Рабочая программа элективного курса Экология и человек

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Программа элективного курса

"Экология и человек",

11-й класс, 17 часов















Составитель:

Учитель биологии

Л.М Владимирова.





Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Экология и человек» составлена на основе: 1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

2. На основе авторской программы Зуевой Дины Геннадьевны интернет ресурсы festival.

1 september.ru.

3.Годового календарно-учебного графика МБОУ СОШ №154 на 2015-2016 год утвержденного Департаментом образования городского округа Самара.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс "Экология и человек" рассчитан на 17 часов в 11 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых - для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых - для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.

Общая характеристика учебного предмета.

Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество - тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.

Цель курса:

1. Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования;

2. Формирование знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе;

3. Изучение методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.

Задачи курса:

  1. Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека - своей хозяйственной деятельностью.

  2. Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.

  3. Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • основные механизмы функционирования и устойчивости природы;

  • современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;

  • особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.

Учащиеся должны уметь:

  • свободно ориентироваться в различных сферах экологии;

  • разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;

  • использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.











































Содержание курса

Человечество в экосистеме Земли (3ч)

История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.

Экологическая демография (1ч)

Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.

Основы экологии (3ч)

Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.

Человек и биосфера (10 ч)

Прошлое и будущее биосферы. Вода - основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт - фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва - биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.





Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Основные понятия

Форма проведения

1

Развитие пищевых и информационных связей.

Информационные связи. Экологическая емкость среды. Социально-экологические связи.

Лекция

2

Использование орудий и энергии

Орудийная деятельность. Адаптации.

Семинар

3

История развития экологических связей человечества. Современность

Промышленная революция. Урбанизация.

Семинар-практикум

4

Социально-экологические особенности демографии человечества

Демография.

Эпидемии. СПИД. Социально-экологическая емкость среды.

Лекция

5

Организм - единое целое

Обмен вещес

в. Гомеостаз. Приспособленность. Устойчивость организма и экосистемы. Анабиоз.

Беседа

6

Взаимодействие популяций

Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм. Конкуренция. Квартирантство.

ахлебничество. Мутуализм. Паразитизм.

Семинар

7

Использование экологических знаний в

озяйственной деятельности человека.

Мутагенез. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Биологические методы борьбы с вредителями лесов, растительности.

Лекция

8

Строение и состав биосферы

Структурные компоненты и слои атмосферы, литосферы и гидросферы. Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и фито-планктон. Зоо- и фито-бентос. Космополиты. Биокос.

Семинар-практикум

9

Рациональное использование природных богатств и охрана биосферы.

Прямое и косвенное воздействие человека. Антропогенные ландшафты. Экологическая экспертиза и прогноз.

Семинар

10

Охрана природных памятников и природных комплексов

Природные памятники. Заповедники и заказники. Акклиматизация и реакклиматизация. Национальные парки. Обсерватории.

Семинар-практикум

11

Биосфера и её эволюция

Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела.

Лекция

12

Современная биосфера

Круговорот азота. Круговорот углерода. Круговорот фосфора. Цикл кислорода.

Семинар

13

Атмосфера - наружный слой биосферы

Геомагнитизм. Космическое излучение. Видимый свет. Тепловые инфракрасные лучи. УФ и радиоизлучения. Коротковолновые рентгеновские излучения.

Семинар

14

Экологические проблемы в биосфере

Политика. Экономика. Динамическое равновесие. Кризис. Деградация. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Альтернативная энергетика.

Семинар-практикум

15

Биологическое загрязнение и здоровье человека

Биологические отходы. Продукты окисления. Биологические методы борьбы.

Лекция

16

Питание и здоровье человека

Рациональное питание. Раздельное питание. Сбалансированное питание. Витамины. Калорийность. Режим.

Групповая работа

17

Рациональное природопользование

Вторичное сырье. Рекультивация земель. Лесомелиорация. Лесовозобновление. Красная книга. Экологическая экспертиза и прогноз.

Семинар





Учебно-методическое обеспечение

  1. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 2005.

  2. Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. - М.: "Школа-Пресс", 2006.

  3. Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М.: "Просвещение", 2007.

  4. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. - Ярославль: "Академия развития", 2008.

  5. Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,2004.

Литература для учащихся

  1. Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М.: "Просвещение", 2012.

  2. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. - Ярославль: "Академия развития", 2010.



© 2010-2022