- Преподавателю
- Биология
- Список лабораторных работ по биологии
Список лабораторных работ по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воронцова Е.М. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Лабораторные работы по биологии за 2012-13 учебный год:
Пояснительная записка
Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся не только запомнили совокупность знаний, но и освоили их в ходе лабораторной работы
Лабораторные работы в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики - деятельностный подход и гуманизация процесса обучения. Ученик из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности. Продуктивное обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, ставит приоритетной поисковую учебно-познавательную деятельность школьников, т.е. открытие под руководством учителя способов приложения знании к практике.
Известно, что знания будут усвоены тогда, когда обучающиеся смогут воспользоваться ими, применить полученные знания на практике в незнакомых ситуациях. Но, как правило, учащиеся не знают, как это сделать, поэтому умение применять знания является одним из видов общеучебных умений, которому необходимо обучать.
Самообразование на уроках биологии - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.
В курсе биологии на II и III ступени проводятся лабораторные работы по некоторым темам. Лабораторные работы рассчитаны не на весь урок и занимают лишь небольшую часть урока при изучении новой темы или при повторении нового материала. Некоторые работы учащиеся проводят дома: например «Черенкование комнатных растений» или «Действие фермента каталазы на перекись водорода». Практикумы по решению задач рассчитаны на весь урок, например, «Решение генетических задач» и «Решение экологических задач».
При планировании практической части программ необходимо учитывать следующее: лабораторные и практические работы могут носить обучающий и ознакомительный характер. Составляя тематическое планирование, формулируя учебные задачи урока, учитель может сам определить тип работы. Ознакомительные практические и лабораторные работы не требуют обязательного оценивания. Количество лабораторных, практических работ и экскурсий определено действующими программами. Учебные экскурсии в природу могут быть организованы во внеурочное время.
В структуру лабораторных работ включается следующее: название, цели, оборудование, ход работы, состоящий из теоретической и практической части, вывод. С целью единого подхода к оформлению результатов для учащихся может приводиться таблица, а также вопросы, помогающие сформулировать вывод.
6 класс
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Знакомство с цветковым растением"
Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения, научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы.
Оборудование: 1) растение пастушья сумка, 2) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите растение пастушью сумку.
2. Найдите:
- корень и побег, определите их размеры;
- цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;
- вскройте плод, что находится внутри?
Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения;
пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы пастушьей сумки зеленым цветом, а генеративные - красным.
Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Знакомство с увеличительными приборами"
Цель: познакомиться со строением лупы и микроскопа,
научиться их сравнивать
Оборудование: 1) лупа;
2) микроскоп.
Ход работы:
1. Найдите составные части лупы, определите ее увеличение.
2. Найдите составные части микроскопа, определите его увеличение.
3. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
Оформление результатов:
запишите в тетрадь название составных частей лупы и ее увеличение, название составных частей микроскопа и его увеличение.
Cделайте вывод, ответив на вопросы:
1.почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами?
2. чем они отличаются?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Приготовление микропрепарата кожицы лука"
Цель: научиться готовить временные микропрепараты,
закрепить умение пользоваться микроскопом.
Оборудование: 1) микроскоп;
2) предметное и покровное стекла;
3) флакон с водой;
4) луковица.
Ход работы:
1. На предметное стекло капните каплю воды.
2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.
Оформление результатов:
зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.
Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Строение корня. Типы корневых систем."
Цель: познакомиться с внешним строением корня,
научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их
Оборудование: 1) проросшие семена тыквы; 2) лупа;
3) гербарные материалы растений с разными
типами корневых систем.
Ход работы:
1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.
2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.
2. Заполните таблицу:
-
Название растения
Тип корневой системы
Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем
и укажите преимущества каждой из них.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Знакомство со строением листа"
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение листа,
научиться распознавать простые и сложные листья и
сравнивать их
Оборудование: 1) гербарный лист с простыми и сложными листьями разных растений;
2) микроскоп; 3) микропрепарат "Лист камелии".
