знак скрещивания

P

родительские организмы

F1, F2

дочерние организмы первого и второго поколения

А, В, С...

гены, кодирующие доминантные признаки

а, b, с...

аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки

АА, ВВ, СС...

генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку

Аа, Вb, Сс...

генотипы моногетерозиготных особей

аа, bb, сс...

генотипы рецессивных особей

АаВb, AaBbCc

генотипы ди - и тригетерозигот

А B, CD
a b cd

генотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании

Методические рекомендации для студентов А, Методические рекомендации для студентов а, Методические рекомендации для студентов АВ , Методические рекомендации для студентов cd

гаметы

Пример записи схемы скрещивания (брака)

А - желтая окраска семян, а - зеленая окраска семян.

Запись в буквенной форме

Р ♀ Аа х ♂ Аа

желтая желтая

гаметы А,а А,а

F1 АА, Аа, Аа, аа

ж. ж. ж. з.

Запись в хромосомной форме

Р ♀ А Х ♂ А

= =

а а

желтая желтая

гаметы А,а А,а

F1 А А А а

= = = =

А а а а

ж. ж. ж. з.

К распространенным ошибкам, допускаемым учащимися при оформлении задач, относятся также случаи, когда генотип женского организма написан не слева (принятая форма записи), а справа. Довольно часто встречаются ошибки, когда у гомозиготных особей отмечается два типа гамет, например:

AA

Методические рекомендации для студентов

Методические рекомендации для студентов A

Методические рекомендации для студентов A

или

aa

Методические рекомендации для студентов

Методические рекомендации для студентов a

Методические рекомендации для студентов a

Такая запись не имеет смысла, так как должно быть указано не число гамет, которых может быть множество, а только число их типов. Запись типа «один ребенок будет больным, а другой здоровым» или «первый ребенок родится больным, а второй здоровым» также лишена смысла, поскольку результаты указывают лишь на вероятность рождения тех или иных особей.





  1. Составление схем на уроке биологии

  1. Принцип составления схемы

    1. Целое условно делиться на части, имеющее различное строение и значение.

    2. Следует придерживаться какого - либо одного критерия деления.


  1. Действия по составлению схем

    1. Установление критерия мысленного разделения объекта (анализ).

    2. Деление на основные, различные по строению, составу или функции части.

    3. Условное обозначение этого деления дальнейшее разделение объекта на более мелкие части.


  1. Памятка по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу

3.3.1. Прочитайте текст.

3.3.2. Проанализируйте, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается - организм (ы), или процесс (ы)

3.3.3. Если «героем» текста является живой организм, тогда в названиях вертикальных столбцов - граф может быть:

  • название организма;

  • состав организма;

  • структура организма;

  • особенности жизнедеятельности;

  • роль организма в природе;

  • значение для человека;

3.3.4. Если в тексте идет речь о процессе (дыхание, питание, размножение и т.д.), то столбцы могут содержать информацию о:

  • механизмах процесса;

  • условиях процесса;

  • результатах процесса;

  • значение процесса.

3.3.5. Если в тексте сравнивается два или более объектов или процессов, то достаточно трех столбцов:

  • название объекта;

  • сходство;

  • различие;

Можно также сделать таблицу со столбцами, «в шапке» которых перечисляются все характеристики, по которым идет сравнение. Тогда останется только ставить «+» или « - « в соответствующей ячейке


  1. Составление вопросов для самоконтроля

В качестве примера дана тема:

«ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ»

  1. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа.

  2. Модификационная изменчивость.

  3. Норма реакции.

  4. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

  5. Мутации, их причины.

  6. Мутационная изменчивость.

  7. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора.

  8. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

  9. Генетика и теория эволюции.

  10. Что такое ген?

  11. Что такое генотип?

  12. Какие гены называют аллельными?

  13. От чего зависит фенотип?

  14. Какие признаки фенотипа пластичны?

  15. Чем ограничена пластичность признаков?

  16. Как называется изменчивость фенотипа?

  17. Как называется изменчивость генотипа?

  18. Какие структуры клетки перестраиваются при мутационной изменчивости?

  19. Под воздействием каких факторов происходят генные мутации?

  20. В результате какого явления осуществляются хромосомные мутации?

  21. Что такое полиплоидия?

  22. Что более подвержено изменению при неблагоприятных условиях окружающей среды - фенотип или генотип?

  23. Что называют нормой реакции?

  24. Что принято в современной теории эволюции за элементарную эволюционную единицу?

  25. Какова роль мутаций в природных популяциях?


  1. Составление конспектов занятий


  1. Основные характеристики и назначение опорного конспекта.

Прежде чем рассмотреть основные характеристики и назначение опорных конспектов, мы рассмотрим его определения. В настоящий момент существует много определений опорного конспекта.

