- Преподавателю
- Биология
- Из опыта работы: Развитие личности ребенка методом педагогического проектирования
Из опыта работы: Развитие личности ребенка методом педагогического проектирования
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Денисова Э.В. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие личности ребенка методом педагогического проектирования
Денисова Э.В., учитель биологии и ОБЖ,
высшей квалификационной категории
МАОУ «СОШ№5 г. Челябинска»
Характеристика контингента обучающихся МАОУ «СОШ№5 г. Челябинска»:
МАОУ «СОШ№5 г. Челябинска» является общеобразовательной школой, в которой обучается 952 человека в 34 классах комплектах.
Современные социально-экономические условия, ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации» № 273 требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг.
В школе интегрировано в общеобразовательных классах обучаются дети с ОВЗ и дети -инвалиды согласно заявлениям родителей.
В составе контингента учащихся с 5-9 классы - 21 ребенок с ОВЗ VII вида, детей - инвалидов (5-9 классы) - 6 человек. В 10-11 классах детей с ОВЗ и детей -инвалидов нет.
Все учащиеся обучаются по общеобразовательным программам.
Данная категория детей обучается по общему режиму работы школы.
Организация работы
Цель работы: Создание комплексной системы психолого-медико
педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для
успешного освоения образовательных программ, активизации
ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
Задачи:
-
Работа с базой данных по детям с ОВЗ и детям -инвалидам;
-
Изучение психологических особенностей детей с ОВЗ и детей - инвалидов, соответственно возрастному периоду;
-
Разработка рекомендаций для педагогов по составлению реализации адаптированных программ по предметам, способствующих освоению образовательных программ и рекомендации родителям. В оказании помощи своим детям.
Для создания базы обучающихся с ОВЗ мы использовали следующие критерии школьной дезадаптации:
-
Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).
-
Нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).
-
Повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения - отказные реакции стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни (поведенческий компонент школьной дезадаптации).
При сходстве внешних проявлений психолого-социальной дезадаптации, проявляющейся в отставании в учении и отклонении в поведении, психологические причины последние могут быть весьма различными. Этим определяется необходимость точного, содержательного, разнообразного, соответствующего возрастному периоду и как можно более раннего распознавания природы несоответствий и рассогласовании в психическом развитии детей и подростков.
Таким образом, следующим этапом нашей работы было изучение психологических особенностей ребенка, соответственно возрастному периоду.
В соответствии с положениями ФГОС ООО Адаптированная образовательная программа школы содержит систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Такая система предусматривает:
-
психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей,
-
мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы основного общего образования,
-
корректировку коррекционных мероприятий.
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ школы в условиях образовательного процесса исходит из целей и задач Программы в целом, при этом необходимо конкретизировать задачи по различным уровням реализации:
-
на уровне системы управления школой (выявить особые образовательные способности, описать специальные условия обучения и воспитания; определить особенности организации образовательного процесса; обеспечить возможности получения коррекционных услуг; оказывать консультативную помощь родителям);
-
на уровне деятельности педагогических работников (осуществлять индивидуально-ориентированную коррекционную помощь детям с ОВЗ; использовать специальные образовательные программы и методы обучения и проведения коррекционных занятий , разработка индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных программ);
-
на уровне ученика с ОВЗ (обеспечение освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования; обеспечить интеграцию детей с ОВЗ в школе). Такое ранжирование задач позволяет наиболее точно определить содержание деятельности каждого субъекта реализации Программы, конкретизировать плнируемые результаты.
II. Реальные проблемы, которые необходимо преодолеть в школе:
Психологический, проблемный подход к школьной дезадаптации направляет наше внимание на анализ и помощь при конфликтных отношениях ребенка: «ребенок и сверстники», «ребенок и учитель», «ребенок и школа как институт обучения», «ребенок и его психическое и физическое здоровье, личностная самооценка».
Перед учителями стали конкретные проблемы:
-
Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям детей с ОВЗ?