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарный лист; найдите составные части листьев разных растений, определите: какие из этих листьев простые, какие - сложные.
2. Подготовьте микроскоп к работе, рассмотрите микропрепарат листа камелии; найдите, пользуясь рисунком в учебнике, кожицу, жилку, столбчатую и губчатую ткани.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте в тетради один из простых листьев с гербарного листа, подпишите его составные части и тип жилкования.
2. Заполните таблицу:
Растение
Простой или сложный лист
Почему?
Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
по теме: "Строение стебля"
Цель: изучить строение стебля,
научиться устанавливать взаимосвязь между строением и
функцией
Оборудование: 1) спил ствола дерева; 2) лупа; 3) микроскоп; 4) микропрепарат "Ветка липы".
Ход работы:
1. Рассмотрите спил дерева; пользуясь рисунком учебника, найдите все его слои.
2. Подготовьте микроскоп к работе, рассмотрите микропрепарат "Ветка липы" и найдите все слои.
Оформление результатов:
зарисуйте в тетрадь сегмент стебля, подпишите все его слои.
Сделайте вывод, в котором объясните, с чем связана разница в строении слоёв стебля.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
по теме: "Знакомство со строением цветка и соцветиями"
Цель: познакомиться со строением цветка и разнообразными соцветиями, научиться выделять главное и обосновывать свой выбор
Оборудование: 1) модель цветка картофеля;
2) гербарные листы растений с разными соцветиями.
Ход работы:
1. Рассмотрите модель цветка картофеля и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все его составные части.
2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются.
Оформление результатов:
1. Запишите в тетрадь формулу цветка картофеля.
2. Заполните таблицу:
Название растения
Название соцветия
Схематический рисунок соцветия
Сделайте вывод, ответив на вопросы:
Какие части цветка являются главными? Почему?
Какова роль соцветий в жизни растения?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11
по теме: "Строение семян фасоли и пшеницы"
Цель: познакомиться со строением семян однодольных и двудольных растений, научиться их сравнивать
Оборудование: 1) проросшие семена фасоли; 2) микроскоп, лупа;
3) микропрепарат "Зерновка пшеницы".
Ход работы:
1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.
2. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.
Оформление результатов:
зарисуйте семя фасоли и зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части: одинаковые - синим цветом, а различные - зеленым.
Сделайте вывод, сравнив эти семена и ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям, а фасоль - к двудольным?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12 (домашняя)
по теме: "Черенкование комнатных растений"
Цель: научиться черенковать комнатные растения
и вести наблюдения за развитием черенков
Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).
Ход работы:
1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.
2. Срежьте у сенполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.
3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).
Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 - 2 см) и сделайте вывод.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 18
по теме: "Внешнее строение бактерий"
Цель: рассмотреть внешний вид крупных бактерий, научиться их сравнивать
Оборудование: 1) микроскоп;
2) флакон с водой, предметное и покровное
стекла;
3) культура сенной и картофельной палочки.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат культуры бактерий.
2. Рассмотрите его при малом и большом увеличении микроскопа, отметьте форму и окраску бактерий.
Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное.
Сделайте вывод, сравнив картофельную и сенную палочки.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 19
по теме: "Знакомство с грибами"
Цель: познакомиться со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей, научиться сравнивать их и делать выводы.
Оборудование: 1) набор картинок шляпочных грибов; 2) микропрепарат "Плесень мукор";
3) культура дрожжей; 4) микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.
Ход работы:
1. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.
2. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.
3. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей.
Оформление результатов:
1. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.
2. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.
3. Зарисуйте дрожжевую клетку.
Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных, плесневых грибов и дрожжей.
