Из опыта работы: Развитие личности ребенка методом педагогического проектирования

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие личности ребенка методом педагогического проектирования


Денисова Э.В., учитель биологии и ОБЖ,

высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ№5 г. Челябинска»


Характеристика контингента обучающихся МАОУ «СОШ№5 г. Челябинска»:

МАОУ «СОШ№5 г. Челябинска» является общеобразовательной школой, в которой обучается 952 человека в 34 классах комплектах.

Современные социально-экономические условия, ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации» № 273 требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг.

В школе интегрировано в общеобразовательных классах обучаются дети с ОВЗ и дети -инвалиды согласно заявлениям родителей.

В составе контингента учащихся с 5-9 классы - 21 ребенок с ОВЗ VII вида, детей - инвалидов (5-9 классы) - 6 человек. В 10-11 классах детей с ОВЗ и детей -инвалидов нет.

Все учащиеся обучаются по общеобразовательным программам.

Данная категория детей обучается по общему режиму работы школы.

Организация работы

Цель работы: Создание комплексной системы психолого-медико

педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для

успешного освоения образовательных программ, активизации

ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

Задачи:

  • Работа с базой данных по детям с ОВЗ и детям -инвалидам;

  • Изучение психологических особенностей детей с ОВЗ и детей - инвалидов, соответственно возрастному периоду;

  • Разработка рекомендаций для педагогов по составлению реализации адаптированных программ по предметам, способствующих освоению образовательных программ и рекомендации родителям. В оказании помощи своим детям.

Для создания базы обучающихся с ОВЗ мы использовали следующие критерии школьной дезадаптации:

  1. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).

  2. Нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).

  3. Повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения - отказные реакции стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

При сходстве внешних проявлений психолого-социальной дезадаптации, проявляющейся в отставании в учении и отклонении в поведении, психологические причины последние могут быть весьма различными. Этим определяется необходимость точного, содержательного, разнообразного, соответствующего возрастному периоду и как можно более раннего распознавания природы несоответствий и рассогласовании в психическом развитии детей и подростков.

Таким образом, следующим этапом нашей работы было изучение психологических особенностей ребенка, соответственно возрастному периоду.

В соответствии с положениями ФГОС ООО Адаптированная образовательная программа школы содержит систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Такая система предусматривает:

  • психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей,

  • мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы основного общего образования,

  • корректировку коррекционных мероприятий.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ школы в условиях образовательного процесса исходит из целей и задач Программы в целом, при этом необходимо конкретизировать задачи по различным уровням реализации:

  • на уровне системы управления школой (выявить особые образовательные способности, описать специальные условия обучения и воспитания; определить особенности организации образовательного процесса; обеспечить возможности получения коррекционных услуг; оказывать консультативную помощь родителям);

  • на уровне деятельности педагогических работников (осуществлять индивидуально-ориентированную коррекционную помощь детям с ОВЗ; использовать специальные образовательные программы и методы обучения и проведения коррекционных занятий , разработка индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных программ);

  • на уровне ученика с ОВЗ (обеспечение освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования; обеспечить интеграцию детей с ОВЗ в школе). Такое ранжирование задач позволяет наиболее точно определить содержание деятельности каждого субъекта реализации Программы, конкретизировать плнируемые результаты.

II. Реальные проблемы, которые необходимо преодолеть в школе:

Психологический, проблемный подход к школьной дезадаптации направляет наше внимание на анализ и помощь при конфликтных отношениях ребенка: «ребенок и сверстники», «ребенок и учитель», «ребенок и школа как институт обучения», «ребенок и его психическое и физическое здоровье, личностная самооценка».

Перед учителями стали конкретные проблемы:

  • Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям детей с ОВЗ?

  • Как обучать детей с ОВЗ в общеобразовательном классе и подготовить их к освоению образовательных программ?

  • Как интегрировать усилия учителей, классного руководителя, родителей и служб сопровождения в решении вопросов комплексной реабилитации детей с ОВЗ?

  • Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории и как помочь ребенку преодолеть пробелы знаний по предметам?

  • Какие ключевые компетенции взять за основу при изучении учебного курса?

  • Как осуществить промежуточный и итоговый контроль освоения учащимися с ОВЗ учебных программ?

В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике почти не учитывался, игнорировался - субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Необходимость в психолого-педагогической диагностике усиливается, где в настоящее время в связи с расширением в современной школе возможностей для учащихся выбора специализации обучения, начиная с начальной школы.

Учитель в личностно ориентированной школе призван помочь школьнику определиться в обучении с учетом его склонностей, способностей, интересов. Благодаря изучению педагогом индивидуально-психологических особенностей школьника последний вместе с родителями получает информацию о себе, что стимулирует процесс самоизучения и осознания своего места и роли в окружающем мире.

Организуя диагностический процесс мы исходили, прежде всего, из принципа разумной достаточности. При выборе методов диагностики мы руководствовались принципом универсальности и специфичности инструмента, т.е. чтобы методика была многофункциональной, стандартизированной, помогала решать различные задачи.

Результаты полученные в процессе диагностики, должны использоваться только с целью оказания помощи ребенку, для того чтобы определить эффективную стратегию помощи. Для представления результатов диагностических исследований разработана индивидуальная психолого-педагогическая карта учащегося.

В индивидуальную психолого-педагогическую карту включены:

  • Общие сведения об учащемся (Ф.И.О., дата рождения, класс);

  • Методы психологической диагностики, которыми был исследован ребенок (цель исследования, метод, дата);

  • В следующем блоке представлены результаты исследований по следующим параметрам:

    1. Познавательная сфера;

    2. Личностная сфера;

    3. Сфера общения.

  • Далее, на основании полученных результатов предлагаются рекомендации по работе и взаимодействию с ребенком ОВЗ и детьми -инвалидами:

  • для педагогов предметников;

  • для родителей.

1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК школы) - это совещательный, систематически действующий орган, совещание лиц, участвующих в учебно-образовательный процессе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на обучающегося.

2. Основная цель ПМПК школы - выработка коллективного решения по представленным психолого-педагогической, социальной службами диагностическим и аналитическим данным о наиболее соответствующем психофизиологическим особенностям ученика или группы учащихся содержании обучения и способах профессионально-педагогического воздействия.

3. Общее руководство деятельностью ПМПК школы осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по учебной работе.

4. В состав ПМПК школы входят постоянные участники - представители психолого-педагогической службы, социальный педагог, школьный врач (медсестра), специалисты-консультанты (работники кафедр психологии и социологии, врач-психоневролог или психиатр, специалисты РУО, правоохранительных органов, администрации района - приглашаются по мере необходимости).

5. В качестве временных участников ПМПК школы, приглашенных на конкретное заседание, могут быть классные руководители, родители (представители родительского комитета), учителя предметники, в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса.

II. Задачи ПМПК школы

1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении учащихся, обобщение причин отклонений.

2. Практическое решение проблемы предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в неуспеваемости, нарушениях поведения и проблемах межличностного воздействия.

3. Принятие коллективного решения о специфики содержания образования и обучения для обучающегося с ОВЗ.

4. Разработка плана совместных психолого-медико-педагогических мероприятий в цепях коррекции отклоняющегося развития, специфики работы с учащимися, имеющими различный уровень учебных возможностей.

5. Консультация в решении сложных, конфликтных ситуаций.

6. Отслеживание проявления отклонений в обучении и поведении обучающегося.

III. Принципы деятельности ПМПК школы

  • Основополагающим принципом работы ПМПК школы является общепедагогический принцип уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Собеседование на ПМПК школы нацелено на распознавание в одинаковый степени, как недостатков развития, так и положительного потенциала учащегося.