-
Как обучать детей с ОВЗ в общеобразовательном классе и подготовить их к освоению образовательных программ?
-
Как интегрировать усилия учителей, классного руководителя, родителей и служб сопровождения в решении вопросов комплексной реабилитации детей с ОВЗ?
-
Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории и как помочь ребенку преодолеть пробелы знаний по предметам?
-
Какие ключевые компетенции взять за основу при изучении учебного курса?
-
Как осуществить промежуточный и итоговый контроль освоения учащимися с ОВЗ учебных программ?
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике почти не учитывался, игнорировался - субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Необходимость в психолого-педагогической диагностике усиливается, где в настоящее время в связи с расширением в современной школе возможностей для учащихся выбора специализации обучения, начиная с начальной школы.
Учитель в личностно ориентированной школе призван помочь школьнику определиться в обучении с учетом его склонностей, способностей, интересов. Благодаря изучению педагогом индивидуально-психологических особенностей школьника последний вместе с родителями получает информацию о себе, что стимулирует процесс самоизучения и осознания своего места и роли в окружающем мире.
Организуя диагностический процесс мы исходили, прежде всего, из принципа разумной достаточности. При выборе методов диагностики мы руководствовались принципом универсальности и специфичности инструмента, т.е. чтобы методика была многофункциональной, стандартизированной, помогала решать различные задачи.
Результаты полученные в процессе диагностики, должны использоваться только с целью оказания помощи ребенку, для того чтобы определить эффективную стратегию помощи. Для представления результатов диагностических исследований разработана индивидуальная психолого-педагогическая карта учащегося.
В индивидуальную психолого-педагогическую карту включены:
-
Общие сведения об учащемся (Ф.И.О., дата рождения, класс);
-
Методы психологической диагностики, которыми был исследован ребенок (цель исследования, метод, дата);
-
В следующем блоке представлены результаты исследований по следующим параметрам:
-
Познавательная сфера;
-
Личностная сфера;
-
Сфера общения.
-
-
Далее, на основании полученных результатов предлагаются рекомендации по работе и взаимодействию с ребенком ОВЗ и детьми -инвалидами:
-
для педагогов предметников;
-
для родителей.
1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК школы) - это совещательный, систематически действующий орган, совещание лиц, участвующих в учебно-образовательный процессе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на обучающегося.
2. Основная цель ПМПК школы - выработка коллективного решения по представленным психолого-педагогической, социальной службами диагностическим и аналитическим данным о наиболее соответствующем психофизиологическим особенностям ученика или группы учащихся содержании обучения и способах профессионально-педагогического воздействия.
3. Общее руководство деятельностью ПМПК школы осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по учебной работе.
4. В состав ПМПК школы входят постоянные участники - представители психолого-педагогической службы, социальный педагог, школьный врач (медсестра), специалисты-консультанты (работники кафедр психологии и социологии, врач-психоневролог или психиатр, специалисты РУО, правоохранительных органов, администрации района - приглашаются по мере необходимости).
5. В качестве временных участников ПМПК школы, приглашенных на конкретное заседание, могут быть классные руководители, родители (представители родительского комитета), учителя предметники, в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса.
II. Задачи ПМПК школы
1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении учащихся, обобщение причин отклонений.
2. Практическое решение проблемы предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в неуспеваемости, нарушениях поведения и проблемах межличностного воздействия.
3. Принятие коллективного решения о специфики содержания образования и обучения для обучающегося с ОВЗ.
4. Разработка плана совместных психолого-медико-педагогических мероприятий в цепях коррекции отклоняющегося развития, специфики работы с учащимися, имеющими различный уровень учебных возможностей.
5. Консультация в решении сложных, конфликтных ситуаций.
6. Отслеживание проявления отклонений в обучении и поведении обучающегося.
III. Принципы деятельности ПМПК школы
-
Основополагающим принципом работы ПМПК школы является общепедагогический принцип уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Собеседование на ПМПК школы нацелено на распознавание в одинаковый степени, как недостатков развития, так и положительного потенциала учащегося.
