• Преподавателю
  • Биология
  • Проектная деятельность учащихся как средство социальной адаптации личности (из опыта работы)

Проектная деятельность учащихся как средство социальной адаптации личности (из опыта работы)

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия максимально приближенные к реальным.   При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность. Под проектом подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий по разрешению значимой для школьника пробл...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность учащихся как средство социальной адаптации личности (из опыта работы)Проектная деятельность учащихся как средство социальной адаптации личности (из опыта работы)Проектная деятельность учащихся как средство социальной адаптации личности (из опыта работы)Проектная деятельность учащихся как средство социальной адаптации личности (из опыта работы)Проектная деятельность учащихся как средство социальной адаптации личности (из опыта работы)Проектная деятельность учащихся как средство социальной адаптации личности (из опыта работы)Кошечкина Н.Л.

Проектная деятельность учащихся как средство социальной

адаптации личности (из опыта работы)

Переход к личностно-ориентированному обучению предъявляет свои требования к организации учебного процесса. Проектная технология наиболее полно реализует поставленные цели личностно-ориентированного обучения. Работа над проектом помогает каждому ученику самореализоваться, проявить свои способности, увлечь товарищей своей идеей.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия максимально приближенные к реальным.

При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность.

Под проектом подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий по разрешению значимой для школьника проблемы; под методом проектов - технологию организации образовательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы.

Цель проектной деятельности - приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии.

Постоянно овладевая ключевыми компетенциями, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдая и проводя опыты с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературы. А самое главное, проектная деятельность способствует социальной адаптации детей.

Задачи, которые ставлю при обучении школьников проектной деятельности:

1) формировать и развивать творческие способности учащихся;

2) развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решения;

3) создавать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

4) способствовать формированию индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

5) развивать у ребенка коммуникативные навыки ит.д.

В результате совместной деятельности педагога и ученика оба находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.

Роль учителя:

1) консультирует;

2) мотивирует;

3) фасилитирует;

4) наблюдает.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

1) выбирает,

2) выстраивает систему взаимоотношений с людьми,

3) оценивает.

Важным результатом такой совместной работы является выработка специфических методологических умений школьника. Когда ученик создал проект, защитил его, он научился:

- оформлять работу, создавать презентации;

- планировать работу;

- письменно, устно представлять результаты своей работы;

- защищать и отстаивать свою точку зрения;

- отвечать за результаты своей работы и т.д.

Таким образом, проектная деятельность, как никакая другая учебная деятельность, помогает мне сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем не зависимо от выбора профессии.

Педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой:

Основан на принципе индивидуально сконцентрированного обучения

Построен на принципах проблемного обучения

Реализует деятельностный подход в обучении



Педагогические возможности проектного метода

Способствует развитию внутренней мотивации к учению

Способствует развитию конструктивного критического мышления школьников

Обеспечивает формирования основных компетенций учащихся, т.е. умений:

-проблематизации;

-целеполагания;

-планирования деятельности;

-самоанализа и рефлексии;

- сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования;

-самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации (в т.ч. с использованием электронных носителей);

-презентации хода самостоятельной деятельности

и её результатов;

-коммуникативности и толерантности.







Одной из серьезных проблем является выбор темы, как для учителя, так и для ученика. Дело в том, что проектная деятельность многозначна и может осуществляться с разными целями.

Например, она может быть направлена на развитие способностей каждого учащегося класса, независимо от его интереса к биологии. Так, предлагаю всем проблемные задачи по предмету, хотя некоторые учащиеся не интересуются биологией. Данная исследовательская деятельность приносит им определенную пользу. Другой пример, когда тема работы- это предмет активного интереса учащегося, и его привлекает и объект изучения, и собственное наблюдение и исследование.

Большое внимание при использовании метода уделяю проектам с использованием регионального компонента. Реализация проектов с РК позволяет учащимся познакомиться с особенностями природы родного края, учит их видеть красоту Урала, выявлять экологические проблемы, наблюдая из года в год за изменениями, происходящими в окружающей среде.

Свои проекты ученики представляют на уроках биологии, творческих зачетах, школьных и городских научно- практических конференциях.