  • Под опорным конспектом понимается особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала.

  • Опорный конспект представляет собой схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме.

  • Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

основные принципы составления конспекта:

  • конспективное изображение изучаемого материала;

  • выбор оптимального варианта изучения темы занятия;

  • логическая взаимосвязь, последовательность событий;

  • указывать главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты.

Виды опорного конспекта

  • развернутый

  • графический

  • логический

  • смысловой

  • текстуально-схематический опорный конспект

В хорошей символической схеме учебный материал так подан, что повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность.


  1. Рекомендации по составлению опорного конспекта.

  • Вдумайтесь в название темы конспекта, вспомните материал, изученный на уроках по этой теме.

  • Изучите текст соответствующего параграфа учебника, прочитайте дополнительную литературу по этой теме, выделите основные понятия и термины.

  • Составьте план конспекта.

  • Придумайте символику опорных схем

  • Приступайте к графическому изображению опорных сигналов

  • Не злоупотребляйте фактическим материалом, иначе опорный конспект будет громоздким и трудным для запоминания.

  • Составляйте конспект сначала простым карандашом, и только убедившись, что достигли цели, приступайте к его раскрашиванию, помните о смысловой нагрузке цвета.

  • Подготовьте устный рассказ по составленному конспекту.


5.3. Графический конспект

Требования для учащихся к оформлению графического конспекта (рекомендации).

  • Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради.

  • Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими.

  • Необходимый текст оформлять печатными буквами.

  • При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой!

  • При составлении конспекта использовать дополнительную литературу.

  • При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.


  1. Разработка проектов и презентации


Современная наука не стоит на месте, и биология в этом плане не является исключением. Бурное развитие молекулярной биологии значительно повлияло на наши представления о процессах, происходящих в клетке, а широкое применение биохимических, генетических, молекулярно-биологических методов в классических науках, таких как экология или систематика, привело к смене целого ряда парадигм. Зачастую новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в школьном и дополнительном образовании могут стать мультимедийные презентации.

Плюсы. Во-первых, использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Еще одно преимущество - проигрывание аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает лучшее восприятие информации - излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции.

Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. То есть, обобщая, преимущества презентаций - это наглядность, удобство и быстрота.


  1. Работа с учебной и дополнительной литературой.

Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного.

  • Составление плана текста - план может быть, простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на составные части и озаглавить каждую часть

  • Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.

  • Цитирование - дословная выдержка из текста

  • Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего мнения о прочитанном.





  1. Список рекомендуемой литературы для самостоятельной

работы студентов

  1. Каменский АА., Маклакова А.С., Сарычева Н.Ю., Соколова Н.А.

«Мир книги. Современная школьная энциклопедия» Академия. 2008 г.

  1. «Иллюстрированный словарь. Биология. Химия. Физика». Астрель. 2008г.

  2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. «Биология. Ботаника» Оникс, 2010 г.

  3. Чебышев Н.И. «Биология. Новейший справочник». Махаон 2008 г.

  4. Б. Сергеев «Как мозг учился думать» Цитадель ,1995г.

  5. Сыч В.Ф. «Общая биология» в 2-х чч. Ч.1, Ч.2. УлГУ (2005), Академический проект одной книгой (2007) 2005г.

  6. Фрешни Р.Я. «Культура животных клеток. Практическое руководство» Бином, 2010 г.

  7. Якушкина Н.И., Бахтенко Е.Ю. « Физиология растений», Владос, 2004.

  8. Ричард Докинз «Величайшее Шоу на Земле: свидетельства эволюции /The Greatest Show on Earth - The Evidence for Evolution/»
    Notabenoid 2009г.

  9. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. « Биология. Общая биология» 10- 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва 2010, 2011 г.

  10. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., «Биология. Общая биология» 10- 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва 2008 г.

  11. Мамонтов С. Г., В. Б. Захаров. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. -М.: Академия (совместно с ВШ), 2007.

  12. Берни Д. «Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы». Махаон. Москва 2008г.

  13. Школьник Ю.К. «Человек. Полная энциклопедия». ЭКСМО. Москва. 2010 г.

  14. Мадгуик У., Керрод Р. «Книга знаний в вопросах и ответах». Махаон. Москва. 2008 г.

9. Список используемой литературы

  1. .Гарунов М.Г. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1998г.

  2. Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования. Учебно-методический комплекс Тип ЭВМ:Pentium IV; тип и версия ОС: Windows XP / ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова».- Якутск: сайт http: //moodle.ysu.ru. Номер государственной регистрации: 50200801257, 03 июля 2008 года

  3. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 217 с.

  4. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с

  5. Подласый И.П. Педагогика Учебник М., 2006 - 324c.

20


© 2010-2022