-
Принцип максимальной педагогизации диагностики определяет приоритет педагогических задач ПМПК школы и предполагает, что смысл консилиума - в интеграции психологического и педагогического знания. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций зоны ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру.
-
Принцип закрытости информации предполагает строгое соблюдение этических принципов участниками ПМПК школы. Конкретизация и обнаружение противоречий и трудностей развития не должно привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и родителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и прочая не подлежит публичному разглашению и обсуждению, особенно в коллективе сверстников
ІV. Функции ПМПК школы
1. Прогностическая.
2. Диагностическая.
3. Воспитательная.
4. Реабилитирующая.
V. Организация деятельности ПМПК школы
1. Заседания проводятся один раз в два месяца, в течение которых проводиться сбор предварительных диагностических, аналитических и других материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы.
2. Заседание ПМПК может быть созвано заместителем директора в экстренном порядке.
3. Заседания ПМПК оформляются протоколом.
4. Организация заседаний проводится в два этапа:
• подготовительный этап: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций;
• основной этап: обсуждение по итогам аналитических данных и предварительных выводов и выработка коллективных рекомендаций.
VІ. Обязанности участников ПМПК школы.
Участники
Обязанности
Руководитель (председатель) ПМПК - заместитель директора школы
-
организует работу ПМПК;
-
обеспечивает систематичность заседаний;
-
формирует состав участников для очередного заседания;
-
формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;
-
координирует связи ПМПК с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы;
-
контролирует выполнение рекомендаций ПМПК.
Педагог-психолог школы
- организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
- обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы;
- формирует выводы, гипотезы;
- формирует предварительные рекомендации;
- готовит предложения по отдельным обучающимся и информацию по классу в целом.
Социальный педагог
- дает характеристику неблагополучным семьям;
- составляет социальный паспорт семьи.
Школьный врач (медсестра)
-
информирует о состоянии здоровья учащегося;
-
дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка;
-
обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости).
Учителя, работающие в классах (классный руководитель)
- собирают и обрабатывают информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения.
- дают развернутую педагогическую характеристику на ученика.
- формируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации.
Индивидуализацию процесса обучения, на сегодняшний день, можно считать одним из направлений модернизации российского образования. Это направление позволяет выявить и максимально развить способности каждого учащегося; создать условия, стимулирующие проявление его интеллектуального потенциала, обеспечить достаточный уровень образованности учащегося и сохранить его здоровье.
Современный учитель должен учитывать следующие аспекты индивидуализации обучения:
-
во главе угла должны стать интересы развития личности.
Соответственно, учитель обязан обеспечить право каждого ребенка на такие условия школьной среды, которые обеспечивали бы ему полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных психологических ресурсов;
-
учёт уровня интеллектуальных возможностей;
-
максимальными возможностями для индивидуализации
процесса обучения обладает самостоятельная работа;
-
в современной школе учитель должен реализовать функцию
проектирования хода индивидуального интеллектуального и нравственного развития каждого ученика.
Соответственно, на первый план выходит разработка педагогом индивидуальных стратегий обучения и воспитания разных детей, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов.
Школа любого типа может успешно выполнять учебно-воспитательные функции при условии использования в своей работе совокупности методов изучения уровня развития и становления каждого учащегося. Только учитель, хорошо знающий возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, социально-психологические характеристики класса, может понять мотивы учения, отношений и поведения ребенка, вовремя скорректировать их, а также увидеть возможности ребенка и повлиять на весь ход развития личности.
Возникла необходимость в составлении индивидуальной карты и индивидуальной программы развития ученика. Индивидуальная программа развития ученика ориентируется на обучение конкретного ученика, выстраивая ее в зависимости от индивидуальных функциональных возможностей ребенка, диагноза его заболевания, а также запроса родителей и в соответствии с индивидуальной траекторией развития.
Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер. Индивидуальные программы развития и методические рекомендации, разрабатываемые учителями, составляются на базе основных общеобразовательных программ. Учитываются особенности психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально - волевой сферы, характера течения заболевания.
Единство обучения и воспитания в современном образовательном процессе призвано обеспечить развитие всех психических качеств ребенка и становление его мировоззрения, прежде всего духовности и нравственных качеств.
Для того чтобы лучше узнать причины осложненного поведения учащихся и помочь подросткам, учителям, родителям наладить процесс обучения и воспитания необходимо провести:
1.Диагностический мониторинг личности и уровня воспитанности,
-
Определить в каком направлении происходит развитие личности
ребенка,
-
На какие ценности он ориентируется,
-
Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к
самому себе складываются у него в процессе воспитания и обучения;
-
Сформулировать рекомендации для учителя- предметника,
классного руководителя и родителей по работе с данной группой учащихся.
-
Обеспечить становление личности каждого учащегося на основе
развития его индивидуальности в образовательном пространстве. Воспитать ученика, его мировоззрение, патриотизм, трудолюбие.
Сформировать нравственные основы личности, ориентированные на общечеловеческие ценности.
-
Развить психические качества: память, внимание, воображение,
-
волевые качества, мотивы и опыт поведения.
-
Воспитать культуру чувств, поведения, общения.
В связи с этим сформировалась структура работы классного руководителя по работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами, учителями - предметниками, психологами и родителями.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, медицинский работник, педагог-предметник, классный руководитель, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ и дети- инвалиды, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем - предметником, классным руководителем, родителями.
4. Принцип доступности.
Педагоги - профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования.
Консультативная работа включает:
Консультативная работа с родителями и педагогами детей с ОВЗ VII вида
Мероприятия, направления консультативной деятельности
Срок реализации
Ответственные
-
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми ОВЗ.
-
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ
В течение года
В течение года
Педагог-психолог
Педагог-психолог
-консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Консультативная работа с родителями и педагогами детей с ОВЗ VII вида
Мероприятия, направления консультативной деятельности
Срок реализации
Ответственные
-
Консультативная помощь семье в вопросах осознанного профориентационного выбора ребёнка с ОВЗ
-
Консультативная поддержка обучающегося с ОВЗ направленная на правильный выбор профессии.
-
Помощь обучающемуся в правильном выборе профессии и помощь при выборе места обучения в соответствии с выбранной им профессией.
В течение года
В течение года
Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель
Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель
Педагог-психолог
Информационно-просветительская работа предусматривает:
Информационно-просветительская работа с родителями и детьми с ОВЗ VII вида
Тематическая направленность
Проводимые мероприятия
Срок реализации
Ответственные
Организация психолого-педагогического просвещения родителей и педагогов
Родительские собрания:
« Обучения формирования ценности Здорового образа жизни».
Групповая консультация:
«Профилактика необученности детей»;
« Профилактика делинквентного поведения и употребление ПАВ».
В течение года
Педагог-психолог, социальный-педагог, классные руководители.
Информационно-просветительская работа с родителями и детьми с ОВЗ VII вида
Тематическая направленность
Проводимые мероприятия
Срок реализации
Ответственные
-организация различных форм просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), связанные с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ
Индивидуальные консультации педагога-психолога, социального педагога, учителя, заместителя директора.
Социально-психологический уголок с постоянно меняющейся информацией для всех участников образовательного процесса
В течение года
Педагог-психолог, социальный-педагог
-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ
Родительские собрания:
1. « Психология школьника, испытывающего трудности обучения и общения».
2. « Особенности взаимодействия родителей и ребёнка в условиях его недостаточного физического и психического развития.
3. « Свободное время ребёнка с ОВЗ»
В течение года
Педагог- психолог
Такое сотрудничество со специалистами школы помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть - во всех его проявлениях.
Ожидаемый результат:
Появление интереса родителей к работе школы.
Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.
Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в районные службы ПМПК, социальной защиты и т.д.
Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в школе.
Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и результатами своих детей в целом.
2015 - 2016 учебный год