7 класс
-
Лабораторная работа «Строение и передвижение инфузории - туфельки»
-
Л.р. «Внешнее строение мадагаскарского таракана»
-
Л.р. «Внешнее строение ящерицы прыткой»
-
Л.р. «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
-
Л.р. «Изучение внутреннего строения рыбы»
-
Л.р. «Особенности внешнего строения лягушки и её передвижения»
-
Л.р. «Изучение внешнего строения птицы»
-
Л.р. «Изучение строения скелета млекопитающих»
-
Л.р. «Изучение внутреннего строения млекопитающих по готовому влажному препарату»
8 класс
-
Л.р. «Строение животной клетки»
-
Л.р. «Строение тканей животных и человека»
-
Л.р. «Состав костей»
-
Л.р. «Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета»
-
Л.р. «Определение правильности осанки. Определение наличия плоскостопия».
-
Л.р. «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки. Измерение пульса и артериального давления»
-
Л.р. « Знакомство с приёмами остановки кровотечений»
-
Л.р. «Действие ферментов слюны на крахмал» (домашняя).
-
Л.р. «Каталитическая активность ферментов: действие фермента каталазы на перекись водорода»
9 класс
-
Л.р. «Строение растительной и животной клеток. Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
-
Практическая работа «Решение генетических задач»
-
Л.р. « Статистические закономерности изменчивости»
-
Л.р. «Изучение критериев вида»
-
Лабораторный практикум «Приспособленность организмов и её относительность. Морфологические особенности растений различных видов».
10 класс
-
Лабораторная работа 1. «Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи, лизосомы».
-
. Лабораторная работа 2. «Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения и включения»
-
Лабораторная работа3 «Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты».
-
Лабораторная работа 4 «Решение генетических задач».
11 класс
-
Л.р. « Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах»
-
Л.р. «Выявление изменчивости у особей одного вида»
-
Л.р. «Приспособленность организмов к среде обитания»
-
Л.р. «Составление цепей питания»
-
Л.р. «Решение экологических задач»
-
.Л.р. «. Выявление антропогенных изменений в экосистемах Закамска: болото, парк, березовая роща».
Лабораторные работы по биологии за 2013-14 учебный год:
6 класс
-
Л.р. "Знакомство с цветковым растением"
-
Л.р. "Знакомство с увеличительными приборами
-
Л.р. Приготовление микропрепарата чешуи кожицы лука»
-
Л.р. "Строение корня. Типы корневых систем."
-
Л.р. "Строение стебля"
-
Л.р. "Знакомство со строением цветка и соцветиями"
-
Л.р. "Черенкование комнатных растений"
-
класс
-
Лабораторная работа «Строение и передвижение инфузории - туфельки»
-
Л.р. «Внешнее строение майского жука»
-
Л.р. «Внешнее строение ящерицы прыткой»
-
Л.р. «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
-
Л.р. «Изучение внутреннего строения рыбы»
-
Л.р. «Изучение внешнего строения лягушки»
-
класс
-
Л.р. «Строение животной клетки»
-
Л.р. «Строение тканей животных и человека»
-
Л.р. «Каталитическая активность ферментов: действие фермента каталазы на перекись водорода»
-
Л.р. «Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета»
-
Л.р. «Определение правильности осанки. Определение наличия плоскостопия».
-
Л.р. «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки. Измерение пульса и артериального давления»
-
Л.р. « Знакомство с приёмами остановки кровотечений»
-
Л.р. «Действие ферментов слюны на крахмал» (домашняя).
-
Л.р. «Каталитическая активность ферментов: действие фермента каталазы на перекись водорода»
-
Класс
-
Л.р. «Строение растительной и животной клеток. Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
-
Практическая работа «Решение генетических задач»
-
Л.р. « Статистические закономерности изменчивости»
-
Л.р. «Изучение критериев вида»
-
Лабораторный практикум «Приспособленность организмов и её относительность. Морфологические особенности растений различных видов».
10 класс
-
Л.р. «Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи, лизосомы».
-
Л.р. «Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения и включения»
-
Л.р. «Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты».
11класс
-
Л.р. « Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах»
-
Л.р. «Выявление изменчивости у особей одного вида»
-
Л.р. «Приспособленность организмов к среде обитания»