- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса Экология и человек
Рабочая программа элективного курса Экология и человек
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Владимирова Л.М. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса
"Экология и человек",
11-й класс, 17 часов
Составитель:
Учитель биологии
Л.М Владимирова.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Экология и человек» составлена на основе: 1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
2. На основе авторской программы Зуевой Дины Геннадьевны интернет ресурсы festival.
1 september.ru.
3.Годового календарно-учебного графика МБОУ СОШ №154 на 2015-2016 год утвержденного Департаментом образования городского округа Самара.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс "Экология и человек" рассчитан на 17 часов в 11 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых - для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых - для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.
Общая характеристика учебного предмета.
Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество - тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.
Цель курса:
1. Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования;
2. Формирование знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе;
3. Изучение методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.
Задачи курса:
-
Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека - своей хозяйственной деятельностью.
-
Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.
-
Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
-
основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
-
современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
-
особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
Учащиеся должны уметь:
-
свободно ориентироваться в различных сферах экологии;
-
разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;
-
использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.
Содержание курса
Человечество в экосистеме Земли (3ч)
История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.
Экологическая демография (1ч)
Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.
Основы экологии (3ч)
Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.
Человек и биосфера (10 ч)
Прошлое и будущее биосферы. Вода - основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт - фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва - биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Основные понятия
Форма проведения
1
Развитие пищевых и информационных связей.
Информационные связи. Экологическая емкость среды. Социально-экологические связи.
Лекция
2
Использование орудий и энергии
Орудийная деятельность. Адаптации.
Семинар
3
История развития экологических связей человечества. Современность
Промышленная революция. Урбанизация.
Семинар-практикум
4
Социально-экологические особенности демографии человечества
Демография.
Эпидемии. СПИД. Социально-экологическая емкость среды.
Лекция
5
Организм - единое целое
Обмен вещес
в. Гомеостаз. Приспособленность. Устойчивость организма и экосистемы. Анабиоз.
Беседа
6
Взаимодействие популяций
Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм. Конкуренция. Квартирантство.
ахлебничество. Мутуализм. Паразитизм.
Семинар
7
Использование экологических знаний в
озяйственной деятельности человека.
Мутагенез. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Биологические методы борьбы с вредителями лесов, растительности.
Лекция
8
Строение и состав биосферы
Структурные компоненты и слои атмосферы, литосферы и гидросферы. Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и фито-планктон. Зоо- и фито-бентос. Космополиты. Биокос.
Семинар-практикум
9
Рациональное использование природных богатств и охрана биосферы.
Прямое и косвенное воздействие человека. Антропогенные ландшафты. Экологическая экспертиза и прогноз.
Семинар
10
Охрана природных памятников и природных комплексов
Природные памятники. Заповедники и заказники. Акклиматизация и реакклиматизация. Национальные парки. Обсерватории.
Семинар-практикум
11
Биосфера и её эволюция
Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела.
Лекция
12
Современная биосфера
Круговорот азота. Круговорот углерода. Круговорот фосфора. Цикл кислорода.
Семинар
13
Атмосфера - наружный слой биосферы
Геомагнитизм. Космическое излучение. Видимый свет. Тепловые инфракрасные лучи. УФ и радиоизлучения. Коротковолновые рентгеновские излучения.
Семинар
14
Экологические проблемы в биосфере
Политика. Экономика. Динамическое равновесие. Кризис. Деградация. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Альтернативная энергетика.
Семинар-практикум
15
Биологическое загрязнение и здоровье человека
Биологические отходы. Продукты окисления. Биологические методы борьбы.
Лекция
16
Питание и здоровье человека
Рациональное питание. Раздельное питание. Сбалансированное питание. Витамины. Калорийность. Режим.
Групповая работа
17
Рациональное природопользование
Вторичное сырье. Рекультивация земель. Лесомелиорация. Лесовозобновление. Красная книга. Экологическая экспертиза и прогноз.
Семинар
Учебно-методическое обеспечение
-
Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 2005.
-
Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. - М.: "Школа-Пресс", 2006.
-
Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М.: "Просвещение", 2007.
-
Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. - Ярославль: "Академия развития", 2008.
-
Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,2004.
Литература для учащихся
-
Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М.: "Просвещение", 2012.
-
Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 2005.
-
Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. - Ярославль: "Академия развития", 2010.