  • Принцип максимальной педагогизации диагностики определяет приоритет педагогических задач ПМПК школы и предполагает, что смысл консилиума - в интеграции психологического и педагогического знания. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций зоны ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру.

  • Принцип закрытости информации предполагает строгое соблюдение этических принципов участниками ПМПК школы. Конкретизация и обнаружение противоречий и трудностей развития не должно привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и родителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и прочая не подлежит публичному разглашению и обсуждению, особенно в коллективе сверстников

ІV. Функции ПМПК школы

1. Прогностическая.

2. Диагностическая.

3. Воспитательная.

4. Реабилитирующая.

V. Организация деятельности ПМПК школы

1. Заседания проводятся один раз в два месяца, в течение которых проводиться сбор предварительных диагностических, аналитических и других материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы.

2. Заседание ПМПК может быть созвано заместителем директора в экстренном порядке.

3. Заседания ПМПК оформляются протоколом.

4. Организация заседаний проводится в два этапа:

• подготовительный этап: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций;

• основной этап: обсуждение по итогам аналитических данных и предварительных выводов и выработка коллективных рекомендаций.

VІ. Обязанности участников ПМПК школы.

Участники

Обязанности

Руководитель (председатель) ПМПК - заместитель директора школы

  • организует работу ПМПК;

  • обеспечивает систематичность заседаний;

  • формирует состав участников для очередного заседания;

  • формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;

  • координирует связи ПМПК с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы;

  • контролирует выполнение рекомендаций ПМПК.

Педагог-психолог школы

- организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;

- обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы;

- формирует выводы, гипотезы;

- формирует предварительные рекомендации;

- готовит предложения по отдельным обучающимся и информацию по классу в целом.

Социальный педагог

- дает характеристику неблагополучным семьям;

- составляет социальный паспорт семьи.

Школьный врач (медсестра)

  • информирует о состоянии здоровья учащегося;

  • дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка;

  • обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости).

Учителя, работающие в классах (классный руководитель)

- собирают и обрабатывают информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения.

- дают развернутую педагогическую характеристику на ученика.

- формируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации.

Индивидуализацию процесса обучения, на сегодняшний день, можно считать одним из направлений модернизации российского образования. Это направление позволяет выявить и максимально развить способности каждого учащегося; создать условия, стимулирующие проявление его интеллектуального потенциала, обеспечить достаточный уровень образованности учащегося и сохранить его здоровье.

Современный учитель должен учитывать следующие аспекты индивидуализации обучения:

  • во главе угла должны стать интересы развития личности.

Соответственно, учитель обязан обеспечить право каждого ребенка на такие условия школьной среды, которые обеспечивали бы ему полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных психологических ресурсов;

  • учёт уровня интеллектуальных возможностей;

  • максимальными возможностями для индивидуализации

процесса обучения обладает самостоятельная работа;

  • в современной школе учитель должен реализовать функцию

проектирования хода индивидуального интеллектуального и нравственного развития каждого ученика.
Соответственно, на первый план выходит разработка педагогом индивидуальных стратегий обучения и воспитания разных детей, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов.

Школа любого типа может успешно выполнять учебно-воспитательные функции при условии использования в своей работе совокупности методов изучения уровня развития и становления каждого учащегося. Только учитель, хорошо знающий возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, социально-психологические характеристики класса, может понять мотивы учения, отношений и поведения ребенка, вовремя скорректировать их, а также увидеть возможности ребенка и повлиять на весь ход развития личности.

Возникла необходимость в составлении индивидуальной карты и индивидуальной программы развития ученика. Индивидуальная программа развития ученика ориентируется на обучение конкретного ученика, выстраивая ее в зависимости от индивидуальных функциональных возможностей ребенка, диагноза его заболевания, а также запроса родителей и в соответствии с индивидуальной траекторией развития.

Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер. Индивидуальные программы развития и методические рекомендации, разрабатываемые учителями, составляются на базе основных общеобразовательных программ. Учитываются особенности психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально - волевой сферы, характера течения заболевания.