Так, проект «Лекарственные растения Челябинской области» содержит информацию о 30 видах лекарственных растений, произрастающих в нашей области, рассказы травников и их лучшие рецепты долголетия, легенды о лекарственных травах, а также рецепты народной медицины. В результате работы над проектом школьники выяснили, что источником информации может быть те только Интернет и книги, но и люди, которые живут рядом с ними. Данный проект предлагаю шестиклассникам.

Семиклассники выполняют проекты: «Животные Урала», «Картотека животных».

Ребята всегда активно включаются в работу. Мне отводиться роль координатора, помогаю советами и направляю работу групп. При оформлении своих книг школьники отрабатывают навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц.

В 8 классе наиболее интересны проекты, касающиеся здоровья человека. Школьниками гимназии разработан проект « Сегодня в моде здоровый образ жизни» ( Приложение 1).

Проектная деятельность широко представлена в старшей школе. В современном курсе биологии сложилось так, что общие закономерности изучают в 9 классе, а затем углубляются в 10, 11 классах. Основной материал знаком, и в начале года предлагаю ребятам информационные проекты по темам курса.

10 класс:

1. История развития биологии и методы исследования в биологии.

2. Цитология наука о клетке.

3. Неорганические вещества в клетке.

4. Органические вещества в клетке.

5. Органоиды в клетке.

6. Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты.

7. Энергетический обмен в клетке.

8. Пластический обмен в клетке.

9. Формы размножения в клетке.

10. Онтогенез.

11. История развития генетики и ее методы.

12. Изменчивость.

13. Методы исследования генетики человека.

14. Наследственные болезни.

11 класс:

1. Эволюционное учение.

2. Основные методы селекции.

3. Биотехнология.

4. Гипотезы о происхождении человека.

5. Антропогенез.

6. Расы, расоведение.

7. Основы экологии.

С проектной деятельностью учащиеся к этому времени хорошо знакомы и четко понимают, что от них требуется. В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнят от 1 до 3 человек. Получается, что за год каждый ученик примет участие в проекте. Ребята с интересом относятся к работе: внимательно слушают и конспектируют выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что завтра на этом месте выступать им.

Отчет по выполнению проекта сопровождается презентацией. Готовые презентации по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний.

В ходе работы возникла необходимость создания технологической карты, где отражается деятельность учителя и ученика на каждом этапе.

Этапы работы над учебным проектом

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Погружение в проект

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников

Выбор рабочей группы

Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта.

Вживаются в ситуацию.

Выдвигают (с подачи учителя) проблемы («мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением).

Уточняют информацию.

Мотивирует учащихся.

Формулирует и объясняет цели и задачи проекта.

Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематика, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта.

Наблюдает.

2. Организация деятельности

Анализ проблемы.

Определение источников необходимой информации.

Выбор методов исследования.

Распределение ролей в группе.

Определение критериев оценки результатов работы над проектом.

Выбор формы презентации проекта.

Планирование работы по решению задач проекта по группам.

Уточняют информацию.

Формируют состав группы и распределяют роли в группах.

Осуществляют планирование работы в группах.

Выбирают форму презентации результатов.

Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом.

Консультируются с учителем.

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах.

При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д.

Консультирует учащихся (по их просьбе).

Наблюдает.

3.Осуществление деятельности

Выполнение проекта.

Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы).

«Добывают» недостающие знания.

Консультируются с учителем.

Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.)

Оформляют проект.

Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе.

Консультирует учащихся по необходимости.

Ненавязчиво контролирует деятельность школьников.

Наблюдает.

Проектная деятельность повышает успеваемость учащихся. Экспериментальная работа по данной теме проводилась в параллели 8 классов. Был определен контрольный класс 8 Б и экспериментальный 8 в класс. Дети изучали тему « Кровь и кровеносная система» разными способами. В 8 Б классе уроки по данной теме проводились с доминирующей ролью учителя, в 8 В классе было предложено задание по созданию проектов. По окончанию изучения темы проведен контрольный срез, целью которого было выявить уровень усвоения знаний учащихся по теме. Результаты исследования и наблюдения показали, что абсолютная и качественная успеваемость учащихся 8в (100%/63%) значительно выше, чем у учащихся 8 б класса (97%/35%) (Приложение 2,3).

Таким образом, использование метода проектов позволяет сделать следующие выводы:

1. Проектная деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.

2. Отмечаются повышения интереса к предмету.

3. Проектная деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.

4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ ( практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.



© 2010-2022