Выступление на ГМО «Проектирование интерактивной модели обучения»

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную де...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на ГМО «Проектирование интерактивной модели обучения».

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

Особенности организации

В традиционном обучении учитель играет роль "фильтра", пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном - роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя - создать условия для их инициативы. Учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Учитель в данной модели выступает в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.

В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.

В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.).

В роли консультанта учитель обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Мы не сомневаемся, что многие из присутствующих знакомы с технологиями и методами, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока.

Сегодня мы поделимся с вами знаниями о техниках графического моделирования информации для формирования УУД (универсальных учебных действий).

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИК

ГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ


  1. ВВЕДЕНИЕ

Преимущества графических способов представления информации: С использованием графических схем можно представить всю проблему целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета».

  • Графика помогает наглядно и понятно для себя и других слушателей представить структуру проблемы.

  • Когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи (а это полезно и для преподавателя, и для учеников).

  • Повышается мотивация, окружающим легче воспринимать идеи проекта: человеческого мозгу всегда нужны графические образы.

  • С использованием схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.


  1. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ ГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

  1. Схема «Фишбоун»

  2. Кластеры

  3. Ментальные карты

  4. Денотатные графы

  5. Концептуальные схемы (таблицы)

  6. Паутина


  1. ОПИСАНИЕ СПОСОБОВ ГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ :

- КЛАСТЕРЫ

- МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ

- ПАУТИНА

-ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ

- ФИШБОУН

- КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ

Схема ФишбоуН (Слайд 18)

Основой для схемы является рыбий скелет.

В случае планирования учебного проекта в голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.

Удобно использовать, когда имеется большой объем фактов, подтверждающих наличие проблемы.

Записи на схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания.

(РАБОТА С ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ № 4) (Слайд -19)

Варианты схем Фишбоун:

  1. На верхних косточках - причины, а на нижних - соответствующие ему следствия.

  2. На верхних косточках - экономические причины, на нижних - связанные с ними

социально-политические факторы.

  1. На верхних косточках главные факты темы, а на нижних - самостоятельная оценка их значения.

Всегда: в голове - тема, на хвосте - общий вывод!

"Таблицы"

Самым распространенным способом графической организации материала являются таблицы. Предлагаю рассмотреть концептуальную таблицы. Их использование позволяет за короткое время описать и (Слайд 20-21) изучить большое количество информации.

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Презентация разработки урока биологии в 10 классе с использованием техник графического моделирования.

Обмен веществ. Урок Фотосинтез

Цель: Формировать знания о реакциях пластического и энергетического обмена и их взаимосвязи. Рассмотреть фотоавтотрофный тип обмена веществ, основанный на использовании световой энергии. Дать характеристику реакциям световой и темновой фазы фотосинтеза.

Развивать мышление, умение преобразовывать текстовую информацию в графические схемы, делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Создать условия для формирования познавательного интереса к биологии, воспитания культуры общения со сверстниками.

Оборудование: таблицы по цитологии: клетки растений и животных, фолии: строение пластид, взаимосвязь одномембранных органоидов клетки, кодоскоп, ЦОР по общей биологии.

Ход урока:

  1. Орг. момент. 1 мин.

  2. Анализ контрольной работы. 3 мин.

  3. Подготовка к изучению темы урока:

  1. Стадия вызова (фронтально) 6-7 мин.

А) распределить по группам (назвать немембранные, одномембранные и двумембранные) органоиды клеток.

Б) особенности строения хлоропластов (работа с фолией)

В) Клетка имеет множество органоидов, которые связаны друг с другом. Приведите пример взаимосвязи органоидов в клетке (табл. «Клетка», фолия «Взаимосвязь одномембранных органоидов клетки»).

Г) Вывод-? (Клетка - это не простое объединение частей, а целостная система).

Д) Клетка - открытая система - как вы понимаете это высказывание?


  1. Озвучивание темы и целей урока. (У стр. 44-45) 2 мин.

  2. Организация работы в группах по самостоятельному изучению материала 8 мин.:

1 группа - стр 44, абзац 1-2 . представить материал в форме паутины.

2 группа - стр 44, абзац 1-2 . представить материал в форме денотатного графа.

3 группа - стр 44-45, абзац 3, 4-5 представить материал в форме конспекта.

4 группа - стр 44-45, абзац 3, 4-5 представить материал в форме кластера.

5 группа - Параграф 11 -1 часть. «Космическая роль зеленых растений» представить в форме тезисов.

6 группа - Параграф 11 -1 часть. «Космическая роль зеленых растений» представить в форме тезисов.


  1. Представления результатов работы по группам, анализ работы, записи в тетради наиболее удачных схем. (Первичное закрепление материала осуществляется по ходу выступлений учащихся)


  1. Изучение темы урока. Объяснение учителя. «Фотосинтез»


  1. Д/З. Всем: читать конспект, Стр. 44 -49 учебника. Перенести в тетрадь и заполнить таблицу стр. 49.

  2. Индивидуально: Схема фотосинтеза (рис 19). Нарисовать на А-3, уметь объяснить.

  1. Рефлексия (слайд)

1 группа - прочтите материал учебника (стр. 44, абзац 1-2), представить материал в графической форме «Паутина».


2 группа - прочтите материал учебника (стр. 44, абзац 1-2), представить материал в графической форме «Денотатный граф».


3 группа - прочтите материал учебника (стр 44-45, абзац 3, 4-5 ), представить материал в форме конспекта.


4 группа - прочтите материал учебника (стр 44-45, абзац 3, 4-5 ), представить материал в графической форме: «Кластер».


5 группа - прочтите материал учебника (параграф 11 -1 часть), представить его в форме тезисов по теме: «Космическая роль зеленых растений».

6 группа - прочтите материал учебника (параграф 11 -1 часть), представить его в форме тезисов по теме: «Космическая роль зеленых растений».



Практическая работа в группах:

1.Представить материал по предмету в одной из техник графического моделирования (работа в группах).

2. Представление работ.

Рефлексия в форме синквейна (слайд №23-24)

- Я предлагаю вам составить синквейн по результатам семинара.

- Представление синквейнов (назовите число, которое делится на 6)

- СЛАЙДЫ 25-26.


© 2010-2022