Единство обучения и воспитания в современном образовательном процессе призвано обеспечить развитие всех психических качеств ребенка и становление его мировоззрения, прежде всего духовности и нравственных качеств.

Для того чтобы лучше узнать причины осложненного поведения учащихся и помочь подросткам, учителям, родителям наладить процесс обучения и воспитания необходимо провести:

1.Диагностический мониторинг личности и уровня воспитанности,

  • Определить в каком направлении происходит развитие личности

ребенка,

  • На какие ценности он ориентируется,

  • Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к

самому себе складываются у него в процессе воспитания и обучения;

  1. Сформулировать рекомендации для учителя- предметника,

классного руководителя и родителей по работе с данной группой учащихся.

  1. Обеспечить становление личности каждого учащегося на основе

развития его индивидуальности в образовательном пространстве. Воспитать ученика, его мировоззрение, патриотизм, трудолюбие.

Сформировать нравственные основы личности, ориентированные на общечеловеческие ценности.

  1. Развить психические качества: память, внимание, воображение,

  2. волевые качества, мотивы и опыт поведения.

  3. Воспитать культуру чувств, поведения, общения.

В связи с этим сформировалась структура работы классного руководителя по работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами, учителями - предметниками, психологами и родителями.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, медицинский работник, педагог-предметник, классный руководитель, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ и дети- инвалиды, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем - предметником, классным руководителем, родителями.

4. Принцип доступности.

Педагоги - профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования.

Консультативная работа включает:
Консультативная работа с родителями и педагогами детей с ОВЗ VII вида

Мероприятия, направления консультативной деятельности

Срок реализации

Ответственные

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми ОВЗ.

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ

В течение года

В течение года

Педагог-психолог







Педагог-психолог

-консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Консультативная работа с родителями и педагогами детей с ОВЗ VII вида

Мероприятия, направления консультативной деятельности

Срок реализации

Ответственные

  • Консультативная помощь семье в вопросах осознанного профориентационного выбора ребёнка с ОВЗ

  • Консультативная поддержка обучающегося с ОВЗ направленная на правильный выбор профессии.

  • Помощь обучающемуся в правильном выборе профессии и помощь при выборе места обучения в соответствии с выбранной им профессией.

В течение года

В течение года

Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель



Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель

Педагог-психолог

Информационно-просветительская работа предусматривает:
Информационно-просветительская работа с родителями и детьми с ОВЗ VII вида

Тематическая направленность

Проводимые мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Организация психолого-педагогического просвещения родителей и педагогов

Родительские собрания:

« Обучения формирования ценности Здорового образа жизни».

Групповая консультация:

«Профилактика необученности детей»;

« Профилактика делинквентного поведения и употребление ПАВ».

В течение года

Педагог-психолог, социальный-педагог, классные руководители.


Информационно-просветительская работа с родителями и детьми с ОВЗ VII вида

Тематическая направленность

Проводимые мероприятия

Срок реализации

Ответственные

-организация различных форм просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), связанные с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ

Индивидуальные консультации педагога-психолога, социального педагога, учителя, заместителя директора.

Социально-психологический уголок с постоянно меняющейся информацией для всех участников образовательного процесса

В течение года

Педагог-психолог, социальный-педагог

-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ

Родительские собрания:

1. « Психология школьника, испытывающего трудности обучения и общения».

2. « Особенности взаимодействия родителей и ребёнка в условиях его недостаточного физического и психического развития.

3. « Свободное время ребёнка с ОВЗ»

В течение года

Педагог- психолог

Такое сотрудничество со специалистами школы помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть - во всех его проявлениях.

Ожидаемый результат:

Появление интереса родителей к работе школы.

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.

Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в районные службы ПМПК, социальной защиты и т.д.

Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в школе.

Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и результатами своих детей в целом.

2015 - 2016 учебный год

© 2010-2022